Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Объекты нефтяной и газовой промышленности arrow РД 153-112-014-97  
24.06.2018
    
РД 153-112-014-97

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ
ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ
«ТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Президент Акционерной компании

трубопроводного транспорта

нефтепродуктов «Транснефтепродукт»

И.Т. Ишмухаметов

«____»_______________ 1997 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель Министра

топлива и энергетики

Российской Федерации

Е.С. Морозов

«____»_______________ 1997 г.

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ И ПОВРЕЖДЕНИЙ
НА МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДАХ

РД 153-112-014-97

 

«СОГЛАСОВАНО»

Госгортехнадзором России

Письмо № 10-03/543

от 27.12.96 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Начальник управления

развития систем нефтепродукто-

и топливообеспечения

Минтопэнерго России

А.И. Лаухин

«____»_______________ 1997 г.

1997 г.

Инструкция разработана в Институте проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР) при участии специалистов ТОО «ТЭК»: Гумеровым Р.С., Гараевой В.А., Бадритдиновой Г.Р. (ИПТЭР); Ишмухаметовой Р.Т., Абдрахмановым А.А. (ТОО «ТЭК»).

ПРИНЯТЫЕ В ИНСТРУКЦИИ СОКРАЩЕНИЯ

МНПП       - магистральный нефтепродуктопровод

АО             - акционерное общество

АВР           - аварийно-восстановительные работы

АВС           - аварийно-восстановительная служба

ОАВП        - опорный аварийно-восстановительный пункт

АВП           - аварийно-восстановительный пункт

ЛПДС        - линейно-производственная диспетчерская станция

ПС             - перекачивающая станция

НС             - наливная станция

ПО АО      - производственное отделение АО (РУМНПП)

ВВО           - ведомственная военизированная охрана

ДПД           - добровольная пожарная дружина

ЧС              - чрезвычайная ситуация

ГО              - гражданская оборона

УВД           - управление внутренних дел

ГСМ          - горюче-смазочные материалы

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

Инструкция по ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепродуктопроводах

«Инструкция по ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепродуктопроводах» устанавливает правила и порядок организации и проведения аварийно-восстановительных работ на магистральных нефтепродуктопроводах АК «Транснефтепродукт». В Инструкции отражены характеристики аварий на магистральных нефтепродуктопроводах и их классификация, вопросы организации аварийно-восстановительной службы, а также организации выполнения аварийно-восстановительных работ. В зависимости от характера аварии или повреждения приводится конкретная технология ремонта, подробно излагаются требования по качественному и безопасному производству всех операций и работ, включая ликвидацию последствий аварий.

При разработке данной Инструкции использованы требования и положения действующих руководящих документов, относящихся к аварийно-восстановительному ремонту, учтены результаты законченных НИОКР, опыт эксплуатации нефтепродуктопроводов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и производства аварийно-восстановительных работ, меры по охране труда при их выполнении на магистральных нефтепродуктопроводах и отводах на них.

1.2. Выполнение требований настоящей Инструкции необходимо в целях сокращения времени простоя трубопроводов при авариях, обеспечения безопасности производства ремонтных работ, снижения ущерба для окружающей среды.

1.3. Данная Инструкция является обязательным документом для всех работников акционерных обществ акционерной компании «Транснефтепродукт» и сторонних организаций, привлекаемых для осуществления АВР на МНПП.

1.4. При организации и проведении АВР на МНПП необходимо руководствоваться требованиями настоящей Инструкции и действующих нормативных документов по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации МНПП и производстве ремонтных работ на взрывоопасных, взрывопожароопасных и пожароопасных объектах /1,…, 13, 17/.

Примечание: Инструкция не содержит специальных требований по производству АВР на переходах через водные преграды.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА АВАРИЙ

2.1. Виды аварий и повреждений

2.1.1. Аварией на линейной части МНПП считается событие, связанное с возникновением неконтролируемой утечки транспортируемого нефтепродукта в результате разрушения (разгерметизации) трубопровода, запорной арматуры, оборудования для запуска или приема внутритрубных средств очистки и дефектоскопии.

Аварии с потерей герметичности трубопровода проявляются в виде свищей, трещин, разрывов тела трубы, аварий запорной арматуры и фланцевых соединений с выходом нефтепродукта.

2.1.2. Повреждение магистрального трубопровода - это нарушение его исправного состояния при сохранении работоспособности.

К повреждениям трубопроводов относятся различные по происхождению гофры, вмятины, каверны, царапины, забоины, непровары, поры, неоднородность металла, отклонения выше нормы геометрического сечения труб, провисы и отдельные неплотности в конструкции трубопровода (сальники, прокладки и др.).

2.2. Классификация аварий

2.2.1. Причинами происхождения аварий на магистральных трубопроводах являются:

дефекты материала (труб, фасонных изделий, арматуры и др.);

коррозия;

брак строительно-монтажных работ;

механические повреждения при производстве работ вблизи трубопровода;

ошибки эксплуатационного персонала;

стихийные явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.);

действия сторонних организаций;

действия физических лиц.

2.2.2. Способы обнаружений аварий на магистральных нефтепродуктопроводах подразделяются на:

визуальные (по выходу перекачиваемого продукта на поверхность; обнаруживаются либо при контрольном обходе специальными патрульными группами, либо работниками других служб трубопровода, а также посторонними лицами);

специальные автоматизированные системы обнаружения аварий;

косвенные (по изменению технологических параметров перекачки: падению давления, снижению производительности и т.п.).

2.2.3. В зависимости от расположения дефектов на трубопроводе аварии подразделяются:

по основному металлу труб;

в сварных соединениях (продольный или поперечный швы);

на запорной арматуре;

на устройствах трубопровода (вантуз, отборы давления, указатель прохождения средств очистки и диагностики).

2.2.4. По условиям трассы и климата (аналогично характеристике участков трубопровода) аварии происходят на:

равнинных участках трассы;

переходах через препятствия;

болотистых участках трассы;

горных и скальных участках трассы;

подводных участках трубопроводов.

2.2.5. Последствия аварий всех видов в зависимости от тяжести разделяются на три категории.

2.2.5.1. К последствиям 1 категории относятся аварии, приведшие:

- к смертельному случаю или травматизму с потерей работоспособности или групповому травматизму;

- к воспламенению нефтепродукта или взрыву его паров;

- нарушению работоспособности объекта МНПП более 24 часов или потерям перекачиваемого продукта в окружающую среду свыше 100 куб. м.

2.2.5.2. К последствиям 2 категории относятся аварии, приведшие к нарушению работоспособности объекта МНПП от 8 до 24 часов или потерям перекачиваемого продукта в окружающую среду от 10 до 100 куб. м.

2.2.5.3. К последствиям 3 категории относятся аварии, приведшие к нарушению работоспособности объекта МНПП от 0,5 до 8 часов или потерям перекачиваемого продукта в окружающую среду от 1 до 10 куб. м.

2.2.6. Нарушение герметичности трубопровода, не подпадающее под определение аварии, классифицируется как повреждение.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ

3.1. Аварийно-восстановительная служба

3.1.1. Ликвидация аварий на линейной части магистральных трубопроводов должна выполняться силами аварийно-восстановительных служб с привлечением сил и средств местных органов власти и предприятий через местные органы управления, штабы по делам ГО и ЧС, МВД, в зависимости от тяжести (категории) аварии и возможных последствий для окружающей среды и населенных пунктов.

3.1.2. Аварийно-восстановительная служба включает:

аварийно-восстановительные пункты, создаваемые на ЛПДС, перекачивающих станциях или наливных станциях;

центральные аварийно-ремонтные службы или опорные аварийно-восстановительные пункты при производственных отделениях АО.

Подразделения АВС должны быть укомплектованы персоналом в соответствии со штатным расписанием. Персонал подразделений АВС должен знать специфику и расположение закрепленных за ним объектов, их расположение относительно соседних трубопроводов, сооружений, линий электропередач, связи и т.д., а также знать правила ведения работ в охранной зоне трубопроводов, кабелей, воздушных линий и других сооружений и коммуникаций, расположенных в зоне прохождения обслуживаемого трубопровода.

3.1.3. Пожарная безопасность при ликвидации аварий должна обеспечиваться силами вневедомственной пожарной охраны УВД, отрядами ведомственной военизированной охраны и добровольными пожарными дружинами.

3.1.4. На период аварийно-восстановительных работ на месте их проведения может быть организовано дежурство медперсонала.

3.1.5. Временная связь с местом проведения аварийно-восстановительных работ организуется и обеспечивается работниками АО «Телекомнефтепродукт».

3.1.6. Трасса магистральных трубопроводов должна быть разбита на участки, закрепляемые приказом для аварийно-восстановительного ремонта и технического обслуживания за подразделениями АВС. Протяженность участка трассы, закрепляемого за каждым подразделением АВС, должна составлять 200 - 250 км в однониточном исполнении в обычных и пустынных условиях. На болотистых и горных трассах протяженность закрепляемого за АВС участка составляет 100 - 150 км.

3.1.7. На каждом участке трассы трубопровода должен быть создан аварийный запас труб в объеме 0,1 % от общей протяженности. Эта норма должна быть увеличена до 0,3 % для трасс трубопроводов в горах, в заболоченных районах и солончаковых почв. Складирование аварийного запаса труб должно предусматриваться на площадках ПС или усадьбах линейных обходчиков.

3.1.8. АВС должны выполнять следующие функции:

оперативная ликвидация аварий и повреждений;

содержание в постоянной готовности к АВР всех технических средств;

повышение уровня профессиональной подготовки ремонтного персонала путем обучения, тренировок, учений и т.д.;

содержание всех объектов линейной части в состоянии, отвечающем требованиям «Правил технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов» /1/ и «Правил охраны магистральных трубопроводов» /2/;

осуществление контроля за состоянием трассы путем регулярного патрулирования;

проведение плановых мероприятий на своем участке трубопровода с целью недопущения и предотвращения аварий (участие и надзор за всеми работами, выполняемыми другими службами и организациями в охранной зоне, проведение мероприятий технического обслуживания и ремонта согласно графику);

своевременное пополнение запасов ГСМ, запчастей и материалов.

3.1.9. АВС должны быть оснащены в соответствии с «Табелем технического оснащения аварийно-восстановительных пунктов магистральных нефтепродуктопроводов» /17/.

3.1.10. Ремонтная техника и технические средства АВС используются только при ликвидации аварий и выполнении плановых мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту трубопроводов. Все табельные и используемые при ликвидации аварий и их последствий технические средства должны иметь в комплекте соответствующие инструкции по эксплуатации: персонал АВС должен хорошо знать эти инструкции и применять технические средства в строгом соответствии с их назначением.

Запрещается использовать персонал, аварийную технику и технические средства для работ, не связанных с техническим обслуживанием и ремонтом (ТОР) магистральных трубопроводов.

3.1.11. При возникновении аварии на линейной части трубопровода АВС действует в соответствии с планом ликвидации возможных аварий, разработанным заранее для закрепленного за ЛВС участка трассы.

3.1.12. С целью повышения оперативности и отработки технологии АВР в целом и ее отдельных операций в каждом АО, ПО АО и АВП должны проводиться учения и учебно-тренировочные занятия. Программы учений должны быть направлены на выполнение мероприятий плана ликвидации возможных аварий. Количество занятий (учений) и их содержание определяются руководством АО и ПО АО в зависимости от квалификации ремонтного персонала, сложности обслуживаемого участка, трассы, природно-климатических условий и т.п.

3.1.13. Учения и учебно-тренировочные занятия должны проводиться с периодичностью:

в АВП - не реже 1 раза в месяц;

в ОАВП - не реже 1 раза в квартал.

Разрешается не проводить очередные учения и учебно-тренировочные занятия в тех из перечисленных выше подразделений АВС, которые были использованы на ликвидации аварий или производстве врезок на обслуживаемых участках трубопроводов.

3.1.14. Учения по обмену передовым опытом организации, новейшими техническими средствами и методами производства аварийно-восстановительных работ в масштабах АК организуются и проводятся по специальной программе с частотой один раз в 3 - 5 лет.

3.2. План ликвидации возможных аварий

3.2.1. Для участков трассы каждого АВП должны быть разработаны планы ликвидации возможных аварий, определяющие обязанности и порядок действия ответственных должностных лиц и персонала аварийных служб, позволяющие более оперативно и организованно принять экстренные меры по восстановлению трубопровода, обеспечивающие безопасность соседних объектов, защиту окружающей среды и, тем самым, значительно уменьшить последствия аварии.

3.2.2. План ликвидации возможных аварий должен содержать:

оперативную часть;

техническую часть;

порядок, взаимоотношений и взаимодействия с другими организациями в «соответствии с «Правилами охраны...» /2/, «Инструкцией по производству строительных работ...» /8/, «Положением о взаимоотношениях ведомств, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре» /3/.

3.2.3. В оперативной части Плана ликвидации возможных аварий должны быть отражены следующие вопросы:

распределение обязанностей между отдельными службами и лицами, участвующими в ликвидации аварии, и порядок их взаимодействия;

списки, адреса, телефоны должностных лиц, которые должны быть извещены об аварии; эти списки и адреса должны находиться у диспетчера АО и ПО АО;

действия группы патрулирования (контрольной группы) АВС в начальный период после обнаружения аварии;

перечень организации, предприятий и хозяйств, а также порядок их оповещения о возможном распространении разлившегося при аварии нефтепродукта и о границах взрыво- и пожароопасной зоны с целью принятия совместных мер по обеспечению безопасности населенных пунктов, объектов народного хозяйства и по защите окружающей среды;

маршруты следования;

мероприятия по спасению и защите людей;

мероприятия по спасению (сохранению) материальных ценностей;

правила и сроки оформления установленной документации.

3.2.4. Техническая часть плана должна содержать:

оперативный журнал ликвидации аварии;

перечень необходимой технической документации для организации работ по ликвидации аварий на трубопроводах;

план и профиль участка трубопровода с указанием глубины залегания всех подземных комбинаций;

схемы подъездов к сооружениям трубопровода;

виды возможных аварий;

методы ликвидации аварий;

перечень технических средств в зависимости от характера аварии и природно-климатических условий;

примерный график выполнения работ по ликвидации аварий;

мероприятия по предотвращению разлива и загорания продукта;

мероприятия по охране природных богатств;

мероприятия по обследованию состояния трубопроводов после ликвидации аварии;

порядок закрытия и открытия линейных задвижек;

мероприятия по сбору и утилизации разлитого нефтепродукта, а также по ликвидации последствий разлива нефтепродукта.

3.2.5. Планом должны быть предусмотрены действия персонала АВС, ВВО, ДПД при возникновении вследствие аварии на трубопроводе угрозы жизни людей близлежащих населенных пунктов, а также мероприятия по спасению людей и материальных ценностей.

3.2.6. Предприятия, эксплуатирующие в техническом коридоре магистральные трубопроводы, линии электропередач и связи обязаны:

совместно разработать и иметь у себя для руководства общую схему объектов с точным указанием их взаиморасположения;

иметь планы ликвидации возможных аварий на подведомственных объектах, в которых должны быть предусмотрены меры по защите всех объектов технического коридора от повреждений при производстве аварийно-восстановительных работ и ликвидации последствий аварии.

Планы должны быть согласованы со всеми предприятиями-владельцами объектов в техническом коридоре.

Все планы, независимо от условий пролегания трубопроводов, согласовываются с органами Госпожнадзора и Госгортехнадзора.

3.2.7. Планы ликвидации возможных аварий разрабатываются и пересматриваются комиссией в составе начальника отдела эксплуатации, старшего диспетчера, главного механика, главного энергетика, инженера по технике безопасности, представителя АО «Телекомнефтепродукт», начальника пожарной части, подписываются членами комиссии и утверждаются главным инженером ПО АО.

3.2.8. Планы ликвидации возможных аварий разрабатываются в соответствии с фактическим состоянием линейной части трубопровода, аварийной техники, подъездных путей, наличием кадров и т.д. При изменении фактического состояния в план должны быть в течение месяца внесены соответствующие изменения и дополнения.

3.2.9. Планы ликвидации возможных аварий должны находиться у главного инженера и диспетчера ПО АО, начальника АВС; у сменного оператора ЛПДС и начальника караула ВОХР должны находиться выписки из раздела плана, касающиеся этих служб.

3.2.10. К плану, находящемуся у диспетчера, должен быть приложен оперативный журнал аварий.

3.2.11. План ликвидации возможных аварий должен быть тщательно изучен инженерно-техническими работниками ЛПДС, которые имеют отношение к ликвидации аварий (начальник ЛПДС, гл. инженер, инженер по эксплуатации и т.д.) и всеми членами бригады АВС. Знание плана проверяется во время учебно-тренировочных занятий.

3.2.12. Все изменения, вносимые в план ликвидации возможных аварий, доводятся под роспись работникам АВП и руководству ЛПДС, а также должны отражаться в должностных инструкциях работников АВП.

3.3. Организация производства АВР

3.3.1. С момента получения сигнала об аварии должно быть организовано выполнение мероприятий плана ликвидации возможных аварий, которое осуществляются в три этапа.

Этап 1. Поиск места аварии и определение ее характера. Организует и отвечает за его выполнение начальник ЛПДС или руководитель подразделения, за которым закреплена трасса.

Этап 2. Сбор, выезд и доставка персонала и технических средств АВС к месту производства восстановительных работ. Ответственным исполнителем является начальник АВС.

Этап 3. Организация и выполнение аварийно-восстановительных работ на трубопроводе. Ответственный - назначенный приказом (распоряжением) по АО или ПО АО из числа руководителей АО, ПО АО, АВС, ЛПДС, ПС.

До начала аварийно-восстановительных работ ПО АО их руководителем должны быть уточнены и доведены до сведения каждого работника конкретные обязанности, объемы и сроки предстоящих работ, меры техники безопасности и пожарной безопасности, а также действия на случай возможных обвалов, осыпей, селей и др. опасных явлений. При необходимости назначается ответственное лицо за выполнение работ по локализации и сбору нефтепродукта.

3.3.2. При получении сигнала об аварии начальник ЛПДС или диспетчер должны оперативно (в рабочее время - в течение 1 часа, в нерабочее время - не позднее чем через 2 часа) выслать патрульную группу из числа работников АВС для контрольного осмотра трассы с целью определения точного места аварии.

3.3.3. Патрульная группа, выезжающая на контрольный осмотр трассы, должна иметь средства индивидуальной защиты, сигнальные знаки для ограждения места разлива перекачиваемого нефтепродукта, необходимый инструмент, инвентарь, материалы и средства связи. В группе назначается старший.

3.3.4. При обнаружении следов выхода нефтепродукта на поверхность патрульная группа должна:

немедленно сообщать о выходе перекачиваемого нефтепродукта начальнику ЛПДС, диспетчеру ПО АО, оператору перекачивающей или наливной станции;

при непосредственной, угрозе попадания нефтепродукта в район транспортных магистралей остановить движение по шоссе, железным дорогам и рекам, поставив об этом в известность через диспетчера ПО АО соответствующие структуры (ГАИ, управление железной дороги и т.д.) или МЧС;

приступить к действию согласно плану ликвидации возможных аварий.

3.3.5. При обнаружении утечки нефтепродукта, во время облета трассы бортоператор обязан:

тщательно осмотреть с воздуха место утечки и прилегающую территорию;

по радио связать с диспетчером ПО АО или АО и передать радиограмму с указанием точного места, характера истечения водоемов и угрожающей им опасности, состояния погоды, подъездных путей и проездов;

продублировать свое сообщение диспетчеру ПО АО через диспетчера ближайшего аэропорта;

выйти на связь с диспетчером ближайшей ПС и продублировать сообщение о выходе нефтепродукта, ждать от диспетчера дальнейших указаний.

3.3.6. Руководитель ЛПДС (начальник АВС), на участке которого произошла авария, после получения сообщения от патрульной группы о месте и характере аварии обязан продублировать это сообщение диспетчеру ПО АО и принять на себя руководство по ликвидации аварии до прибытия на место аварии руководителя ПО АО или ответственного руководителя, назначенного распоряжением по АО.

3.3.7. Руководитель ЛПДС, АВП до прибытия лица, ответственного за ликвидацию аварии, назначенного АО, ПО АО прибыв на место аварии, уточняет обстановку, обеспечивает удаление людей из опасных мест при разливе, локализует поврежденный участок закрытием задвижек по согласованию с диспетчером ПО АО, принимает меры по предупреждению дальнейшего растекания нефтепродукта, исключая попадание нефтепродукта в водоемы, населенные пункты, определяет места расстановки техники, нахождения людей, обустройства рабочей площадки, емкостей сбора нефтепродукта и других сооружений, приступает к устранению аварии.

3.3.8. Руководитель аварийно-восстановительных работ:

прибывает лично к месту аварии, сообщает об этом диспетчеру и возглавляет руководство аварийно-восстановительными работами;

уточняет характер аварии и передает уточненные данные диспетчеру ПО или АО;

сообщив и согласовав с руководством ПО АО или самостоятельно (в случае непосредственной угрозы жизни людей и др. чрезвычайных обстоятельств), сообщает о возможных последствиях аварии местным органам власти и управления, а также по мере необходимости, службе «скорой помощи», ГАИ, милиции; в зависимости от конкретных условий и технологии ремонта определяет необходимость организации дежурства работников пожарной охраны и медперсонала;

применительно к конкретным условиям принимает решение о способе ликвидации аварии:

в соответствии с принятым способом ликвидации аварии уточняет необходимое количество аварийных бригад, техники и технических средств для обеспечения непрерывной работы по ликвидации аварии, сообщает руководству для принятия мер по оповещению населения и подключению дополнительных средств ремонта;

назначает своего заместителя, связных и ответственного за ведение оперативного журнала, а также других ответственных лиц, исходя из конкретной сложившейся обстановки;

организует размещение бригад, обеспечивает их отдых и питание;

после завершения монтажных работ по ликвидации аварии и ознакомления с результатами контроля сварных соединений, сообщает, если они положительны, телефонограммой диспетчеру ПО или АО об окончании монтажных работ и готовности трубопровода к возобновлению перекачки. При обнаружении неплотности швов, трещин, подтеков принимает меры по их устранению одним из способов, рекомендованных для данного случая;

назначает ответственных по открытию линейных задвижек, по распоряжению диспетчера приступает к их открытию;

осматривает отремонтированный участок, сварные швы и другие технологические соединения на герметичность после пуска трубопровода и достижения в нем рабочего давления, докладывает о состоянии участка диспетчеру ПО АО или АО;

все данные по монтажу участка заносит в журнал сварочных работ;

после выполнения изоляции и засыпки трубы составляет акт на скрытые работы;

в течение всего времени производства работ по ликвидации аварии поддерживает постоянную связь с диспетчером ПО АО.

3.3.9. Диспетчер ПО АО, получив информацию об аварийной ситуации обязан:

немедленно известить об этом диспетчера и руководство ПО АО;

связаться с руководителем ЛПДС (начальником АВС), на участке которого произошла авария, дать распоряжение о сборе аварийных бригад;

действовать в соответствии с указаниями руководства ПО АО, положениями должностной инструкции и плана ликвидации аварий.

3.3.10. Диспетчер АО при получении сведений об аварии обязан:

немедленно известить об этом генерального директора (главного инженера), далее действовать по их указаниям, а также в соответствии с должностной инструкцией и планом ликвидации возможных аварий проинформировать о характере аварии и принятых мерах;

известить отдел организации капитального ремонта и аварийно-восстановительных работ или управление поставок и перевозок или дежурных по АК «Транснефтепродукт»;

согласовать с диспетчером ПО АО схему и порядок отключения аварийного участка, контролировать ход выполнения мероприятий по ликвидации аварии.

3.3.11. Начальник (гл. инженер) ПО АО при получении сведений об аварии обязан:

изучить создавшуюся обстановку, уточнить действия ответственных лиц на месте аварии, а в случае необходимости скорректировать действия аварийных служб согласно оперативной части плана ликвидации возможных аварий;

принять решение о необходимости выделения дополнительных сил ПО АО;

уточнить ожидаемый объем стока, перекачиваемого продукта, определить возможность освобождения аварийного участка от продукта в ближайшие резервуары ЛПДС, используя при этом параллельно проложенные трубопроводы;

дать указание диспетчеру ПО АО об осуществлении принятых решений, предварительно согласовав их с диспетчером АО, выехать к месту аварии;

по прибытии на место ознакомиться с изменениями обстоятельств, происшедших за время нахождения в пути и принять руководство по ликвидации аварии на себя.

3.3.12. Руководство АО извещает об аварии соответствующий округ Госгортехнадзора в соответствии с «Временным порядком уведомления и представления органам Госгортехнадзора России информации по авариям и опасным условиям эксплуатации объектов магистрального транспорта газа и опасных жидкостей» (постановление Госгортехнадзора России от 04.05.95 № 22), штаб ГО и региональный орган Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Извещение об авариях, сопровождающихся несчастными случаями, руководство АО направляет органу профсоюза, в состав которого входит АО, и в организации, определенные «Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве», утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.95 № 558, п. 4).

3.3.13. С момента приема сообщения об аварии диспетчером или официально назначенным лицом ведется учет характера и хода ликвидации аварии. Любые переключения, связанные с ремонтируемым участком трубопровода, могут производиться только по распоряжению (согласованию) ответственного руководителя работ.

3.3.14. На время ликвидации аварии руководством производственно-технологического управления связи организуется связь диспетчера с местом производства аварийно-восстановительных работ, назначается лицо, ответственное за ее обеспечение.

Ответственный руководитель работ должен иметь надежную и постоянную связь с ближайшими ПС, ПО АО, а при необходимости также с метеослужбой, селевой станцией.

3.3.15. Ликвидация аварии (повреждения) на МНПП, проходящих в одном техническом коридоре, производится по плану, согласованному со всеми организациями-владельцами коммуникаций. Приступать к ликвидации аварии допускается без дополнительного согласования с владельцами коммуникаций, приняв меры к обеспечению сохранности других коммуникаций коридора во время производства работ и сообщив о работах всем заинтересованным организациям.

Персонал службы должен хорошо знать район участков трассы трубопроводов, в том числе расположение соседних коммуникаций, населенных пунктов, объектов народного хозяйства, сельскохозяйственных угодий, направление и скорость водотоков и т.д.

3.3.16. Повреждения коммуникаций, происшедшие вследствие неисправности или при производстве работы на соседних коммуникациях, расследуются комиссионно с привлечением всех заинтересованных сторон и устраняются за счет виновной организации и с привлечением ее сил.

3.3.17. Устранение последствий стихийных бедствий (оползней, размывов трассы и т.п.) выполняется владельцами коммуникаций технического коридора совместными силами.

3.3.18. Ликвидация аварий на магистральных трубопроводах может производиться без согласования с землепользователем, но с обязательным последующим его уведомлением.

4. ПРОИЗВОДСТВО АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

4.1. Технология ликвидации аварий и повреждений

4.1.1. К технологии ликвидации аварий предъявляются следующие требования:

надежное восстановление герметичности трубопровода;

обеспечение проектного уровня прочности и несущей способности ремонтируемого участка трубопровода;

обеспечение нормативного времени простоя трубопровода при ремонте;

наименьшее воздействие на окружающую среду, соседние коммуникации и объекты народного хозяйства;

сохранение проектных размеров внутренней полости трубопровода с целью обеспечения возможности пропуска очистных и диагностических средств.

4.1.2. Аварийно-восстановительные работы включают:

подготовительные мероприятия;

локализацию и сбор перекачиваемого продукта;

земляные работы;

герметизацию внутренней полости;

сварочно-монтажные работы;

контроль сварных соединений;

изоляцию трубопровода;

ликвидацию последствий аварий;

другие работы.

Указанный перечень работ не является обязательным для всех видов аварий и зависит от конкретных условий, характера и места дефекта на трубопроводе.

4.1.3. В каждом конкретном случае в зависимости от характера и места аварии, а также в зависимости от напряженности работы трубопровода и других обстоятельств должен быть выбран соответствующий способ ремонта, а именно:

4.1.3.1. Устранение течи в результате образования свищей на теле трубы выполняется путем установки пробок или хомутов. Пробки в виде заглушек устанавливаются на одиночных свищах (см. п. 4.6.4.29). На семейство свищей и участок питтинговой коррозии накладывается хомут (рис. 1), либо заплата с прижимным устройством (рис. 2).

4.1.3.2. Свищи и трещины на сварных швах ликвидируют путем наложения и приварки специальных галтельных муфт (хомутов) (рис. 3).

4.1.3.3. Трещины по телу трубы длиной менее 50 мм ликвидируют методом наложения заплаты или установки хомута.

4.1.3.4. Трещины по телу трубы длиной более 50 мм, разрывы и поврежденные коррозией участки трубопровода на длине, большей диаметра трубы, должны ремонтироваться путем замены дефектного участка трубопровода новым (рис. 4).

4.1.3.5. Аварии, происшедшие в результате заклинивания пропускаемых внутри трубопровода устройств, ликвидируются после определения места нахождения этих устройств и пробок путем замены участка трубопровода.

4.1.3.6. Аварии на линейной арматуре ликвидируются:

в сальниковых устройствах (донабивкой сальниковых камер) без остановки перекачки с помощью специальных приспособлений;

во фланцевых соединениях (между крышкой и корпусом, на байпасах) - с остановкой перекачки, заменой прокладок;

при разгерметизации корпуса задвижки либо потере работоспособности запорного устройства - путем вырезки целиком задвижки и замены ее на новую.

4.1.3.7. При авариях на соединительных элементах трубопровода (тройники, переходники, отводы) восстановление должно проводиться путем замены дефектной детали соответствующей по параметрам новой.

4.1.3.8. Установка заглушек, заплат и плоских хомутов при ликвидации аварий на трубопроводе производится как временное средство и устраняется при проведении капитального ремонта на данном участке трубопровода или в случае создания в результате таких ремонтов препятствий для пропуска очистных устройств.

4.1.4. Способы ликвидации повреждений устанавливаются в каждом конкретном случае в зависимости от характера и размеров дефекта. Работы должны выполняться в плановом порядке либо одновременно с ликвидацией аварии на данном трубопроводе.

4.2. Подготовительные мероприятия

4.2.1. Аварийно-восстановительные работы необходимо обеспечить выполнением подготовительных мероприятий:

уточнение места аварии и задержание продукта;

доставка ремонтных средств и персонала к месту аварии;

подготовка ремонтной площадки;

организация водоотлива и водоотвода;

обеспечение безопасности соседних коммуникаций и объектов народного хозяйства.

Все мероприятия выполняются в соответствии с планом ликвидации возможных аварий, требованиями техники безопасности, инструкциями по эксплуатации используемых технических средств и настоящей «Инструкцией».

Рис. 1. Аварийный хомут

Рис. 2. Прижимное устройство:

1 - скобы; 2 - планки; 3 - гайка; 4 - маховичок; 5 - червяк; 6 - пята; 7 - планки; 8 - прокладки (бензостойкая резина или свинец); 9 - шарнирное соединение; 10 - трубопровод; 11 - сварной шов.

Рис. 3. Галтельная муфта:

1 - трубопровод; 2 - муфта

Рис. 4. Ликвидация разрыва (трещины) трубопровода вставкой катушки (пример):

I - разорвавшаяся по сварному стыку труба;

II - вырезка аварийного стыка и введение глиняных пробок;

III - пригонка нового патрубка (катушки) и вварка его в трубопровод;

1 - разорвавшийся стык; 2 - патрубок (катушка); 3 - глиняные тампоны; 4 - трубопровод после ликвидации аварии

4.2.2. Уточнение места аварии предполагает изучение аварийного участка трубопровода (повреждены труба, арматура, переход или что-либо еще, уточняются рельеф, условия пролегания, характер разлива продукта, наличие поверхностных вод, залесенность, возможность подъезда и т.п.) с целью уточнения потребности в технических средствах и рабочей силе, конкретизации всех мероприятий по выполнению аварийно-восстановительного ремонта.

При этом, в первую очередь, определяются и обозначаются границы территории, загрязненные нефтепродуктом (следует учитывать скрытность растекания его под снегом) и принимаются срочные меры по задержанию вытекшего продукта.

4.2.3. Доставка ремонтных средств и персонала в район аварии должна осуществляться, как правило, наземным (колесным, гусеничным) транспортом, имеющимся в распоряжении АВП, ПО АО, АО. В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть использованы воздушные, водные и железнодорожные транспортные средства, применение которых должно быть предусмотрено заранее (план ликвидации возможных аварий), либо целесообразно с точки зрения руководства АО, ПО АО. При применении перечисленных нетрадиционных транспортных средств необходимо выполнение всех технических и организационных требований, оговоренных в специальном соглашении между АО и транспортной организацией.

4.2.4. Подготовка ремонтной площадки должна выполняться в зависимости от технологии ликвидации аварии, привлекаемых для этого технических средств, природно-климатических и погодных условий, а также в соответствии с требованиями техники безопасности и пожарной безопасности.

4.2.5. Сварочные агрегаты, насосные установки, компрессоры и другие несамоходные механизмы должны устанавливаться на спланированные горизонтальные площадки, которые либо подбираются на местности, либо подготавливаются специально.

Размеры площадок определяются в зависимости от габаритов механизма, запаса устойчивости площадки на уклоне, условий обслуживания таким образом, чтобы во всех случаях от крайних габаритных точек до конца площадки со всех сторон было не менее 1 м.

4.2.6. При невозможности устройства горизонтальных площадок в горных условиях должны применяться меры по обеспечению устойчивости механизма путем закрепления их упорами, якорением за деревья, скалы или тракторы.

4.2.7. В болотистых условиях трасс или в условиях распутицы необходимо обеспечить возможность базирования и маневрирования технических средств, которая осуществляется повышением несущей способности почвы. Для этого сооружаются:

временные подъездные пути;

пешеходные дорожки;

ремонтные площадки;

временные вертолетные площадки;

вспомогательные площадки.

В зависимости от характеристики почвы для повышения ее несущей способности могут быть использованы:

лежки или слани из лесоматериалов;

слани из отбракованных труб;

деревянные инвентарные щиты ЛВ-11 (ЛВ-11БО и пр.);

настилы из деревянных железнодорожных шпал;

сборно-разборные клеефанерные дорожные покрытия (СРНП);

стальная плетеная сетка (ГОСТ 5336-80) в сочетании с рулонными синтетическими неткаными материалами типа «СНМ» или «Дорнит Ф-1»;

покрытия СРНП-1, СРНП-2 и др.

Технические характеристики некоторых типов временных покрытий приведены в табл. 1.

4.2.8. Полосу строительства подъездных путей необходимо расчищать по возможности без нарушения поверхностного слоя. Крупные деревья и кустарники срезаются заподлицо с землей. Трелевка леса выполняется трелевочными тракторами ТДТ-55а, ТТ-4 или др. Могут также использоваться гусеничные тракторы на болотном ходу, например, Т-100МБ.

4.2.9. На болотах с устойчивыми торфами устраиваются лежневые дороги поперечной укладкой бревен диаметром 12 - 20 см на продольные лежки или лежневые дороги из инвентарных щитов (например, деревянные щиты ЛВ-11, ЛВ-11ВБ).

4.2.10. При глубине торфа 0,8 м и выше или неустойчивом подстилающем грунте, а также на травяных болотах с ровной поверхностью без кочек и пней применяются инвентарные слани из лесоматериалов или настилы из шпал. Все дорожные покрытия применяются в соответствии с инструкцией по их применению.

4.2.11. Для передвижения ремонтного персонала во время выполнения аварийно-восстановительных работ устраиваются пешеходные дорожки. Пешеходные дорожки могут быть устроены из стальной плетеной сетки (ГОСТ 5336-80) в сочетании с рулонными синтетическими материалами «СНМ», «Дорнит Ф-1» или другими рулонными материалами, позволяющими создать конструктивно-фильтрующую прослойку покрытия.

Таблица 1

Техническая характеристика временных покрытий

Покрытия

Размеры щита, мм

Масса, кг, 1 п. м. 1 шт.

Материал

Примечание

длина

ширина

высота (толщина)

1. Переносной щит ЛВ-11 (Л8-11В)

6160 - (6190)

1100 - 1200

190

-

Дерево-металл

 

2. Сборно-разборное дорожное покрытие СРДП-1

 

3500

300

85 - 100

Дерево, фанера, металл

Максимальная нагрузка 200 кН

3. Настил из шпал

3000 - 4000

2750

150

(180)

750

(1400)

Деревянные шпалы, металл

 

4. Пешеходная дорожка

-

-

-

-

Стальная плетеная сетка ГОСТ 53-36-80, рулонный синтетич. материал «Дорнит Ф-1» или др.

«Дорнит Ф-1» может служить конструктивно фильтрующей прослойкой, различных типов временных дорог

5. Сборно-разборное несущее покрытие СРНП-1

5000

4000

600

264

Дерево-металл

Максимальная нагрузка, кН, автомобильн. - 200, гусенич. - 365

6. Сборно-разборная ремонтная площадка СРРП-2

16500

12800

470

55,83

Дерево-металл

Максимальная нагрузка, кН, автомобильн. - 200, гусенич. - 250

4.2.12. Размеры сооружаемой на болоте ремонтной площадки должны обеспечивать установку и размещение необходимых для ликвидации конкретной аварии технических средств и материалов, нормальную работу землеройной и грузоподъемной техники. Расстояние границ ремонтной площадки до разлившегося нефтепродукта в целях безопасности должно составлять не менее 100 м.

4.2.13. Перед сооружением ремонтной площадки выполняются следующие подготовительные операции:



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: