Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Рекомендации Рекомендации по разработке раздела «Охрана окружающей среды» ТЭО строительства (реконс  
20.02.2018
    
Рекомендации Рекомендации по разработке раздела «Охрана окружающей среды» ТЭО строительства (реконс

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ
(ЦНИИП градостроительства)

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА
«ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
ТЭО СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ)
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Утверждены председателем
научно-технического совета,
директором института
В.В. Владимировым
(Протокол № 8 от 28.9 1990 г.)

МОСКВА 1992

В рекомендациях изложены состав и содержание раздела «Охрана окружающей среды» (ООС) ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, порядок разработки раздела, а также условия его информационного обеспечения и согласования, требования к ведению мониторинга и утверждению данной части ТЭО. Уточнены терминология и понятийный аппарат раздела ООС ТЭО, приведены частные методики оценки состояния компонентов ПТК - природного территориального комплекса и разработан матричный метод обобщающей (комплексно-интегративной) оценки качества окружающей среды в районе трассирования автомобильной дороги.

Поскольку ТЭО разрабатывается для автомобильных дорог значительной протяженности, упор сделан на выявление нарушений конкретных компонентов ПТК (как наиболее эколого-опасных ситуаций) и природообусловленных ареалов риска для автомобильной дороги и групп пользователей сопредельных земель: населенных мест; земель сельскохозяйственного назначения; лесного и водного фонда, земель запаса; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения.

Рекомендации такой направленности разработаны впервые. Разработчики - ЦНИИП градостроительства и Союздорпроект.

Работа одобрена Государственным комитетом СССР по охране природы и Министерством транспортного строительства СССР.

Рекомендации рассчитаны на инженерно-технических работников проектных организаций, специалистов по охране окружающей среды и смежных областей знания.

THE USSR COMMITTEE ON ARCHITECTURE AND URBAN DEVELOPMENT

The Central Research and Design Institute for Town Planning
(TsNIIP for Town Planning)

RECOMMENDATIONS

on the development of the Section «Environment Protection»,
feasibility study for the construction (reconstruction) of
a motorway of general use

Moscow, 1992

Recommendations deal with the composition and contents of the section «Environment Protection», feasibility study (technical-economic basis - TEO) for the construction (reconstruction) of a motorway of general use, phasing of the section preparation as veil as the informational supply and coordination, requirements for monitoring and approval of the given section of the feasibility study.

They include precise definition of the terms and notions associated with the feasibility study for environmental protection as veil as specific methodologies for evaluating the quality of the natural-territorial complex components and the matrix method for a generalized (comprehensive-integrative) evaluation of the environmental quality within the site of a motorway construction.

As the feasibility study is intended for the motorways of a considerable length, special emphasis is laid upon the disturbance of particular components of the natural-territorial complexes (as the most ecologically dangerous situations) and the risk areas hazardous for a motorway and the neighbouring land users: settlements, agricultural lands, forests and water resources, land reserves, nature conservation, health protection, recreation, historic and cultural, industrial, transportation, communication, defence and other uses.

The given recommendations are unique as far as their purpose-is concerned. They were prepared by the Central Research and Design Institute for Town Planning and Soyzdorproekt.

The Recommendations were approved by the State Committee of the USSR on Nature Conservation and by the USSR Ministry of Transportation Development. The Recommendations are intended to the engineering and technical personnel of design organisations, experts on the environment protection and other related areas.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость в рекомендациях обусловлена увеличением протяженности автомобильных дорог и потребностью в их качественном улучшении, связанном с возрастанием доли автомобильных перевозок в общем объеме грузо- и пассажирооборота. Масштаб работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог определен Генеральной схемой развития сети автомобильных дорог СССР общегосударственного и республиканского значения, в первую очередь, государственной программой строительства и реконструкции автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 272 от 19 февраля 1988 г.).

Автомобильный транспорт, стимулируя развитие народного хозяйства, одновременно является существенным источником отрицательного влияния на окружающую среду*. По этой причине важно оценивать интегрированное воздействие автомобильного транспорта и всех иных источников в районе трассирования автомобильных дорог на ПТК и учитывать дифференцированные требования конкретных групп землепользователей во всех природных зонах. Это позволит оценить степень экологической безопасности (опасности) для конкретных ПТК изменения окружающей среды.

*) Этот и некоторые другие специальные термины, напечатанные с разрядкой, - см. приложение 1.

В действующих нормативах рассматриваются не столько условия охраны территорий и связанных с ними иных компонентов ПТК, сколько их использование. Таковы, например, СН 467-74. Нормы отвода земель для автомобильных дорог (В кн.: Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений. - М.: Стройиздат, 1976. С. 55 - 71).

В действующих нормативах рассматриваются не столько условия охраны территорий и связанных с ними иных компонентов ПТК, сколько их использование. Таковы, например, СН 467-74. Нормы отвода земель для автомобильных дорог (В кн.: Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений. - М.: Стройиздат, 1976. С. 55 - 71).

Основные группы земель определены Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 10. Ст. 129): населенные пункты, земли сельскохозяйственного, лесного и водного фонда, земли запаса, земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Для того чтобы максимально полно учесть требования групп землепользователей (с позиций сохранения и развития физического и психоэмоционального здоровья населения, сохранения всех природных сред, ценных объектов народнохозяйственного комплекса и особо - памятников культуры и истории), важно разработать принцип и форму использования обобщающей оценки состояния окружающей среды.

Обобщающая оценка должна давать возможность выявлять экологоопасные ситуации на конкретных территориях и ареалы риска для конкретных землепользователей в зависимости от преимущественного изменения, вплоть до сверхкритического состояния, конкретного компонента ПТК.

Однако имеющаяся нормативно-техническая документация по составлению раздела «Охрана окружающей среды» касается лишь стадии рабочего проектирования, а потому не содержит (и не может содержать) никаких из перечисленных условий: в разделе 3 «Охрана окружающей среды» СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования (М.: ЦНТП Госстроя СССР, 1986, 52 с.) содержатся лишь частные требования по ограничению негативного воздействия автомобильных дорог на окружающую среду. Подобные требования фактически, повторены в Региональных нормах проектирования и строительства автомобильных дорог Нечерноземной зоны РСФСР, утвержденных Госстроем СССР в 1988 г. в качестве межведомственного нормативного документа. Более того, в этих документах не содержится перечень необходимых и достаточных характеристик каждого из компонентов ПТК, нет ни изложения структуры раздела, ни последовательности его разработки.

В Указаниях о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам) /Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1985. № 9. С. 3-13/ предусмотрена лишь необходимость разработки такого раздела. Последующие Указания о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства и технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования (М.: Союздорпроект, 1987) содержат лишь перечень компонентов природной среды и общие требования к проведениям природоохранных мероприятий. Более того, в данных Указаниях не учитывается совокупность техногенных воздействий, в первую очередь автомобильной дороги, на компоненты ПТК и реципиенты. Не включено требование дать обобщающую оценку состояния окружающей среды (в том числе, комплексную оценку состояния ПТК), хотя лишь на ее основании можно разрабатывать необходимые средоохранные мероприятия.

Впервые разработана структура и последовательность подготовки раздела «Охрана окружающей среды» ТЭО. строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, новейшие методики выявления экологоопасных ситуаций и ареалов их проявления. Раздел содержит регламентированные требования к утверждаемой части ТЭО.

Особенностью данных рекомендаций является предложение разработки природоохранной стратегии, основанной на выявлении природообусловленных границ развития нарушений каждой из природных сред. Упрощению разработки Раздела способствует матрица обобщающей оценки состояния окружающей среды, обеспечивающая учет нарушений всех компонентов ПТК при интегрированном воздействии всех источников в районе трассируемой автомобильной дороги (как экологоопасных ситуаций для конкретных землепользователей).

Рекомендации разработаны: гл. 1, 2, а также 3.1, 3.9, 4, приложение 2 - докт. техн. наук И.В. Лазаревой (рук. темы); 1, 2.1, 2.2 - канд. арх. C.Б. Чистяковой; 3.2 -н.с. В.А. Гутниковым и канд. техн. наук К.И. Семашко; 3.3, приложение 3 - канд. хим. наук А.А. Беккером (ИГКиЭ) и докт. техн. наук О.А. Ставровым (ИКТП при Госплане СССР); 3.4 - н.с. Н.Б. Ворониной и инж. В.П. Зарецким (Союздорпроект), им разработана и гл. 3.7; 3.5, приложение 4 - н.с. Л.И. Николаевой; 3.6 - канд. биол. наук Р.И. Ханбековым (МИЛМ) и канд. с.-х. наук Ю.П. Алимовым (Гослесхоз); 3.8 - инж. Б.С. Зотовым; приложение 1 - коллективом авторов; графическое оформление - инж. Г.И. Елозиной.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Целью раздела «Охрана окружающей среды» ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования (далее в тексте Раздел) является разработка предложений по охране основных компонентов окружающей среды на придорожной территории, т.е. по сохранению, преобразованию и восстановлению их состояния. Мероприятия по реализации этих предложений должны способствовать охране компонентов природной среды и нормальному функционированию объектов народнохозяйственного комплекса района трассируемой автомобильной дороги.

1.2. Задание на разработку Раздела должно содержать формулировку главных целей и задач: сроки их осуществления, предложения головной организации, выполняющей Раздел, по подключению к работе организаций-соисполнителей для решения отраслевых задач.

1.3. Разработку Раздела следует производить в соответствии с Указаниями о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства и технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования и Временной инструкцией о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов (М.: Госкомприрода СССР, 1980).

1.4. Раздел следует рассматривать как руководство по последовательной детализации и уточнению количественной и качественной оценки влияния принятого варианта строительства (реконструкции) автомобильной дороги на состояние окружающей среды района ее трассирования. Важно, чтобы этапы Раздела по времени их разработки соответствовали аналогичным этапам работы по проектированию дороги. Так, характеристика современного состояния окружающей среды должна проводиться одновременно с анализом особенностей системы землепользования на территории планировочного образования.

1.5. Раздел составляется на основе следующих исходных данных и документов, предоставляемых заказчиком:

проектный план трассы в масштабе 1:10000, 1:50000 или 1:100000 (в зависимости от протяженности проектируемой дороги), на котором показываются: существующие, строящиеся и проектируемые на момент составления проекта дороги основные объекты - населенные места, усадьбы колхозов и совхозов (с указанием численности населения), санатории, пионерские лагеря, зоны и места массового отдыха и туризма, памятники природы, истории и культуры, в том числе архитектуры, и другие ценные объекты, их охранные зоны, а также зоны особого режима; производственные предприятия и комплексы; земли гослесфонда; земли сельскохозяйственного назначения с выделением зон мелиорации и орошения; земли водного фонда с указанием водоемов, водотоков, ирригационных каналов и других водных объектов; пути миграций животных, а также места из размножения, питания и отстоя; земли государственного запаса, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

схема возможного изменения функционального использования территорий, подлежащих отводу под строительство автомобильной дороги и находящихся в зоне ее влияния (до 3 км по обе стороны трассы);

данные (полученные заказчиком от специализированных организаций и служб), характеризующие состояние окружающей среды рассматриваемого района по определяющим ее компонентам: климатические и микроклиматические условия; инженерно-геологические условия; состояние воздушной, водной сред и почв; состояние растительного и животного мира; заболеваемость населения; состояние памятников породы, истории и культуры, в том числе архитектуры.

Примечание:

В случае отсутствия или неполноты необходимых для исполнения Раздела исходных данных, представляемых заказчиком, он может поручить головной организации-исполнителю Раздела или другой организации подготовку материалов за дополнительную оплату.

1.6. Раздел ТЭО «Охрана окружающей среды» должен разрабатываться в полном объеме для автомобильных дорог высших категорий (I и II), т.е. с большой интенсивностью движения. Для дорог низших категорий допускается изложение основных положений раздела с меньшей степенью детализации и в меньшем объеме.

1.7. Материалы Раздела (как утверждаемой части ТЭО) представляются в следующем составе; пояснительная записка (с изложением основных положений Раздела); графическая часть.

1.8. Пояснительная записка по структуре и составу должна отражать последовательность разработки и содержание Раздела, (они изложены ниже, в гл. 2).

1.9. Графическая часть также должна соответствовать последовательности разработки и содержанию Раздела, иллюстрируя основные аспекты проблемы охраны окружающей среды. В. ее состав должны входить:

1. Схема землепользований и экологическая характеристика района строительства (реконструкции) автомобильной дороги. На ней следует выделить группы землепользователей, требования которых определяют выбор направлений охраны земель (территорий и акваторий).

2. Схема развития нарушений территорий и иных компонентов ПТК. На ней важно отобразить фактическое состояние и потенциальное изменение компонентов ПТК, определяющих проблемные ситуации и ареалы риска для конкретных групп землепользователей.

На стадии ТЭО возможно отказаться от разработки прогноза, но необходимо определить тренд (тенденцию) изменения компонентов ПТК. С этой целью следует выявить природообусловленные границы развития, их нарушений как основу выбора стратегии охраны, территорий и других компонентов окружающей среды. По возможности, на 2-ой или дополнительной обзорной схеме (М 1:1000000 и более) следует отобразить обобщающую, оценку состояния окружающей среды, выделив в обязательном порядке приоритетные экологоопасные ситуации и ареалы риска.

Примечание: При составлении обзорной схемы целесообразно использовать данные наземного и дистанционного (аэрокосмического) слежения за районом автодороги. Необходимо также специально оценить биогеофизическую аномальность территории.

1.10. Нормативно-правовой и инструктивно-методической базой разработки раздела является система законодательных и правительственных нормативных актов, государственных стандартов, строительных норм и правил и другие материалы, регламентирующие соблюдение требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. При проектировании народнохозяйственных комплексов и объектов документы, утвержденные или согласованные Госстроем СССР, Госкомприродой СССР, Минздравом СССР и другими министерствами и ведомствами, наделенными функциями надведомственного регулирования использования природных ресурсов, являются руководящими материалами, а не имеющие соответствующих утверждений и согласований - инструктивными и справочными.

1.11. Стоимость разработки Раздела следует устанавливать по совокупной стоимости работ коллектива исполнителей с учетом фактически необходимых трудозатрат не только на проектирование, но и на натурные и инструментальные обследования района трассирования автомобильной дороги.

2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ», ТЭО СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ) АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел «Охрана окружающей среды» разрабатывается в определенной последовательности, поэтапно. На первых двух этапах - аналитическом и прогностическом (трендовом) - выявляются нарушения каждого из компонентов ПТК и их влияние на группы землепользователей. Итоговый этап должен содержать обобщающую (комлексно-интегративную) оценку состояния окружающей среды и перечень мероприятий по снижению и предупреждению воздействия автомобильной дороги на ее состояние. Для обоснования комплексов мероприятий необходимо разработать природоохранную стратегию и рекомендации по охране окружающей среды с учетом требований групп землепользователей.

2.1. Экологическая характеристика района строительства (реконструкции) автомобильной дороги с учетом сложившейся структуры землепользования (1-й этап)

2.1.1. Экологическая характеристика должна содержать общую оценку состояния окружающей среды, выявляющую степень нарушенности компонентов ПТК при сложившейся структуре землепользования.

2.1.2. Характеристика природных, а точнее, техноприродных условий - фоновых (регионально-геологических и зонально-климатических) и локальных - включает Рассмотрение закономерностей и направленности техноприродных процессов, которые имеют существенное значение для решения проблемы охраны окружающей среды. При этом должны быть рассмотрены:

характеристики зонально-климатических условий - климатическая характеристика определенного географического пояса (последовательно сменяющиеся от экватора к полюсам пояса отличаются, главным образом, неравномерным распределением лучистой энергии солнца по широте) и географических (природных) зон в пределах этих поясов. Зональность осложняется местными орографическими условиями, условиями увлажнения, на нее заметно влияет характер циркуляции в атмосфере и др.;

характеристика инженерно-геологических условий территорий - геологического строения и свойств горных пород, геоморфологии района, гидрологических и гидрогеологических условий (специфика режимов поверхностных и подземных вод), динамики опасных геологических процессов (сейсмичность, заболачивание и пр.), распространенности геохимических и геофизических аномалий, особенно в связи с проявлением их биоактивности и психотропности, в том числе проявлением идеомоторных актов;

характеристика состояния поверхностных водных объектов - водотоков и водоемов, а также характеристика гидрографической сети с выделением объектов, подлежащих сохранению путем устройства водоохранных зон;

характеристика растительности - соотношение и местоположение территорий, покрытых различными типами растительности (луга, леса, степные участки и пр.); ценность растительности, в том числе уникальность генофонда, наличие государственных заповедников, заказников, охраняемых зон и урочищ; площадь вырубленного и погибшего леса; биологическая продуктивность биоценозов;

характеристика животного мира - места нахождения, размножения, питания и отстоя редких видов животных, в первую очередь, занесенных в Красную книгу; пути миграции диких животных, птиц, обитателей водной среды и др.

2.1.3. Характеристика объектов структуры землепользования в районе проектируемой дороги должна содержать следующие сведения:

группы землепользователей и особенности режимов землепользования, т.е. фактическое соотношение площадей и расположения принадлежащих различным группам землепользователей сопредельных территорий;

площадь земель (территорий и акваторий), отчуждаемых для строительства (реконструкции) автомобильной дороги, и их характеристика с позиций утраты ими социально-экономической ценности и экологической значимости: обеспечения охраны компонентов природной среды (лесной, водной и прочих сред и их объектов);

площадь земель, отводимых на период строительства (реконструкции) дороги во временное пользование под карьеры по добыче сырья строительных материалов, строительные базы, цементно-бетонные, щебеночные, асфальтобетонные заводы, места временного складирования плодородного почвенного слоя и др.

Примечание: Характеристика земель временного пользования с позиций их влияния на состояние окружающей среды подлежит фиксации в формах госстатотчетности. Эти данные должны быть основой проекта рекультивации нарушенных земель, являющегося обязательной составной частью проекта организации строительства дорог.

2.1.4. Экологическую характеристику района строительства (реконструкции) автомобильной дороги целесообразно иллюстрировать обобщающей схемой, на которой должны быть выделены основные группы землепользователей и качественные характеристики, определяющие природный потенциал занимаемых ими территорий и акваторий и ценность народнохозяйственных объектов. На схеме следует показать трансформацию землепользований как при изъятии территорий под дорогу, так и при отводе во временное пользование для строительства дороги.

2.2. Покомпонентная оценка состояния окружающей среды района строительства (реконструкции) автомобильной дороги. Природоохранные мероприятия. Стоимостные показатели работ (2-й этап)

2.2.1. Покомпонентная оценка состояния окружающей среды района строительства (реконструкции) автомобильной дороги должна содержать:

оценку особенностей нарушений инженерно-геологических условий территории, в том числе: грунтовых (геолого-литологические условия, а также изменения инженерно-геологических свойств горных пород); почвенных; гидрогеологических, в основном связанного с опасностью подтопления территорий изменения уровенного режима; появления техногенных форм микрорельефа (отработанные карьеры, отвалы снятого плодородного слоя); активизации геологических процессов; затопления при прорывах гидросооружений и пр.;

Примечание: В дополнение к традиционно подготавливаемым материалам инженерно-геологических изысканий рекомендуется при проведении оценки территорий определять их типы (соответствующие всем экологозначимым характеристикам) и особенности развития нарушений, а также выявлять локализацию зон риска - зон несоответствия заданных условий землепользования природной устойчивости территории (и ПТК в целом), т.е. их способности сохранять физические, химические и биологические свойства. Методический подход к оценке нарушенности территорий изложен в гл. 3.1.

Оценку климата, в том числе фоновую оценку климата, а также его физиолого-гигиеническую характеристику; оценку отдельных климатических факторов (температура и влажность воздуха, режим ветра, метелей и пыльных бурь, осадков); оценку микроклиматических особенностей (с учетом топографии местности). При оценке климатических условий основное внимание уделяется метеорологическим факторам и явлениям (метели, гололед, снегоперенос, туман, ветер, температурные инверсии), которые могут оказать влияние на условия движения автомобильного транспорта и на состояние окружающей среды, в том числе на распространение выбросов отработанных газов автомобильного транспорта в атмосферном воздухе, почвах и других природных средах. Все расчеты по оценке климатических и микроклиматических условий рекомендуется проводить по методике, помещенной в гл. 3.2;

оценку состояния атмосферного воздуха в районе автомобильной дороги в зависимости от выбросов отработавших газов автомобильного транспорта с учетом накопления примесей в приземном слое воздуха, особенно в период инверсий и других неблагоприятных метеорологических условий. Оценка загрязнения воздушного бассейна производится с использованием натурных наблюдений и расчетных методов математического моделирования (см. гл. 3.3);

оценку состояния водных ресурсов, учитывающую негативное влияние автотранспорта: попадание в водотоки нефтепродуктов, продуктов износа (резина, металл), солей, используемых для борьбы с гололедом и т.д. Санитарно-гигиеническая характеристика водных ресурсов производится с использованием данных контролирующих служб (см. гл. 3.4);

оценку ландшафтно-геохимических условий территории, включающую определение уровня химического загрязнения почв и растительности в зоне влияния автомобильной дороги. Основная цель - установить степень загрязнения растительности, идущей в пищу человеку и животным. Наибольшее внимание следует уделять приоритетным загрязняющим веществам: свинцу и бенз(а)пирену - веществам 1 класса опасности, обладающим токсичным, канцерогенным и мутагенным действием. Нормативная основа оценки негативного влияния, автотранспортного загрязнения на сельхозпродукцию и методика определения ареалов геохимического загрязнения природных территорий изложены в гл. 3.5;

оценку состояния растительности (уровень дигрессии, механические повреждения, потенциальные деградационные сдвиги) с учетом неблагоприятного воздействия на нее: загрязнения атмосферного воздуха выбросами отработанных, газов автомобильного транспорта, пылеобразования в процессе эксплуатации дорог, заболачивания прилегающих к дороге площадей, вырубки леса, геохимического загрязнения почв горюче-смазочными материалами, продуктами истирания автомобильных шин и покрытий дорог, а также твердыми выбросами двигателей транспортных средств (см. 3.6);

оценку состояния среды обитания животного мира с учетом отрицательного воздействия строительных работ и эксплуатации автомобильной дороги на места размножения, питания и отстоя редких животных и биологических видов. Выявление случаев нарушения сложившихся путей миграции животных и пр. (см. гл. 3.7);

оценку шумового режима на примагистральных территориях, включая определение шумовых характеристик автотранспортных потоков, выявление зон акустического дискомфорта, определение количества населения в этих зонах. Методика оценки состояния акустической среды в районе автомобильной дороги приведена в гл. 3.8;

оценку воздействия вибрации, вызванной движущимся транспортом, на расположенные в непосредственной близости от трассы здания и сооружения, растительность и пр. Эту оценку следует проводить на следующей стадии (рабочего проектирования), т.к. участки с грунтами, деформирующимися при вибрации, имеют небольшую протяженность и не могут повлиять на выбор мероприятий на стадии ТЭО.

2.2.2. Полученные оценки характеристик компонентов окружающей среды графически отображаются на опорном плане строящейся (реконструируемой) автомобильной дороги, а также подставляются в виде иллюстративных материалов - расчетных графиков, диаграмм, аналитических таблиц, текстового материала, которые включаются либо в основной текст подраздела, либо в приложение к Разделу.

2.2.3. По каждому из компонентов ПТК должны быть назначены комплексы соответствующих природоохранных мероприятий, направленных на восстановление, преобразование или сохранение их исходного состояния. Стоимость таких комплексов определяется по фактическим затратам в аналогичной техноприродной обстановке с учетом региональных экономических нормативов. Соотношение экономического ущерба от нарушений конкретного компонента ПТК и стоимости реализации соответствующего ему комплекса природоохранных мероприятий влияет на выбор варианта трассирования автомобильной дороги. Предпочтительным следует считать вариант, при котором совокупная стоимость природоохранных мероприятий не превышает величины экономического ущерба, нанесенного конкретным землепользователям.

2.3. Обобщающая (комплексно-интегративная) оценка состояний окружающей среды района строительства (реконструкции) автомобильной дороги. Разработка природоохранной стратегии и рекомендаций по охране окружающей среды с учетом требований групп землепользователей (3-й этап)

2.3.1. Обобщающая оценка состояния окружающей среды, основанная на агрегировании частных показателей, позволяет установить степень воздействия автомобильной дороги на ценностные характеристики землепользовании. Обобщающая оценка выполняется как двуединая - комплексно-интегративная. При этом комплексная оценка, которая предусмотрена частными и общей методиками, приведенными в настоящих рекомендациях, позволяет учитывать совокупное (с учетом синергизма) воздействие на компоненты ПТК ряда факторов (загрязнение атмосферного воздуха и почв, нарушенность территории, шум и др.). Интегративная оценка характеризует степень воздействия совокупных нарушений ПТК на группы землепользователей (состояние здоровья населения, сохранность градостроительных объектов и пр.).

Группы землепользователей целесообразно объединить по принципу единообразных требований к состоянию компонентов ПТК: для одной из групп - А (населенные пункты, промышленность и пр.) важна в основном относительная стабильность инженерно-геологических условий и предотвращение активизации геодинамических процессов, для других - Б (сельскохозяйственные земли) и В (лесные земли) - биогенность горных пород, а для особо охраняемых - Г (заповедники, водные объекты и пр.) - относительная неизменяемость исходной природной обстановки). Подробнее об этом - см. гл. 4.

2.3.2. При обобщающей (комплексно-интегративной) оценке применяют графоаналитический метод последовательного наложения карт, отображающих состояние отдельных компонентов ПТК на карту-схему района строительства (реконструкции) автомобильной дороги (гл. 2.1.4).

Получение количественных показателей при наложении таких карт осуществляется путем составления частных и общей (обобщающей) матриц. Обобщающая оценка состояния окружающей среды может также производиться на основе разбивочной опорной сетки с кодовым приложением.

2.3.3. В ряде случаев достаточно удобной и эффективной формой обобщающей оценки состояния окружающей среды является стоимостная оценка, предполагающая соответствующую интерпретацию (в денежном выражении) негативных последствий воздействия экологических факторов на объекты социально-экономической подсистемы района. При этом определяют величину экономического ущерба. Он может быть рассчитан методом прямого счета потерь, т.е. как сумма локальных ущербов, связанных с воздействием каждого из факторов.

2.3.4. Определение обобщенных показателей состояния окружающей среды позволяет выявить проблемные ситуации, их остроту (которая может оцениваться в баллах на основе экспертной сценки) и пространственно-временные границы ареалов риска.

2.3.5. Ранжирование проблемных ситуаций по остроте экологической обстановки позволяет выявить приоритетные среди них и определить места проведения первоочередных мероприятий. Результаты комплексно-интегративной оценки (проблемные ситуации и ареалы риска) могут быть графически представлены на опорном плане проектного решения дороги в виде карты инженерно-экологического зонирования территории с установлением в различных зонах экологического риска определенного режима (вида и интенсивности) функционального использования территории.

2.3.6. Разработка природоохранной стратегии (обосновывающей выбор мероприятий по охране окружающей среды) ведется по следующим направлениям:

предупреждение посредством природоохранных мероприятий техногенно обусловленных нарушений (например, предотвращение нарушений почвенного покрова, породного состава лесных массивов, заболачивание территорий и т.д.);

снижение негативного влияния нарушений природной среды на группы землепользователей как реципиентов (применение шумо-газозащитных устройств, изменение направления трассы, переселение жителей и т.д.);

изменение структуры землепользования за счет преобразовательных мероприятий (рекультивация нарушенных территорий посадки растительности, мелиорация заболоченных земель, создание искусственных водоемов и т.д.).

3. МЕТОДИКИ ПОКОМПОНЕНТНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ ОЦЕНОК СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ) АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

3.1. Методика оценки состояния территорий по инженерно-геологическим условиям. Обоснование мероприятий по охране территорий и недр

3.1.1. При разработке данного подраздела в составе ТЭО строительства (реконструкции) автомобильной дороги общего пользования следует руководствоваться требованиями Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле [1], Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах 2, Закона СССР и Закона РСФСР об охране памятников истории и культуры [3], а также соответствующих подзаконных актов и нормативно-технических документов, утвержденных и согласованных Госстроем СССР и другими ведомствами. При выборе планировочных и инженерных решений следует учитывать нормы и правила охраны и рационального использования земель, недр и почв, в том числе СНиП 1.02.07-87 [4], ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84) [5] и ГОСТ 17.4.3.02-85 (СТ-СЭВ 4471-84) [6], а также соответствующих нормативов и руководств [7; 8; 9]х)

В связи со значительной протяженностью автомобильных дорог, для которых предусматривается разработка ТЭО, важно базироваться на стратегии охраны территорий [10; 11; 12]. Целесообразные (природообусловленные) направления охраны территорий принимают соответственно направлениям охраны природной среды - по ГОСТ 17.0.0.01-76 (СТ СЭВ 1364-78) [13]; сохранение территорий (путем предотвращения нарушений) преобразование неудобных (при выполнении мероприятий по защите и инженерной подготовке неудобных территорий), восстановление нарушенных территорий. С этой целью выявляют категории территорий: сохраняемые (по средоохранному, ресурсосберегающему и объектозащитному принципу, в том числе по историко-культурной ценности и материальной стоимости) и преобразуемые (неудобные и нарушенные). Перечень сохраняемых особо охраняемых территорий приведен в приложении 2. Типологию неудобных территорий и схему их распространения (рис. 1) следует принимать по СНиП 2.01.01-82, прил. 1, рис. 2 - 8 [14].

х) Особо следует учитывать наличие действующих или законсервированных месторождений общераспространенных полезных ископаемых независимо от их ведомственной принадлежности.

Рис. 1. Схема распространения неудобных (потенциальных нарушений) территорий

 - территория с многолетнемерзлыми породами; максимальная мощность толщ многолетнемерзлых пород, м; сейсмоактивные территории;  - сейсмичность, балл;  - избыточно увлажненные и заторфованные территории;  территории с карстующимися и лессовидными просадочными породами;  территории с массивами подвижных песков

Необходимые территории следует оценивать как потенциально нарушенные, т.е. как экологоопасные, обусловливающие границы ареалов риска для самой автомобильной дороги, для населения и для ценных народнохозяйственных объектов (рис. 2, 3).

Особое внимание следует уделять охране территории (геологической среды) в районах с экстремальными зонально-климатическими и регионально-геологическими условиями. Важно также оценить и учесть условия постоянного и временного затопления территорий [7].

При определении расчетных гидрологических характеристик, а также при оценке угрозы затопления в случае прорыва напорного фронта гидросооружений и разработке мероприятий по борьбе с затоплениями следует основываться на расчетных данных и результатах гидрометеорологических наблюдений Госкомгидромета СССР. В случае необходимости следует дополнительно учитывать данные инженерно-гидрометеорологических изысканий в соответствии с требованиями СНиП 2.02.14-83 [15].

Ареалы проявления геокриогенных деформаций как ареалы риска в пределах криолито-зоны (в районе распространения многолетнемерзлых горных пород) определяют по материалам СНиП 2.01.01-82, прил. 1, рис. 2 [14], а также по результатам специальных региональных исследований. Учет особенностей регионально-геологических и локальных геокриологических условий на данных территориях производят в соответствии с РСН 31-83 [16].

Лавиноопасные и селеопасные районы на территории СССР выделяют по СНиП 2.01.01-82, прилож. 1, рис. 5 и 8 соответственно [l4]. В районах, подверженных развитию лавин, степень лавинной опасности территории и ее прогноз следует устанавливать согласно соответствующей инструкции, а селевую опасность - согласно п. 3.204 СНиП 1.02.07-87 [4].

В сейсмоактивных районах (согласно тому же пункту СНиП) важно уточнить сейсмичность территории на основе сейсмического микрорайонирования.

3.1.2. Источником информации об изменении состояния геологической среды являются материалы инженерных изысканий, в том числе прошлых лет, и другие данные о техноприродных условиях района трассирования строящейся (реконструируемой) автомобильной дороги и ее отдельных участков, которые имеются в исполкомах Советов народных депутатов, фондах Мингео СССР, Госкомгидромета СССР, ГУГК СССР, территориальных изыскательских, проектно-изыскательских и проектных организациях, на действующих предприятиях различных министерств и ведомств (п. 1.17 СНиП 1.02.07-87 [4]). Согласно специальному положению, территориальной изыскательской организации предоставляется право в установленном порядки получать копии технических отчетов и другие необходимые материалы, имеющиеся в организациях другой ведомственной принадлежности.

Согласно п. 3.34 СНиП 1.02.07-87 [4], при проведении инженерных изысканий (для составления предпроектной документации) инженерно-геологическим работам должны предшествовать: дешифрирование аэрокосмофотоматериалов, выполненных в различных зонах спектра электромагнитных волн, аэровизуальные и натурные (маршрутные) наблюдения. Их следует производить при изучении геоморфологических особенностей площадок и трасс линейных сооружений, а в сочетании с другими видами работ - и для установления геологического строения, гидрогеологических условий, распространения и развития опасных геологических: процессов. Необходимо также проводить биогеофизический анализ территорий для выявления участков неравновесного состояния биосферы, обычно характеризующихся распространением мелких форм рельефа. Такие участки проявляются в резонансном взаимодействии живой природы с геологической средой. С указанной спецификой территорий обычно сопряжена как угроза для нормального движения автомашин, так и экологоопасность для компонентов ПТК. Например, вблизи участков, характерных для резонансных зон Земли, где происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) из-за возникновения идеомоторных актов, обнаруживается недостаточная естественная защищенность качественных подземных вод. При отсутствии специальных карт (космологических и космоаэросъемки) такие территории выявляют по данным областных ГАИ о превышении числа среднестатистических ДТП (см. рис. 3).

3.1.3. Экологозначимыми характеристиками территорий, т.е. влияющими на условия жизнедеятельности населения и сохранность ценных материальных объектов при нарушении в течение расчетных сроков состояния этих территорий, являются: инженерно-геологические условия, традиционно учитываемые как их качественные характеристики, а также затопление при прорыве напорного фронта гидросооружений, почвенно-химические и геофизические условия. Перечисленные характеристики позволяют непосредственно оценить нарушения воздушной среды, загрязнение тяжелыми металлами, радиоактивными осадками и прочим почв, подземных вод и т.д. В частности, геофизическая характеристика важна для выявления резонансных зон, особенностью которых является наибольшая биологическая продуктивность (вплоть до патогенности для человека) биологическая продуктивность (вплоть до патогенности) и наибольшая угроза для безопасности движения автотранспорта из-за биорезонансного эффекта и случаев идеомоторного поведения водителей.

Рис. 2. Схема землепользований по группам землепользователей и экологическая характеристика района трассирования автомобильной дороги:

 - трассируемая автомобильная дорога;  железнодорожная магистраль;  - населенные места;  - земли сельскохозяйственного назначения;  - земли лесного фонда;  - рекреационные территории; особо охраняемые территории;  - природный парк;  - заказники утвержденные;  - заказники проектируемые;  - памятники истории и культуры;  - зона загрязнения атмосферного воздуха от внешних источников и проявления техногенных геохимических аномалий

Рис. 3. Схема развития нарушений компонентов ПТК (природообусловленность зон экологической опасности и ареалов риска для землепользователей):

 - трассируемая автомобильная дорога,  линейные космогеологические структуры (разрывные нарушения, камы),  - месторождения песков,  - артезианский бассейн,  - территории с недостаточной естественной защищенностью подземных вод,  - ареал расселения животных,  - места с наибольшим числом ДТП

3.1.4. Методика оценки техногенных изменений геологической среды обусловлена целевой направленностью работы. Цель разработки тематического подраздела в составе материалов ТЭО строительства (реконструкции) автомобильной дороги общего пользования - обосновать выбор направлений охраны прилегающих к автомобильной дороге территорий, а также комплекса градостроительных (инженерных и планировочных мероприятий, обеспечивающих в течение расчетных сроков как стабильность поведения территории собственно автомобильной дороги, так и контролируемое изменение состояния территорий различных землепользователей в зоне ее влияния (см. рис. 3).

При составлении подраздела состав, объем и детальность проработки исходных материалов и процедура проектирования должны обеспечивать:

выявление проблемных, экологоопасных ситуаций, возникающих при развитии конкретных типов нарушений территорий, например, подтопленных, заболачиваемых в условиях нарушений естественного стока поверхностных вод при ошибочно рассчитанном размере водопропускного сооружения и пр.;

выявление ареалов риска для конкретных групп землепользователей, с учетом требований которых важно определять устойчивость территорий при физико-механических нагрузках и (или) допустимую геофизическую и геохимическую аномальность, биогенность грунтов, качество вод в акваториях. Размеры таких ареалов определяются природообуловленными границами фактического и потенциального развития нарушений территорий, а именно: границами распространения водопроницаемых грунтов, не обеспечивающих естественную защищенность подземных вод, водоразделами, в пределах которых возможно затопление при прорыве гидросооружений, геохимическими барьерами и пр.;

определение приоритетных зон - территорий планировочных образований с наиболее напряженной экологической обстановкой;

составление схемы охраны территорий.

Особенность разработки подраздела - максимально возможный учет фактических и потенциальных нарушений территорий, т.е. сверхнормативных (сверхкритических) изменений их состояния и свойств в ходе эксплуатации и содержания автодороги (табл. 1).

При выполнении подраздела составляют карты нового типа - охраны геологической среды и рационального функционального использования территорий [11]. Основой первой из них является оценка нарушенных территорий по их типологии, основой второй - оценка территорий по их категории: сохраняемые (особо охраняемые) и преобразуемые (для конкретных функций землепользователей).

Критерием выделения нарушений конкретных типов является изменение какой-либо (каких-либо) из качественных характеристик территорий, ограничивающих их нормальное использование - для конкретной цели в народном хозяйстве без предварительного восстановления. Особенности выявления и учета нарушений при составлении схем охраны геологической среды следует принимать согласно руководству [9].

При разработке схемы охраны территорий в районе трассируемой автомобильной дороги важно учесть природообусловленные границы развития нарушений конкретных типов (затопление - до водораздела на дневной поверхности, подтопление - до аналогичных границ по кровле водоупора, геохимическая техногенная аномалия - до соответствующего барьера и пр.). Тем самым определяется их тренд, т.е. закономерная динамика развития нарушений, и соответствующие параметры ареалов риска. Приоритетные типы нарушений и специфика связанных с ними экологооспасных ситуаций риска обычно соответствуют ведущему типу неудобных территорий в районе строящейся (реконструируемой) автомобильной дороги (см. рис. 1.2). Особо важно на скоростных дорогах (наивысшей категории) установить наличие разрывных нарушений, тектонических разломов. При этом следует указать локализацию и направление тектонических разрывов как фактора неустойчивости горных пород, активности геодинамических процессов, а также причины возникновения идеомоторных актов у водителей. Выявляют такие участки на основе космогеологических карт и результатов космоавиаслежения, а также по зафиксированным случаям превышения числа ДТП (по сравнению с другими районами). Выявлению таких участков на трассе способствует районирование территорий по типу возвышенность-склон-низменность, позволяющее определять направления и динамику развития нарушений различных типов.


Таблица 1

Оценка состояния геологической среды в районе трассирования автомобильной дороги. Обоснование мероприятий по охране территорий и недр

Группы земельх)

А,

Б,

В,

Г

Пикетаж:

от 1К № …

до 1К № …

Показатель допустимого состояния компонента ПТК по экологозначимым характеристикам:

01234567хх)

Площадь территорий с нарушениями геологической среды, га при состоянии:

фактическом

потенциальном

Направленность мероприятий по охране геологической среды:

С, П, Вххх) с учетом состояния:

фактического

потенциального в зонах с нарушениями:

Стоимость реализации средоохранных мероприятий, тыс. р.:

а) капвложения

б) текущие затраты

Предпочтительный вариант трассы автодороги: 1 - утвержденный; 2 - рекомендуемый

Сроки выполнения первоочередных мероприятий

Организация мониторинга

 

Орган поступления информации

ДПР (лицо, принимающее решение)

допустимое

опасное

сверхопасное

 

баллы

допустимое

опасное

сверхопасное

0

1

2

а

б

 

От 1К 40 км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До 1К 49 км-А

Нарушены

 

 

 

 

 

n>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: