Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow ВСН 05-87 Инструкция по производству изысканий лесохозяйственных автомобильных дорог  
25.09.2018
    
ВСН 05-87 Инструкция по производству изысканий лесохозяйственных автомобильных дорог

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИЗЫСКАНИЙ
ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕНН
ЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВСН 05-87

ГОСЛЕСХОЗ СССР

Государственный комитет СССР по лесному хозяйству

Москва 1998

Разработана Всесоюзным государственным проектно-изыскательским институтом «Союзгипролесхоз» Гослесхоза СССР (исполнители: главный специалист Г. Филиппов и главный специалист О. Кондратьева - разд. 5).

Внесена Всесоюзным государственным проектно-изыскательским институтом «Союзгипролесхоз».

Подготовлена к утверждению Управлением экспертизы проектов и смет и проектных работ Гослесхоза СССР (инж. С.А. Викуловский).

С введением в действие Инструкции по производству изысканий лесохозяйственных автомобильных дорог (ВСН 05-87) утрачивает силу Инструкция по производству изысканий лесохозяйственных автомобильных дорог (ВН 5-82).

Согласована с Госстроем СССР 5 ноября 1987 г.,A4-5529-8 и с ГУГК СССР 3 мая 1987 г., № 4-151.

Государственный комитет СССР по лесному хозяйству (Гослесхоз СССР)

Ведомственные строительные нормы

ВСН 05-87

Гослесхоз СССР

Инструкция по производству изысканий лесохозяйственных автомобильных дорог

Взамен BН 5-82

Настоящая Инструкция устанавливает основные требования к составу, содержанию и порядку производства изысканий для разработки предплановой (схемы транспортного освоения), предпроектной (технико-экономические обоснования и технико-экономические расчеты) и проектной документации (рабочие проекты, проекты и рабочая документация) на строительство новых и реконструкцию существующих автомобильных дорог предприятий лесного хозяйства.

Требования Инструкции необходимо соблюдать при экономических (включая лесотехнические работы), инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометрических изысканиях, сборе данных для составления проекта организации строительства и смет, а также при камеральной обработке полевых материалов.

Инструкция не распространяется на работы по отводу земельных участков для строительства, по техническому обследованию и обмеру существующих зданий и сооружений, созданию геодезической разбивочной основы для строительства, производству исполнительных съемок, наблюдению за деформациями зданий и сооружений в процессе их строительства и эксплуатации. Эти работы могут выполняться специалистами изыскательских организаций только по отдельным договорам с заказчиком.

Внесена Всесоюзным проектно-изыскательским институтом «Союзгипролесхоз»

Утверждена Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству
19 ноября 1987 г. № 32

Срок введения в действие
1 мая 1988 г.

При проектировании лесохозяйственных автомобильных дорог по СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (согласно ВСН 07-82) объем, состав и точность изыскательских работ должны отвечать требованиям ведомственных строительных норм, устанавливаемых для дорог общего пользования.

При производстве изысканий лесохозяйственных автомобильных дорог рекомендуется использовать следующую литературу:

Инструкция по проектированию лесохозяйственных автомобильных дорог (ВСН 07-82);

Инструкция по изысканиям, проектированию и строительству автомобильных дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов (ВСН 85-74);

Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 (ГКИНП-02-033-79);

Инструкция о Государственном геодезическом надзоре;

Инструкция по охране геодезических пунктов (ГКИНП-07-11-84);

Инженерные изыскания для строительства (СНиП 1.02.07-87);

Наставление по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки (НИМП-72);

государственные стандарты;

нормы, правила и инструкции по охране труда и технике безопасности, охране природной среды и т.д.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Изыскания должны обеспечивать получение необходимого для соответствующей стадии проектных работ комплекса исходных данных. На основе этих данных должны приниматься оптимальные технические решения по развитию дорожных сетей или строительству отдельных лесохозяйственных автомобильных дорог с учетом перспектив развития лесохозяйственного производства, существующих путей транспорта, экономических и природных условий района строительства.

1.2. Для технического руководства изыскательскими работами по каждому объекту назначается главный инженер проекта, несущий полную ответственность за правильность основных принципиальных решений (по выбору типа транспорта, размещению, структуре дорожной сети, основным параметрам дорог и т.п.), определяющих направленность изыскательских работ. За качество и точность изыскательских работ, а также полноту полевых материалов и сроки проведения изысканий, установленные техническим заданием на производство работ, несет ответственность начальник изыскательской партии (отряда).

1.3. Объем и состав изыскательских работ устанавливается в каждом конкретном случае самостоятельно в зависимости от уровня решаемой задачи, степени изученности района работ, сложности местных (топографических, гидрологических и др.) условий и стадии проектирования, для которой подготавливаются исходные данные и проводятся работы в полевых условиях. При этом работы, выполненные на предыдущей стадии изысканий, не должны включаться в состав работ последующих стадий изысканий, за исключением, при необходимости, сгущения геологических выработок и топографических съемок сложных участков трасс.

1.4. При изысканиях лесохозяйственных автомобильных дорог необходимо применять современные геодезические инструменты и геологическое оборудование, обеспечивающие достаточную точность инженерноеодезических и геологических работ, прогрессивные методы производства изысканий и современные достижения науки для повышения уровня автоматизации технологического процесса изысканий.

1.5. Изыскательские работы выполняются в соответствии с техническим заданием на производство работ бязательное приложение 7), которое выдается на весь комплекс изыскательских работ. В состав технического задания входят: основание для разработки, целевое назначение, местоположение территории, подлежащей транспортному освоению; объемы и структура грузов; типы транспортных средств; основные нормы проектирования; физические объемы по видам изысканий; особые требования к точности работ, состав партии и сроки выполнения работ, принципиальные направления дорог.

1.6. Для особо сложных условий* в соответствии с требованиями задания на проектирование и техническим заданием на производство работ может составляться программа инженерных изысканий, где отражаются: сведения по изученности природных условий района, обоснование категорий сложности, состава, объемов, методов, последовательности и взаимоувязки выполнения отдельных видов работ, особые требования к организации, технологии производства и безопасности работ.

* При особо сложных условиях (рельефных, гидрогеологических и др.) помимо традиционного состава работ требуются специальные исследования или методы производства изысканий.

1.7. Изыскательские работы следует выполнять при наличии разрешений, оформляемых заказчиком проектной документации:

- на право производства топографо-геодезических работ на территории населенных пунктов - от территориальных инспекций Госгеонадзора обязательно для работ по развитию сетей главной геодезической основы (триангуляции, полигонометрии, трилотерапии всех классов), сетей местного значения (аналитических сетей и полигонометрии всех разрядов), нивелирования всех классов независимо от объема работ и топографических съемок всех масштабов на площади более 1 км2 (сплошного массива);

- на производство инженерно-геологических изысканий автомобильных дорог протяженностью более 50 км - от территориальных производственных геологических объединений Министерства геологии.

Разрешения выдаются при наличии справки от соответствующих управлений по делам строительства и архитектуры при советах министров АССР, от областных (краевых) отделов по делам строительства и архитектуры, от городских и районных архитекторов о необходимости проектных работ.

1.8. Прочие топографо-геодезические работы, а также съемочные работы на площади до 1 км2 и работы, связанные с изысканиями трасс протяженностью до 5 км на территории населенных пунктов и в сельской местности производятся по разрешениям соответствующих управлений и отделов по делам строительства и архитектуры, городских и районных архитекторов.

1.9. В организационном отношении изыскания подразделяются на три периода: подготовительный (на стационаре и в полевых условиях), полевой и камеральный.

1.10. В подготовительный период на стационаре проводят сбор, обработку и изучение экономических, лесоустроительных, геологических, топографо-геодезических данных, анализ материалов схем развития лесного хозяйства, лесной промышленности, дорог общего пользования и других ведомств, лесоосушения, ТЭО, ТЭР на строительство объектов и т.д. выявление ожидаемых объемов изыскательских работ. На основе анализа собранных данных составляется техническое задание на производство работ и сметно-договорная документация.

В подготовительный период в начале полевых работ у заказчика и в утверждающей инстанции уточняются цели, задачи и объемы изыскательских работ, а при необходимости - техническое задание и сметно-договорная документация.

1.11. В полевой период проводятся: полный комплекс изыскательских работ в составе, объеме и с точностью, отвечающим требованиям технического задания на производство изысканий объекта на соответствующей стадии; основной объем камеральных работ, необходимых для обеспечения контроля качества и полноты полевых данных (согласно разд. 10); сдача изысканной трассы* и закрепительных знаков заказчику в полевых условиях.

* Для больших (более 25 км) и сложных объектов по требованию заказчика может быть организована приемка трассы по участкам.

В камеральный период на стационаре завершают лабораторные работы, составление полевой пояснительной записки и технических отчетов (при необходимости)*, производится окончательно компоновка материала, оформление и сдача его приемочной комиссии.

* Состав полевой пояснительной записки для стадий «Проект» и «Рабочий проект», приведенный в п. 2.18, может уточняться по требованию территориальных инспекций Госгеонадзора и органов архитектуры. Для других стадий состав пояснительной записки может быть сокращен в зависимости от сложности местных условий и объекта.

1.12. В составе изысканий следует предусмотреть необходимые инженерно-геодезические, инженерно-геологические и другие работы, обеспечивающие получение исчерпывающих материалов для разработки мероприятия по приведению всех нарушенных земель в пригодное для дальнейшей хозяйственной деятельности состояние. Эти мероприятия должны выполняться как после изысканий (своевременная засыпка шурфов, тампонирование скважин и т.п.), так и после строительства (сохранение плодородного слоя почвы, рекультивация резерва, карьеров и т.д.).

1.13. Окончанием изысканий по объекту считается дата сдачи соответствии с СТП СГЛХ 3.3.5-80) в архив полного комплекта обработанных, сброшюрованных по видам работ, принятых специальной комиссией проектной организации и исправленных по ее предложению полевых материалов.

2. СТАДИЙНОСТЬ ИЗЫСКАНИЙ

2.1. Стадийность изыскательских работ должна соответствовать составу проектных разработок и устанавливается в техническом задании на производство работ для каждого объекта в зависимости от его сложности, местных природных условий и других факторов. Изыскания лесохозяйственных автодорог подразделяются на стадии:

предплановую - для разработки схем транспортного освоения (СТО) в составе схем развития лесного хозяйства областей, краев, АССР и их крупных регионов;

предпроектную - для разработки техникокономических обоснований (ТЭО) или технико-экономических расчетов (ТЭР), устанавливающих целесообразность развития дорожных сетей отдельных зон тяготения или строительства отдельных дорог;

проектную - для разработки проектной документации на стадии «Проект»;

рабочую - для разработки проектной документации на стадии «Рабочая документация».

Для технически несложных объектов* изыскания, как правило, должны выполняться в одну стадию, когда проектная и рабочая стадии объединяются в одну.

* Под технически несложными понимаются объекты, для которых объем, состав изыскательских работ (в том числе оптимальное размещение трассы в натуре) и материалов, достаточных для разработки рабочей документации, могут быть получены без предварительных проектных разработок в пределах сроков проведения одностадийных изысканий.

Изыскания для разработки предплановых документов**.

2.2. Материалы изысканий для разработки схем транспортного освоения территорий лесного фонда предприятий, областей, краев и АССР должны содержать исчерпывающие исходные данные: о местных условиях строительства; качественном уровне работы лесохозяйственных средств транспорта; размещении и качественном состоянии существующих путей транспорта; разработке основных направлений развития путей лесохозяйственного транспорта; размещении основных дорог, объемов, стоимости и очередности их строительства в рассматриваемом регионе на перспективу.

** Аналогично могут осуществляться изыскания для разработки технико-экономических расчетов (ТЭР) развития дорожной сети отдельных предприятий лесного хозяйства или отдельных крупных зон тяготения с последующей разработкой проектной документации. В этом случае повышается точность исходных данных (характеристика лесного фонда, экономика работы транспортного цеха, местоположение, качество, количество и состояние существующих дорог), которые собирают непосредственно в предприятии и организациях района его расположения.

2.3. В состав основных исходных данных входят:

- характеристика особенностей природных условий района изысканий;

- местоположение и объемы грузообразующих и грузопотребляющих пунктов;

- местоположение, состав, протяжение и качественное состояние существующих путей транспорта;

- перспектива развития сети дорог общего пользования и других ведомств;

- характеристика уровня работы лесохозяйственного транспорта;

- состояние строительства и содержание лесохозяйственных дорог, а также обеспеченность района местными дорожно-строительными материалами;

- существующие и перспективные направления потоков грузов лесохозяйственных предприятий;

- предпочтительные направления развития лесохозяйственных путей транспорта в перспективе.

2.4. В состав полевых работ по рекогносцировке существующей дорожной сети на этой стадии входят визуальные обследования:

- устроенных лесохозяйственных автомобильных дорог (при отсутствии в предприятиях материалов об их инвентаризации или паспортизации), а также той части автомобильных дорог местного значения или других ведомств, которые совпадают с основными перспективными грузопотоками лесохозяйственных предприятий, для выявления их качественного состояния и возможности использования лесохозяйственным транспортом, определения объемов реконструкции;

- отдельных грунтовых проездов, расположенных в основном в благоприятных рельефных и гидрогеологических условиях, для установления возможного уровня их использования в качестве дорог низших типов;

- особо сложных участков* наиболее важных магистральных направлений, определяющих принципиальное направление развития дорожной сети в целом в перспективе, когда это невозможно установить по топографическим картам, материалам лесоустройства, геологическим и другим данным.

* К этим участкам относятся: перевальные ходы в особо трудных горных районах, сильно заболоченная местность, особо сложные мостовые переходы через водотоки. Сложные участки обследуются специалистами - дорожником и геологом.

2.5. По окончании выполненных работ представляются**:

- пояснительная записка о природных и экономических данных района, условиях строительства, характеристика лесного фонда, объемах лесохозяйственного производства, эффективности работы транспортных средств и др.;

- данные о существующей обеспеченности территории лесного фонда путями транспорта; местоположение существующих дорог приводится на схемах лесхозов масштаба 1:100000;

- данные о качестве и состоянии существующих дорог, а также специальная ведомость, отражающая фактические и перспективные объемы и направления грузопотоков.

** Детальный состав материалов и порядок выполнения изысканий приводятся в Указаниях по разработке схем транспортного освоения территории лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства автономных республик, краев, областей (Союзгипролесхоз, 1984).

Изыскания для разработки предпроектных документов.

2.6. Изыскания на предпроектной стадии осуществляются для разработки технико-экономических обоснований (ТЭО) или технико-экономических расчетов (ТЭР) строительства с целью уточнения принятых в схемах транспортного освоения технических решений по размещению дорожной сети отдельной зоны тяготения или отдельного объекта, подтверждения целесообразности ее строительства, а также выбора направления трасс*** и установления основных технико-экономических показателей и качественных характеристик отдельных дорог первой очереди строительства.

*** Выбор направления трассы осуществляется согласно требованиям СНиП 1.02.01-85 (п. 1.16) и Указаниям о порядке разработки и утверждения технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства предприятий, зданий и сооружений (п. 3), утвержденным Госпланом СССР, Госстроем СССР 16 мая 1985 г., № 116/68.

2.7. В состав изысканий на этой стадии входят:

- сбор экономических, топографических, геологических, лесотехнических, природных данных, а также директивных документов о перспективе развития различных видов лесохозяйственного производства на осваиваемой территории (в зоне тяготения);

- камеральное трассирование вариантов прокладки трассы по топографическим картам (если это не выполнено на стадии разработки схем транспортного освоения);

- натурное обследование всех (за исключением дорог общего пользования) существующих автомобильных дорог (на которые отсутствуют материалы инвентаризации или паспортизации), расположенных в границах осваиваемой зоны тяготения или отдельной дороги, намечаемой к реконструкции, с установлением местоположения дороги, основных параметров, поперечного профиля, состояния земляного полотна, дорожной одежды, искусственных сооружений, обстановки дороги, а также ее пропускной способности;

- натурное обследование автомобильных дорог местной сети вне зоны тяготения, которые могут быть использованы для перевозок лесохозяйственных грузов, с целью выявления возможности использования или назначения их к реконструкции и установления их стоимости;

- натурное обследование сложных в природном отношении участков, предварительно намеченных (по топографическим картам с горизонталями и по геологическим данным) возможных вариантов прокладки трасс с целью выбора наиболее экономичного варианта.

2.8. В особо сложных рельефных или инженерно-геологических условиях (при отсутствии топографических и других карт нужного масштаба или невозможности при их помощи определить наиболее рациональное размещение дороги или ее отдельных участков, а также объемы работ, стоимость строительства, необходимые техникокономические показатели и качественные характеристики по объекту) допускается производство тахеометрических ходов с инженерно-геологической рекогносцировкой.

2.9. По результатам полевых работ составляется пояснительная записка и подготавливаются графические материалы. Пояснительная записка включает:

- данные об экономике района строительства и ее влиянии на технические условия проекта;

- данные об условиях дорожного строительства (топографические, геологические, включая особые условия: сейсмичность, мерзлота, наличие карста, наледей, оползней и т.п.); обеспеченности строительства местными материалами (песком, гравием, щебнем и др.); наличии месторождений, их запасах, мощности и качестве материала;

- обоснование границ зоны тяготения, краткую характеристику лесного фонда, ожидаемые объемы производства, объемы перевозок и структуру грузов, состав и характеристику работы автопарка предприятия и перспективы его развития;

- качественную характеристику существующих путей транспорта (типы дорог, их параметры, состояние, пропускная способность);

- материалы согласований (акт выбора трассы, поставщики строительных материалов и конструкций, технические условия на примыкание, прокладку дорог по просекам и т.д.).

К записке прилагаются следующие графические материалы:

- схема существующих путей транспорта в границах зоны тяготения дорог, по которым ожидаются перевозки лесохозяйственных грузов, приводится на схеме лесхозов масштаба 1:100000;

- материалы камерально затрассированных по топографическим картам с горизонталями вариантов трасс (планы и продольные профили);

- материалы инструментальных рекогносцировочных изысканий трудных участков трасс первой очереди строительства (журналы, планы, продольные и поперечные профили тахеометрических ходов);

- инженерно-геологические карт по вариантам трасс, геолого-литологические разрезы на сложных участках;

- материалы натурных инструментальных обследований существующих дорог, намеченных к реконструкции;

- схемы существующих и ожидаемых в перспективе потоков лесохозяйственных грузов.

Изыскания для разработки проектной документации.

2.10. Порядок выполнения изысканий для разработки рабочего проекта или проекта и рабочей документации устанавливается при разработке предпроектной документации ТЭО или ТЭР строительства. При этом учитываются местные природные условия и требования лесохозяйственного производства, связанные с тем, что изыскания технически несложных объектов (дорог), как правило, должны выполняться в одну стадию.

2.11. При проектировании лесохозяйственных автомобильных дорог в особо сложных рельефных, инженерно-геологических условиях, на территориях населенных пунктов со сложной ситуацией, а также в составе комплексных проектов строительства лесохозяйственных предприятий и других крупных объектов, проектирование которых осуществляется в две стадии, изыскания выполняются раздельно для разработки проекта и рабочей документации.

В целях сокращения сроков проектирования (если все принципиальные вопросы по транспорту: объемам перевозок, размещению дорог, типам транспортных средств, очередности, организации строительства и т.д. - в составе комплекса решены на предпроектной стадии и не могут отрицательно повлиять на технические решения по всему объекту в целом) допускается основной объем изыскательских работ по дорогам первой очереди строительства выполнять к стадии разработки проекта. При этом полнота и точность работ (инженерно-геодезических, геологических и др.) должна в основном обеспечивать составление рабочей документации.

2.12. В случаях, когда для стадии «Проект» намечается освоение территории густой сетью дорог (более 0,5 км/км2 общей лесной площади), допускается часть дорог II и III типов (но не более 50 %) проектировать по аналогам-дорогам, прокладываемым по параллельным направлениям, а изыскания по ним ограничивать в несложных условиях - визуальным обследованием местности по камерально проложенным (по топографическим картам) направлениям. Последнее обеспечит более точную привязку пересечений водотоков, коммуникаций и т.д., а также уточнит геологические условия. По другой основной части дорог выполняется принятый для данной стадии комплекс инженерно-геологических и прочих работ.

В пересеченной местности визуальное обследование может быть заменено прокладкой по трассам тахеометрических ходов.

2.13. На стадии «Рабочая документация», как правило, проводятся следующие изыскания: вынос в натуру коротких участков трассы, запроектированных по планам с горизонталями; соответствующие геологические работы по новой трассе, уточнение или расширение топографических съемок трудных мест, проходка дополнительных скважин по местам расположения опор мостов и глубоких выемок, работы на участках со сложным геологическим строением и дополнительно запроектированными на стадии «Проект» искусственными сооружениями (железобетонные трубы, малые мосты и т.д.), а также работы по уточнению мощности местных месторождений: песка, гравия, щебня и т.д.

2.14. Состав и объем изыскательских работ для разработки рабочего проекта должен обеспечивать полноту обоснований основных технических решений, принимаемых на стадии «Проект», а также качественную разработку рабочей документации на строительство.

2.15. В состав подготовительных работ для разработки рабочего проекта входят:

на стационаре (в проектной организации до выезда в поле):

- получение от заказчика задания на проектирование и исходных данных, перечень которых приводится в обязательном приложении 1;

- сбор, обработка, изучение и анализ материалов по району изысканий (схем, ТЭО развития лесохозяйственного производства, транспортной сети, лесоосушения, лесозаготовок и т.п., геологических, лесоустроительных, топографо-геодезических и картографических данных, ТЭР целесообразности строительства отдельных дорог), а также материалов изысканий прошлых лет и других документов;

- составление предварительной схемы обеспечения путями транспорта территории предприятия или отдельной зоны тяготения, намеченных к освоению, или схемы размещения отдельной дороги с выделением участков первой очереди строительства, подлежащих изысканиям;

- установление состава и объемов изыскательских работ*;

- составление технического задания на производство работ (a для сложных объектов - программ работ) и сметно-договорной документации на проектно-изыскательские работы, а также общего плана и календарного графика полевых работ;

- комплектование партий в зависимости от объемов работ (рекомендуемое приложение 2), их обеспечение материалами, оборудованием, инструментами;

- в полевых условиях (по приезде на место работ) уточнение размещения намеченных на стационаре камерально трасс дорог, а при необходимости корректировка технического задания (или программы) и сметно-договорной документации на проектно-изыскательские работы.

* Определяется, как правило, по материалам предыдущей стадии: для разработки проекта и рабочего проекта - по материалам ТЭО или ТЭР; для разработки рабочей документации - по материалам проекта.

2.16. В полевой период изысканий для разработки рабочего проекта выполняют предусмотренные техническим заданием (или программой) полевые работы**, часть камеральных и лабораторных работ, необходимых для обеспечения контроля качества, полноты и точности полевых материалов.

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: