Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Объекты энергетического комплекса arrow РД 34.20.501-95 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации  
24.09.2018
    
РД 34.20.501-95 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_____

 

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ

И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЕЭС РОССИИ"

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Президент РАО "ЕЭС России"

 

А.Ф. Дьяков

 

    24 августа 1995 г.

 

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РД 34.20.501-95

15-е издание, переработанное и дополненное

 

 

Обязательны для тепловых электростанций и котельных, работающих на органическом топливе, гидроэлектростанций, электрических и тепловых сетей Российской Федерации, а также научно-исследовательских институтов, кон­структорских бюро, проектных, строительно-монтажных, ремонтных и нала­дочных организаций, выполняющих работы применительно к этим объектам (независимо от формы собственности).

 

 

РАЗРАБОТЧИКИ: АО "Фирма ОРГРЭС" при участии ВТИ, ВНИИЭ, ЦКБ Энергоремонта, ЦДУ ЕЭС России под руководством доктора техн. наук, проф., чл.-корр. РАН А.Ф. ДЬЯКОВА

 

РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ: А.Ф. ДЬЯКОВ (председатель), В.В. КУДРЯВЫЙ (первый заместитель председателя), А.П. БЕРСЕНЕВ, О.В. БРИТВИН, В.И. ГОРОДНИЦКИЙ (заместители председателя), К.М. АНТИПОВ, В.Т. ЕФИМЕНКО, Ф.Я. МОРОЗОВ, В.С. СЕРКОВ, А.Д. ЩЕРБАКОВ (руководители рабочих групп), А.Н. ВАВИЛИН, Б.П. ВАРНАВСКИЙ, В.А. ВАСИЛЬЕВ, И.Т. ГОРЮНОВ, В.И. ИСАЕВ, Ф.Л. КОГАН, С.Б. ЛОШАК, В.В. ЛЫСКО, Л.Г. МАМИКОНЯНЦ, О.А. НИКИТИН, И.А. НОВОЖИЛОВ, В.П. ОСОЛОВСКИЙ, В.Н. ОХОТИН, Ю.Т. САЛИМОВ, Н.Е. ЧЕРЕМИСИН, К.В. ШАХСУВАРОВ, Г.Г. ЯКОВЛЕВ

 

Приводится порядок организации эксплуатации оборудования тепловых и гидроэлектростанций, котельных, электрических и тепловых сетей Российской Федерации. 14-е издание вышло в 1989 г.

В 15-м издании отражены изменения в структуре и техническом уровне экс­плуатации и ремонта в энергосистемах и на энергообъектах Российской Федерации.

Для инженерно-технических работников и рабочих энергообъектов и орга­низаций.

 

 

Предисловие

 

"Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" (15-е издание) переработаны и дополнены на основании вновь вышедших законодательных актов и постановлений с учетом опыта эксплуатации оборудования, производственных зданий и комму­никаций. Учтены изменения в структуре административного и хозяйственного управления, а также форм собственности в энергетике.

В Правилах изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации энергетических объектов, неуклонное выполнение которых обеспечит экономичную, надежную и слаженную работу всех звеньев энергетических систем.

Требования к проектированию, строительству, монтажу, ремонту и устройству энергоустано­вок и оснащению их средствами контроля, автоматики и защиты, как и в прежних изданиях, из­ложены в настоящих Правилах кратко, поскольку они рассматриваются в других нормативно-технических документах (НТП, ПТБ, ПУЭ, ПГГТН, СНиП и др.).

Все действующие нормативно-технические документы должны быть приведены в соответствие с настоящим изданием Правил.

Все предложения и замечания по настоящему изданию Правил просим направлять по адресу: 105023, Москва, Семеновский пер.; д. 15, АО "Фирма ОРГРЭС".

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

1.1. Задачи

 

1.1.1. Основной задачей электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей является производство, преобразование, распределение и отпуск электрической энергии и тепла потребите­лям (далее энергопроизводство).

1.1.2. Основным технологическим звеном энергопроизводства является энергосистема, пред­ставляющая собой комплекс электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей (далее энергообъекты), связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативно-диспетчерское управление.

1.1.3. Основные обязанности работников отрасли:

соблюдение договорных условий энергоснабжения потребителей;

поддержание нормального качества отпускаемой энергии нормированных частоты и напря­жения электрического тока, давления и температуры теплоносителя;

соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины;

содержание оборудования, зданий и сооружений в состоянии эксплуатационной готовности;

обеспечение максимальной экономичности и надежности энергопроизводства;

соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений;

выполнение требований охраны труда;

снижение вредного влияния производства на людей и окружающую среду;

использование достижений научно-технического прогресса в целях повышения экономичности, надежности, безопасности, улучшения экологического состояния энергообъектов.

1.1.4. На каждом энергообъекте между структурными подразделениями должны быть распре­делены функции по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций.

1.1.5. Каждый энергообъект вне зависимости от организационно-правового статуса должен обеспечивать выполнение целей и условий деятельности, изложенных в его уставе.

1.1.6. Акционерные общества энергетики и электрификации (АО-энерго) должны осуществлять:

развитие энергосистемы для удовлетворения потребностей в электрической энергии и тепле;

эффективную работу электростанций и сетей путем снижения производственных затрат, по­вышения эффективности использования мощности установленного оборудования, выполнения ме­роприятий по энергосбережению и использованию вторичных энергоресурсов;

повышение надежности и безопасности работы оборудования, зданий, сооружений, устройств, систем управления;

обновление основных производственных фондов путем технического перевооружения и рекон­струкции электростанций и сетей, модернизации оборудования;

внедрение и освоение новой техники, технологии эксплуатации и ремонта, эффективных и безопасных методов организации производства и труда;

повышение квалификации персонала, распространение передовых методов производства;    

диспетчерское управление электростанциями (включая атомные), котельными, а также транзитными подстанциями, не находящимися в хозяйственном подчинении АО-энерго, но связанными с энергосистемой;

технический надзор за эксплуатацией блок-станций, сетей и районных отопительных котель­ных других ведомств, находящихся на территории и подключенных к сети данной энергосистемы.

Организации, осуществляющие проектирование, наладку, эксплуатацию энергообъектов, связанных с повышенной промышленной опасностью, должны иметь разрешения (лицензии) Госгортехнадзора России на все виды этой деятельности.

1.1.7. Каждый работник отрасли должен ясно представлять себе особенности энергопроизвод­ства, строго соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, правила трудового распорядка, содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.

1.1.8. Предприниматель в электроэнергетике должен обеспечить все требования, определенные государственными и отраслевыми нормативными актами и документами в части организации и ведения производства.

 

1.2. Приемка в эксплуатацию

оборудования и сооружений

 

1.2.1. Полностью законченные строительством ТЭС, ГЭС, районные котельные (паровые и во­догрейные), объекты электрических и тепловых сетей, а также в зависимости от сложности энер­гообъекта их очереди и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами. Данное требование распространяется также на приемку в эксплуатацию энергообъектов после расширения, реконструкции, технического перевооружения.

1.2.2. Пусковой комплекс должен включать в себя обеспечивающую нормальную эксплуатацию при заданных параметрах часть полного проектного объема энергообъекта, состоящую из сово­купности сооружений и объектов, отнесенных к определенным энергоустановкам либо к энерго­объекту в целом (без привязки к конкретным энергоустановкам). В него должны входить: обору­дование, сооружения, здания (или их части) основного производственного, подсобно-производст­венного, вспомогательного, бытового, транспортного, ремонтного и складского назначений, бла­гоустроенная территория, пункты общественного питания, здравпункты, средства диспетчерского и технологического управления (СДТУ), средства связи, инженерные коммуникации, очистные со­оружения, обеспечивающие производство, передачу и отпуск потребителям электрической энергии и тепла, пропуск судов или рыбы через судопропускные или рыбопропускные устройства. В объе­ме, предусмотренном проектом для данного пускового комплекса, должны быть обеспечены нор­мативные санитарно-бытовые условия и безопасность для работающих, защита от загрязнения во­доемов и атмосферного воздуха, пожарная безопасность.

Пусковой комплекс должен быть разработан и представлен генеральным проектировщиком в установленные сроки, согласован с заказчиком и генподрядчиком, а пусковой комплекс межсистемного значения должен быть согласован с соответствующим объединенным диспетчерским уп­равлением и утвержден в установленном порядке.

До утверждения пусковой комплекс должен пройти экспертизу в Главгосэкспертизе РФ или в организациях государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации, а также в экспертных подразделениях Минтопэнерго РФ (РАО "ЕЭС России").

Пусковые комплексы должны быть утверждены:

Минстроем РФ или в порядке, им установленном (объекты, сооружаемые за счет средств бюд­жета РФ);

органами госуправления субъектов Российской Федерации (объекты, сооружаемые за счет средств их бюджетов);

непосредственно заказчиками (объекты, сооружаемые за счет средств инвесторов).

1.2.3. Перед приемкой в эксплуатацию энергообъекта (пускового комплекса) должны быть про­ведены:

индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, за­вершающиеся для энергоблоков пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;

комплексное опробование оборудования.

Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточ­ные приемки узлов оборудования и сооружений, а также скрытых работ.

1.2.4. Индивидуальные и функциональные испытания оборудования и отдельных систем долж­ны быть проведены генподрядчиком с привлечением персонала заказчика по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по данному узлу. Перед индивидуальным и функциональным испытаниями должно быть проверено выполнение: настоящих Правил, стро­ительных норм и правил, стандартов, включая стандарты безопасности труда, норм технологичес­кого проектирования, правил Госгортехнадзора России, норм и требований Минприроды России и других органов государственного надзора, правил устройства электроустановок, правил охраны труда, правил взрыво- и пожаробезопасности, указаний заводов-изготовителей, инструкций по монтажу оборудования.

1.2.5. Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных и функциональных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до на­чала комплексного опробования.

1.2.6. Пробные пуски энергоблоков до комплексного опробования должны быть проведены за­казчиком. При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и техно­логических схем, безопасность их эксплуатации; проведены проверка и настройка всех систем кон­троля и управления, в том числе автоматических регуляторов, устройств защиты и блокировок, устройств сигнализации и контрольно-измерительных приборов; проверена готовность оборудо­вания к комплексному опробованию.

Перед пробным пуском должны быть подготовлены условия для надежной и безопасной экс­плуатации энергообъекта:

укомплектован, обучен (с проверкой знаний) эксплуатационный и ремонтный персонал, разра­ботаны и утверждены эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности;

подготовлены запасы топлива, материалов, инструмента и запасных частей;

введены в действие СДТУ с линиями связи, системы пожарной сигнализации и пожаротуше­ния, аварийного освещения, вентиляции;

смонтированы и налажены системы контроля и управления;

получены разрешения на эксплуатацию энергообъекта от надзорных органов.

1.2.7. Комплексное опробование должен проводить заказчик. При комплексном опробовании должна быть проверена совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного обору­дования под нагрузкой.

Началом комплексного опробования энергоустановки считается момент включения ее весть или под нагрузку.

Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, запреща­ется.

Комплексное опробование оборудования электростанций и котельных считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 ч на основном топливе с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара [для газотурбинных установок (ГТУ) газа] для тепловой электростанции, напором и расходом воды для гидроэлект­ростанции, предусмотренными в пусковом комплексе, и при постоянной или поочередной работе всего вспомогательного оборудования, входящего в пусковой комплекс.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормаль­ной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанций в течение 72 ч, а линий электропередачи в течение 24 ч.

В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 ч с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

Для ГТУ обязательным условием комплексного опробования является, кроме того, успешное проведение 10, а для гидроагрегатов ГЭС и ГАЭС — 3 автоматических пусков.

При комплексном опробовании должны быть включены предусмотренные проектом контроль­но-измерительные приборы, блокировки, устройства сигнализации и дистанционного управления, защиты и автоматического регулирования, не требующие режимной наладки.

Если комплексное опробование не может быть проведено на основном топливе или номиналь­ная нагрузка и проектные параметры пара (для ГТУ газа) для тепловой электростанции, напор и расход воды для гидроэлектростанции или нагрузка для подстанции, линии электропередачи при совместном или раздельном опробовании и параметры теплоносителя для тепловых сетей не могут быть достигнуты по каким-либо причинам, не связанным с невыполнением работ, предус­мотренных пусковым комплексом, решение провести комплексное опробование на резервном топ­ливе, а также предельные параметры и нагрузки принимаются и устанавливаются приемочной ко­миссией и оговариваются в акте приемки в эксплуатацию пускового комплекса.

1.2.8. Для подготовки энергообъекта (пускового комплекса) к предъявлению приемочной ко­миссии заказчиком должна быть назначена рабочая комиссия, которая принимает по акту обору­дование после проведения его индивидуальных испытаний для комплексного опробования. С мо­мента подписания этого акта заказчик несет ответственность за сохранность оборудования.

Рабочая комиссия должна принять по акту оборудование после комплексного опробования и устранения выявленных дефектов и недоделок, а также составить акт о готовности законченных строительством зданий и сооружений для предъявления его приемочной комиссии.

В случае необходимости рабочие комиссии должны образовывать специализированные подко­миссии (строительную, турбинную, котельную, гидротехническую, электротехническую, по систе­мам контроля и управления и др.).

Подкомиссии должны составить заключения о состоянии соответствующей их профилю части объекта и готовности ее к комплексному опробованию оборудования и приемке в эксплуатацию, которые должны быть утверждены рабочей комиссией.

1.2.9. При приемке оборудования, зданий и сооружений рабочей комиссией генеральная под­рядная строительная организация должна представить заказчику документацию в объеме, предус­мотренном действующими СНиП и отраслевыми правилами приемки.

1.2.10. Контроль за устранением дефектов и недоделок, выявленных рабочей комиссией, дол­жен осуществлять заказчик, который предъявляет энергообъекты к приемке.

1.2.11. Приемка в эксплуатацию пусковых комплексов, очередей или энергообъектов в целом должна быть произведена приемочной комиссией.

Приемочная комиссия назначается Правительством РФ, Минтопэнерго РФ или нижестоящими органами управления, а также инвесторами в зависимости от значения, сметной стоимости пуско­вого объекта и источников финансирования строительства.

1.2.12. Приемка в эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений с дефектами, недоделка­ми запрещается.

После комплексного опробования и устранения выявленных дефектов и недоделок приемочная комиссия должна оформить акт приемки в эксплуатацию оборудования с относящимися к нему зданиями и сооружениями. Приемочная комиссия устанавливает длительность периода освоения серийного оборудования, во время которого должны быть закончены необходимые испытания, наладочные и доводочные работы и обеспечена эксплуатация оборудования с проектными пока­зателями. Для головных образцов оборудования срок освоения устанавливается заказчиком (ин­весторами) в соответствии с координационным планом работ по доводке, наладке и освоению этого оборудования.

1.2.13. Заказчик должен представить приемочной комиссии документацию, подготовленную ра­бочей комиссией в объеме, предусмотренном действующими СНиП и отраслевыми правилами приемки.

Все документы должны быть занесены в общий каталог, а в отдельных папках с документами должны быть заверенные описи содержимого. Документы должны храниться в техническом архи­ве заказчика вместе с документами, составленными приемочной комиссией.

1.2.14. Законченные строительством отдельно стоящие здания, сооружения и электротехничес­кие устройства, встроенные или пристроенные помещения производственного, подсобно-производственного и вспомогательного назначения с смонтированным в них оборудованием, средства­ми управления и связи принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности до приемки пускового комплекса для предъявления их приемочной комиссии.

1.2.15. Опытные (экспериментальные), опытно-промышленные энерготехнологические установ­ки подлежат приемке в эксплуатацию приемочной комиссией, если они подготовлены к проведе­нию опытов или выпуску продукции, предусмотренной проектом.

1.2.16. Подводная часть всех гидротехнических сооружений (с закладной контрольно-измери­тельной аппаратурой и оборудованием), а также судопропускных и рыбопропускных устройств должна быть выполнена в объеме пускового комплекса и принята рабочей комиссией до их за­топления. Окончательная их приемка в полном проектном объеме должна быть произведена при приемке в эксплуатацию энергообъекта в целом. Разрешение на затопление котлована и перекры­тие русла рек (для гидроэлектростанций) дает Государственная приемочная комиссия или комис­сия, специально назначенная Минтопэнерго РФ.

1.2.17. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной ко­миссией.

 

1.3. Персонал

 

1.3.1. К работе на энергообъектах электроэнергетики допускаются лица, имеющие специальное образование и прошедшие подготовку в объеме требований к занимаемой должности.

1.3.2. К непосредственному воздействию на органы управления энергоустановок допускаются лица, прошедшие профотбор и получившие лицензию на право управления этими установками.

1.3.3. Персонал, назначаемый для руководства работой лиц, воздействующих на органы управ­ления энергоустановок, и лиц, непосредственно обслуживающих энергоустановки, должен пройти подготовку в объеме специальных требований.

1.3.4. Работники, занятые на тяжелых работах и работах, связанных с вредными или опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры для определения при­годности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок проведения, таких осмотров устанавливаются Министерством здравоохранения РФ.

1.3.5. На энергообъектах должна проводиться постоянная работа с персоналом, направленная на обеспечение его готовности к выполнению профессиональных функций и поддержание его ква­лификации. Обучение и инструктаж по безопасности труда должны иметь непрерывный и много­уровневый характер.

1.3.6. Для обеспечения работы с персоналом на энергообъектах должны функционировать ста­ционарные обучающие установки, учебно-курсовые комбинаты и другие специализированные учебные заведения.

Учебно-производственное подразделение для подготовки персонала должно иметь полигоны, учебные классы, мастерские, лаборатории, должно быть оснащено техническими средствами обу­чения и тренировки. К обучению персонала должны привлекаться высококвалифицированные спе­циалисты.

1.3.7. На энергообъектах в соответствии с типовыми положениями должны функционировать техническая библиотека, технический кабинет, кабинеты по ТБ и ПБ.

1.3.8. Энергообъекты и другие организации электроэнергетики должны проводить работу по вовлечению и профессиональной ориентации молодежи и других социально-демографических групп населения для работы в отрасли.

1.3.9. Ответственность за работу с персоналом на энергообъекте несет лицо, осуществляющее управление имуществом этого энергообъекта.

1.3.10. Руководство процессом подготовки, поддержания и повышения квалификации персона­ла должны осуществлять технические руководители, а контроль за его осуществлением руко­водители предприятий (организаций).

1.3.11. В зависимости от категории работников устанавливаются следующие формы работы с персоналом:

подготовка по новой должности (профессии) с обучением на рабочем месте (стажировкой);

проверка знаний правил, норм и инструкций по технической эксплуатации, охране труда, про­мышленной и пожарной безопасности;

дублирование;

контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки;

инструктажи по ТБ и ПБ: вводный, первичный, повторный (периодический), целевой (теку­щий);

спецподготовка;

занятия по пожарно-техническому минимуму;

непрерывное профессиональное обучение для повышения квалификации.

1.3.12. Работа с персоналом организуется и проводится по утвержденным техническим руково­дителем энергообъекта или структурного подразделения планам:

на энергообъектах многолетним или годовым;

в структурных подразделениях энергообъекта квартальным или месячным.

1.3.13. Планы работ должны содержать следующие направления:

обучение новых рабочих;

переподготовка и обучение рабочих вторым и смежным профессиям;

повышение квалификации;

организация работы технических библиотек, технических кабинетов, кабинетов по ТБ и ПБ, полигонов, центров и пунктов тренажерной подготовки;

оснащение учебно-материальной базы;

предэкзаменационная подготовка руководителей и специалистов;

специальная подготовка;

проверка знаний;

проведение контрольных противоаварийных и противопожарных тренировок;

проведение инструктажей по ТБ и ПБ;

проведение мероприятий по ТБ и ПБ;

проведение соревнований по профессиональному мастерству;

проведение проверок рабочих мест;

выполнение санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и реабилитационных меро­приятий;

коллективные формы работы с персоналом.

1.3.14. Все работники, за исключением лиц, непосредственно не принимающих участия в тех­нологических процессах производства, обязаны проходить проверку знаний правил, норм и ин­струкций по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

Проверку осуществляют комиссии энергообъектов, их структурных подразделений, вышестоя­щего органа управления, а также региональные комиссии и центральная экзаменационная комис­сия РАО "ЕЭС России".

Список лиц, освобожденных от прохождения проверок знаний, или перечень должностей и профессий, для которых такая проверка не требуется, должен быть утвержден руководителем энергообъекта.

1.3.15. Проверка знаний и допуск к самостоятельной работе рабочих и отдельных категорий специалистов, обслуживающих объекты, поднадзорные Госгортехнадзору России, производятся в соответствии с требованиями правил Госгортехнадзора России.

1.3.16. Персонал ремонтных, наладочных и других специализированных организаций проходит подготовку, проверку знаний и получает право самостоятельного производства работ в комиссиях своих организаций.

1.3.17. Проверка знаний работника состоит из первичной, периодической и внеочередной.

1.3.18. Первичная проверка знаний производится при приеме работника на работу после его обучения или подготовки по новой должности, при переводе с другой работы (должности) или другого предприятия.

Первичная проверка знаний руководителей и специалистов должна производиться не позже 1 мес со дня назначения их на должность, работников других категории в сроки, установлен­ные программами и планами их подготовки.

1.3.19. Периодическая проверка знаний работников всех категорий должна производиться не реже 1 раза в 3 года.

Для оперативных руководителей и руководителей оперативно-ремонтного персонала перио­дичность проверки знаний правил и норм охраны труда должна быть не реже 1 раза в год.

Периодическая проверка знаний правил и норм по охране труда и правил Госгортехнадзора России рабочих всех категорий должна производиться 1 раз в год.

1.3.20. Проверке подлежат:

знание отраслевых ПТЭ, ПТБ и ППБ;

знание межотраслевых правил безопасности и других специальных правил, если это требуется при выполнении работы;

знание должностных и производственных инструкций, планов (инструкций) ликвидации ава­рий, аварийных режимов;

знание устройства и принципов действия технических средств безопасности, средств противоаварийной защиты;

знание устройства и принципов действия оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств управления;

знание технологических схем и процессов энергопроизводства;

знание условий безопасной эксплуатации энергоустановок, объектов Госгортехнадзора России и др.;

умение пользоваться средствами защиты и оказывать первую помощь пострадавшим при не­счастном случае;

умение управления энергоустановкой (на тренажерах и других технических средствах обуче­ния).

Перечень руководящих и распорядительных документов, знание которых подлежит обязатель­ной проверке, для руководителей и специалистов всех категорий определяется их должностными обязанностями и утверждается руководителем энергообъекта (организации), возглавляющим соот­ветствующую экзаменационную комиссию.

Руководители и специалисты перед проверкой знаний должны проходить подготовку в специ­ализированных учебно-производственных подразделениях, после чего проверка знаний может про­изводиться в региональных комиссиях по месту расположения учебно-производственных подраз­делений или в комиссиях энергообъектов (организаций).

1.3.21. Лицо, получившее неудовлетворительную оценку знаний, должно пройти повторную проверку в течение одного месяца.

Вопрос о соответствии занимаемой должности специалиста, не сдавшего экзамен во второй раз, решается работодателем согласно трудовому законодательству.

1.3.22. Допуск к самостоятельной работе вновь принятого или имевшего перерыв в работе более 6 мес работника из числа оперативного и оперативно-ремонтного персонала производится только после инструктажа, стажировки, проверки знаний и дублирования; ремонтного и наладоч­ного персонала после инструктажа, стажировки и проверки знаний.

Условия допуска работника, имевшего перерыв в работе от 3 нед до 6 мес, определяются про­должительностью этого перерыва.

1.3.23. Все работники энергообъектов (организаций) должны обучаться на курсах повышения квалификации в объеме и с периодичностью, установленными "Типовым положением о непрерыв­ном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства"

 

1.4. Контроль за эффективностью работы

электростанций и сетей

 

1.4.1. На каждой тепловой электростанции мощностью 10 МВт и более, гидроэлектростанции мощностью 30 МВт и более, в каждой районной котельной теплопроизводительностью 50 Гкал/ч (209,5 ГДж/ч) и более должны быть разработаны энергетические характеристики оборудования, устанавливающие зависимость технико-экономических показателей его работы в абсолютном или относительном исчислении от электрических и тепловых нагрузок. Кроме того, на тепловой электростанции и в районной котельной должны быть разработаны графики исходно-номиналь­ных удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию, а на гидро­электростанции нормативных удельных расходов воды на отпущенную электрическую энергию.

Целесообразность разработки характеристик по электростанциям и районным котельным меньшей мощности и теплопроизводительности должна быть установлена АО-энерго.

Разработка, пересмотр, согласование и утверждение энергетических характеристик оборудова­ния и графиков удельных расходов топлива или воды должны осуществляться в соответствии с действующими положениями и методическими указаниями.

1.4.2. Энергетические характеристики должны отражать реально достижимую экономичность работы освоенного оборудования при выполнении требований настоящих Правил.

1.4.3. В тепловых сетях энергетические характеристики должны составляться по следующим по­казателям: тепловые потери, удельный расход электроэнергии на транспорт тепловой энергии, удельный среднечасовой расход сетевой воды, разность температур в подающем и обратном тру­бопроводах и утечки сетевой воды. Допускается составление энергетической характеристики по показателю температуры сетевой воды в обратном трубопроводе вместо разности температур в подающем и обратном трубопроводах.

1.4.4. Для электрической сети нормируемым показателем является технологический расход электроэнергии на ее транспорт.

1.4.5. По объему, форме и содержанию энергетические характеристики должны соответство­вать требованиям действующих нормативных и методических документов.

1.4.6. В энергосистемах, АО-энерго, на электростанциях, в районных котельных, электрических и тепловых сетях в целях улучшения конечного результата работы должны быть обеспечены:

требуемая точность измерений расходов энергоносителей и технологических параметров;

учет (сменный, суточный, месячный, годовой) по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях контрольно-измерительных приборов и информацион­но-измерительных систем;

анализ технико-экономических показателей для оценки состояния оборудования, режимов его работы, резервов экономии топлива, эффективности проводимых организационно-технических ме­роприятий;

рассмотрение (не реже 1 раза в месяц) с персоналом результатов работы смены, цеха, струк­турной единицы регионального АО-энерго в целях определения причин отклонения фактических значений параметров и показателей от определенных по энергетическим характеристикам, выяв­ления недостатков в работе и их устранения, ознакомления с опытом работы лучших смен и от­дельных работников;

разработка и выполнение мероприятий по повышению надежности и экономичности работы оборудования, снижению нерациональных расходов и потерь топливно-энергетических ресурсов.

 

1.5. Технический контроль.

Технический и технологический надзор

за организацией эксплуатации энергообъектов

 

1.5.1. На каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический кон­троль (осмотры, технические освидетельствования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены ответственные за их состояние и безопасную экс­плуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и ут­верждены его должностные обязанности.

Все энергообъекты, осуществляющие в составе электроэнергетических систем производство, преобразование, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, подлежат ведомст­венному техническому и технологическому надзору со стороны специально уполномоченных ор­ганов.

1.5.2. Все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросо­оружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.

Техническое освидетельствование производится комиссией энергообъекта, возглавляемой тех­ническим руководителем энергообъекта или его заместителем. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, представители служб АО-энерго, специалисты специализированных организаций и предприятий энергонадзора (по договору).

Техническое освидетельствование может производиться аудиторскими организациями (фирма­ми).

Задачами технического освидетельствования являются оценка состояния, установление сроков и условий эксплуатации, а также определение мер, необходимых для обеспечения установленного ресурса энергоустановки.

В объем периодического технического освидетельствования на основании действующих норма­тивно-технических документов должны быть включены: наружный и внутренний осмотр, провер­ка технической документации, испытания на соответствие условиям безопасности оборудования, зданий и сооружений (гидравлические испытания, настройка предохранительных клапанов, испы­тания автоматов безопасности, грузоподъемных механизмов, контуров заземлений и т.п.).

Одновременно с техническим освидетельствованием должна осуществляться проверка выполне­ния предписаний надзорных органов и мероприятий, намеченных по результатам расследования нарушений работы энергообъекта и несчастных случаев при его обслуживании, а также мероприя­тий, разработанных при предыдущем техническом освидетельствовании.

Техническое освидетельствование должно производиться в сроки, установленные действующи­ми инструкциями, но не реже 1 раза в 5 лет.

Результаты технического освидетельствования должны быть занесены в технический паспорт энергообъекта.

Эксплуатация энергоустановок с аварийноопасными дефектами, выявленными в процессе кон­троля, а также с нарушениями сроков технического освидетельствования запрещается.

1.5.3. Постоянный контроль технического состояния оборудования должен производиться опе­ративными оперативно-ремонтным персоналом энергообъекта.

Объем контроля устанавливается в соответствии с требованиями нормативно-технических до­кументов.

Порядок контроля должен устанавливаться местными производственными и должностными инструкциями.

1.5.4. Периодические осмотры оборудования, зданий и сооружений должны производиться ли­цами, ответственными за их безопасную эксплуатацию.

Периодичность осмотров устанавливается техническим руководителем энергообъекта. Резуль­таты осмотров должны фиксироваться в специальном журнале.

1.5.5. Лица, ответственные за состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений, должны обеспечивать соблюдение технических условий при эксплуатации энерго­объектов, учет их состояния, расследование и учет отказов в работе энергоустановок и их элемен­тов, ведение эксплуатационно-ремонтной документации.

1.5.6. Работники энергообъектов, осуществляющие технический и технологический надзор за эксплуатацией оборудования, зданий и сооружений энергообъекта, должны:

организовывать расследование нарушений в эксплуатации оборудования и сооружений;

вести учет технологических нарушений в работе оборудования;

контролировать состояние и ведение технической документации;

вести учет выполнения профилактических противоаварийных и противопожарных мероприя­тий;

участвовать в организации работы с персоналом.

1.5.7. Акционерные общества энергетики и электрификации должны осуществлять:

систематический контроль за организацией эксплуатации энергообъектов;

периодический контроль за состоянием оборудования, зданий и сооружений энергообъектов;

периодические технические освидетельствования;

контроль за соблюдением установленных техническими нормами сроков проведения среднего и капитального ремонта;

контроль за выполнением мероприятий и требований нормативно-технических и организаци­онно-распорядительных документов;

контроль и организацию расследования причин пожаров и технологических нарушений на энергообъектах;

оценку достаточности применяемых на объекте предупредительных и профилактических мер по вопросам безопасности производства;

контроль за разработкой и проведением мероприятий по предупреждению пожаров и аварий на энергообъектах и обеспечению готовности энергообъектов к их ликвидации;

контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов ведомственного технического и технологического надзора;

учет нарушений, в том числе на объектах, подконтрольных органам Государственного надзо­ра;

учет выполнения противоаварийных и противопожарных мероприятий на объектах, подкон­трольных органам Государственного надзора;

пересмотр технических условий на изготовление и поставку оборудования энергоустановок.

1.5.8. Основными задачами органов ведомственного технического и технологического надзора должны быть:

контроль за соблюдением установленных требований по техническому обслуживанию и ремон­ту;

контроль за выполнением правил и инструкций по безопасному и экономичному ведению ре­жима;

организация, контроль и оперативный анализ результатов расследования причин пожаров и технологических нарушений в работе электростанций, сетей и энергосистем;

контроль за разработкой и осуществлением мероприятий по профилактике пожаров, аварий и других технологических нарушений в работе энергооборудования и совершенствованию эксплуа­тации;

обобщение практики применения нормативных требований, направленных на безопасное веде­ние работ и надежную эксплуатацию оборудования при сооружении и использовании энергоуста­новок, и организация разработки предложений по их совершенствованию;

организация разработки и сопровождение нормативно-технических документов по вопросам промышленной и пожарной безопасности и охраны труда.

1.5.9. Собственники энергообъектов должны обеспечивать беспрепятственный доступ на эти объекты представителей государственных и ведомственных органов надзора.

 

1.6. Техническое обслуживание, ремонт и модернизация

 

1.6.1. На каждом энергообъекте должны быть организованы техническое обслуживание, пла­новые ремонт и модернизация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустано­вок.

1.6.2. Ответственность за техническое состояние оборудования, зданий и сооружений, выпол­нение объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланиро­ванных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, а также за сроки и качест­во выполненных ремонтных работ должна быть возложена на руководителей энергообъектов.

1.6.3. Структуры управления техническим обслуживанием и ремонтом энергообъектов должны предусматривать разделение функций и исполнителей путем организации соответствующих подразделений по подготовке и производству ремонта:

отдела (группы) подготовки ремонта;

цехов централизованного ремонта;

ремонтного персонала других цехов.

1.6.4. Объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходи­мостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и соору­жений с учетом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования приведены в "Правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электро­станций и сетей" и в "Технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков 150-800 МВт".

1.6.5. На все виды ремонта основного оборудования, зданий и сооружений электростанций, ко­тельных и сетей должны быть составлены перспективные (пятилетние) и годовые графики.

Графики ремонта оборудования и сооружений, влияющие на изменение объемов производства или условий передачи электрической энергии и тепла, должны быть утверждены РАО "ЕЭС России" или АО-энерго. На вспомогательное оборудование составляются годовые и месячные графи­ки ремонта, утверждаемые техническим руководителем энергообъекта.

1.6.6. Периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлены "Правилами ор­ганизации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электро­станций и сетей" и нормативно-техническими документами на ремонт данного вида оборудова­ния.

1.6.7. Увеличение периода эксплуатации энергоблоков между капитальными ремонтами и уве­личение продолжительности капитального (среднего) ремонта энергоблоков мощностью 160 МВт и выше по сравнению с нормативными должны производиться в соответствии с порядком, уста­новленным "Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зда­ний и сооружений электростанций и сетей".

1.6.8. Организация ремонтного производства, разработка ремонтной документации, планиро­вание и подготовка к ремонту, вывод в ремонт и производство ремонта; а также приемка и оцен­ка качества ремонта оборудования должны осуществляться в соответствии с "Правилами органи­зации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей".

1.6.9. Объемы ремонтных работ должны быть предварительно согласованы с организациями-исполнителями (подрядными организациями).

1.6.10. Перед началом ремонта и во время его проведения комиссией, состав которой утверж­дается техническим руководителем, должны быть выявлены все дефекты. Критерии, которым должно соответствовать отремонтированное оборудование, здание или сооружение, установлены в нормативно-технической документации.

1.6.11. Вывод оборудования и сооружений в ремонт и ввод их в работу должны производиться в сроки, указанные в годовых графиках ремонта и согласованные с организацией, в оперативном управлении или оперативном ведении которой они находятся.

1.6.12. Приемка оборудования, зданий и сооружений из капитального и среднего ремонта должна производиться комиссией по программе, согласованной с исполнителями и утвержденной Техническим руководителем энергообъекта. Состав приемочной комиссии должен быть установлен приказом по энергообъекту.

1.6.13. Оборудование электростанций, подстанций 35 кВ и выше, прошедшее капитальный и средний ремонт, подлежит приемо-сдаточным испытаниям под нагрузкой в течение 48 ч, обору­дование тепловых сетей в течение 24 ч.

Перевод оборудования в резерв после ремонта без приемо-сдаточных испытаний под нагруз­кой должен производиться при наличии согласования с предприятием Энерготехнадзора.

1.6.14. При приемке оборудования из ремонта должна производиться оценка качества ремонта, которая включает оценку:

качества отремонтированного оборудования;

качества выполненных ремонтных работ;

уровня пожарной безопасности.

Оценки качества устанавливаются:

предварительно по окончании приемо-сдаточных испытаний;

окончательно по результатом месячной подконтрольной эксплуатации, в течение которой должна быть закончена проверка работы оборудования на всех режимах, проведены испытания и наладка всех систем.

Выборочный контроль правильности принятых решений по качеству отремонтированного обо­рудования осуществляется предприятием Энерготехнадзора.

1.6.15. Временем окончания капитального (среднего) ремонта является:

для энергоблоков, паровых турбин ТЭС с поперечными связями, гидроагрегатов и трансфор­маторов время включения генератора (трансформатора.) в сеть;

для паровых котлов ТЭС с поперечными связями время подключения котла к станционному трубопроводу свежего пара;

для энергоблоков с двухкорпусными котлами (дубль-блоков) время включения энергоблока под нагрузку с одним из корпусов котла; при этом растопка и включение второго корпуса котла должны производиться в соответствии с графиком нагружения энергоблока, если задержка в ре­монте не предусмотрена графиком ремонта;

для тепловых сетей время включения сети и установление в ней циркуляции сетевой воды;

для электрических сетей момент включения в сеть, если при включении под напряжение не произошло отказа; при ремонте без снятия напряжения момент сообщения дежурному диспет­черу руководителем (производителем) работ об их завершении.

Если в течение приемо-сдаточных испытаний были обнаружены дефекты, препятствующие ра­боте оборудования с номинальной нагрузкой, или дефекты, требующие немедленного останова, то ремонт считается незаконченным до устранения этих дефектов и повторного проведения приемо-сдаточных испытаний.

При возникновении в процессе приемо-сдаточных испытаний нарушений нормальной работы отдельных составных частей оборудования, при которых не требуется немедленный останов, во­прос о продолжении приемо-сдаточных испытаний решается в зависимости от характера наруше­ний техническим руководителем энергообъекта по согласованию с исполнителем ремонта. При этом обнаруженные дефекты устраняются исполнителем ремонта в сроки, согласованные с энер­гообъектом.

Если приемо-сдаточные испытания оборудования под нагрузкой прерывались для устранения дефектов, то временем окончания ремонта считается время последней в процессе испытаний по­становки оборудования под нагрузку.

1.6.16. Ремонт всего основного оборудования, входящего в состав энергоблока, должен произ­водиться одновременно.

1.6.17. Энергообъекты, ремонтные и ремонтно-наладочные организации должны вести система­тический учет технико-экономических показателей ремонта и технического обслуживания обору­дования, зданий и сооружений.

1.6.18. На энергообъектах должны быть оборудованы:

на электростанциях центральные ремонтные мастерские, ремонтные площадки и производ­ственные помещения ремонтного персонала в главном корпусе, вспомогательных зданиях и на сооружениях;

в тепловых сетях ремонтно-эксплуатационные базы;

в электрических сетях ремонтно-производственные базы.

1.6.19. Оборудование энергообъектов должно обслуживаться стационарными и инвентарными грузоподъемными машинами и средствами механизации ремонта в главном корпусе, вспомога­тельных зданиях и на сооружениях.

1.6.20. Энергообъекты, ремонтные и ремонтно-наладочные организации для своевременного и качественного проведения ремонта должны быть укомплектованы ремонтной документацией, инструментом и средствами производства ремонтных работ.

1.6.21. Энергообъекты, ремонтные, ремонтно-наладочные организации, ремонтирующие объек­ты Госгортехнадзора России, должны иметь его разрешение (лицензию) на право производства ремонта этих объектов.

1.6.22. Энергообъекты должны располагать запасными частями, материалами и обменным фондом узлов и оборудования для своевременного обеспечения запланированных объемов ремон­та.

Запасные оборудование и узлы однотипных агрегатов (роторы турбин, турбогенераторов, пи­тательных насосов, диафрагмы, комплекты турбинных лопаток и обмоток статоров генераторов и др.) должны находиться в централизованном запасе АО-энерго или РАО "ЕЭС России".

Должен быть организован входной контроль поступающих на склад и учет всех имеющихся на складе, в цехах или на участках энергообъекта запасных частей, запасного оборудования и мате­риалов; их состояние и условия хранения должны периодически проверяться.

На базах хранения запасных частей и оборудования должны быть обеспечены их сохранность и систематическое пополнение. Оборудование, запасные части, узлы и материалы, сохранность ко­торых нарушается под действием внешних атмосферных условий, должны храниться в закрытых складах.

 

1.7. Техническая документация

 

1.7.1. На каждом энергообъекте должны быть следующие документы:

акты отвода земельных участков;

генеральный план участка с нанесенными зданиями и сооружениями, включая подземное хо­зяйство;

геологические, гидрогеологические и другие данные о территории с результатами испытаний грунтов и анализа грунтовых вод;

акты заложения фундаментов с разрезами шурфов;

акты приемки скрытых работ;

первичные акты об осадках зданий, сооружений и фундаментов под оборудование; первичные акты испытания устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность, молниезащиту и противокоррозионную защиту сооружений;

первичные акты испытаний внутренних и наружных систем водоснабжения, пожарного водо­провода, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, отопления и вентиляции;

первичные акты индивидуального опробования и испытаний оборудования и технологических трубопроводов;

акты государственной и рабочих приемочных комиссий;

утвержденная проектная документация со всеми последующими измерениями;

технические паспорта зданий, сооружений, технологических узлов и оборудования;

исполнительные рабочие чертежи оборудования и сооружений, чертежи всего подземного хо­зяйства;

исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений;

исполнительные рабочие технологические схемы;

чертежи запасных частей к оборудованию;

оперативный план пожаротушения;

документация в соответствии с требованиями органов государственного надзора;

комплект действующих и отмененных инструкций по эксплуатации оборудования, зданий и со­оружений, должностных инструкций для всех категорий специалистов и для рабочих, относящихся к дежурному персоналу, и инструкций по охране труда.

Комплект указанной выше документации должен храниться в техническом архиве энергообъек­та со штампом "Документы" и при изменении собственника передаваться в полном объеме ново­му владельцу, который обязан обеспечить ее постоянное хранение.

1.7.2. На каждом энергообъекте, в производственных службах АО-энерго должен быть уста­новлен перечень необходимых инструкции, положений, технологических и оперативных схем для каждого цеха, подстанции, района, участка, лаборатории и службы. Перечень утверждается тех­ническим руководителем энергообъекта (АО-энерго).

1.7.3. На основном и вспомогательном оборудовании электростанций, котельных и подстанций должны быть установлены таблички с номинальными данными согласно государственному стандарту на это оборудование.

1.7.4. Все основное и вспомогательное оборудование, в том числе трубопроводы, системы и секции шин, а также арматура, шиберы газо- и воздухопроводов, должно быть пронумеровано. При наличии избирательной системы управления (ИСУ) нумерация арматуры по месту и на ис­полнительных схемах должна быть выполнена двойной с указанием номера, соответствующего оперативной схеме, и номера по ИСУ. Основное оборудование должно иметь порядковые номера, а вспомогательное тот же номер, что и основное, с добавлением букв А, Б, В и т.д. Нумерация оборудования должна производиться от постоянного торца здания и от ряда А. На дубль-блоках каждому котлу должен присваиваться номер блока с добавлением букв А и Б. Отдельные звенья системы топливоподачи должны быть пронумерованы последовательно и в направлении движения топлива, а параллельные звенья с добавлением к этим номерам букв А и Б по ходу топлива слева направо.

1.7.5. Все изменения в энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, должны быть внесены в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения.

Информация об изменениях в инструкциях, схемах и чертежах должна доводиться до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих ин­струкций, схем и чертежей.

1.7.6. Технологические схемы (чертежи) должны проверяться на их соответствие фактическим эксплуатационным не реже 1 раза в 2 года с отметкой на них о проверке.

В эти же сроки пересматриваются инструкции и перечни необходимых инструкций и техноло­гических схем.

1.7.7. Комплекты необходимых схем должны находиться у диспетчера ЦДУ ЕЭС России, ОДУ, энергосистемы, тепловой и электрической сети, начальника смены электростанции, начальника смены каждого цеха и энергоблока, дежурного подстанции, района тепловой и электрической сети и мастера оперативно-выездной бригады.

Форма хранения схем должна определяться местными условиями.

1.7.8. Все рабочие места должны быть снабжены необходимыми инструкциями, составленными в соответствии с требованиями настоящих Правил на основе заводских и проектных данных, ти­повых инструкций и других нормативно-технических документов, опыта эксплуатации и результа­тов испытаний, а также с учетом местных условий. Инструкции должны быть подписаны начальником соответствующего производственного подразделения (цеха, подстанции, района, участка, лаборатории, службы) и утверждены техническим руководителем энергообъекта.

Инструкции системного значения должны быть согласованы с ОДУ и утверждены техническим руководителем АО-энерго, инструкции межсистемного значения по кругу вопросов ОДУ (ЦДУ ЕЭС России) главным диспетчером ОДУ (ЦДУ ЕЭС России).

Перечень инструкций, требующих согласования, определяют соответственно ОДУ и ЦДУ ЕЭС России.

1.7.9. В инструкциях по эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, средств релейной защиты, телемеханики, связи и комплекса технических средств АСУ по каждой установке должны быть приведены:

краткая характеристика оборудования установки, зданий и сооружений;

критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы установки или комплекса установок;                                                                               

порядок подготовки к пуску; порядок пуска, останова и обслуживания оборудования, содержания зданий и сооружений во время нормальной эксплуатации и при нарушениях в работе;

порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям оборудования, зданий и сооружений;

требования по безопасности труда, взрыво- и пожаробезопасности, специфические для данной установки.                                                                              

1.7.10. В должностных инструкциях по каждому рабочему месту должны быть указаны:  

перечень инструкций по обслуживанию оборудования, схем оборудования и устройств, знание которых обязательно для работников на данной должности;

права, обязанности и ответственность работника;

взаимоотношения с вышестоящим, подчиненным и другим связанным по работе персоналом.

1.7.11. У дежурного персонала должна находиться оперативная документация, объем которой представлен в табл. 1.1.

В зависимости от местных условий объем оперативной документации может быть изменен по решению технического руководителя энергообъекта или АО-энерго.

1.7.12. На рабочих местах оперативно-диспетчерского персонала в цехах электростанции, на щитах управления с постоянным дежурством персонала, на диспетчерских пунктах должны вес­тись суточные ведомости.

1.7.13. Административно-технический персонал в соответствии с установленными графиками осмотров и обходов оборудования должен проверять оперативную документацию и принимать необходимые меры к устранению дефектов и нарушений в работе оборудования и персонала.

1.7.14. Оперативная документация, диаграммы регистрирующих контрольно-измерительных приборов, магнитные записи оперативно-диспетчерских переговоров и выходные документы, фор­мируемые оперативно-информационным комплексом АСУ, относятся к документам строгого учета и подлежат хранению в установленном порядке:

ленты с записями показаний регистрирующих приборов — 3 года;

магнитофонные записи оперативных переговоров в нормальных условиях — 10 сут, если не поступит указание о продлении срока;

магнитофонные записи оперативных переговоров при авариях и других нарушениях в рабо­те — 3 мес, если не поступит указание о продлении срока.

 


Таблица 1.1

 

Дежурный

персонал

Документ

 

Диспетчер энер­госистемы (объ­единенной энер­госистемы)

Оперативная исполнительная схема (схема- ма­кет)

Оперативный журнал

Журнал или кар­тотека заявок на вывод из работы оборудования, находящегося в управлении и ве­дении диспетчера

 

Журнал релейной защиты, автома­тики и телемеха­ники

Карты уставок релейной защиты и автоматики

Журнал распоряжений

 

Начальник смены электростанции

Суточная опера­тивная исполни­тельная схема или схема-макет

То же

Журнал или кар­тотека заявок диспетчеру на вывод из работы оборудования, находящегося в ведении диспетче­ра

 

Журнал заявок главному инжене­ру на вывод из работы оборудо­вания, не находя­щегося в ведении диспетчера

Журнал распоряжений

 

 

Начальник смены электроцеха

То же

«

Журнал релейной защиты, автома­тики и телемеханики

 

Карты уставок релейной защиты и автоматики

То же

Журнал учета ра­боты по нарядам и распоряжениям

Журнал или кар­тотека дефектов и неполадок с оборудованием

Начальники смен тепловых цехов

Оперативная ис­полнительная схема основных трубопроводов

 

—«—

Журнал распоряжений

Журнал учета ра­боты по нарядам и распоряже-ниям

Журнал или кар­тотека дефектов и неполадок с оборудованием

Начальник смены цеха тепловой автоматики

Оперативный журнал

Журнал техноло­гических защит и автоматики и журнал техничес­ких средств АСУ

 

Карта уставок техно-логических защит и сигнали­зации и карты за­даний авторегу­ляторам

Журнал распоряжений

Журнал учета ра­боты по парадам и распоря-жениям

Журнал или кар­тотеки дефектов и неполадок с оборудованием

Начальник смены химического цеха

Оперативная испол-нительная схема химводоочистки

 

Оперативный журнал

Журнал распоряжений

Журнал учета ра­боты по нарядам и распоряжениям

Журнал или кар­тотека дефектов и неполадок с оборудованием

Диспетчер электросети

Суточная опера­тивная исполни­тельная схема (схема-макет)

Оперативный журнал

Журнал или кар­тотека заявок на вывод из работы оборудования, находящегося в управ-лении и ве­дении диспетчера энерго-системы

 

Журнал релейной за-щиты, автома­тики и телемеха­ники

Карты уставок релейной защиты и автоматики

Журнал распоряжений

Дежурный подстанции с постоянным дежурством, диспетчер район­ной сети

 

Суточная опера­тивная исполни­тельная схема или схема-макет

То же

Журнал заявок на вывод из ра­боты оборудова­ния

То же

То же

То же

Журнал дефектов и неполадок с оборудо-ванием

Диспетчер теплосети

Оперативная исполни-тельная схема трубопро­водов

 

—«—

То же

Температурные и пьезометрические графики работы сетей

Журнал распоряжений

Журнал дефектов и неполадок с оборудо-ванием

Дежурный инженер района тепловой сети

 

Суточная опера­тивная исполни­тельная схема

«

«

То же

Журнал учета ра­бот по нарядам и распоря-жениям


 

1.8. Автоматизированные системы управления

 

1.8.1. Автоматизированные системы управления (АСУ) должны обеспечивать решение задач производственно-технологического, оперативно-диспетчерского и организационно-экономическо­го управления энергопроизводством. Эти задачи возлагаются, соответственно, на:

автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУ ТП);

автоматизированные системы диспетчерского управления (АСДУ);

автоматизированные системы управления производством (АСУ П).

1.8.2. На каждой тепловой электростанции с энергоблоками мощностью 180 МВт и выше, каж­дой гидроэлектростанции установленной мощностью 1000 МВт и выше, в каждой организации, эксплуатирующей электрическую сеть, должны функционировать АСУ ТП. В зависимости от местных условий, экономической и производственной целесообразности АСУ ТП могут оснащать­ся электростанции с агрегатами, имеющими мощность меньше указанной.    

1.8.3. На диспетчерских пунктах (ДП) организаций, эксплуатирующих электрические и тепло­вые сети, АО-энерго, ОЭС и ЕЭС должны функционировать АСДУ.

1.8.4. При эксплуатации АСУ необходимо руководствоваться:

руководящими указаниями по разработке, внедрению и эксплуатации АСУ энергосистем;

руководящими указаниями по созданию многоуровневых интегрированных организационно-технологических АСУ энергосистем.

1.8.5. На электростанциях, в организациях, эксплуатирующих электрические и тепловые сети, в АО-энерго, ОЭС и ЕЭС должны функционировать АСУ П, которые могут решать следующие типовые комплексы задач:

технико-экономического планирования;

управления энергоремонтом;

управления сбытом электрической и тепловой энергии;

управления развитом энергопроизводства;

управления качеством продукции, стандартизацией и метрологией;

управления материально-техническим снабжением;

управления топливоснабжением;

управления транспортом и перевозками;

управления кадрами;

подготовкой эксплуатационного персонала;

бухгалтерского учета;

общего управления.

Автоматические системы управления технологическим процессом, АСДУ и АСУ П могут функционировать как самостоятельные системы и как подсистемы интегрированных АСУ энерго­систем.

1.8.6. Выбор комплексов отдельных задач АСУ в каждом АО-энерго (на энерсообъекте) дол­жен определяться исходя из производственной и экономической целесообразности с учетом раци­онального использования имеющихся типовых проектных решений, пакетов прикладных про­грамм и возможностей технических средств.

1.8.7. В состав комплекса технических средств АСУ должны входить:

средства сбора и передачи информации (датчики информации, каналы связи, устройства теле­механики, аппаратура передачи данных и т.д.);

средства обработки и отображения информации (ЭВМ, аналоговые и цифровые приборы, дис­плеи, устройства печати, функциональная клавиатура и др.);

средства управления (контроллеры, исполнительные автоматы, электротехническая аппарату­ра: реле, усилители мощности и др.);

вспомогательные системы (бесперебойного электропитания, кондиционирования воздуха, авто­матического пожаротушения и др.).

1.8.8. Ввод АСУ в эксплуатацию должен производиться в установленном порядке на основании акта приемочной комиссии.

Вводу АСУ в промышленную эксплуатацию может предшествовать опытная ее эксплуатация продолжительностью не более 6 мес. Создание и ввод АСУ в эксплуатацию можно осуществлять в одну или две очереди.

Приемка АСУ в промышленную эксплуатацию должна производиться по завершении приемки в промышленную эксплуатацию всех задач, предусмотренных для вводимой очереди.

1.8.9. При организации эксплуатации АСУ обязанности структурных подразделений по обслу­живанию комплекса технических средств, программному обеспечению должны быть определены приказами руководителей энергообъектов, АО-энерго или других органов управления энергопроизводством.

Перечень обслуживаемого каждым подразделением оборудования с указанием границ обслу­живания должен быть утвержден техническим руководителем соответствующего энергообъекта или организации.

1.8.10. Подразделения, обслуживающие АСУ, должны обеспечивать:

надежную эксплуатацию технических средств, информационного и программного обеспечения АСУ;

представление согласно графику соответствующим подразделениям информации, обработан­ной в ЭВМ;

эффективное использование вычислительной техники в соответствии с действующими норма­тивами;

совершенствование и развитие системы управления, включая внедрение новых задач, модерни­зацию программ, находящихся в эксплуатации, освоение передовой технологии сбора и подготов­ки исходной информации;

ведение классификаторов нормативно-справочной информации;

организацию информационного взаимодействия со смежными иерархическими уровнями АСУ;

разработку инструктивный и методических материалов, необходимых для функционирования АСУ;

анализ работы АСУ, ее экономической эффективности, своевременное представление отчетнос­ти.

1.8.11. Обслуживающий персонал по каждой АСУ кроме проектной и заводской должен вести техническую и эксплуатационную документацию по утвержденному техническим руководителем АО-энерго (энергообъекта) перечню.

1.8.12. Ремонтно-профилактические работы на технических средствах АСУ должны выполнять­ся в соответствии с утвержденными графиками, порядок их вывода в ремонт должен определяться утвержденным положением.

1.8.13. Руководство АО-энерго, диспетчерских управлений, энергообъектов должно проводить анализ функционирования АСУ, их эффективности, осуществлять контроль за эксплуатацией и разрабатывать мероприятия по развитию и совершенствованию АСУ и их своевременному техни­ческому перевооружению.

 

1.9. Метрологическое обеспечение

 

1.9.1. На каждом энергообъекте должен выполняться комплекс мероприятий, обеспечивающий единство и требуемую точность измерений. Комплекс мероприятий по метрологическому обеспе­чению, выполняемый каждым энергообъектом, должен включать:

своевременное представление в поверку средств измерений (СИ), подлежащих государственно­му контролю и надзору;

проведение работ по калибровке СИ, не подлежащих поверке;

использование аттестованных методик выполнения измерений (МВИ);

обеспечение соответствия точностных характеристик применяемых СИ требованиям к точности измерений технологических параметров и метрологическую экспертизу проектной документа­ции;

обслуживание, ремонт СИ, метрологический контроль и надзор.

1.9.2. Выполнение работ по метрологическому обеспечению, контроль и надзор за их выпол­нением должны осуществлять метрологические службы АО-энерго, энергообъектов и организаций или подразделения, выполняющие функции этих служб.

1.9.3. Оснащенность энергоустановок СИ должна соответствовать проектно-нормативной до­кументации и техническим условиям на поставку.

Объем оснащения электроустановок СИ должен обеспечивать контроль за техническим состо­янием оборудования и режимом его работы; учет прихода и расхода ресурсов, выработанных, затраченных и отпущенных электроэнергии н тепла; контроль за соблюдением безопасных условий труда и санитарных норм; контроль за охраной окружающей среды.

1.9.4. Все СИ, а также информационно-измерительные системы (ИИС) должны быть в исправ­ном состоянии и находиться в постоянной готовности к выполнению измерений.

1.9.5. До ввода в промышленную эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации основного оборудования энергообъектов измерительные каналы ИИС, в том числе входящих в состав АСУ ТП и АСДУ, должны подвергаться поверке и калибровке.

1.9.6. Использование в работе неповеренных или некалиброванных ИИС, в том числе входя­щих в состав ДСУ ТП и АСДУ, запрещается.

1.9.7. Поверке подлежат все СИ, используемые в качестве образцовых при проведении поверки и калибровки СИ, рабочие СИ, относящиеся к контролю параметров окружающей среды, обеспе­чению безопасности труда, используемые при выполнении операций коммерческого учета (расче­та) электрической, тестовой энергии и топлива, а также при геодезических работах.

1.9.8. Конкретный перечень СИ, подлежащих поверке, должен составляться на каждом энергообъекте и направляться в орган Государственной метрологической службы, на обслуживаемой территории которого находится энергообъект.

1.9.9. Средства измерении должны своевременно представляться на поверку в соответствии с графиками, составленными энергообъектом и утвержденными органом Государственной метроло­гической службы, производящим их поверку.

1.9.10. Результаты поверки СИ должны удостоверяться поверительным клеймом и свидетельст­вом о поверке, форма которых и порядок нанесения устанавливаются Госстандартом России.

1.9.11. Калибровке подлежат все СИ, не подлежащие поверке, но используемые на энерго­объектах для контроля за надежной и экономичной работой оборудования, при проведении нала­дочных, ремонтных и научно-исследовательских работ.

1.9.12. Калибровку СИ должны проводить метрологические службы энергообъектов в соответ­ствии с графиком калибровки, утвержденным техническим руководителем энергообъекта.



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: