Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow СР D.02.01-96 Учет требований по охране окружающей среды при проектировании, строительстве, реконстр  
19.08.2018
    
СР D.02.01-96 Учет требований по охране окружающей среды при проектировании, строительстве, реконстр

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

РУКОВОДСТВО

ДОРОГИ И МОСТЫ

УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПР
И ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, РЕМОНТЕ
И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

СР D.02.01-96

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Кишинэу 1997

Разработано:

Специалистами Государственного института проектирования автомобильных дорог I.P.D.A. Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Молдова, Московского автомобильно-дорожного института «МАДИ», ГПИ «Союздорпроект», «СоюздорНИИ» в составе: Бабков В. Ф., Долганюк А. И., Залуга В. П., Львович Ю. М., Перевозников Б. Ф., Поспелов П. Н., Пуркин В. И., Строков Д. М., Сухарев И. К., Цукерман Э. И., Штерн А. Я.

Согласовано:

Департаментом охраны окружающей среды Республики Молдова

10.07.1995 г., 05-7/373

Принято:

Техническим комитетом СТ-С Д.02

Председатель:

Н. Чобану - Министерство транспорта и дорожного хозяйства

Секретарь:

М. Кока - Министерство транспорта и дорожного хозяйства.

Члены:

А. Абабий - Технический университет Молдовы

Г. Бурдужа - Департамент архитектуры и строительства

В. Гяур - «I.P.D.A.»

А. Кукулеску - Управление дорог

М. Плэмэдялэ - «I.P.D.A.»

В. Горбатюк - Управление дорог

Утверждено приказом Министра транспорта и дорожного хозяйства 256 от 24 декабря 1996 г.

C введением в действие с 1 октября 1997 г.

С введением в действие настоящего руководства аннулируются ВСН 9-79.

Руководство                                                                                                        CP D.02.01-96

Drumuri si poduri.

Evidenta cerintelor cu privire la protectia mediului inconjurator in cadrui proiectarii, constructiei, reconstructiei, reparatiei si intretinerii drumurilor auto si traversarilor cu pod.

Дороги и мосты.

Учет требований по охране окружающей среды при проектировании, строительству реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и мостовых переходов.

Road and bridges.

The requirement schedule on environmental protection during the design construction rehabilitation, repairing period and maintenance of the motorurays and bridges.

Настоящее руководство разработано в развитие основных положений действующих нормативных документов в области дорожного строительства, прежде всего СНиП 2.05.02-85, с учетом природно-охранного законодательства, достижении науки и практики в обеспечении экологической безопасности при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. Оно предназначено для использования при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования, подъездов к промышленным предприятиям, внутрихозяйственных дорог сельскохозяйственных предприятий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования и рекомендации настоящего Руководства должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и мостовых переходов. Они не распространяются на проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений по обслуживанию движения и производству дорожно-строительных материалов в промышленных условиях. Требования пп. 4.10-4.48 являются рекомендуемыми, другие требования «Руководства» являются обязательными.

1.2. На предпроектной стадии и при разработке проектно-сметной документации должны быть предусмотрены проектные решения и мероприятия, предотвращающие или уменьшающие до допустимых значений уровня вредного воздействия строительства и последующей эксплуатации дороги на окружающую среду. В период строительства дороги они должны быть осуществлены в натуре в полном соответствии с проектом, что является одной из основных предпосылок экологической безопасности дороги в процессе ее эксплуатации.

1.3. В зависимости от условий района предложения дороги, интенсивности движения автомобилей должны решаться следующие задачи, связанные с охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов:

a) сокращение площади занимаемых под строительство дороги земель, прежде всего, сельскохозяйственных и лесных угодий; обеспечение благоприятных условий для хозяйственного использования земель, расположенных рядом с дорогой;

b) сохранение или улучшение существующего ландшафта;

c) защита от загрязнения атмосферного воздуха, почв придорожной полосы, поверхностных и грунтовых вод;

d) защита населения от транспортного шума;

e) предотвращение водной и ветровой эрозии, обеспечение устойчивости земляного полотна и склонов на оползневых участках;

f) сохранение существующего растительного и животного мира;

g) сохранение исторических, культурных, архитектурных и природных памятников;

h) защита от повреждения расположенных рядом с дорогой зданий и сооружений,

i) снижение потребности в природных ресурсах, используемых при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.

1.4. Вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог должны решаться в едином комплексе с вопросами транспортного обслуживания экономических и социальных потребностей региона, обеспечения высоких транспортно-эксплуатационных качеств дороги и безопасности движения, снижения затрат на строительство и эксплуатацию дороги и ее сооружений.

1.5. При разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР) строительства (реконструкции) автомобильной дороги или мостового перехода выбор вариантов проложения трассы дороги или мостового перехода должен проводиться с учетом существующего состояния окружающей среды (степень загрязнения атмосферного воздуха, плодородие земель, гидрологические, геологические условия, наличие населенных пунктов, зон отдыха, водоохранных зон, заповедников, памятников истории, культуры, архитектуры и др.). Тщательно продуманный выбор направления дороги в обход зон, в пределах которых строительство и последующая эксплуатация дорог могут оказать наиболее неблагоприятное влияние на окружающую среду, рациональное проектирование трассы дороги в плане, продольном и поперечном профилях в увязке с окружающим ландшафтом позволяет в большинстве случаев получить проектные решения, соответствующие современным экологическим требованиям без значительного увеличения стоимости строительства и ухудшения транспортно-эксплуатационных качеств дороги.

1.6. Рекомендуется прокладывать дорогу по наименее ценным в хозяйственном, природном и эстетическом отношении землям, по возможности совмещая трассу дороги с границами ландшафта. При пересечении сельскохозяйственных угодий целесообразно размещать дорогу по границам хозяйств и полей.

1.7. Не допускается проложение дорог по территориям заповедников и заказников, водоохранных зон рек и других водоемов, санитарно-защитных, санитарно-курортных зон, памятников природы, истории, культуры и архитектуры, за исключением случаев, когда дорога не является транзитной и предназначена, в основном, для обслуживания этих территорий.

1.8. При трассировании мостовых переходов необходимо обеспечивать максимальное сохранение водоохранных зон по берегам рек.

1.9. В случае пересечения лесных массивов трассу дороги рекомендуется проектировать, по возможности совмещая ее с просеками и противопожарными разрывами, границами лесничеств и предприятий, учитывая при этом расположение мест размножения, питания и отдыха, а также путей миграции диких животных и птиц.

1.10. В процессе проектирования дороги в зоне населенных пунктов вопрос о возможности проложения дороги через населенный пункт должен решаться с учетом генерального плана населенного пункта и особенностей транспортных связей, обслуживаемых дорогой, долей транзитного движения в составе транспортного потока. Как правило, автомобильные дороги I-III технической категории рекомендуется прокладывать в обход населенных пунктов. Минимальное расстояние между дорогой и застройкой следует назначать с учетом генерального плана развития населенного пункта и исключения загрязнения окружающей среды и превышения допустимых уровней транспортного шума в населенном пункте. В таблице 1.1. приведены ориентировочные значения минимальных расстояний от дороги до жилой застройки в зависимости от интенсивности движения, обеспечивающих снижение уровня звука на территориях, непосредственно примыкающих к жилым зданиям, до допустимого значения - 55 дБа.

Минимальные расстояние от оси ближайшей полосы движения до жилой застройки

Таблица 1.1

Интенсивность движения авт./ч.

Минимальное расстояние от оси ближайшей полосы движения до жилой застройки, м

50

80

100

150

200

250

400

375

600

475

800

550

1000

630

1500

750

2000

800

5000

1100

Если дорога расположена от застройки на расстояниях, меньших указанных выше значений, может возникнуть необходимость в проведении мероприятий по защите населения от транспортного шума и загрязнения воздуха (см. раздел 4).

1.11. При сравнении вариантов проектных решений на стадии разработки ТЭО или ТЭР необходимо выполнять раздел «Определение воздействия на окружающую среду (ОВОС), составленный в соответствии с положениями «Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», составленной в ЭСПО (Финляндия) 25 февраля 1991 г. В результате в зависимости от конкретных условий должны быть получены следующие данные:

a) площадь сельскохозяйственных и лесных угодий, подлежащих постоянному и временному отводу, их ценность;

b) протяженность участков дорог, проходящих через населенные пункты или в непосредственной близости от них (а также от отдельно стоящих жилых зданий, больниц, санаториев, домов и баз отдыха);

c) соответствие содержания вредных веществ в атмосферном воздухе вблизи от застройки и в зонах отдыха предельно допустимым концентрациям, установленным Санитарными нормами;

d) уровни транспортного шума в жилой застройке и других зданиях и в территориях расположенных рядом с дорогой, и их соответствие допустимым уровням звука для жилых, общественных зданий и территории застройки;

e) ширина и площадь полос вдоль дорог, где в результате эксплуатации дороги содержание свинца в почве будет превышать предельно допустимую концентрацию, установленную Санитарными нормами;

f) протяженность участков, пересекающих или проходящих в непосредственной близости от особо охраняемых природных территорий или их охранных зон, территорий с растениями и животными, заносимыми в Красную книгу, водоохранных зон рек или водоемов с ценными породами рыб и животных или используемыми в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения.

g) протяженность участков дороги, строительство которых может повлечь за собой усиление эрозии почв, оврагообразование, возникновение или увеличение интенсивности оползневых процессов;

h) наличие вблизи от прокладываемой дороги памятников природы, истории, культуры, архитектуры, на которые строительство дороги может оказать негативное влияние;

i) наличие участков трассы, на которых при строительстве дороги и ее сооружений необходимо применять такие методы производства работ, которые могут нанести ущерб расположенной вблизи застройке (например, забивка свай, шпунта, водопонижение, устройство глубоких выемок и т.п.);

k) наличие рядом с дорогой зданий и сооружений, которые могут быть повреждены в результате вибрации при движении автомобилей;

l) выбор вариантов проектирования и строительства необходимо проводить с учетом сокращения отрицательного экологического воздействия объекта.

1.12. Проектная документация всех категорий дорог должна содержать раздел «Охрана окружающей среды».

1.13. Технико-экономическое сравнение вариантов для выбора оптимального из них рекомендуется выполнять по критерию минимума суммарных приведенных затрат по методике, изложенной в ВСН 21-83 Минавтодора РСФСР «Указания по определению эффективности капиталовложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог».

При этом в составе суммарных приведенных затрат должны быть учтены капиталовложения в природоохранительные мероприятия, затраты по эксплуатации природоохранительных сооружений, а также экономический ущерб, вызванный неблагоприятным воздействием строительства и эксплуатации дороги на окружающую среду.

1.14. На стадии разработки проекта (рабочего проекта) необходимо детальное решение вопросов охраны окружающей среды для варианта, рекомендуемого к строительству. При этом должен быть учтен выполненный при разработке ТЭО (ТЭР) прогноз неблагоприятного воздействия дороги на окружающую среду (в случае, когда ТЭО (ТЭР) не разрабатывалось, такой прогноз должен быть выполнен заново с получением показателей, указанных в п. 1.11).

В случае несоответствия каких-либо показателей современным экологическим требованиям в проекте (рабочем проекте) должны быть предусмотрены специальные мероприятия по охране окружающей среды.

1.15. Проектные решения, разрабатываемые при составлении ТЭО (ТЭР) проекта (рабочего проекта), должны в установленном порядке быть согласованы с местными органами власти, организациями и ведомствами, контролирующими вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, охраны памятников и др., с обязательным прохождением экологической экспертизы на каждой стадии разработки.

1.16. На всех этапах изысканий, проектирования и строительства и целях более полного учета требований охраны окружающей среды и уменьшения количества протестов со стороны жителей целесообразна информация населения территорий, где будет строиться дорога, путем опубликования статей в газетах, выступлений по радио, телевидению, на собраниях представителей заказчика, проектной и строительной организаций, которые должны разъяснить местным жителям цель строительства дороги, преимущества, которые получит население после ввода дороги в эксплуатацию, степень неблагоприятного воздействия на окружающую среду и мероприятия для предотвращения этого воздействия.

1.17. На всех стадиях работ при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог должны учитываться требования охраны окружающей среды. Запрещается выполнение работ, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду, не предусмотренных проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

1.18. При строительстве и ремонте дорог и их сооружений недопустимо применение материалов, оказывающих отрицательное влияние на природную среду, а также производство работ и добыча природных материалов из неразведанных месторождений за пределами территорий, оформленных в постоянный или временный отвод.

2. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

2.1. Занятие сельскохозяйственных угодий и других территорий, представляющих ценность, следует считать одним из наиболее важных факторов неблагоприятного воздействия строительства дорог на окружающую среду.

2.2. Наряду с занятием территорий необходимо учитывать ухудшение возможности хозяйственного использования расположенных рядом с дорогой земель.

В проекте автомобильной дороги должны быть обозначены границы прилегающих к дороге территорий, в пределах которых снижаются экологические параметры окружающей среды.

При этом следует в соответствии с табл. 2.1 выделять зоны с различной степенью загрязнения и изменения ландшафта.

Таблица 2.1

Наименование зоны

Степень загрязнения

Характеристика среды обитания человека

Возможность хозяйственного использования

1

2

3

4

А. Резервно-технологическая

Систематическое загрязнение атмосферы и почвы выше ПДК. Полное переформирование ландшафта.

Длительное пребывание людей не допускается.

Дорожные сооружения, защитные и декоративные насаждения, трубопроводы и другие коммуникации.

Б. Санитарно-защитная

Загрязнение атмосферы и почвы периодически превышает ПДК, постепенно накапливается и может превысить ПДК к концу срока эксплуатации. Существенное изменение ландшафта.

Постоянное проживание людей и рекреация не допускается

Объекты производственного назначения (согласно нормам). Сельскохозяйственное производство, кроме плодово-ягодных и овощных культур.

В. Зона влияния

Превышение фоновых уровней загрязнения и шума. Отдельные изменения параметров гидрологии, микроклимата

Пригодна для селитьбы с учетом снижения качества среды обитания

Ограниченная пригодность для рекреации, размещения лечебных курортных учреждений.

Ориентировочно на стадии разработки ТЭО (ТЭР) при выборе трассы дороги ширина зон ограничения использования по экологическим параметрам может быть определена в зависимости от расчетной интенсивности движения по таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Наименование зоны

Расстояние от кромки проезжей части до внешней границы зоны, м, при интенсивности движения авт/сутки

 

Более 7000

3000-7000

700-3000

Менее 700

А. Резервно-технологическая

30

30

12

6

Б. Санитарно-защитная

300

200

200

не назначается

В. Зона влияния

1000-3000

700-2000

500-1500

до 30

Примечание:

1. Таблица 2.2. взята из раздела «Охрана окружающей среды» Проекта СНиП 32.02.95. «Автомобильные дороги. Нормы проектирования».

2. При проложении дороги в выемке, при наличии зеленых насаждений, зданий и сооружений ширина зон уменьшается и должна определяться расчетом.

3. Ширину санитарно-защитной зоны на стадии разработки проекта рекомендуется определять по степени загрязнения воздуха окисью углерода в соответствии с указаниями настоящего Руководства и по степени загрязнения почв соединениями свинца в соответствии с приложением 6.

2.3. Основным путем сокращения площади сельскохозяйственных земель и других ценных территорий, отводимых под строительство дороги, является рациональный выбор положения дороги в плане с ее трассированием преимущественно по малопригодным для сельского хозяйства землям.

2.4. При невозможности проложения дороги в обход сельскохозяйственных угодий и других ценных земель, необходимо принимать меры по уменьшению ширины полосы отвода, величина которой не должна превышать значений, приведенных в СН 467-74 «Нормы отвода земель для автомобильных дорог» и назначаемых в зависимости от категории дороги, высоты насыпи или глубины выемки и ценности земель.

2.5. В целях сокращения ширины полосы отвода рекомендуется:

a) при проектировании продольного профиля на участках, проходящих по ценный сельскохозяйственным угодьям, прокладывать дорогу преимущественно в насыпях небольшой высоты;

b) избегать устройства глубоких выемок, при необходимости устройства глубоких выемок назначить максимально допустимую крутизну откосов;

c) при проектировании поперечного профиля земляного полотна назначить максимально допустимую с точки зрения устойчивости крутизну откосов предусматривая при этом, в случае необходимости для обеспечения безопасности движения, установку ограждений, препятствующих съезду автомобилей с дороги;

d) строительство вместо высоких насыпей эстакад;

e) раздельное трассирование дорог 1-й технической категории на косогорах крутизной более 1:5;

f) выбор при проектировании пересечений дорог в разных уровнях компактных схем развязок, требующих занятия небольших площадей;

g) назначение мест сооружений, требующих увеличения ширины полосы отвода (пересечения дорог в одном и разных уровнях, площадок отдыха, сооружения для обслуживания движения), преимущественно на землях, не пригодных для использования в сельском хозяйстве.

2.6. На дорогах с невысокой интенсивностью движения (до 500 авт/сутки), где опасность загрязнения придорожной полосы вредными веществами, образующимися при эксплуатации дорог и автомобильного транспорта, невелика, допускается в соответствии с «Рекомендациями по проектированию откосов земполотна автомобильных дорог с уменьшенным постоянным отводом земель» ВСН 23-88 Миндортранса МССР, строительство насыпей с очень пологими откосами, поверхность которых может быть использована в сельскохозяйственном производстве.

2.7. При реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог в целях более полного использования полосы отвода существующей дороги и ее сооружений допускается обоснованное технико-экономическими расчетами отступление от норм СНиП 2.05.02-35 в сторону уменьшения расчетной скорости, радиусов кривых в плане, радиусов вертикальных кривых, ширины проезжей части и обочин.

2.8. Площади земель, отводимые во временное пользование для размещения отвалов снимаемого в основании земляного полотна плодородного слоя почвы и для проезда дорожно-строительных машин и транспортных средств при строительстве дороги, устанавливаются в соответствии с требованиями СН 467-74 (таблица 2.3.)

Таблица 2.3.

Категория дороги и количество полос движения

Площадь временного отвода, га/км.

На землях сельскохозяйственного пользования

На землях, непригодных для сельскохозяйственного использования

I

8

1,8

2,3

 

6

1,7

2,2

 

4

1,6

2,1

II

2

1,4

2,0

III

2

1,3

2,0

IV

2

1,3



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: