Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Объекты нефтяной и газовой промышленности arrow ВНТП 3-90  
24.09.2018
    
ВНТП 3-90

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НЕФТЕПРОДУКТАМИ
ГОСКОМНЕФТЕПРОДУКТ РСФСР

НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
РАЗВЕТВЛЕННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ

ВНТП-3-90

Утвержден приказом

Госкомнефтепродукта РСФСР

2 ноября 1989 г.

№ 172

Согласовано

с Госстроем СССР

23 октября 1989 г.

№ МЧ-2980-11/2

Москва 1991

НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВЕТВЛЕННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ разработаны институтом ГипроНИИнефтетранс Госкомнефтепродукта РСФСР, Отраслевой лабораторией нефтегазовой гидродинамики МИНГ им. Губкина под руководством В. А. Гончарова

ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ:

М. И. Фалалеева, Е. И. Гололобова, В. П. Бутенко, Н. А. Царегородцев, Б. А. Забулонов, В. С. Митюшов, А. В. Щербин, В. М Пластун, д. т. н., профессор М. В. Лурье

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ: Главным управлением нефтепродуктопроводов Госкомнефтепродукта РСФСР.

С введением в действие норм технологического проектирования разветвленных нефтепродуктопроводов ВНТП-3-90 утрачивают силу нормы технологического проектирования и технико-экономические показатели магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ВСН-17-77 в части проектирования нефтепродуктопроводов.

СОГЛАСОВАНО: Главным управлением нефтепродуктопроводов ГКНП РСФСР, Минмелиоводхозом СССР, Госгортехнадзором СССР, Главным управлением пожарной охраны МВД СССР, Гипротрубопроводом Миннефтепрома СССР.

АННОТАЦИЯ

Нормы технологического проектирования разветвленных нефтепродуктопроводов ВНТП-3-90 разработаны с учетом современных достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта в области технологии последовательной перекачки светлых нефтепродуктов по разветвленным нефтепродуктопроводам.

В нормах применены прогрессивные показатели и требования, направленные на:

- обеспечение высокого уровня надежности трубопроводной системы;

- сокращение металловложений, расхода электроэнергии, теплоэнергии, воды, потерь нефтепродуктов;

- защиту сооружений от подземной коррозии;

- создание комплексной автоматизации и телемеханизации;

- обеспечение противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности.

Государственный комитет РСФСР по обеспечению нефтепродуктами (Госкомнефтепродукт РСФСР)

Нормы технологического проектирования разветвленных нефтепродуктопроводов

ВНТП-3-90

Госкомнефтепродукт РСФСР

Взамен ВСН-17-77

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Нормы содержат требования, обязательные при проектировании новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих разветвленных нефтепродуктопроводов, и должны соблюдаться всеми организациями и предприятиями, участвующими в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепродуктопроводов.

Разрабатывать проекты разветвленных нефтепродуктопроводов могут проектные институты, имеющие специальное разрешение.

Нормы распространяются на проектирование перекачивающих станций, наливных пунктов и линейной части нефтепродуктопроводов, предназначенных для транспортирования нефтепродуктов, имеющих давление насыщенных паров не выше 93,1 кПа (700 мм рт. ст.) (бензины, дизельное топливо, керосины, печное топливо, топливо для реактивных двигателей) и имеют целью разработку проектных решений, обеспечивающих экономичность строительства и эксплуатации, малоотходную технологию последовательных перекачек, повышенную надежность и безопасность, а также охрану окружающей среды.

Нормы не распространяются на проектирование трубопроводов специальной конструкции (полевые), прокладываемых в морских акваториях, в районах с сейсмичностью свыше 8 баллов для подземных и свыше 6 баллов для наземных трубопроводов и прокладываемых в зонах вечномерзлых грунтов, а также для транспорта нефтепродуктов с подогревом.

Внесены Государственным институтом по проектированию объектов транспорта и хранения нефтепродуктов ГипроНИИнефтетранс

Утверждены приказом Госкомнефтепродукта РСФСР
от 2 ноября 1989 г. № 172

Срок введения в действие
1 января 1990 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. К разветвленным нефтепродуктопроводам (РНПП), именуемым в дальнейшем «нефтепродуктопроводы», относятся трубопроводные транспортные системы, состоящие из перекачивающих станций, наливных пунктов и линейных сооружений, включающих магистраль, распределительные трубопроводы и отводы, предназначенные для обеспечения перекачки и отгрузки нефтепродуктов по потребителям.

Примечание. Терминология сооружений, входящих в состав разветвленного нефтепродуктопровода, приведена в приложении 7.

1.2. Проектирование нефтепродуктопроводов должно выполняться в полном соответствии с действующими государственными стандартами, строительными нормами, отраслевыми руководящими документами, правилами эксплуатации, охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и требованиями по охране окружающей среды.

1.3. Проектирование нефтепродуктопроводов должно выполняться с максимальным внедрением достижений науки, новой техники и технологии, механизации, автоматизации и телемеханизации объектов с обеспечением вывода информации в АСУ ТП, передового отечественного и зарубежного опыта, изобретательства и рационализации, обеспечивающих повышение эффективности капитальных вложений, надежность и долговечность объектов, экономию материальных ресурсов, рациональное использование земель и охрану окружающей среды, экономичность и безопасность эксплуатации.

1.4. Нормы учитывают применение известных в настоящее время проектных решений, прогрессивных типовых проектов отдельных объектов и технологических узлов, а также освоенных типов оборудования и материалов. В проектах необходимо предусматривать наибольшую технически возможную блокировку зданий, сооружений и максимальное использование их площадей и объемов, а также применение блочно-комплектных конструкции.

1.5. При разработке схем развития и размещения объектов трубопроводного транспорта, технико-экономических расчетов, рабочих проектов предусматривать комплексное решение проблемы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обратив особое внимание на внедрение безотходных и малоотходных технологических процессов.

1.6. При разработке предпроектных материалов и проектов на строительство нефтепродуктопроводов предусматривать технические решения и мероприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения окружающей среды, а также предупреждение аварийных ситуаций и ликвидацию последствий их воздействия на окружающую среду.

1.7. Отступления от настоящих норм допускаются, если они:

- обусловливают возможность получения нового, более совершенного проектного решения, дающего более высокие технико-экономические показатели и при равных или лучших условиях надежности сооружения;

- вызваны особыми условиями, как например, реконструкция сооружения или техническое его перевооружение, использование наличного оборудования и т. д., не позволяющими выполнить проект в полном соответствии с настоящими нормами, при соблюдении действующих правил техники безопасности, пожарной безопасности и требований по защите окружающей среды.

Во всех случаях отступления от норм должны приводиться соответствующие обоснования, подлежащие утверждению совместно с проектом.

1.8 Проектирование нефтепродуктопроводов должно выполняться с использованием САПР на основании утвержденной генеральной схемы развития и размещения трубопроводного транспорта, технико-экономических обоснований (ТЭО) для крупных и сложных предприятий и сооружений или технико-экономических расчетов (ТЭР), а также задания на проектирование, согласованного и утвержденного в установленном порядке.

1.9. Для повышения эффективности строительства нефтепродуктопроводов следует использовать накопившийся опыт эксплуатации и организационно-технических решений в области проектирования и строительства автоматизированных открытых блочно-комплектных перекачивающих станций.

1.10. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании нефтепродуктопроводов, см. приложение 8.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДА

2.1. К основным параметрам нефтепродуктопровода относятся:

проектная пропускная способность - млн. т/г;

часовая подача - м3/ч;

диаметр и протяженность труб - мм, км;

рабочее давление на выходе перекачивающих станций - МПа;

количество насосных станций - шт;

количество отводов - шт.

2.2. Проектная пропускная способность принимается на основании задания на проектирование нефтепродуктопровода, составленного в соответствии с перспективной схемой развития нефтепродуктопроводного транспорта. Она определяет планируемую массу перекачиваемого нефтепродукта в указанном направлении при заданном количественном соотношении разных групп нефтепродуктов.

2.3. Задание на проектирование кроме общих положений должно содержать:

- наименование начальных и конечных пунктов нефтепродуктопровода;

- проектную пропускную способность при полном развитии нефтепродуктопровода с указанием роста загрузки по очередям строительства;

- перечень групп и марок нефтепродуктов, подлежащих последовательной перекачке, с указанием количества каждой группы и марки;

- перечень пунктов попутного отбора массы нефтепродуктов по группам и маркам с указанием годового и максимального месячного количества по очередям строительства, пусковым комплексам и на перспективу;

- условия поставки нефтепродуктов на головную перекачивающую станцию;

- основные требования к автоматизации и телемеханизации;

- рекомендации по организации управления нефтепродуктопроводом, в том числе необходимость разработки АСУ ТП.

Примечание. Классификация нефтепродуктов по типам, группам, подгруппам, маркам, видам и сортам приводится в приложении 7.

2.4. Физико-химические свойства нефтепродуктов, определяющие их качество (плотность, октановое, цетановое числа, температура конца кипения, упругость паров, температура вспышки) должны приниматься по данным заказчика или в соответствии с ГОСТ на нефтепродукты.

2.5. Проектная пропускная способность перекачки должна обеспечиваться строительством магистральной части нефтепродуктопровода в однотрубном исполнении с учетом планируемого роста подачи нефтепродукта по очередям строительства за счет увеличения числа станций, подключения отводов, а также других технических мероприятий.

2.6. При предварительном выборе параметров нефтепродуктопровода следует руководствоваться данными, приведенными в таблице 1.

Таблица 1

Наружный диаметр

трубопровода, мм

Скорость перекачки,

м/с

Рабочее давление,

МПа

Пропускная способность, млн. т/г

159

0,7...1,4

9,3...9,8

0,3...0,6

219

0,8...1,3

8,8...9,8

0,6...1,0

273

0,8...1,3

7,4...8,3

1,0...1,7

325

0,9...1,4

6,6...7,4

1,7...2,5

377

1,0...1,4

5,4...6,4

2,5...3,5

426

1,1...1,5

5,4...6,4

3,5...5,0

530

1,1...1,7

5,4...6,4

5,0...8,5

2.7 Оптимальный диаметр труб нефтепродуктопровода должен определяться технико-экономическим расчетом из числа выпускаемых и намеченных к производству труб промышленностью путем выбора варианта с наименьшими приведенными затратами. Толщина стенки при этом определяется расчетно, исходя из прочностных свойств металла труб.

3. ФОНДЫ ВРЕМЕНИ И РЕЖИМ РАБОТЫ

3.1. Режим работы нефтепродуктопровода непрерывный, круглосуточный, в течение 350 суток (8400 часов) в год.

Расчетное число рабочих суток принято с учетом затрат времени на техническое обслуживание, капитальный ремонт и ликвидацию повреждений.

3.2 Расчетная пропускная способность проектируемого нефтепродуктопровода определяется путем умножения проектной пропускной способности на коэффициент перераспределения Кп, учитывающий возможность изменения количественного соотношения разных групп нефтепродуктов в процессе эксплуатации. Значения коэффициента Кп принимаются по таблице 2.

3.3. Пропускная способность действующего нефтепродуктопровода определяется гидравлическим расчетом по фактическим его параметрам с учетом ограничения по максимально допустимому давлению, минимальной скорости потока и мощности электропривода магистральных насосов.

3.4. В период до вывода нефтепродуктопровода или отдельных его участков на проектную пропускную способность, а также при проектировании распределительных трубопроводов допускается принимать режим работы с остановками, при условии заполнения на период остановки одной группой нефтепродукта всего нефтепродуктопровода или части его в зависимости от профиля трассы.

Таблица 2

Нефтепродуктопровод

Коэффициент перераспределения (Кп)

Магистральная часть

1,05

Распределительные трубопроводы

1,07

Однотрубные отводы

1,35

3.5. Расчетная часовая подача нефтепродукта, равная расчетной пропускной способности нефтепродуктопровода, деленной на число часов его работы, должна быть обеспечена при средней температуре грунта на уровне оси трубопровода за наиболее холодный месяц.

3.6. Продолжительность включения отводов для отбора заданной массы нефтепродукта определяется исходя из продолжительности прохождения партии каждой группы нефтепродукта за цикл последовательной перекачки мимо узла присоединения данного отвода с учетом оптимального технологического режима работы участка между станциями.

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ПЕРЕКАЧКА

4.1. Перекачка нескольких групп, подгрупп или марок нефтепродукта в одном направлении должна предусматриваться последовательно по одному трубопроводу с соблюдением требований по сохранению качества нефтепродуктов.

4.2. При недостаточном запасе показателя качества по основным физико-химическим свойствам нефтепродуктов, при которых не может быть осуществлен принцип малоотходной технологии последовательных перекачек, оптимальное число циклов последовательной перекачки должно определяться на основании технико-экономических расчетов.

4.3. Взаимно допустимые концентрации одного нефтепродукта в другом определяются по основным физико-химическим свойствам нефтепродукта и их запаса показателя качества.

Для ориентировочных расчетов рекомендуется пользоваться данными таблиц 3, 4.

Таблица 3

Предельно допустимые концентрации дизельного топлива в автобензине (Кдт) в зависимости от запаса показателя качества исходного автобензина по температуре конца кипения (t б)

Запас показателя качества, °С

t б °С летний вид

/t б/ = 195°С

Кдт,

%

t б °С зимний вид

/t б/ = 185 °C

Кдт,

%

1

2

3

4

5

1

194

0,06

184

0,06

2

193

0,12

183

0,11

3

192

0,18

182

0,17

4

191

0,24

181

0,22

5

190

0,30

180

0,27

6

189

0,36

179

0,32

7

188

0,42

178

0,37

8

187

0,48

177

0,42

9

186

0,54

176

0,47

10

185

0,60

175

0,52

Таблица 4

Предельно допустимые концентрации автобензина в дизельном топливе (Кб) в зависимости от запаса показателя качества исходного дизельного топлива по температуре вспышки (t дт)

Запас показателя качества, °С

Дизтопливо Л-40

Дизтопливо Л-62

Дизтопливо З-35

t дт

Кб %

t дт

Кб %

t дт

Кб %

1

2

3

4

5

6

7

1

41

0,12

62

0,04

36

0,12

2

42

0,23

63

0,08

37

0,23

3

43

0,34

64

0,13

38

0,34

4

44

0,45

65

0,18

39

0,44

5

45

0,55

66

0,24

40

0,54

6

46

0,64

67

0,30

41

0,63

7

47

0,73

68

0,35

42

0,72

8

48

0,82

69

0,40

43

0,81

9

49

0,91

70

0,45

44

0,89

10

50

0,99

71

0,50

46

0,97

4.4. Партии нефтепродуктов в цикле последовательной перекачки, состав и свойства которых регламентированы государственным стандартом, определяющим их качество, должны формироваться в следующем порядке:

дизельное топливо летнее с температурой вспышки 40 °С;

дизельное топливо летнее с температурой вспышки 61 °С;

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: