Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Методические рекомендации Методические рекомендации по совершенствованию проектирования дорожных од  
23.10.2018
    
Методические рекомендации Методические рекомендации по совершенствованию проектирования дорожных од

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД НЕЖЕСТКОГО ТИПА

Одобрены Минтрансстроем

Москва 1978

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД НЕЖЕСТКОГО ТИПА. Союздорнии. М., 1978.

Даны предложения по уточнению и пополнению отдельных положений «Инструкции» ВСН 46-72, касающиеся вопросов конструирования и расчета дорожной одежды на прочность, осушения и морозоустойчивости. Уточнены расчетные нагрузки и метод приведения нагрузок; на ось автомобиля к расчетной. Даны расширенные таблицы расчетных характеристик дорожно-строительных материалов.

Приведены рекомендации по оценке прочности существующих дорог. Изложен метод теплотехнического расчета дорожных конструкций с теплоизолирующими слоями.

Табл. 16, рис. 13, библ. 6.

Предисловие

За прошедшие годы со времени издания «Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» ВСН 46-72 накоплен значительный опыт ее использования при проектировании автомобильных дорог. Анализ и обобщение опыта подтвердили правильность основных положений «Инструкции» и дали новый материал для предложений по улучшению и совершенствованию ряда ее разделов. Так, в «Методических рекомендациях по совершенствованию методов проектирования дорожных одежд нежесткого типа» содержатся новые предложения по конструированию и расчету на прочность дорожной одежды, теплозащите земляного полотна, обеспечению морозоустойчивости и дренированию конструкции. При разработке рекомендаций использованы результаты исследований Союздорнии, Ленинградского филиала Союздорнии, МАДИ, Госдорнии, Гипродорнии, Белдорнии.

«Методические рекомендации» разработали Ю.М. Васильев, М.Б. Корсунский, П.И. Теляев (Ленинградский филиал Союздорнии), А.Я. Тулаев, Ю.М. Яковлев (МАДИ) с использованием материалов В.Н. Гайворонского В.А. Мазурова, М.Г. Мельниковой, Т.Е. Полтарановой, П.Д. Россовского, А.О. Салля (Ленинградский филиал Союздорнии), Р.А. Агаповой, В.И. Рувинского, Н.Ф. Хорошилова (Союздорнии), Б.С. Радовского (Госдорнии) В.К. Апестина, А.Я. Шака (Гипродорнии), Р.З. Порицкого (Белдорнии).

Замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143800 Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии или 191065 Ленинград, Д-65, ул. Герцена, 19, Ленинградский филиал Союздорнии.

Общие положения

1. Приводимые в настоящих «Методических рекомендациях» предложения по уточнению «Инструкции» ВСН 46-72 освещают следующие вопросы:

конструирование дорожных одежд, в частности, с учетом условий работы различных оснований под усовершенствованными покрытиями;

выбор расчетной нагрузки и установление расчетной приведенной интенсивности воздействия нагрузки с учетом наличия в составе движения многоосных автомобилей и автопоездов;

уточнение деформационных и прочностных характеристик асфальтобетона применительно к его новой классификации согласно ГОСТ 9128-76 и с учетом усталостных явлений, возникающих в нем при многократном нагружении;

расширение данных о расчетных характеристиках необработанных и укрепленных вяжущими материалов, особенно местных;

установление путей обеспечения требуемых показателей дренирующей способности и морозоустойчивости дорожных конструкций в неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях.

2. Материалы учета и обобщения опыта использования «Инструкции» ВСН 46-72 при проектировании дорожных одежд позволили также выявить вопросы, требующие дальнейшего исследования в целях совершенствования теории прочности и методов конструирования дорожных одежд. К числу таких вопросов относятся:

более глубокое изучение влияния продолжительности действия и динамичности нагрузки на напряженно-деформированное состояние дорожной конструкции;

учет особенностей работы различных дорожно-строительных материалов в промежуточных слоях дорожных одежд;

определение коэффициентов запаса прочности в зависимости от изменчивости прочностных и деформационных характеристик грунтов и материалов с учетом требуемой эксплуатационной надежности сооружения;

изучение вариации расчетных характеристик;

исследование работоспособности дорожных конструкций, в которых нижний слой основания выполнен из материала более прочного, чем материал вышележащего слоя, и др.

3. В «Методических рекомендациях» приведены основные положения по уточнению некоторых пунктов теиста и приложений «Инструкции». «Методические рекомендации» составлены с учетом вышедших после издания «Инструкции» ВСН 46-72 нормативных документов; СНиП II-Д.5-72, СНиП II-60-75, ГОСТ 9128-76, СН 25-74, СН 449-72, ВСН 184-75, ВСН 115-75 и ВСН 93-73 в новой редакции.

Рекомендации излагаются не в порядке значимости освещаемых вопросов, а в последовательности, соответствующей рубрикации «Инструкции» ВСН 46-72.

Конструирование дорожной одежды х)

Общие принципы конструирования

х) К уточнению разд. 2 «Инструкции» ВСН 46-72

4. Дорожную одежду проектируют совместно с земляным полотном. Конструкцию дорожной одежды назначают с учетом транспортно-эксплуатационных требований, категории и значения дороги или городской магистрали и улицы, состава и перспективной интенсивности движения, климатических и грунтово-гидрологических условий, обеспеченности дорожно-строительными материалами и техникой. Конструкцию дорожной одежды и тип покрытия обосновывают технико-экономическими расчетами.

5. Общую толщину дорожной одежды назначают с таким расчетом, чтобы не возникали пластические смещения в грунте верхней части земляного полотна, а упругий прогиб поверхности покрытия не превышал бы допускаемой величины.

Дорожную одежду на дорогах специального назначения (например, подъезды к карьерам, промышленные дороги) следует проектировать различной толщины на полосах движения двух направлений: автомобилей с грузом и автомобилей порожних.

В городах на остановках общественного транспорта следует предусматривать дорожные одежды с покрытиями и основаниями повышенной сдвигоустойчивости. Основание дорожной одежды устраивают, как правило, из асфальтобетонных смесей на вязких битумах, тощего бетона или укрепленного грунта.

При проектировании дорог, предназначенных для эксплуатации в неблагоприятных климатических и грунтово-гидрологических условиях в районах сезонного промерзания, наряду с требуемой прочностью должна быть обеспечена и достаточная морозоустойчивость конструкции. Кроме того, если количество воды, поступающей в основание дорожной одежды в отдельные периоды, больше, чем может разместиться в порах материала дорожной одежды, то необходимо предусматривать мероприятия по осушению дорожной одежды и земляного полотна.

Если общая толщина дорожной одежды, полученная при расчете на прочность, меньше толщины, установленной по требованию морозоустойчивости, то устраивают дополнительные морозозащитные или теплоизолирующие слои. В этих случаях конструкцию основания дорожной одежды назначают одновременно с проектированием морозозащитных или теплоизолирующих и дренирующих слоев.

6. Толщину покрытия рассчитывают, исходя из необходимости обеспечения нормальной работы материала верхнего слоя основания. При расчете монолитных асфальтобетонных и подобных им покрытий учитывают, кроме того, величину действующего и допускаемого растягивающего напряжения при изгибе в материале самого покрытия.

Нижележащие слои дорожной одежды проектируют таким образом, чтобы в зернистых и слабосвязных материалах (гравий, песок, смеси на основе жидких органических вяжущих и т.п.) под действием расчетных нагрузок не возникали бы деформации сдвига, а в монолитных слоях основания из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими (цемент, активные золы, шлаки и т.п.), полимерными или вязкими органическими вяжущими, растягивающие напряжения при изгибе не превышали бы допускаемых. Толщину каждого конструктивного слоя устанавливают расчетами.

Примеры схем дорожных конструкций представлены на рис. 1.

7. При конструировании дорожной одежды со слоями из зернистых и слабосвязных материалов необходимо стремиться к обеспечению повышения жесткости от нижележащих слоев к вышележащим. С целью предотвратить возникновение в зернистом слое существенных растягивающих напряжений целесообразно проектировать конструкцию так, чтобы отношение значений модулей упругости смежных слоев не превышало 5. При конструировании одежды со слоями из монолитных (плотных) материалов следует также стремиться к уменьшению величины этого отношения. Допускается устраивать конструктивный слой основания из материала, модуль упругости которого превышает модуль упругости материала вышележащего слоя.

Рис. 1. Схемы рекомендуемых конструкций дорожной одежды:

1 - горячий (теплый) плотный асфальтобетон; 2 - горячий пористый асфальтобетон (крупно- и среднезернистый); 3 - горячий пористый асфальтобетон, пористая, щебеночная эмульсионно-минеральная смесь, асфальтобетон с пониженным содержанием битума; 3¢ - горячий гравийный пористый асфальтобетон, щебеночная (гравийная) смесь с добавлением 30 % щебня, обработанная вязким битумом (эмульсией); 4 - поверхностная обработка (коврик износа); 5 - гравийная (щебеночная смесь и грунт, укрепленные цементом, I класса прочности; 5' - тощий цементобетон; 6 - грунты и материалы повышенной деформационной способности I класса прочности, т.е. укрепленные комплексными вяжущими (цемент + битумная эмульсия, цемент + полимерные вяжущие, цемент + гранулированный шлак или золы уноса, полимерное вяжущее, активные золы уноса с добавками); 7 - грунты и материалы, укрепленные, неорганическим вяжущим. II класса прочности, материал; укрепленный органическим вяжущим; 8 - щебень фракционированный из камня, гравия, шлака (с расклинкой); 9 - щебеночная (гравийная) смесь с добавлением 30 % щебня; 10 - укрепленный грунт и материал III класса прочности; 11 - гравийнопесчаная смесь, песок

В качестве материалов нижних слоев основания или морозозащитных слоев, кроме песка, гравийно-песчаных смесей или других морозостойких местных материалов, можно применять грунты и материалы, укрепленные небольшим количеством органического или неорганического вяжущего.

В принципе необходимо предусматривать возможно меньшее число (два - три) конструктивных слоев из разных материалов, проектируя основания из асфальтобетона толщиной 15 - 30 см, из тощего цементобетона либо укрепленного грунта или каменного материала. Подбор материалов слоев дорожной одежды определяется факторами, упомянутыми в п. 4 настоящих «Методических рекомендаций».

Дополнительные (нижние) слои покрытия или основания рекомендуется вводить только в тех случаях, когда толщина основного слоя из однородного материала превышает рациональную по технологическим соображениям величину.

Обычно применяемые толщины слоев из различных материалов на дорогах разных категорий представлены в табл. 1.

При проектировании дорожной одежды необходимо наиболее полно использовать возможность повышения прочностных характеристик грунта земляного полотна. К мероприятиям, обеспечивающим такую возможность, относится уплотнение грунта до повышенной плотности, укрепление грунта верхней части земляного полотна, защита грунта от увлажнения и т.п.

8. В целях обеспечения нормальных условий работы прикромочных частей дорожной одежды, а при монолитных основаниях и для снижения возможности проникания в земляное полотно поверхностной воды слой основания целесообразно устраивать на 1,2 м шире проезжей части. Ширина морозозащитного слоя из укрепленного грунта должна превышать ширину проезжей части не менее чем на 2 м, а нижний слой из песка или другого зернистого материала в ряде случаев целесообразно укладывать на всю ширину земляного полотна. На автомобильных дорогах высоких категорий, а так же на городских улицах края дорожной одежды можно укреплять путем установки бортового камня, плит или устройства монолитного бортика.

Таблица 1

Назначаемые толщины конструктивных слоев

Конструктивный слой дорожной одежды

Материал слоя

Толщина слоя, см

Покрытие:

 

 

верхний слой или однослойное

Асфальтобетон

3 - 5

нижний слой

Асфальтобетон

5 - 8 (по 30)

Основание

Укрепленные органическим или неорганическим вяжущим материалы

15 - 50

 

Щебень, гравий, гравийно-песчаные смеси, местные материалы

15 - 45

Морозозащитный или дренирующий слой

Укрепленные грунты, гравийно-песчаные смеси, песок, местные материалы

15 - 60

Верхний слой земляного полотна

Укрепленный грунт, грунт повышенной плотности

10 - 50

Обочины на дорогах укрепляют в соответствии с указаниями СНиП II-Д.5-72 и «Рекомендациями по укреплению обочин автомобильных дорог» /6/.

Дорожная одежда из материалов, не обработанных и обработанных органическим вяжущим

9. Рекомендуемые области применения различных марок и типов асфальтобетона для верхнего слоя дорожного покрытия с учетом категории дороги и климатической зоны указаны в приложении 1 ГОСТ 9128-76. Для условий I - II дорожно-климатических зон на дорогах I и II категорий предпочтительно применять асфальтобетон типа Б и Г.

Смеси для устройства верхнего слоя покрытия должны содержать щебень, песок или дробленый песок из труднополирующихся горных пород или специальный искусственный щебень. Требуемую шероховатость обеспечивают также путем поверхностных обработок, устройства ковриков износа и т.п.

Нижний слой покрытия устраивают преимущественно из пористого асфальтобетона в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-76. Для нижнего слоя покрытия рекомендуется применять смеси с более вязким битумом, чем в верхнем слое.

10. Толщину асфальтобетонного покрытия, устраиваемого из сравнительно дорогих материалов, следует назначать близкой к минимальной конструктивной. При этом необходимо учитывать особенности работы покрытия на основаниях разного типа. Однослойное асфальтобетонное покрытие работает на дорогах с движением автомобилей большой грузоподъемности удовлетворительно только на основании из материалов, обработанных вязкими битумами. В III - V дорожно-климатических зонах на дорогах III - IV категорий с расчетной интенсивностью движения менее 700 проходов автомобилей группы Б в сутки по полосе однослойное асфальтобетонное покрытие допускается укладывать непосредственно на основание из неукрепленного материала.

Однослойное асфальтобетонное покрытие с основанием из неукрепленного материала допускается устраивать на площадках для стоянки транспорта, на внутриквартальных проездах, тротуарах и т.п.

В остальных случаях асфальтобетонное покрытие следует проектировать двухслойным.

На дорогах I и II категорий с интенсивным движением автомобилей большой грузоподъемности (100 -500 автомобилей группы А в сутки по полосе) толщина слоев из материалов, обработанных органическим вяжущим (покрытие и верхний слой основания), как правило, должна быть больше 12 см.

11. Рациональными материалами для устройства верхнего слоя основания под асфальтобетонное покрытие на дорогах I и II категорий являются:

горячий щебеночный пористый асфальтобетон, крупно- и среднезернистый, преимущественно III - IV марок;

пористые щебеночные смеси с применением эмульсии;

горячий гравийный пористый асфальтобетон, крупно- и среднезернистый, с добавлением 26 - 45 % щебня;

фракционированный щебень, обработанный вязким битумом способом пропитки.

На дорогах III и IV категорий верхний слой основания устраивают из горячего гравийного пористого асфальтобетона, гравийно-песчаной смеси, обработанной битумной эмульсией в сочетании с цементом, гравийной смеси, обработанной битумной эмульсиейх), щебня из естественного камня, гравия или шлака, гравийных смесей с добавлением 30 % щебня.

х) «Технические указания по проектированию и применению дорожных эмульсий» ВСН 115-75 М., «Транспорт», 1976.

На дорогах V категории основание сооружают из гравийно-песчаных смесей оптимального состава и других местных материалов. Укладывать в верхние слои основания материалы, прочность которых под воздействием воды или отрицательной температуры существенно снижается, недопустимо.

Нижние слои основания устраивают, как правило, из местных материалов с необходимой их переработкой, а в некоторых случаях и с укреплением их вяжущими. При выборе материала решающими факторами являются его расчетные характеристики и себестоимость.

Покрытие и основание с применением материалов, укрепленных неорганическими или комплексными вяжущими

12. Устройство монолитных (плотных) слоев взамен слоев из зернистых (пористых) материалов позволяет значительно улучшить условия работы конструкции, создать более благоприятный водно-тепловой режим земляного полотна, что особенно важно для дорог в I - II дорожно-климатических зонах.

Кроме того, уменьшается толщина дорожной одежды по сравнению с толщиной дорожной одежды со слоями из зернистых материалов.

Грунты и материалы, укрепленные неорганическими вяжущими, применяют для устройства покрытий облегченного или переходного типа; верхнего и нижнего слоев основания, морозозащитных слоев, а также для укрепления верхней части земляного полотна.

13. Покрытия облегченного и переходного типов из каменных материалов и грунтов, укрепленных комплексными вяжущимих), обеспечивающими повышенную деформационную способность материала, с последующей двойной (одиночной) поверхностной обработкой или с защитными ковриками устраивают на дорогах IV - V категорий при расчетной интенсивности движения до 500 автомобилей на полосу в сутки. В III - V дорожно-климатических зонах такое покрытие допускается применять и на дорогах III категории. Этот тип покрытия рекомендуется также для устройства дорожной одежды на площадках стоянки транспорта, на обочинах и т.д.

х) Комплексные вяжущие: цемент + битумная эмульсия; цемент + полимерные вяжущие; цемент + гранулированные шлаки или активные золы уноса; активные золы уноса с добавками.

Прочность укрепленного материала должна соответствовать I - II классу по «Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов» СН 25-74 (М., Стройиздат, 1975).

14. Для сооружения верхнего слоя основания дорожной одежды допускается использовать гравийные и щебеночные материалы, песчаные и супесчаные грунты, некоторые побочные (минеральные) продукты промышленности и легкие непылеватые суглинки, укрепляемые неорганическими вяжущими. Свойства укрепленного грунта или материала должны соответствовать I классу, а на дорогах IV - V категорий - II классу прочности.

Следует учесть, что для предотвращения трещинообразования целесообразно материалы и грунты укреплять комплексными вяжущими.

Во избежание появления «копирующихся» трещин на покрытии рекомендуется над слоем укрепленного грунта или материала устраивать слои из асфальтобетонных смесей толщиной не менее рекомендованной в табл. 2.

15. Для устройства нижнего слоя основания дорожной одежды допускается использовать различные грунты, обработанные вяжущими, и местные каменные материалы. Основания такого типа можно применять во всех дорожно-климатических зонах на дорогах всех категорий, независимо от состава и интенсивности перспективного движения.

Таблица 2

Минимально допустимая толщина слоев из асфальтобетона, укладываемых на верхний слой основания из материалов, укрепленных неорганическим вяжущим

Категория дороги

Наименьшая толщина слоя асфальтобетона, см х)

I

16

II

14

III - IV

12

х) В случае применения грунта, укрепленного комплексным вяжущим, толщина асфальтобетона, указанная в табл. 2, может быть уменьшена на 20 - 25 %. На дорогах IV и V категорий с покрытиями из черных смесей толщина покрытия может составлять 8 - 6 см.

Получаемый в результате обработки вяжущими материал должен обладать свойствами, соответствующими II классу прочности, а для дорог IV - V категорий в отдельных случаях допускается использование материала III класса прочности.

Морозозащитные, теплоизолирующие, дренирующие слои, изолирующие прослойки

16. При неблагоприятных грунтово-гидрологических и климатических условиях предусматривают особые меры защиты дорожной одежды от неравномерного морозного пучения грунта земляного полотна и переувлажнения зернистых слоев дорожной конструкции в отдельные периоды года.

К основным мероприятиям, обеспечивающим требуемую морозоустойчивость конструкции, относятся:

устройство верхней части земляного полотна из непучинистого и слабопучинистого грунта х);

х) «Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог» СН 449-72. М., Стройиздат, 1973.

снижение степени увлажнения грунта подземными и поверхностными водами путем обеспечения достаточного возвышения низа дорожной одежды над уровнем грунтовых и поверхностных вод, устройства различного рода водо- и паропрерывающих прослоек, создания водонепроницаемых обочин и т.п.;

устройство морозозащитного слоя в целях уменьшения толщины промерзающего слоя грунта;

устройство теплоизолирующего слоя для частичного или полного предотвращения промерзания грунта.

Наиболее целесообразное решение находят на основании технико-экономического сравнения различных вариантов.

При наличии дренирующих, морозозащитных или теплоизолирующих слоев в дорожной конструкции ее проектируют с учетом толщин и расчетных параметров этих слоев.

17. Если крупнопористый материал (щебень, гравий) основания дорожной одежды укладывают непосредственно на грунт (в том числе одноразмерный песок), необходимо предусмотреть конструктивную прослойку, препятствующую взаимопрониканию материалов смежных слоев. В качестве материалов для защитной прослойки применяют мелкий щебень, высевки (0 - 10 мм), гравийно-песчаные смеси и крупнозернистые пески оптимального состава, непылеватые шлаки, непучинистые золошлаковые смеси. Защитной прослойкой может служить также слой из укрепленного вяжущим грунта (в том числе песка), если слой песка под щебеночным не выполняет функции дренирующего. Толщина слоя укрепленного грунта назначается равной 5 - 8 см, толщина прослойки из другого материала не должна быть менее 8 см, а в случае переувлажненных грунтов земляного полотна может достигать 12 см.

Наличие прослойки в дорожной конструкции в расчете учитывают только путем повышения модуля упругости грунта земляного полотна, а ее толщину в расчет не принимают. Этим обеспечивается снижение рассчитываемой по условию прочности толщины слоя щебня (гравия) ориентировочно на 3 - 5 см.

Предусматривать вместо устройства такой прослойки увеличение толщины слоя щебня (гравия) нецелесообразно.

Мероприятия по повышению прочности грунта земляного полотна

18. Основным требованием, предъявляемым к земляному полотну, является обеспечение его стабильности. Это достигается проведением целого ряда мер, таких как устройство его верхней части из непучинистых, малопучинистых и малонабухающих грунтов (см. приложение 4 СН 448-72), уплотнение грунта до требуемой плотности, защита грунта от увлажнения поверхностными и подземными водами и т.п.

В сухих местах III - V дорожно-климатических зон эффективно повышать коэффициент уплотнения грунта верхнего слоя земляного полотна толщиной 30 - 50 см до величины 1,02 - 1,05. Слой грунта повышенной плотности рассматривают как самостоятельный конструктивный слой земляного полотна с расчетными характеристиками более высокими (до 50 %) по сравнению с нормируемыми для грунта при данных условиях. Если слой повышенной плотности устраивают из связного (набухающего) грунта, необходимо предусмотреть меры по защите его от поверхностной воды.

Подобные мероприятия по уплотнению грунта земляного полотна до высокой плотности могут быть применены в некоторых районах и во II дорожно-климатической зоне, но при условии постоянного за весь период эксплуатации дороги обеспечения защиты от поверхностных и подземных вод.

19. Эффективным мероприятием по повышению стабильности земляного полотна является укрепление его верхнего слоя небольшим количеством вяжущих, в основном неорганических (например, 4 - 8 % цемента). Укрепление верхнего слоя может оказаться целесообразным в тех случаях, когда расчетный модуль упругости грунта меньше 400 кгс/см2, т.е. при расчетной влажности связного грунта выше 0,7 предела текучести. Укрепление грунта верхнего слоя позволяет стабилизировать его физико-механические свойства и обеспечить необходимый расчетный модуль упругости (400, 600 или 800 кгс/см2), уменьшить расход кондиционных материалов (щебня, гравия, песка), снизить строительную стоимость дорожной одежды, повысить технико-эксплуатационные параметры покрытия и т.д. х)

х) «Методические рекомендации по укреплению верхней части земляного полотна», Союздорнии. М., 1977.

Расчет дорожной одежды на прочность

Расчетные нагрузки

20. (К уточнению п. 3.1 «Инструкции» ВСН 46 - 72). При проектировании дорог общей сети, а также городских дорог, улиц и площадей расчетные нагрузки принимают в соответствии с ГОСТ 9314-59 (табл. 1 приложения 1 ВСН 46-72). Для дорог I - III категорий общей сети, скоростных и магистральных городских дорог и улиц, а также для других дорог, по проезжей части которых предусматривается в расчетный период х) систематический пропуск автомобилей с нагрузками на ось 10 тс, в качестве расчетной, как правило, назначают нагрузку на колесо наиболее нагруженной оси автомобиля группы А. При проектировании дорог IV и V категорий общей сети, а также городских улиц и дорог местного значения расчет конструкций дорожных одежд на прочность ведут обычно под нагрузку на колесо автомобиля группы Б. Если в перспективном составе движения предусматривается наличие автомобилей или других транспортных средств с нагрузками на колесо, превышающими нагрузки по ГОСТ 9314-59 (особые случаи), то за расчетную следует принимать наибольшую нагрузку. Допускается не принимать наибольшую нагрузку за расчетную в тех случаях, когда количество транспортных средств с такой нагрузкой составляет менее 5 % интенсивности грузового движения и разность между наибольшей нагрузкой и расчетной не превышает 20 %. В этих случаях за расчетную принимается следующая, меньшая по величине нагрузка или нагрузка по ГОСТ 9314-59.

х) Под расчетным периодом подразумевается наиболее неблагоприятный для работы дорожной одежды период (для II и III дорожно-климатических зон таким является весенний период).

21. (К уточнению пп. 3.3 и 3.4 ВСН 46-72). При расчете на прочность одежд автомобильных дорог и городских улиц учитывают перспективную хх) интенсивность движения автомобилей разных марок, которую приводят к интенсивности воздействий расчетной нагрузки на полосу движения, характеризующейся числом проходов колес (по одному борту автомобиля) с расчетной нагрузкой в сутки.

хх) Ожидаемую к концу срока службы дорожной одежды (до ее капитального ремонта).

22. При исчислении количества воздействий расчетной нагрузки следует нагрузки на все колеса автомобилей по одному борту (ведущие и ведомые) и колеса других транспортных средств приводить к расчетной нагрузке с помощью коэффициентов, определяемых по графику рис. 7 настоящих «Методических рекомендаций».

Ежесуточное перспективное приведенное к расчетной нагрузке количество проходов колес по полосе может быть условно названо приведенной расчетной интенсивностью воздействия нагрузки.

В зависимости от числа полос движения на дороге количество воздействий по одной наиболее загруженной полосе движения колес с расчетной нагрузкой принимают в долях от общего количества воздействий по табл. 3.

Таблица 3

Определение расчетного количества проходов колес по полосе движения

Число полос движения

Наличие разделительной полосы

Расчетное количество проходов колес по одной наиболее загруженной полосе движения, доли от общего количества проходов по дороге в обоих направлениях

1

-

1

2 или 3

Нет

0,7

4 и более

Есть

0,35

Расчет дорожной одежды с усовершенствованным покрытием

23. (К уточнению п. 3.8 и табл. 3.2 ВСН 46-72). Установлено, что в зависимости от вида грунта, его влажности и интенсивности воздействия нагрузки один из трех критериев предельного состояния обычно имеет превалирующее значение. Поэтому целесообразно начинать расчет конструкции дорожной одежды применительно именно к этому критерию, о котором можно ориентировочно судить по данным табл. 4.

24. (В дополнение пп. 3.10 и 3.12 ВСН 46-72). Одежды городских улиц и дорог надлежит рассчитывать на нагрузки по ГОСТ 9314-59 (группа А или Б). Ссылки на нагрузки Н-30 и Н-10 из «Инструкции» ВСН 46-72 следует исключить.

25. (В дополнение п. 3.13 ВСН 46-72). При толщине i-го слоя дорожной одежды, превышающей 2D, общий модуль упругости на поверхности l-го слоя ( ) может быть определен по формуле М.Б. Корсунского:

                                (1)

где i = 1, 2, 3,..., - номер рассматриваемого слоя дорожной конструкции, считая сверху вниз;

Ei - модуль упругости материала i-го слоя, кгс/см2;

 - общий модуль упругости полупространства, подстилающего i-й слой, кгс/см2;

hi - толщина i-го слоя, см;

Д - диаметр нагруженной площади, см.

26. (К уточнению п. 3.15 ВСН 46-72). При подборе толщин слоев дорожной одежды по упругому прогибу целесообразно пользоваться номограммой рис. 2. С помощью этой номограммы можно определить, насколько изменится общий модуль упругости одежды на поверхности покрытия при увеличении или уменьшении на 1 см толщины какого-либо слоя с модулем упругости при заданном Emp.

Таблица 4

Определяющие критерии прочности

Приведенная расчетная интенсивность воздействия нагрузки

Грунт земляного полотна

Супесь пылеватая, суглинок, глина, супесь легкая непылеватая

Супесь легкая крупная

Песок мелкий

Расчетная влажность W/Wт

0,65

0,7

0,75

0,8

0,85

0,9

0,65

0,7

0,75

0,8

100

Упругий прогиб, изгиб

Упругий прогиб, изгиб

Сдвиг в грунте

 

 

 

Упругий прогиб, изгиб

Упругий прогиб

Упругий прогиб, изгиб

Сдвиг в грунте

 

 

 

Упругий прогиб

Сдвиг в грунте, упругий прогиб

Сдвиг в грунте

500

 

 

 

 

 

 

 

1000

 

 

 

Сдвиг в грунте, упругий прогиб

3000

Упругий прогиб

5000

 

 

 

Сдвиг в грунте, упругий прогиб



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: