Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Монтажные и спец строительные работы arrow ВСН 369-76 Инструкция по сварке цветных металлов в электромонтажном производстве  
21.10.2018
    
ВСН 369-76 Инструкция по сварке цветных металлов в электромонтажном производстве

Министерство монтажных и специальных
строительных работ СССР

Главэлектромонтаж

Утверждена Министерством
монтажных и специальных
строительных работ СССР
17 ноября 1976 г.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СВАРКЕ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
В ЭЛЕКТРОМОНТАЖНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

ВСН 369-76
ММСС СССР

Москва «Энергия» 1978

Разработчик: Всесоюзный государственный научно-исследовательский и проектный институт ВНИИпроектэлектромонтаж.

Инструкция содержит указания по сварке шин, профилей и изделий из меди, алюминия и его сплавов, а также изделий из разнородных металлов: алюминия со сталью и меди со сталью.

С введением в действие настоящей Инструкции подлежат отмене следующие нормативные документы:

«Инструкция по термитной сварке проводов воздушных линий электропередачи». М.- Л., Госэнергоиздат, 1961.

«Инструкция по сварке симметричных токопроводов наружной установки» . М., 1965 (ГПИ Тяжпромэлектропроект).

«Инструкция по электродуговой сварке шин из меди, алюминия и его сплавов» . М., «Энергия» 1968.

«Инструкция по электрошлаковой сварке тяжелых алюминиевых шин» . М., 1970 (ВНИИПЭМ).

«Инструкция по полуавтоматической сварке узким соплом тяжелых шин без разделки кромок» . М., 1970 (ВНИИПЭМ).

«Инструкция по применению пропан-бутана в электромонтажном производстве»  М., 1970. (ВНИИПЭМ).

«Инструкция по полуавтоматической сварке медных шин в защитном газе»  М., 1972 (ВНИИПЭМ).

«Инструктивные указания по термитной сварке изолированных проводов и кабелей с алюминиевыми жилами». М., Энергия, 1964.

«Дополнения к «Инструктивным указаниям по термитной сварке изолированных проводов и кабелей с алюминиевыми жилами». М., 1971 (ВНИИПЭМ).

«Инструктивные указания по соединению, ответвлению и оконцеванию гибкого токопровода (кабеля) сечением 1000 и 1500 мм2». М., 1971 (Главэлектромонтаж).

Техциркуляр Главэлектромонтажа № 9-2-94/70 от 28/IX 1970 г. «Об электродной проволоке для сварки алюминиевого сплава АД31Т1».

Минмонтажспецстрой СССР

Ведомственные строительные нормы

ВСН 369-76

ММСС СССР

Инструкция по сварке цветных металлов в электромонтажном производстве

Взамен: ; ; ; ; ;

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Первая часть Инструкции распространяется на сварку шин, профилей и изделий из меди, алюминия и его сплавов, сварку изделий из разнородных металлов: алюминия с медью, алюминия со сталью и меди со сталью, а также сварку шин с жилами проводов.

Во второй части описаны способы соединения ответвлений жил и оконцевания изолированных проводов и кабелей, выполняемых сваркой.

Сварка для соединения шин должна применяться повсеместно, в том числе для присоединения к выводам электротехнических устройств, за исключением мест, где по требованиям эксплуатирующих или проектных организаций должны быть разъемные соединения.

Внесены Всесоюзным государственным научно-исследовательским и проектным институтом ВНИИпроектэлектромонтаж

Утверждены

Минмонтажспецстроем СССР
17 ноября 1976 г.

Срок введения

1 января 1978 г.

Соединять алюминий и его сплавы следует аргонодуговой сваркой. Использование других видов сварки, требующих применения флюсов, допускается, если возможны удаление остатков флюса после сварки и консервация соединений путем покрытия специальными защитными красками, эмалями.

Алюминиевый сплав АД 31 следует соединять только аргонодуговой сваркой.

При выборе вида сварки следует отдавать предпочтение механизированным: полуавтоматической и электрошлаковой.

Возможно больший объем сварочных работ следует переносить на заводы или в мастерские, где имеется возможность механизации вспомогательных операций (подготовки кромок, кантовки изделий, зачистки после сварки), а также автоматизации процессов сварки.

Непосредственно в монтажной зоне следует сваривать только укрупненные труднотранспортируемые блоки.

Для сварки следует широко использовать монтажно-сборочные приспособления: кантователи, шаблоны, специальные сварочные столы и др.

Для зачистки швов, удаления шлака, соединения сварочных проводов и т.п. следует использовать комплекты инструментов электросварщиков КИ-125, КИ-300 или КИ-500.

Для механизации работ по зачистке швов и обработке свариваемых кромок рекомендуется использовать пневматические или электрические шлифовальные машины.

В сварочной цепи должны применяться медные гибкие специальные кабели для электрической дуговой сварки ПРГД или ПРГДО. Длина проводов не должна превышать 30 м во избежание больших потерь электроэнергии. Сечения проводов в зависимости от значения сварочного тока рекомендуются следующие:

Сварочный ток, А...                200        300      400        600      800           1000

Одинарный провод, мм...      35          50        70          95        120           150

Двойной провод, мм...         2 х 10    2 х 16   2 х 25    2 х 35    2 х 50       2 х 70

Сварные соединения жил проводов и кабелей должны выдерживать статические осевые нагрузки на растяжение не менее 30 % временного сопротивления разрыву целой жилы.

Электрическое сопротивление сварного соединения не должно превышать сопротивления целого равновеликого участка шины или жилы провода или кабеля.

Нагрев сварных соединений шин, профилей, а также жил проводов и кабелей не контролируют.

Сваривать соединения должен специально обученный персонал. Подготовка персонала, выполняющего сварку, проверяется не реже 1 раза в 3 года.

Часть I. СВАРКА ШИН И ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ АЛЮМИНИЯ, ЕГО СПЛАВОВ И МЕДИ

I.1. Сварка шин и электромонтажных изделий из алюминия и его сплавов

Ручная аргонодуговая сварка вольфрамовым электродом

I.1.1. Этот вид сварки следует применять в основном для соединения шин из алюминия и его сплавов толщиной до 6 мм.

I.1.2. Для ручной аргонодуговой сварки вольфрамовым электродом следует использовать установки УДАР-300, УДАР-500, УДГ-301 и УДГ-501, серийно выпускаемые промышленностью.

I.1.3. При отсутствии указанных установок сварочный пост может быть собран по схеме, приведенной на рис. I.1, из оборудования, указанного в табл. I.1.

При выборе оборудования по пп. I.1.2 и I.1.3 следует иметь в виду, что для нормальной работы установок УДАР и УДГ, а также сварочных горелок ЭЗР-4 и РГА-400 требуется охлаждающая вода.

I.1.4. Перечень материалов, необходимых для выполнения ручной аргонодуговой сварки вольфрамовым электродом, приведен в табл. I.2.

I.1.5. Подготовка шин и профилей к сварке, кроме рихтовки и резки по размеру, должна включать:

а) обработку свариваемых кромок в зависимости от толщины материала для обеспечения необходимых размеров разделки по ГОСТ 14806-69 "Швы сварных соединений. Дуговая сварка алюминия и алюминиевых сплавов. Основные типы и конструктивные элементы";

Рис. I.1. Схема поста для ручной аргонодуговой сварки переменным током:

ОС - осциллятор; ТС - трансформатор сварочный; РБ - реостат балластный; Г - горелка сварочная; Р - редуктор; Б - баллон

б) просушку свариваемых кромок, если они покрыты влагой;

в) зачистку свариваемых кромок после сборки стальной проволочной щеткой и обезжиривание их растворителем-бензином, ацетоном или уайт-спиртом;

г) подогрев свариваемых кромок до 100 - 250°С, если сварка выполняется при температуре окружающей среды ниже 0°С.

Для просушки, а также для подогрева кромок прямоугольных шин могут быть использованы горелки пропан-воздушные малолитражные ГПВМ-0,1 и ГПВМ-0,5.

Для подогрева кромок профилей трубчатого, коробчатого и "двойное Т" следует использовать многопламенные насадки, навинчиваемые на сопло горелки ГПВМ-0,5.

I.1.6. Подготовка сварочной проволоки должна включать:

а) химическую обработку (приложение 1);

б) нарезку на прутки длиной от 0,5 до 1 м.

I.1.7. При выполнении сварки необходимо соблюдать следующие требования:

вольфрамовый электрод не должен выступать из сопла горелки более чем на 7 мм;

начиная сварку, возбудить дугу на угольной пластинке и разогреть вольфрамовый электрод;

не касаться вольфрамовым электродом металла изделия, так как это приводит к нарушению режима сварки, загрязнению шва и увеличению расхода электрода;

поддерживать дугу длиной не более 10 мм;

заканчивая сварку, после обрыва дуги несколько секунд не отводить горелку от конца шва, защищая струей аргона остывающий металл;

при сварке на открытом воздухе защищать рабочее место сварщика от ветра щитами, ширмами, тентами и т.п. При необходимости следует увеличить расход аргона настолько, чтобы на поверхности шва не появилось черного налета.

Таблица I.1

Оборудование *

Назначение

Трансформатор сварочный: ТС-300; ТД-300; ТС-500; ТД-500

Источник питания сварочной дуги

Осциллятор: СТШ-500; ОСПЗ-2М; ОСПЗ-2М-1

Стабилизация сварочной дуги

Реостат балластный: РБ-200; РБ-300; РБ-500

Регулирование сварочного тока

Горелка сварочная: ЭЗР-3-58; ЭЗР-3-66; ЭЗР-4; РГА-150; РГА-400

Подведение сварочного тока к электроду; подведение защитного газа

Баллон стальной (для аргона) 40 - 150

Транспортировка и хранение аргона

Редуктор:

КБД-60 ; КБД-25

Регулирование давления аргона

* Можно использовать любой из указанных типов.

Таблица I.2

Материал

Назначение

1. Проволока сварочная СвАК5 диаметром 3, 4 и 5 мм

Присадка для заполнения сварочной ванны при сварке алюминия

2. Проволока сварочная СвАМг6

Присадка для заполнения сварочной ванны при сварке алюминиевого сплава АД 31 или сплава АД 31 с алюминием

3. Аргон чистый газообразный

Защитный газ

4. Прутки вольфрамовые лантанированные ВЛ или иттрированные ВИ

Неплавящийся электрод

5. Бензин Б 70 или ацетон

Промывка и обезжиривание свариваемых кромок

6. Ветошь обтирочная

Протирка кромок растворителем

7. Отходы графитированные анодов, блоков или электродов

Изготовление формующих подкладок

I.1.8. Начиная сварку, следует подогреть свариваемые кромки путем медленного перемещения сварочной дуги вдоль них, затем сконцентрировать дугу в начале шва до образования сварочной ванны. Перемещение дуги вдоль стыка выполнять со скоростью плавления кромок на всю толщину. Присадку следует равномерно вводить в передний край сварочной ванны. Схема сварки показана на рис. I.2.

Режимы и ориентировочный расход материалов при сварке в нижнем положении приведены в табл. I.3.

Рис. I.2. Ручная аргонодуговая сварка вольфрамовым электродом:

а - схема сварки; 1 - сварной шов; 2 - горелка; 3 - электрод; 4 - присадочный пруток; б - схема движения электрода при сварке

I.1.9. При сварке в вертикальном, горизонтальном и потолочном положениях для предотвращения стекания металла и лучшего формирования шва необходимо выполнять следующие правила:

уменьшать силу сварочного тока (на 10 - 20 %) и увеличивать расход аргона (до 30 %) против их значений, указанных в табл. I.3;

сварку выполнять валиками небольшого сечения короткой дугой;

сварочную горелку при сварке в вертикальном и горизонтальном положениях располагать так, чтобы дуга была снизу.

Полуавтоматическая импульсно-дуговая сварка в аргоне

I.1.10. Этот вид сварки следует использовать для соединения шин из алюминия и его сплавов толщиной 6 мм и более.

I.1.11. Для полуавтоматической импульсно-дуговой сварки в аргоне следует собрать сварочный пост по одной из схем, приведенных на рис. I.3 а - в, из оборудования, указанного в табл. I.4.

При сварке в мастерской электромонтажных заготовок (МЭЗ), где возможен подвод охлаждающей воды, следует применять специализированные комплектные полуавтоматы ПДГИ-301, выпускаемые серийно.

I.1.12. Для полуавтоматической импульсно-дуговой сварки в аргоне кроме материалов, перечисленных в табл. I.2 (поз. 3, 5, 6, 7) настоящей Инструкции, необходима сварочная проволока диаметром 2 мм:

СвА5С или СвАКЗ для сварки шин из алюминия;

СвАК5 для сварки шин из алюминиевого сплава АД31.

Рис. I.3. Схемы постов для полуавтоматической импульсно-дуговой сварки в аргоне постоянным током:

ВС - выпрямитель сварочный; ГИ - генератор импульсов; П - полуавтомат; Р - редуктор; Б - баллон; ПС - преобразователь сварочный; В - вентиль; ТС - трансформатор сварочный; ПВ - приставка выпрямительная

I.1.13. Подготовить шины, профили и электродную проволоку следует в соответствии с пп. I.1.5 и I.1.6 а настоящей Инструкции. Очищенную проволоку необходимо намотать на кассету (барабан) полуавтомата.

Таблица I.3

Толщина шин, мм

Сварочный

ток *, А

Диаметр электрода, мм

Технологический зазор между кромками шин, мм

Диаметр присадочного прутка, мм

Расход на 100 мм шва

аргона, л

присадки, г

3

140

3

1

3

9

5,6

4

160

3

1

3

10

6

5

180

3

1

3

10

6,8

6

200

4

2

3

11,5

8,5

8

225

5

2

4

12

11 - 20

10

250

5

3

5

14

35

12

300

6

3

5

16

45

* Переменный ток.

Таблица I.4

Оборудование *

Применяется в схеме рис. I.3

Примечание

а

б

в

Генератор импульсов: ГИ-ИДС-2; ГИД-1

+

+

+

Источник питания сварочной дуги

Выпрямитель сварочный: ВДГ-301; ВС-300; ВС-600; ВДУ-504

+

-

-

То же

Преобразователь сварочный:

ПСГ-500; ПСУ-500

-

+

-

"   "

Трансформатор сварочный

СТЭ-34 **

-

-

+

"   "

Приставка выпрямительная ПВ-400

-

 

+

Выпрямление сварочного тока при питании от трансформатора

Полуавтомат сварочный:

ПРМ-2; ПРМ-4

+

+

+

Выполнение сварочного шва

Редуктор

КБД-25

+

+

+

Регулирование давления аргона

Баллон 40 - 150

+

+

+

Транспортировка и хранение аргона

Вентиль полупроводниковый

ВК-200

-

+

-

Защита преобразователя

* Можно использовать любой из указанных типов.

** Для регулировки тока от вторичной обмотки необходимо сделать отпайки.

I.1.14. При сварке необходимо соблюдать следующие требования:

вылет электродной проволоки (длина конца электродной проволоки, выступающей из мундштука) должен быть 10 - 15, а длина дуги 4 - 7 мм;

начиная сварку, следует обеспечить предварительную продувку аргоном газового тракта полуавтомата и зоны сварки;

заканчивая сварку, после обрыва дуги несколько секунд не отводить горелку от конца шва, защищая струей аргона остывающий металл;

при сварке на открытом воздухе защищать рабочее место сварщика от ветра щитами, ширмами, тентами и т.п.;

при сварке многослойных швов в случае появления темного налета последующие швы выполнять только после зачистки предыдущих. Зачистка необходима также при случайных обрывах дуги и коротких замыканиях.

I.1.15. Начиная сварку, необходимо сконцентрировать дугу в начале шва. При перемещении горелки вдоль свариваемых кромок следить за правильным формированием сварочного шва и равномерным проплавлением кромок на всю толщину. При необходимости получить большую ширину шва следует выполнять горелкой поперечные колебания.

Схемы выполнения сварки показаны на рис. I.4. Режимы и ориентировочный расход материалов при сварке в нижнем положении приведены в табл. I.5.

I.1.16. При сварке в вертикальном, горизонтальном и потолочном положениях необходимо соблюдать рекомендации п. I.1.9 настоящей Инструкции. При выполнении многослойных швов во избежание перегрева и отекания металла следует делать кратковременные перерывы для охлаждения металла.

I.1.17. Полуавтоматическую аргонодуговую сварку можно выполнять и без применения импульсного генератора. Но в этом случае несколько снижается производительность и ухудшается формирование шва при выполнении сварки в вертикальном и потолочном положениях. Рекомендуемые режимы и ориентировочный расход материалов при полуавтоматической сварке в нижнем положении приведены в табл. I.6. Техника и технология этого вида сварки не отличаются от указанных в пп. I.1.11 - I.1.16 настоящей Инструкции.

Рис. I.4. Полуавтоматическая сварка в различных пространственных положениях:

а - нижнее; б - вертикальное; в - горизонтальное; 1 - сварочная горелка; 2 - сварной шов

Таблица I.5.

Толщина шин, мм

Сварочный* ток, А

Напряжение на дуге, В

Параметры импульсов

Скорость подачи электродной проволоки, м/мин

Расход на 100 мм шва

 

Амплитуда тока, А

Длительность, мс

аргона, л

проволоки (диаметром 2 мм), г

 

6 - 8

180 - 200

18 - 20

450 - 630

1,5

3,9

8 - 10

7 - 10

 

10

220 - 250

20 - 24

480 - 700

1,6

4,5

15 - 20

13 - 18

 

12

240 - 260

24 - 26

580 - 820

1,6

5,4

20 - 40

16 - 22

 

15

240 - 260

24 - 26

580 - 820

1,6 - 1,8

5,4

30 - 50

75

 

20

240 - 260

24 - 26

580 - 820

1,6 - 1,8



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: