Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Рекомендации Рекомендации по защите цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений путем обра  
16.07.2018
    
Рекомендации Рекомендации по защите цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений путем обра

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

Государственный дорожный проектно-изыскательский и
научно-исследовательский институт
ГИПРОДОРНИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ОТ
ПОВЕРХНОСТНЫХ РАЗРУШЕНИЙ ПУТЕМ ОБРАБОТКИ
СОСТАВОМ НА ОСНОВЕ КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКОЙ
ЖИДКОСТИ 119-215

Утверждены

Минавтодором РСФСР

ГПТУ-1-9/289

от 06.05.87 г.

Москва 1987

Рекомендации по защите цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений путем обработки составом на основе кремнийорганической жидкости 119-215/ Гипродорнии. - М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1987.

Один из способов борьбы с шелушением цементобетонного дорожного покрытия - это придание ему гидрофобных свойств. В СССР для гидрофобизации поверхности цементобетона нашли применение кремнийорганические продукты, такие как ГКЖ-10, ГКЖ-11, АСМР-3, жидкость 136-41.

Для приготовления рабочих растворов кремнийорганических гидрофобизаторов в основном используют органические жидкости (бензин, керосин, толуол и т.д.).

Наряду с указанными гидрофобизаторами в Рекомендациях предложено использовать также и кремнийорганическую жидкость 119-215 в виде водных эмульсий, применение которых позволяет отказаться от дорогостоящих растворителей, улучшить условия труда и снизить пожароопасность.

Изложены требования к жидкости 119-215, технология приготовления и нанесения водных рабочих составов, ориентировочные нормы расхода. Приведены основные требования по контролю качества и технике безопасности при выполнении работ по защитной обработке.

Рекомендации разработаны кандидатами техн. наук С.В. Гриневичем и Л.Б. Каменецким.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В Рекомендациях приведены методы борьбы с шелушением поверхностного слоя цементобетонного дорожного покрытия (на дорогах всех категорий), предусматривающие пропитку верхнего слоя бетона рабочим составом кремнийорганической жидкости 119-215 (ТУ 6-02-1-430-83).

Жидкость 119-215 хорошо растворяется в ароматических и хлорированных углеводородах, керосине. С водой не смешивается, но образует стабильные водные эмульсии. Коррозионно не активна, вредных паров и газов не выделяет. Указанный гидрофобизатор прозрачен и имеет окраску от бесцветного до коричневого, не токсичен, не взрыво- и пожароопасен. Выпускается в виде 100 % жидкости и в виде 50 % водной эмульсии.

Сырьем для производства жидкости 119-215 служат отходы от производства тринитрихлорсилана, фенилтрихлорсилана, а также металлургической промышленности.

Промышленный выпуск жидкости 119-215 освоен на Усольском и Чебоксарском химкомбинатах.

1.2. Нанесение рабочего состава жидкости 119-215 на поверхность цементобетона придает гидрофобные свойства поверхности пор и капилляров дорожного бетона, а следовательно, и повышение стойкости верхнего слоя дорожного бетона к комплексному воздействию климатических факторов и хлористых солей. Гидрофобизация верхнего слоя препятствует прониканию воды и растворов химических реагентов во внутренние слои бетона, повышая его морозо- и коррозийную стойкость.

1.3. При нанесении рабочего состава жидкости 119-215 происходит химическое взаимодействие реакционноспособных этоксигрупп с гидрокситом кальция бетона с образованием гидрофобной пленки на поверхности пор и капилляров цементобетона. При этом не происходит изменения структуры бетона, не нарушаются его паро- и воздухопроницаемость.

1.4. Гидрофобизация цементобетонного дорожного покрытия целесообразна для предупреждения шелушения или предотвращения развития его, если оно на момент обработки не превышает 10 мм.

1.5. Срок действия защитного эффекта зависит от погодно-климатических условий района и интенсивности движения. Необходимость повторной обработки определяют методами контроля.

1.6. Стоимость обработки 1 м2 покрытия жидкостью 119-215 составляет 0,04 - 0,05 руб.

Экономическая целесообразность обработки обусловлена увеличением срока службы покрытия до первого среднего ремонта.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЖИДКОСТИ 119-215, ПРАВИЛА ЕЕ ХРАНЕНИЯ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАЩИТНЫЕ СОСТАВЫ

2.1. Рекомендуемая для приготовления защитного состава жидкость 119-215 должна удовлетворять ТУ 6-02-1-430-83.

2.2. Поставку жидкости 119-215 производят потребителю в стеклянных бутылях 20882-75. Хранить ее необходимо на складах изготовителя-потребителя вдали от отопительных приборов, в местах, защищенных от действия прямых солнечных лучей. Гарантийный срок хранения жидкости 119-215 с момента изготовления - 2 года.

2.3. Для поверхностной обработки цементобетонного дорожного покрытия следует использовать 10 % водные эмульсии жидкости 119-215. Расход рабочего состава составляет 150 - 200 г/м2.

2.4. Для ускорения процесса полимеризации и образования гидрофобной пленки необходимо в рабочие составы добавлять щелочные компоненты. В качестве щелочного компонента может быть применена чистая щелочь, жидкости ГКЖ-10, ГКЖ-11 (МРТУ 6-02-696-76), а также щелочные отходы промышленности, которые не вызывают коррозию бетона. Количество щелочного компонента должно составлять 0,5 % от массы жидкости 119-215 (в пересчете на чистую NaOH). На данный момент изучено влияние чистой щелочи и жидкостей ГКЖ-10 и ГКЖ-11 на ускорение процессов образования защитной гидрофобной пленки, которые рекомендуют вводить в рабочие составы жидкости 119-215.

2.5. Если потребитель получает 50 % водную эмульсию жидкости 119-215, то для получения рабочего состава ее необходимо разбавить водой до 10 % рабочей концентрации и добавить 0,5 % чистой щелочи (или ГКЖ-10, ГКЖ-11 в пересчете на чистую щелочь).

В случае, когда поступает 100 % жидкость 119-215 для получения кратковременной, нестабильной эмульсии, необходимо приготовить 2 % водный раствор сольвара (ГОСТ 10779-78) или желатины, прибавить щелочь, а затем вводить жидкость 119-215 и осуществлять перемешивание.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ

3.1. Обработку поверхности цементобетонного покрытия проводят в сухую безветренную погоду при температуре воздуха не ниже +10 °С.

3.2. Рабочую площадку для временного размещения материалов и приготовления водных эмульсий выбирают с учетом максимального приближения к месту производства работ.

3.3. Для нанесения рабочего состава жидкости 119-215 на бетонную поверхность необходимо приготовить водную эмульсию 10 % концентрации. Приготовление водной эмульсии зависит от товарного вида поступающей жидкости 119-215.

3.4. Если жидкость 119-215 поступает в виде 50 % водной эмульсии, то доставленную на место проведения работ эмульсию заливают в расходный бак распределителя и разбавляют водой до 10 % концентрации. Для этого необходимо к одной части 50 % эмульсии добавить при непрерывном перемешивании четыре части воды. Затем добавить щелочи из расчета 0,5 % (по сухому веществу NaOH) и тщательно перемешать. Перемешивание можно производить механическим способом или барботированием.

3.5. В том случае, когда поступает 100 % жидкость 119-215, предварительно приготавливают 2 % раствор сольвара или желатина в воде. Для этого в специальной емкости компонент заливают водой (в количестве 2 % от массы воды) и оставляют на 24 ч набухать. После этого, при нагреве 60 - 70 °С, производят перемешивание до полного растворения сольвара или желатина. К полученному раствору при постоянном перемешивании добавляют жидкость 119-215 (для получения 10 % концентрации) и щелочь в количестве 0,5 % от массы жидкости 119-215 в пересчете на NaOH.

3.6. Для проведения поверхностной обработки необходимо подготовить цементобетонное покрытие, так как эффективность обработки будет достигнута при нанесении пропитывающих составов на сухой и чистый бетон. Подготовку поверхности покрытия следует производить следующим образом: сначала поверхность очистить от пыли и мусора щетками машины КДМ-130, а затем промыть поливомоечной машиной ПМ-130.

Обработку дорожного покрытия рабочим составом жидкости 119-215 необходимо выполнять после полного высыхания воды с поверхности дорожного покрытия.

3.7. Работы на больших площадях целесообразно выполнять с применением разметочной машины ДЭ-18. Допускается использование поливомоечной машины ПМ-130 со специальными распределительными устройствами.

Распределительное устройство для разметочной машины ДЭ-18 представляет собой две форсунки, закрепленные сзади машины на раме. Все элементы устройства должны выдерживать давление жидкости до 7-9,81 × 104 Па. Резиновые шланги надо подбирать для работы под давлением не менее 7-9,81 × 104 Па. Ширину захвата пропитки за один проход выдерживать 2 - 2,5 м.

Распределительное устройство для поливомоечной машины ПМ-130 изготовлено в виде трубы с патрубками. Все элементы устройства и шланги также должны выдерживать давление 7-9,81 × 104 Па. При установке трубы следует обратить внимание, чтобы оси отверстий патрубков, диаметром 1,5 - 2 мм были расположены под углом 10 - 15° к поверхности покрытия. Ширина захвата за один проход составляет 3,5 - 4 м.

3.8. Для нанесения рабочего состава на площади до 1000 м2 рекомендуется применять стандартное оборудование для малярных работ: окрасочные агрегаты типа 0-27, 0-30, красконагнетательные бачки типа 0-15, 0-20, ИБ-16, пистолеты-распылители типа КР-10, КР-20 и т.п.

3.9. Приготовленный в емкости машины состав, не израсходованный в течение 3 - 4 ч, должен быть повторно перемешан перед нанесением его на поверхность.

3.10. Равномерное нанесение рабочего состава жидкости 119-215 сплошным слоем возможно обеспечить при движении машины ПМ-130 со скоростью 15 - 20 км/ч за один проход.

3.11. Движение на обработанном участке следует открывать не ранее, чем через 5 ч. В течение первых суток после розлива жидкости 119-215, скорость движения необходимо ограничить до 40 км/ч.

4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАБОТКИ ПОКРЫТИЙ

4.1. В процессе производства работ по нанесению рабочего состава жидкости 119-215 на покрытие следует контролировать:

расход рабочего состава;

качество обработанного покрытия.

4.2. Применяемые материалы, а также условия их хранения должны соответствовать ГОСТ или ТУ.

4.3. Нанесение состава должно проводиться равномерно по всей поверхности. Проверку расхода рабочего состава жидкости 119-215 определяют визуально по сплошности розлива, по расходу на 1 м2 поверхности и по скорости впитывания раствора.

4.4. Контроль качества защитного слоя обработанного цементобетона проводят спустя 2 - 3 сут после обработки, опрыскивая поверхность водой. Если вода не впитывается, а бетон не увлажняется (не темнеет), гидрофобную обработку следует считать удовлетворительной.

Глубина пропитки цементобетонного дорожного покрытия определяется на взятых кернах. Для этого на продольный разрез керна наносят капли воды и по впитыванию их в бетон определяют глубину пропитки (она должна быть не менее 2 мм).

Контроль эффективности защиты осуществляют при помощи 10 % раствора соляной кислоты, наносимой на покрытие, подвергнутое пропитке. Отсутствие взаимодействия кислоты с цементным камнем (последнее на необработанном бетоне проявляется в виде вспенивания раствора) говорит о высоком качестве полученной защиты.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. К работам по повышению долговечности цементобетонных дорожных покрытий с применением жидкости 119-215 допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, а также обучение и инструктаж по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.4.004-79 «Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения».

5.2. Лица, привлеченные к эксплуатации дорожных машин и компрессорного оборудования, используемых при указанных в п. 1 работах, должны иметь удостоверение на право работы на них.

5.3. Все работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты, предусмотренными действующими нормами и по защитным свойствам соответствующими виду и условиям работ, а также применяемым материалам.

Лицам, занятым на работах по приготовлению состава с жидкостью 119-215 и нанесению этих составов на обрабатываемые поверхности с помощью ручных распылителей, следует пользоваться средствами индивидуальной защиты от влаги. Например, костюмами по ГОСТ 12.4.038-78 (мужской), ГОСТ 12.4.039-78 (женский), сапогами по ГОСТ 5375-79, резиновыми перчатками по ГОСТ 20010-74, а также другими средствами, аналогичными по своим защитным свойствам. На работах, где возможно попадание жидкости 119-215 на глаза, следует пользоваться защитными очками закрытого типа. При попадании жидкости на кожу человека ее следует смыть водой с мылом.

5.4. Учитывая горючие свойства жидкости 119-215, при работе с ней должны соблюдаться следующие требования (в соответствии с ТУ 6-02-1-430-83):

жидкость 119-215 должна храниться в специально отведенных пожаробезопасных местах, вдали от отопительных приборов и защищенных от действия солнечных лучей; на местах производства работ с жидкостью 119-215 или ее составами должны находиться такие средства пожаротушения, как песок, асбестовые одеяла, огнетушители ОУ-2, а также аптечки для оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим.

Все работающие должны знать о местах размещения средств пожаротушения и аптечек и уметь ими пользоваться.

5.5. При выполнении процесса распределения гидрофобизирующей жидкости на проезжей части дороги место работ должно ограждаться в соответствии с требованиями ВСН 179-84 «Инструкция по организации движения и ограждению места производства дорожных работ».

5.6. Используемые в этом процессе пневматические (окрасочные) аппараты и шланги, работающие под давлением, следует до начала применения проверить на исправность и испытать на давление, превышающее рабочее в 1,5 раза.

5.7. Перед началом работ следует проконтролировать надежность и герметичность соединений распределительных устройств, подсоединяемых к машинам, или различных узлов, используемых при нанесении гидрофобизирующей жидкости.

5.8. Манометры на применяемом оборудовании должны быть опломбированы, иметь отметку о проверочных испытаниях. На шкале манометра должна быть красная отметка у цифры наивысшего допустимого рабочего движения.

5.9. При использовании в качестве питателя окрасочных агрегатов передвижных компрессорных установок необходимо соблюдать требования безопасной эксплуатации их, предусмотренные в техническом паспорте данной установки, а также в гл. 15 Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог Минавтодора РСФСР, утвержденных 25.02.77.

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC o "2-3" h z "Заголовок 1;1" 1. Основные положения. PAGEREF _Toc92606469 h 1 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390032003600300036003400360039000000

2. Требования к жидкости 119-215, правила ее хранения и рекомендуемые защитные составы.. PAGEREF _Toc92606470 h 2 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390032003600300036003400370030000000

3. Организация и производство работ. PAGEREF _Toc92606471 h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390032003600300036003400370031000000

4. Контроль качества обработки покрытий. PAGEREF _Toc92606472 h 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390032003600300036003400370032000000

5. Требования безопасности. PAGEREF _Toc92606473 h 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390032003600300036003400370033000000

 

 
< Пред.   След. >
Полезное: