Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Прочие документы arrow РД 03112194-1094-03  
21.11.2017
    
РД 03112194-1094-03

Министерство транспорта Российской Федерации
Департамент автомобильного транспорта

ФГУП НИИАТ

Руководство по организации эксплуатации
газобаллонных автомобилей, работающих на
сжиженном нефтяном газе

Руководящий документ

РД 03112194-1094-03

Взамен Р 3112199-0305-89 и

Срок действия с 01.01.03

Р 3112199-0306-89

до 01.01.08

Москва 2003 г.

Министерство транспорта Российской Федерации
Департамент автомобильного транспорта
ФГУП НИИАТ

 

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
автомобильного транспорта
Минтранса России
_______________А.Б. Пинсон

«___»_________________2002 г.

 

Руководство
по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей,
работающих на сжиженном нефтяном газе

Руководящий документ
РД 03112194-1094-03

Взамен Р 3112199-0305-89 и

Срок действия с 01.01.03

Р 3112199-0306-89

до 01.01.08

 

 

Начальник отдела
сертификации
и ПТП Департамента
автомобильного транспорта
____________А.И. Кузнецов
«____»_______________2002

 

Первый заместитель
Генерального
директора НИИАТ
_____________Л.Я. Рошаль
«____»_____________2002 г.

Москва 2002 г.

Разработан: Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ), Департаментом автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

Настоящий руководящий документ разработан взамен Р 3112199-0305-89, Р 3112199-0306-89 и касается организации работ по техническому обслуживанию и эксплуатации газобаллонных автомобилей и автобусов, в конструкции которых используется новое поколение газовой аппаратуры, предназначенной для использования в качестве моторного топлива - сжиженного нефтяного газа (ГСН).

В работе были использованы материалы любезно предоставленные МАДИ (ГТУ), ЗАО «Автосистема», ННПФ «Мобильгаз», НПФ «САГА» и другими организациями, а также опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей на ГСН в системе общественного и индивидуального транспорта.

Руководство предназначено для руководящих, инженерно-технических работников, обслуживающего и водительского персонала, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией автомобилей на ГСН; освидетельствованием автомобильных газовых баллонов для сжиженного нефтяного газа; с необходимой реконструкцией технической базы или мест хранения газобаллонных автомобилей на ГСН, обеспечивающих безопасные условия для обслуживающего персонала и oxpaнy окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC o "1-3" h z ВВЕДЕНИЕ

1. КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ И ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЖИЖЕННОМ НЕФТЯНОМ ГАЗЕ, ВЫПУСКАВШИХСЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В 1975 - 1992 г.г.

1.1.Малотоннажные грузовые автомобили

1.2. ГРУЗОВЫЕ БОРТОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

1.3. СЕДЕЛЬНЫЕ ТЯГАЧИ

1.4. АВТОМОБИЛИ – САМОСВАЛЫ

1.5. АВТОБУСЫ

1.6 ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

2. СЖИЖЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ГАЗ КАК МОТОРНОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

2.1. ГОСТы на сжиженные нефтяные газы

2.2. Нормы расхода сжиженного нефтяного газа для автотранспортных средств

3. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ГБА, РАБОТАЮЩИХ НА ГСН.

3.1. Комплектность газобаллонного оборудования для ГСН и эксплуатационные требования к нему.

3.2. Принципиальные схемы газобаллонных установок.

3.3. Баллоны автомобильные для ГСН

3.4. Инжекторные системы подачи газового топлива.

4. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГБА, РАБОТАЮЩИХ НА ГАЗЕ СЖИЖЕННОМ НЕФТЯНОМ

4.1. Регулировка холостого хода.

4.2. Регулировка экономайзера.

4.3. Регулировка дозатора газа.

4.4. Пуск двигателя на газовом топливе.

4.5. Остановка двигателя.

4.6. Перевод двигателя с одного вида топлива па другой.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА ГСН

5.1. Режимы технического обслуживания и текущего ремонта газовой аппаратуры

5.1.1. Виды, периодичность и нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт газовой аппаратуры

5.1.2. Слив сжиженного нефтяного газа из газового баллона

5.2. Нормативные требования к организациям технологических процессов хранения, обслуживания и эксплуатации газобаллонных автомобилей на ГСН

5.2.1. Пост проверки герметичности газобаллонного оборудования

5.2.2. Пост слива газа

5.2.3. Пост дегазации баллонов

5.2.4. Участок (помещение) для хранения дегазированных порожних баллонов ГСН

5.2.5 Открытая площадка для хранения ГБА

5.2.6. Требования к площадке для размещения передвижных газозаправшиков ГСН

5.2.7. Определение «свободного» и «расчетного» объемов помещений для ТО, ТР и хранения ГБА на ГСН. Общие положения.

5.2.8. Посты ТО-1, ТО-2, ТР, диагностики (Д) для ГБА на ГСН

5.2.9. Системы автоматического контроля газовой среды помещений

5.2.10. Участок для проведения ТО и ремонта ГБА на ГСН

5.2.11. Помещения для хранения ГБА на ГСН

5.2.12. Помещения для мойки ГБА

6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ, ТО И ТР ГАЗОВОЙ АППАРАТУРЫ

6.1. Установка передвижная для проверки газовой аппаратуры ГБА, мод. К-277.

6.2. Стенд для проверки газовой аппаратуры газобаллонных автомобилей, мод. К-278

6.3. Пост для текущего ремонта газовой аппаратуры, мод. Р-991.

6.4. Стенд для проверки и регулировки газовых редукторов низкого давления «Автоэко»

6.5. Универсальный стенд для проверки и регулировки газовой аппаратуры, мод. ИС-001

6.6. Переносной стенд для проверки газовой аппаратуры НПФ «САГА»

6.7. Течеискатель горючих газов ТИГ-2

6.8. Комплект инструмента для ТО и ТР газовой аппаратуры, мод. И-139

7. СРЕДСТВА И ПОРЯДОК ЗАПРАВКИ БАЛЛОНОВ АВТОМОБИЛЕЙ СЖИЖЕННЫМ НЕФТЯНЫМ ГАЗОМ

7.1. Автомобильная газозаправочная станция.

7.2. Блочно - комплектные станции для ГСН.

7.3. Передвижные газозаправщики.

7.4. Основные операции при заправке сжиженным нефтяным газом.

8. КОНТРОЛЬ (ИСПЫТАНИЯ) ГАЗОТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ

8.1. Подготовка ГБТС к испытанию газотопливной системы питания.

8.2. Проверка газовой системы питания на герметичность.

9. ОСВИДЕТЕЛЬСТВАВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ ДЛЯ ГСН.

9.1. Общие положения.

9.2. Технические требовании к баллонам при их освидетельствовании и правила приемки и выдачи баллонов.

9.2.1. Технические требования к баллонам, при их приемке на освидетельствование.

9.2.2. Правила приемки баллонов па освидетельствование.

9.2.3. Технические требования к баллонам, выпускаемым после освидетельствования.

9.2.4. Правила выдачи баллонов заказчику.

9.3. Функциональная схема и последовательность операций при освидетельствовании баллонов.

9.4. Производственная структура и оборудование пункта.

10. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА ГСН

10.1. Общие требования.

10.2. Требования техники безопасности для водителей газобаллонных автомобилей.

10.3. Требования безопасности для технического персонала при обслуживании и ремонте газовой аппаратуры.

10.4. Правила безопасности при заправке автомобилей сжиженным нефтяным газом.

Приложение 1. Предприятия и организации, выпускающие автомобильный подвижной состав, работающий на газовом топливе

Приложение 2. Технологическое оборудование для технического освидетельствования автомобильных газовых баллонов для ГСН.

ОБОЗНАЧЕНИЯ
принятых в тексте сокращений и их расшифровка

1. АГЗС - автомобильная газозаправочная станция.

2. АТС - автотранспортное средство.

3. АТП - автотранспортное предприятие.

4. АГТС - автомобильная газовая топливная система.

5. ГА - газовая аппаратура.

6. ГБА - газобаллонный автомобиль.

7. ГБТС - газобаллонное транспортное средство

8. ГБО - газобаллонное оборудование.

9. ГСН - газ сжиженный нефтяной

10. КПГ - компримированный (сжатый) природный газ.

11. КПП - контрольно-пропускной пункт.

12. НИИАТ - Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта.

13. ОГ - отработавшие газы

14. ПАГЗ - передвижной автогазозаправщик.

15. РВД - редуктор высокого давления.

16. РНД - редуктор низкого давления.

17. СО - оксид углерода.

18. СН - углеводороды.

19. ТО - техническое обслуживание.

20. ТР - текущий ремонт.

21. НКПВ - нижний концентрационный предел воспламенения.

22. ДВК - датчик довзрывных концентраций газовоздушных смесей.

ВВЕДЕНИЕ

Сжиженный нефтяной газ (ГСН) в настоящее время широко используется как моторное топливо для различных типов и групп автотранспортных средств как у нас в стране, так и за рубежом.

В настоящее время в западноевропейских странах эксплуатируется более 2-х млн. ед. ГБА на ГСН, в том числе в Италии - около 310 тыс., в Нидерландах - около 380 тыс., в Германии - более 75 тыс. В настоящее время в Германии, действует 650 станций по заправке ГСН. В 2003 году их количество должно превысить 1 тыс. единиц.

Потребление ГСН как топливо на автомобильном транспорте в 2000 году в Европе составило более 4,5 млн. т.

Широкое применение как автомобильное топливо ГСН нашел в настоящее время также в США, Канаде, Японии, Южной Корее.

В США в настоящее время эксплуатируется более 500 тыс. грузовых автомобилей на ГСН и имеется более 10 тыс. газозаправочных станций (общее количество АЗС - 160 тыс.).

В Японии в настоящее время эксплуатируется 700 тыс. ГБА на ГСН - в основном автомобили - такси и небольшие фургоны. Только в г. Токио на ГСН эксплуатируется 200 тыс. таксомоторов.

В Южной Корее сейчас эксплуатируется более 80 тыс. ГБА на ГСН, что обусловлено политикой правительства, стремящегося использовать ГСН как стандартное топливо для всех пассажирских транспортных средств.

Расширяется использование ГСН на автомобильном транспорте в Китайской народной республике.

Использование ГСН для многих стран решает как ресурсную задачу по надежному обеспечению автомобильного транспорта топливом, так и экономическую проблему, связанную с уменьшением вредного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду.

Следует отметить, что правительства многих стран стимулируют внедрение ГБА. потребляющих ГСН. Так правительство Канады приняло программу содействия переводу автомобильного транспорта на ГСН, согласно которой предусматривалась отмена дорожного налога на ГСН (21 цент на 1 галлон топлива), а также 7%-го продажного налога на любые автомобили, работающие на ГСН. Программа предусматривает также субсидию в 400 долл. за каждый автомобиль, переведенный на ГСН.

Принята Правительственная программа по содействию развития сети газозаправочных станций ГСН, согласно которой выделено 680 тыс. канадских долл. В Канадских провинциях Онтарио, Британская Колумбия и Альберта действует система строгого лицензирования эксплуатации ГБА на ГСН. Водителям этих автомобилей запрещается заправлять и эксплуатировать ГБА без наклейки на ветровом стекле, показывающей, что его топливная система была проверена и соответствует государственным стандартам.

Компания Ford Motor первой в США начала серийно выпускать легковые автомобили Ford Granada, работающие на ГСН. В двигателях этих автомобилей степень сжатия была увеличена с 9 до 10.

В Западной Европе на ГСН широко эксплуатируются такие автомобили, как Fiat 131 Super 2000, Mercedes 200, Renault 8TL Variable, Volvo 224GL, двигатели которых имеют, соответственно: объем 1995, 1997, 1647 и 2316 куб. см.; мощность 83 кВт при 5600 об/мин, 80 кВт при 5200 об/мин, 54 кВт при 5000 об/мин,82 кВт при 5000 об/мин; степень сжатия 9.0, 9.0, 9.3, 10.3.

Многие зарубежные автомобилестроительные компании выпускают автомобили, оборудованные системами бензинового впрыска. Перевод этих автомобилей на ГСН также возможен. Так, компания Motogas (Великобритания) предложила устройство для перевода на ГСН автомобилей, оборудованных системой бензинового впрыска фирмы Bosh.

Аналогичные работы проводятся в Италии (фирмы Fiat, Tartarini), Германии (ф. Mercedes) и у нас в стране (АО «ГРИКО») и др. Эти системы в настоящее время с точки зрения улучшения экологических и топливно-экономических свойств ГБА являются наиболее прогрессивными.

За последние годы (1990 - 2001 гг.) в России были разработаны многие модели газобаллонного оборудования для ГСН для автотранспортных средств, по своим техническим и эксплуатационным показателям, в том числе экологическим, не уступающим лучшим зарубежным образцам. Большую роль в решении этой задачи внесли ряд предприятий ВПК.

Отмеченное выше обусловлено необходимостью разработки нового руководящего документа по организации эксплуатации и техническому обслуживанию ГБА, работающих на ГСН.

1. КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ И ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЖИЖЕННОМ НЕФТЯНОМ ГАЗЕ, ВЫПУСКАВШИХСЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В 1975 - 1992 г.г.

1.1.Малотоннажные грузовые автомобили

АВТОМОБИЛЬ ИЖ - 2715.07

Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1988 г. на базе ИЖ - 2715 - 01.

Грузоподъемность, кг

450

Снаряженная масса, кг

1015

Полная масса, кг

1615

Максимальный скорость, км/ч

115

Контрольный расход газа (при работе на ГСН) при 60 км/ч, л/100 км

9.2

Объем газового баллона, полный, л

65.9

Объем заправляемого газа, л

59.0

Пробег автомобиля на одной заправке газом (по контрольному расходу), км

610

Двигатель -

базовый, мод. 4123

Степень сжатия

8.5

Система питания -

двухтопливная: ГСН и бензин АИ - 93

При работе двигателя на ГСН:

 

Мощность двигателя при n = 5800 об/мин, кВт (л.с.)

47.5 (64.7)

Крутящий момент при n =3200 об/мин, Нм

97

Остальные технические данные соответствуют показателям базового автомобиля - ИЖ -2715-01.

АВТОМОБИЛЬ УАЗ - 33032.01

Выпускался Ульяновским автозаводом с 1988 г. на базе УАЗ - 3303.

Грузоподъемность, кг

800

Снаряженная масса, кг

1760

Полная масса, кг

2710

Максимальная скорость, км/ч

100

Контрольный расход газа (при работе на ГСН) при 60 км/ч, л/100 км

15.7

Объем газового баллона, полный, л

93.2

Объем заправляемого газа, л

83.9

Пробег автомобиля на одной заправке газом (по контрольному расходу), км

505

Двигатель - УМЗ -4149.10, конвертируемый на базе дв. УМЗ - 4147 с повышенной степенью сжатия для работы на ГСН

 

степень сжатия -

8.5

Система питания - двухтопливная - основное топливо - ГСН,

 

резервное - бензин АИ - 93

 

Емкость бензобака (резервная система), л

56

При работе двигателя па ГСН:

 

мощность двигателя при n = 4000 об/мин,

 

кВт (л. с.)

61.8 (84)

крутящий момент при n = 2500 об/мин, Нм

170

Остальные технические данные соответствуют показателям базового автомобиля - УАЗ - 3303

1.2. ГРУЗОВЫЕ БОРТОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Автомобили ГАЗ-5207, ГАЗ-5208 и ГАЗ-5209

Выпускались Горьковским автозаводом с 1976 - 77 г.г.: бортовые автомобили ГАЗ-5207 на базе ГАЗ-5204; грузопассажирское такси ГАЗ-5209 на базе ГАЗ-5205; шасси для установки фургонов ГАЗ-5208 на базе ГАЗ-5201.

 

ГАЗ - 5207

ГАЗ - 5208

ГАЗ - 5209

Грузоподъемность, кг

2500

3000

2500

Снаряженная масса, кг

2685

2532

2875

Полная масса, кг

5335

5685

5525

Максимальная скорость при работе на ГСН, км/ч

70

65

70

Контрольный расход газа (при работе на ГСН) при 40 км/ч, л/100 км

27

28

27.5

Объем газового баллона, полный, л

151.2

190.4

151.2

Объем заправляемого газа, л

136

170

136

Пробег автомобиля на одной заправке газом (по контрольному расходу), км

480

575

470

Двигатель - ГАЗ - 5207, конвертируемый на базе двигателя ГАЗ - 5204 для работы на ГСН

степень сжатия -

7.0

7.0

7.0

Система питания - двухтопливная: ГСН и бензин А - 76

При работе двигателя на ГСН:

 

 

 

мощность двигателя при n = 2800 об/мин, кВт (л. с.)

 

54(73)

54(73)

54 (73)

крутящий момент при n = 1600 -1800 об/мин, Нм

 

196

196

196

Остальные технические данные соответствуют показателя базовых автомобилей соответственно: ГАЗ - 5204, ГАЗ - 5201 и ГАЗ - 5205.

АВТОМОБИЛИ ГАЗ - 5307

Выпускался Горьковским автомобильным заводом на базе ГАЗ - 53А в 1974 - 1984 г.г.

Грузоподъемность, кг

4000

Снаряженная масса, кг

3250

Полная масса, кг

7400

Максимальная скорость, км/ч

80

Контрольный расход газа (при работе на ГСН) при 60 км/ч, л/100 км

28

Объем газового баллона, полный, л

190.4

Объем заправляемого газа, л

170

Пробег автомобиля на одной заправке газом (по контрольному расходу), км

580

Двигатель - ЗМЗ - 5318, конвертируемый на базе дв. ЗМЗ – 5311 с повышенной степенью сжатия для работы на ГСН

 

степень сжатия -

8.5

Система питания - однотопливная - для работы на ГСН;

 

резервная - бензин А - 76

 

Объем бензобака резервная система, л

60

При работе двигателя на ГСН:

 

мощность двигателя при n = 3200 об/мин,

 

кВт (л. с.)

88.3 (120)

крутящий момент при n = 2300 об/мин, Нм

284

Остальные технические данные соответствуют показателям базового автомобиля - ГАЗ -53А

АВТОМОБИЛИ ГАЗ-5319 и ГАЗ-33075

Выпускался Горьковским автомобильным заводом на базе соответственно ГАЗ- 5312 с 1984 г. и ГАЗ-3307 с 1990 г.

 

ГАЗ - 33075

ГАЗ-5319

Грузоподъемность, кг

4500

4500

Снаряженная масса, кг

3385

3435

Полная масса, кг

8035

8085

Максимальная скорость при работе на ГСН, км/ч

80

80

Контрольный расход газа (при работе на ГСН) при 40 км/ч, л/100 км

29.5

29.5

Объем газового баллона, полный, л

190.4

190.4

Объем заправляемого газа, л

170

170

Пробег автомобиля на одной заправке газом (по контрольному расходу), км

550

550

Двигатель - ЗМЗ - 5327, соответствующий базовому дв. ЗМЗ – 5311 с газовой системой питания

степень сжатия -

 



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: