Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Объекты нефтяной и газовой промышленности arrow СП 34-112-97 Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Комплексная технология и орган  
16.12.2018
    
СП 34-112-97 Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Комплексная технология и орган

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

СВОД ПРАВИЛ

СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНЫХ И ПРОМЫСЛОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

СП 34-112-97

 

Инжиниринговая научно-исследовательская компания

Всероссийский научно-исследовательский институт

по строительству трубопроводов и объектов ТЭК

______________________

АО ВНИИСТ

Москва 1997 г.

1. Свод правил разработали специалисты АО "ВНИИСТ":

Е.А. Аникин, Р.Д. Габелая, P.O. Гаспарянц, В.П. Горошевский, Н.А. Горбачева, И.Д. Красулин, Е.А. Фомина.

2. Согласованы:

Госгортехнадзором России

РАО "Газпром"

АК "Транснефть"

ГП "Роснефть"

РАО "Роснефтегазстрой"

АО "Стройтрансгаз"

3. Одобрен Минстроем России

4. Принят приказом №                   от

Настоящий Свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального нормативного документа без разрешения организации-разработчика.

ВВЕДЕНИЕ

Свод правил (СП) разработан в развитие СНиП III-42-80 на базе ныне действующих ВСН 004-88 и ВСН 005-88 (Миннефтегазстрой). С вводом в действие настоящего СП утрачивают силу вышеуказанные ВСН.

В СП изложены современные Положения к основным технологическим процессам и операциям, выполняемым при сооружении магистральных и промысловых трубопроводов в различных природно-климатических условиях. СП рекомендует способы и методы исполнения обязательных требований, содержащихся в СНиП III-42-80 и в других смежных СНиПах.

Положения СП распространяются на газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы.

При возникновении вопросов по трактовке положений настоящего СП для разъяснений следует обращаться в АО "ВНИИСТ".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий Свод правил распространяется на сооружение и реконструкцию магистральных стальных трубопроводов**) диаметром до 1420 мм (включительно) с избыточным давлением среды не выше 10 МПа и промысловых стальных трубопроводов**) диаметром до 1420 мм (включительно) на новых и действующих месторождениях нефти, газа, газового конденсата и подземных хранилищах газа (ПХГ) с избыточным давлением среды не выше 32 МПа (320 кгс/см2).

**)В дальнейшем (за исключением особо оговоренных случаев) вместо слов "магистральный(е) или промысловый(е) стальной(ые) трубопровод(ы)" будет употребляться слово "трубопровод(ы)"

1.2. Требования СП распространяются на производство, контроль и приемку комплекса строительно-монтажных работ подготовительного и основного периодов возведения линейной части трубопроводов в различных природно-климатических и грунтовых условиях.

1.3. Требования настоящего СП не распространяются на сооружение магистральных и промысловых трубопроводов в зоне морских акваторий и районах с сейсмичностью выше 8 баллов для подземных и выше 6 баллов - для надземных трубопроводов, на внутриплощадочные трубопроводы. В этих случаях должны соблюдаться требования соответствующих ведомственных строительных норм.

Требованиями СП должны руководствоваться при разработке проектов организации строительства, рабочих чертежей, проектов производства работ и при выполнении строительно-монтажных работ.

1.4. Технология отдельных строительно-монтажных операций при строительстве трубопроводов должны выполняться в соответствии с:

ВCH "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка";

ВСН "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ";

ВСН "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытание";

ВCH "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Изоляция и теплоизоляция";

ВСН "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды";

ВСН "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Средства и установки электрохимзащиты";

ВСН "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты".

1.5. При выполнении взрывных работ следует руководствоваться "Едиными правилами безопасности при взрывных работах", утвержденными Госгортехнадзором России.

1.6. При производстве и приемке работ кроме положений настоящих СП должны соблюдаться также требования СНиП 3.01.01-85, СНиП 3.01.04-87, СНиП 3.02.01-87, СНиП III-4-80, стандартов и других нормативных документов, регламентирующих производство и приемку отдельных видов работ.

1.7. Ширина полосы отвода земель на время строительства трубопроводов определяется в соответствии с нормами отвода земель.

1.8. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов должно вестись методами, обеспечивающими выполнение всех работ в технологической последовательности, регламентированной организационно-технологической документацией.

1.9. Строительство трубопроводов должно выполняться преимущественно индустриальными методами с использованием: труб увеличенной длины; труб с заводским или базовым покрытием, трубной арматуры в блочном или модульном исполнении; в этих случаях необходимо дополнительно руководствоваться специальными технологическими инструкциями.

1.10. Строительно-монтажные работы на пересечениях с подземными коммуникациями должны выполняться при наличии письменного разрешения владельца коммуникаций и в присутствии его представителя.

При производстве работ на местах пересечения трубопровода с существующими подземными коммуникациями и сооружениями необходимо использовать приборы обнаружения коммуникаций и принимать меры для предохранения их от повреждений.

1.11. При обнаружении на месте производства работ подземных коммуникаций и сооружений, не значащихся в проектной документации, строительно-монтажные работы должны быть прекращены и вновь продолжены только после согласования мер по предохранению их от повреждения с представителями заказчика, организацией, эксплуатирующей эти коммуникации и сооружения, а также проектной организацией, запроектировавшей трубопровод.

1.12. При строительстве трубопроводов в технических коридорах производство работ организуется таким образом, чтобы исключить повреждение ранее проложенных трубопроводов. ППР по строительству нового трубопровода согласовывается с организацией, эксплуатирующей действующие трубопроводы.

1.13. Строительно-монтажные организации должны иметь лицензию на право производства работ по сооружению новых и реконструкции действующих трубопроводов и ответвлений от них.

1.14. Персонал, занимающийся производственным контролем качества работ, должен иметь соответствующую квалификацию и опыт работы; пройти квалификационные испытания и иметь соответствующее удостоверение.

1.15. Минимальная температура воздуха, при которой разрешается производить строительно-монтажные работы с трубами из разных марок стали, должна соответствовать требованиям "Инструкции по применению стальных труб в газовой и нефтяной промышленности".

1.16. Применение материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверждающие их качество, не допускается. Применение новых отечественных или импортных материалов и изделий допускается после их испытания в соответствии с РД 08-59-94 и одобрения Госгортехнадзором России.

1.17. Материалы фактического положения участков трубопроводов (исполнительная документация), оформленные в установленном порядке строительно-монтажными организациями и заказчиком, должны передаваться в местные органы управления, на территории которых эти трубопроводы сооружены.

1.18. Строительная организация и персонал, занятый на выполнении строительно-монтажных работ, ответственны за соблюдение требований строительных норм и правил и проекта.

1.19. Строительство необходимо вести с обеспечением безопасности и минимального ущерба прилегающим объектам и гражданам, находящимся в районе строительства.

1.20. Если трубопровод после окончания строительства в течение более 3-х месяцев не вводится в эксплуатацию, то его необходимо законсервировать.

1.21. Приемочный контроль качества выполненных работ, а также ответственных конструкций должна осуществлять специализированная организация, нанятая заказчиком. Она должна гарантировать качество строительства.

1.22. Оформление производственной документации, в том числе на скрытые работы при строительстве, должно производиться по утвержденным формам исполнительной приемо-сдаточной документации.

1.23. Замена предусмотренных проектом материалов, изделий, конструкций, грунтов, входящих в состав сооружаемого трубопровода или его основания допускается только по согласованию с проектной организацией и заказчиком.

2. ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Мероприятия по подготовке к строительству трубопроводов разрабатываются и осуществляются в соответствии со СНиП 3.01.01-85 и СНиП III-42-80.

В соответствии с особенностями и спецификой строительства трубопроводов подготовительный период включает три этапа:

общая организационно-техническая подготовка к строительству трубопровода;

инженерная подготовка к сооружению трубопровода;

подготовительные работы на объекте.

2.1. Общая организационно-техническая подготовка к строительству трубопровода

2.1.1. Общая организационно-техническая подготовка к строительству трубопровода выполняется строительной организацией и включает:

подготовку и заключение с заказчиком генерального договора подряда и договоров субподряда;

получение от заказчика соответствующей проектно-сметной документации, включая проект организации строительства;

анализ проектно-сметной документации и согласование с заказчиком и проектной организацией предлагаемых изменений;

оформление финансирования строительства;

отвод в натуре трассы и площадок для строительства;

оформление разрешений и допусков на производство работ;

решение вопросов бытового обслуживания строителей;

заключение договоров материально-технического обеспечения.

2.1.2. Подготовка и заключение с заказчиком строительства генерального подрядного договора осуществляется от имени строительной организации в соответствии с условиями конкурса (тендера) на право производства работ в установленном порядке на основании соответствующих лицензий Минстроя и Госгортехнадзора РФ.

2.1.3. Приемка и проверка проектно-сметной документации осуществляется строительной организацией с привлечением подчиненных ей подразделений и потенциальных субподрядных организаций.

2.1.4. Проектно-сметная документация (ПСД) должна быть рассмотрена на техническом совете генподрядной строительной организации при участии представителей заказчика, субподрядных организаций, предприятий строительной индустрии, проектных и, при необходимости, научно-исследовательских организаций.

2.1.5. Замечания и предложения по корректировке проектно-сметной документации должны быть подготовлены и отправлены в адрес заказчика в течение 45 дней после ее получения. В противном случае проектно-сметная документация считается согласованной.

2.1.6. Рассмотрение и согласование проектно-сметной документации осуществляется для проверки:

соответствия состава и содержания материалов ПСД требованиям нормативных документов;

соответствия принятых в проекте решений заданию на проектирование;

наличия в составе проекта разработанной документации не менее чем на. объем строительно-монтажных работ первого года строительства;

состава и содержания ПОС в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85;

соответствия рабочей документации, последним достижениям техники и технологии;

состава и полноты сметной документации.

2.1.7. Отвод земель во временное пользование на период строительства трубопровода осуществляется по согласованию с землепользователем на основании действующих норм.

2.1.8. В процессе сдачи-приемки трассы генподрядчик должен принять от заказчика документы на отвод земельных участков на период строительства трубопровода, разработку карьеров, копии лесопорубочных билетов, рабочую документацию.

Генподрядчик не менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ должен осуществить приемку от заказчика геодезической разбивки и закрепления на местности оси трубопровода в соответствии со СНиП 3.01.03-84 "Геодезические работы в строительстве".

Одновременно с приемкой трассы трубопровода должна быть осуществлена приемка оси линии технологической связи.

2.1.9. При приемке трассы имеющиеся расхождения в проекте и в натуре должны быть оформлены актами и в месячный срок скорректированы в технической документации.

2.2. Инженерная подготовка к сооружению трубопровода

2.2.1. В период инженерной подготовки строительно-монтажной организации к сооружению трубопровода выполняются:

изучение проектно-сметной документации функциональными службами строительной организации;

разработка графика строительства объекта;

разработка проекта производства работ на внетрассовые и трассовые работы;

составление технической документации по комплектации сооружаемого трубопровода материальными ресурсами;

разработка системы оперативно-диспетчерского управления строительством;

разработка оперативных производственно-экономических квартальных и месячных планов;

выдача задания производственной базе, комплектование строительных бригад соответствующими строительными машинами, оборудованием, оснасткой, персоналом;

изучение проекта производства работ соответствующими службами и подразделениями и подготовка инженерно-технических кадров и рабочего персонала;

разработка мероприятий по социальному обеспечению строителей на трассе;

подготовка мероприятий по организации строительства вахтовым методом;

подготовка и осуществление программы работ по развитию собственной базы стройиндустрии и транспортного хозяйства;

подготовка мероприятий по обеспечению работ в зимний период;

подготовка службы контроля качества производства работ;

2.2.2. Основой для планирования работы трубопроводостроительного предприятия служит проект организации работ (ПОР) на готовую производственную программу предприятия, на основе которого должны разрабатываться график движения трубопроводостроительных потоков по объектам.

ПОР должен удовлетворять следующим требованиям:

соответствию объемов и структур работ технологической производственной мощности строительного предприятия*);

*)Под технологической производственной мощностью предприятия понимается максимальная протяженность трубопроводов по диаметрам, которые может построить предприятие имеющимися ресурсами в течение года при заданной технологии.

минимизация межобъектных перебазировок;

равномерности загрузки потоков по временным интервалам.

График движения потока разрабатывается на один-два года и отражает:

перечень всех объектов, строящихся потоком;

объемы работы и объекты зимнего и летнего сезонов строительства;

продолжительность строительства с учетом влияния сезона и перебазировок;

виды основных работ;

последовательность движения потока по объектам.

2.2.3. Оптимальные запасы материально-технологических ресурсов, необходимые для бесперебойной работы потока, следует определять с учетом следующих факторов:

отдаленности основной базы снабжения;

состояния дорожной сети;

сезона года;

транспортной схемы доставки материалов;

производительности потока.

2.2.4. Состав и содержание технологических карт и проекта производства работ определяется СНиП 3.01.01-85*.

2.2.5. Изучение проекта производства работ и подготовка инженерно-технических кадров и рабочего персонала к производству работ должны быть завершены за один месяц до начала соответствующих работ. Результаты подготовки должны быть отражены в соответствующих журналах или ведомостях.

2.2.6. Проект производства работ должен основываться на организации поточного производства строительно-монтажных работ комплексными технологическими потоками с широким использованием методов индустриализации строительства.

2.2.7. Система оперативно-диспетчерского управления должна включать центральную диспетчерскую службу, сеть диспетчерских пунктов на объектах и комплекс технических средств связи.

2.2.8. Оперативно-диспетчерское управление должно основываться на недельно-суточных графиках производства работ.

2.2.9. Порядок разработки и утверждения недельно-суточных графиков устанавливается руководством строительной организации.

2.2.10. Комплектование строительства машинами, технологической оснасткой и оборудованием осуществляется в соответствии с технологическими картами и графиком движения специальных машин, используемых краткосрочно на каждом объекте.

2.2.11. Подготовка службы контроля качества должна быть направлена на создание условий для ведения непрерывного производственного контроля, ее комплектации контрольно-измерительными приборами, инструментами и персоналом.

2.3. Подготовительные работы на объекте

2.3.1. Подготовительные работы на объекте включают трассовые и внетрассовые подготовительные работы.

2.3.2. Внетрассовые подготовительные работы предусматривают разработку карьеров, устройство временных жилых городков, строительство временных дорог, монтаж, сварочно-изоляционных баз, баз механизации, создание социальной инфраструктуры, создание текущих, страховых и сезонных запасов труб и других материалов, устройство вертолетных площадок, причалов.

2.3.3. Обустройство временных жилых городков, баз сварки, изоляции, технического обслуживания, а также их инженерное обеспечение осуществляются в соответствии о проектно-сметной документацией "Временные здания и сооружения", разрабатываемой генеральным проектировщиком.

2.3.4. Сварочные и изоляционные базы, как правило, должны располагаться вблизи пунктов разгрузки труб.

2.3.5. Площадки для приема вертолетов должны устраиваться при жилых городках, сварочно-изоляционных базах, в местах сосредоточенных работ (переходы рек, узлы подключения КС и НС), по трассе согласно проекту организации строительства.

2.3.6. Взлетно-посадочные площадки для вертолетов должны сооружаться в соответствии с требованиями СНиП по строительству аэродромов.

2.3.7. Причалы создаются с целью приемки поступающих на строительство техники и материальных ресурсов водным путем. Конструкция и технология сооружения причалов должны устанавливаться проектом.

2.3.8. Начинать разработку карьера можно только после того, как он принят специальной комиссией. К акту приемки должны быть приложены:

пояснительная записка;

план карьера с указанием расположения скважин и шурфов;

геологические разрезы.

К разработке карьера следует приступать последовательно, по следующей схеме:

вынос в натуру контура площади проектируемого карьера, а также контуров вспомогательных сооружений;

устройство подъездных дорог к карьеру и другим производственным и бытовым сооружениям, предусмотренным проектом.

2.3.9. Формирование текущих и страховых запасов материальных ресурсов должно быть строго увязано со сроками и технологией строительства.

2.3.10. Сезонные запасы материальных ресурсов создаются в районах с ограниченным периодом поставок. Размеры сезонных запасов должны обеспечивать выполнение заданных объемов работ в период перерыва в поставках.

2.3.11. Для хранения наиболее объемных строительных грузов - труб, трубных секций и железобетонных пригрузов - должны устраиваться временные на период строительства склады, которые располагаются в пунктах разгрузки (прирельсовые), при сварочных базах (базовые), в различных точках трассы (трассовые склады). Количество и местоположение различных видов складов должны быть обоснованы транспортной схемой в составе проекта организации строительства.

2.3.12. Для доставки материалов на объекты должна быть использована преимущественно существующая дорожная сеть, а в необходимых случаях построены временные дороги.

2.3.13. В зимний период для подъезда к строительным площадкам должны быть оборудованы зимние и ледовые дороги, ледовые переправы в соответствии с проектом.

Проектная организация должна разработать документацию на дороги сезонного действия с указанием объемов работ, используемых конструкцией и правил их эксплуатации.

2.3.14. Внетрассовые подготовительные работы включают так же работы, выполняемые в базовых условиях:

сварку труб в секции на трубосварочных базах и крановых узлов;

гидро- и теплоизоляцию одиночных труб, секций труб, криволинейных вставок, фитингов, крановых узлов и т.п.;

холодное гнутье труб, изготовление укрупненных конструкций трубных блоков, свайных опор, ригелей, вмораживаемых анкеров, балластных конструкций и т.п.;

контроль качества и приемку работ, выполняемых в базовых условиях.

2.3.15. Трассовые подготовительные работы предусматривают:

разбивку и закрепление пикетажа, детальную геодезическую разбивку горизонтальных и вертикальных углов поворота, разметку строительной полосы, выноску пикетов за ее пределы;

расчистку строительной полосы от леса и кустарника, корчевку пней;

снятие и складирование в специально отведенных местах плодородного слоя земли;

планировку строительной полосы, уборку валунов, нависших камней в горах, устройство полок на косогорах;

осушение строительной полосы, ее промораживание и защиту от промерзания в зависимости от условий строительства;

строительство вдольтрассовых технологических проездов;

устройство защитных ограждений, обеспечивающих безопасность производства работ.

2.3.16. После планировки рельефа строительной полосы, срезки грунта или устройства полок в горной местности знаки разбивки оси трассы также должны быть закреплены.

2.3.17. Осушение строительной полосы и площадок должно осуществляться в соответствии с проектом путем:

устройства боковых, отводных, нагорных и дренажных канав;

строительства водопропускных и водоотводных сооружений, которые служат для отвода поверхностных вод и понижения уровня грунтовых вод;

строительства подземного дренажного трубопровода;

устройства вертикальных иглофильтров.

На участках с плывунными грунтами через каждые 50-60 м по створу будущей траншеи должны устраиваться водопонизительные колодцы глубиной по 3,5-4 м для откачки из них воды.

Методы осушения должны быть указаны в проекте.

2.3.18. Перед началом работ по планировке строительной полосы необходимо расчистить ее от леса, валунов и камней.

К расчистке трассы от леса приступают только при наличии лесопорубочных билетов. Расчистка трассы от леса и кустарника должна быть выполнена в границах строительной полосы, установленных проектом.

2.3.19. Расчистка леса для прокладки временных дорог производится в границах, установленных проектом. Для минимизации масштабов лесорубки следует максимально использовать существующие лесовозные дороги и просеки.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПОТОКА

3.1. Строительство трубопроводов, как правило, должно вестись побочным методом передвижными механизированными колоннами (комплексными трубопроводостроительными потоками - КТП), обеспечивающими требуемое качество строительства, благодаря непрерывности производства всех видов работ в строгой технологической последовательности.

3.2. На строительстве промысловых трубопроводов при их небольшой протяженности и разнообразности диаметров труб могут быть применены последовательный и параллельный методы организации строительства.

3.3. При любом методе организации строительства с целью обеспечения требуемого качества должны строго соблюдаться технологии производства работ, предусмотренные рабочим проектом и ППР. Любое изменение в процессе строительства утвержденных технологий производства работ должно быть согласовано с заказчиком и с разработчиками рабочего проекта и ППР.

3.4. Сооружение переходов через естественные и искусственные препятствия следует выполнять специализированными подразделениями (бригадами) по отдельному проекту производства работ. ППР должен быть согласовано владельцем искусственного сооружения, а по естественным препятствиям - с местной администрацией или ведомством, ответственным за эксплуатацию (охрану) природного объекта.

3.5. Строительство промысловых трубопроводов рекомендуется вести по принципу гибкой технологии и организации, для чего строительный поток должен быть оснащен технологическими машинами и оснасткой, приспособленными к производству работ на трубопроводах нескольких диаметров (многофункциональные машины со сменными или изменяющимися рабочими органами).

А организационная структура строительного потока должна быть изменяемой. Изменение структуры происходит в соответствии с особенностями сооружаемого трубопровода.

3.6. При поточном строительстве трубопровода для бесперебойной работы КТП назначают технологические заделы по каждому виду работ. Величина заделов должна быть минимальной, но достаточной для компенсации колебания темпов работ специализированных бригад и звеньев (метод расчета приведен в Приложении 4).

3.7. Сложные узлы трубопровода (крановый узел, узел задвижки, узел подключения КС и НС, узел пуска-приема очистных поршней и др.) следует монтировать силами специализированной бригады (звена). Сложные узлы рекомендуется сооружать из укрупненных блоков модулей базовой заготовки.

3.8. Типы машин и технологической оснастки, их количество и расстановка в строительном потоке должны соответствовать диаметру трубопровода, природным условиям строительства и принятой технологии производства работ.

Для бесперебойного функционирования КТП необходимо предусматривать страховое резервирование машин и технологической оснастки.

3.9. На строительстве трубопроводов используют в основном две схемы организации выполнения сварочно-монтажных работ:

трассовую, по которой отдельные трубы доставляют непосредственно на трассу, раскладывают, стыкуют и сваривают в длинные плети;

базовую, по которой сваривают в двух-, трехтрубные секции на трубосварочной базе и вывозят на трассу для сварки в плети.

Схему сварочно-монтажных работ следует выбирать на основе соответствующего технико-экономического обоснования.

Первую схему целесообразно применять при поступлении с завода длинномерных труб (18-24 м), вторую - при поступлении короткомерных труб (до 12 м).

3.10. В состав типового КТП входят:

бригада по расчистке строительной полосы от леса;

бригада по планировке строительной полосы, снятию плодородного слоя почвы;

бригада по сооружению и поддержанию дорог;

бригада погрузочно-разгрузочных и транспортных работ;

бригада по сварке поворотных стыков;

звено по гнутью труб на станке;

бригада по сооружению переходов;

бригада по монтажу сложных узлов;

бригада по разработке траншеи и котлованов;

бригада по заготовке грунта в карьерах;

бригада по сварке неповоротных стыков;

бригада по изоляции трубопровода;

бригада по укладке и балластировке;

бригада по монтажу углов поворота и захлестов;

бригада производственного контроля качества работ;

бригада по засыпке и рекультивации;

бригада по монтажу средств электрохимзащиты;

бригада по очистке полости трубопровода и испытанию трубопровода;

бригада по обслуживанию и ремонту машин на трассе;

бригада по обслуживанию полевого городка (служба жизнеобеспечения).

Количество бригад (звеньев), их ресурсооснащенность, специализация зависят от диаметра трубопровода, природных условий и темпов строительства.

3.11. В районах со сложными природными условиями в состав КТП включают:

бригаду по устройству лежневых (щитовых) проездов;

бригаду по устройству зимников и ледовых переправ;

бригаду буровзрывных работ;

бригаду по устройству свайных опор;

бригаду по устройству полок.

3.12. Требуемое количество КТП по строительству конкретного трубопровода рассчитывается, исходя из его приведенной протяженности, которая определяется как произведение фактической протяженности на систему коэффициентов, учитывающих сложность конструкции трубопровода, природные и климатические условия. Метод расчета приведен в Приложении 5.

3.13. Границы захваток работы отдельных бригад желательно совмещать с местами расположения технологических разрывов, указанных в ППР.

3.14. Бригада по обслуживанию и ремонту совместно с машинистами проводит техническое обслуживание и выполняет текущий и аварийный ремонты машин и механизмов КТП.

Бригада должна иметь в своем составе полустационарную универсальную ремонтную мастерскую (ПУРМ), передвижные ремонтные мастерские на шасси автомобилей высокой проходимости, топливозаправщиков.

В штат службы обслуживания и ремонта входят: главный механик, механик по землеройным машинам, механик по тракторам и трубоукладчикам, механик по автомашинам, персонал по техническому обслуживанию и ремонту.

3.15. Текущий ремонт машин в КТП должен осуществляться агрегатно-узловым методом по заранее разработанным планам-графикам. Новые и капитально отремонтированные агрегаты и узлы поступают с технического обменного пункта, находящегося при базе механизации объединения, треста, АО.

Для капитального ремонта машины должны направляться на базу механизации территориального объединения или треста (АО).

3.16. Служба жизнеобеспечения призвана обеспечивать нормальный быт строителей и проводить работы, связанные с обустройством жилгородков и, обслуживанием столовых, прачечных, магазинов, красных уголков, а также проводить санитарно-гигиенические мероприятия. Организация питания рабочих должна предусматривать обязательное двухразовое (завтрак и ужин) питание для всего персонала и обед для бригад, работающих в непосредственной близости от жилгородка. В отдаленные бригады обед должен доставляться на вахтовых машинах.

Для выполнения своих задач служба жизнеобеспечения должна иметь в своем составе персонал поваров, прачек, истопников, продавцов, медицинский персонал.

3.17. Персонал всех бригад КТП, как правило, должен проживать в центральном жилом городке; исключение могут составлять отдельные бригады, формируемые для выполнения объемов работ на отдаленных участках трассы. К месту производства работ персонал бригад доставляется из жилгородка вахтовыми машинами - автобусами или вертолетами. При выборе места расположения центрального жилого городка КТП должны учитываться географические условия района строительства: конфигурация дорожной сети, расположение населенных пунктов, средств связи, железнодорожных станций, мостов на пересекаемых трассой реках, препятствия по трассе в виде болот, озер, оврагов и др.

3.18. При удалении фронта работ от жилого городка осуществляется поэтапное его перебазирование. Последовательность перебазирования персонала бригад должна соответствовать технологической последовательности выполняемых ими работ. Машины и численный персонал специализированных бригад могут привлекаться на некоторое время к работам по перебазировке жилого городка.

3.19. Оптимальное расстояние перебазирования жилого городка зависит от производительности потока, времени, затрачиваемого на перебазировку, скоростей вахтовых машин. При перевозке персонала бригад на место работы и обратно автобусами рекомендуется перебазировать жилой городок на 60 км, при использовании вертолетов - на 150 км, фактические расстояния перебазировки, определяемые при составлении проекта организации строительства, могут отличаться от рекомендованных величин, но не более чем в 1,5 раза (в большую или меньшую сторону).

3.20. Для специализированных бригад, работающих на трассе, целесообразно установить двухсменную работу (по 10 ч в смену) тремя экипажами. В процессе работы происходит плановая очередность экипажей и смен.

3.21. При работе в темное время суток необходимо обеспечить освещение строительных площадок и мест производства работ. Для этой цели необходимо применять специальные осветительные приборы.

3.22. Месячные темпы работы потока должны учитывать простои по погодным условиям природно-климатических районов. Годовая выработка потока учитывает также грунтовые и гидрологические условия трассы, количество и характер искусственных и естественных преград и состояние дорожной сети, размещение промышленных баз и других факторов в различных районах строительства трубопроводов.

4. ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ ТРУБ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ

4.1. Транспортировка труб, материалов, конструкций и оборудования, поступающих на строительство трубопроводов, осуществляется в строгом соответствии с транспортной схемой строительства.

4.2. Разработка транспортной схемы строительства должна осуществляться с учетом затрат на:

обустройство и реконструкцию пунктов поступления материально-технических ресурсов;

сооружение временных дорог и технологических проездов;

реконструкцию используемой сети постоянных дорог;

создание и обустройство промежуточных площадок для временного хранения материально-технических ресурсов;

транспортировку труб, оборудования и других материально-технических ресурсов различными транспортными средствами в соответствии с принятыми технологией и организацией производства работ;

погрузочно-разгрузочные работы и складирование материалов;

содержание и эксплуатацию временных дорог;

природоохранные и восстановительные мероприятия;

мониторинг за состоянием дорожной сети и окружающей среды в местах транспортировки грузов.

4.3. Пункты поступления материально-технических ресурсов на строительство трубопроводов должны выбираться с учетом следующих требований:

минимального расстояния до участков трассы трубопроводов и площадок наземных объектов;

наличие на железнодорожных станциях тупиковых путей с разгрузочными площадками соответствующих размеров или обгонных путей;

наличие в районе речных и морских причалов разгрузочных площадок, обеспечивающих прием и временное хранение поступающих грузов;

наличие на разгрузочных площадках железнодорожных станций, морских и речных причалов проездов и подъездов, обеспечивающих маневренность транспортных и погрузочно-разгрузочных средств.

4.4. Используемые дороги по допустимой нагрузке должны соответствовать полной массе применяемых транспортных средств.

Повороты в плане и продольный профиль дорог должны позволять провоз по ним длинномерных и пространственных конструкций, негабаритного оборудования.

4.5. Номенклатуру и количественный состав необходимых транспортных средств следует определять отдельно для перевозки грузов от пунктов их поступления до мест их длительного хранения и отдельно от мест хранения запасов до мест производства работ.

4.6. При выборе тех или иных моделей и марок транспортных средств следует исходить из:

соответствия их конструктивных и эксплуатационных показателей характеру перевозимого груза (весу, габаритам);

сохранности перевозимых грузов, в том числе нанесенного на них изоляционного и теплоизоляционного покрытий;

безопасности перевозки;

тягово-динамических и сцепных характеристик транспортных средств;

топливной экономичности;

минимума воздействия на окружающую среду.

4.7. При выполнении транспортных работ следует соблюдать требования:

"Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта";

"Правил дорожного движения";

"Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом";

"Правил технической эксплуатации железных дорог";

"Правил плавания по внутренним судоходным путям";

"Правил техники безопасности при строительстве магистральных трубопроводов".

4.8. Перевозка труб, оборудования, других конструкций и материалов железнодорожным и водным транспортом должна осуществляться в соответствии с требованиями, инструкцией этих ведомств.

4.9. Транспортировка негабаритных конструкций и оборудования наземным транспортом по временным и постоянным дорогам должна организовываться и осуществляться в соответствии с требованиями действующих правил перевозки негабаритных грузов.

4.10. При транспортировке грузов наземным транспортом в трудных дорожных условиях при необходимости следует применять дополнительные мероприятия, повышающие тягово-динамические и сцепные свойства транспортных средств (буксировка, использование специального рисунка протектора автомобильных шин, применение шипов противоскольжения).

Транспортировка тяжелых грузов на участках дорог и технологических проездов с продольными уклонами 20° и более должна осуществляться с использованием дежурных тягачей или заякоренных лебедок.

4.11. При транспортировке тяжелых грузов по временным и постоянным дорогам и технологическим проездам следует усилить их крепление на транспортном средстве с целью исключения смещения в продольном и поперечном направлениях.

При транспортировке гидро- и теплоизолированных труб, трубных секций, конструкции опорных коников, ложементов, платформ транспортных средств должны исключать перемещение по ним перевозимых грузов при движении на поворотах и пересеченном рельефе.

4.12. Величина заднего свеса трубных секций при транспортировке не должна превышать размеров, установленных паспортом трубовозов.

4.13. При транспортировке грузов по строительной полосе расстояние от следа движения транспортного средства до бровки разработанной траншеи должно быть более 3 м.

4.14. Трубы и секции малых диаметров (до 325 мм) для сокращения времени погрузки-выгрузки, обеспечения лучшей их сохранности и повышения безопасности рекомендуется перевозить в пакетах.

4.15. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются с использованием грузоподъемного оборудования, технические параметры которого соответствуют весу и габаритам перемещаемых грузов и сохраняют качество поступаемых изделий, материалов и т.п.

4.16. Полувагоны подаются под разгрузку локомотивом. Запрещается применять для перемещения вагонов тракторы, автомобили, трубоукладчики или другой нерельсовый транспорт и оборудование.

4.17. Выгрузку труб, балластных грузов и другого оборудования из железнодорожных вагонов следует осуществлять по двум схемам: вагон-склад-автомобиль или вагон-автомобиль.

4.18. Выгрузка грузов из полувагонов и погрузка их на транспортные средства должны производиться в следующей последовательности:

вагоны подают на место разгрузки;

кран на прирельсовой разгрузочной площадке устанавливают в рабочее положение;

снимают скрутки, крепящие груз в вагоне;

крюк со стропом или несколькими стропами подают на вагон;

груз стропуют, поднимают, перемещают и грузят на автомобиль;

уложенный на транспорт груз закрепляют.

4.19. Перевозку труб и секций в горной и предгорной местностях на участках с продольными уклонами до 10° следует выполнять автотрубоплетевозами.

На участках с частым чередованием подъемов и спусков с продольными уклонами 10-20° следует применять транспорт на гусеничном ходу или многоосные автомобили.

4.20. При перевозке грузов на участках с продольными уклонами более 20° следует использовать буксиры: тягачи или тракторные самоходные лебедки.

4.21. В песчано-пустынной местности должны использоваться полноприводные автомобили и гусеничная техника. Для повышения проходимости на прицепах следует применять арочные шины и пневмокатки.

В барханных песках тяжелые грузы следует перевозить тракторными поездами, состоящими из гусеничного трактора и 2-колесных роспусков. Поезда должны работать колоннами в составе не менее 2-х тракторов.

4.22. Секции труб длиной до 36 м от трубосварочных баз на трассу строительства трубопровода следует перевозить трубоплетевозами на базе автомобилей высокой проходимости, колесных и гусеничных тракторов.

4.23. Погрузка секций труб на транспортные средства кранами-трубоукладчиками должна выполняться в следующей последовательности:

установка прицепа-роспуска за тягачом на расстоянии, обусловленном длиной перевозимой секции и тяговым канатом;

затормаживание прицепа-роспуска и натягивание буксирного каната;

подъем секции краном-трубоукладчиком и поочередной опуск концов труб на грузовые опоры (коники) тягача и прицепа-роспуска;

увязка перевозимых труб (секций).

4.24. При разгрузке и погрузке труб и других конструкций с заводским (базовым) изоляционным покрытием особое внимание следует уделять сохранности изоляционного покрытия. Не допускается использование канатов, цепей и других грузозахватных устройств, вызывающих повреждения покрытия изделий. Все грузоподъемные средства (их рабочие органы) должны быть оборудованы защитными устройствами.

4.25. При разгрузке труб кранами и погрузке на транспортные средства, а также при складировании труб на прирельсовых и притрассовых складах с помощью трубоукладчиков должны использоваться траверсы с торцевыми захватами. При длине труб 18-24 м траверсы оснащаются 4-мя канатам с крюками на концах. Для исключения повреждений торцов труб паз крюка должен быть снабжен вкладышами из мягкого материала.

4.26. Для выполнения трубоукладчиком подъемно-транспортных операции перемещения на короткие расстояния труб (секций) с наружной изоляцией должны применяться мягкие полотенца или торцевые захваты с мягкими вкладышами. При этом стрела крана-трубоукладчика обшивается мягкими накладками.

4.27. Для снижения трудоемкости такелажных работ следует применять клещевые, в том числе автоматические захваты.

4.28. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с обетонированными трубами следует применять торцевые захваты специальной конструкции (широкие), снижающие давление на кромки труб; коники трубовозов необходимо оборудовать мягкими подкладками во избежание повреждения покрытия о его острые металлические выступы.

Запрещается использование незащищенных стальных канатов в качестве такелажных средств.

4.29. При складировании труб запрещается:

укладывать в один штабель трубы разного диаметра;

производить укладку труб верхнего ряда до закрепления труб нижнего ряда;

складировать вместе изолированные и неизолированные трубы;

укладывать трубы в наклонном положении ("ерш") с опиранием поверхности трубы на кромки нижележащих труб.

4.30. Высота штабеля труб при укладке их "в седло" зависит от характеристик материала труб, изоляционного покрытия и определяется, исходя из сохранения геометрической формы сечения трубы и целостности покрытия.

4.31. При хранении трубы должны располагаться в поперечном направлении к проезжей части склада.

4.32. В зимнее время года, а также в условиях пустынь и полупустынь при любом хранении труб, трубных секций, трубных деталей и блоков и их внутренние полости должны быть защищены от попадания снега, грунта, посторонних предметов.

4.33. Сезонное хранение труб и других материальных ресурсов производится только после выполнения консервации, обеспечивающей сохранение первоначальных свойств и характеристик.

4.34. При хранении труб, трубных секций, трубной арматуры на трассе строительства их внутренняя полость должна быть защищена от попадания посторонних предметов независимо от условий строительства и времени года.

4.35. Складирование труб и других материальных ресурсов осуществляется на подготовленных площадках, на которых должны быть предусмотрены водоотводы поверхностных вод.

4.36. При складировании труб с изоляционным покрытием места контакта труб с опорными и разделительными стойками должны быть облицованы амортизирующими материалами (например, резина). Между рядами в штабеле должны быть уложены эластичные прокладки.

4.37. Для предотвращения раскатывания труб в штабеле следует использовать внутреннюю или наружную увязки. В обоих вариантах крайние трубы нижнего ряда необходимо подклинить с помощью металлического упора, облицованного резиной.

При внутреннем способе увязки в местах соприкосновения торцов трубоувязочными канатами, пропускаемыми внутри трубы, должны быть установлены прокладки (дерево, резина, автопокрышки и др.). При наружном способе увязки следует использовать стальные канаты; для надежности закрепления крайние трубы должны быть подклинены упорами.

4.38. При складировании секций труб на трубосварочной базе их следует укладывать в один ряд на подкладки с мягкими накладками. Крайние секции труб должны быть подклинены упорами.

4.39. Трубы и секции, уложенные на поперечных по отношению к оси хранимых труб уклонах свыше 5°, во избежание скатывания или сползания должны быть закреплены на лежках, оснащенных боковыми упорами.

4.40. Складирование обетонированных труб диаметром до 720 мм производят в 4 яруса, а свыше 720 мм - в 3 яруса.

4.41. Длинномерные трубы (18-24 м) или трубные секции, доставленные к месту производства монтажных работ, должны разгружаться с транспортных средств двумя трубоукладчиками или одним трубоукладчиком с траверсой.

4.42. Разгрузка изолированных труб (секций) производится трубоукладчиками, оснащенными мягкими стропами. Раскладка производится на лежки с мягкими накладками.

4.43. При раскладке вдоль трассы трубы и секции следует размещать на расстоянии 1,5-2 м от бровки траншеи.

4.44. Трубы (секции) следует размещать на трассе в "косую" однорядную раскладку, т.е. под острым углом к оси трубопровода.

5. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

5.1. Разработка траншеи и котлованов

5.1.1. Земляные работы при сооружении трубопроводов должны производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 и СНиП III-4-80*.

5.1.2. Грунт, вынутый из траншеи, как правило, следует укладывать в отвал с одной стороны траншеи, на безопасном расстоянии от бровки (не ближе 0,5 м от бровки), оставляя другую сторону свободной для передвижения транспорта и производства монтажно-укладочных работ (рабочая полоса). Разрешается укладывать отвал на рабочую полосу в стесненных условиях.

5.1.3. Сроки выполнения работ на обрабатываемых землях и порядок проведения рекультивационных работ должны быть согласованы с землепользователем.

5.1.4. К моменту укладки трубопровода дно траншеи должно быть очищено от веток и корней деревьев, камней, обломков скальных пород, мерзлых комков, огарков электродов и других предметов, которые могут повредить антикоррозионное покрытие, и выровнено в соответствии с проемом.

5.1.5. Земляные работы должны выполняться с соблюдением допусков, приведенных в табл.5.1.

Таблица 5.1

Допуск

Величина допуска (отклонение), см

плюс

минус

1

2

3

Отклонение отметок при планировке полосы для работы роторных экскаваторов

5

10

Половина ширины траншеи по дну по отношению к разбивочной оси

30

5

Отклонение отметок дна траншеи от проекта

5

10

Общая толщина слоя засыпки грунта над трубопроводом

20

0

Высота насыпи над трубопроводом (в плотном состоянии)

20

0

Глубина заложения свай при надземной прокладке трубопровода

30

0

5.1.6. Размеры и профили траншеи при строительстве трубопроводов устанавливаются проектом.

При откосе траншей 1:0,5 и круче минимальная ширина траншеи принимается:

для трубопроводов диаметром до 0,7 м - D+0,3 м, но не менее 0,7 м; диметром свыше 0,7 м - 1,5D;

при разработке траншеи траншеекопателями (многоковшовыми) для трубопроводов диаметром до 219 м - D + 0,2 м;

при укладке отдельными трубами для диаметров до 0,5 м - D +0,5 м;

от 0,5 до 1,4 м (включительно) - D + 0,8 м.

При откосах положе 1:0,5 минимальная ширина траншеи принимается D+0,5 м для укладки отдельными трубами и D + 0,3 м - для укладки плетями.

При параллельной укладке нескольких трубопроводов в общей траншее расстояние от крайних трубопроводов до стенок траншеи определяется требованиями п. 5.1.6.

5.1.7. Земляные работы должны производиться с операционным контролем всех технологических операций.

5.1.8. К началу работ по рытью траншеи должны быть получены:

письменное разрешение на право производства земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций, выданное организацией, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций;

наряд-задание экипажу экскаватора (если работы выполняются совместно с бульдозерами и рыхлителями, то и машинистам этих машин) на производство работ.

5.1.9. Перед разработкой траншеи следует воспроизвести разбивку ее оси, а на вертикальных кривых - разбивку глубины через каждые 2 м геодезическим инструментом.

5.1.10. Разработка траншеи должна производиться одноковшовым экскаватором:

на участках с выраженной холмистой местностью (или сильно пересеченной), прерывающейся различными (в том числе водными) преградами;

на участках кривых вставок трубопровода;

в мягких грунтах с включением валунов;

на участках повышенной влажности;

в обводненных грунтах;

при широких траншеях под многониточные трубопроводы.

5.1.11. Разработка траншеи роторным траншейным экскаватором производится на участках со спокойным рельефом местности, на отлогих возвышенностях, на участках с плотными, нескальными и мерзлыми грунтами крепостью до 400 ударов плотномера ДорНИИ.

5.1.12. В мерзлых грунтах для увеличения темпа работ рекомендуются комбинированные способы (комплектом разнотипных машин) разработки траншей:

поочередные проходы нескольких роторных экскаваторов с роторами различных размеров, каждый из которых разрабатывает часть профиля, постепенно дорабатывая ее до проектных размеров;

поочередная работа одноковшового или роторного экскаватора и бульдозеров, причем сначала роют выемку на глубину 0,7-0,9 м бульдозером, а затем осуществляют доработку траншеи до проектной отметки экскаватором (одноковшовым или роторным).

5.1.13. Траншея должна разрабатываться, как правило, с откосами. Траншеи с вертикальными стенками без крепления разрешается разрабатывать в мерзлых и в грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой при отсутствии грунтовых вод на следующую глубину, м:

в насыпных песчаных и гравелистых грунтах - не более 1;

в супесях - не более 1,25;

в суглинках и глинах - не более 1,5.

Для рытья траншей большей глубины необходимо устраивать откосы различного заложения в зависимости от состава грунта и его влажности в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87.

В глинистых грунтах, переувлажненных дождевыми, снеговыми (талыми) и другими водами, крутизна откосов котлованов и траншей должна быть уменьшена до величины угла естественного откоса. Это уменьшение производитель работ обязан оформить актом. При разработке лессовидных и насыпных грунтов должно предусматриваться крепление стенок.

При образовании трещин у бермы траншеи работы должны быть прекращены. На участках, где производятся неотложные работы, допускается делать местное уменьшение крутизны откосов не более 15-20%.

5.1.14. При обнаружении подземных коммуникаций, не значащихся в проектной документации, земляные работы должны быть прекращены, а их дальнейшее продолжение согласовывается с эксплуатирующей организацией.

5.1.15. Для обеспечения устойчивости стенок траншеи при ведении работ в малоустойчивых грунтах роторными экскаваторами последние должны быть оборудованы специальными откосниками.

5.1.16. К моменту укладки трубопровода дно траншеи должно быть выровнено в соответствии с проектом. Приемку вырытой траншеи следует осуществлять с обязательной нивелировкой дна траншеи. Нивелировку необходимо выполнять с соблюдением следующих интервалов:

на прямых участках - через 50 м;

на кривых упругого изгиба - через 10 м;

на кривых из гнутых (сварных) отводов - через 2 м.

5.1.17. Приямки под технологические захлесты и трубную арматуру разрабатывают одновременно с рытьем траншеи, если позволяет устойчивость грунтов.

5.1.18. Разработку траншей одноковшовым экскаватором следует вести с устранением гребешков на дне в процессе копания, что достигается протаскиванием ковша по дну траншей в обратном копанию направлении после завершения разработки забоя.

5.1.19. На участках с высоким уровнем грунтовых вод разработку траншей следует начинать с более низких мест для обеспечения стока воды и осушения вышележащих участков.

При разработке траншей одноковшовыми экскаваторами с обратной лопатой и драглайном допускается перебор грунта до 10 см, недобор грунта не допускается.

Засыпка переборов по глубине траншеи должна быть выполнена местным грунтом с уплотнением до плотности грунта естественного сложения или малосжимаемым грунтом (модуль деформации не менее 20 МПа). В просадочных грунтах II типа не допускается применение дренирующего грунта.

5.1.20. Для районов с глубиной промерзания 0,4 м и более в ППР должны предусматриваться мероприятия по предохранению грунта от промерзания (рыхление поверхностного слоя, снежный валик, утепление древесными остатками и др.). Для сокращения продолжительности оттаивания мерзлого грунта в теплое время необходимо к периоду установления положительных температур удалить с полосы будущей траншеи снег, моховой покров, порубочные остатки.

5.1.21. Технологический задел по рытью траншеи в устойчивых грунтах при отсутствии снегопада и льдообразования может достигать 3-5 сменную производительность укладочной колонны.

В неустойчивых грунтах при снегопадах, при льдообразовании и в песчаных грунтах во избежание выдувания и заноса траншеи или обрушения стенок технологический задел не должен превышать сменную производительность укладочной колонны.

Если в траншее образовался лед или ее занесло снегом, перед укладкой трубопровода траншею необходимо очистить.

5.1.22. В зимнее время, когда слабые грунты проморожены недостаточно для прохода землеройных машин, траншею разрабатывают по технологии летнего строительства.

5.1.23. На участках с межболотными озерами при разработке траншеи в летнее время следует использовать понтоны и скреперные установки; в зимнее время при промерзании воды до дна озера разработку траншеи производят со льда. При непромерзании воды до дна устраивают майну и траншею разрабатывают экскаватором с понтона. Майну устраивают путем нарезки льда баровыми машинами. Лед удаляют одноковшовыми экскаваторами.

5.1.24. В скальных грунтах с полосы траншеи снимают вскрышной слой рыхлого минерального грунта на всю глубину до обнажения скального грунта при толщине вскрышного слоя более 0,2 м.

При меньшей толщине вскрышного слоя его можно не удалять. Снятый грунт вскрыши укладывают на берме траншеи раздельно от скального и используют для подсыпки и присыпки трубопровода.

5.1.25. Разрабатывают траншеи в скальных грунтах с предварительным его рыхлением механическим или взрывным способами.

5.1.26. Бурение шпуров и скважин для зарядов осуществляется буровыми, как правило, подвижными установками, при этом глубина шпура должна превышать глубину траншеи на 10-15 см.

5.1.27. Характеристики используемых зарядов для рыхления грунта и их типы определяются паспортом буровзрывных работ, являющимся неотъемлемым элементом ППР, который разрабатывается с учетом геотехнических характеристик скального и мерзлого грунтов, параметров траншеи и типа используемого взрывчатого вещества (ВВ).

Окончательное определение массы заряда и уточнение сетки расположения шпуров производят пробными взрывами.

5.1.28. Для предохранения изоляционного покрытия трубопровода в каменистых и мерзлых грунтах на дне траншеи устраивают постель из мягкого или мелкогранулированного грунта толщиной не менее 10 см над выступающими частями дна траншеи. Постель устраивают преимущественно из отвального грунта путем его рыхления и просеивания. Для предохранения покрытия трубопровода при засыпке устраивают присыпку таким же грунтом высотой 20 см от верхней образующей трубы.

Подсыпку и присыпку можно заменять устройством сплошной футеровки негниющими оберточными материалами, вспененными полимерными материалами или обетонированием труб.

5.1.29. При проведении взрывных работ сваренный по трассе трубопровод необходимо защитить специальными щитами от разлетающихся кусков грунта.

5.1.30. При строительстве трубопровода параллельно действующему трубопроводу буровзрывные работы разрешается вести только по специальному проекту на эти работы и по согласованию с организацией, эксплуатирующей этот трубопровод. Максимально допустимую массу заряда ВВ рассчитывают по специальной методике.

5.2. Особенности производства работ в горных условиях

5.2.1. По крутым продольным уклонам (свыше 15°) планировка производится путем срезки грунта. Траншея должна быть выкопана не в насыпном грунте, а в материковом.

5.2.2. На участках с поперечным уклоном до 15° разработку выемок под полки следует производить поперечными проходами бульдозеров перпендикулярно к оси трубопровода. Разработка при этом начинается у линии перехода полувыемки в полунасыпь. Доработка полки и ее планировка производятся продольными проходами бульдозера с послойной разработкой грунта и перемещением его в полунасыпи.

5.2.3. На участках с поперечным уклоном более 15° для разработки разрубленного или нескального грунта при устройстве полок следует применять одноковшовые экскаваторы, оборудованные прямой лопатой. Экскаватор разрабатывает грунт в пределах полувыемки и отсыпает его в насыпную часть полки. В процессе первоначальной разработки полки экскаватор необходимо якорить бульдозером. Окончательная доработка и планировка полки производится бульдозером.

5.2.4. При устройстве полок и рытье траншей в горной местности рыхление неразборной скалы возможно осуществлять тракторными рыхлителями или буровзрывным способом.

5.2.5. Разработка траншеи на полках должна производиться до вывозки труб (секций) и их раскладки.

5.2.6. Разработку траншей на продольных уклонах до 15°, если нет поперечных косогоров, следует выполнять одноковшовым экскаватором сверху вниз. Работа на продольных уклонах от 15° до 36° должна осуществляться с якорением экскаватора. Число якорей и метод их закрепления определяются расчетом.

5.2.7. Работа роторных экскаваторов разрешается на продольных уклонах до 36° при движении их сверху вниз. При уклонах от 36° до 45° применяется якорение экскаватора.

5.2.8. Работа бульдозера разрешается на продольных уклонах до 36°.

5.3. Особенности производства работ в мерзлых грунтах

5.3.1. Перед началом земляных работ в зимнее время должен быть удален снег с полосы будущей траншеи.

5.3.2. Во избежание заноса траншей снегом и смерзания отвала грунта при работе зимой разработка траншей в задел запрещается. Технологический задел между землеройной и изоляционно-укладочной колоннами должен быть не более суточной производительности укладочной колонны.

5.3.3. Устройство траншей на участках трассы с большой глубиной промерзания грунта и его крепостью, не превышающей 400 ударов плотномера ДорНИИ, целесообразно осуществлять роторными траншейными экскаваторами без откосников.

В других случаях разработку траншей ведут одноковшовыми экскаваторами с предварительным рыхлением мерзлого грунта.

Грунт необходимо рыхлить механическим или буровзрывным способами, при глубине промерзания более 0,4 м.

5.3.4. Основные параметры взрыва, полученные расчетным путем, подлежат уточнению опытным взрыванием.

5.3.5. При балластировке трубопровода большого диаметра железобетонными пригрузами разработку траншей на прямолинейных участках трассы с мерзлым грунтом крепостью до 400 ударов плотномера ДорНИИ ведут комбинированным способом в такой последовательности (схема: бульдозер + 2 роторных экскаватора + одноковшовый экскаватор): разрабатывают корытообразную выемку глубиной 0,6-0,7 м и шириной 6-7 м с предварительным рыхлением грунта стоечными рыхлителями или другими мощными рыхлителями с последующими уборкой его бульдозером. Затем вдоль одной из границ проектного профиля траншеи разрабатывают пионерную траншею шириной 1,8 м на глубину 2,2-2,4 м роторным траншейным экскаватором и засыпают ее бульдозером. Далее разрабатывают вторую траншею шириной 1,2 м той же глубины роторным экскаватором с оставлением целика между траншеями шириной 10-15 см. Эту траншею также засыпают бульдозером. Разрыхленный таким образом грунт убирают из траншеи одноковшовым экскаватором вместе с грунтовым целиком.

5.3.6. Комбинированный способ разработки траншеи может быть реализован и по другим схемам в зависимости от прочности грунтов. Например: а) бульдозер + роторный экскаватор + одноковшовый экскаватор + одноковшовый экскаватор; б) бульдозер + роторный экскаватор; в) бульдозер + одноковшовый экскаватор + роторный экскаватор.

5.4. Особенности производства работ в условиях болот

5.4.1. В зависимости от несущей способности болота разработку траншей осуществляют:

на болотах с несущей способностью более 0,01 МПа - болотными одноковшовыми экскаваторами или обычными одноковшовыми экскаваторами, установленными на перекидных щитах или сланях;

на болотах с несущей способностью менее 0,01 МПа - экскаваторами, установленными на понтонах или пеноволокушах.

5.4.2. При глубине торфяного слоя до 1 м с подстилающем основанием, имеющим высокую несущую способность, разработка траншеи осуществляется с предварительным удалением торфа бульдозером или экскаватором. При этом глубина траншеи должна быть на 0,15-0,2 м ниже проектной отметки. При использовании экскаватора для выторфовывания протяженность создаваемого фронта работ должна быть 40-50 м.

5.4.3. На болотах большой протяженности с низкой несущей способностью траншею следует разрабатывать зимой, после предварительного промораживания.

5.4.4. На участках с глубоким промерзанием болота работы должны выполняться с предварительным рыхлением мерзлого слоя.

5.4.5. При прокладке трубопровода через межболотные озера шириной до 50 м и глубиной до 1 м траншеи разрабатывают одновременно с двух противоположных берегов одноковшовыми экскаваторами с дамбы. Для этой цели с каждого берега устраивают пионерным способом (дамбы) насыпи, по которым перемещаются экскаваторы, разрабатывающие траншеи на дне озера. Дамба также используется для монтажа и укладки трубопровода.

5.4.6. На озерах шириной более 50 м или глубиной более 2 м траншеи на дне этих водоемов разрабатывают одноковшовыми экскаваторами, установленными на понтонах. При этом понтоны якорятся.

5.5. Отсыпка дамб (насыпей) на болотах

5.5.1. Насыпи на болотах I и II типов (глубиной до 2 м) устраивают, после удаления торфа на полосе прокладки трубопровода на всю глубину. На болотах III типа (без сплавин) насыпи сооружают без выторфовывания. В этом случае торфяная масса выдавливается весом насыпаемого минерального грунта. На болотах III типа с толщиной сплавины до 0,5 м насыпи отсыпают непосредственно на сплавину с погружением ее на дно. При толщине сплавины более 0,5 м целесообразно устройство в ее теле двух продольных прорезей на расстоянии, равном ширине основания насыпи, на которую отсыпается минеральный грунт, с погружением ее на дно болота.

Прорези разрабатывают одноковшовыми экскаваторами с пеноволокуш или взрывным способом.

5.5.2. Отсыпку насыпи следует выполнять в таком порядке: первый слой на 25-30 см выше уровня болота отсыпают пионерным способом самосвалами, разгружающими материал отсыпки на берегу болота, затем бульдозерами его сдвигают в сторону наращивания насыпи. Отсыпку можно вести с одной или с двух сторон болота. После отсыпки первого слоя на полную длину насыпи сооружают второй слой до проектной отметки низа трубы с последующим уплотнением. Третий слой до проектной отметки насыпают после полной осадки насыпи.

5.5.3. На залитых водой болотах II и III типов большой протяженности (более 200 м) при наличии в основании болот хорошо дренированных гравийно-песчаных, песчаных или супесчаных грунтов целесообразно насыпь устраивать посредством намыва гидромеханизированным способом, при наличии вблизи трассы достаточных объемов воды для этих целей.

5.5.4. Для намыва таких насыпей следует применять безэстакадный продольно-встречный способ гидронамыва, который должен осуществляться специальными подразделениями. Насыпи намывают участками шириной до 35 м и протяженностью 200-350 м, так называемыми "картами намыва". Для образования "карты намыва" по ее контуру устраивают грунтовые валики или устанавливают сборно-разборные деревянные щиты, задерживающие намытый грунт на "карте намыва".

Гидросмесь (пульпу) на намываемую площадку подают торцевым или рассредоточенным способом с низких инвентарных опор. Для отвода воды в конце карты намыва устраивают пруды-отстойники и водоотводные канавы. Грунтовые насыпи под трубопроводы следует намывать с запасом на осадку.

5.6. Особенности производства работ в песчаных грунтах и на орошаемых землях

5.6.1. Траншеи в песчаных грунтах должны разрабатываться с большими откосами бульдозерами, скреперами, одноковшовыми экскаваторами.

Неглубокие траншеи (до 1,2 м - в сыпучих грунтах и до 1,5 м - во влажных) допускается разрабатывать бульдозерами продольно-поперечным способом.

При устройстве глубоких траншей в сыпучих песках должен применяться комбинированный способ разработки грунта. Верхний слой грунта (глубиной до 1,0 м) разрабатывается бульдозерами, а остальная часть до проектной отметки - одноковшовыми экскаваторами.

Разработку траншей в плотных, закрепленных растительностью и влажных песчаных грунтах следует производить роторными экскаваторами, снабженными откосообразователями, формирующими стенки с откосами от дна траншеи.

В местах кривых вставок трубопровода при работе в закрепленных несыпучих песчаных грунтах траншеи должны разрабатываться одноковшовыми экскаваторами.

5.6.2. Прокладку трубопроводов на поливных землях рекомендуется выполнять в период, когда не производится орошение земель. После засыпки трубопровода следует восстанавливать поливные борозды.

5.6.3. При пересечении оросительных каналов необходимо устраивать водопропуск на время производства работ.

5.6.4. В немерзлых грунтах траншеи глубиной до 1,0-1,2 м для трубопроводов малых диаметров целесообразно разрабатывать плужными канавокопателями.

5.6.5. При многониточной прокладке трубопроводов в общей траншее широкие траншеи следует, как правило, разрабатывать бульдозерами продольно-поперечным способом.

5.6.6. Во влажных песках разработку траншеи следует вести роторным экскаватором с откосниками или разрабатывать верхний слой бульдозерами с последующей доработкой траншеи одноковшовым или роторным экскаватором до проектной глубины.

5.7. Засыпка трубопровода

5.7.1. До начала работ по засыпке уложенного трубопровода в любых грунтах необходимо:

проверить проектное положение трубопровода и плотное его прилегание к дну траншеи;

проверить качество и в случае необходимости отремонтировать изоляционное покрытие;

провести предусматриваемые проектом работы по предохранению изоляционного покрытия от механического повреждения;

устроить подъезды для доставки грунта для подсыпки и присыпки;

получить письменное разрешение на засыпку уложенного трубопровода;

выдать наряд-задание на производство работ машинисту.

5.7.2. Засыпать траншею следует непосредственно после укладочных работ (после балластировки трубопровода или закрепления его анкерными устройствами).

5.7.3. При засыпке трубопровода необходимо обеспечить:

сохранность труб и изоляции;

плотное прилегание трубопровода к дну траншеи;

проектное положение трубопровода.

Засыпку уложенного на проектные отметки трубопровода необходимо вести таким образом, чтобы исключались подвижки трубопровода в поперечном направлении. С этой целью трубопровод предварительно присыпается призмами экскаватором.

5.7.4. При засыпке над трубопроводом делают грунтовый валик с учетом его осадки до уровня поверхности земли в процессе консолидации грунта.

5.7.5. Засыпка уложенного трубопровода в сухих грунтах должна вестись с послойным уплотнением пазух траншеи, во избежание овализации труб.

5.7.6. На рекультивируемых участках отвалы плодородной почвы и минерального грунта должны так располагаться на строительной полосе, чтобы при производстве работ они не смешивались.

5.7.7. Способы рекультивации земель в заповедниках, заказниках должны быть согласованы с местными органами самоуправления.

5.7.8. На рекультивируемых землях засыпку трубопровода необходимо производить с послойным уплотнением грунта и без устройства валика над трубопроводом. На нерекультивируемых землях засыпка производится с устройством валика.

5.7.9. Строительная полоса на лесных участках по окончании строительства должна быть очищена от пней и других древесных остатков и спланирована.

5.7.10. Засыпку трубопровода бульдозерами следует выполнять косопоперечными проходами с целью исключения динамического воздействия падающих комьев грунта на трубопровод.

5.7.11. При наличии горизонтальных кривых на трубопроводе вначале засыпается криволинейный участок, а затем остальная часть. Причем засыпку криволинейного участка начинают с середины его, двигаясь поочередно к его концам.

5.7.12. На участках с вертикальными кривыми трубопровода (в оврагах, балках, на холмах и т.п.) засыпку следует производить сверху вниз.

5.7.13. При больших объемах засыпки роторные траншеезасыпатели следует использовать в комплексе с бульдозерами. При этом вначале засыпку выполняют траншеезасыпателем разрыхленным грунтом, а затем бульдозерами.

5.7.14. Засыпка уложенного в траншею трубопровода экскаватором осуществляется в тех случаях, когда работа бульдозера невозможна (болота, мерзлый отвал, стесненные условия). В этом случае экскаватор перемещается по монтажной полосе.

5.7.15. На рекультивируемых землях после засыпки трубопровода минеральным грунтом производят его уплотнение пневмокатками или гусеничными тракторами, делающими многократные проходы (три-пять раз) над засыпанным трубопроводом. А плодородный слой грунта над трубопроводом планируют.

На полках, если отвал грунта находится на берме со стороны откоса полувыемки, то засыпка траншей производится одноковшовым экскаватором.

5.7.16. Засыпка трубопровода на продольных уклонах должна производиться бульдозером, который перемещается с грунтом сверху вниз под углом к траншее, а также может осуществляться траншеезасыпателем сверху вниз по склону с обязательным его якорением на уклонах крутизной свыше 15°.



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: