Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Монтажные и спец строительные работы arrow ВСН 347-75 Типовая инструкция по технике безопасности при изготовлении стальных конструкций  
25.04.2018
    
ВСН 347-75 Типовая инструкция по технике безопасности при изготовлении стальных конструкций

МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР

УТВЕРЖДАЮ:
зам. Министра

монтажных и специальных

строительных работ СССР

А. Г. Чубуков

26 июня 1975 г.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

ВСН 347-75

ММСС СССР

ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Москва-1978

Настоящая инструкция составлена Челябинским филиалом ВНИКТИСтальконструкция в соответствии с главой СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве» и в развитие этой главы применительно к производству стальных конструкций.

В ней приведены правила и требования по технике безопасности и производственной санитарии при изготовлении стальных конструкций на заводах и в мастерских металлоконструкций.

После издания настоящей инструкции теряет силу «Инструкция по технике безопасности при изготовлении стальных конструкций» , утвержденная Главстальконструкцией Государственного производственного комитета по монтажным и специальным строительным работам СССР 30 сентября 1964 г.

Инструкция предназначена для административных и инженерно-технических работников заводов и мастерских, а также организаций, занимающихся проектированием и изготовлением металлоконструкций.

Согласована с ЦК профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов 24 июня 1975 г.

Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР

Ведомственные строительные нормы

ВСН 347-750
ММСС СССР

Типовая инструкция по технике безопасности при изготовлении стальных конструкций

Взамен
МСН 64-64
ГМСС СССР

Содержание

 TOC o "1-3" h z 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ НА ЗАВОДЕ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

3. УСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ТЕРРИТОРИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЗАВОДА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

4. ВНУТРИЗАВОДСКОЙ И ВНУТРИЦЕХОВОЙ НАПОЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН И СЪЕМНЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

6. СКЛАДЫ МЕТАЛЛА, ПОЛУФАБРИКАТА И ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

7. ХОЛОДНАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА И СБОРКА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

8. ИНСТРУМЕНТ

9. КУЗНЕЧНЫЕ РАБОТЫ И КЛЕПКА

10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

11. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОСВАРОЧНОЙ И ГАЗОРЕЗАТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРЫ И ОБОРУДОВАНИЯ

12. ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ

13. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ КОМПРЕССОРОВ И ВОЗДУХОПРОВОДОВ

14. ПРОТИВОКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА КОНСТРУКЦИЙ

15. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

Приложение 1 ЗНАКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

Приложение 2 НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ И ЦЕПЕЙ

Приложение 3 ТИПОВЫЕ ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАВОДАХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

Приложение 4 ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Приложение 5 КОНЦЕНТРАЦИЯ ТОКСИЧЕСКИХ ГАЗОВ, ПАРОВ И ПЫЛИ В АТМОСФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Приложение 6 СОСТАВ ЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РУК

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция распространяется на все предприятия по изготовлению стальных конструкций, подведомственные Министерству монтажных и специальных строительных работ СССР.

1.2. Действующие, вновь вводимые в эксплуатацию или реконструируемые предприятия, цехи и производственные участки должны полностью отвечать требованиям настоящей инструкции, а также инструкций и правил техники безопасности и производственной санитарии, утвержденных в установленном порядке для отдельных видов производства, работ и оборудования.

1.3. Весь административный и технический персонал предприятия обязан изучить положения настоящей инструкции, руководствоваться ими в своей практической работе и обеспечить строгое соблюдение их в процессе производства.

1.4. Все издаваемые и действующие на предприятиях инструкции по выполнению отдельных видов работ, эксплуатации оборудования, и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии должны соответствовать требованиям настоящей инструкции.

1.5. Ответственность за соблюдение настоящей инструкции возлагается на администрацию предприятия - директора, главного инженера, начальников цехов и руководителей отдельных участков и работ.

Внесены Главным техническим управлением и Всесоюзным Объединением «Союзстальконструкция» Минмонтажспецстроя СССР

Утверждены Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР

Срок введения
1 января 1976 г.

1.6. Контроль за соблюдением настоящей инструкции должны осуществлять администрация, ИТР, служба техники безопасности заводов металлоконструкций, а также комиссия охраны труда заводского комитета и общественные инспектора в профгруппах.

1.7. Виновные в нарушении правил настоящей инструкции должны быть привлечены к ответственности согласно действующему законодательству.

1.8. Настоящая инструкция разработана на основании и в развитие следующих общеобязательных документов:

СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве»;

СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий»;

СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»;

ГОСТ 9238-73 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм (для линий со скоростью движения поездов не свыше 160 км/ч)»;

СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования»;

СНиП II-М.1-71 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования»;

СНиП II-А.9-71 «Искусственное освещение. Нормы проектирования»;

СН 181-70 «Указания по проектированию цветной отделки интерьеров производственных зданий и промышленных предприятий»;

СНиП II-33-75 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;

«Санитарные нормы и правила по ограничению шума на территории и в помещениях производственных предприятий» № 785-69, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 30 апреля 1969 г.;

«Санитарные нормы и правила по ограничению вибрации рабочих мест» № 627-66, утвержденные Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР 30 мая 1966 г.;

СН 203-62 «Указания по проектированию электрического освещения производственных зданий»;

СНиП II-А.8-72 «Естественное освещение. Нормы проектирования»;

СНиП II-М.2-72 «Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования»;

СНиП II-92-76 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования»;

«Правила по технике безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте Министерства путей сообщения», утвержденные ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта в 1966 г.;

«Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора СССР, утвержденные 30 декабря 1969 г.;

«Правила техники безопасности и производственной санитарии при производстве ацетилена, кислорода и газопламенной обработке металлов», утвержденные ЦК профсоюза рабочих машиностроения 20 апреля 1968 г.;

«Правила безопасности в газовом хозяйстве» Госгортехнадзора СССР, утвержденные 28 октября 1969 г.;

«Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденные Госгортехнадзором СССР 19 мая 1970 г. (изменения и дополнения внесены 25 декабря 1973 г.);

«Временные правила установки сосудов, работающих под давлением, в производственных помещениях предприятий и организаций Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР», утвержденные Главным техническим управлением Минмонтажспецстроя СССР 10 июня 1974 г.;

«Указания по проектированию производства ацетилена для газопламенной обработки металлов» У 867-00-4, утвержденные Государственным комитетом химической промышленности при Госплане СССР 13 апреля 1964 г.;

ВСН 6-75 «Инструкция по проектированию производства газообразных и сжиженных продуктов разделения воздуха», утвержденная Министерством химической промышленности 16 июня 1975 г.;

РСН 8-61 Госстроя РСФСР «Технические условия на монтаж оборудования установок разделения воздуха для получения кислорода, азота и редких газов»;

«Санитарные правила при сварке и резке металлов» Минздрава СССР, утвержденные 17 декабря 1967 г.;

«Правила техники безопасности и производственной санитарии при электросварочных работах», утвержденные президиумом ЦК профсоюза рабочих машиностроения 8 января 1960 г. с изменениями от 15 февраля 1963 г.;

«Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» Минэнерго СССР, утвержденные 12 апреля 1969 г.;

«Правила пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства», утвержденные ГУПО МВД СССР 29 декабря 1972 г.;

«Правила аттестации сварщиков», утвержденные Госгортехнадзором СССР 22 июня 1971 г.;

СН 102-76 «Инструкция по выполнению сетей заземления в электроустановках»;

СН 375-67 «Инструкция по методам контроля, применяемым при проверке качества сварных соединений стальных строительных конструкций и трубопроводов»;

ГОСТ 7512-69 «Швы сварных соединений. Методы контроля просвечиванием проникающими излучениями»;

ОСП-72 «Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений», утвержденные главным санитарным врачом СССР 10 апреля 1972 г.;

И-33.01-004-75 «Правила пожарной безопасности при эксплуатации заводов металлоконструкций», утвержденные Минмонтажспецстроем СССР 17 декабря 1975 г.;

«Правила и нормы техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов, заводов и предприятий по изготовлению металлоконструкций», утвержденные Минмонтажспецстроем СССР 31 декабря 1975 г.;

«Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов», утвержденные Госгортехнадзором СССР 7 декабря 1971 г.;

«Правила устройства электроустановок», утвержденные Минэнерго СССР, 1965 г.:

«Правила техники безопасности при эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением выше 1000 В», утвержденные Минэнерго СССР, 1966 г.;

«Правила техники безопасности при эксплуатации распределительных электросетей», утвержденные Минэнерго СССР, 1969 г.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ НА ЗАВОДЕ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

Обязанности и ответственность административно-технических работников предприятия за состояние техники безопасности и производственной санитарии

2.1. Общее руководство работой по технике безопасности и производственной санитарии и ответственность за соблюдение действующего законодательства по охране труда, выполнение правил, норм, инструкций и решений вышестоящих организаций по технике безопасности и производственной санитарии в целом по предприятию (организации) возлагается на директора (руководителя) и главного инженера.

2.2. Непосредственная организация работы по технике безопасности и производственной санитарии и контроль за проведением мероприятий по созданию безопасных условий труда на предприятии (в организации) возлагается на отдел (бюро, старшего инженера или инженера) по технике безопасности, подчиненный непосредственно главному инженеру предприятия. Отдел (бюро, старший инженер или инженер) по технике безопасности обязан вести работу в соответствии с  «Положение о службе техники безопасности в строительно-монтажных организациях и на предприятиях Минмонтажспецстроя СССР», утвержденными Минмонтажспецстроем СССР 10 октября 1973 г. и согласованными с ЦК профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов 12 февраля 1973 г.

2.3. Начальники цехов, отделов, лабораторий и складов во вверенных им подразделениях несут ответственность за:

общее состояние техники безопасности;

создание здоровой и безопасной производственной обстановки;

случаи травматизма и профессиональных заболеваний;

знание и выполнение ИТР, рабочими и служащими правил, норм и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, соответствующих выполняемой ими работе.

2.4. Указанные в п. 2.3 руководители во вверенных им подразделениях обязаны:

а) обеспечить исправное состояние производственных и вспомогательных помещений, оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных и грузоподъемных средств, предохранительных устройств и санитарно-технических установок, а также правильную организацию работ и рабочих мест;

б) организовать безопасное хранение, транспортировку и применение ядовитых, едких, взрыво- и огнеопасных и радиоактивных веществ, а также обеспечить обезвреживание сточных вод, производственных отходов и вентиляционных выбросов в соответствии, с требованиями санитарных правил;

в) обеспечить надзор за соблюдением всеми работниками норм, правил, инструкций, приказов и указаний по технике безопасности и производственной санитарии;

г) не допускать работников к самостоятельному выполнению работ без предварительного инструктажа, обучения и проверки теоретических знаний по безопасным приемам выполнения данной работы;

д) своевременно (не позднее 24 ч) расследовать несчастные случаи на производстве, выявлять причины, вызвавшие их и принимать меры к предупреждению производственного травматизма;

е) обеспечить необходимыми оградительными приспособлениями станки, машины, механизмы и прочее оборудование, а также не допускать установки или перестановки оборудования без согласования с начальником отдела (бюро) или старшим инженером (инженером) по технике безопасности;

ж) обеспечивать работающих полагающимися им по нормам спецодеждой, спецобувью, защитными приспособлениями, спецмолотком, спецмылом, питьевой водой и нейтрализующими веществами, а также обеспечивать своевременную стирку и ремонт спецодежды;

з) составлять планы работ по технике безопасности и производственной санитарии, и после утверждения руководством предприятия (организации) обеспечивать их своевременное выполнение;

и) обеспечивать работающих утвержденными инструкциями по технике безопасности, а также снабжать рабочие участки необходимыми плакатами и предупредительными надписями по технике безопасности;

к) в соответствии с графиком, утвержденным администрацией завода и согласованным с органами санитарного надзора, организовывать проверку состояния воздушной среды у рабочих мест в производственных и вспомогательных помещениях и принимать меры к недопущению содержания в них вредных газов, паров и пыли выше предельно допустимых концентраций;

л) обеспечивать правильную эксплуатацию и своевременное проведение испытаний, проверок и ремонтов грузоподъемных и транспортных средств, вентиляционных установок и сосудов, работающих под давлением.

2.5. Непосредственные руководители работ - начальники производственных участков и мастера - обязаны:

а) инструктировать и обучать подчиненных им рабочих безопасным методам и приемам работы, следить за соблюдением ими правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии;

б) обеспечивать правильную и безопасную организацию рабочих мест, чистоту и порядок на вверенных им участках, не допускать захламленности и загроможденности рабочих мест, проходов и проездов;

в) следить за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений и производственного инвентаря на своем участке;

г) следить за наличием и исправным состоянием ограждений опасных мест, оборудования и предохранительных устройств, за работой вентиляционных установок и нормальным освещением рабочих мест;

д) следить за наличием и сохранностью инструкций, плакатов и предупредительных знаков по технике безопасности и производственной санитарии на своем участке;

е) выяснять причины производственного травматизма и принимать меры по устранению этих причин.

2.6. Главный технолог и начальник производственного отдела несут ответственность за соблюдение правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии при разработке и внедрении технологических процессов и технологической оснастки.

2.7. Главный конструктор предприятия несет ответственность за принятие конструктивных решений, обеспечивающих безопасное изготовление металлоконструкций.

2.8. Главный механик (начальник энергомеханического отдела) и главный энергетик (зам. начальника энергомеханического отдела) несут ответственность за правильную организацию и своевременное проведение профилактических осмотров и планово-предупредительного ремонта оборудования, зданий, сооружений, силовой и осветительной электросетей, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию, а также за правильную организацию эксплуатации вентиляционных установок и систем.

2.9. Начальник отдела снабжения предприятия несет ответственность за своевременное обеспечение рабочих предприятия доброкачественной спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными приспособлениями и мылом, согласно действующим нормам.

2.10. За несчастные случаи и профессиональные отравления на производстве несут ответственность лица административно-технического персонала, которые своими распоряжениями или действиями нарушили соответствующие правила или инструкции по технике безопасности и производственной санитарии и не приняли зависящих от них мер для предотвращения несчастных случаев и профессиональных отравлений.

Основные правила приема на работу, инструктажа и обучения рабочих

2.11. Административно-технический персонал должен изучить правила, положения и инструкции по технике безопасности и промышленной санитарии.

По окончании обучения его знания должны быть проверены специальной квалификационной комиссией с выдачей соответствующих удостоверений.

2.12. Работники предприятия обязаны проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры согласно занимаемой должности в сроки, установленные «Списком производств и профессий, работники которых подлежат предварительным при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам» (приказ № 400 министра здравоохранения СССР от 30 мая 1969 г.).

2.13. Допускать работника к выполнению той или иной работы следует в зависимости от его возраста и в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 23 августа 1959 г. № 629.

2.14. К обслуживанию грузоподъемного и энергетического оборудования или к выполнению пожаро- и взрывоопасных работ разрешается допускать только лиц, прошедших специальную подготовку (обучение) и проверку знаний квалификационной комиссией предприятия после выдачи им соответствующего удостоверения.

2.15. При назначении рабочего на работу или при его переходе с одной работы на другую работники службы охраны труда, руководители участков или мастера должны инструктировать каждого о правильном и безопасном ведении работ, входящих в круг его новых обязанностей. Инструктаж следует проводить независимо от прохождения рабочим ранее курсового обучения по технике безопасности и производственной санитарии.

Инструктаж следует проводить в рабочее время на рабочем месте.

2.16. Инструктаж и обучение рабочих правилам техники безопасности должны проводить на основе:

данной инструкции и правил по технике безопасности и производственной санитарии, действующих на предприятии;

«Примерного положения о порядке инструктажа и обучения, рабочих безопасным приемам и методам работы на предприятиях», рекомендованного постановлением СНХ РСФСР 10 июня 1963 г. № 299;

типовых инструкций по технике безопасности по профессиям;

личного опыта администрации, особенно в условиях работы, которая не предусмотрена правилами и типовыми инструкциями.

2.17. Во всех случаях, не предусмотренных данной инструкцией или вызывающих сомнение, администрация должна получить консультацию по безопасному ведению работ в местных органах Государственного надзора.

2.18. Администрация обязана:

ежегодно проверять знание рабочими правил техники безопасности и производственной санитарии. Результаты проверки должны быть оформлены документально;

выдавать инструктируемому рабочему печатный экземпляр инструкции по технике безопасности по его профессии;

допускать к самостоятельной работе только тех лиц, знания которых по технике безопасности выполняемых работ проверены;

повседневно следить за соблюдением рабочими правильных и безопасных приемов работы, выполнением инструкций и применением предохранительных приспособлений и средств.

2.19. Администрация обязана на производственных участках, в цехах и на территории предприятия вывешивать соответствующие плакаты по технике безопасности, необходимые предупредительные надписи и регулярно проводить лекции и беседы по вопросам техники безопасности и производственной санитарии.

2.20. Администрация должна расследовать и регистрировать несчастные случаи согласно «Положению о регистрации и учете несчастных случаев, связанных с производством», утвержденному постановлением президиума ВЦСПС от 20 мая 1966 г.

При расследовании администрация обязана выявлять организационно-технические причины возникновения несчастных случаев, а также разрабатывать и внедрять мероприятия, предупреждающие повторение подобных случаев.

Результаты расследования причин травматизма и профзаболеваний должны обсуждаться на собрании рабочих участка.

3. УСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ТЕРРИТОРИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЗАВОДА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

Территория предприятия

3.1. Территория завода металлоконструкций и расположение зданий на ней должны удовлетворять технологическому процессу производства металлоконструкций, требованиям СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий» и СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений».

3.2. Территория предприятия должна быть спланирована. Ямы, колодцы и другие углубления, устраиваемые для технических целей, должны быть плотно и прочно закрыты.

При производстве строительных и ремонтных работ на территории завода вокруг ям, траншей и котлованов должны быть установлены устойчивые и прочные ограждения высотой 1 м.

3.3. С целью отвода атмосферных осадков на территории завода должны быть устроены надлежащие стоки для свободного и безопасного движения людей и транспорта.

3.4. В сырых и заливаемых водой местах для прохода людей должны быть проложены постоянные дорожки или временный настил из досок. При этом доски должны быть плотно пригнаны одна к другой. Ширину дорожки устанавливают в зависимости от количества проходящих по ней людей, но не менее 0,5 м.

3.5. Для прохода через канавы и траншеи должны быть уложены мостики шириной не менее 0,8 м с перилами высотой не менее 1 м.

3.6. Водостоки (канавы) на территории завода необходимо регулярно прочищать, своевременно ремонтировать и не допускать застоя сточных вод.

3.7. Территория завода должна содержаться в чистоте: в местах производства работ, движения людей и транспорта (проезды, проходы, железнодорожные пути и т.п.) следует систематически убирать мусор и отходы производства.

Зимой эти места необходимо очищать от снега, льда и посыпать песком, летом - поливать водой.

3.8. Железнодорожные пути на территории завода металлоконструкций должны быть расположены в соответствии с ГОСТ 9238-73 «Габариты приближения строений и подвижного состава, железных дорог колеи 1520 (1524) мм (для линий со скоростью движения поездов не свыше 160 км/ч)» и изменениями к нему (табл. 1).

Таблица 1

Внутренняя грань препятствия

Расстояние (м) до оси железнодорожных путей, мм

1524

750

1

2

3

Наружная грань стены или выступающая часть здания - пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц и т.п.:

 

 

при отсутствии выходов из зданий

3,1

2,5

при их наличии

6

5

при наличии выходов из зданий и оградительных барьеров между выходами из зданий и железнодорожными путями параллельно стенам зданий

5

4

Отдельно стоящая колонна, бункер, эстакада и т.п., погрузочное сооружение, платформа, рампа, пакгауз, тарное хранилище, сливное устройство, ссыпной пункт и др.

По габариту приближения строений к железнодорожным путям

Ограждение территории предприятия

5

4

Внутренняя грань опор контактной сети на прямых участках пути

3,1

-

То же, в особо трудных условиях на перегонах

2,75

-

То же, на станциях

2,45

-

Штабель круглого леса на лесных складах емкостью менее 10 тыс. м3

5

4,5

Ось ствола дерева

5

-

Кустарник

3,5

-

3.9. Устройство автодорог на территории завода металлоконструкций должно соответствовать требованиям СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования» и СНиП II-М.1-71 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования».

3.10. Дороги и проезды на территории предприятия должны быть, как правило, прямолинейными и отвечать технологическим требованиям и противопожарным нормам.

3.11. Ширина дорог должна соответствовать применяемым транспортным средствам, перемещаемым грузам и интенсивности движения с учетом встречных перевозок.

Проезжая часть дорог должна иметь твердое покрытие в виде асфальта, бетона, булыжника или колотого камня.

3.12. Устройство рельсовых путей для грузоподъемных машин и механизмов, работающих на открытых площадках (башенные и козловые краны), должно соответствовать «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденным Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г.

3.13. На всей территории завода должны быть вывешены указатели рабочих проходов, проездов и обозначены зоны, опасные для прохода и проезда. На границах опасных зон должны быть установлены ограждения и звуковые сигналы и вывешены хорошо видимые днем и ночью надписи, предупреждающие об опасности или о запрещении движения.

3.14. Для передвижения людей на территории завода должны быть устроены тротуары достаточной ширины, но не менее 1,5 м, покрытые твердым материалом. Край тротуара следует располагать не ближе 3 м от ближайшего рельса железнодорожного пути.

3.1.5. Дороги и тротуары должны постоянно содержаться в исправном состоянии и не иметь выбоин и ям.

3.16. В местах пересечения рельсовых путей дорогами и тротуарами необходимо устраивать переезды и переходы, охраняемые или оборудованные сигнализацией, обеспечивающей безопасность движения. В местах наиболее интенсивного железнодорожного движения и на основных путях движения пешеходов необходимо устраивать моста-переходы над рельсовыми путями либо тоннели под ними.

3.17. С наступлением темноты или плохой видимости места передвижения людей, а также места работ и движения транспорта должны быть обеспечены искусственным освещением согласно нормам, предусмотренным СНиП II-А.9-71 «Искусственное освещение. Нормы проектирования», а также световыми предупредительными сигналами.

Нормы освещенности приведены в табл. 2.

Таблица 2

Освещаемое место

Освещенность, лк

при лампах накаливания

при люминесцентных лампах

Переезды и железнодорожные пути (охранное освещение)

0,5

-

Места разгрузки и погрузки железнодорожных вагонов и платформ под открытым небом

2

-

То же, при наличии кранов

10

-

Склад металла при наличии кранов

20

50

Места обработки металла

50

100

То же, сборки металлоконструкций

50

100

То же, монтажа грузоподъемных машин и механизмов

30

75

То же, такелажных работ

20

50

3.18. Движение транспорта и людей на территории предприятия необходимо регулировать с помощью знаков движения и сигнальных устройств, устанавливаемых в соответствии с действующими правилами.

3.19. Санитарные разрывы между зданиями, освещенными через оконные проемы, должны быть не меньше наибольшей высоты до верха карниза противостоящего здания.

3.20. Санитарные разрывы от открытых складов угля и других пылящих материалов до производственных зданий должны быть не менее 20, до зданий бытовых помещений 25, а до прочих вспомогательных зданий 50 м. Эти разрывы должны быть озеленены.

3.21. Администрация обязана принять все меры к сокращению или ликвидации отходов и выбросов производства путем их переработки и утилизации.

Участки для отвалов или отходов следует располагать за пределами территории предприятия, населенного места и охранной зоны источников водоснабжения по согласованию с местными органами санитарного надзора.

Места для сбора, сортировки и кратковременного хранения отходов производства на территории предприятия следует отводить на специальных отдаленных участках или в изолированных помещениях.

Места для сбора и хранения отходов производства, содержащих возбудителей заболеваний, сильнодействующие химические или радиоактивные вещества, не подвергавшиеся предварительной нейтрализации, дезактивации, обезвреживанию и дезодорации, должны иметь устройства, полностью исключающие загрязнение почвы, подземных вод, атмосферы, и должны быть изолированы от доступа посторонних лиц.

Мусоросборники должны быть оборудованы плотно закрывающимися крышками, их необходимо регулярно очищать, не допуская переполнения.

3.22. Противопожарные разрывы между производственными зданиями, сооружениями и закрытыми складами, а также между производственными и вспомогательными зданиями, размещенными на территории предприятия, должны соответствовать СНиП II-М.1-71 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования».

3.23. В случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен по спланированной поверхности с укреплением ее по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и пылевидных грунтах растительным покровом, шлаком или гравием с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод.

3.24. Расстояние от края проезжей части или свободно спланированной территории, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до стены здания должно быть не более 25 м.

3.25. Территория завода металлоконструкций должна быть ограждена и озеленена в соответствии с указаниями СНиП II-М.1-71 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования».

Озеленение территории следует устраивать:

на предзаводских площадках и у главного входа;

вдоль внутризаводских магистральных и прочих проездов;

на свободных от застройки площадках и в районах размещения зданий бытовых помещений, столовых, здравпунктов;

вокруг цехов с большим выделением газов и пыли - кузниц, электродных цехов;

на узких полосах земли, отделяющих тротуары или пешеходные пути от автомобильных дорог;

в районе водозаборных сооружений, кислородных установок, компрессорных.

3.26. На территории предприятия следует предусматривать благоустроенные озелененные площадки для отдыха работающих, используя для этого свободную территорию между зданиями и в зонах, с наименьшим влиянием производственных вредностей.

Производственные помещения

3.27. Здания, производственные, административно-конторские и бытовые помещения завода металлоконструкций должны удовлетворять действующим СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий» и СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений».

3.28. В производственных цехах должны быть предусмотрены проезды и проходы, обеспечивающие удобное и безопасное выполнение технологических и транспортных операций.

Ширину проездов следует устанавливать с учетом размеров транспортируемых металлоконструкций, габаритов транспортных средств и обязательных свободных проходов шириной не менее 1 м.

Ширину проходов для людей между рядами оборудования и вокруг свариваемых конструкций следует определять в зависимости от типа оборудования, но не менее 1 м.

3.29. Границы габаритов железнодорожных путей, проездов и проходов, рабочих мест и складских площадок должны быть указаны на полах видимыми знаками белой несмываемой краской.

Укладка металла, обрезков, обработанных деталей и готовых металлоконструкций разрешается только в пределах границ складских площадок.

3.30. Полы в цехах завода металлоконструкций должны быть плотными, огнестойкими, нескользкими, малотеплопроводными.

3.31. Уборка помещений и рабочих мест мокрым способом должна производиться не реже одного раза в сутки.

3.32. Цветовая отделка помещений и оборудования должна соответствовать СН 181-70 «Указания по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий».

3.33. Стены помещений должны удовлетворять требованиям удобной очистки. По мере загрязнения стен, но не реже одного раза в год, они должны быть побелены с внутренней стороны.

3.34. Крыши помещений должны иметь ограждения по краям и содержаться в исправном состоянии. Зимой крыши и карнизы необходимо систематически очищать от снега и льда.

3.35. Метеорологические условия в рабочей зоне цехов завода металлоконструкций в соответствии с СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий» следует принимать аналогичными метеорологическим условиям в цехах с незначительными избытками явного тепла и категорией работ средней тяжести.

3.36. Отопление следует предусматривать воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией. В случае необходимости допускается применение воздушно-отопительных агрегатов.

3.37. В районах с отопительным сезоном обязательно должны быть устроены воздушно-тепловые завесы у наружных ворот, открываемых в смену в общей сложности на 40 мин и более.

3.38. Для улавливания сварочного аэрозоля и газов, выделяющихся при сварке, наплавке или резке, на стационарных рабочих местах, а также по возможности на нестационарных постах следует предусматривать местные отсосы.

3.39. В многопролетных зданиях для устранения распространения сварочного аэрозоля на несварочные участки необходимо между пролетами устраивать заграждения высотой 2,5 м от уровня пола.

3.40. Устройство общеобменной механической вентиляции обязательно в случаях, когда расход сварочных материалов на 1 м3 здания превышает 0,2 г/ч без учета их расхода на стационарных постах, оборудованных местными отсосами.

3.41. Приточную вентиляцию следует предусматривать: в холодный период года - механическую, в теплый - естественную в крайних пролетах и механическую - в остальных пролетах.

Расчетные параметры наружного воздуха следует принимать по СНиП II-33-75 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

3.42. Сварочные цехи, сообщающиеся через проемы со смежными несварочными цехами, должны иметь независимо от наличия фонарей механическую вытяжку.

3.43. Запыленный воздух, удаляемый местными отсосами, перед выбросом в атмосферу следует очищать, если количество пыли в нем превышает допустимое для выбросов содержание 80 мг/м3. При этом содержащие вредных веществ в атмосферном воздухе жилых районов во всех случаях не должно превышать предельно допустимых концентраций.

3.44. При электросварке, газовой сварке, резке и нагреве поверхностей металла внутри закрытых или не полностью закрытых пространств (резервуаров, котлов, цистерн и т.п.) помимо общеобменной вентиляции цеха должна быть устроена вентиляция с помощью местных отсосов от стационарных или передвижных установок. До производства газопламенных работ в местах скопления вредных газов или нагретого воздуха должны быть установлены и пущены в ход местные переносные приточные и вытяжные вентиляторы, открыты двери, люки, горловины и иллюминаторы, имеющиеся в этих помещениях.

3.45. Выброс загрязненного воздуха в помещение можно допустить в виде исключения только для переносных вентиляционных установок.

3.46. При невозможности осуществления местной вытяжки или общего вентилирования изделий с замкнутыми или полузамкнутыми контурами следует предусматривать принудительную подачу чистого воздуха в зону дыхания сварщика.

Забор воздуха установками местного притока следует производить из незагрязненной зоны, а в холодный период года воздух необходимо подогревать.

3.47. Уровень шума в цехах не должен превышать величин, установленных «Санитарными нормами и правилами по ограничению шума на территориях и в помещениях производственных предприятий» № 785-69, утвержденными Министерством здравоохранения СССР от 30 апреля 1969 г.

3.48. Для снижения шума, вызываемого отдельными источниками, последние необходимо заключать в звукоизолирующие кожухи или ограждения без жесткого крепления к оборудованию.

3.49. Необходимо предусматривать:

размещение мощных источников шума в боксах, отдельных помещениях или зданиях с повышенной звуко- и виброизоляцией;

облицовку внутренних поверхностей ограждений помещений звукопоглощающими материалами;

применение штучных звукопоглотителей или устройство экранов;

установку глушителей аэродинамических шумов, создаваемых вентиляторами, компрессорными или газодинамическими и другими аналогичными установками.

3.50. Для ослабления вибраций, распространяющихся на соседние помещения по конструкциям зданий, все агрегаты, создающие вибрации, должны быть установлены на самостоятельные фундаменты, виброизолированные от пола и конструкций здания, либо на специально рассчитанные амортизаторы.

3.51. Для ослабления передачи вибраций и шума по воздуховодам и трубопроводам присоединять их к вентиляторам и насосам следует при помощи гибкой вставки из прорезиненной ткани или резинового патрубка.

3.52. Для ослабления шума от внутризаводского транспорта необходимо соблюдать следующие требования:

рельсовые пути укладывать на упругое виброизолирующее основание, а стыки рельсов сваривать;

мостовое полотно главных дорог, проходящих по территории предприятия, покрывать асфальтом, а по сторонам дороги сажать деревья.

3.53. Предельно допустимые величины вибрации, вызванной работой технологического оборудования в цехах заводов металлоконструкций и передаваемой на рабочие места, не должны превышать величин, установленных «Санитарными нормами и правилами по ограничению вибрации рабочих мест» № 627-66, утвержденными Министерством здравоохранения СССР.

3.54. Электрическое освещение производственных и бытовых помещений, цехов и участков должно соответствовать требованиям СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий», СН 203-62 «Указания по проектированию электрического освещения производственных зданий» и СНиП II-А.9-71 «Искусственное освещение. Нормы проектирования».

3.55. Независимо от принятой системы освещения (общей или комбинированной) освещенность рабочих мест от светильников общего освещения должна быть: на участках обработки и сборочно-сварочном - не менее 50 лк при лампах накаливания и 100 лк - при люминесцентных лампах; на участках разметки - соответственно 150 и 400 лк (люкс).

3.56. Затенение рабочих мест и проходов мостовыми кранами должно быть компенсировано дополнительными светильниками, установленными на кранах.

3.57. При производстве сварочных работ внутри закрытых пространств, резервуаров, цистерн и т.п. рабочие места должны освещаться светильниками, расположенными снаружи свариваемого объекта, или ручными переносными лампами.

3.58. Переносные светильники должны отвечать требованиям электробезопасности и оснащаться отражателями, исключающими ослепление работающего. Для них следует применять напряжение не выше 12 В.

3.59. Цехи должны быть оборудованы аварийной электросетью, обеспечивающей освещение в проходах не менее 0,5 лк для безопасного движения людей при внезапном отключении электроэнергии. К сети аварийного освещения подключать другие токоприемники запрещается.

Лица, работающие в замкнутых объемах для безопасного выхода должны быть обеспечены ручными фонарями с индивидуальными источниками питания в случае отключения электроэнергии

3.60. Очистку светильников общего освещения в помещениях цехов и на производственных участках следует производить по мере загрязнения, но не реже одного раза в месяц.

3.61. Складские помещения подразделяются на категории в соответствии со степенью пожарной опасности находящихся в них материалов согласно СНиП II-М.2-72 «Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования».

3.62. По степени пожарной опасности основные цехи производства металлоконструкций (склад металла, цехи подготовки, обработки, сборочно-сварочный, склад готовой продукции), за исключением цехов окраски металлоконструкций и краскозаготовительных участков, относятся к категории Д.

3.63. Для цеховых кладовых, специально предназначенных для хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, должны быть установлены нормы хранения этих жидкостей.

3.64. Все цехи, мастерские, склады и другие аналогичные помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами.

3.65. Все производственные помещения необходимо постоянно содержать в чистоте и порядке, своевременно удалять мусор и отходы производства.

3.66. Обтирочные концы, тряпки и ветошь после употребления необходимо складывать только в стальные ящики, закрываемые стальными крышками, и в конце смены выносить из цехов в специальные места, отведенные по указанию пожарной охраны.

3.67. Вспомогательные помещения заводов металлоконструкций должны соответствовать нормам и требованиям СНиП II-92-76 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования».

3.68. Санитарно-бытовые помещения должны удовлетворять требованиям СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».

4. ВНУТРИЗАВОДСКОЙ И ВНУТРИЦЕХОВОЙ НАПОЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Железнодорожный транспорт

4.1. Устройство железнодорожных путей, переездов и переходов через них, а также обслуживание и техническая эксплуатация железных дорог и транспорта должны производиться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации железнодорожного транспорта промышленных предприятий». При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, а также других работ, связанных с использованием вагонов МПС, следует выполнять требования «Правил по технике безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте Министерства путей сообщения», утвержденных ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта в 1966 г.

4.2. Каждый работник, выполняющий работы, связанные с подвижным составом, должен соблюдать правила и инструкции по технике безопасности и промышленной санитарии и нести в зависимости от занимаемой должности личную ответственность за безопасность движения подвижного состава и безопасность каждого работающего.

4.3. Каждый работник, связанный с железнодорожным транспортом завода металлоконструкций, обязан подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу во всех случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения, а при обнаружении неисправности близлежащего сооружения или устройства, угрожающей безопасности движения, - немедленно принимать меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.

4.4. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта производственных предприятий должны постоянно содержаться в исправности. Ответственность за их состояние несут непосредственно обслуживающие их работники и начальники подразделений, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.

Эти работники в соответствии с должностными обязанностями должны досконально знать состояние сооружений и устройств, систематически проверять их и обеспечивать высокое качество содержания и ремонта.

4.5. Сооружения, устройства, подвижной состав, механизмы и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям. Основные сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны иметь технический паспорт, содержащий важнейшие технические и эксплуатационные характеристики. Реконструкцию разрешается производить только на основании предварительно разработанных проектов. Выполненные изменения, соответствующие службы обязаны вносить в проекты и паспорта.

4.6. Расстояние между осями смежных приемо-отправочных путей на прямых участках должно быть не менее 4800, на прочих станционных путях - не менее 4500 мм. Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, допускается 3600 мм. В производственных цехах расстояние между осями смежных путей определяют в проектной документации, оно должно быть не менее 4100 мм.

4.7. В случае необходимости организации движения людского потока вдоль железнодорожных путей должны быть устроены ходовые дорожки, а путь движения выровнен и спланирован.

4.8. Железнодорожные пути и межпутья должны быть очищены от снега, шлака, мусора, разбросанных деталей и материалов.

На путях, отведенных для постоянной сцепки и расцепки вагонов, шпальные ящики должны быть засыпаны балластом до уровня поверхности шпал или вдоль пути устроен настил, а желоба для гибких тяг, устройства сигнализации, централизации и блокировки должны быть накрыты.

Переезды и переходы через пути в гололедицу необходимо систематически посыпать песком или мелким шлаком.

4.9. Входная стрелка заводских путей должна быть заперта, а стрелки маневровых и запасных путей открыты. На заводах, где работают железнодорожные краны, всегда должна быть открыта стрелка на обгонный (запасной) путь во избежание столкновения вагонов с кранами, работающими на путях.

4.10. При маневрах запрещается двигаться со скоростью более, км/ч:

при передвижениях по свободным путям локомотивов с вагонами, прицепленными сзади

40

при движении вагонами вперед по свободным путям или стрелочным переводам на боковые пути независимо от того, с какой стороны находится локомотив

25

при маневрах вагонов с людьми, разнородными грузами, сжатыми и сжиженными газами и другими опасными грузами по перечню, установленному для дорог МПС, а также с негабаритными грузами 3 и 4 степеней

15

при подходе локомотива (одиночного или с вагонами) к вагону, передвижении подвижного состава по вагонным весам, подаче вагонов в здание цеха или склада, на пути погрузки-разгрузки или в депо

3

Маневрирование на путях погрузки и выгрузки должно происходить под наблюдением и по личным указаниям ответственного работника соответствующей службы.

4.11. Выходы из помещений, расположенных вблизи железнодорожных путей, должны быть устроены параллельно этим путям. Если выход из помещения устроен в направлении к железнодорожным путям, то должны быть установлены ограждающие барьеры. Такие барьеры должны быть установлены также в местах выхода на железнодорожные пути из-за зданий и сооружений, препятствующих нормальной видимости приближающегося подвижного состава.

4.12. Проемы для въезда железнодорожных составов в здания должны быть оборудованы сигнализацией. Для закрепления створок ворот в открытым и закрытом положениях должны быть устроены специальные запоры.

Использовать железнодорожные путевые проемы для прохода людей запрещается.

4.13. Передвижные железнодорожные краны при подъеме грузов, близких по величине к предельной нагрузке при данном вылете стрелы, а также при установке на продолжительную работу независимо от величины поднимаемых грузов должны быть поставлены на рельсовые захваты, поддерживающие выдвижные балки или другие устройства, предусмотренные в конструкции крана.

Перед подъемом груза, масса которого приближается к максимальной величине подъемной силы механизма, следует проверять действие тормозов при грузе, поднятом на высоту не более 100 мм от земли. При наличии уклона на пути работы крана под его колеса должны быть уложены тормозные башмаки, а кран заторможен.

4.14. Передвижные краны должны быть снабжены звуковыми сигналами, которые хорошо слышны в процессе их работы. При неисправности или отсутствии звуковых сигналов работа крана не допускается.

4.15. В случае необходимости перегона крана через входную стрелку, до начала перегона на другие пути необходимо заблаговременно выставить предупредительный сигнал, а по окончании перегона открыть стрелку на обгонный путь.

4.16. Железнодорожные вагоны и платформы вдоль фронта разгрузки (погрузки) следует передвигать локомотивами, мотовозами или механическими толкателями.

Передвигать вагоны машинами нерельсового транспорта (автомобилем, бульдозером и т.п.) запрещается.

4.17. При открывании люков полувагонов, дверей вагонов и бортов платформ необходимо применять специальные рычаги. Находиться в зоне возможного падения груза, борта или крышки люка запрещается.

4.18. Выгруженные около пути или подготовленные к погрузке грузы должны быть уложены и закреплены так, чтобы не нарушался габарит приближения строений: грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) высотой до 1200 мм должны находиться не ближе 2 м от наружной грани головки крайнего рельса, а большей высоты - не ближе 2,5 м.

Между штабелями груза должны быть оставлены свободные проходы шириной не менее 1 м.

4.19. Для удобного и безопасного входа в вагон, полувагон, на платформу и выхода из них к грузу необходимо устраивать специальные эстакады и мостики. Ширина мостиков должна быть не менее 1 м.

Грузить и разгружать вагоны, полувагоны и платформы следует, не нарушая их равновесия.

4.20. Груз в полувагонах, вагонах и на платформах должен быть надежно закреплен; способ крепления должен исключать возможность смещения груза во время движения. Несоблюдение установленных габаритов при погрузке железнодорожных полувагонов и платформ запрещается.

Масса груза не должна превышать грузоподъемность вагона, полувагона или платформы.

Тележки

4.21. Для транспортировки металла и конструкций применяют рельсовые тележки:

электрифицированные троллейные;

электрифицированные с кабельным подводом электроэнергии;

с приводом от электролебедки через стальной трос;

без привода.

4.22. К управлению тележками допускаются, лица, прошедшие специальное обучение, инструктаж по безопасному управлению тележками, имеющие удостоверение стропальщика и оформленные распоряжением по цеху.

4.23. Тележки должны соответствовать утвержденной проектной документации и иметь технический паспорт. Они должны быть оборудованы прочными несъемными подкладками, установленными на ровную поверхность платформы, откидными боковыми стойками и иметь место для хранения пульта управления, кабеля и двух тормозных башмаков.

На раме тележки несмываемой краской должны быть нанесены ее грузоподъемность, инвентарный номер и цех приписки. Грузоподъемность тележки должна быть проставлена с двух сторон.

4.24. Тележки с электроприводом для безопасности движения должны быть оборудованы звуковой сигнализацией, обеспечивающей нормальную слышимость в условиях работы цеха. Работа на тележках с неисправной звуковой сигнализацией запрещается.

4.25. Панель управления тележки должна иметь устройство, не позволяющее включать электродвигатель без ключа-бирки.

Руководитель работ должен ежедневно перед началом смены выдавать ключ-бирку лицу, эксплуатирующему тележку. По окончании работы бирка должна быть возвращена лицу, выдавшему ее.

4.26. Переводить механизмы прямого хода на обратный до полной их остановки не разрешается, за исключением обстоятельств, когда это необходимо для предотвращения аварии или несчастного случая, а также когда торможение электродвигателем предусмотрено электрической схемой тележки.

4.27. Скорость движения электрифицированной тележки не должна превышать 30 м/мин.

4.28. Передвижение тележки без привода может осуществляться приводной тележкой или вручную. При перемещении тележки без привода приводной тележкой они должны быть соединены между собой жесткими тягами.

4.29. Скорость движения тележки при перемещении вручную должна быть равномерной и не превышать средней скорости движения стропальщика шагом. Толкать тележку разрешается только сзади за ее край.

4.30. Грузить металл, детали и конструкции на тележки необходимо по утвержденным схемам, вывешенным на видных местах.

4.31. Опускать груз на тележку, а также поднимать его при наличии на тележке людей запрещается.

4.32. При погрузке необходимо соблюдать следующие требования:

тележки должны быть заторможены с обеих сторон тормозными башмаками;

габариты уложенного на тележку груза не должны выходить за пределы установленных габаритом внутрицеховых путей;

груз необходимо укладывать на подкладки и прокладки (высотой не менее 120 мм с концевыми упорами) и принимать меры против его рассыпания;

масса груза не должна превышать грузоподъемности тележки;

длина части груза, свешивающегося с тележки, не должна быть более 2 м; в противном случае груз следует укладывать на две тележки;

концы металла, деталей и конструкций, свешивающихся в тележки, должны быть выше головок рельсов не менее чем на 0,25 м.

4.33. Погрузку необходимо производить без нарушения равновесия тележки, для чего груз следует укладывать равномерно по платформе тележки, при этом необходимо стремиться к совмещению центров тяжести груза и платформы тележки.

4.34. Груз на тележке должен быть уложен устойчиво.

5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН И СЪЕМНЫХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Грузоподъемные машины

5.1. Установку, регистрацию, освидетельствование, прием в эксплуатацию и работу грузоподъемных устройств следует осуществлять в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора СССР от 30/ХII-1969 г. и СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве».

Настоящая глава содержит основные положения вышеуказанных нормативных документов.

Требования данной главы распространяются на:

краны всех типов;

электрические и ручные тали и лебедки, предназначенные для подъема грузов;

все вспомогательные грузозахватные приспособления (чалочные цепи и канаты, траверсы и т.п.), подвешиваемые к рабочему органу грузоподъемных машин.

5.2. Регистрации в органах технадзора до пуска в работу подлежат:

краны всех типов (за исключением указанных в п. 5.3);

грузовые электрические тележки с кабиной управления, передвигающиеся по надземным рельсовым путям.

5.3. Не подлежат регистрации в органах технадзора краны:

всех типов с ручным приводом, а также краны, при ручном приводе механизмов, передвижения которых в качестве механизма подъема применен пневматический цилиндр;

мостового типа и передвижные или поворотные консольные грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола кнопочным аппаратом, подвешенным на кране, или со стационарного пульта;

стреловые и башенные грузоподъемностью до 1 т включительно;

стреловые, предназначенные для работы с постоянным вылетом, не имеющие механизма поворота или передвижения;

переставные для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении.

5.4. Разрешение на эксплуатацию грузоподъемной машины, подлежащей регистрации в органах технадзора, должен выдавать участковый инспектор технадзора на основании результатов ее технического освидетельствования, проведенного владельцем. При этом инспектор обязан производить контрольную проверку состояния надзора и обслуживания грузоподъемной машины в организации или на предприятии.

О предстоящем пуске в работу грузоподъемной машины владелец обязан уведомить орган технадзора (инспектора) не менее чем за 5 дней.

5.5. Разрешение на эксплуатацию грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах технадзора, должен выдавать ИТР по надзору за грузоподъемными машинами на данном предприятии или работник, выполняющий его обязанности, на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствования.

Выдача разрешения на применение вновь изготовляемых съемных грузозахватных приспособлений и тары может быть возложена на другое лицо из числа ИТР.

5.6. Вновь установленные грузоподъемные машины, также съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», перед эксплуатацией должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.

5.7. Работающие грузоподъемные машины следует подвергать периодическому освидетельствованию:

частичному - не реже одного раза в 12 месяцев;

полному - не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Редко используемые грузоподъемные машины следует подвергать полному техническому освидетельствованию не реже чем через пять лет.

Отнести краны к категории редко используемых можно только по согласованию с представителем технадзора.

5.8. Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно быть произведено после:

монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте;

переноса портального крана к новому месту работы;

реконструкции грузоподъемной машины, указанной в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»;

ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементом или узлов;

установки вновь полученного от завода-изготовителя сменного стрелового оборудования;

капитального ремонта или смены механизма подъема грузоподъемной машины;

смены крюка (крюковой подвески);

смены несущих или вантовых канатов кабель-кранов.

5.9. Техническое освидетельствование необходимо возложить на ИТР по надзору за грузоподъемными машинами и производить при участии лица, ответственного за их исправное состояние.

Проверка правильности запасовки и надежности крепления канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом после смены или перепасовки могут быть возложены на лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

5.10. Руководство организации, предприятия (директор, главный инженер) должно обеспечить содержание принадлежащих предприятию (организации) грузоподъемных машин, съемных грузоподъемных приспособлений и тары в исправном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего освидетельствования, ремонта и обслуживания.

Для этого должны быть:

назначены лица, ответственные за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»;

создана ремонтная служба и установлен порядок профилактического осмотра и ремонтов, обеспечивающих содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;

установлен требуемый «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» порядок обучения и периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, а также проверки знаний инженерно-техническим персоналом вышеуказанных правил;

ИТР обеспечены экземплярами правил и руководящих указаний по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, а персонал - производственными инструкциями;

обеспечено выполнение инженерно-техническими работниками «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», а обслуживающим персоналом - инструкций.

5.11. Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин на предприятии должен быть назначен ИТР (при наличии более 50 грузоподъемных кранов назначается группа ИТР из расчета на каждого работника не более 50 грузоподъемных кранов) по надзору за грузоподъемными машинами после проверки комиссией его знаний «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и выдачи соответствующего удостоверения.

Проверку знаний ИТР по надзору за грузоподъемными машинами следует проводить через три года.

Для предприятий с малым числом грузоподъемных машин (до 20) ИТР по надзору за грузоподъемными машинами должен быть назначен вышестоящей организацией один на несколько предприятий.

5.12. При выявлении неисправностей, а также нарушений «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» при работе грузоподъемных машин и их обслуживании ИТР по надзору за ними должен принять меры для устранения этих неисправностей или нарушений, а в случае необходимости - остановить грузоподъемную машину.

5.13. Ответственность за содержание в исправном состоянии грузоподъемных машин предприятия, цеха или участка должна быть возложена на ИТР соответствующей квалификации после проверки комиссией его знаний «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и вручения ему удостоверения. В его ведении должен находиться персонал, обслуживающий кран, кроме стропальщиков.

Периодическую проверку знаний лица, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, следует проводить через три года.

На предприятиях, имеющих самостоятельные подразделения по обслуживанию механического и электрического оборудования, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии могут быть назначены по согласованию с местными органами технадзора раздельно по механической и электрической частям.

Номер и дата приказа о назначении этого лица, а также его должность, фамилия, имя, отчество и роспись должны быть вписаны в паспорт крана до его регистрации в органе технадзора и возобновлены после назначения нового ответственного лица.

Во время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей следует возлагать приказом на работника, заменяющего его по должности (без занесения его фамилии в паспорт крана). Руководство предприятия должно создавать условия для выполнения ответственным лицом возложенных на него обязанностей.

5.14. В каждом цехе или на участке работ грузоподъемных кранов, в каждой смене должен быть назначен приказом ИТР, ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами (начальник смены, сменный мастер, начальник участка) после проверки комиссией его знаний соответствующих разделов «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и инструкций для крановщика и стропальщика. Лицу, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение и инструкцию.

Знания этого лица следует проверять периодически через каждые три года. В отдельных случаях по согласованию с местным органом технадзора наблюдение за безопасным производством работ по перемещению груза краном может быть поручено бригадиру, при этом обязанности по созданию безопасных условий работы должны выполняться инженерно-техническими работниками.

5.15. Лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами обязано организовать на подчиненном ему участке ведение работ с соблюдением правил техники безопасности.

5.16. Для предприятий с малым числом грузоподъемных машин, где не могут быть назначены все лица, предусмотренные пп. 5.11; 5.13 и 5.14, по согласованию с органами технадзора выполнение обязанностей этих лиц может быть возложено на одного или двух ИТР.

5.17. Проверка знаний «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ИТР по надзору лиц, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, а также ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, должна производиться в соответствии с «Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками.

5.18. Для управления грузоподъемными машинами с машинным приводом и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков (машинистов) и слесарей, а для машин с электрическим приводом - кроме того, электромонтеров. Эти лица должны пройти надлежащее обучение и аттестацию.

5.19. К работе на мостовом электрическом магнитном или мостовом электрическом общего назначения кране, оснащенном электромагнитами, разрешается допускать опытных крановщиков, имеющих удостоверение на право работы на электромостовых кранах, после прохождения ими специальной практической и теоретической подготовки по соответствующей программе и сдачи экзамена.

5.20. Для подвешивания груза на крюк грузоподъемной машины, за исключением случаев, указанных в п. 5.21, должен быть назначен стропальщик.

5.21. Для подвешивания на крюк грузоподъемной машины без предварительной обвязки груза, имеющего петли, рымы, цапфы, а также находящегося в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре, или когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами, можно допускать рабочих основных профессий, дополнительно обученных по сокращенной программе стропальщика. К этим рабочим следует предъявлять те же требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», что и к стропальщикам.

Подвешивать груз на крюк грузоподъемной машины, управляемой с пола, разрешается рабочему, пользующемуся этим краном.

5.22. Для правильного обслуживания грузоподъемных кранов администрация обязана обеспечить крановщиков, слесарей, электромонтеров и стропальщиков инструкциями, определяющими их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учетом типа крана и требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Инструкцию указанным лицам следует выдавать перед допуском к работе.

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: