Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Объекты нефтяной и газовой промышленности arrow ВСН 010-88 Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы  
16.12.2018
    
ВСН 010-88 Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ.
ПОДВОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ

ВСН 010-88

МИННЕФТЕАЗСТРОЙ

МОСКВА 1989

РАЗРАБОТАНЫ       Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов Миннефтегазстроя

С. И. Левин - канд. техн. наук;

О. Н. Головкина - инженер;

А. А. Горелышев - канд. техн. наук;

Е. В. Качалова - инженер;

М. А. Камытев - канд. техн. наук;

Н. З. Копылова - инженер;

Б. М. Кукушкин - канд. техн. наук;

А. Г. Ратнер - канд. техн. наук;

Л. П. Раченская - канд.г еол.-мин. наук;

Н. И. Петрова - инженер;

В. К. Ким - канд. техн. наук.

ССО Союзподводтрубопроводстрой

В. С. Мальцев - инженер;

А. Я. Ермолин - инженер;

В. Я. Канаев - инженер;

П. П. Башаратьян - инженер;

А. И. Загребин - инженер;

В. В. Шлейн - инженер;

А. П. Дудкин - инженер;

Ю. А. Журавлев - инженер;

М. Б. Таич - инженер;

И. Я. Захаров - канд. техн. наук;

ВНЕСЕНЫ ВНИИСТом и Союзподводтрубопроводстроем

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением Миннефтетрансстроя (Файзулин А. А.)

С введением в действие Ведомственных строительных норм «Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы» ВСН 010-88/Миннефтегазстрой утрачивает силу «Инструкция по строительству подводных переходов магистральных трубопроводов» ВСН 2-118-80/Миннефтегазстрой

СОГЛАСОВАНЫ Госстроем СССР (Чернышев А.В. - письмо №А4-4129-8/21.10.88. Управлением капитального строительства Мингазпрома (Батозский В.Д.)

Управлением капитального строительства Миннефтепрома (Николаев Б. А.)

Главгосгазнадзором СССР (Ерин А.Ф.)

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности

Ведомственные строительные нормы

ВСН 010-88

Миннефтегазстрой

Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы

Взамен

ВСН 2-118-80

Миннефтегазстрой

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие ведомственные строительные нормы распространяются на строительство подводных переходов стальных магистральных газопроводов и нефтепродуктопроводов, осуществляемое специализированными организациями с применением подводнотехнических средств при пересечении трубопроводами водных преград (рек, водохранилищ, озер и др.).

Настоящие нормы не распространяются на строительство морских трубопроводов, а также подводных трубопроводов в системах водоснабжения и канализации.

1.2. При строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов, кроме требований проекта и настоящих норм, должны соблюдаться требования СНиП 2.05.06-85, СНиП III-42-80; СНиП 3.02.01-87, СНиП IV-5-84, СНиП 3.01.01-85, СНиП 3.01.03-84, а также стандартов и инструкций, утвержденных или согласованных Госстроем СССР, регламентирующих производство и приемку отдельных видов общестроительных и специальных работ в комплексе строительства магистрального трубопровода. При производстве работ в охранной зоне действующих магистральных трубопроводов работы должны вестись с соблюдением требований «Правил безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов», утвержденных Мингазпромом СССР, и «Инструкции по производству строительных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов» ВСН 51-1-80/Мингазпром.

Внесены ВНИИСТом и ВСМО «Союзподводтрубопроводстрой»

Утверждены приказом Миннефтегазстроя
от «1» декабря 1988г. № 332

Срок введения в действие
1 января 1989г.

1.3. До начала строительства заказчик (генподрядчик) передает по акту подрядной строительной организации створ подводного перехода, закрепленный геодезическими знаками с необходимым числом реперов за пределами зоны производства земляных работ, и документацию в сроки, необходимые для опережающего строительства подводных переходов.

1.4. Строительная организация должна обеспечить сохранность опорных геодезических знаков на время строительства и передать их заказчику после завершения строительства перехода.

1.5. Перевозку, погрузку, разгрузку и складирование труб, предназначенных для строительства подводных переходов магистральных трубопроводов, следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III-42-80 и ВСН 004-88/Миннефтегазстрой «Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация».

1.6. Сварочные работы при строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов и контроль их качества следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП III-42-80 и ВСН 006-88/Миннефтегазстрой «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка». ВСН 012-88/Миннефтегазстой «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ»

1.7. Очистку и испытание трубопроводов при строительстве подводных переходов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 42-80 и ВСН 011-88/Миннефтегазстрой «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытание» и настоящих норм.

1.8. На строительстве подводных переходов рекомендуется использовать трубы в соответствии с проектом, как правило, с заводской изоляцией. В случае поставки неизолированных труб изоляцию трубопроводов следует выполнять, в соответствии с проектом и требованиями ВСН 008-88/Миннефтегазстрой «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция».

1.9. При эксплуатации плавучих средств на строительстве подводных переходов необходимо руководствоваться «Правилами плавания по внутренним судоходным путям РСФСР», «Правилами речного регистра», «Правилами технической эксплуатации речного транспорта, утвержденными Минречфлотом СССР, а в охранной зоне действующих подземных переходов ВСН 51-1-80/Мингазпром.

1.10. Длину трубопровода в границах подводно-технических работ определяют с учетом вывода его концов на отметки, удобные для монтажа перехода на пойменных участках.

1.11. Контроль качества отдельных видов работ при строительстве подводного перехода и составление форм исполнительной документации следует осуществлять в соответствие с СНиП III-42-80 и ВСН 012-88/Миннефтегазстрой «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ».

1.12. Строительство переходов через малые водные преграды с глубинами до 1,5 м в межень и шириной не более 30 м осуществляют в общем потоке строительства специализированными бригадами линейных подразделений генподрядчика. Технологию строительства таких переходов (см. разд.6 настоящих ВСН) осуществляют по проекту производства работ, составленному в соответствии с рабочими чертежами и проекту организации строительства с использованием типовых технологических карт на разработку траншей и укладку трубопроводов.

1.13. Буровзрывные работы при строительстве подводных переходов следует выполнять в соответствии с «Едиными правилами безопасности при взрывных работах» утвержденными Госгортехнадзором СССР.

1.14. Требования, приведенные в настоящих ВСН, учитывают существующую практику сооружения подводных переходов строительными организациями Миннефтегазстроя. Настоящие ВСН не исключают применения строительными организациями более эффективных технологий и оборудования при условии, что при этом не увеличиваются затраты на строительство подводных переходов и не снижается их эксплуатационная надежность.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

2.1. Основные положения организации строительства подводных переходов являются составной частью проекта организации строительства магистрального трубопровода.

Проект организации подводных земляных работ при строительстве подводного перехода составляют в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87.

Проект организации строительства подводных переходов выполняется проектным институтом по материалам инженерных изысканий и должен учитывать техническую оснащенность строительной организации, передовой опыт и достижения в области подводно-технических работ, применение прогрессивных конструкций и материалов.

2.2. Проект организации строительства подводных переходов магистрального трубопровода в дополнение СНиП 3.01.01-85 должен включать:

календарный план строительства переходов, учитывающий очередность и сроки выполнения подводных земляных работ, согласованные с соответствующими бассейновыми управлениями, органами охраны рыбных запасов, водных ресурсов и с другими организациями; в плане также должны быть указаны сроки рекультивации земель. Календарный план строительства переходов в охранной зоне действующего магистрального трубопровода согласовывают с эксплуатирующей организацией;

план строительно-монтажной площадки с указанием участка отвода земли заказчиком для размещения временных сооружений и отвалов грунта. Территория монтажной площадки должна быть достаточная для размещения сварочных стапелей, спусковых устройств и других сооружений, необходимых для производства работ, связанных со строительством подводного перехода;

транспортную схему доставки грузов и оборудования;

устройство временных причалов с разгрузочными механизмами (если необходима разгрузка барж с трубами и материалами) при строительстве переходов на судоходных реках и водохранилищах;

схемы разработки подводных и береговых траншей (с распределением отвалов грунта), а также способы укладки подводного трубопровода;

ситуационный план перехода с указанием и привязкой к местности основных геодезических знаков;

ведомость объемов работ (для крупных переходов с разбивкой по периодам строительства);

технические решения по охране окружающей среды.

Пояснительная записка к проекту организации строительства должна содержать обоснование методов производства подводных земляных работ и укладки трубопровода (в том числе для работ, выполняемых в зимних условиях) с указанием потребности в основных технических средствах и механизмах.

Указанный в проекте организации строительства способ укладки подводного трубопровода должен быть обоснован расчетом напряженного состояния трубопровода при укладке.

2.3. При строительстве трубопроводов в защитных кожухах способ и технологическую схему укладки трубопровода и кожуха разрабатывают в проекте организации строительства с учетом принятой конструкции опорных устройств трубопровода, сальниковых или других уплотнений.

2.4. До начала работ на переходе строительная организация должна выполнить в соответствии с утвержденным рабочим проектом следующие организационно-технические мероприятия:

заключить договоры с генподрядной и субподрядной организациями;

решить вопросы материально-технического обеспечения (график поставки на объект необходимых материалов и оборудования);

составить проект производства работ на строительство перехода.

2.5. Состав проекта производства работ определяется в соответствии со СНиП 3.01.01-85.

2.6. Проект производства работ определяет технологическую последовательность работ по строительству подводного перехода, которая должна быть отражена в календарном графике строительства перехода.

При разработке проекта производства работ на строительство многониточных переходов следует предусмотреть последовательное выполнение отдельных видов работ (сварка, изоляция и др.) по каждой читке для исключения перерывов в строительство первой и последующих ниток трубопроводов.

Основные производственные операции (по монтажу трубопровода и подготовке подводной траншеи) должны выполняться с таким расчетом, чтобы укладка трубопровода производилась, как правило, сразу после окончания работ по устройству подводной траншеи.

2.7. При строительстве нескольких подводных переходов в одном речном бассейне целесообразно организовать централизованные базы для выполнения сварочно-монтажных, изоляционных и балластировочных работ с последующей доставкой (буксировкой) секций (плетей) трубопровода на строительные площадки.

При транспортировке секций (плетей) трубопровода должны быть приняты необходимые меры для защиты изоляции от повреждения.

2.8. При необходимости строительства подводных переходов в летнее время через реки с широкими залитыми или сильно заболоченными поймами монтажную площадку рекомендуется сооружать методом намыва средствами гидромеханизации.

2.9. Для строительно-монтажных работ на подводном переходе необходимы следующие временные и вспомогательные технологические конструкции и оборудование:

трубосварочный стенд;

полевая испытательная лаборатория;

склад ГСМ с заправочными пунктами;

укрытия для ремонта техники;

склад материалов открытого хранения (трубы, металл, грузы и др.);

склад материалов закрытого хранения (метизы, изоляционная пленка, обертка, электроматериалы и др.);

механическая мастерская, электростанция;

причалы для плавучих средств и паромная переправа;

площадка для стоянки машин и механизмов;

временное хранилище для ампул с радиоактивными элементами;

объекты санитарно-гигиенического и бытового назначения (душевая, раздевалка, сушилки, прачечная, санузел, медсанчасть).

Состав временных сооружений (в том числе выполняемых в минимальных объемах, необходимых для производства основных работ при строительстве перехода) должен быть определен проектом организации строительства и уточнен проектом производства работ по согласованию с заказчиком.

Для сокращения сроков строительства бытовых, хозяйственных и вспомогательных помещений следует максимально использовать инвентарное оборудование (передвижные дома-вагончики, брандвахты, трубосварочные стенды, сборно-разборные складские и хозяйственные помещения и пр.).

2.10. Все сооружения на строительной площадке должны быть размещены с обязательным соблюдением всех требований санитарного надзора и пожарной безопасности.

2.11. На строительстве переходов через широкие водные преграды между берегами следует предусматривать временную радиотелефонную связь.

2.12. В подготовительный период к строительству строительная организация в соответствии со СНиП 3.01.03-84 должна осуществить следующие мероприятия:

1) принять от генподрядчика (заказчика) трассу (створы) подводного перехода в натуре с закрепляющими знаками. Передача трассы должна быть оформлена актом с приложением плана перехода и ведомости планово-высотного обоснования; реперы и выносные знаки должны иметь абрис относительно характерных пунктов на местности. Ось трассы и углы ее поворотов должны быть закреплены выносными опорными знаками в двух-трех точках за пределами строительной площадки; при этом ось трассы закрепляется на каждой стороне водоема;

2) проверить наличие основных реперов и установить временные на период строительства перехода. При ширине реки до 200 м устанавливают по одному реперу на каждом берегу, более 200 м - не менее двух реперов на каждом берегу. Реперы располагать за пределами разрабатываемых береговых траншей и монтажной площадки;

3) выполнить контрольную нивелировку основных и привязку к ним временных реперов;

4) выполнить нивелировку по створам подводных трубопроводов на переходе с промерами подводного участка трассы;

5) осуществить проверку и разбивку углов поворота и кривых трассы в пределах перехода с выносом закрепляющих знаков за пределы участков работы землеройных механизмов и отвалов грунта;

6) уточнить ширину водоема при расстояниях между урезами воды:

до 200 м - по тонкому тросу между берегами;

более 200 м - с помощью геодезических инструментов с разбивкой берегового базиса;

7) закрепить в натуре все характерные точки проектного профиля в пределах незатопленной части перехода с выносом знаков за пределы производства земляных работ;

8) установить временный водомерный пост о привязкой его к реперу.

2.13. В состав проекта производства работ на строительство переходов через малые водные преграды шириной до 30 м входят:

календарный график работ по строительству переходов на трассе магистрального трубопровода;

привязка к объектам строительства типовых технологических схем по основным видам работ;

краткая пояснительная записка с результатами расчетов и обоснованиями технологических решений.

3. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

3.1. Ширина подводных траншей

3.1.1. Заглубление трубопроводов в дно реки или водоема до проектных отметок следует осуществлять устройством подводной траншеи до укладки трубопровода или после его укладки с применением в последнем случае трубозаглубительных или других специальных механизмов.

3.1.2. Величину заглубления подводных трубопроводов в дно реки или водоема определяют от верха забалластированного трубопровода в соответствии со СНиП 2.05.06-85 и указывают в проекте. Способ разработки подводной траншеи определяет проектная организация и согласовывает его со строительной организацией, соответствующими организациями Минречфлота РСФСР и Минрыбхоза СССР и др.

3.1.3. Ширину подводных траншей по дну в пределах руслового участка определяют из выражения

,                                              (1)

где DН - наружный диаметр конструкции трубопровода о защитным и балластным покрытием, м;

DP - запас, учитывающий допускаемые отклонения по ширине траншеи (по обе стороны от оси) в процессе ее разработки, м;

DT - запас, учитывающий отклонения продольной оси трубопровода от проектной оси траншеи (в обе стороны) при укладке трубопровода, м;

DJ - запас на заносимость траншеи донными наносами со стороны ее верхнего откоса, м.

При совмещенной укладке кабеля связи и трубопровода в одной траншее проектную ширину последней следует увеличить на 0,5 м.

3.1.4. Запас DP учитывающий допускаемые отклонения по ширине траншеи, следует принимать для земснарядов согласно табл. 1, для канатно-скреперных установок - согласно табл. 2.

Таблица 1

Виды земснарядов

Класс земснарядов

Величина запаса DP (м) при ширине водной преграды, км

До 1,0

До 2,0

Более 2,0

Землесосные снаряды

«Л»

1,2

-

-

Землесосные снаряды

«Р»

0,8 - 1,0

1,1 - 1,4

-

Землесосные снаряды

«О»

0,6 - 0,8

0.9 - 1,2

1,3 - 1,6

Ковшовые снаряды

«О»

0,4 - 0,6

0,7 - 1,0

1,1 - 1,4

Таблица 2

Средняя дальность скреперования, м

Величина запаса DP, м

До 50

0,5

До 100

1,0

До 150

1,5

Свыше 150

2,0

3.1.5. Запас DT, учитывающий отклонения продольной оси трубопровода от створа при укладке способом протаскивания на переходах, следует принимать:

а) при ширине водной преграды до 1000 м

,                                                         (2)

где L - ширина водной преграды при среднем рабочем уровне воды с учетом длины урезных участков траншеи, м;

б) при ширине водной преграды от 1000 м до 2000 м на среднем участке траншеи длиной 1000 м (по 500 м от середины водной преграды в сторону обоих берегов) DT определяют по табл. 3;

на остальных участках траншеи DT = 5 м.

Таблица 3

Ширина водной преграды L, м

Величина запаса DT на среднем участке траншей общей длиной 1000 м (м)

1250

6,0

1500

7,0

1750

8,0

2000

9,0

При строительстве переходов через водные преграды шириной более 2000 м или укладке трубопровода способом свободного погружения с плавучих средств величина запаса DT определяется проектом с учетом принятой технологии укладки и гидрологических условий.

3.1.6. Запас ширины траншеи на заносимость DЗ следует учитывать только для русловых участков перехода, где средние скорости течения - 0,5 м/с и более. При этом величину DЗ следует определять из выражения

,                                                             (3)

где qт - средняя интенсивность отложения донных наносов на 1 м фронта траншеи при среднем рабочей уровне воды, определяемая расчетом (указывается проектом);

t - продолжительность заносимости траншеи, определяемая в проекте организации строительства, сут;

h - проектная глубина траншеи, м.

В тяжелых и скальных грунтах запас на заносимость траншеи не учитывается в связи с необходимостью подчистки траншеи перед укладкой трубопровода. Объем грунта, удаляемого при подчистке траншеи, определяется в проекте.

При определении ширины подводной траншеи, разрабатываемой канатно-скреперной установкой, увеличение объема песчаного грунта вследствие заносимости траншеи учитывается в проекте.

3.1.7. Если расчетная ширина траншеи по формуле (1) меньше технологической ширины, необходимой для работы земснаряда, то проектную ширину траншеи принимают равной

,                                                       (4)

где BЗЕМ.МИН - минимальная ширина прорези, определяемая конструктивными особенностями земснаряда (например, шириной рабочего органа и технологией его работы);

DP - допустимые отклонения по ширине траншеи согласно III части СНиП 3.02.01-87.

3.1.8. Ширину подводных траншей на мелководных участках следует принимать с учетом ширины и осадки грунторазрабатывающего судна (с запасом под днищем), возможных колебаний уровня воды, необходимой глубины в границах рабочих перемещений судна, а также перемещений обслуживающих средств (например, грунтовозных шаланд).

3.1.9. При скреперовании траншеи следует предусмотреть ее перезаглубления по отношению к проектным отметкам для обеспечения необходимой ширины.

Величину перезаглубления определяют из выражения

,                                                        (5)

где B - проектная ширина траншеи по дну, м;

BK - ширина скреперного ковша (1,5 - 2,5), м;

DP - запас, учитывающий отклонения по ширине траншеи при скреперовании, м (см. табл. 2);

m - коэффициент заложения откоса траншеи.

3.1.10. На участках рек и водоемов, сложенных скальными грунтами, при пересечении водных преград шириной более 3,0 км, укладке нескольких трубопроводов в одной траншее, заглублении предварительно проложенного по дну трубопровода ширина подводных траншей определяется проектом с учетом технических характеристик используемых средств, технологии укладки и заглубления трубопроводов. Применять формулы (1) - (5) в указанных случаях не следует.

3.1.11. При укладке трубопроводов с кривыми вставками в соответствии с проектом на переходах через малые роки применяют метод опускания с разворотом относительно оси подводной траншеи; при этом ширину в каждом случае определяют с учетом глубины воды и угла поворота трубопровода.

3.2. Подводные земляные работы.

3.2.1. Перед началом земляных работ необходимо обследовать участки дна реки или водоема. Обнаруженные препятствия в виде топляков и отдельных валунов следует устранить отмывкой гидромониторами (грунтососами) с последующим подъемом плавучими грузоподъемными средствами при участии водолазов.

3.2.2. При устройстве подводной траншеи участок, подвергающийся интенсивному заносу, разрабатывают в последнюю очередь, непосредственно перед укладкой трубопровода.

3.2.3. Для устройства подводных траншей можно применять:

землечерпательные ковшовые снаряды;

землесосные рефулерные снаряды;

гидромониторно-эжекторные снаряды;

канатно-скреперные установки;

взрывной способ.

Тип механизма для выемки подводного грунта следует выбирать в зависимости от его физико-механических свойств, объема выемки, гидрологического режима, условий судоходства, глубины водоема, периода (времени года) производства работ (прил. 1).

Плавучие грунторазрабатывающие снаряды следует выбирать с учетом продолжительности навигационного периода и времени буксировки снаряда на объект.

3.2.4. В случае разработки траншей через судоходные реки и водохранилища (при больших объемах и глубинах) рекомендуется совмещать работу высокопроизводительных земснарядов, имеющих недостаточную глубину опускания рамы, с работой специальных земснарядов меньшей производительности, но с большей глубиной опускания рамы для разработки подводных траншей до проектных отметок.

3.2.5. Разработку траншей на прибрежных участках следует выполнять бульдозерами и экскаваторами с учетом обводненности грунтов и правил техники безопасности (см. прил. 1).

3.2.6. Разработку траншей на заболоченных поймах следует, как правило, начинать с урезной части перехода для обеспечения стока воды в реку и дренирования пойм.

3.2.7. После выполнения земляных работ к наряд-заданию следует прилагать план подводного перехода.

3.2.8. Для разработки и извлечения тяжелых и скальных грунтов при строительстве подводных переходов следует применять:

на береговых и урезных участках русел рек - сухопутную землеройную технику с навесным оборудованием (экскаваторы и бульдозеры);

на русловых участках - плавучие одночерпаковые земснаряды (штанговый, гидравлический), многочерпаковые земснаряды.

3.2.9. Подводная разработка тяжелых грунтов различной прочности может производиться земснарядами, КСУ (канатно-скреперные установки) и грейферами с предварительным рыхлением (частичным или сплошным) механическим или взрывным способами в обоснованных проектом случаях.

3.2.10. На крупных переходах с большим объемом разработки тяжелых и скальных грунтов работу земснарядами необходимо выполнять в соответствии с проектом производства работ или индивидуальной технологической картой, которую разрабатывает строительная организация перед началом работы с учетом фактических условий на переходе.

3.2.11. При строительстве переходов с большим объемом разработки тяжелых и скальных грунтов тип механизмов для работы на береговых и русловых участках следует выбирать на основании технико-экономических расчетов, с учетом себестоимости рыхления, извлечения и удаления грунта различными механизмами, которые использованы на данном переходе.

3.2.12. Необходимость производства взрывных работ при устройстве подводных траншей на переходах устанавливает проектная организация с учетом требований по охране окружающей среды и техники безопасности.

Подводные взрывные работы могут быть выполнены методами накладных, шпуровых и скважинных зарядов. При выборе способа взрывных работ следует учитывать:

сохранность расположенных рядом сооружений;

гидрологические и геологические условия на участке подводной траншеи;

расчетную глубину подводной траншеи;

влияние взрывов на ихтиофауну.

Метода взрывных работ, максимальный вес взрываемых зарядов и безопасное расстояние определяет проектная организация и указывает их в проекте организации строительства подводного перехода.

3.2.13. Заряды следует укладывать на скальное дно водоема, очищенное от илистых и песчаных наносов. Очистку от наносов выполняют гидромониторами или грунтососами. Рекомендуется использовать заряды взрывчатых веществ направленного действия.

3.2.14. При разработке подводных траншей осуществляют постоянный метрологический контроль качества выполнения работ.

3.2.15. Документация по проверке качества и приемке земляных работ при строительстве подводного перехода должна соответствовать ВСН 012-88/Миннефтегазстрой «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ» (см. п. I. II.), (приложение 8).

3.2.16. Места отвалов грунтов при подводных выемках следует выбирать с учетом технологии подводных земляных работ, условий судоходства и лесосплава и согласовывать с заинтересованными организациями.

3.2.17. При заглублении, подводных трубопроводов, предварительно уложенных по дну, в проекте производства работ должны быть указаны величина допустимого заглубления трубопровода за одну проходку (которая определяется расчетом напряженного состояния трубопровода), число проходок, очередность выполнения работ.

3.2.18. Подводные траншеи с уложенным трубопроводом засыпают местным грунтом, если в проекте перехода не предусмотрены особые условия для засыпки траншеи другим материалом.

Засыпку подводных траншей можно выполнять рефулированием грунта земснарядами или с использованием плавучих транспортных средств. Способ засыпки траншей выбирают в зависимости от производства работ в зимний или летний периоды, ширины траншеи, глубины воды, скоростей течения и объемов работ. В зимний период допускается засыпка траншей самосвалами при достаточной прочности льда.

3.2.19. Разработку подводных траншей при расположении в коридоре двух или более ниток трубопроводов следует начинать с нижней по течению нитки трубопровода.

4. БАЛЛАСТИРОВКА ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

4.1. Общие требования

4.1.1. Тип и конструкцию железобетонного покрытия труб или отдельных грузов, монтируемых на трубопроводе, устанавливают в проекте перехода и согласовывают со строительной организацией. Изменение конструкции балластировки при строительстве согласовывают с проектной организацией.

4.1.2. При строительстве русловых участков подводных переходов применяют железобетонные кольцевые грузы из обычного (плотностью не ниже 2300 кг/м3) или тяжелого бетона, шлаколитные кольцевые грузы, чугунные грузы и железобетонные покрытия труб, наносимые, как правило, в заводских условиях.

При строительстве пойменных участков подводных переходов для балластировки трубопроводов применяют отдельные грузы, бетонные покрытия, а также закрепление трубопроводов анкерами.

4.1.3. При изготовлении утяжелителей и железобетонных покрытий труб диаметром 720 мм и более рекомендуется применять тяжелый бетон для уменьшения объема бетонных работка также затрат на транспортировку грузов и обетонированных труб.

4.1.4. Конструкция отдельных грузов, методы их монтажа и закрепления на трубопроводе должны исключать необходимость последующих водолазных работ.

4.1.5 Состав обычного или тяжелого бетона должен обеспечивать заданные проектом и ТУ объемную плотность, марку по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости.

4.1.6. При изготовлении утяжеляющих железобетонных грузов и покрытий труб следует постоянно контролировать качество исходных материалов, свойства бетона, производство бетонных работ и качество готовых изделий.

4.1.7. При контроле качества исходных материалов проверяют их соответствие требованиям действующих стандартов.

4.2. Монолитные бетонные покрытия трубопроводов

4.2.1. В проекте производства работ обетонирование трубопроводов на строительстве переходов целесообразно предусматривать в теплое время года и при условии, когда возможна постоянная доставка специальным транспортом товарного бетона.

4.2.2. Для обетонирования используют трубы, предусмотренные проектом и соответствующие всем требованиям СНиП на проектирование магистральных трубопроводов, действующим стандартам и техническим условиям

Запрещается обетонирование труб при отсутствии на них заводских сертификатов о соответствии техническим условиям и о проведении заводского гидравлического испытания.

Завод (полигон) железобетонных изделий получает стальные трубы с сертификатами, которые передает стройорганизации по акту вместе с обетонированными трубами и сертификатами на готовую продукцию.

4.2.3. Применение обетонированных труб на строительстве переходов магистральных трубопроводов в каждом отдельном случае согласовывается на стадии проектирования со строительной организацией.

Конструкция бетонного покрытия труб и тип антикоррозионной изоляции определяются проектом перехода. Расчетные параметры обетонированных труб приведены в табл. 2 справочного приложения 6.

4.2.4. Для выполнения сварки и изоляции стыка труба с обоих концов должна иметь необетонированные участки (в том числе участки с изоляционным покрытием) длиной 300 - 350 мм. Длина неизолированных участков по концам труб, обетонированных в опалубке не должна превышать 150 мм. Изменение указанных параметров должно быть обосновано в ППР.

4.2.5. Места сварки отдельных обетонированных труб в секции или плети должны быть заизолированы. Изоляционное покрытие в местах сварных соединений по своим свойствам должно быть аналогично изоляции трубопровода.

4.2.6. Поставляемые заводом обетонированные трубы должны иметь маркировку, в которой обязательно должны быть указаны марка изделия, номер трубы, дата изготовления, масса обетонированной трубы с точностью до 1%, штамп ОТК.

4.2.7. Для уменьшения изгибной жесткости обетонированных труб бетонное покрытие может иметь кольцевые прорези. Необходимость такого конструктивного решения определяет проектная организация с учетом напряжений в стенках стальной трубы в необетонированных зонах.

4.2.8. Обетонированные трубы с завода на строительную площадку подводного перехода следует транспортировать с деревянными прокладками для предупреждения повреждения бетонного покрытия труб.

4.2.9. Гидравлические испытания плетей трубопроводов из обетонированных труб производят в два этапа: до укладки плетей и после их укладки в соответствии с требованиями, указанными в СНиП III-42-80.

Поперечные стыки плетей из обетонированных труб на первом этапе испытаний должны быть открытыми. Изоляцию и защитное покрытие на них следует наносить только после предварительного испытания трубопровода на давление, указанное в проекте.

4.3. Балластировка подводных трубопроводов кольцевыми грузами (утяжелителями)

4.3.1. Кольцевые железобетонные грузы типа УТК (утяжелитель подводный кольцевой) и чугунные грузы являются в настоящее время основными конструкциями утяжелителей, используемых для балластировки подводных трубопроводов на переходах.

4.3.2. Кольцевые железобетонные грузы типа УТК состоят из двух охватывающих трубу полуколец, соединенных между собой посредством шпилек и гаек (рис. 1). Основные размеры грузов типа УТК для труб диаметром 1020-1420 мм приведены в табл. 4 и на рис.2.

4.3.3. Грузы устанавливают на трубы, имеющие антикоррозионную изоляцию и защищенные деревянной футеровкой толщиной 30 мм. Для изготовления грузов применяют бетон класса В 30 с объемной плотностью не ниже 2300 кг/м3.

Таблица 4

Марка утяжелителя

Размеры, мм

Масса полукольца, кг

Масса комплекта, кг

R

H

d

b

l

2-УТК-1020-24-2

550

725

195

300

70

2035

4087

2-УТК-1220-24-2

655

870

235

410

70

2938

5893

2-УТК-1420-24-2

755

1015

280

500

80

4068

8151

Рис. 1. Железобетонный утяжелитель типа 2-УТК:

1 - утяжелитель 2-УТК; 2 - шпилька МС 1; 3 - шайба МС 3; 4 - гайка М20

Рис. 2. Полукольцо утяжелителя типа 2-УТК

4.3.4. Весовые характеристики труб с утяжелителями объемной плотностью бетона 2300 кг/м3 приведены в табл.1 справочного приложения 6.

Условное обозначение марки утяжелителя состоит из цифровых и буквенных обозначений. Марка расшифровывается следующим образом (например, 2-УТК-1420-24-2):

2 - в начале марки означает изменение в конструкции и армирование по сравнению с ранее выпущенными моделями;

У - утяжелитель железобетонный;

Т - для трубопроводов;

К - кольцевой;

1420 - диаметр трубы, мм;

24 - длина утяжелителя, дм;

2 - в конце марки указывает, что утяжелители имеют большую массу по сравнению с ранее выпускавшимися.

4.3.5. При проверке качества изготовления грузов особое внимание следует уделить:

чистоте отверстий под соединительные шпильки, не допуская попадания бетона в эти отверстия. Поставка утяжелителей с заплывшими отверстиями должна быть запрещена;

точности расположения отверстий под соединительные шпильки и недопустимости их смещения ж теле бетона;

качеству процесса вибрации бетона для получения необходимой его плотности;

точности расположения монтажных петель на боковых поверхностях полуколец; установка их на верхней образующей грузов недопустима;

4.3.6. При монтаже утяжелителей на нескольких плетях трубопровода расстояние между плетями должно обеспечивать проезд трубоукладчиков, кранов, автомашин для выполнения сварочно-монтажных, изоляционных и других работ.

Нижние и верхние кольца утяжелителей раскладывают параллельно подготовленным плетям трубопровода в два ряда вдоль оси трубы (рис. 3) с интервалом в соответствии с проектом.

4.3.7. Зафутерованный трубопровод с помощью трубоукладчиков укладывают на нижние элементы, после чего на них устанавливают верхние элементы утяжелителей. Шпильки вставляют в отверстия утяжелителей сверху, при этом верхние гайки должны быть навинчены на болт (не более чем на собственную высоту). Нижние гайки наворачивают на шпильку вручную без инструмента до отказа. Затем верхние гайки доворачивают гайковертом до получения следующих значений моментов сил: шпилька диаметром 20 мм - 15 кг×м; шпилька диаметром 24 мм - 26 кг.

4.3.8. Погрузку, разгрузку, складирование и раскладку полуколец утяжелителей производят за монтажные петли кранами или трубоукладчиками соответствующей грузоподъемности.

Элементы утяжелителя можно поднимать как прямо, так и в перевернутом положении. Перевертывать элементы утяжелителя (из прямого положения) допускается за две петли, но при этом элементы не должны отрываться от земли.

4.3.9. Железобетонные элементы кольцевых утяжелителей, рассортированные по маркам и комплектам, должны храниться в штабелях на приобъектных складских площадях с выровненным плотным основанием. Нижний и последующие ряды элементов укладывают на деревянные подкладки высотой 80 и шириной 100 мм. Подкладки располагают у монтажных петель по вертикали одна над другой. Изделия укладывают в штабеля высотой не более 2,5 м.

При хранении, транспортировки и монтаже элементов утяжелителей нельзя загибать монтажные петли.

4.3.10. На береговом участке монтаж железобетонных грузов на первую плеть производят в створе перехода (см. рис.3), при использовании спусковой дорожки - рядом с ней. Строповку балластированного трубопровода при его подъеме и перекладке следует осуществлять в местах расположения опорных частей утяжелителей.

4.3.11. Для уменьшения числа и мощности трубоукладчиков, необходимых для перемещения плети в створ перехода, допускается установка грузов на плеть, находящуюся в створе. Однако при этом перерыв в процессе протаскивания определяется не временем, необходимым на сварку стыка около уреза воды, а значительно большим временем, необходимым на установку и закрепление грузов типа УТК.

Для сокращения этого времени можно установить и закрепить на плетях трубопровода, расположенных параллельно спусковой дорожке, только часть утяжелителей УТК, а остальные смонтировать на плеть после ее перемещения в створ перехода.

Рис. 3. Схема раскладки плетей трубопровода диаметром 1020 и 1220 мм при монтаже утяжелителей типа УТК:

1-11 - последовательность монтажа утяжелителей на плеть трубопровода; I - плеть трубопровода; 2- полукольца утяжелителей; 3- трубоукладчик.

5. УКЛАДКА ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ НА ПЕРЕХОДАХ

5.1. Общие требования

5.1.1. Существуют следующие способы укладки подводных трубопроводов, предусмотренные в ППР:

протаскивание трубопровода или отдельных его плетей по дну водоема (траншеи);

свободное погружение (опускание) плавающего трубопровода на дно при заполнении его водой или откреплении понтонов, удерживающих трубопровод на поверхности водоема;

укладка с трубоукладочных судов;

опускание трубопровода с помощью плавучих кранов.

5.1.2. Технология укладки трубопровода на дно водоема (траншеи) должна быть разработана с учетом следующих факторов:

назначения трубопровода;

топографических условий в створе перехода (крутизна береговых откосов, рельеф пойменного участка, ширина пересекаемого водоема);

диаметра трубопровода, его массы, прочностной характеристики;

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: