Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Пособие Пособие по производственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог  
21.10.2018
    
Пособие Пособие по производственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог

РОССИЙСКОЕ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЩЕСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА И
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ПОСОБИЕ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ
КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ПРИ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Москва 1998

Ковалев П.В., Мансветов А.Б., Свежинская И.М. Пособие по производственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог. М.: НИЦ *Инженер*, 1998.

Целью создания данного пособия является оказание помощи организациям и подразделениям, осуществляющим контроль качества дорожно-строительных работ, а также организациям, осуществляющим эти работы.

Все допуски, применяемые при проведении и приемке дорожно-строительных работ взяты из действующих нормативных документов (по состоянию на 01.01.97). Пособие носит справочный характер и не заменяет собой использованные при его составлении нормативные документы. Пособие содержит требования не только приемочного, но и операционного и входного контроля, а также некоторые технологические требования, на которые, по мнению составителей, следует обращать взимание при промежуточных приемках, авторском надзоре, инженерном сопровождении проекта и инспекционном контроле.

В данном пособии намеренно не отражены вопросы контроля подготовительных (в т.ч. геодезических) работ в дорожном строительстве, контроля строительства мостов и путепроводов, а так же вопросы контроля качества продукции на предприятиях строительного комплекса (АБЗ, ЦБЗ, карьеры, ЖБИ и т.д.), так как эти аспекты требуют более детального рассмотрения в специальной литературе.

Разработчики - главный инженер Ковалев П.В., начальник отдела Мансветов А.Б, главный специалист Свежинская И.М Региональной дирекции № 7 «Дороги Центральной России» «Центравтомагистраль».

Коллектив разработчиков выражает благодарность МАДИ (ТУ) (проф. Н.В. Горелышев), ГП «РосдорНИИ» (В.Ю. Гладков), ВГАСА (проф. В.И. Резванцев, доц. В.Г. Еремин), ФДДР (Н.С. Медведев), «Костромаавтодор» (В.А. Ейст, С.Ю. Павлов, И.В. Сизов), ДП «Смоленский СоюздорНИИ» (В.И. Мястовский, В.Б. Салтыков), АООТ Воронежавтодор (Н.И. Паневин) за высказанные предложения и замечания, которые помогли в работе над «Пособием».

Глава 1. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

1.1. ВЫЕМКА В НЕСКАЛЬНЫХ ГРУНТАХ

Условные обозначения:

В/2 - расстояние между осью и бровкой земляного полотна;

Н - недобор грунта;

h - глубина кюветов.

Рис. 1

Таблица 1.

Приемочный контроль

Обоснование

Контролируемые параметры

Допускаемые отклонения

Высотные отметки продольного профиля

D1: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до

± 100 (20)* мм, остальные - до ± 50 (10) мм.

СНиП 3.06.03-85 Приложение 2

Гл. 5, п. 1.2.2.

Расстояние между осью и бровкой земляного полотна (В/2)

D2: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ± 20 см, остальные - до ± 10 см.

СНиП 3.06.03-85 Приложение 2

Гл. 5, п. 1.2.3.

Поперечные уклоны

D3: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 0,015 (минус 0,010) до 0,030 (0,015), остальные - до ± 0,010 (0,005)

СНиП 3.06.03-85 Приложение 2

Гл. 5, п. 1.2.4.

Уменьшение крутизны откосов

D4: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 20 %, остальные - до 10 %

СНиП 3.06.03-85 Приложение 2

Гл. 5, п. 1.2.5.

Увеличение поперечных размеров кюветов, нагорных и других канав b (по дну)

D5: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 10 см, остальные - до 5 см.

СНиП 3.06.03-85 Приложение 2

Гл. 5, п. 1.3.1.

Глубина кюветов h (при условии обеспечения стока)

D6: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ± 10 см, остальные - до ± 5 см.

СНиП 3.06.03-85 Приложение 2

Гл. 5, п. 1.3.2.

Продольные уклоны дренажей

D7: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ± 0,002, остальные - до ± 0,001.

СНиП 3.06.03-85

Приложение 2

Гл. 5, п. 1.3.4.

Положение оси в плане

D8: Предельные отклонения от проектного положения оси ± 0,2 м

СНиП 3.02.01-87

таб. 13, п. 7.

Допускается снижение плотности слоев земляного полотна:

не более 10 % результатов измерений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 4 %, а остальные должны быть не ниже проектных значений.

Разница в показателях плотности на одном поперечнике верхнего слоя земляного полотна для дорог с усовершенствованными покрытиями не должна превышать 2 %.

СНиП 3.06.03-85

Приложение 2

Гл. 5, п. 1.2.1.

Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог п. 13.27.

* - данные в скобках относятся к работам, выполняемым с применением машин с автоматической системой задания вертикальных отметок.

Таблица 2.

Операционный контроль

Обоснование

При операционном контроле качества значения допускаемых отклонений D1 - D8 принимаются по нормам приемочного контроля, указанным в таблице 1. Измерения проводятся не реже чем через 100 м (в трех точках на поперечнике). Кроме параметров, указанных выше, при устройстве земляного полотна контролируются:

СНиП 3.06.03-85

п. 4.76.

п. 4.77.

■ плотность грунта в основании земляного полотна:

плотность грунта следует контролировать в каждом технологическом слое по оси земляного полотна и расстоянии 1,5 - 2 м от бровки, а при ширине слоя более 20 м - также в промежутках между ними.

п. 4.77.

п. 4.78.

Контроль плотности грунта необходимо производить на каждой сменной захватке работы уплотняющих машин.

Контроль плотности верхнего слоя следует производить не реже чем через 50 м.

Контроль плотности следует производить на глубине, равной 1/3 толщины уплотняемого слоя, но не менее 8 см.

 

Кроме основного метода (ГОСТ 22733-77) допускается применение экспресс-методов и приборов для ускоренного контроля плотности. При этом не менее 10 % всех измерений должны быть произведены стандартным методом с отбором проб.

Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог

■ влажность используемого грунта;

п. 13.28.

■ ровность поверхности:

- контролируется нивелированием по оси и бровкам в трех точках на поперечнике не реже чем 50 м;

СНиП 3.06.03-85

п. 4.78.

■ укрепление откосов (контроль качества укрепительных работ приводится в п. 1.10. настоящего «Пособия»).

п. 4.81.

Таблица 3.

Примечание

Обоснование

Разработка выемок одноковшовыми экскаваторами должна осуществляться с недобором грунта до проектного очертания выемки во избежание нарушений естественной структуры грунта в основании и на откосах выемки. Недобор грунта принимается по таблице 4.

Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог

п. 3.72.

Степень уплотнения грунта рабочего слоя, определяемая величиной коэффициента уплотнения должна отвечать требованиям таблицы 5.

СНиП 2.05.02-85

таб. 22.

Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог. Приложение 5.

Таблица 4.

Рабочее оборудование

Допускаемый недобор грунта, (Н) см, при вместимости ковша экскаватора, м3

0,5 - 0,65

0,8 - 1,25

1,5 - 1,6

Прямая лопата

10

10

15

Драглайн

20

25

30

Таблица 5.

Элементы земляного полотна

Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м

Наименьший коэффициент уплотнения грунта

При типе дорожных одежд*

капитальном

облегченном и переходном

Дорожно-климатические зоны

I

II, III

IV, V

I

II, III

IV, V

Рабочий слой

До 1,5

0,98 - 0,96

1,0 - 0,98

0,98 - 0,95

0,95 - 0,93

0,98 - 0,95

0,95

Неподтопляемая часть насыпи

Св. 1,5 до 6

0,95 - 0,93

0,95

0,95

0,93

0,95

0,90

Св. 6

0,95

0,98

0,95

0,93

0,95

0,90

Подтопляемая часть насыпи

Св. 1,5 до 6

0,96 - 0,95

0,98 - 0,95

0,95

0,95 - 0,93

0,95

0,95

Св. 6

0,96

0,98

0,98

0,95

0,95

0,95

В рабочем слое выемки ниже зоны сезонного промерзания

До 1,2

-

0,95

-

-

0,95 - 0,92

-

До 0,8

-

-

0,95 - 0,92

-

-

0,90

* - большие значения коэффициентов уплотнения грунта следует принимать в случаях применения цементобетонных и цементогрунтовых покрытий и оснований, а также усовершенствованных облегченных покрытий.

1.2. ВЫЕМКА В СКАЛЬНЫХ И КРУПНООБЛОМОЧНЫХ ГРУНТАХ

Условные обозначения:

В/2 - расстояние между осью и бровкой земляного полотна;

h - глубина кюветов.

Рис. 2

Таблица 6.

Приемочный контроль

Обоснование

Контролируемые параметры

Допускаемые отклонения

Высотные отметки продольного профиля

D1: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ± 100 (20)* мм, остальные - до ± 50 (10) мм.

СНиП 3.06.03-85

Приложение 2

Гл. 5, п. 1.2.2.

Расстояние между осью и бровкой земляного полотна 3/2

D2: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ± 20 см, остальные - до ± 10 см.

СНиП 3.06.03-85

Приложение 2

Гл. 5, п. 1.2.3.

Поперечные уклоны

D3: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 0,015 (минус 0,010) до 0,030 (0,015), остальные - до ± 0,010 (0,005)

СНиП 3.06.03-85

Приложение 2

Гл. 5, п. 1.2.4.

Уменьшение крутизны откосов

D4: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 20 %, остальные - до 10 %

СНиП 3.06.03-85

Приложение 2

Гл. 5, п. 1.2.5.

Положение оси в плане

D8: Предельные отклонения от проектного положения оси ± 0,2 м

СНиП 3.02.01-87

таб. 13, п. 7.

* - данные в скобках относятся к работам, выполняемым с применением машин с автоматической системой задания вертикальных отметок.

Таблица 7.

Приемочный контроль

Обоснование

Контролируемые параметры

Допускаемые отклонения

Увеличение поперечных размеров кюветов, нагорных и других канав b (по дну)

D5: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 10 см, остальные - до 5 см.

СНиП 3.06.03-85

Приложение 2

Гл. 5, п. 1.3.1.

Глубина кюветов h (при условии обеспечения стока)

D6: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до 10 см, остальные - до 5 см.

СНиП 3.06.03-85

Приложение 2

Гл. 5, п. 1.3.2.

Продольные уклоны дренажей

D7: Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ± 0,002, остальные - до ± 0,001.

СНиП 3.06.03-85

Приложение 2

Гл. 5., п. 1.3.4.

Таблица 8.

Операционный контроль

Обоснование

При операционном контроле качества значения допускаемых отклонений D1 - D8 принимаются по нормам приемочного контроля, указанным в таблице 6, 7. Измерения проводятся не реже чем через 100 м (в трех точках на поперечнике). Кроме параметров, указанных выше, при устройстве земляного полотна контролируются:

СНиП 3.06.03-85

п. 4.76.

п. 4.77.

■ плотность грунта в основании земляного полотна:

плотность грунта в естественном основании выемки следует контролировать по оси земляного полотна и расстоянии 1,5 - 2 м от бровки, а при ширине слоя более 20 м - также в промежутках между ними.

Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог

п. 13.27

Контроль плотности грунта необходимо производить на каждой сменной захватке работы уплотняющих машин.

СНиП 3.06.03-85

влажность используемого грунта (в случае замены грунта):

п. 4.77.

п. 4.78.

- контроль влажности используемого грунта следует производить, как правило, в месте его получения (в резерве, карьере) не реже одного раза в смену и обязательно при выпадении осадков.

 

ровность поверхности:

- контролируется нивелированием по оси и бровкам в трех точках на поперечнике не реже чем через 50 м;

п. 4.81.

укрепление откосов (контроль качества укрепительных работ приводится в п. 1.10. настоящего «Пособия»).

 

Степень уплотнения крупнообломочных грунтов, содержащих более 60 % обломочной фракции, следует считать достаточной, если полная величина осадки поверхности слоя грунта в результате уплотнения составляет 8 - 10 % первоначальной толщины, для верхнего слоя 10 - 12 %.

Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог

п. 13.29.

Относительную плотность крупнообломочных грунтов необходимо измерять следующим образом:

 

по коэффициенту уплотнения отношением плотности сухого грунта, определяемого методом лунок, к максимальной плотности при стандартном уплотнении в укрупненном цилиндре. Диаметр укрупненного цилиндра, в котором ведется стандартное уплотнение, должен быть в 4 - 5 раз больше размера крупной фракции грунта (метод целесообразен для грунтов с включением обломков не крупнее 60 - 65 мм).

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: