Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Альбом Типичные дорожно-транспортные ситуации, предшествовавшие происшествиям. Альбом-пособие для в  
21.11.2018
    
Альбом Типичные дорожно-транспортные ситуации, предшествовавшие происшествиям. Альбом-пособие для в

Типичные дорожно-транспортные
ситуации, предшествовавшие
происшествиям

Альбом-пособие для водителей и практических
работников автомобильного транспорта, связанных
с организацией и обеспечением безопасности
дорожного движения

Третье издание

Москва 2000 г.

В Пособии приведены основные общие статистические закономерности распределения дорожно-транспортных происшествий и некоторые показатели состояния аварийности в России в сравнении с аналогичными показателями в экономически развитых странах. Рассмотрены типичные ситуации дорожного движения, предшествовавшие происшествиям, а также ошибочные действия водителей, приведшие к их возникновению. Приведены примеры происшествий. Даются рекомендации по предотвращению подобных происшествий в будущем для служб, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения.

Автор Б.Ф. Лончинский. В создании альбома-пособия принимали участие:

В.Н. Иванов, А.К. Васильев, В.А. Абрамов, И.Н. Талицкий, А.П. Краснощеков, А.И. Корнеев, И.Н. Назин (рисунки)

Принятые сокращения:

РФ - Российская федерация;

ДД - Дорожное движение;

ТС - Транспортное средство;

БДД - Безопасность дорожного движения;

ПДД - Правила дорожного движения;

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие;

ОП - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

АТП - Автотранспортное предприятие;

ДО - Дорожная организация.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Очень часто ошибки водителей при управлении транспортными средствами обходятся обществу слишком дорого, так как они оплачиваются жизнями и здоровьем людей. Почти у каждого есть знакомые, друзья или родственники, которые стали жертвами ДТП. В списках погибших в дорожных происшествиях - и известные всему миру лица, и люди простых профессий, а списки эти все пополняются новыми и новыми именами.

Борьба с ДТП во всех странах мира уже давно рассматривается как национальная проблема, требующая к себе постоянного внимания и принятия мер к уменьшению ущербности от автомобиля. Эта проблема существует и в России. Учитывая ландшафтные и климатические условия, а, следовательно, и состояние автомобильных дорог, а также уровень автомобильно-дорожной грамотности населения, проблема ДТП в РФ является еще более актуальной, чем в других экономически развитых странах.

Ежедневно на автомобильных дорогах России по статистическим данным последних 10-ти лет в дорожно-транспортных происшествиях погибает 80 - 100 человек и около 500 - 600 человек получают травмы различной степени тяжести. Около 60 процентов от этого числа - люди в возрасте от 17 до 40 лет. Каждый десятый из числа погибших и каждый восьмой из числа раненных это подросток. 20 тысяч водителей ежегодно погибают в ДТП, либо получают ранения с постоянной утратой трудоспособности, или же оказываются на скамье подсудимых, как виновники происшествий. Учитывая число жителей в РФ (около 140 млн. чел.), естественную смертность по старости, а также смертность по другим причинам, эта статистика говорит сама за себя и никаких дополнительных комментариев не требует.

Одним из путей снижения количества ДТП является обучение дорожной грамотности и культуре людей, участвующих в дорожном движении, а такими являются все, находящиеся на улице. В первую очередь это относится к водителям.

Статистика свидетельствует, что около 90 процентов происшествий с пострадавшими происходит в типичных, повторяющихся дорожно-транспортных ситуациях, в которых водители допускают ошибки. Это позволяет сделать вывод, что изучение Правил дорожного движения должно дополняться ситуационным обучением, в основу которого закладывается изучение ошибочных действий водителей в конкретных дорожно-транспортных ситуациях.

Предлагаемая классификация дорожно-транспортных происшествий построена по критерию ошибочных действий водителя приведших к их возникновению. В пособии авторы старались не применять таких обобщенных понятий - причин ДТП, как водитель не справился с управлением, выехал за осевую линию, превысил скорость движения и т.д., призывающих ездить с меньшей скоростью (что также немаловажно), а представлены ситуации, из которых видно, что предшествовало тому, что водитель выехал за осевую линию, не справился с управлением и т.д. и совершил ДТП. Процесс обучения и совершенствования профессионального мастерства водителей строится на уже совершенных другими водителями ошибках в предвидении опасных дорожно-транспортных ситуаций и на прогнозе хода их развития, на основе чего и вырабатывается правильная тактика поведения на дороге и техника управления автомобилем.

Пособие рекомендуется использовать в качестве методической литературы при первоначальном обучении водителей, при повышении их профессионального мастерства, при проведении предрейсовых инструктажей. Целесообразно на основе представленного материала подготовить наглядные пособия и разместить их в местах, где часто бывают водители, - диспетчерской, кабинете по безопасности движения и т.д. Особенно важно проводить разбор и анализ конкретных дорожных происшествий, совершенных либо водителями автопредприятия, либо другими водителями на маршрутах работы транспорта данного предприятия. При этом работники по безопасности движения должны не только точно подобрать аналог, но и проанализировать смежные ситуации, факторы и условия, способствующие возникновению ошибок, привести примеры из своей практики, предложить водителям вспомнить сходные ошибки, независимо от того, привели ли они к дорожному происшествию. Пособие может быть полезно также и при разрешении определенных конфликтных ситуаций между водителями, так как к каждому разделу ситуаций выписаны пункты Правил дорожного движения, которые в той или иной мере могут касаться причин возникновения данного конкретного ДТП.

Удобство предлагаемого пособия - его простота, наглядность, максимальная достоверность. В качестве примеров приводятся происшествия, в основном за 1991 год и с автобусами, которые всегда требовали к себе особого разбирательства. Эти примеры взяты из телетайпограмм. Их редакция заключалась лишь в исключении из текста фамилий водителей, их возраста, стажа, принадлежности транспортных средств и т.д.

Замысел работы над пособием преследует цель - уберечь водителя от совершения или участия в дорожно-транспортном происшествии, сохранить жизнь и здоровье ему и другим участникам дорожного движения.

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДТП В РФ, г. МОСКВЕ И НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Анализ динамики аварийности на дорогах России позволяет сделать вывод о некоторых положительных тенденциях. Однако для достижения показателей, характеризующих состояние аварийности в ряде экономически развитых стран, в России предстоит еще очень большая и длительная работа. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие 10 - 20 лет проблема борьбы с аварийностью для России будет чрезвычайно актуальна. В этих условиях необходимо воспользоваться уже имеющимся опытом автомобилизации ряда стран, извлекая из него положительные уроки. Причем, один из основных моментов, не требующий особых затрат, - это пропаганда дорожной грамотности и культуры. ДТП, сохранение жизни и здоровья людей в транспортном процессе - явление, которое в той или иной мере касается всех. В первую очередь оно относится к конструкторам, строителям и людям, эксплуатирующим автомобили, к дорожникам, организаторам движения и органам, контролирующим его, к медицинским работникам, юристам, работникам образовательных учреждений и т.д. (включая домохозяек). Поэтому, к приведенным ниже таблицам и диаграммам в основном не приводится никаких комментариев. Читателю предоставлена возможность делать их самому в зависимости от его профессиональной ориентации.

Таблицы, графики, диаграммы позаимствованы, а некоторые построены на основе опубликованной в открытой печати статистической информации Главного Управления ГИБДД МВД России, ГИБДД г. Москвы, НИИ автомобильного транспорта Минтранса России. Они отображают лишь наиболее общие закономерности, существующие в процессе дорожного движения. Публикация же их в данной работе служит целям повышения дорожной грамотности общества.

Таблица 1

Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных в них в Российской Федерации (1988 - 1999 гг.)

Годы

Количество ДТП

Число погибших

Число раненых

Тяжесть последствий*

1988

161320

25938

176583

12,8

1989

189986

32739

207628

13,6

1990

197362

35366

214839

14,1

1991

197659

37510

214409

14,9

1992

184975

36471

200026

15,4

1993

178651

37120

192802

16,1

1994

174908

35599

189877

15,8

1995

167280

32791

183926

15,1

1996

160523

29468

178378

14,2

1997

156500

27700

177900

13,5

1998

160300

29021

183846

13,6

1999

159823

29718

182123

14,0

* Тяжесть последствий = (Число погибших в ДТП/число пострадавших в ДТП) ´ 100

Число пострадавших в ДТП = число раненных в ДТП + число погибших в ДТП

Таблица 2

Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненых в них в г. Москве (1988 - 1999 гг.)

Годы

Количество ДТП

Число погибших

Число раненых

Тяжесть последствий

1988

6481

751

7030

9,7

1989

7399

974

7903

10,9

1990

7727

1166

8144

12,5

1991

7654

1197

7913

13,1

1992

7767

1360

3157

14,3

1993

8379

1473

8779

14,4

1994

8276

1458

8481

14,7

1995

7760

1309

7864

14,3

1996

7077

1045

7274

12,6

1997

7134

925

7665

10,8

1998

6941

884

7418

10,6

1999

7049

1027

7524

12,0

Тяжесть последствий ДТП - комплексный показатель, зависящий от целого ряда показателей, в частности, от активной и пассивной безопасности транспортного средства, дорожно-транспортных ситуаций, возникающих на дороге в процессе движения транспортных средств, дорожных условий, дорожной грамотности общества и т.д. Объяснить столь сильное его различие с экономически развитыми странами, равно как и показателей числа погибших в 100 ДТП, числа погибших на 10 тыс. транспортных средств и др. (см. таблицы: 1; 2; 3; 4; 23) можно лишь одним - уровнем цивилизованности общества. Это понятие, по мнению авторов, несколько шире, чем распространенное понятие уровня автомобилизации общества, характеризуемое количеством автомобилей на 100 жителей и зависящее от степени экономического развития и размеров страны.

Таблица 3

Относительные показатели аварийности в РФ (1989 - 1999 гг.)

Год

Число погибших в 100 ДТП

Число пострадавших в ДТП на 100 тыс. населения

Кол-во ДТП на 10 тыс. единиц транспорта

1989

17,2

163,1

80,5

1990

17,9

169,1

84,8

1991

19,0

169,6

85,4

1992

19,7

158,8

71,6

1993

20,8

155,0

65,7

1994

20,4

152,0

61,0

1995

19,6

146,1

57,0

1996

18,4

140,5

53,6

1997

17,7

138,9

52,3

1998

18,1

143,9

51,7

1999

18,5

139,0

53,3

Таблица 4

Показатели тяжести последствий ДТП в России в сравнении с некоторыми зарубежными странами (1994 г.)

Страны

Число погибших в 100 ДТП

Число раненных в 100 ДТП

Тяжесть последствий

Румыния

30,7

87

26,0

Россия

20,4

109

15,8

Польша

12,6

120

9,5

Венгрия

7,5

130

5,5

Дания

6,6

117

5,3

Финляндия

7,7

137

5,3

Испания

7,2

144

4,7

Швеция

3,7

132

2,7

Германия

2,5

131

1,9

Норвегия

3,4

133

2,5

Австрия

3,2

128

2,4

Франция

6,4

142

4,3

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: