Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Гидротехнические сооружения arrow ВСН 3-80 Инструкция по проектированию морских причальных сооружений  
23.01.2018
    
ВСН 3-80 Инструкция по проектированию морских причальных сооружений

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

Утверждена
Министерством морского флота
6 июня 1980 г.

Согласована
с Госстроем СССР письмо Госстроя СССР
от 12.
III.80 г. № НК-1251-1

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
МОРСКИХ
ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

ВСН 3-80

Минморфлот

МОСКВА ЦРИА «МОРФЛОТ»

1981

Разработана Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект)

Зам. главного инженера Т. И. ЧОДРИШВИЛИ

Руководитель разработки - ответственный

исполнитель                            И. М. ЗИМОВИЧ

Исполнители                             В. В. АКИМОВ,

А. А. СОЛОДОВНИКОВ

Внесена               Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект)

Зам. главного инженера Т. И. ЧОДРИШВИЛИ

Начальник отдела проектирования

гидротехнических сооружений  Г. И. ПЕТРОВ

Утверждена Министерством морского флота по согласованию с Госстроем СССР

Введена в действие Министерством морского флота 1 июля 1980 г.

Утратившие силу нормативные документы

«Указания по проектированию морских причальных сооружений»

«Пособие по проектированию морских причальных сооружений»  ч. 1, 2 и 3

«Руководство по расчету морских причальных сооружений в соответствии с требованиями главы СНиП II-51-74» (РТМ 31.3001-75).

Министерство
морского флота
(ММФ СССР)

Ведомственные строительные нормы

ВСН 3-80

Минморфлот

Инструкция по проектированию
морских причальных сооружений

Взамен

ВСН 3-67

ММФ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования настоящей Инструкции должны соблюдаться при проектировании причальных сооружений морских портов и судоремонтных заводов.

Инструкция содержит общие требования по проектированию стационарных причальных сооружений и специальные требования по проектированию гравитационных сооружений уголкового профиля и из массивовой кладки, причалов типа «больверк» с анкеровкой на одном уровне и эстакад.

Примечание. Проектирование причальных сооружений, возводимых в сейсмических районах, в зонах распространения вечномерзлых, просадочных, набухающих, торфяных грунтов, на подрабатываемых и подверженных оползням и карстам территориях и в других особых условиях, должно производиться с учетом дополнительных требований соответствующих нормативных документов, а при отсутствии таковых - на основе специально проводимых исследований.

1.2. При проектировании причальных сооружений надлежит руководствоваться требованиями соответствующих глав СНиП и указаниями настоящей Инструкции.

1.3. При разработке проекта причального сооружения необходимо иметь исходные данные, устанавливаемые в соответствии с генеральным планом и технологической частью проекта, естественными условиями участка строительства, а также с условиями производства работ (согласно пп. 1.4-1.6 настоящей Инструкции).

1.4. Плановое положение причалов определяется генеральным планом проектируемого объекта (порта, судоремонтного завода и т.д.). Плановое положение линии кордона причалов в зависимости от естественных условий следует уточнять при разработке гидротехнической части проекта.

Технологическая часть проекта определяет следующие исходные данные проекта причального сооружения:

длину причалов;

отметку дна у причала;

отметку кордона;

категорию эксплуатационных нагрузок;

типы расчетных судов, принимаемые в основу компоновки и определения судовых нагрузок на причалы;

специальные требования к причалу.

Внесена Союзморниипроектом

Утверждена

Министерством морского флота

6 июня 1980 г.

Срок введения

в действие

1 июля 1980 г.

1.5. В качестве исходных используются следующие данные о естественных условиях и застройке участка строительства:

а) топографические (план участка строительства с горизонталями и привязкой существующих зданий и сооружений);

б) гидрографические (план промеров глубин акватории с построением изобат, сведения о морских свалках грунта);

в) гидро- и метеорологические (режимные характеристики ветра, волнения и уровней моря, сведения о ледовом режиме, заносимости или размыве в месте расположения проектируемого сооружения, степень агрессивности среды, климатические данные);

г) биологические, характеризующие отсутствие или наличие древоточцев различных видов, степень интенсивности их деятельности, сохранность и гниение древесины на различных уровнях, наличие биологических объектов, подлежащих охране;

д) геологические и гидрогеологические (геологические профили, физико-механические характеристики грунтов основания и засыпки, сведения о грунтовых водах и их агрессивности);

е) данные о сейсмичности (с учетом микрорайонирования), а также о карстовых, оползневых и просадочных явлениях на участке строительства.

1.6. Данные об условиях производства работ должны включать следующие сведения:

а) производственные возможности строительной организации (производственные базы, их расположение и характеристика, краны и иное строительное оборудование);

б) размещение предприятий, изготовляющих сборные железобетонные элементы, их производственная мощность, степень загрузки, технологические возможности;

в) транспортные связи района строительства с базами, заводами-поставщиками, пунктами заготовки местных строительных материалов;

г) местные строительные материалы (номенклатура, количественная и качественная характеристики, условия разработки и транспортировки).

1.7. Классификация портовых сооружений по капитальности производится в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию морских гидротехнических сооружений.

1.8. В качестве строительных материалов для изготовления конструкций причальных сооружений применяются бетон, железобетон, сталь, дерево и камень в соответствии с требованиями, установленными раз. 2 настоящей Инструкции.

Рекомендуется применение долговечных полимерных синтетических материалов, проверенных в натурных условиях, при соответствующем технико-экономическом обосновании.

1.9. В рабочих чертежах на строительство сооружений должны быть даны ссылки на действующие нормативные документы, которыми следует руководствоваться при производстве и приемке работ, в случае необходимости приведены дополнительные указания, учитывающие специфические особенности строительства конструкций, а для конструкций, по которым нормативные документы на производство и приемку работ еще не разработаны, даны основные требования к изготовлению элементов и монтажу конструкций, а также допуски отклонений от проекта в размерах и положении отдельных элементов сооружения.

1.10. В проектах необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие долговечность конструкций причальных сооружений и их стойкость при агрессивных воздействиях:

а) многократного попеременного замораживания и оттаивания, а также увлажнения и высыхания, вызывающих интенсивное разрушение бетона в зоне переменного уровня воды;

б) химического действия морской воды и других агрессивных минерализованных или пресных вод, атмосферы, насыщенных влагой химических грузов и блуждающих токов, вызывающих коррозию бетона и стали;

в) истирания и механического повреждения конструкций в результате воздействий швартующихся судов, волн, движущихся наносов, льда и иных плавающих предметов;

г) разрушения лесоматериалов в результате гниения или действия древоточцев.

1.11. Долговечность конструкций при различных сочетаниях неблагоприятных воздействий, перечисленных в п. 1.10, обеспечивается путем:

а) выбора рационального конструктивного решения;

б) зонального распределения строительных материалов в составе конструкции (например, дерево в подводной зоне и железобетон в зоне переменного уровня воды и выше);

в) выбора строительных материалов применительно к специфике агрессивных воздействий, характерных для района строительства;

г) выбора материалов, обеспечивающих получение параметров бетона, соответствующих условиям его службы;

д) изготовления железобетонных элементов конструкций с применением специальных способов повышения качества бетона (вибропрессования, вибропроката, центрифугирования и т.д.), а также выдерживания бетона в благоприятных условиях твердения:

е) применения специальных мер защиты - облицовки, покрытий, пропитки, катодной или протекторной защиты металла.

2. ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ СООРУЖЕНИЯ

2.1. Конструкцию сооружения следует выбирать исходя из технико-экономической целесообразности ее применения в конкретных условиях строительства на основе сопоставления вариантов.

2.2. Экономическую целесообразность сравниваемых вариантов следует определять на основе сопоставления стоимостей возведения сооружения, а в случаях, когда сроки строительства по вариантам резко различны, учитывать экономический эффект, получаемый в результате более раннего ввода в эксплуатацию проектируемого объекта.

2.3. При выборе варианта конструкции следует учитывать:

а) расход основных строительных материалов (металла, цемента, лесоматериалов) в соответствии с требованиями технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов;

б) наличие местных строительных материалов;

в) трудоемкость производства работ;

г) степень сложности строительства;

д) наличие оборудования и механизмов, необходимых для строительства;

е) требования к долговечности сооружения;

ж) эксплуатационные показатели.

2.4. При наличии угрозы размыва дна перед причалом в проекте необходимо предусматривать укрепление дна или учитывать понижение его уровня в результате размывов

3. ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Конструкции причальных сооружений следует разделять на секции, предусматривая устройство между ними осадочных и температурных швов в соответствии с требованиями пп. 5.3, 6.7 и 7.5 настоящей Инструкции.

3.2. Связи между сборными элементами для обеспечения их совместной работы в пределах секции следует проектировать, руководствуясь указаниями пп 5.10, 5.24, 5.28, 6.5, 7.7-7.10 настоящей Инструкции.

3.3. Узлы соединения сборных элементов следует проектировать с учетом допускаемых нормами отклонений в размерах и положении устанавливаемых элементов.

3.4. Расположение вдоль причального фронта швартовных тумб и нагрузки на них следует определять с учетом главы СНиП на нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов).

Швартовные тумбы следует размещать по осям секций сооружения, нормальным к линии кордона, или симметрично этим осям.

В крайних секциях причальных сооружений следует, как правило, устанавливать дополнительные тумбы, располагаемые у торца причального сооружения.

Тумбовые массивы следует бетонировать на месте. Допускается закрепление тумб на сборных элементах верхнего строения.

Для заанкерованных шпунтовых и уголковых стенок следует проектировать тумбовые узлы с усиленной или дополнительной анкеровкой (см. п. 6.9 настоящей Инструкции).

Примечания: 1. Установку, крепление и конструкцию швартовных тумб следует осуществлять по типовому проекту.

2. Тыловые швартовные устройства, расположенные за пределами причального сооружения и предназначенные для швартовки судов с высоким бортом, могут иметь специальную конструкцию, не предусмотренную ГОСТ 17424-72.

3.5. Причальные сооружения должны быть оборудованы отбойными устройствами.

Вынос отбойных устройств относительно лицевой грани верхнего строения должен обеспечивать нормальную стоянку судна у причала при минимальном зазоре 20 см между подводной частью корпуса судна и выступающими частями сооружения или подпричального откоса. При этом следует учитывать возможность обжатия отбойных устройств и крена судна, допускаемого указаниями норм технологического проектирования морских портов.

3.6. Закладные детали для крепления отбойных устройств следует располагать заподлицо с лицевой гранью сооружения.

3.7. Конструкция неомоноличенных швов между элементами лицевой стенки причального сооружения должна обеспечивать грунтонепроницаемость и по возможности не должна создавать подпора грунтовых вод.

Примечания: 1. Приведенное требование не учитывается в тех случаях, когда грунтонепроницаемость сооружения обеспечивается призмой из каменной наброски с обратным фильтром.

2. В тех случаях, когда конструкция сооружения создает препятствие для движения грунтовых вод в сторону акватории, следует устраивать дренажи по всей длине причального фронта, сходящиеся к водопропускным отверстиям в стенках (см. прил. 1).

3.8. Обратные фильтры следует устраивать для разгрузочных каменных призм, грунтопроницаемых швов уплотнения, дренажей, каменных постелей, креплений подпричальных откосов и при отсыпке песчаного грунта поверх засыпки из крупнообломочного материала:

а) из щебня, гравия и песка - многослойные или однослойные из смесей с подбором фракций и толщины слоя на основе лабораторных исследований. При этом необходимо учитывать механический состав грунта засыпки, волновой режим акватории, наличие приливно-отливных колебаний, их амплитуду;

б) из нетканых синтетических материалов (фильтрующих полотнищ).

Примечания: 1. При наличии в основании постели крупнозернистых грунтов обратные фильтры можно не устраивать, за исключением случаев, когда из-за волновых воздействий возможен вымыв грунта из-под постели.

2. Обратные фильтры из нетканых материалов под каменными постелями применять не следует.

3. Обратные фильтры из камня, щебня или гравия допускается устраивать в соответствии с рекомендациями прил. 1 к настоящей Инструкции.

3.9. При обратной засыпке пазух причальных сооружений в пределах глубины заложения подземных коммуникаций следует применять песок, песчаный грунт, дресву, гравий, щебень из скального грунта, а также камень (при соответствующем обосновании в проекте).

При наличии в составе конструкции причала анкерных тяг указанные требования к материалам, за исключением камня, распространяются на верхний слой обратной засыпки, начиная с отметки заложения тяг (см. также п. 3.8 настоящей Инструкции).

Ниже глубины заложения подземных коммуникаций или анкерных тяг засыпку пазух следует производить грунтами, отвечающими требованиям п. 4.21 настоящей Инструкции.

3.10. Замкнутые полости в конструкциях в зоне возможного льдообразования не допускается устраивать без специального обоснования в проекте. Исключение составляют сваи-оболочки в основаниях эстакад и в лицевых стенках больверков. Во всех случаях применения конструкций из стали, бетона или железобетона с замкнутыми полостями в зоне возможного льдообразования эти полости должны заполняться бетоном, водоотталкивающим или другим материалом, эффективность применения которого проверена опытом эксплуатации.

Примечания: 1. Требования настоящего пункта не распространяются на ячеистые конструкции из стального шпунта.

2. При заполнении полостей бетоном следует ограничивать процессы, вызывающие образование трещин в сваях-оболочках от температурных воздействий и деформаций бетона-заполнителя.

3. В обоснованных случаях следует предусматривать теплогидроизоляционную защиту бетона-заполнителя согласно указаниям .

3.11. Толщина железобетонных элементов конструкций сооружения должна определяться расчетом и для основных конструктивных элементов быть не менее величин, указанных в табл. 1.

Таблица 1

Элементы

Минимальная толщина, см

Железобетонные, предварительно напряженные элементы верхнего строения эстакад, лицевые панели уголковых стенок, сваи шпунтовые плоские и тавровые

15

То же, без предварительного напряжения и напряженные в тяжелых условиях службы

20

Сваи-оболочки диаметром 1 м и более из предварительно напряженного железобетона

12

То же, без предварительного напряжения и напряженные в тяжелых условиях службы

15

3.12. Толщину защитного слоя бетона следует принимать по указаниям главы СНиП на бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений.

Примечание. Для рабочей стержневой арматуры, расположенной у поверхностей железобетонных элементов, соприкасающихся с грунтовой засыпкой, а также для рабочей стержневой арматуры центрифугированных железобетонных элементов наименьшая толщина защитного слоя может быть снижена до 40 мм.

3.13. Для повышения долговечности бетонных и железобетонных конструкций и их элементов, кроме указанных в пп. 3.11 и 3.12 конструктивных решений, следует применять:

а) преимущественно предварительно напряженные конструкции;

б) в особо тяжелых условиях эксплуатации - напряженно-армированные конструкции с обжатием бетона, не допускающим возникновения в нем растягивающих напряжений при воздействии постоянных и длительно действующих временных нагрузок;

в) в бетоне бетонных и железобетонных конструкций - ограничение сжимающих напряжений в соответствии с ;

г) конструктивные элементы с наименьшим отношением поверхности, подвергающейся агрессивным воздействиям, к объему;

д) стационарные или съемные защитные пояса или обоймы из материалов повышенной коррозиестойкости или устойчивых против истирания;

е) для эстакадных конструкций - защитные козырьки, для стенок - ледозащитные пояса с увеличенным сечением элементов.

3.14. Элементы сборных железобетонных конструкций следует укрупнять, исходя из условий технико-экономической целесообразности, в пределах, допускаемых условиями изготовления, транспортировки и монтажа.

При транспортировке элементов конструкций по железной дороге габаритом 1-Т МПС максимальная ширина элемента не должна превышать 3,25 м; в случае транспортировки по внутрипостроечным железнодорожным путям ширина элемента может быть увеличена до 4,0-4,5 м.

При транспортировке элементов автотранспортом максимальная ширина элемента не должна превышать 4 м.

Примечания: 1. В проекте следует рассматривать возможность перевозки сборных железобетонных элементов в вертикальном положении с использованием специальных кассет.

2. В случаях, когда это допускается условиями подъема и транспортировки, следует предусматривать укрупнение элементов, изготовляемых заводским способом, путем предварительной сборки и омоноличивания на припостроечных площадках до установки в сооружение.

3. Если это возможно и экономически целесообразно, следует выполнять перевозку сборных элементов морским транспортом.

3.15. Габаритные размеры и армирование элементов, назначенные из условий эксплуатации, должны, как правило, удовлетворять требованиям транспортировки и монтажа конструкции (см. п. 3.20 настоящей Инструкции).

Габаритные размеры сборных элементов следует назначать из условия сокращения их типоразмеров до оптимального количества, определяемого технико-экономическими расчетами и сопоставлениями, с учетом требований унификаций как самих элементов, так и оборудования для их изготовления.

Масса и габаритные размеры сборных элементов должны соответствовать технологии их изготовления.

3.16. В сборных железобетонных элементах в соответствии с конструктивно-компоновочной и монтажной схемами сооружения следует предусматривать установку закладных деталей или арматурных выпусков, обеспечивающих надежное крепление:

а) стационарного технологического оборудования, подкрановых рельсов и т.п.;

б) элементов между собой при монтаже и эксплуатации;

в) металлических анкерных тяг;

г) конструкций и швартовных устройств, стремянок;

д) конструкций перекрытия стыков, не связанных между собой элементов вертикальной стенки;

е) вибропогружателя;

ж) захватных устройств для подъема элементов при транспортировке и монтаже.

3.17. Закладные детали и их расположение в сборных элементах следует по возможности унифицировать, не допуская перерасхода стали.

3.18. Для образования в железобетонных элементах сквозных отверстий для пропуска болтов, рымов, анкерных тяг и т.п. необходимо предусматривать установку закладных деталей в виде трубок и коробок, остающихся в бетоне и облицовывающих поверхность бетона в отверстии.

3.19. Положение закладных деталей при бетонировании должно обеспечивать возможность качественного уплотнения прилегающего к этим деталям бетона.

3.20. Для подъема сборных элементов конструкций в них следует предусматривать захватные устройства в виде инвентарных монтажных вывинчивающихся петель в соответствии с указаниями технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов или стационарных петель из арматурных стержней (см. п. 4.9 настоящей Инструкции), а также отверстий и закладных частей для ключей.

Схему расположения захватных устройств следует назначать с таким расчетом, чтобы усилия в сечениях элементов в процессе транспортировки и монтажа были, как правило, меньше, чем при эксплуатации.

3.21. Стыкование железобетонных элементов сборных конструкций следует выполнять в соответствии с указаниями главы СНиП на бетонные и железобетонные конструкции.

3.22. Петлевые стыки рекомендуется выполнять из гладких круглых стальных стержней класса A-I с диаметром петель не менее 5d (d - диаметр стержня). В пределах ядра стыка поперек петлевых стержней следует укладывать не менее шести стержней. В петлевых стыках, работающих на изгиб, в пределах ядра на петле должен быть прямой участок длиной, равной диаметру закругления.

Допускается изготовлять петлевые стыки из арматуры периодического профиля с диаметром перегиба стержней не менее 8d.

3.23. Сварные соединения арматуры следует принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 14098-68, ГОСТ 19292-73, ГОСТ 19293-73, а также с указаниями главы СНиП на бетонные и железобетонные конструкции.

В проектах необходимо отмечать, что технология сварки должна соответствовать требованиям СН 393-69, а качество сварных арматурных изделий и соединений - ГОСТ 10922-75.

3.24. При изготовлении предварительно напряженных свай-оболочек с применением арматуры класса А-IIIв звенья свай-оболочек следует армировать цельными стержнями с приваренными по концам контактной сваркой наконечниками большего диаметра. В проекте необходимо отмечать, что арматуру следует упрочнять вытяжкой до натяжения после приварки наконечников и что длина и диаметр наконечников, а также режим сварки при креплении в натянутом состоянии арматуры (наконечников) к обечайке свай-оболочек должны исключить перегрев стали, снимающий в теле основного стержня упрочнение вытяжкой.

3.25. Элементы, потерявшие на части длины предварительное напряжение в результате производственных операций (например, подрубки голов свай, свай-оболочек и т.п.) и поэтому не удовлетворяющие условиям трещиностойкости или предельной величине раскрытия трещин, следует в соответствующих зонах усиливать с учетом выполнения требований по раскрытию трещин в бетоне или предусматривать защитные мероприятия, обеспечивающие его коррозиестойкость.

3.26. Для предотвращения повреждения верхнего торца свай при вибропогружении или забивке следует предусматривать косвенное армирование поперечными сварными арматурными сетками, установленными с шагом не менее 5 см от торца элемента и друг от друга. Число сеток определяется расчетом и должно быть не менее пяти.

Поперечное армирование концевых участков железобетонных свай длиной 1 м следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП на бетонные и железобетонные конструкции к элементам с косвенным армированием, работающим на внецентренное сжатие. В средней части свай шаг поперечной арматуры принимать из расчета по прочности или конструктивно, но не более 20 см.

3.27. Для защиты от коррозии металлических элементов конструкций следует предусматривать применение антикоррозионных лакокрасочных покрытий.

В случаях интенсивной коррозии в зоне переменного уровня воды стальной шпунт может быть защищен железобетонной надстройкой (см. п. 6.6 настоящей Инструкции), а стальные трубчатые сваи - железобетонными обоймами.

3.28. Основание подкрановых и железнодорожных путей, располагаемых на причальном сооружении, принимается в зависимости от конструкции последнего.

Подкрановые и железнодорожные рельсы при размещении на верхнем строении причальных сооружений эстакадного безбалластного типа следует крепить к верхнему строению ростверка.

Подкрановые пути, размещаемые на засыпке, следует, как правило, устраивать на свайном основании во всех случаях, когда это практически возможно, а железнодорожные - на шпальном основании.

Основания подкрановых путей на железобетонных балках, плитах и т.п. рекомендуется укладывать после стабилизации осадки грунта засыпки. На период стабилизации допускается устраивать временное шпальное основание.

3.29. Возвышение головки рельсов над поверхностью территории в соответствии с указаниями норм технологического проектирования морских портов следует принимать равным не более 3 см.

Для прохода реборд колес кранов или железнодорожных составов у рельсов должны быть предусмотрены канавки, размеры которых принимаются в зависимости от конструкций ходовой части кранов или железнодорожных составов, намечаемых для эксплуатации на данном причале.

Рельсы подкрановых путей следует укладывать в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации перегрузочных машин.

3.30. Прикордонная полоса территории должна иметь цементобетонное, асфальтобетонное или железобетонное покрытие. При устройстве покрытия на насыпи, как правило, следует до стабилизации осадки грунта засыпки применять временные типы покрытий или сборные железобетонные плиты, которые при соответствующем обосновании могут быть применены в качестве временных.

Примечание. Проектировать покрытия в прикардонной полосе следует аналогичными покрытиям портовых территорий в соответствии с требованиями норм технологического проектирования морских портов.

3.31. Причальные сооружения, на которых работают машины внутрипортового колесного транспорта, должны быть оборудованы вдоль кордона бортовыми (охранными) съемными или стационарными колесоотбойными брусьями. Последние необходимо выделять, оклеивая цветной пленкой или окрашивая.

3.32. Установка раздаточных точек инженерных сетей на расстоянии менее 3 м от швартовных тумб не допускается.

4. СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

4.1. Для бетонных и железобетонных конструкций морских причальных сооружений следует применять тяжелый гидротехнический бетон согласно ГОСТ 4795-68.

Требования к бетону, которые должны быть приведены в проекте, в зависимости от конструкции сооружения и условий службы бетона назначаются в соответствии с указаниями  и настоящей Инструкции и характеризуются марками по прочности, водонепроницаемости и морозостойкости.

Примечания: 1. Допускается также применение легких керамзитобетонов.

2. Для покрытий территорий причалов следует применять бетон в соответствии с требованиями норм технологического проектирования морских портов по ГОСТ 8424-72.

4.2. Марка бетона по прочности определяется расчетом, а также требованиями долговечности.

В зависимости от конструктивных особенностей и условий работы в сооружении для бетонных и железобетонных конструкций рекомендуются проектные марки бетона, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

Позиция

Конструкции или элементы

Рекомендуемая марка бетона по прочности при сжатии, кгс/см2

1

Сваи и сваи-оболочки, сборные элементы верхнего строения, плиты уголковых стенок из предварительно напряженного железобетона

300-600

2

То же, из обычного железобетона

200-400

3

Бетонные и железобетонные элементы и конструкции, подверженные истиранию (дорожные покрытия, защитные пояса, оболочки, козырьки и т.п.)

300-600

4

Массивы бетонные, бетонные и армированные элементы надводных строений (подпорные стенки, оголовки)

150-300

5

Бетон для заполнения анкерных стаканов арматурных пучков, железобетонных анкеров, торцевых прокладок, распределительных поясов

400-600

6

Бетон омоноличивания рабочих стыков и узлов

Проектная марка на одну ступень выше бетона омоноличиваемых элементов, а для бетона марки 400 и более равна марке бетона омоноличиваемых элементов

Примечания: 1. По требованиям расчета прочности и трещиностойкости, а также водонепроницаемости и морозостойкости по поз. 2 и 4 могут применяться марки бетона выше приведенных в табл. 2.

2. При армировании предварительно напряженных конструкций пучками из арматурной проволоки - гладкой и периодического профиля, диаметром 5 мм и более - проектная марка бетона должна быть не менее 400.

4.3. В типовых проектах причальных сооружений, конструкций, деталей и узлов должны быть даны указания о том, что марки бетонов по водонепроницаемости и морозостойкости, а также требования по обеспечению долговечности бетона в условиях агрессивного воздействия внешней среды устанавливаются при привязке проекта.

4.4. Материалы, применяемые для приготовления гидротехнического бетона (цементы, поверхностно-активные органические добавки, песок, щебень, гравий, вода для затворения бетона и промывки заполнителей), должны отвечать требованиям ГОСТ 4797-69, а также в зависимости от района строительства, агрессивности среды и зоны расположения конструкции - требованиям  и главы СНиП по защите строительных конструкций от коррозии.

Примечания: 1. При применении напрягающего цемента он должен удовлетворять требованиям ТУ 21-20-18-74 «Технические условия на напрягающий цемент с малой энергией самонапряжения (НЦ-20)».

2. Для элементов, изготавливаемых с пропариванием, введение водоотталкивающих и пластифицирующих добавок производится при специально отработанном режиме пропаривания, изложенном в .

4.5. Арматура для железобетонных конструкций в причальных сооружениях должна удовлетворять требованиям главы СНиП на бетонные и железобетонные конструкции, СНиП по защите строительных конструкций от коррозии и настоящей Инструкции.

4.6. Для ненапрягаемой арматуры железобетонных конструкций:

следует преимущественно применять:

а) горячекатаную арматурную сталь класса A-III;

б) горячекатаную арматурную сталь класса A-II - в тех случаях, когда арматурная сталь класса A-III не может быть использована эффективно по условиям трещинообразования;

допускается также применять:

в) горячекатаную арматурную сталь класса A-I - в основном для поперечной арматуры линейных элементов, для конструктивной и монтажной арматуры;

г) обыкновенную арматурную проволоку классов B-I и Вр-1 диаметром 5 мм и более - в качестве поперечной арматуры в сварных и вязаных арматурных изделиях;

д) горячекатаную арматурную сталь классов A-IV и A-V - только для продольной рабочей арматуры вязаных каркасов и сеток обычных и предварительно напряженных конструкций.

Ненапрягаемую арматуру из горячекатаной стали классов A-I, A-II и A-III, как правило, следует применять в виде сварных каркасов и сеток.

4.7. В качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных элементов:

следует преимущественно применять:

а) горячекатаную арматурную сталь класса A-IV;

б) арматурные пучки из проволоки классов B-II и Вр-II диаметром не менее 5 мм;

допускается также применять:

в) горячекатаную арматурную сталь класса A-V;

г) арматурную сталь класса А-IIIв, упрочненную вытяжкой с контролем напряжений и удлинений, применение которой должно быть согласовано в установленном порядке.

4.8. Для закладных деталей и соединительных накладок применяется, как правило, прокатная углеродистая сталь обыкновенного качества; марка стали устанавливается в зависимости от характера нагрузок на закладную деталь и температурных воздействий согласно главе СНиП на бетонные и железобетонные конструкции.

4.9. Для монтажных (подъемных) петель элементов сборных железобетонных и бетонных конструкций следует применять только горячекатаную арматурную сталь класса A-II марки 10ГТ и класса A-I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2. В случае, если возможен монтаж конструкций при температуре минус 40°С и ниже, не допускается применять сталь марки ВСт3пс2.

4.10. Сталь, применяемая для металлических конструкций причальных сооружений, должна удовлетворять требованиям главы СНиП на стальные конструкции, соответствующих ГОСТов и настоящей Инструкции.

4.11. Для несущих стальных конструкций причальных сооружений следует применять прокатную сталь класса С38/23 марки ВСт3сп5, ВСтГпс5 и ВСт3псб по ГОСТ 380-71 и марки 16Д по ГОСТ 6713-75.

Примечание. В особо тяжелых условиях службы, в районах с температурой от минус 40 до минус 70°С следует применять низколегированную сталь по ГОСТ 19281-73 с ударной вязкостью не менее 3 кгс×см/см2.

4.12. Для изготовления анкерных тяг и деталей их соединений следует применять сталь класса С38/23 марок ВСт3сп2 и ВСт3Гпс2 для сварных конструкций по ГОСТ 380-71, а также по ГОСТ 2590-71.

Примечания: 1. Допускается для изготовления анкерных тяг применение стали ВСт3пс2 при условии их транспортировки и монтажа при температуре не ниже минус 20°С.

2. Допускается для изготовления анкерных тяг применение сталей других классов и марок с характеристиками на холодный загиб, относительное удлинение и свариваемость не ниже, чем для сталей, указанных в настоящем пункте.

4.13. Для металлических стенок больверков следует применять шпунт из углеродистой стали класса С38/23 марки ВСт3сп4 для сварных конструкций по ГОСТ 380-71 и низколегированной стали класса С46/33 марки 15ХСНД по ГОСТ 19281-73 и марки 16ХГ по ТУ 14-1-33-71 «Сталь горячекатаная фасонного профиля шпунтовой сваи "Ларсен IV" и "Ларсен V"».

Примечание. Допускается применение шпунтов, прокатанных из других видов сталей с обоснованными механическими характеристиками и химическим составом

4.14. Для верхних строений конструкций мостового типа следует применять углеродистую сталь марки 16Д и низколегированную - марки 15ХСНД согласно ГОСТ 6713-75.

Примечание. Допускается для верхних строений конструкций мостового типа применение проката из сталей других марок с механическими характеристиками и химическим составом, соответствующими маркам стали, указанным в настоящем пункте.

4.15. Для болтов крепления связных балок и швартовных тумб следует применять сталь Ст3сп3 согласно требованиям ГОСТ 1759-70.

4.16. Для конструктивных элементов, не подлежащих расчету, рекомендуется применять сталь класса С38/23 марки ВСт3кп2 по ГОСТ 380-71.

4.17. Отливки для стальных конструкций рекомендуется проектировать из углеродистой стали, удовлетворяющей требованиям ГОСТ 977-75, и серого чугуна, удовлетворяющего требованиям ГОСТ 1412-70.

4.18. Сварные соединения стальных конструкций следует выполнять из сварочных материалов в соответствии с указаниями главы СНиП на стальные конструкции.

4.19. Камень для устройства разгрузочных призм, постелей под причальными сооружениями и образования подпричальных откосов должен удовлетворять требованиям специальных нормативных документов.

4.20. Щебень и гравий для устройства обратных фильтров, укрепления дна перед стенкой и т.п. должны удовлетворять требованиям ГОСТ 8267-75, ГОСТ 8268-74 и ГОСТ 10260-74, а также требованиям специальных нормативных документов и условию неразмокаемости.

4.21. Для обратной засыпки пазух причальных стенок (см. также п. 3.9 настоящей Инструкции) следует применять скальный грунт, природный песчаный грунт, содержащий более 90% (по массе) фракций крупнее 0,1 мм, в том числе не ниже 50% фракций крупностью 0,25 мм и более.

Допускается применять другие песчаные грунты, включая пылеватые пески, если объем илистых и глинистых частиц с размером фракций менее 0,1 мм не превышает в них 5%.

Примечания: 1. Не допускается применять для засыпки грунты, содержащие растворимые в воде сернокислые соли и органические частицы в количестве более 5% массы сухой минеральной части грунта. Для использования в качестве обратной засыпки заиленных пылеватых песков следует отмывать мелкую фракцию с помощью средств гидромеханизации.

2. Возможность применения для засыпки глинистых грунтов должна быть обоснована опытом эксплуатации в местных условиях или специальными исследованиями.

4.22. Для изготовления деревянных элементов конструкций причальных сооружений (отбойных рам, свай, брусьев, кранцев, палов и др.) применяются пиломатериалы и круглый лес хвойных пород, преимущественно сосновых, отвечающие требованиям ГОСТ 9463-72, ГОСТ 8486-66 и СНиП на деревянные конструкции. Кроме указанных материалов, можно использовать также клееную древесину.

Для несущих конструкций и отбойных устройств следует применять лес первого и второго сортов, для нерасчетных и неответственных элементов - второго и третьего сортов.

4.23. В качестве термо- и гидроизоляционных материалов и материалов для защиты от коррозии конструкций рекомендуется применять:

а) для бетонных и железобетонных конструкций - защитные материалы в соответствии с ;

б) для металлических конструкций и элементов, подверженных агрессивному воздействию среды, - водоустойчивые антикоррозионные покрытия - битумные, наклеечные покрытия и мастики на бумажной и тканевой основе, а также лакокрасочные покрытия (см. прил. 1 к настоящей Инструкции); для металлических закладных частей железобетонных конструкций - защитные покрытия в соответствии с указаниями ;

в) для деревянных конструкций и элементов, подверженных гниению и разрушаемых древоточцами, - пропитку водным раствором аммиаката меди (по технологии ЦНИИМФа) или креозотирование;

г) для облицовочной деревоплиты - пропитку синтетической, фенолформальдегидной смолой согласно .

5. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЧАЛЬНЫМ СООРУЖЕНИЯМ ГРАВИТАЦИОННОГО ТИПА

5.1. Требования, изложенные в настоящем разделе, распространяются на следующие конструкции гравитационных причальных сооружений:

уголковые стенки контрфорсного типа;

уголковые стенки с внешней анкеровкой, имеющие в вертикальной плоскости две опоры: верхнюю - в точке крепления анкера и нижнюю - на низком пороге фундаментной плиты;

уголковые стенки с внутренней анкеровкой;

стенки из массивовой кладки в поперечном сечении без вертикальных швов и с массивами верхнего курса, имеющими разгружающий консольный свес.

5.2. Причальные сооружения гравитационного типа, особенно из правильной кладки массивов, не следует применять при неблагоприятных геологических условиях, когда можно ожидать значительной и неравномерной осадки основания сооружения.

5.3. Конструкцию набережных гравитационного типа следует разделять по длине на секции сквозными вертикальными температурно-осадочными швами.

Длина секции определяется в зависимости от геологического строения основания, высоты стенки и толщины постели:

для скального основания при толщине выравнивающего слоя из каменной наброски до 1,5 м - не более 45 м;

для нескальных оснований при глубине у причала до 13 м - не более 30 м, при глубине 13 м и более - не более 40 м.

Примечания: 1. Увеличение длины секции допускается при специальном обосновании в проекте.

2. Разбивка стенки на секции должна производиться с учетом обязательного устройства швов в местах возможной резкой разницы в осадках отдельных частей сооружения (в местах изменения грунтовых условий, примыкания нового сооружения к старому, изменения высоты стенки).

5.4. Для причальных сооружений гравитационного типа, возводимых на нескальных грунтах, следует устраивать постель из каменной наброски. При этом на грунты основания следует укладывать обратный фильтр из щебня или гравия толщиной не менее 0,3 м, за исключением случая, когда основание сложено из крупнозернистых грунтов (см. примеч. 1 к п. 3.8 настоящей Инструкции). Если основание сооружения сложено из скальных грунтов, каменная постель не устраивается, а в основание стенки укладывается выравнивающий слой из каменной наброски толщиной не менее 0,5 м.

Рис. 1. Фрагмент поперечного разреза причальной стенки:

1 - проектное дно; 2 - берма шириной не менее 2 м; 3 - берма шириной не менее 1 м;
4 - щебень; 5 - каменная наброска

Примечания: 1. Для уголковых стенок с внешней анкеровкой допускается устраивать постель из гравия или щебня при условии ее устойчивости на волновые воздействия.

2. При скальных основаниях допускается применение вместо каменной наброски выравнивающего слоя бетона в мешках толщиной не менее 0,25 м.

5.5. По верху постели, по обе стороны основания стенки, следует устраивать бермы (рис. 1), ширина которых должна быть с морской стороны не менее 2 м, со стороны берега - не менее 1 м.

5.6. Толщину постели из каменной наброски, включая обратный фильтр, следует определять расчетом, принимая ее не более 5 м и не менее 1 м.

Примечания: 1. Постели большей толщины допускаются при условии технико-экономического обоснования.

2. Для причальных сооружений уголкового типа допускается принимать минимальную толщину постели равной 0,75 м.

5.7. Для отсыпки постелей и разгрузочных призм следует использовать камень массой от 15 до 100 кг.

Требования к качеству материала каменной отсыпки устанавливаются в соответствии с п. 4.19 настоящей Инструкции.

Примечание. Если причальная стенка подвержена волновым воздействиям, массу камня для отсыпки постели следует определять с учетом этих воздействий.

5.8. Обратный фильтр каменных постелей и разгрузочных призм следует выполнять в соответствии с требованиями п. 3.8 настоящей Инструкции.

Обратный фильтр каменных постелей на глинистых грунтах основания должен отсыпаться из крупного щебня размером 7-10 см.

Требования к качеству материала обратных фильтров устанавливаются в соответствии с п. 4.20 настоящей Инструкции.

5.9. Отметку верха подводной части причальных сооружений гравитационного типа следует принимать не менее чем на 0,3 м выше расчетного строительного уровня воды, чтобы обеспечивалась возможность устройства надстроек насухо.

Примечание. В качестве расчетного строительного уровня воды принимается:

в неприливных морях - средний многолетний (за период не менее 10 лет) уровень,

в приливных морях - средний многолетний (за период не менее 10 лет) приливный уровень.

5.10. Секции сборных уголковых железобетонных стенок следует составлять из контрфорсных блоков или из лицевых и фундаментных панелей без перевязки и омоноличивания швов.

В пределах секций контрфорсные блоки и лицевые панели следует омоноличивать железобетонной надстройкой.

5.11. Ширину лицевых и фундаментных панелей уголковых стенок по направлению вдоль кордона рекомендуется делать наибольшей, доступной для изготовления на заводах и установки на место.

5.12. Уголковые контрфорсные конструкции допускается выполнять сборными из ненапряженных железобетонных элементов.

Все элементы, составляющие блок этой конструкции, объединяют через выпуски и закладные детали омоноличиванием.

5.13. Лицевую панель уголковых стенок с внешней и внутренней анкеровкой, как правило, следует изготовлять из предварительно напряженного железобетона.

5.14. Для обеспечения грунтонепроницаемости вертикальных швов уголковых стенок следует предусматривать грунтонепроницаемые завесы.

Конструкцию завес допускается выполнять по рабочим чертежам типовых проектов.

Следует также применять навеску по швам фильтрующих полотнищ из нетканых синтетических материалов.

5.15. В уголковых стенках с внешней и внутренней анкеровкой на пороге фундаментной плиты, как правило, устраиваются выступающие из бетона стальные закладные опоры, а против них, на лицевой панели, - стальные опоры заподлицо с бетонной поверхностью.

Высота порога и отметка расположения шарнирных опор должны обеспечивать надежное опирание при возможной раздельной осадке лицевой и фундаментной плит в результате деформации постели.

5.16. В фундаментных плитах уголковых стенок с внешней и внутренней анкеровкой для обеспечения устойчивости лицевых плит во время монтажа конструкции, до засыпки пазухи, следует устраивать местные поддерживающие упоры, предотвращающие опрокидывание вертикальной плиты в сторону берега.

5.17. Установка сборного блока или элемента гравитационной стенки причального сооружения должна быть произведена на весьма тщательно выровненную постель.

5.18. Лицевую панель уголковых стенок с внешней и внутренней анкеровкой следует крепить двумя тягами, расположенными на одном уровне.

5.19. Уровень крепления анкерных тяг к лицевой панели, как правило, должен быть выше строительного уровня воды.

5.20. В конструкции крепления концов тяг уголковых стенок с внутренней анкеровкой следует предусматривать возможность регулирования рабочей длины этих тяг после установки конструкции до ее засыпки для выравнивания верха лицевой стенки по линии кордона.

5.21. Анкерные тяги в уголковых стенках с внутренней анкеровкой следует выполнять из широкополосной стали, при этом ширина стальной полосы должна находиться в плоскости поперечного сечения сооружения.

Анкерные тяги в уголковых стенках с внешней анкеровкой следует выполнять из стали круглого сечения (см. п. 6.10 настоящей Инструкции).

5.22. Анкерные опоры для уголковых стенок с внешней анкеровкой следует выполнять в виде анкерных железобетонных плит. Допускается забивать анкерные стенки, обеспечивающие возможность осуществления тылового крепления насухо.

5.23. В конструкции уголковых стенок с внешней анкеровкой следует предусматривать под анкерные тяги подмосточные сваи с насадками (см. п. 6.12 настоящей Инструкции).

5.24. Секции причальных сооружений из правильной кладки обыкновенных массивов следует выполнять горизонтальными курсами с перевязкой швов или столбами без перевязки швов (столбовая кладка).

Монолитность секции в первом случае обеспечивается перевязкой швов и железобетонной надстройкой, во втором - устройством железобетонной надстройки.

Примечание. Под обыкновенными массивами понимаются бетонные монолиты, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда, в том числе со скошенными гранями и срезанными ребрами.

5.25. Массу основных массивов рекомендуется принимать максимально возможной с учетом условий транспортировки и укладки.

Массивы меньшей массы следует применять для замыкания курсов при обеспечении правильной перевязки швов.

5.26. В подводной зоне причального сооружения из правильной кладки обыкновенных массивов минимальная марка бетона массивов по прочности должна быть: для стенок с глубиной у причала до 11,5 м -150; с глубиной 13,0 м и более - 200.

Для консольных массивов, устанавливаемых в зоне переменных уровней воды, марка бетона должна удовлетворять требованиям обеспечения прочности и морозостойкости и быть не менее указанных в настоящем пункте.

5.27. Число типов обыкновенных массивов должно быть минимальным, обоснованным технико-экономическими данными.

Отношение наибольшего размера массива в плане к его высоте должно быть:

в кладке по курсам с перевязкой швов - не более 3 для глубин у причала до 11,5 м и не более 2,5 для глубин у причала 13,0 м и более;

в столбовой кладке без перевязки швов - не более 4 для глубин у причала до 11,5 м и не более 3 для глубин у причала 13,0 м и более.

Отношение наименьшего размера массива в плане к его высоте должно быть: в кладке по курсам с перевязкой швов - не менее 1 и для массивов, замыкающих курсы, - не менее 0,75.

Примечание. Требования п. 5.27 не распространяются на массивы верхнего курса, если они используются в качестве разгрузочных консолей стенки. В этом случае возможное применение массивов относительно меньшей высоты компенсируется повышением марки бетона (см. п. 5.26 настоящей Инструкции).

5.28. Перекрытие швов между массивами при правильной кладке с перевязкой швов должно быть: не менее 0,9 м в поперечном разрезе кладки стенки; 0,7 м - в продольном разрезе и в плане каждого курса кладки стенки и 0,9 м - в вертикальных сечениях опор причальных сооружений.

Примечание. Перекрытие швов допускается уменьшать до 0,5 м, но количество таких перекрытий швов не должно превышать 10% их общего числа или в продольном разрезе, или в плане каждого курса.

5.29. Ширина вертикальных швов в проектной разрезке в пределах секции между массивами правильной кладки должна приниматься:

а) в кладке с перевязкой швов - 2 см;

б) в столбовой кладке - 4 см.

Ширина вертикальных осадочных швов между секциями в проектной разрезке должна приниматься равной 5 см.

5.30. Для обеспечения грунтонепроницаемости через швы массивовой кладки, а также для уменьшения активного давления на сооружение необходимо устраивать за стенкой разгрузочную призму из камня или принимать другие меры, проверенные опытным путем.

5.31. Для набережной стенки из массивовой кладки следует выполнять огрузку постели с целью ее обжатия и образования заданного проектом уклона стенки (см. прил. 2 к настоящей Инструкции).

6. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЧАЛЬНЫМ СООРУЖЕНИЯМ ТИПА «БОЛЬВЕРК» С АНКЕРОВКОЙ НА ОДНОМ УРОВНЕ

6.1. Лицевые стенки в причальных сооружениях типа «больверк» выполняются из металлического или железобетонного шпунта или из сплошного свайного ряда.

6.2. Лицевые стенки железобетонных больверков, независимо от конструкции последних, должны обеспечивать грунтонепроницаемость по всей высоте сооружения путем устройства уплотнений швов между сваями (см. п. 3.7 настоящей Инструкции). Необходимость заглубления уплотнений ниже дна определяется требованиями обеспечения грунтонепроницаемости.

6.3. Дренаж за лицевой стенкой больверков следует предусматривать в случае возможного образования подпора грунтовых вод, в частности при систематическом колебании уровня акватории.

Примечания: 1. Дренаж рекомендуется выполнять в соответствии с данными, представленными в прил. 1, и примечаниями к п. 3.7 настоящей Инструкции.

2. При заполнении пазух за стенкой камнем дренаж не устраивается, однако отверстия в лицевой стенке для выпуска грунтовых вод необходимо предусмотреть.

6.4. Увеличение несущей способности стенки набережной типа «больверк» может быть достигнуто устройством разгрузочных платформ с экранирующими рядами свай, передней грунтовой пригрузки, переднего экрана, разгрузочных призм или другими способами, позволяющими снизить давление грунта на лицевую стенку.

6.5. Железобетонные и металлические шпунтовые стенки или стенки из сплошного свайного ряда должны быть поверху связаны надстройкой из сборно-монолитного или монолитного железобетона.

Для больверков из стального шпунта в тех случаях, когда это приемлемо по условиям расположения отбойных устройств и защиты металла от коррозии, разрешается устройство небольшого железобетонного или стального оголовка (шапочного бруса).

6.6. Отметку низа железобетонных надстроек следует назначать исходя из необходимости защиты шпунта от агрессивного воздействия в зоне переменного уровня воды. Отметка должна находиться не менее чем на 20 см ниже отсчетного уровня.

При строительстве причала в районе пониженных агрессивных воздействий, где обеспечивается длительная сохранность шпунта, отметку низа надстройки принимают из условия создания опорной плоскости для отбойных устройств и возможности производства работ по возведению надстройки насухо.

При строительстве причалов на морях с большой амплитудой приливно-отливных колебаний, где опускание низа надстройки под отсчетный уровень представляет большие затруднения, вопрос о принятии отметки низа надстройки решается с учетом накопленного опыта эксплуатации сооружений в местных или аналогичных условиях.

6.7. Температурные швы в железобетонной надстройке и оголовках лицевой стенки следует располагать с шагом не более 40 м, а также в местах резкого изменения грунтовых условий, которые могут вызвать разницу в величинах смещений отдельных частей сооружения.

6.8. Анкерные тяги следует крепить к лицевой стенке выше строительного уровня воды (см. примечание к п. 5.9 настоящей Инструкции) для проведения монтажных работ насухо.

Отступление от этого правила допускается при условии специального обоснования в каждом конкретном случае.

6.9. Анкерные тяги на тумбовых массивах во всех случаях, когда это допустимо по условию прочности шпунта, следует закреплять на одном уровне с анкеровкой лицевой стенки больверка. При этом диаметр тумбовых тяг следует принимать равным диаметру рядовых тяг, допуская уменьшение шага анкеров в местах расположения тумбового массива.

Примечания: 1. Допускается закреплять анкерные тяги в тумбовом массиве выше уровня крепления рядовых тяг.

2. Допускается в местах тумбового массива вместо постановки дополнительных тумбовых тяг увеличивать их диаметр по сравнению с диаметром рядовых анкерных тяг.

6.10. Анкерные тяги в больверках следует выполнять из стали круглого сечения, составляя их из звеньев.

Звенья между собой следует соединять одним из следующих способов:

а) контактной сваркой в заводских условиях;

б) ванношлаковой сваркой;

в) сваркой с накладками цилиндрической формы;

г) талрепами.

Нарезные концы звеньев (шпильки) под гаечное или талрепное крепление следует выполнять из круглой стали большего диаметра, чем диаметр основных звеньев и приваривать их к последним одним из указанных в настоящем пункте способов.

Определяя диаметр шпильки, следует исходить из условия, чтобы диаметр по внутренней резьбе шпильки был не менее диаметра основного ствола тяги.

Примечание. Кроме стальных тяг круглого сечения, допускается применять анкерные тяги другого профиля при соответствующем технико-экономическом обосновании.

6.11. В больверках с лицевой стенкой из железобетонных элементов кольцевого и таврового сечения в случаях, когда это возможно по условиям деформаций и напряжений в лицевой стенке, следует предусматривать предварительное натяжение анкеров (до засыпки грунта в пазуху сооружения) для выравнивания в них усилий и обеспечения надежной совместной работы всей системы («лицевая стенка - анкерная тяга - анкерная стенка»).

В процессе предварительного натяжения анкеров следует тщательно контролировать его величину, установленную расчетом (см. п. 16.19 настоящей Инструкции).

6.12. В конструкции заанкерованных больверков следует предусматривать во всех случаях, когда это практически возможно, подмосточные сваи с насадками или привязку насадок к существующим опорам под анкерные тяги для предотвращения их чрезмерного провисания и облегчения монтажных работ.

6.13. Разрезку распределительного пояса следует принимать в соответствии с разрезкой надстроек согласно п. 6.7 настоящей Инструкции, т.е. не более чем через 40 м. В пределах секции балки соединяются сварными равнопрочными швами или сваркой с накладками.

Допускается устанавливать балки распределительного пояса с открытыми стыковыми швами, принимая расчетные схемы балок в соответствии с их конкретной разрезкой (см. прил. 3 к настоящей Инструкции).

6.14. Анкерные опоры следует изготавливать в виде стенки из железобетонных свай, позволяющей выполнять крепление анкерных тяг насухо и предпочтительной по условиям предварительного натяжения тяг, или в виде анкерных железобетонных плит или плит из обрезков металлического шпунта.

Анкерные стенки из стального шпунта или анкерные козловые опоры, связанные железобетонным шапочным брусом, допускается применять при надлежащем обосновании.

7. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЧАЛЬНЫМ СООРУЖЕНИЯМ ЭСТАКАДНОГО ТИПА

7.1. Причальные сооружения эстакадного типа следует преимущественно выполнять из железобетона, при этом для опор в виде свай или свай-оболочек применять предварительно напряженный железобетон, а для верхнего строения - железобетон предварительно напряженный и без предварительного напряжения.

Конструктивные элементы тылового сопряжения следует выполнять из железобетона и бетона.

Примечание. Применение стальных элементов для несущих конструкций должно быть специально обосновано в проекте.

7.2. Ширина верхнего строения ростверка определяется с учетом:

а) размещения железнодорожных путей, кранового и другого оборудования;

б) конструкции крепления подпричального откоса и его устойчивости;

в) конструкции тылового сопряжения с берегом или существующим сооружением.

Примечание. Увеличение ширины верхнего строения для обеспечения устойчивости подпричального откоса допускается при неблагоприятных грунтовых условиях и требует обоснования целесообразности по сравнению с другими способами (замена грунта, уменьшение шага опор и т.д.).

7.3. Схему свайного основания причального сооружения следует составлять, исходя из следующих соображений:

а) опоры в поперечном направлении размещаются с учетом расположения эксплуатационного оборудования (подкрановых путей портальных кранов, железнодорожных путей и т.п.), наиболее выгодной передачи временных нагрузок на опоры, а также ширины сооружения, определяемой в соответствии с п. 7.2 настоящей Инструкции;

б) при назначении продольного шага опор (пролета) следует добиваться такого соотношения конструктивных решений по верхнему строению и опорам, при котором стоимость 1 пог. м сооружения минимальна. При этом должны быть обеспечены оптимальное использование несущей способности опор и устойчивость подпричального откоса. Высота несущих элементов верхнего строения должна удовлетворять требованиям прочности и трещиностойкости, а также гарантировать допускаемые величины прогибов, не превышающие 1/500 l в пределах пролета и 1/250 lк - в пределах консоли (l и lк - длина соответственно пролета и консоли). Возвышение низа пролетного строения над расчетным уровнем воды должно назначаться с учетом волновых воздействий на ростверк. Оно должно обеспечивать возможность осмотра и ремонта ростверка снизу и быть не менее 0,8 м над расчетным строительным уровнем воды.

Примечание. Кроме того, для ростверков с подкрановыми и железнодорожными путями величины допускаемых деформаций верхнего строения от эксплуатационных нагрузок устанавливаются при проектировании с таким расчетом, чтобы отклонения в относительном положении рельсов при эксплуатации (отклонения на укладку плюс деформации) не превосходили величин, указанных в правилах эксплуатации перегрузочных машин или в паспортах поставляемого оборудования;

в) расстояние между осями вертикальных опор, воспринимающих горизонтальные нагрузки, следует принимать равным не менее 6 D (где D - большая сторона прямоугольного сечения сваи или наружный диаметр сваи-оболочки).

Расстояние между осями вертикальных и наклонных висячих свай в плоскости их нижних концов должно быть не менее 3 D, a свай-стоек - не менее 2,5 D.

Примечание. В отдельных случаях, при условии специального обоснования в проекте, допускается в поперечном направлении расстояние между опорами, работающими на горизонтальные нагрузки, принимать равным менее 6 D, но не менее 3 D.

7.4. При проектировании свайного основания целесообразность применения наклонных или козловых свай вместо вертикальных должна определяться в зависимости от следующих факторов:

а) величины горизонтальной нагрузки на сваю;

б) количества дополнительных свай, необходимых для восприятия горизонтальных нагрузок;

в) наличия сваебойного оборудования для погружения наклонных или козловых опор.

В зависимости от направления приложенной нагрузки козловые и наклонные опоры в сооружении могут быть расположены как в плоскости, параллельной линии кордона, так и в плоскости, перпендикулярной ей.

7.5. Расстояние между температурными швами железобетонных ростверков эстакад следует принимать в соответствии с расчетом работы опор на дополнительный изгиб, возникающий в результате температурных деформаций ростверка, а также с учетом указаний п. 3.4 настоящей Инструкции.



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: