Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Прочие документы arrow РД 03112194-1099-03  
22.09.2017
    
РД 03112194-1099-03

Министерство транспорта Российской Федерации
Департамент автомобильного транспорта

РУКОВОДСТВО
по организации и выполнению услуг
и работ по переводу на компримированный природный газ
автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации

Руководящий документ
РД 03112194-1099-03

 

Взамен РТМ 200-РСФСР-12-0014-84

Срок действия с 01.07.2004 г.

РД 200-РСФСР-12-0227-88

до 01.07.2009 г.

РД 200-РСФСР-12-0045-85

 

РД 200-РСФСР-12-0052-85

 

Москва 2005

Настоящий руководящий документ, разработанный взамен РТМ 200-РСФСР-12-0014-84, РД 200-РСФСР-12-0227-88, РД 200-РСФСР-12-0045-85, РД 200-РСФСР-12-0052-85, касается организации перевода автотранспортных средств для работы на компримированном природном газе (КПГ) с учетом конструктивных решений газобаллонного оборудования (ГБО) нового поколения, организации процесса испытания газотопливных систем газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ.

В документе изложены: общие положения и требования к организации перевода базовых АТС для работы на КПГ и испытания их газотопливных систем (ГТС); технические требования к АТС и ГБО, предъявляемые к ним при переоборудовании; правила приемки и выдачи АТС при переоборудовании; типовые технологии выполнения основных операций по установке ГБО на АТС и испытаний газотопливных систем; требования к квалификации персонала, выполняющего работы по переоборудованию и испытаниям газотопливных систем; вопросы безопасности при проведении работ по установке и испытаниям ГБО; требования к применяемому технологическому оборудованию, оснастке и инструменту.

Руководство предназначено для руководящих, инженерно-технических работников, обслуживающего персонала различных организаций, предприятий (фирм), занимающихся переводом АТС для работы на КПГ и испытаниями ГТС газобаллонных АТС.

Содержание

 TOC o "1-3" p " " h z u Принятые сокращения

Введение

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОДА АТС В ГБТС, РАБОТАЮЩИЕ НА КПГ, И ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ

2.1. Основные технологические операции процесса перевода АТС для работы на КПГ и испытаний газотопливных систем

2.2. Организация предприятия (пункта) по переводу АТС для работы на КПГ и испытаний газотопливных систем

2.3. Сертификация услуг, связанных с переводом АТС для работы на КПГ и испытаниями газотопливных систем

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ ПРИ ПРИЕМКЕ НА УСТАНОВКУ ГБО, ВЫПУСКЕ ПОСЛЕ УСТАНОВКИ И УСТАНАВЛИВАЕМОМУ ГБО

3.1. Технические требования к автотранспортным средствам, сдаваемым на установку ГБО

3.2. Технические требования к газобаллонному оборудованию для КПГ, устанавливаемому на АТС

3.3. Технические требования к монтажу ГБО

3.4. Технические требования к автотранспортным средствам, выпускаемым после установки ГБО

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ НА УСТАНОВКУ ГБО И ВЫДАЧИ ГБТС ПОСЛЕ УСТАНОВКИ ГБО И ИСПЫТАНИЙ ГТС. ПРИЕМО-СДАТОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

5. ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО УСТАНОВКЕ ГБО ДЛЯ КПГ НА ЛЕГКОВЫЕ, ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И АВТОБУСЫ

6. ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСПЫТАНИЙ ГТС ГБТС

7. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗОВОЙ АППАРАТУРЫ ДЛИ КОЗДПРИМИРОБАННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА

7.1. Компримированный природный газ как моторное топливо

7.2. Конструкция некоторых моделей газовой аппаратуры нового поколения и примерные схемы их монтажа на различные модели АТС

7.2.1. Автомобильная газовая топливная система «САГА-7»

7.2.2. Газовая аппаратура ОАО «Новогрудский завод газовой аппаратуры».

7.2.3. Инжекторное газобаллонное оборудование фирмы «Грико» и ОАО «Автогаз»

7.2.4. Газодизельная аппаратура ООО «МОБИЛГАЗ» (АО «КамАЗ»)

7.2.5. Газовая аппаратура Рязанского завода автомобильной аппаратуры

7.2.6. Газовая аппаратура ЗАО «Автосистема».

8. ОБОРУДОВАНИЕ, ОСНАСТКА И ИНСТРУМЕНТ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПЕРЕВОДЕ АТС ДЛЯ РАБОТЫ НА КПГ И ПРОВЕДЕНИИ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ ГБТС

8.1. Требования к оснащенности приспособлениями, оснасткой, инструментом, специализированным оборудованием и контрольно-регулировочными стендами

8.2. Оборудование участка (станции) испытаний газотопливных систем ГБТС

9. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО РАБОТЫ ПО УСТАНОВКЕ ГБО, И ИСПЫТАНИЯМ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ ГБТС

10. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ПЕРЕВОДУ АТС ДЛЯ РАБОТЫ НА КПГ И ИСПЫТАНИЯМ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ ГБТС

10.1. Общие положения

10.2. Требования безопасности при проведении работ по установке ГБО на АТС

10.3. Требования безопасности при проведении испытаний газотопливных систем ГБТС

11. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ПРОЦЕССЫ ПЕРЕВОДА АТС ДЛЯ РАБОТЫ НА КПГ И ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

 

Принятые сокращения

АГНКС - автомобильная газонаполнительная компрессорная станция

АГТС - автомобильная газовая топливная система

АТС - автотранспортное средство

ГА - газовая аппаратура

ГБА - газобаллонный автомобиль

ГБО - газобаллонное оборудование

ГБТС - газобаллонное транспортное средство

ГТА - газотопливная аппаратура

ГТС - газотопливная система

ЗУ - заправочное устройство

КИП - контрольно-измерительные приборы

КПГ - компримированный природный газ

НТД - нормативно-техническая документация

НИИАТ - Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта

ОГ - отработанный газ

ОСУ - орган сертификации услуг

ПАГЗ - передвижной автомобиль - газовый заправщик

ПГ - подогреватель газа

РВД - редуктор высокого давления

РНД - редуктор низкого давления

РПВД - редуктор-подогреватель высокого давления

ТНВД - топливный насос высокого давления

ТО - техническое обслуживание

ТР - текущий ремонт

ТУ - технические условия

ФГ - фильтр газовый

ЭБУ - электронный блок управления

ЭМК - электромагнитный клапан

Введение

Использование компримированного (сжатого) природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива на транспорте и в сельском хозяйстве позволяет рациональнее использовать изменяющуюся в настоящее время инфраструктуру топливно-энергетического комплекса России:

- сократить потребление нефтяного топлива в условиях снижающейся добычи нефти;

- значительно ускорить решение проблемы защиты окружающей среды от вредных воздействий транспорта.

Из-за относительно быстрого роста в 1998-2002 гг. в крупных регионах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Казань и др.) автомобильного парка доля выбросов загрязняющих веществ с отработанными газами от автомобильных двигателей резко возросла. В ряде мегаполисов она стала составлять от 70 до 85 % от общего числа вредных веществ, загрязняющих окружающую среду.

Один из радикальных методов уменьшения влияния автотранспорта на окружающую среду - перевод части транспортных средств на КПГ.

В 1994 г. в России эксплуатировалось более 42 тыс. автомобилей на КПГ. В стране создана сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), позволяющая заправлять ежесуточно компримированным газом более 170 тыс. автомобилей, что эквивалентно обслуживанию парка в 160-170 тыс. газобаллонных автомобилей.

В системе автотранспорта общего пользования в течение 1984 - 2000 гг. разработан и прошел апробацию комплект нормативно-технической документации по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей на КПГ, переводу базовых моделей автомобилей в газобаллонные, освидетельствованию автомобильных баллонов для природного газа и т.д.

В 1995 - 2000 гг. перевод автомобильного транспорта на КПГ значительно замедлился по различным экономическим и социальным причинам. Минтранс РФ, РАО «Газпром» и другие ведомства, учитывая направленность развития топливно-энергетического комплекса России, принимают меры, направленные на расширение использования газомоторного топлива в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и на автомобильном транспорте

В настоящее время во многих регионах Российской Федерации приняты пли разрабатываются экологические программы и законодательные акты, предусматривающие значительное улучшение экологической обстановки в крупных городах за счет использования КПГ для автотранспортных средств.

В 1995-2001 гг. различными организациями и предприятиями России (АО «Автосистема», НПФ «САГА», АО «Завод им. Фрунзе», РЗАА, ООО «Грико» и др.) разработаны конструкции газобаллонной аппаратуры нового поколения для установки в условиях эксплуатации практически на все модели автомобилей и автобусов отечественного производства.

Нормативная документация по переоборудованию АТС для работы на КПГ, разработанная в 1984-1986 гг., морально и технически устарела и не соответствует современным требованиям.

Создание настоящего документа направлено на:

- проведение единой технической политики в области перевода базовых моделей автомобилей и автобусов для работы на КПГ и испытания их газотопливных систем в новых условиях хозяйствования;

- организацию процесса перевода АТС для работы на КПГ с учетом конструктивных решений газобаллонного оборудования (ГБО) нового поколения;

- организацию процесса испытания газотопливных систем газобаллонных автомобилей (ГБА), работающих на КПГ.

В соответствии с перечисленными выше задачами в Руководстве приведены:

- общие положения и требования к организации перевода базовых АТС для работы на КПГ и испытаний их газотопливных систем;

- технические требования к АТС и газобаллонному оборудованию, предъявляемые к ним при установке ГБО;

- правила приемки и выдачи АТС при проведении работ по установке ГБО;

- типовые технологии выполнения основных операций по установке ГБО на АТС и испытаниям газотопливных систем;

- конструктивные особенности некоторых моделей ГБО для КПГ и примерные схемы их монтажа на различные модели АТС;

- требования к оснащенности оборудованием и инструментом при проведении работ по установке ГБО и испытаниям газотопливных систем;

- требования к квалификации персонала, выполняющего работы по установке ГБО и испытаниям газотопливных систем;

- вопросы техники безопасности при проведении работ по установке ГБО и испытаниям газотопливных систем.

Изложенные в настоящем Руководстве требования, рекомендации, значения различных параметров, правила техники безопасности в части всего комплекса работ, связанных с переводом АТС для работы на КПГ и испытаниями газотопливных систем, распространяются на все предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Перевод автотранспортных средств на КПГ в Российской Федерации производится за счет выпуска автомобильными заводами новых газобаллонных АТС и переоборудования АТС, находящихся в эксплуатации, в ГБА.

1.2. Для перевода АТС, находящихся в эксплуатации, в газобаллонные предприятия и организации-изготовители ГБО поставляют по договорам или через торговые организации комплекты ГБО специализированным предприятиям (фирмам), выполняющим работы по установке ГБО на АТС.

1.3. Установку ГБО на АТС для работы на КПГ могут осуществлять предприятия и организации любой формы собственности, обязательно имеющие:

1.3.1. Соответствующую производственную базу, технологическое оборудование и аттестованный для выполнения этих работ рабочий и инженерно-технический персонал.

1.3.2. Сертификат, выданный аккредитованным органом сертификации услуг (ОСУ) по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) АТС на право производства работ по переоборудованию автотранспортных средств в газобаллонные.

1.4. Испытания газотопливных систем питания ГБТС на КПГ включают два вида работ:

1.4.1. Испытания на герметичность и прочность соединений агрегатов и узлов оборудования (опрессовка).

1.4.2. Испытание на функционирование газотопливных систем питания при работе на КПГ и нефтяном топливе, включая и испытания на токсичность и дымность отработанных газов двигателей при работе на КПГ и нефтяном топливе.

1.5. Испытания газотопливных систем питания ГБТС могут производиться на специализированных испытательных станциях (пунктах) независимо от их формы собственности или на автомобильных АГНКС, имеющих:

1.5.1. Соответствующую производственную базу и технологическое, в том числе компрессорное, оборудование.

1.5.2. Сертификат, выданный специально аккредитованным органом ОСУ.

1.6. Работы по установке ГБО на базовые модели АТС и испытанию их газотопливных систем питания могут осуществляться как на едином технологическом комплексе, удовлетворяющем в совокупности требованиям п. 1.3 и 1.5, так и на различных производственных базах, каждая из которых удовлетворяет соответственно требованиям п. 1.3 или 1.5.

1.7. Предприятия, не отвечающие любому из требований п. 1.3 или п. 1.5, выполнять установку ГБО на АТС для работы на КПГ или испытание их газотопливных систем питания не имеют права.

1.8. Переводу АТС для работы на КПГ, соответствующем требованиям ГОСТ 27577-2000, могут подвергаться все АТС, находящиеся в эксплуатации, отечественные и зарубежные модели, включая легковые, грузовые, специализированные и специальные автомобили, городские и пригородные автобусы, автобусы общего и местного назначения, снабженные поршневыми двигателями с искровой системой зажигания или воспламенением от сжатия, прицепы и полуприцепы.

1.9. Настоящий документ предназначен для руководящих и инженерно-технических работников, рабочего персонала предприятий и организаций (фирм), осуществляющих перевод АТС для работы на КПГ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОДА АТС В ГБТС, РАБОТАЮЩИЕ НА КПГ, И ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ

При организации перевода базовых АТС для работы на КПГ необходимо выполнить следующие мероприятия:

- создать пункт (участок) по переоборудованию и испытаниям газотопливных систем;

- организовать технологический процесс установки ГБО на АТС и испытаний газотопливных систем;

- провести сертификацию услуг, связанных с переводом АТС, для работы на КПГ;

- заключить договора на поставку ГБО с предприятиями-изготовителями или торгующими организациями;

- обучить (с получением соответствующего удостоверения) рабочий персонал работам по установке ГБО и испытаниям ГТС.

2.1. Основные технологические операции процесса перевода АТС для работы на КПГ и испытаний газотопливных систем

2.1.1. Процесс перевода АТС для работы на КПГ состоит из следующих основных этапов:

- приемка АТС для перевода на КПГ;

- подготовка АТС к установке ГБО;

- подготовка комплекта ГБО к установке на АТС;

- установка (монтаж) ГБО на АТС;

- испытания газотопливных систем переоборудованного ГБТС;

- оформление приемосдаточной документации и выдача ГБТС заказчику.

Каждый этап в отдельности состоит из следующих последовательных технологических операций:

2.1.2. Приемка АТС для перевода на КПГ включает в себя:

- проверку сопроводительной документации и комплектности АТС;

- мойку АТС;

- проверку технического состояния АТС и принятие решения о проведении установки ГБО;

- слив топлива и охлаждающей жидкости (при необходимости).

2.1.3. Подготовка АТС к установке ГБО состоит из следующих операций.

- демонтажные работы на АТС и в моторном отсеке;

- подготовка мест крепления газовой аппаратуры;

- подготовка мест крепления газовых баллонов.

Содержание работ по выполнению указанных операций зависит от типа АТС и мест размещения газовых баллонов и ГТА.

2.1.4.  Подготовка комплекта ГБО к установке на АТС включает в себя:

- проверку сопроводительной документации, комплектности и технического состояния агрегатов и узлов ГТА и газовых баллонов;

- сборку агрегатов и узлов ГТА и газовых баллонов.

2.1.5. Установка (монтаж) ГБО на АТС состоит из следующих основных операций:

- монтажные работы по установке деталей и узлов ГТА на двигателе и в моторном отсеке;

- монтаж газовых баллонов и деталей ГТА на раме (платформе) или кузове АТС, включая газовые трубопроводы высокого давления;

- установка дополнительного электрооборудования и контрольно-измерительных приборов;

- монтаж грузовой платформы (фургона, специального кузова или установки).

2.1.6. По окончании установки ГБО на АТС проверяют качество выполненных работ и оформляют часть приемо-сдаточной документации согласно требованиям, изложенным в разд. 4 и нормативно-технических документах, приведенных в разд. 11 настоящего документа, АТС, переведенное на КПГ, направляют на испытание газотопливных систем.

2.1.7. Испытания газотопливных систем (ГТС) питания ГБТС могут производиться:

- на специализированных станциях (пунктах) сжатым воздухом с последующим вакуумированием газобаллонного оборудования ГБТС или его дегазацией инертным (негорючим) газом;

- на АГНКС, КПГ с оставлением его в баллонах ГБТС при положительных результатах испытаний.

2.1.8. Испытания ГТС питания ГБТС на КПГ включают в себя следующие этапы:

- приемка ГБТС для проведения испытаний ГТС;

- испытания на герметичность и прочность соединений (далее - опрессовка) агрегатов и узлов ГБО;

- испытания на функционирование ГТС питания при работе на КПГ и нефтяном топливе, включая и испытания на токсичность и дымность (газодизельных ГБТС) отработавших газов двигателей при работе на КПГ и нефтяном топливе.

2.1.9. Испытания ГБО на герметичность и прочность соединений, составляющих ее агрегатов и узлов проводят:

- у всех АТС, переведенных в газобаллонные для работы на КПГ;

- у ГБТС, на которых произошла смена баллонов вследствие истечения срока их освидетельствования;

- у ГБТС, попавших в дорожно-транспортное происшествие и получивших повреждения, связанные с необходимостью демонтажа и последующего монтажа газовых баллонов, соединительных газопроводов, запорно-расходной и предохранительной аппаратуры;

- после ТО и ТР, если технические воздействия по некоторым причинам привели к потере герметичности газотопливной системы питания КПГ.

2.1.10. Приемка ГБТС для проведения испытаний ГТС состоит из следующих операций:

- проверка сопроводительной документации и технического состояния ГБТС;

- подготовка ГБТС к проведению испытаний.

2.1.11. Опрессовка агрегатов и узлов состоит из следующих работ:

- проверка внешней и внутренней герметичности соединений, узлов и агрегатов ГБО давлением 1,0 МПа (10 кгс /см2);

- проверка герметичности и работоспособности электромагнитного клапана (ЭМК) нефтяной системы питания ГБТС;

- вакуумирование баллонов или продувка инертным газом (при проведении испытания сжатым воздухом);

- проверка прочности резьбовых соединений газопроводов, агрегатов и узлов ГБО под давлением последовательно 2,5; 4,9; 9,8; 19,6 МПа.

2.1.12. Испытания ГТС питания ГБТС на функционирование включает в себя следующие операции:

- проверка работоспособности и регулировка двигателя на природном газе (проводится на АГНКС или от постороннего источника КПГ, в том числе от передвижного газозаправщика (ПАГЗ), поста аккумулирования газа и др.);

- испытание ГТС питания ГБТС с искровой системой зажигания на недопущение одновременной работы двигателя на КПГ и бензине;

- испытания системы питания газодизеля, исключающей одновременную работу двигательной установки на КПГ и неограниченной подачи дизельного топлива;

- испытания на функционирование системы переключения вида топлива;

- проверка содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработанных газах (ОГ) двигателя при работе на газе и нефтяном топливе; у газодизельных двигателей - дополнительно - проверка содержания твердых частиц углерода (С) в ОГ (дымности) при работе на КПГ и дизтопливе.

2.1.13. Опрессовку газотопливной системы питания ГБТС и ее функционирование при работе на КПГ проводят по единой технологии согласно разд. 6 настоящего Руководства.

2.1.14. Проверка внешней и внутренней герметичности агрегатов и узлов ГБО и топливной аппаратуры на всех этапах испытаний осуществляют методом омыливания или с помощью специальных приборов - течеискателей.

2.1.15. Оформление результатов испытаний и приемосдаточной документации осуществляют в соответствии с требованиями, изложенными в разд. 4 настоящего документа и нормативно-технической документации, указанной в разд. 11.

2.1.16. Функциональная схема выполнения работ по переводу АТС для работы на КПГ и испытаний газотопливных систем приведена на рис. 2.1.

2.2. Организация предприятия (пункта) по переводу АТС для работы на КПГ и испытаний газотопливных систем

2.2.1. Назначение и размещение производства.

Рис. 2.1. Функциональная схема выполнения работ по переводу АТС для работы на КПГ и испытаниям ГТС

Предприятие (пункт) по переводу АТС для работы на КПГ должно состоять из следующих основных участков:

- участок по установке ГБО на АТС;

- участок по испытаниям газотопливных систем ГБТС;

- участок комплектации, подготовки, ремонта, проверки ГБО. Предприятие (для расширения - сферы оказания услуг) может

- организовать участок по ТО газобаллонного оборудования, на котором проводятся следующие виды работ:

- проверка состояния и крепления газовых баллонов:

- проверка герметичности и крепления вентильных устройств (запорно-расходной и наполнительной аппаратуры), проведение смазочных работ;

- проверка состояния и крепления газопроводов;

- проверка состояния и крепления теплообменных устройств и подводящих трубопроводов;

- обслуживание фильтрующего элемента магистрального фильтра;

- проверка состояния и технических характеристик газового редуктора высокого давления (РВД), включая газовый фильтр;

- регулировочные работы (на воздухе);

- проверка работоспособности дозирующих устройств;

- слив отстоя из редуктора низкого давления (РНД);

- проверка состояния, крепления и работоспособности смесительных клапанов;

- проверка состояния и работоспособности агрегатов и узлов систем питания АТС нефтяным - топливом и их функционирование при переводе двигателя на КПГ;

- проверка состояния и работоспособности системы электрооборудования АТС, связанной с применением КПГ;

- оформление документации, связанной с ТО газотопливных систем питания ГБТС.

2.2.2. Требования к планировочному решению производственного корпуса предприятия по переводу АТС для работы на КПГ.

Предприятия (в дальнейшем - пункты) по переводу АТС на КПГ могут создаваться как в помещениях новой постройки, так и на существующих производственных площадях действующего предприятия.

Основные производственные участки должны располагаться в производственном корпусе и должны быть оснащены необходимым технологическим оборудованием.

Мойка АТС и склад газовых баллонов могут быть организованы отдельно от производственного корпуса или примыкать к нему.

Высот помещения производственного корпуса - 7 м до выступающих строительных конструкций.

Рекомендуемое соотношение сторон участков: 6×3,6×9,6×12 м и т.д.

При выборе помещения для участка следует обратить внимание на необходимость обеспечения кран-балкой максимально отведенной для этой цели площади для осуществления перемещения баллонов, съем и установку кузовов грузовых АТС в процессе выполнения работ.

Наиболее предпочтительным является такое размещение участка в производственном корпусе, при котором, с одной стороны, было бы достигнуто максимальное естественное освещение (наличие оконных проемов), а с другой стороны - к участку примыкала бы проезжая часть для транспортировки баллонов и въезда (выезда) АТС.

При недостаточной естественной освещенности освещение производственной площади может быть компенсировано при помощи верхнего освещения через зенитные фонари.

При организации выхода из производственного помещения через внутренний коридор последний не должен иметь порогов и других препятствий, а ширина его должна обеспечивать свободную транспортировку баллонов.

Размещение основного технологического оборудования на площади участков должно быть предусмотрено в технологической последовательности выполнения различных видов работ.

Размещение оборудования и ширина проемов должны учитывать свободное перемещение крупногабаритных комплектующих (кузов, баллоны в сборе и т.д.) с помощью кран-балки и тележек на основном производственном участке, складе или площадке для временного хранения.

Изготовление и поставка основного технологического оборудования предусматриваются из существующего и серийного выпускаемого предприятиями ОАО «ГАРО» и другими организациями.

Остальное оборудование - инвентарь, стеллажи, верстаки, тележки и захваты - должно быть приобретено или изготовлено своими силами.

Установка ГБО должна производиться по монтажным чертежам заводов-изготовителей ГБО.

Доставка оборудования в помещение к месту монтажа должна производиться через наружный дверной проем шириной не менее 1,5 м или наружные ворота, имеющие габаритные размеры 4,5×4,2 м.

Участки должны включать в себя производственные площади для:

- установки ГБО на АТС;

- испытания ГТС и ТО газобаллонного оборудования ГБТС;

- комплектации, проверки и текущего ремонта газобаллонного оборудования;

- компрессорного оборудования с системой аккумулирования сжатого воздуха.

Административные помещения (для начальника производства, бухгалтерии, конторы и т.д.), а также бытовые помещения для рабочих в целях экономии основных производственных площадей рекомендуется расположить над производственными участками, организовав второй этаж (при общей высоте корпуса 7 м).

Примерная технологическая планировка пункта со специализированными производственными участками представлена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Примерное технологическое планировочное решение пункта по переводу АТС для работы на КПГ и испытаний ГТС

Экспликация участков и производственных помещений, входящих в состав пункта, и используемое технологическое оборудование приведены соответственно в табл. 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1

Экспликация участков и помещений пункта по переводу АТС в газобаллонные и их техническому обслуживанию

№ по планировке

Наименование

Примерная производственная площадь, м2

А

Участок испытания ГТС и ТО ГБТС

72,0

Б

Участок комплектации, подготовки, ремонта, проверки ГБО

36,0

В

Компрессорный участок совместно с воздушным аккумулятором

24,0

Г

Участок по установке ГБО на АТС

126,0

Таблица 2.2

Технологическое оборудование пункта

№ п/п

Наименование технологического оборудования

Модель

Ед. изм.

Кол-во

1

2

3

4

5

А

Участок испытания ГТС и технического обслуживания ГБТС

1

Ящик с песком

-

шт.

1

2

Ящик с обтирочными концами

-

шт.

1

3

Установка для мойки агрегатов и узлов системы питания АТС

М-312

шт.

1

4

Пост для ТР газотопливного оборудования и газопроводов

Р-991

шт.

1

5

Установка для проверки и регулировки газотопливного оборудования

К-277 или стенд НПФ «САГА»

шт.

I

6

Тумбочка инструментальная и

-

шт.

1

специнструмент для ГБО

И-149

компл.

2

7

Стеллаж

-

шт.

3

8

ГБТС для испытания ГТС и ТО

-

шт.

1

Б

Участок комплектации, подготовки, ремонта и проверки ГБО

9

Кран-балка (Q = 1,0 т)

-

шт.

1

10

Стеллаж для ГБО

-

шт.

3

11

Тумбочка инструментальная, включая:

-

шт.

1

специнструмент

И-149

компл.

2

специнструмент

И-150

компл.

2

Приспособление для сборки крестовины

Н-703

шт.

2

12

Пост для текущего ремонта ГБО

Р-991

шт.

1

13

Стенд для проверки и регулировки газотопливного оборудования

ИС

шт.

1

(0,01÷0,04)

или К-278

14

Ящик с песком

-

шт.

1

15

Ящик с обтирочными концами

-

шт.

1

16

Установка для мойки агрегатов и узлов системы питания АТС и ГБТС

М-312

шт.

1

В

Компрессорный участок

17

Аккумулятор сжатого воздуха

-

шт.

1

18

Компрессорная установка

ВШВ-2,3/230

шт.

1

Г

Участок по установке ГБО на АТС

19

АТС для переоборудования в газобаллонный (легковой, грузовой автомобиль, автобус, специализированный автомобиль)

-

шт.

2

20

Приспособление для монтажа вентильных устройств

Н-701

шт.

1

21

Секция для сборки баллонов в пакет

-

шт.

1

-

Захват для транспортировки баллонов (на схеме не указан)

Н-709

шт.

2

-

Тележка для транспортировки баллонов для КПГ (на схеме не указана)

-

шт.

1

Участок испытания ГТС и ТО ГБТС отделен от других участков кирпичной или железобетонной перегородкой высотой 3,5 - 4,0 м и должен быть оборудован системой контроля загазованности среды (типа ГАЗ-1М или СГХ-10) и вытяжной вентиляцией, обеспечивающей однократный воздухообмен, при условии, что заезд ГБТС в зону участка будет осуществлен на одном баллоне при давлении в нем не выше 5,0 МПа. При заезде с давлением КПГ в баллонах выше 5,0 МПа требуется создание аварийной вентиляции, обеспечивающей соответствующую кратность воздухообмена.

Участки комплектации и проверки ГБО, переоборудования АТС совмещены между собой и в разделительных перегородках и в специальном оснащении не нуждаются.

Компрессорный участок располагается в отдельном (изолированном) помещении и включает в себя компрессорную установку (типа ВШВ 2.3/230), аккумулятор сжатого воздуха и вспомогательное оборудование (рабочее место оператора, КИП и др.)

Санитарно-бытовое обслуживание персонала пункта должно быть предусмотрено в специально организованных помещениях.

2.2.3. Инженерное обеспечение производства.

Обеспечение рабочего процесса, входящих в состав предприятия (пункта) производственных участков электроэнергией, теплом, водой и вентиляцией предусматривается от существующих источников питания с подключением по месту к инженерным сетям и коммуникациям действующего производства.

Участок питания ГТС и ТО ГБТС должен обеспечиваться подачей природного газа (от газовой сети, аккумулятора газа, передвижного газозаправщика).

Искусственное общее освещение помещения должно обеспечивать IV-б разряд зрительных работ с освещенностью не менее 200 лк при люминесцентном освещении и не менее 150 лк - при лампах накаливания.

В помещениях должны быть предусмотрены принудительно-вытяжная вентиляция, обеспечивающая трехкратный воздухообмен, а также естественная вытяжка.

Температура в помещении должна быть 16-18°С.

Все помещения участков, входящих в состав пункта, относятся к категории «В-2» по пожарной опасности и к «нормальному классу» - по правилам устройства электроустановок и осуществления каких-либо специальных противопожарных мероприятий не требуется.

Исключение составляет участок испытания ГТС и ТО ГБТС, помещение которого должно соответствовать требованиям нормативного документа «Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе» (РД 3112199-1069-98).

2.2.4. Снабжение производства сжатым воздухом.

Технологическое оборудование участков для своего функционирования требует потребления сжатого воздуха двух параметров:

- низкого давления - 0,4-0,6 МПа;

- высокого давления - 20,0-22,0 МПа.

К потребителям сжатого воздуха низкого давления относится установка для монтажа вентильных устройств на баллоны.

Снабжение сжатым воздухом низкого давления предусматривается от сети воздухоснабжения действующего производства с подводом его к устанавливаемому технологическому оборудованию по временной схеме или от собственной компрессорной установки из аккумулятора сжатого воздуха высокого давления после его редуцирования до 0,6 МПа.

К потребителям сжатого воздуха высокого давления относятся:

- установка для проверки газотопливного оборудования (мод. К-277);

- стенд для проверки газотопливного оборудования (мод. типа ИС-001 илиК-278).

Снабжение сжатым воздухом высокого давления предусматривается от стационарной компрессорной установки (типа ВШВ 2.3/230) через аккумулятор сжатого воздуха.

В качестве аккумулятора сжатого воздуха высокого давления могут быть применены автомобильные газовые баллоны для КПГ в количестве не менее 20 шт., смонтированные на специальной раме-подставке и закрепленные к стене. Вентили баллонов должны быть соединены последовательно стальными трубками; к одному из них подключается выходной патрубок компрессора, а от конечного - к потребителю (напрямую или через редуцирующее устройство).

При эксплуатации компрессорной установки и аккумулятора со сжатым воздухом должны соблюдаться требования Госгортехнадзора РФ.

2.3. Сертификация услуг, связанных с переводом АТС для работы на КПГ и испытаниями газотопливных систем

Работы, связанные с переводом АТС в ГБТС для работы на КПГ, испытаниями газотопливных систем ГБТС, их ТО, ремонт газотопливного оборудования подлежат сертификации согласно правилам «Системы сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» (далее - Система).

Проведение работ по сертификации и выдаче сертификата соответствия осуществляют органы по сертификации услуг (ОСУ), аккредитованные в Системе.

Для получения сертификата на проведение указанных выше работ по переводу АТС для работы на КПГ согласно правилам Системы должны быть выполнены три основные требования:

- наличие и приспособленность производственно-технической базы (включая наличие технологического оборудования) к проведению технологического процесса по переводу АТС в газобаллонные, испытанию топливной системы питания на герметичность и надежность соединений газовых трубопроводов, проведению регулировочных работ;

- необходимой нормативно-технической документации;

- наличие квалифицированных рабочих кадров и ИТР. Работы по установке ГБО на АТС должны выполняться качественно и соответствовать требованиям нормативной документации.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ ПРИ ПРИЕМКЕ НА УСТАНОВКУ ГБО, ВЫПУСКЕ ПОСЛЕ УСТАНОВКИ И УСТАНАВЛИВАЕМОМУ ГБО

3.1. Технические требования к автотранспортным средствам, сдаваемым на установку ГБО

3.1.1. На установку ГБО принимаются находящиеся в эксплуатации АТС (согласно п. 1.8 настоящего Руководства) отечественного или зарубежного производства.

3.1.2. АТС, предназначенные для установки ГБО должны быть технически исправны, укомплектованы в соответствии с техническими условиями и документацией предприятия-изготовителя.

3.1.3. Перед сдачей на установку ГБО, АТС должны пройти ТО в полном объеме ТО-2, указанном в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» или в «Инструкции по эксплуатации ...» АТС данной модели или в сервисной книжке АТС.

3.1.4. Направляемые (принимаемые) на установку ГБО АТС должны удовлетворять следующим требованиям:

- наличие ремонтных воздействий (дополнительных сварочных швов, отверстий, накладок) в зонах крепления газовой аппаратуры и баллонов не допускается;

- двигатель АТС не должен иметь повышенных износов цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма, выходящих за пределы, определяемые техническими условиями предприятия-изготовителя;

- система искрового зажигания АТС должна быть в технически исправном состоянии;

- топливный насос высокого давления (ТНВД) у АТС с дизельными двигателями должен быть проверен и при необходимости отрегулирован на специальном стенде;

- форсунки у АТС с дизельным двигателем должны быть проверены на герметичность запорного корпуса, на величину давления начала подъема иглы, качество распыливания; при необходимости они должны быть отрегулированы или заменены.

Примечание: Результаты проверки и регулировки ТНВД и форсунок должны быть зафиксированы в специальном протоколе с указанием зафиксированных цифровых значений показателей, которые должны быть в пределах их нормативных величин.

3.1.5. Сдаваемое на установку ГБО АТС должно иметь запас топлива в топливном баке в количестве не менее:

- легковые автомобили и автобусы особого малого класса - 5 л;

- грузовые, специализированные автомобили полной массой до 10 т автобусы малого и среднего класса - 10 л;

- грузовые, специализированные автомобили полной массой более 10 т автобусы большого и особо большого класса - 15 л.

3.1.6. Автомобили, направляемые на установку ГБО, должны пройти мойку. Особенно тщательно должны быть вымыты места крепления ГБО (моторный отсек, багажник, рама автомобиля, днище кузова).

3.1.7. Система питания двигателей АТС, направляемых на установку ГБО, должна быть отрегулирована на показатели токсичности отработавших газов в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03-87 - при работе на бензине и ГОСТ 21393-75 - при работе на дизельном топливе.

3.1.8. Направляемые на установку ГБО легковые автомобили должны удовлетворять следующим требованиям:

3.1.8.1. Кузов автомобиля не должен иметь сильной или сквозной коррозии, трещин и механических повреждений в местах крепления газобаллонного оборудования.

3.1.8.2. Пространство багажного отделения должно быть освобождено от предметов, не относящихся к комплектности автомобиля.

3.1.8.3. На установку ГБО принимаются легковые автомобили независимо от типа кузова при условии, что предприятие-изготовитель газобаллонного оборудования рекомендует в своих технических условиях (ТУ) установку его на эти автомобили с гарантией обеспечения отвода возможной утечки газа из зоны размещения газового баллона за пределы ГБТС.

3.1.9. Грузовые, специализированные и специальные автомобили и прицепы (полуприцепы) при сдаче на установку ГБО должны удовлетворять следующим требованиям:

3.1.9.1. Грузовые, специализированные и специальные автомобили и прицепы, имеющие деревянную платформу или фургон, не должны иметь поврежденных продольных и поперечных брусьев, досок пола.

Металлические платформы или фургоны не должны иметь механических повреждений в зоне крепления ГБО.

3.1.9.2. Рама автомобилей, прицепов (полуприцепов) не должна иметь трещин, ослаблений заклепочных соединений и механических повреждений в местах крепления ГБО.

3.1.9.3. Установленные на АТС специализированные установки и механизмы (фургоны, цистерны, машины коммунального хозяйства, самосвальные кузова и т.п.) должны соответствовать ТУ и конструкторской документации предприятий-изготовителей этих установок.

3.1.9.4. Конструкция прицепов и полуприцепов, направленных на установку ГБО, должна соответствовать конструкторской документации предприятия-изготовителя, особенно в зоне установки газовых баллонов.

3.1.10. Автобусы, направляемые на установку ГБО, должны удовлетворять следующим требованиям:

3.1.10.1. Автобусы, направляемые на установку ГБО, не должны находиться в ветхом состоянии. Система вентиляции должна быть в исправном состоянии и обеспечивать воздухообмен в салоне, предусмотренный ТУ завода-изготовителя.

3.1.10.2. Кузов автобуса, его несущий каркас, крыша и стойки не должны иметь трещин, механических повреждений, сквозной коррозии, особенно в местах крепления газотопливного оборудования и баллонов.

3.2. Технические требования к газобаллонному оборудованию для КПГ, устанавливаемому на АТС

3.2.1. ГБО, устанавливаемое на АТС, - это совокупность агрегатов и элементов, включая баллоны для хранения газа, соединительные трубопроводы, электрооборудование и электронные устройства, обеспечивающие работу АТС на КПГ.

ГБО должно соответствовать требованиям ОСТ 37.001.653-99, ОСТ 37.001.654-99, ОСТ 37.001.655-99, ОСТ 37.001.656-99, ОСТ 37.001.657-99, других действующих нормативных документов и конструкторской документации предприятия-изготовителя.

3.2.2. ГБО, устанавливаемое на АТС, должно иметь сертификат соответствия для данного типа АТС согласно требованиям ОСТ 37.001.653-99.

Применение на АТС несертифицированного ГБО не допускается.

3.2.3. Каждый баллон, устанавливаемый на АТС, независимо от их количества, должен иметь запорный вентиль, позволяющий отключать его (в случае необходимости) от газотопливной системы питания, в том числе при проведении ТО, ремонтных работ, хранении АТС в закрытом помещении и в других случаях.

3.2.4. Конструкция ГБО должна обеспечивать возможность подсоединения к отдельным устройствам контрольно-диагностического оборудования с целью их диагностики, регулировки и ТО, а также возможность подсоединения к агрегатам и узлам ГБО постороннего источника газа или воздуха (без заполнения газовых баллонов на ГБТС).

Газовые баллоны, входящие в состав ГБО для транспортных средств, эксплуатируемых на КПГ, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51753-2001, ГОСТ 949-73, ГОСТ 9731-79, Правил ПБ 10-115-96.

3.2.5. Газовые баллоны для КПГ производства после 1 января 1996 г. должны иметь знак соответствия сертификату Российской Федерации по ГОСТ Р 50460.

Допускается использовать автомобильные баллоны для КПГ зарубежного производства, имеющие соответствующий сертификат, выданный (или подтвержденный) аккредитованным в Российской Федерации соответствующим органом.

3.2.6. Металлические части баллона для КПГ должны быть окрашены снаружи краской в соответствии с ТУ предприятия-изготовителя, стойкой к атмосферному воздействию и горюче-смазочным материалам.

3.2.7. Каждый баллон типа 1, 2, 3, 4 по ГОСТ Р 51753-2001 должен иметь паспорт, содержание которого приведено в приложении «А», указанного стандарта.

Паспорта на баллоны для КПГ должны быть приложены к технической документации ГБО, установленному на АТС.

3.2.8. Конструкция вентилей (баллонных или магистральных) должна обеспечивать их герметичность во всех положениях запорного устройства (клапана) и не должна допускать его самопроизвольного перемещения под действием любых вибраций, имеющих место на АТС.

3.2.9. Конструкция заправочного устройства для заправки баллонов КПГ для всех типов и моделей ГТА транспортных средств должна соответствовать требованиям ОСТ 37.001.657-99 и другой действующей нормативной документации.

Заправочное устройство должно иметь защитный колпачок для предотвращения загрязнения, а также устройство, предотвращающее выход газа из баллона при отсоединении заправочного шланга.

3.2.10. ГТА должна иметь запорно-предохранительные устройства, обеспечивающие автоматическое отключение подачи газа при внезапной остановке двигателя, в том числе при отключении бортовой системы электропитания ГБТС.

3.2.11. Все сигналы от срабатывания предохранительных устройств ГБО должны поступать на щиток приборов на рабочее место водителя и преобразовываться в звуковые или световые сигналы.

3.2.12. Металлические газопроводы должны изготавливаться из стальных или медных трубок. В случае использования бесшовных медных трубок газопровод должен иметь резиновую или пластмассовую защитную оплетку.

3.2.13. На наружную поверхность стальных трубопроводов высокого давления должно быть нанесено лакокрасочное покрытие красного цвета, стойкое к воздействию окружающей среды и горюче-смазочных материалов.

3.2.14. Соединительные газопроводы высокого давления должны иметь компенсационные витки для придания им эластичности при движении ГБТС и его маневрах, в том числе связанных с перекосом рамы, грузовой платформы, кузова.

3.2.15. Газобаллонное оборудование ГБТС, допускающих эксплуатацию как на КПГ, так и на нефтяном топливе, должно включать в себя переключатель на различные виды топлива и систему автоматической блокировки, исключающую продолжительную подачу (более 5 с) полных расходов обоих видов топлива (КПГ и нефтяного).

При переключении с одного вида топлива на другое допускается непродолжительное совмещение режимов подачи топлива.

Переключение работы двигателя с одного вида топлива на другой должно осуществляться с рабочего места водителя без остановки двигателя.

3.2.16. Конструкция ГБО должна обеспечивать надежный пуск двигателя транспортного средства на КПГ при температуре окружающего воздуха выше -5°С.

При температуре окружающей среды ниже -5°С допускается производить пуск двигателя ГБТС на нефтяном топливе (бензине или дизельном).

3.3. Технические требования к монтажу ГБО

3.3.1. Установка всех агрегатов и узлов газобаллонного оборудования на АТС должна быть произведена в соответствии с требованиями ТУ 152-12-007-99 (изм. №1 от 2000 г.), ОСТ 37.001.653-99, другой действующей нормативной и технической документации, разработанной предприятием-изготовителем (разработчиком) комплекта ГБО.

3.3.2. Способ крепления газовых баллонов для КПГ и их размещение на ГБТС должно осуществляться с соблюдением требований стандартов ГОСТ Р 51753-2001 и ОСТ 37.001.653-99 и конструкторской документации предприятий-изготовителей газовых баллонов и комплектов ГБО. Не допускается:

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: