Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Пособие Методы обеспечения пассивной безопасности автомобильных дорог (пособие)  
23.09.2018
    
Пособие Методы обеспечения пассивной безопасности автомобильных дорог (пособие)

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ
дорог

В пособии рассматриваются роль и место пассивной безопасности в системе мер по организации дорожного движения, обобщается отечественный и зарубежный опыт применения различных типов дорожных ограждений на основе анализа статистики дорожно-транспортных происшествий, связанных с опрокидываниями и выходом автомобилей за пределы земляного полотна, а также с наездами на элементы дорожной обстановки.

В разработке пособия приняли участие В.Я. Буйленко, С.Г. Бородина, Н.Н. Чуклинов (ВНИИБД МВД СССР), В.П. Залуга (МАДИ), В.А. Астров, Б.М. Елисеев (Союздорнии).

ВВЕДЕНИЕ

Перед сотрудниками Государственной автомобильной инспекции и работниками дорожно-эксплуатационных организаций стоят сложные задачи по качественному совершенствованию автомобильных дорог. Несмотря на значительный объем работ по строительству и реконструкции дорожной сети страны, еще не созданы необходимые условия для быстрой и бесперебойной работы автомобильного транспорта. Особую актуальность приобретает разработка специальных методов и средств, обеспечивающих уменьшение вредных последствий дорожно-транспортных происшествий.

Статистические данные свидетельствуют, что опрокидывание транспортных средств, их выезд за пределы земляного полотна, столкновение с элементами обстановки и сооружений, расположенных на полосе отвода дороги и придорожного пространства, составляют четвертую часть дорожно-транспортных происшествий.

Отсутствие энергоемких конструкций дорожных сооружений, ударобезопасных элементов стоек дорожных знаков, неправильная установка опор освещения, связи и линий электропередач, массивность конструкций опор путепроводов, как правило, способствуют увеличению тяжести последствий наездов транспортных средств. Отчасти это объясняется тем, что пока не разработаны нормативные документы и достаточно четкие и обоснованные рекомендации по конструированию элементов дорожной обстановки и их установке.

В пособии приведены основные методы снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Значительная часть работы посвящена систематизации накопленного в СССР и за рубежом опыта научных исследований и опытно-конструкторских разработок в этой области.

1. МЕСТО ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1.1. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Непрерывный рост автомобильного парка СССР, повышение интенсивности и скорости движения транспортных средств постоянно увеличивают вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Это требует разработки и осуществления эффективных мер по предупреждению ДТП и снижению числа погибших и раненых в них.

В решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения существует два основных направления (рис. 1):

разработка и внедрение методов и средств, предупреждающих возникновение дорожно-транспортных происшествий;

создание конструктивных элементов автомобиля и установка специального оборудования на дороге, снижающих тяжесть последствий ДТП.

По аналогии с терминологией, применяемой в автомобильной промышленности, данные комплексные направления именуются системами активной и пассивной безопасности (табл. 1).

Практически до 60-х гг. при организации дорожного движения преимущественно использовались методы, связанные с первым направлением.

Рис. 1. Основные направления обеспечения активной и пассивной безопасности дорожного движения

Таблица 1

Нормативное обеспечение требований активной и пассивной безопасности комплекса «А-В-Д»

Элементы активной безопасности

Нормативные документы и формы контроля, определяющие основные требования

Элементы пассивной безопасности

Нормативные документы и формы контроля, определяющие основные требования

1

2

3

4

АВТОМОБИЛЬ (легковой)

Весовые параметры и габариты

ГОСТ 9314-59

Безопасность конструкции рулевого управления

ОСТ 37.001.002-70

Тормозные свойства автомобильного подвижного состава

ГОСТ 22895-77

Запирающие механизмы дверей и конструкция их навески

ОСТ 37.001.032-72

ОСТ 37.001.033-72

Шины

ГОСТ 4754-74

Наружные детали

ГОСТ 1902-74

Приборы наружного освещения

ГОСТ 8769-75

Внутреннее оборудование транспортных средств (интерьер, стекла, панели приборов, противосолнечные козырьки, рычаги, рукоятки, конструкция рулевой колонки, сиденья и т.д.)

ОСТ 37.001.013-70

Рабочее место водителя

ГОСТ 12.2.023-76

ГОСТ 3544-73 и др.

Органы управления

ОСТ 37.001.017-70

 

ВОДИТЕЛЬ

Медицинские требования

Специальные требования Минздрава СССР

Режим труда

Частичный отраслевой контроль

Знание и соблюдение Правил дорожного движения

Сдача экзаменов, контроль ГАИ

Своевременная медицинская помощь

Оказание первой медицинской помощи, специализация лечебных учреждений

ДОРОГА

Рациональное сочетание элементов плана и продольного профиля

СНиП II-Д.5-72

Ограждения

ВСН 24-75 (частично)

СНиП II.60-75

Опоры дорожных знаков

ВСН 25-76 (частично)

ВСН 103-74

 

СНиП II-Д.5-72 (частично)

Назначение параметров геометрических элементов

СНиП II-Д.5-72



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: