Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Рекомендации Рекомендации по снижению затрат организаций дорожного хозяйства на охрану окружающей п  
25.09.2018
    
Рекомендации Рекомендации по снижению затрат организаций дорожного хозяйства на охрану окружающей п

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Утверждено Распоряжением
Минтранса России
от 31.12.2002 ОС-1178р

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ
ОРГАНИЗАЦИЙ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮ
ЩЕЙ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЫ П
УТЕМ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

Москва 2003

Рекомендации разработаны на основе действующих нормативных документов Госстроя РФ, Минтранса РФ и Росавтодора, фактических данных о структуре затрат подрядных организаций различных форм собственности, занятых выполнением работ в дорожном хозяйстве.

Целью разработки методики является создание «Методических рекомендаций по снижению затрат на охрану окружающей природной среды» на основе разрабатываемых исполнителем экономико-математических моделей по основным направлениям деятельности организаций дорожного хозяйства.

Законодательство РФ закрепляет обязанность каждого хозяйствующего субъекта, деятельность которого негативно сказывается на состоянии окружающей природной среды, платить за использование природных ресурсов, за загрязнение окружающей природной среды, а также разрабатывать и внедрять в жизнь природоохранные мероприятия, а это огромные затраты. Поэтому любое предприятие стремится к более целенаправленному и рациональному использованию имеющихся ресурсов в сфере охраны окружающей природной среды, получая, при этом, социально-экологический эффект путем оптимизации природоохранных затрат, а также экономический эффект от своей хозяйственной деятельности.

Рекомендации предназначены для использования Росавтодором, территориальными органами управления автомобильных дорог, организациями дорожного хозяйства.

Нормативы разработаны авторским коллективом в составе д-ра экон. наук, проф. Гасилова В. В. (руководитель работы), инженеров-экономистов Солодкова А. В., Крючковой И. В., Ореховой А. А., Пушминой С. С., Беленко С. В.

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

В настоящее время дорожное хозяйство России испытывает ряд проблем, связанных с охраной окружающей природной среды.

Транспортный комплекс оказывает серьезное воздействие на природные ресурсы путем постоянного загрязнения токсичными веществами отработавших газов транспортных двигателей, выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, загрязнения поверхностных водных объектов, образования твердых отходов и воздействия транспортных шумов.

Из всех видов транспортного комплекса автомобильный транспорт лидирует по степени всевозрастающего негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения.

В последние годы количество единиц подвижного состава интенсивно растет. В то же время его средний возраст остается очень значительным и составляет более 10 лет. Это не может не сказаться на общей тенденции постоянного увеличения количества выбросов вредных веществ в атмосферу, увеличения сброса загрязненных сточных вод (особенно опасное из-за сброса нефтепродуктов), увеличения количества твердых отходов (автопокрышки, свинцовые аккумуляторы, отходы пластмасс).

Отрицательное влияние автомобильного транспорта в первую очередь проявляется в крупных городах и мегаполисах, а также на территориях с интенсивным движением транспорта (важные автомагистрали). Вредное воздействие автотранспорта характеризуется еще и шумовой нагрузкой. Люди, проживающие на примагистральных территориях и в крупных городах, подвержены повышенному риску необратимой потери здоровья.

Особого внимания заслуживают проблемы загрязнения атмосферы веществами, опасными для здоровья (бензол, формальдегид, ацетальдегид, толуол, ксилолы, тяжелые металлы и др.) и вызывающими различные заболевания. Воздействие автотранспорта на окружающую среду во многом определяется техническим состоянием парка транспортных средств и качеством используемого топлива.

Автомобили российского производства отстают по многим характеристикам (экономичность, экологичность, надежность, безопасность) от автомобилей, произведенных в развитых странах. Отечественные автомобили не удовлетворяют современным экологическим требованиям, что в условиях быстрого роста автомобильного парка страны еще больше оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Среди причин низкого уровня экологических характеристик эксплуатируемого автомобильного парка можно выделить следующие:

1) значительная часть автомобильного парка России с возрастом более 20 лет вообще не проходила экологической сертификации. Более новые отечественные автомобили (а это основная часть автомобильного парка) проходят экологическую сертификацию в соответствии с требованиями правил, действовавших в Европе до 1992 года, то есть не отвечают современным мировым стандартам;

2) небольшое количество автомобилей с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов, поступающих на дороги России, из-за отсутствия постоянного контроля, в эксплуатации быстро теряют свои высокие экологические характеристики;

3) российские автомобили, а также автомобили, произведенные в странах ближнего зарубежья, характеризуются низкой конструктивной надежностью, что в условиях некачественного технического обслуживания приводит к быстрому росту выбросов загрязняющих веществ в процессе их эксплуатации;

4) нехватка современного оборудования и квалифицированных кадров для осуществления качественного технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

5) плохие дорожные условия и сложные климатические условия (длинная зима) приводят к ускоренному износу узлов и агрегатов автомобилей и увеличению выбросов;

6) отсутствует или почти отсутствует система экологического контроля за количеством выбросов загрязняющих веществ. Лишь в некоторых регионах России (в основном, курортные районы или особо охраняемые зоны) существуют так называемые «экологические справки» или «талоны токсичности автомобилей», подтверждающие соответствие транспортного средства по количеству выбросов автомобиля, работающего на холостом ходу, установленным стандартам;

7) производство и распространение некачественного топлива, не соответствующего принятым стандартам и приводящего к увеличению выбросов вредных веществ.

Все эти причины позволяют сделать вывод о том, что экологически ориентированная транспортная политика должна базироваться на жестких экологических нормативах, соответствующих действующим международным требованиям, и на эффективной системе контроля за их соблюдением.

Помимо вреда, наносимого передвижными транспортными средствами, экологические проблемы возникают и в связи со строительством, реконструкцией и ремонтом автодорог. Сеть автомобильных дорог Российской Федерации постоянно расширяется, в связи с чем обостряются проблемы, связанные с отчуждением земель под дорожное строительство, изъятием местных природных минеральных (строительных материалов, особенно песка и щебня) и топливно-энергетических ресурсов в результате ввода новых и реконструкции действующих участков дорог.

Реконструкция, ремонт, обустройство, эксплуатация дорог и мостов сопряжены также с ветровой и водной эрозией, оврагообразованием, изменениями гидрологического режима. Для снижения интенсивности эрозионных процессов реализуется «Программа по озеленению федеральных автомобильных дорог». Деревья и кустарники, посаженные вдоль дорог и автомагистралей, являются эффективным средством снегозадержания, способствуют снижению шума и степени загрязнения атмосферного воздуха, повышению эстетической привлекательности ландшафтов.

Наметившаяся в начале 90-х годов тенденция роста техногенного загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, придорожной полосы и объектов дорожной инфраструктуры подвижными (дорожно-строительные машины, автомобили) и стационарными источниками (асфальтобетонные заводы, карьеры, базы техники) предприятий дорожного хозяйства продолжает сохраняться и в настоящее время.

Предприятия дорожного хозяйства ежегодно выбрасывают в воздух тонны вредных веществ: сажу, оксиды углерода и азота, сернистый ангидрид, углеводороды, соединения свинца. Особый вред наносят и стационарные источники из-за огромного количества выбросов минеральной пыли и пентоксида ванадия, для снижения объема которых необходимы специальные дорогостоящие пылеуловители.

Транспортный состав выбрасывает в воздух почти в два раза больше вредных веществ, чем предприятия дорожного хозяйства. Кроме того, особый вред наносится из-за увеличения количества твердых отходов (продукты износа шин, изношенные детали, агрегаты, аккумуляторы, фильтры), а также пролива и потери смазочных материалов и эксплутационных жидкостей.

В настоящее время особую проблему составляют меры по текущей эксплуатации автодорог. В частности, использование солевых растворов и противогололедных реагентов в зимний период загрязняет водные объекты в пределах придорожных полос. Необходимо повышать эффективность их применения, своевременно очищать дорожную поверхность от снега, прогнозировать метеоусловия, использовать современные технологии.

2. ИНСТРУМЕНТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

При решении задач природоохраны в отраслях дорожного хозяйства используются три типа инструментов: командно-административные, экономические и другие механизмы.

Командно-административные инструменты включают в себя механизмы по установлению стандартов качества окружающей среды, стандартов выбросов для источников загрязнения, технологических стандартов и др. Долгое время в большинстве западных стран борьба с загрязнением происходила исключительно административно-командным способом. Однако опыт показал, что подобные меры далеко не всегда были эффективны, так как часто не давали выбора производителям, значительно увеличивали затраты на осуществление природоохранных мероприятий, и тем самым замедляли процесс реализации природоохранных мер.

Экологические проблемы нельзя рассматривать отдельно от экономических. Экологические и экономические показатели тесно взаимозависимы. Ключевым элементом многих экономических процессов, и особенно предприятий дорожной отрасли, является окружающая среда, на состояние которой, в свою очередь, оказывают большое влияние экономические решения. В связи с этим, большинство государств широко используют экономические инструменты, которые способны сочетать в себе экономическое развитие с сохранением и улучшением окружающей среды.

Экономические инструменты представляют собой любые инструменты, изменяющие поведение экономических агентов путем воздействия на их мотивацию.

В мировой практике выделяют следующие типы экономических инструментов:

1) Плата за выбросы (налоги, сборы за загрязнение) - прямые платежи, основанные на измерении или оценке количества и качества загрязнителя.

2) Плата за пользование ресурсами (налоги, сборы) - платежи на покрытие затрат за коллективные услуги в сфере природопользования. Они являются финансовым механизмом для покрытия затрат (например, на очистку сточных вод или утилизацию твердых отходов).

3) Продуктовые платежи (налоги) - налагаются на продукцию, создающую загрязнение в процессе ее производства, потребления или утилизации. Продуктовые налоги вводятся с целью увеличения цен на экологически вредную продукцию или услуги. Доход от введения этого вида налогов используется на организацию системы сбора и переработки отходов.

4) Плата за экологические нарушения - применяется к нарушителям, не выполняющим требования природоохранного регулирования и управления природными ресурсами. Определяется или на базе принесенного ущерба, или прибыли, которая получена в результате несоблюдения экологических требований.

5) Возвратные депозиты или залоговая цена - плата, которая взимается в момент покупки продукта и которая полностью или частично возмещается при возврате продукта дилеру или специализированной организации, занимающейся переработкой.

6) Торговля правами на выбросы основывается на том принципе, что увеличение объема выбросов в одном месте, должно компенсироваться снижением выбросов в другом. Для обеспечения этих целей для каждого района устанавливается предел выбросов. Любая организация, которая хочет производить продукцию с загрязнением окружающей среды, должна купить «права» на загрязнение у государства или других предприятий того же района. Тем самым объем выбросов остается на установленном уровне.

7) Залоговый депозит - используется для обеспечения гарантий выполнения экологических требований к загрязнителям. Для того, чтобы начать производство, организация оставляет депозит в форме залога, который ей возвращается при соблюдении определенных требований.

8) Гражданская ответственность - выплаты «жертвам» систематического или разового загрязнения окружающей среды. Осуществляются, как правило, через специальные фонды, финансируемыми потенциальными загрязнителями.

9) Субсидии - различные формы прямой финансовой помощи загрязнителям или пользователям природных ресурсов.

10) Стимулирующие налоги и платежи - используются для изменения экономического поведения, наносящего ущерб окружающей среде. Они создают ценовые сигналы, необходимые для достижения природоохранных целей. Например, величина платежа может последовательно изменяться в зависимости от величины объема инвестиций в природоохранную деятельность. Часто доходы от таких платежей используются на предоставление субсидий для природоохранных инвестиций.

11) Платежи на покрытие затрат - платежи, которые используются для покрытия затрат по предоставлению экологических услуг потребителям или общественности.

12) Фискальные инструменты - их цель увеличение доходов бюджета.

Наиболее часто используемым механизмом является введение дополнительных налогов и платежей за загрязнение окружающей среды, которые используются в сочетании с определенной системой разрешений: базовый размер платы применяется к загрязнению в пределах разрешенного количества, штрафной уровень создает стимул для выполнения установленного стандарта. Оценить эффект от введения таких платежей достаточно трудно, однако положительная роль их введения очевидна. Положительный эффект создается хотя бы потому, что увеличиваются доходы бюджета, позволяющие поддерживать природоохранные инвестиции.

Другим видом наиболее распространенных экономических инструментов является предоставление экономических субсидий. Они могут выражаться в виде налоговых скидок, освобождений, списания долгов, прямой помощи (гранты, льготные займы, гарантии под займы) и тарифных барьеров. Западные страны преимущественно отказались от использования субсидий, в связи с тем, что они способствуют созданию неустойчивых моделей экономического роста. При использовании такого рода экономических инструментов важно оценить потенциальный отрицательный эффект от введения новых схем субсидирования.

Другие виды экономических инструментов, такие как разрешения на выбросы, система возвращаемых депозитов и др., широко применяются в практике западных стран. Однако для России подобные инструменты пока являются редкостью.

Экономические инструменты дают много преимуществ для решения экологических проблем:

1) позволяют направлять развитие экономики в экологически устойчивую сторону - экономические инструменты неявно содействуют изменению распределения ресурсов в пользу более экологически благоприятных и более экономически привлекательных видов деятельности;

2) способствуют интернационализации экологических затрат - затраты на природоохранную деятельность включаются в цены на товары и услуги, тем самым экономические инструменты могут поощрять эффективные виды деятельности;

3) более эффективны по сравнению с другими инструментами - они поощряют производителей, сокращающих выбросы, и в то же время, дают им выбор и поощряют наиболее рентабельные меры по сокращению загрязнений. Производители и пользователи природных ресурсов, которые загрязняют окружающую среду, платят, тем самым повышают свои затраты на производство товаров и услуг;

4) реализуют принцип «Загрязнитель и Пользователь платит» - подразумевается, что платить за загрязнение или его уменьшение должен тот, кто загрязняет или пользуется природными ресурсами;

5) способствуют формированию финансовых ресурсов для реализации природоохранных мероприятий на уровне государства - налоги за загрязнение окружающей среды, поступающие от организаций, направляются на финансирование государственных экологических программ;

6) оказывают положительное влияние на инновации и конкурентоспособность - с увеличением цены загрязнения (путем ввода дополнительных налогов и сборов) повышается стоимость выпускаемых товаров, а также их привлекательность со стороны покупателей, как к экологически чистым продуктам;

7) способствуют принятию долгосрочных решений эколого-охранного направления - зная затраты на загрязнение, предприятия, при разработке стратегических планов, учитывают этот фактор, выбирая направления в развитии, снижающие нанесение вреда окружающей среде;

8) эффективно действуют на проблемы нестационарных источников загрязнения - на решение проблем загрязнения от небольших источников таких, как транспортные средства, упаковочные материалы, бытовые отходы и т.п., экономические инструменты влияют более эффективно, чем административно-командные методы.

Опыт применения экономических инструментов для решения экологических задач показывает, что для эффективного их использования необходимо выполнение следующих условий: наиболее полное использование экономических инструментов с целью получения максимальной выгоды; обеспечение четкой формулировки целей каждого используемого экономического инструмента; необходимость проведения систематического анализа существующих инструментов, для своевременной их модификации; сокращение экологически вредных субсидий.

Последним типом инструментов, позволяющим влиять на экологическую ситуацию, являются все другие механизмы, которые включают в себя обеспечение участия общественности и заинтересованных лиц в принятии решений, информационные стратегии, добровольные соглашения, экологическое образование и другие.

Сейчас в международной практике широко используется серия международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и компаниях - ISO 14000. В России эти стандарты утверждены в качестве аутентичных текстов международных стандартов Госкомстатом в 1998 г. в виде стандартов серии ГОСТ Р ИСО 14000 «Экологическое управление».

Особенностью применения стандартов ИСО 14000 является то, что они ориентированы не на количественные параметры (объем выбросов, концентрация вещества и т.п.) и не на технологии. Основным предметом стандартов является система экологического менеджмента. Типичные положения стандартов ИСО 14000 состоят в том, что в организации должны быть введены и строго соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за данную область деятельности. На организацию не налагается жестких требований к ее воздействию на окружающую среду, за исключением того, что в отдельном документе необходимо объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

Стандарты ИСО 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему показателей и целей, которыми компания влияет на окружающую среду и выполняет требования законодательства.

Создание системы экологического менеджмента дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

Практический опыт показывает, что, несмотря на преимущественное использование экономических инструментов, эффективная экологическая политика и законодательство должны быть смешанными, то есть базироваться на использовании сочетания всех типов инструментов: командно-административных, экономических и других механизмов.

3. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Основным законом, регулирующим деятельность государственных органов и коммерческих организаций в области охраны окружающей природной среды, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с этим Законом основными принципами деятельности организаций, воздействующих на окружающую среду, является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, а также ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей природной среды являются:

1) земли, недра, почвы;

2) поверхностные и подземные воды;

3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

4) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно статье 14 Закона «Об охране окружающей среды» в России должны применяться следующие методы экономического воздействия на охрану окружающей природной среды:

1) разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

2) разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

3) разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

4) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

5) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

6) проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;

7) проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

8) предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

10) возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

11) иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

На практике наиболее широко применяются такие методы, как установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия определены в постановлении Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Согласно Постановлению определена плата за следующие виды загрязнения:

1) плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников;

2) плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников;

3) плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

4) плата за размещение отходов.

Для каждого из видов загрязнения определена своя методика расчета платы.

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников

Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

, при Мiатм ≤ Мнiатм,                                  (3.1)

где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3 ... n);

Пнатм - плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, р.;

Снiатм - ставка платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов выбросов, р.;

Мiатм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т;

Мнiатм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, г.

Снiатм = Нбнiатм · Кэатм,                                              (3.2)

где Нбнiатм - базовый норматив платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, р.;

Кэатм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

, при Мнiатм < Мiатм ≤ Млiатм,              (3.3)

где Платм - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, р.;

Слiатм - ставка платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, р.;

Млiатм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т.

Слiатм = Нблiатм · Кэатм,                                               (3.4)

где Нблiатм - базовый норматив платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, р.

Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

, при Мiатм > Млiатм,                          (3.5)

где Пслатм - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ, р.

Таким образом, общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле

Патм = Пнатм + Платм + Пслатм.

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников

Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на:

-        плату за допустимые выбросы;

-        плату за выбросы, превышающие допустимые.

Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, образующихся при использовании 1 т различных видов топлива, определяется по формуле

,                                            (3.6)

где Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 т е-го вида топлива, р.;

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2 ... n);

е - вид топлива;

Мiтранс - масса i-го загрязняющего вещества, содержащегося в отработавших газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода изготовителя, при использовании 1 т е-го вида топлива (по данным НИАТа Минтранса России).

В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.

Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по формуле

,                                                    (3.7)

где Пнтранс - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, р.;

е - вид топлива (е = 1, 2 ... r);

Те - количество е-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, т.

Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле

,                                                (3.8)

где Пснтранс - плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников, р.;

j - тип транспортного средства (j = 1, 2 ... р);

Пнj - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-го типа транспортного средства, р.;

dj - доля транспортных средств j-го типа, не соответствующих стандартам. Определяется как соотношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств.

Плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными органами Минприроды России по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации. Контроль за соответствием транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах, осуществляется органами Минприроды России, Российской транспортной инспекции, Госавтоинспекции, а также специальными организациями, имеющими разрешение на проведение данного вида работ. Данные о результатах ежеквартальных проверок предоставляются в территориальные органы Минприроды России. Количество транспортных средств (ТС), подвергаемых выборочному контролю (раздельно по видам топлива), должно составлять не менее: 100 % - для предприятий с числом ТС до 20 единиц; 50 % - для предприятий с числом ТС до 50 единиц; 30 % - для предприятий с числом ТС до 100 единиц; 20 % - для предприятий с числом ТС до 500 единиц; 10 % - для предприятий с числом ТС свыше 500 единиц. Если в результате проверки доля транспортных средств, не соответствующих нормативным требованиям, составляет более 90 % или менее 10 %, то для повышения достоверности результатов выборку рекомендуется увеличивать вдвое. При соблюдении указанных размеров выборки доля выявленных ТС, не соответствующих нормативным требованиям, распространяется на всю численность ТС предприятия, находящихся в эксплуатации. Для определения доли ТС, не соответствующих нормативам, не могут приниматься результаты проверок, проведенных в предыдущие годы.

Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:

Птранс = (Пнтранс + Пснтранс) · Кэатм,                                           (3.9)

где Кэатм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.

При использовании для обезвреживания отработавших газов двигателя передвижного источника устройств нейтрализации, к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо - 0,05; для остальных транспортных средств - 0,1. При проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению токсичности отработавших газов, величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.

Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты

Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

, при Мiвод ≤ Мнiвод,                          (3.10)

где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2 ... n);

Пнвод - плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов, р.;

Снiвод - ставка платы за сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов, р.;

Мiвод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества, т;

Мнiвод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества, т.

Снiвод = Нбнiвод · Кэвод,                                               (3.11)

где Нбнiвод - базовый норматив платы за сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов, р.;

Кэвод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

, при Мнiвод < Мiвод ≤ Млiвод,               (3.12)

где Плвод - плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, р.;

Слiвод - ставка платы за сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, р.;

Млiвод - сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т.

Слiвод = Нблiвод · Кэвод,                                               (3.13)

где Нблiвод - базовый норматив платы за сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, р.

Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

, при Мiвод > Млiвод,                  (3.14)

где Пслвод - плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ, р.

Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов определяется по формуле

Пвод = Пнвод + Плвод + Пслвод.                                            (3.15)

Расчет платы за размещение отходов

Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов.

, при Мiотх ≤ Млi,                                   (3.16)

где Плотх - размер платы за размещение i-го отхода в пределах установленных лимитов, р.;

Слiотх - ставка платы за размещение 1 т i-го отхода в пределах установленных лимитов, р.;

Miотх - фактическое размещение i-го отхода, т, м3;

i - вид отхода (i = 1, 2, 3... n);

Млi - годовой лимит на размещение i-го отхода, т, м3.

Слiотх = Нблiотх · Кэотх,                                                            (3.17)

где Нблiотх - базовой норматив платы за 1 т размещаемых отходов в пределах установленных лимитов, р.;

Кэотх - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.

Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами, умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов.

, при Мiотх > Млiотх,          (3.18)

где Пслотх - размер платы за сверхлимитное размещение отходов, р.

Отходы подразделяются на промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные. Класс токсичности отходов определяется в соответствии с «Временным классификатором токсичных промышленных отходов» и «Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов», утвержденных Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 г.

Общая плата за размещение отходов составляет величину:

Потх = Плотх + Пслотх.                                                   (3.19)

Источниками платежей за загрязнение окружающей природной среды являются следующие:

-        платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, осуществляемые за счет себестоимости продукции (работ и услуг);

-        платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов), осуществляемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

В себестоимость продукции (работ и услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.

Для определения суммы изменения размера платы за загрязнение окружающей природной среды, при изменении эффективности очистных устройств (например, при покупке нового более современного оборудования), составим следующую математическую модель.

Пусть Кэф - коэффициент эффективности, показывающий во сколько раз изменилась эффективность улавливания вредных веществ очистным оборудованием;

a1i, a2i - количество вредного i-го вещества в пределах нормы до и после изменения эффективности очистного оборудования соответственно;

b1i, b2i - количество вредного i-го вещества сверх нормы до и после изменения эффективности очистного оборудования соответственно;

сi - норма i-го вещества.

vi - ставка платы за выбросы i-го вещества в пределах нормы.

Под iым веществом можно понимать как отдельное вещество, так и некоторую группу веществ. В этом случае необходимо сделать усреднение сi и vi по группе веществ.

До изменения эффективности очистного оборудования количество загрязнений составляло , после изменения составляла . Соответственно, сумма платы за загрязнение окружающей природной среды до и после изменения составляет:

,                                            (3.20)

,                                           (3.21)

где n - количество вредных выбрасываемых веществ (групп веществ).

Рассмотрим два варианта изменения эффективности.

Так как а2 ≤ сi и b2i > сi, то:

1) при увеличении загрязнения, то есть уменьшении эффективности

a2i = min {a1i · kэф; сi},                                                  (3.22)

b2i = b1i · kэф + max {a1i · kэф - ci; 0},                            (3.23)

тогда сумма платы за загрязнение окружающей природной среды составит:

,            (3.24)

2) при уменьшении загрязнения, то есть увеличении эффективности

а2i = min {a1i · kэф + b1i · kэф; ci},                                  (3.25)

b2i = max{b1i · kэф - (сi - а1i · kэф); 0},                           (3.26)

тогда сумма платы за загрязнение окружающей природной среды составит:

.              (3.27)

Рассмотрим сводные показатели платы за загрязнение окружающей природной среды по одному из предприятий дорожной отрасли - ОАО «Воронежавтодор» за 2001 г., представленные в табл. 3.1.


Таблица 3.1

Сводные показатели платы за загрязнение окружающей природной среды по филиалам ОАО «Воронежавтодор» за 2001 г.

ФИЛИАЛЫ ОАО "Воронежавтодор"

Выручка по основному виду деятельности, р.

Себестоимость продукции (работ, услуг), р.

Плата за загрязнение окружающей природной среды по видам загрязнений

выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

размещение отходов

ИТОГО

от стационарных источников

от передвижных источников

в рублях

в % к себест. продукции

в рублях

в % к себест. продукции

в рублях

в % к себест. продукции

в рублях

в % к себест. продукции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Воронежское отд. 1

65402992,00



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: