Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Рекомендации Рекомендации по проектированию сети автомобильных дорог областного и местного значения  
23.09.2018
    
Рекомендации Рекомендации по проектированию сети автомобильных дорог областного и местного значения

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО
-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ СЕТИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ ОБЛАСТНОГО
И
МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Москва - 1970

Предисловие

Совершенствование существующей сети автомобильных дорог областного и местного значения - в настоящее время одна из актуальных задач транспортного строительства. При проектировании сети должно быть обеспечено наиболее рациональное сочетание капиталовложений и транспортно-эксплуатационных затрат.

Оптимальное начертание сети дорог может быть найдено только на основе технико-экономического сопоставления многочисленных вариантов.

Успехи, достигнутые в области математики и вычислительной техники, дают возможность организовать вариантное проектирование дорожных сетей с применением быстродействующих вычислительных машин (ЭВМ).

Исследования, проведенные в Союздорнии, показали, что для определения рационального начертания сети с помощью ЭВМ может быть с успехом использован метод статистических испытаний (метод Монте-Карло), позволяющий организовать целенаправленный пересмотр вариантов дорожной сети и тем самым выявить наивыгоднейший вариант сети без перебора всех возможных решений.

Настоящие «Рекомендации» разработаны канд. техн. наук Б.А. Волковым.

Замечания и пожелания просьба присылать по адресу: Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии.

ЗАМ. ДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ

ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ

кандидат технических наук                                                                      Н.В. Горелышев

Общие положения

Из всех возможных вариантов развития сети следует выбирать вариант, имеющий наиболее рациональное соотношение капитальных и транспортно-эксплуатационных затрат при высоких качественных показателях.

Сравнение вариантов дорожной сети между собой - весьма трудоемкая работа. Поэтому в настоящее время, когда проектирование сетей автомобильных дорог в основном ведется с привлечением малых средств механизации, окончательное решение по развитию сети принимают, как правило, без вариантного проектирования.

Начертание сети устанавливается экспертным порядком с оптимизацией в отдельных случаях аналитическими или графоаналитическими методами локальных участков. Такой подход не дает возможности в общем случае выявить наиболее рациональное решение дорожной сети.

Быстродействующие вычислительные машины (ЭВМ) позволяют рассматривать в практически приемлемый срок большое количество вариантов дорожной сети и получать более рациональное решение сети.

Для большего эффекта целесообразно использовать методы математического программирования, что дает возможность организовать целенаправленный пересмотр вариантов сети и тем самым выявить наивыгоднейшее ее начертание без простого перебора всевозможных решений.

В настоящее время ведутся разработки по применению математических методов и ЭВМ для проектирования дорожной сети в КАДИ, ИКТП, МАДИ и других организациях. В КАДИ создана программа для ЭВМ «Минск», в основу которой положен алгоритм Р.К. Прима о построении кратчайших связывающих сетей /1/. В остальных организациях для выявления рационального начертания сети используется комбинаторный алгоритм Паршикова /2, 3/.

Указанные методики «машинного» проектирования дорожных сетей не лишены ряда существующих недостатков и на данном этапе разработки пока не могут удовлетворить запросов проектировщиков.

Исследования, проведенные в Союздорнии, показали, что для выбора наивыгоднейшего варианта сети дорог с успехом может быть использован метод статистических испытаний (известный под названием метода Монте-Карло).

Экспериментальное проектирование дорожных сетей в Омской и Волгоградской областях с помощью этого метода показало, что данная методика дает возможность уменьшить сумму приведенных строительных и транспортно-эксплуатационных затрат по дорожной сети на 10 - 12 % по сравнению с традиционным «ручным» методом проектирования сетей.

Постановка задачи

Задача определения рационального начертания дорожной сети формулируется следующим образом. Для выполнения зада того объема перевозок требуется построить (или реконструировать) сеть дорог определенных технических категорий, обеспечивающую минимальное значение критерия оптимизации при соблюдении всех строительных норм и правил. За критерий оптимизации дорожной сети на сегодняшний день целесообразно принять действующий критерий выбора проектных решений - сумму приведенных затрат /4/.

Для сетей автомобильных дорог сумма приведенных затрат может быть определена по формуле

,                                         (1)

где Сt - годовые капиталовложения в строительство и реконструкцию дорог;

Эt - годовые дорожно-эксплуатационные расходы (расходы на ремонт и содержание дорог);

Мt - годовые транспортно-эксплуатационные расходы;

ТС - срок завершения работ по приведению сети автомобильных дорог в соответствии с требованиями народного хозяйства;

ТЭ - срок службы автомобильной дороги до наступления морального износа по постоянным элементам (как правило, срок службы автомобильных дорог общей сети из условия наступления морального износа не менее 25 - 30 лет);

ЕНП - норматив для приведения разновременных затрат (в условиях действующего порядка начисления амортизации основных фондов ЕНП принимается 0,08).

В математической формулировке задача выбора оптимального варианта начертания дорожной сети может быть представлена следующим образом: найти такой вектор-решение сети - ХОПТ, который отвечал бы всем строительным нормам и правилам и максимально минимизировал критерий оптимизации К, т.е.

                                                (2)

где X - множество векторов-решений дорожной сети.

Следует отметить, что оптимальное решение сети может быть найдено лишь при условии, что имеющаяся исходная информация (объемы перевозок между корреспондирующими пунктами, состояние существующих дорог, показатели строительной стоимости, транспортно-эксплуатационные показатели и т.д.) достоверна и достаточна для отыскания оптимума. Практически же исходная информация при проектировании сетей автомобильных дорог не полностью отвечает требованиям достаточности и достоверности. Поэтому термин «оптимальное решение» следует понимать как «близкое к оптимальному».

Выбор оптимального варианта дорожной сети методом статистических испытаний

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: