Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow ВСН 29-76 Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд  
19.08.2018
    
ВСН 29-76 Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

Утверждены

Министерством строительства и эксплуатации

автомобильных дорог РСФСР

28 октября 1976 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОЦЕНКЕ И ПОВЫШЕНИЮ
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
КАЧЕСТВ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
И ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВСН 29-76

МИНАВТОДОР РСФСР

Москва «Транспорт» 1977

Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог, ВСН 29-76. Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР. М., «Транспорт», 1977.

Технические указания посвящены комплексной оценке состояния земляного полотна и дорожных одежд, позволяющей получить необходимые данные для назначения рациональных мероприятий, направленных на повышение технико-эксплуатационных качеств автомобильных дорог. При разработке Технических указаний использованы результаты научно-исследовательских работ, выполненных за последние годы Гипродорнии, МАДИ, Союздорнии и другими организациями.

В Технических указаниях изложены требования к основным технико-эксплуатационным качествам дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог, даны способы оценки этих качеств и предлагаются меры по их повышению.

Указания составлены сотрудниками Гипродорнии: В.К. Апестиным, Г.В. Бялобжеским, Ю.Р. Перковым, Н.М. Смуровым, А.М. Шаком, А.Я. Эрастовым при участии В.И. Бородина, Г.С. Горлиной, Ю.Н. Розова, В.М. Смирнова, А.П. Фомина. Разделы, касающиеся цементобетонных покрытий, разработаны сотрудниками МАДИ М.С. Коганзоном и С.В. Коноваловым.

Указания рассчитаны на инженерно-технических работников, производящих оценку состояния дорог и решающих вопрос о необходимых мерах по их ремонту.

Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР

Ведомственные строительные нормы

Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог

ВСН 29-76

Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВАЖНЕЙШИХ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВАХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

1.1. Основные технико-эксплуатационные качества дорожных одежд и земляного полотна

1.1.1. Каждая автомобильная дорога должна обеспечивать в пределах заданного срока службы бесперебойный, круглогодичный, безопасный и удобный проезд автомобилей с установленными скоростями и нагрузками.

1.1.2. Необходимые условия движения по дороге предопределяются еще на стадии ее проектирования и строительства. В процессе эксплуатации дороги под действием движения и природно-климатических факторов состояние земляного полотна и дорожных одежд изменяется. В связи с этим важно своевременно и правильно оценить их состояние и на основе этого принять необходимые меры по приведению в соответствие с требованиями автомобильного движения.

1.1.3. Основными технико-эксплуатационными качествами дорожных одежд и земляного полотна, которые характеризуют их состояние, являются (рис. 1.1) ровность покрытия проезжей части, прочность дорожной конструкции, шероховатость покрытия проезжей части, деформативность обочин, устойчивость откосов земляного полотна. Все эти качества необходимо рассматривать в комплексе, поскольку ухудшение какого-либо из них, как правило, оказывает влияние на условия движения.

Внесены Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом (Гипродорнии)

Утверждены Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР
28 октября 1976 г.

Срок введения
1 января 1978 г.

Рис. 1.1. Схема основных технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна

1.2. Требования к технико-эксплуатационным качествам дорожных одежд и земляного полотна

1.2.1. Показатели ровности покрытия эксплуатируемых дорог не должны превышать значений, приведенных в табл. 1.1 или 1.2. Данными этих таблиц следует руководствоваться при принятии решения о необходимости проведения работ по детальному обследованию.

Таблица 1.1

Типы покрытий

Интенсивность движения, авт./сут

До 500

500-1000

1000-2000

2000-3000

3000-4000

4000-5000

5000-7000

Допускаемые значения ровности покрытия, см/км

Усовершенствованные капитальные

-

> 240

> 1100

240-175

1100-880

175-150

880-780

150-140

780-735

140-130

735-690

< 130

< 690

Усовершенствованные облегченные

-

> 300

300-220

220-200

-

-

-

Переходные

> 400

-

-

-

-

-

-

Примечания. 1. Допускаемые значения ровности выражены показателем толчкомера ТХК-2, установленного на автомобиле УАЗ-452, а в знаменателе первой строки - по прибору ПКРС-2.

2. Для дорог I категории допускаемые значения ровности покрытий при оценке с помощью прибора ПКРС-2 следует принимать не более 650 см/км, а при оценке с помощью толчкомера ТХК-2 не более 120 см/км.

Таблица 1.2

Типы покрытий

Интенсивность движения, авт./сут

До 500

500-1000

1000-2000

2000-3000

3000-5000

5000-7000

Количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные в СНиП III-Д.5-73, %

Усовершенствованные капитальные

-

12

12-9

9-7

7-6

6

Усовершенствованные облегченные

-

10

10-7

7-6

-

-

Переходные

5

-

-

-

- -

-

Примечание. Максимальный просвет под 3-метровой рейкой не должен превышать для усовершенствованных капитальных покрытий 10 мм, для облегченных - 14, для переходных - 30 мм.

1.2.2. Дорожная конструкция считается прочной, если она удовлетворяет следующим требованиям.

Для конструкций с покрытиями нежесткого типа:

отношение фактического модуля упругости Еф конструкции к требуемому по условиям движения Етр должно быть не меньше 1;

отношение наибольших нормальных напряжений растяжения при изгибе на нижних плоскостях конструктивных слоев , выполненных из материалов, способных сопротивляться растяжению, к их допускаемым значениям  должно быть не более 1;

отношение наибольших сжимающих напряжений σ в земляном полотне от действия расчетной нагрузки на дорожное покрытие к напряжениям σгр, обеспечивающим работу грунта в стадии линейной зависимости между напряжениями и деформациями, не должно превышать 0,75;

отношение суммы наибольших активных сдвигающих напряжений τан в земляном полотне от действия на покрытие расчетной нагрузки и напряжений τав от веса вышележащих слоев дорожной одежды к параметру прочности K - С (K - коэффициент запаса по ВСН 46-72; С - сцепление грунта) не должно превышать 0,75.

Для конструкций с покрытиями жесткого типа:

первый критерий прочности - отношение (K1) средней фактической прочности бетона на растяжение при изгибе на нижней плоскости бетонного покрытия к средней величине растягивающего напряжения при изгибе по той же плоскости должно быть не менее 1;

второй критерий прочности - отношение (K2) среднего фактического динамического модуля упругости конструкции к ее среднему требуемому динамическому модулю упругости должно быть не менее 1;

третий критерий прочности - отношение (K3) средней фактической прочности бетона на растяжение при изгибе на верхней плоскости бетонного покрытия к средней величине растягивающего напряжения при изгибе по той же плоскости должно быть не менее 1;

четвертый критерий прочности - отношение (K4) среднего критического сжимающего напряжения, при котором в несвязном материале основания и грунте земляного полотна отсутствуют зоны сдвигов, к среднему реактивному давлению, возникающему под покрытием, должно быть не менее 1.

1.2.3. Качество шероховатости оценивается коэффициентом продольного сцепления шин с покрытием. Для обеспечения безопасных условий движения на эксплуатируемых дорогах коэффициент сцепления должен быть не ниже допускаемых значений, приведенных в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Условия движения*

Значения коэффициента продольного сцепления на мокром покрытии при скорости 60 км/ч**

Легкие

0,35

Затрудненные

0,40

Опасные

0,50

* В соответствии со СНиП II-Д.5-72.

** Величины коэффициентов сцепления установлены применительно к динамометрическому прибору ПКРС-2. При использовании для определения коэффициента сцепления других приборов, в частности портативных, их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2. Покрытия автомобильных дорог I категории должны иметь шероховатую поверхность, обеспечивающую на всем протяжении значения коэффициентов сцепления, соответствующие опасным участкам дорог.

Величины коэффициентов сцепления извлечены из «Инструкции по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» ВСН 93-73. М., «Транспорт», 1973.

1.2.4. Состояние обочин автомобильных дорог должно способствовать улучшению условий движения транспортных средств по дороге, повышению устойчивости земляного полотна и прочности дорожной конструкции. К состоянию обочин предъявляются следующие требования:

поверхность обочин должна быть укреплена в соответствии со СНиП II-Д.5-72 и «Рекомендациями по укреплению обочин автомобильных дорог» (Гипродорнии, 1975);

модуль деформации обочин должен соответствовать режиму и количеству наездов на них автомобилей и быть в расчетный период года не ниже 250 кгс/см2;

поверхность обочины на ширине 0,50 - 0,75 м от кромки проезжей части должна иметь коэффициент сцепления не ниже его значений на покрытии.

1.2.5. Откосы земляного полотна должны быть устойчивыми и не иметь деформаций, ухудшающих состояние земляного полотна, обочин и дорожной конструкции. Коэффициент запаса устойчивости откосов, представляющим собой отношение сопротивляемости грунта сдвигу к действующим сдвигающим напряжениям, должен быть не менее значений, представленных в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Вид деформации

Вид устойчивости

Метод расчета, по которому принят коэффициент запаса

Минимальное значение коэффициента запаса Kзап

Оползание поверхностного слоя откосов и сплывы

 

ЦНИИС Минтрансстрой СССР

1,50

Размыв откосов

Местная устойчивость

То же

1,00

Механическая суффозия

 

ВСН 01-66 МЭиЭ СССР

1,00

Обрушение откосов со срезом и вращением, скол при просадке, скольжение откосов, оползень-сдвиг

Общая устойчивость

Круглоцилиндрических поверхностей:

Маслова - Берера

Г.М. Шахунянца

Fp Н.Н. Маслова

 

 

1,30

1,25

1,00

Выдавливание основания насыпей

 

По максимальному углу отклонения

1,00

1.2.6. Наряду с перечисленными основными технико-эксплуатационными качествами дорожных одежд и земляного полотна немаловажную роль в процессе службы дороги играет износостойкость покрытия. Под износостойкостью следует понимать сопротивляемость покрытия истиранию, а также нарушению целостности его поверхности в виде шелушения, выкрашивания и выбоин. Уменьшение толщины покрытий в результате износа не должно превышать:

Цементобетонных покрытий                                                                     не нормируется

Асфальтобетонных покрытий                                                                    1,5 мм/год

Щебеночных и гравийных, обработанных органическими

вяжущими                                                                                                    3 мм/год

Щебеночных и гравийных, не обработанных вяжущими                       13 мм/год.

2. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

2.1. Порядок оценки

2.1.1. Работы по оценке технико-эксплуатационного состояния дорожных одежд и земляного полотна проводятся в три этапа: предварительные обследования; подготовка к детальным обследованиям; детальные обследования.

2.1.2. Предварительные обследования на дороге проводятся с целью выявления участков для детального обследования, определения вида и количества дефектов проезжей части, обочин и откосов, оценки сцепных качеств дорожного покрытия.

2.1.3. Подготовка к детальным обследованиям проводится для того, чтобы изучить техническую документацию и проверить на участках, где предусматривается детальное обследование, соответствие земляного полотна требованиям строительных норм и правил по условиям водоотвода и возвышению низа дорожной одежды над поверхностью земли.

2.1.4. Детальные обследования проводят с целью установления причин разрушений и деформаций и назначения мер по повышению технико-эксплуатационных качеств дорожной одежды и земляного полотна.

2.2. Предварительное обследование дорожных одежд и земляного полотна

2.2.1. Предварительное обследование проводят в следующие сроки:

определение вида и количества дефектов проезжей части, обочин и откосов - в весенне-осенний период;

выявление участков дороги, подлежащих детальному обследованию - в весенний период, но не ранее чем за один год до проведения детального обследования;

оценка сцепных качеств дорожного покрытия - в весенний период.

2.2.2. Вид и количество дефектов устанавливают на основе визуальной оценки состояния проезжей части, обочин, откосов и водоотводных сооружений.

2.2.3. При визуальной оценке покрытия проезжей части фиксируют дефекты, подразделяемые по видам в соответствии с табл. 2.1, и заносят в ведомость дефектов по форме (табл. 2.2).

2.2.4. Визуальная оценка обочин включает:

для неукрепленных или укрепленных несвязным материалом и травосеянием - проверку наличия колей и ям, мест застоя воды, степень увлажнения грунта, состояние прибровочной полосы; наличие переноса грунта на проезжую часть, просадок или вспученных мест, состояние поверхности слоев укрепления, сохранность травяного покрова;

для укрепленных связными материалами - проверку наличия просадок, разрушения покрытий укрепления, состояние краевых зон слоев укрепления и мест стыковки с проезжей частью, состояние прибровочной полосы, поверхностного водоотвода. Характер и объем дефектов на обочинах заносится в ведомость по форме табл. 2.3.

2.2.5. Если состояние обочин не удовлетворяет требованиям п. 1.2.4, проводят работы по их укреплению в соответствии с «Рекомендациями по укреплению обочин автомобильных дорог» (Гипродорнии, 1975 г.). При этом модуль деформации грунта обочин определяется в расчетный период года в соответствии с приложением 1.

2.2.6. Визуальная оценка состояния откосов и водоотводных сооружений выполняется одновременно с оценкой проезжей части и обочин. Обнаруженные дефекты (табл. 2.4 и 2.5) привязываются к километражу дороги и заносятся в ведомость состояния откосов по форме табл. 2.6.

2.2.7. Визуальная оценка состояния водоотводных сооружений включает оценку целостности устройств, степени сохранности заданных геометрических форм и стоковой способности. Результаты оценки записывают в ведомость по форме, приведенной в табл. 2.7.

2.2.8. По результатам визуальной оценки состояния проезжей части, обочин, откосов и водоотводных сооружений устанавливают объемы работ по текущему ремонту.

2.2.9. Оценку сцепных качеств (коэффициента сцепления) покрытия выполняют на участках дороги, где постоянно наблюдаются ДТП, связанные с повышенной скользкостью мокрого покрытия, а также в местах, на которых условия движения, согласно СНиП II-Д.5-72, табл. 27, относятся к опасным.

Таблица 2.1

Вид дефекта

Характерные особенности дефекта покрытий проезжей части

 

Нежесткие дорожные одежды

Одиночные трещины

Трещины произвольного очертания и направления относительно оси дороги обычно расположены друг от друга на значительном удалении без соблюдения какой-либо закономерности

Отдельные трещины

Поперечные трещины, расположенные примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Расстояние между соседними трещинами не менее 10 м

Редкие трещины

Поперечные и косые трещины (нередко с ответвлениями), не связанные между собой. Среднее расстояние между соседними трещинами 4 - 10 м

Частые трещины

Поперечные и косые трещины с ответвлениями, иногда связанные между собой, но, как правило, не образующие замкнутых фигур. Среднее расстояние между соседними трещинами 1 - 4 м

Сетка трещин

Трещины произвольного очертания, образующие замкнутые фигуры. Расстояние между трещинами менее 1 м

Колейность

Плавное искажение поперечного профиля покрытия, локализованное вдоль полос наката. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, нередко сопровождается продольными трещинами и сеткой трещин

Просадки

Резкое искажение профиля покрытия, имеющее вид впадины с округлыми краями. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, просадки сопровождаются сеткой трещин, которая нередко охватывает также и зоны покрытия, непосредственно к ним прилегающие

Проломы

Полное разрушение дорожной одежды на всю ее толщину с резким искажением профиля покрытия. На покрытиях, устроенных с применением вяжущих, сопровождаются сеткой трещин в зонах покрытия, к ним прилегающих

Выкрашивание и шелушение

Поверхностные разрушения покрытия за счет потери отдельных зерен минерального материала и отслаивания вяжущего

Выбоины

Местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений с резко выраженными краями

Волны

Закономерное чередование (через 0,5 - 2,0 м) на покрытии впадин и гребней в поперечном направлении по отношению к продольной оси дороги

Сдвиги

Смещение покрытия, наблюдающееся обычно на крутых спусках, в местах остановок и торможения автомобилей. Иногда в местах сдвига наблюдаются разрывы покрытия

Открытые пучины и пучиноопасные места

Сетка трещин на покрытии с выдавливанием грунта на поверхность, взбугривание покрытия с сеткой трещин, зыбь покрытия под колесом автомобиля и т.п.

 

Жесткие дорожные одежды

Трещины

Поперечные, продольные, косые и другие трещины произвольного очертания и расположения

Шелушение

Отслоение цементного раствора с поверхности покрытия с последующим оголением крупного заполнителя

Выбоины

Местные разрушения покрытия в виде пониженных мест глубиной до 6 - 7 см, образовавшиеся в результате отрыва отдельных составляющих бетона

Повреждение кромок швов

В виде сколов и выкрашивания бетона в зоне до 15 - 20 см от шва

Эти работы выполняют с помощью передвижной лабораторной установки ПКРС-2 или специальных портативных приборов типа ППКС, показания которых затем приводят к показаниям ПКРС-2. Измерения коэффициента сцепления и обработку результатов ведут в соответствии с приложением 2.

2.2.10. На участках с коэффициентом сцепления, не удовлетворяющим требованиям табл. 1.3, осуществляются мероприятия в соответствии с разд. 3.3 настоящего документа.

Таблица 2.2

Описание состояния покрытия по видам дефектов, имеющихся на его поверхности в порядке их расположений вдоль дороги

Границы участков с данным состоянием поверхности покрытия по видам дефектов

Начало (км + м)

Конец (км + м)

 

 

 

Таблица 2.3

п/п

Место расположения дефекта (км + м - км + м)

Колейность, м

Ямы, м2

Промоины, шт.

Обрушение бровки земляного полотна, м

Взбугривание, м2

Просадки, м2

Трещины, м

Повреждения мест сопряжения слоев укрепления с покрытием проезжей части

Дополнительные данные о характере дефекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4

Формы нарушения местной устойчивости откосов

Причины

Условия образования

Оползания и сплывы откосов

Физико-химическое выветривание и избыточное увлажнение

Откосы, сложенные глинистыми грунтами, неустойчивыми к физико-химическому выветриванию

Эрозионные деформации. Выражаются в образовании промоин на поверхности грунта, канав и отдельных ям. Могут достигать больших размеров, захватывая обочины и проезжую часть дороги

Дождевые осадки и поверхностные воды

Неукрепленные откосы, сложенные малосвязными и водонеустойчивыми грунтами

Механическая суффозия и вынос грунта. Заключается в выносе грунта из-под обочин и проезжей части просачивающейся водой, проникающей в земляное полотно через покрытия и обочины

Грунтовые воды

Откосы, сложенные супесчаными и песчаными грунтами, в случае выхода водоносных горизонтов

2.2.11. Для выявления участков, требующих детального обследования, проводят следующие работы.

По дорожным конструкциям:

оценивают ровность покрытия с помощью лабораторной установки ПКРС-2 (при отсутствии ПКРС-2 измерения ведут с помощью толчкомера ТХК-2, передвижной многоопорной рейки или стандартной 3-метровой рейки). Контроль ровности покрытия и обработку результатов измерений производят в соответствии с приложениями 3 - 5.

Детальному обследованию подлежат участки, не удовлетворяющие требованиям табл. 1.1 и 1.2.

По откосам:

анализируют данные, включенные в ведомость состояния откосов земляного полотна (см. табл. 2.6). При этом детальному обследованию подлежат на неукрепленных откосах места со значительным разрушением поверхности в виде сплывов больших масс грунта, глубоких размывов, обрушений и т.п.; на укрепленных откосах - места со значительными разрушениями поверхности укрепления, трещиноватостью, связанной с сползанием слоев укрепления или их температурной деформацией, вспучиванием слоев укрепления и т.п.

2.2.12. Все участки и места, требующие детального обследования, целесообразно включить в отдельную ведомость, составляемую в произвольной форме.

Таблица 2.5

Формы нарушения общей устойчивости откосов

Характер деформации

Условия возникновения

Обрушение со срезом и вращением

Перемещение части откоса в результате среза по критической поверхности, обычно близкой по форме к кругло-цилиндрической с некоторым поворотом вокруг горизонтальной оси

При глинистых грунтах с достаточно однородным строением

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: