Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 201  
21.07.2018
    
Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 201

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Национальная программа совершенствования
и развития сети автомобильных дорог России
на период до 2010
г.
«Дороги России
XXI века»

Москва, 2001 год

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC o "2-3" h z "Заголовок 1;1" 1. Паспорт программы  совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 г. «Дороги России XXI века». PAGEREF _Toc98303166 h 1 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390038003300300033003100360036000000

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. PAGEREF _Toc98303167 h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390038003300300033003100360037000000

3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы.. PAGEREF _Toc98303168 h 7 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390038003300300033003100360038000000

4. Система программных мероприятий. PAGEREF _Toc98303169 h 13 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390038003300300033003100360039000000

5. Ресурсное обеспечение программы.. PAGEREF _Toc98303170 h 63 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390038003300300033003100370030000000

6. Механизм реализации программы.. PAGEREF _Toc98303171 h 67 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390038003300300033003100370031000000

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации. PAGEREF _Toc98303172 h 69 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390038003300300033003100370032000000

8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.. PAGEREF _Toc98303173 h 70 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300390038003300300033003100370033000000

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г. «ДОРОГИ РОССИИ
XXI ВЕКА»

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.1999 г. № 438 «О государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации»

Государственный заказчик

Министерство транспорта Российской Федерации

Разработчик

ОАО «ГИПРОДОРНИИ»

Структура Программы

Структура Национальной программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 г. «Дороги России XXI века» включает следующие программные проекты:

1. Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог.

2. Строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог.

3. Ремонт и содержание федеральных дорог.

4. Ремонт и содержание территориальных дорог.

5. Модернизация производственной базы.

6. Повышение безопасности дорожного движения и развитие дорожного сервиса.

7. Снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.

8. Научно-техническое обеспечение.

9. Подготовка кадров.

10. Информационное обеспечение.

11. Правовое обеспечение.

12. Управление дорожным хозяйством.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана до 2010 г. Реализация Программы осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе (2002 - 2005 г.г.) будут выполняться работы по поддержанию дорожной сети, уменьшению отставания по срокам ремонтов дорог с одновременным повышением технического уровня и пропускной способности дорог. Продолжится реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов в районах наиболее перегруженных движением Московского, Санкт-Петербургского и других дорожных узлов, строительство объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства.

На втором этапе (2006 - 2010 г.г.) планируется ликвидировать отставание по срокам ремонтов на сети федеральных дорог и сократить его на сети территориальных дорог. Будут значительно увеличены объемы работ по реконструкции существующих автодорог, особенно на подходах к крупным городам. Продолжатся работы на участках, входящих в состав федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи.

Система целей и задачи Программы

Цели Программы:

Основными целями Программы являются:

содействие экономическому и социальному развитию Российской Федерации, обеспечению безопасности государства;

содействие экономической и политической интеграции страны, развитию федеральных принципов государственного устройства;

создание условий для обеспечения единого экономического и транспортного пространства, свободы перемещения людей и товаров по территории страны посредством модернизации и поэтапного развития сети автомобильных дорог общего пользования, отвечающей интересам граждан, грузовладельцев и общества в целом;

формирования грузо- и пассажиропроводящей системы, гармоничного развития и эффективного взаимодействия всех видов транспорта;

содействие освоению и развитию территорий, интенсификации общественного производства, решению социальных проблем населения;

Основные задачи Программы:

- определение в качестве важнейшего приоритета соблюдения интересов пользователей автомобильных дорог, сокращение времени доставки грузов и пассажиров;

- повышение ответственности за сохранность автомобильных дорог и их транспортно-эксплуатационное состояние, в т.ч. и для пропуска по ним тяжеловесных грузов по наиболее рациональным маршрутам;

- содействие модернизации транспортной системы страны путем строительства и повышения технического уровня автомобильных дорог, обеспечения проезда к важнейшим транспортным узлам, морским портам, железнодорожным станциям, аэропортам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры;

- приоритетное финансирование модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержания дорог;

- совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решения социальных проблем сельского населения;

- приведение в нормативное состояние и развитие участков улично-дорожной сети городов, используемых для концентрации и пропуска транзитных транспортных потоков;

- повышение эффективности системы государственного управления автомобильным дорогами на федеральном и региональном уровне, а также использования аккумулируемых в Федеральном бюджете средств пользователей дорог, направляемых на развитие и совершенствование дорожной сети;

- повышение ответственности территориальных органов управления за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов управления автомобильными дорогами;

- совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;

- повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развитие отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в т.ч. с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности;

- снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения;

- создание новых рабочих мест в дорожном секторе смежных отраслях экономики и сфере дорожного сервиса;

- развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет совершенствования конкурсной системы предоставления подрядов.

Важнейшие целевые показатели

В результате реализации Программы протяжение сети автомобильных дорог общего пользования возрастет до 670 тыс. км или в 1,1 раза. Снизится количество ДТП на 10 - 15 %, в том числе по сопутствующим дорожным условиям - на 20 - 30 % на 1 млн. зарегистрированных автомобилей.

Протяжение автомобильных дорог с капитальным типом покрытия достигнет 428 тыс. км, с переходным типом покрытием - 212 тыс. км.

Протяжение автодорог, имеющих 4 полосы движения и более увеличится с 4,3 до 8 тыс. км или почти в 2 раза, что позволит резко уменьшить вероятность образования транспортных заторов на автомобильных дорогах.

Пропускная способность наиболее загруженных участков на важнейших межрегиональных и международных маршрутах возрастет в 1,5 - 3 раза, а в среднем по сети на 10 - 12 %. Уровень загрузки дорог, характеризующий соответствие технического уровня дорожной сети интенсивности движения на ней, в среднем по сети приблизится к величине 0,4 - 0,6, оптимальному по условиям удобства, безопасности и экономичности перевозок.

Около 7 - 8 тысяч сельских населенных пунктов получат постоянную круглогодичную связь с районными центрами и опорной дорожной сетью по дорогам с твердым покрытием.

Объемы финансирования Программы

Объемы для финансирования Программы составят 2160 млрд. руб., в том числе 818 млрд. руб. в период 2002 - 2005 г.г., из них: за счет Федерального бюджета - 940,1 млрд. руб., за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 1188,9 млрд. руб., за счет внебюджетных источников - 31,0 млрд. руб., в том числе в период 2002 - 2005 г.г. соответственно - 335,2 млрд. руб., 471,7 млрд. руб. и 11,1 млрд. руб.

Система управления реализацией Программы

Управление Программой осуществляется Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации. Оперативное руководство выполнением Программы выполняется Дирекцией по реализации Программы.

Система контроля за исполнением Программы

Контрольные функции выполняет Государственный заказчик Программы. Ежегодные и ежеквартальные отчеты о выполнении мероприятий и показателей Программы представляются в соответствии с установленным порядком. Оценка выполнения Программы осуществляется ежегодно и по завершении Программы по плановым и фактически достигнутым результатам.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Сеть автомобильных дорог - важнейший элемент экономики России. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием перехода к экономическому росту, обеспечения целостности и национальной безопасности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.

Автомобильные дороги являются важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры. На долю автотранспорта приходится 75 % объемов перевозок грузов и 73 % внегородских пассажирских перевозок.

Парк автотранспортных средств увеличивается на 7 - 10 % в год. Кроме традиционных перевозок на расстояние до 300 км, в последнее время получили развитие перевозки на дальние расстояния.

Дорожная сеть страны в настоящее время не в полной мере соответствует политическим, социальным, экономическим потребностям общества.

Значительная часть автомобильных дорог на подходах к крупным городам исчерпала свою пропускную способность и работает в режиме перегрузки.

Происходящая децентрализация экономики привела к появлению новых транспортных связей регионов между собой, а также с зарубежными связями, реализация которых не требует вынужденного, по причине сложившейся конфигурации сети, заезда в Москву и другие крупные города. Конфигурация автодорожной сети во многом несовершенна и имеет ярко выраженную радиальную структуру. Недостаточна возможность выбора альтернативного маршрута проезда, а во многих районах такой возможности практически нет. Это приводит к перепробегам автотранспорта и перегрузке транспортных узлов близ крупных городов.

За последние 20 лет число населенных пунктов сократилось с 200 тыс. до 148 тыс. или более чем на четверть. Главная причина - отсутствие подъездных автодорог. С исчезновением населенных пунктов забрасываются или резко теряют продуктивность прилегающие сельхозугодья, что является одной из причин деградации агропромышленного комплекса.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, занимающих 60 % территории, находится лишь 15,5 % автодорог. Плотность дорог с твердым покрытием здесь в 15 раз ниже, чем в целом по России.

Низкий технический уровень дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции. Себестоимость перевозок в 1,5 раза, а расход горючего на 30 % превышают аналогичные показатели развитых зарубежных стран.

Ежегодно 2 тыс. чел. погибают и 9 тыс. чел. получают ранения в ДТП, которым сопутствовали плохие дорожные условия.

В последнее время развитие дорог осуществлялось в соответствии с Программой совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации «Дороги России» на период 1995 - 2000 г.г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 1 декабря 1994 г. Важность проблемы подтверждена повышением ее статуса в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дороги России» от 6 декабря 1995 г. № 1220. Кроме того, Указами Президента Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. № 403 «О дорожной реформе», от 27 июня 1998 г. № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» и № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» определен ряд направлений дальнейшего развития дорожной сети.

Принятие и реализация Президентской программы «Дороги России» сыграли ключевую роль в решении задачи сохранения существующей сети автомобильных дорог и модернизации отдельных наиболее важных ее звеньев в прошедший период.

Несмотря на то что в связи с принятием ряда законодательных актов, вызвавших сокращение налогооблагаемой базы финансирования автомобильных дорог, отсутствием предусмотренных Программой бюджетных ассигнований, отвлечением по инициативе органов законодательной власти средств дорожных фондов на иные неотложные государственные нужды, фактический объем финансирования составил в ценах 2001 г. 884 млрд. руб. при планируемой величине 1850 млрд. руб. (около 48 %), следует признать, что свою главную задачу Программа «Дороги России» выполнила, обеспечив наиболее рациональное распределение имеющихся ресурсов в стратегическом плане.

За период реализации президентской программы «Дороги России» в 1995 - 2000 гг. удалось не только сохранить существующую сеть автомобильных дорог общего пользования, но и приступить к модернизации ряда важнейших магистралей в составе Паневропейских международных транспортных коридоров (Москва - граница Республики Беларусь, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород), связать дорожную сеть на Европейской части страны и Урале с сетью дорог Сибири (Омск - Новосибирск), продолжить решение аналогичной задачи по обеспечению автодорожной связи с Дальневосточным регионом путем ускорения строительства автодороги Чита-Хабаровск.

Был введен в эксплуатацию целый ряд крупных дорожных объектов, в том числе участки автомобильных дорог Чита - Хабаровск, Омск - Новосибирск, Красноярск - Иркутск, Алтай - Кузбасс. Реконструированы участки автомобильных дорог Москва - граница Республики Беларусь, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Воронеж - Ростов и другие. Введены в эксплуатацию крупнейшие мосты: через реку Амур у г. Хабаровска протяженностью 2800 п.м, через реку Обь у г. Сургута - 2100 п.м, через реку Волга у г. Саратова - 2351 п.м, через реку Ока у г. Калуги - 564 п.м; через ущелье Чемитоквадже в Краснодарском крае - 576 п.м и многие другие крупнейшие объекты, которые ни в чем не уступают лучшим мировым аналогам.

Впервые за последние 30 лет в стране наметился устойчивый рост протяженности автомобильных дорог общего пользования. Протяженность дорожной сети страны за этот период увеличилась с 519 тыс. км до 584 тыс. км, в том числе федеральных автомобильных дорог с 41 тыс. км до 46,3 тыс. км. За эти годы было построено и реконструировано 33,9 тыс. км дорог, в том числе 18 тыс. км новых дорог, отремонтировано 183,2 тыс. км дорог и 290 км мостов, в сеть дорог общего пользования было принято 47 тыс. км автодорог, находящихся в ведении сельхозпроизводителей. По показателю обеспеченности автодорогами на душу населения среди государств СНГ Российская Федерация переместилась с шестого на четвертое место, хотя Россия продолжает уступать по этому показателю развитым зарубежным странам в 3 - 10 раз.

Около 4 тысяч населенных пунктов, в которых проживает более 5 млн. человек, получили постоянную связь с внешним миром по дорогам с твердым покрытием.

Снизилась аварийность на автомобильных дорогах. Общее число дорожно-транспортных происшествий за этот период сократилось на 4,5 %, в том числе по причинам сопутствующих дорожных условий на 6,2 %.

Результаты этой программы нельзя оценивать только по построенным и отремонтированным километрам автодорог и мостов. Кроме чисто транспортной функции автомобильные дороги обеспечивают при отсутствии других транспортных коммуникаций жизнедеятельность более чем 100 тысяч населенных пунктов из 148 тысяч населенных пунктов на территории России. Программа «Дороги России» стимулировала развитие целого ряда отраслей промышленности в регионах, содействовала созданию новых рабочих мест и решению социальных проблем, освоению и развитию новых территорий.

Кроме дорожных организаций в ее реализации принимали участие предприятия промышленности строительных материалов, дорожного машиностроения, нефтепереработки, транспорта и ряда других отраслей, обеспечивающих поставку и транспортировку продукции для выполнения дорожных работ. Всего за этот период в дорожном хозяйстве и смежных областях было создано около 200 тыс. рабочих мест.

Высокая эффективность дорожных проектов при сроках окупаемости инвестиций 3 - 7 лет для магистральных автодорог и 6 - 10 лет для других объектов территориальной дорожной сети свидетельствует о высокой их значимости для экономики регионов и России в целом.

За период реализации программы «Дороги России» интегральный мультипликативный эффект, включающий внетранспортный эффект, в различных отраслях экономики и в социальной сфере превысил 400 млрд. рублей.

Создание сети автомобильных дорог, адекватной потребностям пользователей и национальной экономики, представляет собой долгосрочную задачу, направления и приоритеты решения которой выходили за рамки программного периода Программы «Дороги России». Они в полной мере определяются перспективами экономического и социального развития государства на каждом этапе. Президентская программа «Дороги России» не ставила цели единовременного решения всех проблем обеспечения дорожного обслуживания, но являлась первым необходимым этапом преодоления накопившегося за десятилетия отставания в развитии автодорог в стране. Задача создания дорожной сети, соответствующей перспективному развитию страны, является для России по-прежнему крайне актуальной.

Сегодня Дальний Восток, Чукотка, Северные районы Якутии, Красноярского края, Томской области и целого ряда других регионов России оторваны от единой дорожной сети страны. Причем ни железные дороги, ни авиация, если они имеются в этих регионах, никогда не заменят самый массовый и доступный автомобильный транспорт. Жизнедеятельность огромных территорий страны продолжает обеспечиваться за счет Северного завоза грузов, ежегодные расходы на который значительно превышают инвестиции на дорожное строительство в этих регионах. Отсутствие автодорог создает условия для изоляции и оторванности целого ряда территорий страны, снижая обороноспособность государства и создавая угрозу его экономической безопасности и территориальной целостности, что особенно проявляется в регионах, граничащих с Китаем и Финляндией.

В то же время до 20 % от общей протяженности этой сети автодорог работает в режиме перегрузки. Протяженность участков на подходах к крупным городам, которые, исходя из интенсивности движения, по техническому уровню должны соответствовать многополосным дорогам I категории, составляет 8 тыс. км при фактической протяженности дорог I категории 4,3 тыс. км. До 30 % от общей протяженности этих дорог имеют покрытие, несущая способность которого не соответствует осевым нагрузкам современных транспортных средств. Многие соседние регионы вообще не имеют автодорожной связи между собой по кратчайшим маршрутам, и автотранспорт вынужден следовать с перепробегом, достигающим на ряде направлений 500 - 1000 км.

Также существуют проблемы и с пропуском транзитного движения по улично-дорожной сети городов. Сейчас около 1000 городов, по которым следует транзит, вынуждены за свои средства восстанавливать ущерб, наносимый покрытиям дорог, служащим для пропуска транзитного движения.

Темпы развития автомобильных дорог страны отстают от возрастающей потребности в автомобильных перевозках и темпов роста автомобилизации, которая должна служить определяющим фактором для перспектив развития автомобильных дорог. В течение последних десяти лет количество автомобилей увеличилось с 50 до 120 единиц на 1000 жителей, к 2010 году оно составит 250 - 270 единиц на 1000 жителей, что сопоставимо с показателями ряда европейских государств. Интенсивность движения за последние пять лет в среднем на дорожной сети страны возросла на 5 %, на основных автомагистралях рост интенсивности движения составил 26,2 %.

Дефицит пропускной способности автодорог крайне негативно влияет на экономику страны, обеспечение межрегиональных и международных связей. Из-за бурного роста интенсивности движения снижение скоростей до 15 - 30 км/час, частые заторы на дорогах, особенно на подходах к большим городам, стали обычным явлением, что увеличивает стоимость перевозок, снижает конкурентоспособность отечественных товаров и увеличивает их цены на внутреннем и внешнем рынке.

Вместе с тем именно на эти автодороги, протяженность которых составляет менее 10 % от протяженности дорожной сети страны, приходится до 65 % грузооборота автомобильного транспорта страны.

Тем не менее, в последние годы на развитие и ремонт этих важнейших для экономики страны автодорог выделялось ежегодно не более 25 % средств бюджета дорожных фондов. Поэтому темпы развития основных автодорог, обеспечивающих межрегиональные и международные связи, были недостаточными.

Несмотря на существенное улучшение состояния дорожной сети и сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, на автомобильных дорогах страны сохраняется высокий уровень аварийности и высокий уровень тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, чему в значительной степени способствует перегруженность основных автодорог.

Наряду с задачами развития и поддержания сети автомобильных дорог, требуют своего решения проблемы формирования законодательной и нормативно-технической базы дорожного хозяйства, обеспечения сохранности автодорог, развития дорожного машиностроения и индустрии дорожно-строительных материалов, совершенствования управления, планирования, финансирования дорожного хозяйства.

Решение полного комплекса задач, стоящих перед дорожным хозяйством Российской Федерации в предстоящий период, требует активного участия, совместных усилий, точной координации действий органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций на основе программных методов.

Настоящая Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации на период до 2010 г. («Дороги России XXI века») представляет новый этап создания сети автомобильных дорог, соответствующей задачам развития страны на предстоящий период, определенным Программой Правительства Российской Федерации социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Она учитывает и развивает опыт, накопленный при реализации Президентской программы «Дороги России», предусматривает комплексный подход к решению проблемы с переходом от практики выполнения работ на отдельных участках дорог и сооружениях к маршрутному развитию автодорожных направлений и крупных звеньев сети с учетом очередности, усилением внимания к завершению формирования основной скелетной сети автодорог, связывающей экономические районы, развитию основных автодорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи, учету факторов обороноспособности и экономической безопасности при формировании приоритетов, увязке сроков строительства дорожных объектов со сроками строительства других объектов транспортной инфраструктуры и, прежде всего, морских портов. Настоящая Программа составлена на основе региональных программ совершенствования дорожной сети, разработанных в 2000 году в разрезе Федеральных округов Российской Федерации, основные положения которых согласованы субъектами Российской Федерации.

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В соответствии с Программой социально-экономического развития страны Российской Федерации предусмотрено уделять особое внимание опережающему развитию транспортного комплекса как фактора, играющего ключевую роль в снижении транспортных издержек в экономике, а также в обеспечении социальной стабильности и международной экономической интеграции.

Основной целью настоящей Программы является создание условий для улучшения социально-экономического положения страны и освоения новых территорий, укрепления обороноспособности и экономической безопасности государства, повышения конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом и поэтапного развития автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации страны. Выполнение основной цели Программы будет осуществляться путем проведения согласованной государственной дорожной политики, направленной на:

- содействие обеспечению территориальной транспортной доступности на уровне, гарантирующем экономическую целостность государства и социальную стабильность, освоению и развитию территорий, интенсификации общественного производства, решению социальных проблем населения, экономической и политической интеграции страны, развитию федеральных принципов государственного устройства;

- создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на свободу передвижения, определение в качестве важнейшего приоритета соблюдение интересов пользователей автомобильных дорог;

- содействие обеспечению оптимальных транспортных условий для внешней торговли;

- усиление координации в развитии транспортной инфраструктуры, содействие интеграции транспортных и производственно-распределительных процессов, созданию мультимодальных перевозочных систем и систем товарораспределения, основанных на принципах логистики;

- обеспечение стратегических и оборонных интересов Российского государства, экономической безопасности страны;

- снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения на уровне, обеспечивающем устойчивую работу транспорта.

Основными задачами по реализации государственной дорожной политики настоящей Программой предусмотрены:

- приоритетное финансирование совершенствования и модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержания дорог;

- совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решения социальных проблем сельского населения;

- совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровне;

- повышение ответственности территориальных органов управления за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов управления автомобильными дорогами;

- совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;

- повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развитие отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в т.ч. с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности;

- совершенствование рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов.

Настоящая Программа развивает и конкретизирует положения Государственной концепции создания и развития автомобильных дорог в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации постановлением от 17.04.99 г. № 438, а также Программы Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу в части развития автомобильных дорог, в которой развитие дорожной сети отнесено к приоритетным направлениям развития экономики.

Первоочередные мероприятия Программы учитывают задачу, поставленную в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации на 2001 год в части необходимости создания доступной и развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение экономических и социальных рисков и защиту национальных приоритетов при интеграции в мировую систему на основе повышения экономического прагматизма, эффективного взаимодействия между уровнями власти центра и субъектов Федерации, устранения недостатков нормативно-правовой базы. Решение предусмотренных Программой задач в пределах рассматриваемого периода с учетом прогнозируемых финансовых возможностей будет достигаться реализацией оптимальной инвестиционной политики, концентрации финансовых и иных ресурсов на приоритетных направлениях развития дорожной сети и проектах, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект от инвестиций. По мере улучшения транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог и сооружений на них предусмотрено совершенствовать воспроизводственную структуру инвестиций в автомобильные дороги с переходом к увеличению доли средств, направляемых на строительство, реконструкцию и модернизацию автомобильных дорог.

В результате выполнения мероприятий и программных проектов, предусмотренных настоящей Программой будет достигнут прирост сети автомобильных дорог общего пользования к 2010 году в 1,1 раза. Протяженность сети дорог общего пользования к 2010 году достигнет 670 тыс. км, в том числе протяженность федеральных дорог составит 50 тыс. км, территориальных - 620 тыс. км. Протяжение автомобильных дорог с капитальным типом покрытия достигнет 428 тыс. км, с переходным типом покрытием - 212 тыс. км. Протяжение автодорог, имеющих 4 полосы движения и более увеличится с 4,3 до 8 тыс. км или почти в 2 раза, что позволит резко уменьшить вероятность образования транспортных заторов на автомобильных дорогах.

Пропускная способность наиболее загруженных участков на важнейших межрегиональных и международных маршрутах возрастет в 1,5 - 3 раза, а в среднем по сети на 10 - 12 %. Уровень загрузки дорог, характеризующий соответствие технического уровня дорожной сети интенсивности движения на ней, в среднем по сети приблизится к величине 0,4 - 0,6, оптимальному по условиям удобства, безопасности и экономичности перевозок. Повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог позволит существенно снизить размер транспортной составляющей в себестоимости продукции и цене товаров. Количество ДТП снизится на 10 - 15 %, в том числе по сопутствующим дорожным условиям - на 20 - 30 %. Будет продолжен перевод в сеть дорог общего пользования части ведомственных дорог. Около 7 - 8 тысяч сельских населенных пунктов получат постоянную круглогодичную связь с районными центрами и опорной дорожной сетью по дорогам с твердым покрытием.

Программа рассчитана до 2010 г. Реализация Программы осуществляется в 2 этапа:

На первом этапе в 2002 - 2005 годах будут выполняться работы по поддержанию дорожной сети, уменьшению отставания по срокам ремонтов дорог с одновременным повышением технического уровня и пропускной способности дорог. Продолжится реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов в районах наиболее перегруженных движением Московского, Санкт-Петербургского и других дорожных узлов, строительство объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства.

На втором этапе в 2006 - 2010 годах планируется ликвидировать отставание по срокам ремонтов на сети федеральных дорог и сократить его на сети территориальных дорог. Будут значительно увеличены объемы работ по реконструкции существующих автодорог, особенно на подходах к крупным городам. Продолжатся работы на участках, входящих в состав федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи.

Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации на период до 2010 г. («Дороги России XXI века») представляет очередной этап создания современной сети автомобильных дорог Российской Федерации. Она развивает опыт, накопленный при реализации Президентской программы «Дороги России», учитывает новые задачи социально-экономической политики государства и связанное с их реализацией изменение приоритетов дорожной политики. Важными особенностями настоящей Программы являются ее тесная взаимоувязанность с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России», разработка которой находится в стадии завершения, а также принцип формирования от низовой сети автодорог к региональным и межрегиональным автомагистралям с выходом на международные транспортные коридоры. Настоящая Программа составлена на основе региональных программ совершенствования дорожной сети, разработанных в 2000 году в разрезе Федеральных округов Российской Федерации, основные положения которых согласованы субъектами Российской Федерации. Программа предусматривает комплексный подход к решению проблемы с переходом от практики выполнения работ на отдельных участках дорог и сооружениях к маршрутному развитию автодорожных направлений и крупных звеньев сети с учетом очередности, усилением внимания к завершению формирования основной скелетной сети автодорог, связывающей экономические районы, развитию основных автодорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи, учету факторов обороноспособности и экономической безопасности при формировании приоритетов, увязке сроков строительства дорожных объектов со сроками строительства других объектов транспортной инфраструктуры и, прежде всего, морских портов, аэропортов и железнодорожных станций. В силу финансовых ограничений с учетом приоритетности общих задач и потребностей экономического и социального развития, выполнение полного комплекса задач создания автодорожной сети страны, адекватной развивающимся потребностям дорожного обслуживания населения и экономики страны выходит за пределы предусмотренного Программой периода. В последующие годы будет продолжаться наращивание общей протяженности дорожной сети с твердым покрытием, минимальная потребность которой составляет 1,5 млн. км, соединение населенных пунктов с сетью дорог общего пользования подъездами, обеспечивающими круглогодичную всепогодную связь. Сеть многополосных и скоростных дорог все еще будет требовать существенного развития, а трассы автодорожных направлений, обеспечивающих пропуск транспортных потоков в обход перегруженных движением автодорожных узлов крупнейших центров Российской Федерации и обслуживающих транспортно-экономические связи развивающихся и отдаленных регионов России с опорной сетью автомобильных дорог будут требовать формирования и рационализации прохождения, существенная доля участков, входящих в состав федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи будет требовать повышения технических и транспортно-эксплуатационных характеристик. Эти, а также новые задачи, которые будут возникать по мере экономического и социального развития страны, намечено решать на последующих этапах реализации дорожных программ.

Основные технико-экономические и целевые показатели Программы и достигаемые результаты представлены ниже в таблицах 1 и 2.

Для достижения поставленных перед Программой целей будут осуществлены меры по развитию сети автомобильных дорог общего пользования, приведенные в таблице 3.

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 г. В ЦЕНАХ 2001 ГОДА

Наименование показателей

Годы

2000 г. справочно

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2002 - 2005 г.г.

2006 - 2010 г.г.

2002 - 2010 г.г.

I. Федеральные автомобильные дороги

Строительство и реконструкция автомобильных дорог

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. км

1,0

0,8

0,8

1,0

1,2

3,8

7,2

11,0

млрд. руб.

32,9

27,7

27,7

29,0

30,3

114,7

217,1

331,8

Ремонт и содержание автомобильных дорог

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. км

3,7

3,5

3,5

4,0

5,6

16,6

31,4

48,0

млрд. руб.

11,0

19,9

19,9

26,5

37,1

103,4

208,1

311,5

II. Территориальные автомобильные дороги

Строительство и реконструкция автомобильных дорог

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. км

5,9

5,5

5,5

6,0

6,5

23,5

37,5

61,0

Млрд. руб.

50,9

76,8

76,8

84,8

87,8

326,2

477,1

803,3

Ремонт и содержание автомобильных дорог

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. км

26,5

24,0

25,0

26,0

28,0

103,0

165,0

268,0

Млрд. руб.

36,1

61,3

61,3

63,8

68,8

255,2

409,0

664,2

III. Расходы по другим программным проектам

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: