Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Рекомендации по изысканиям и проектированию снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных доро  
23.10.2018
    
Рекомендации по изысканиям и проектированию снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных доро

ГОСЛЕСХОЗ СССР

ВСЕСОЮЗНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОЕКТНО-
ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «СОЮЗГИПРОЛЕСХОЗ»

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗЫСКАНИЯМ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ СНЕГО-
ЗАДЕРЖИВАЮЩИХ ЛЕСНЫХ ПОЛОС ВДОЛЬ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Москва 1982

Настоящие «Рекомендации по изысканиям и проектированию снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных дорог» разработаны Всесоюзным государственным проектно-изыскательским институтом «Союзгипролесхоз» Гослесхоза СССР, Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом «Союздорнии» Минтрансстроя, Всесоюзным проектным и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта «Промтрансниипроект» Госстроя СССР, Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом «Гипродорнии» Минавтодора РСФСР и Всероссийским производственным проектным объединением по использованию земельных ресурсов «Росземпроект» Минсельхоза РСФСР.

Авторский коллектив:

В.П. Никитин, А.В. Бабанин, З.И. Хабарова (Союзгипролесхоз);

Г.В. Бялобжеский, К.И. Рубцова, В.Г. Федюшин (Союздорнии);

В.Д. Казанский, Ю.Н. Розов, В.Г. Нестеренко (Гипродорнии);

В.С. Порожняков (Промтрансниипроект);

В.В. Алакоз (Росземпроект).

ВВЕДЕНИЕ

С расширением сети автомобильных дорог в нашей стране и ежегодным увеличением объемов грузовых и пассажирских перевозок возрастают трудности в бесперебойном движении автодорожного транспорта в зимнее время.

Убытки от простоя транспортных средств и снижения скорости их движения при снежных заносах исчисляются огромными суммами. На очистку дорог от снежных заносов в стране ежегодно расходуется около 2 млрд. руб.

Как показывает многолетняя практика снегоборьбы на автомобильных дорогах, очистка дорог от снега сама по себе в большинстве случаев не может обеспечить бесперебойную работу автомобильного транспорта. Защита дорог от снежных заносов щитами и заборами сопряжена с большими затратами ручного труда и средств и не всегда бывает выгодной.

Научные исследования Союздорнии, Гипродорнии, других республиканских, дорожных научно-исследовательских институтов, а также опыт передовых организаций службы эксплуатации автомобильных дорог показали, что в борьбе со снежными заносами высокой эффективностью обладают снегозадерживающие лесные полосы. Они значительно снижают затраты труда и средств на уборку снега с проезжей части дорог, улучшают санитарную обстановку около дорог в летнее время, оказывают мелиоративное влияние на прилегающие сельскохозяйственные земли, повышают урожайность этих угодий, преображают и украшают ландшафт.

Придавая большое значение бесперебойной работе автомобильного транспорта в зимнее время, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 14.04.80 310 «О мерах по улучшению строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в стране» ставят задачу по расширению в 1981 - 1985 гг. обустройства автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения снегозадерживающими лесными полосами в целях сокращения энерго- и трудозатрат по зимнему содержанию этих дорог.

Во исполнение названного постановления Госстрой СССР и Гослесхоз СССР разработали и 29 декабря 1981 г. утвердили «Рекомендации» (прил. 1), в которых определены состав, содержание, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации, а также осуществления в натуре проектных решений по обустройству автомобильных дорог снегозадерживающими лесными полосами.

Настоящие «Рекомендации по изысканиям и проектированию снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных дорог» подготовлены по заданию Госстроя СССР и предназначены для проектных организаций, занимающихся проектированием снегозадерживающих лесонасаждений вдоль существующих автомобильных дорог общей сети Союза ССР в равнинных условиях. Они могут быть использованы при обустройстве снегозадерживающими лесонасаждениями подъездных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Кроме вопросов, относящихся к разработке рабочего проекта создания снегозадерживающих лесных полос, по заданию Госстроя СССР в данные «Рекомендации» включены методики: определения целесообразности создания лесонасаждений в сопоставлении с другими способами защиты дорог от снежных заносов и обоснования наивыгоднейшего расчетного объема снегоприноса, которые необходимы при разработке схем размещения снегозадерживающих устройств. В рабочих проектах создания снегозадерживающих лесных полос вдоль существующих автомобильных дорог определяется только общая экономическая эффективность запроектированных мероприятий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Проектно-изыскательские работы для создания снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения осуществляются на основании задания на проектирование, выдаваемого управлениями (объединениями) автомобильных дорог.

1.2. Задание на проектирование должно быть составлено в соответствии с утвержденной схемой размещения снегозадерживающих устройств и утверждено республиканским министерством, эксплуатирующим автомобильную дорогу, или в порядке, им установленном.

1.3. В задании на проектирование указываются:

- основание для проектирования (схема размещения снегозадерживающих устройств или постановление Совета Министров союзной республики);

 - технические условия проектирования (границы участков, совмещение функций посадок, перспектива строительства дороги, а также объектов, размещаемых в придорожной полосе, другие данные);

- состав проектно-изыскательских работ, масштабы материалов;

- сроки выполнения проектных, работ, намечаемые сроки создания лесных полос;

- наименование подрядной организации;

- ориентировочный объем капитальных затрат.

1.4. Проектная документация на создание снегозадерживающих лесных полос разрабатывается в одну стадию - рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости.

1.5. Проектирование снегозадерживающих лесонасаждений должно быть подчинено основной задаче - защите дорог от приносимого снега.

Для этого они рассчитываются на задержание снегоприноса 10 %х) обеспеченности при объеме его до 250 м3 на 1 погонный метр дороги. В отдельных регионах РСФСР и Казахстана лесонасаждения могут проектироваться при объемах снегоприноса свыше 250 м3/пог. м. В этих случаях следует руководствоваться «Указаниями по совершенствованию методов живой снегозащиты на автомобильных дорогах Казахской ССР» (Алма-Ата, Главное управление шоссейных дорог при Совете Министров Казахской ССР, 1968) и «Рекомендациями по проектированию и выращиванию снегозащитных насаждений вдоль автомобильных дорог Казахской ССР» (Алма-Ата, Казахский филиал Союздорнии, 1977), а также «Указаниями по изысканиям и проектированию защитных лесонасаждений вдоль линий железных дорог СССР» (М., «Транспорт», 1974).

х) Процент обеспеченности может быть уточнен в соответствии с методикой, изложенной в прил. 2.

С целью принятия наиболее эффективных и экономичных проектных решений в соответствии с местными условиями и местным опытом необходимо руководствоваться действующими региональными инструктивными и нормативными документами.

1.6. Снегозадерживающие лесонасаждения должны отвечать следующим требованиям (которые необходимо учитывать при их проектировании):

- вступать в работу по защите дорог от снегозаноса возможно быстрее после посадки;

- задерживать и распределять снег (приносимый за зимний период) до дороги;

- быть долговечными, устойчивыми против снеголома, пожаров, вредителей и болезней;

- оказывать мелиоративное влияние на прилегающие сельскохозяйственные земли;

- обладать достаточными декоративными качествами;

- обеспечивать возможность применения комплексной механизации на всех этапах их выращивания и содержания;

- быть экономически эффективными.

1.7. При разработке проектов необходимо строго выполнять требования Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик по сохранению сельскохозяйственных угодий, защите почвы от эрозии, рациональному отводу и использованию земель.

2. ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ

В состав изыскательских работ входят подготовительные работы, рекогносцировочные и детальные изыскания.

2.1. Подготовительные работы

В процессе подготовительных работ (выполняемых до выезда на объект изысканий, нередко продолжающихся и в полевых условиях) осуществляется сбор всех данных, которые могут быть использованы при изысканиях и проектировании.

Сбору подлежат:

- инструктивно-методическая документация, справочная и научная литература, отчетные данные;

- плановый материал землепользований (или части их), по территории которых проходит обустраиваемая лесными полосами дорога, выкопировки и выписки из проекта дороги с показом деталей, которые могут иметь существенное значение при проектировании;

- выкопировки с почвенных карт полосы детальных изысканий и выписки из пояснительных записок к почвенным картам;

- данные об объемах фактического снегопереноса на снегозаносимых участках дороги в границах отдельных ДЭУ, ПДУ, ДРСУ и др., а также, по возможности, и на близлежащих железных дорогах;

- материалы, характеризующие климатические, почвенные и лесорастительные условия в районе прохождения автодорог.

Из материалов метеостанций и климатических справочников выписывают сведения о температуре и относительной влажности воздуха, осадках, снежном покрове, продолжительности вегетационного периода и др.

2.2. Рекогносцировочные изыскания

2.2.1. Рекогносцировочные изыскания проводятся в целях предварительного ознакомления с особенностями и условиями работ на обустраиваемом объекте, а также установления степени соответствия плановых материалов натуре, уточнения объема детальных изысканий, разработки плана организации и проведения изыскательских работ, выявления мест базирования изыскательских партий и т.д.

3.2.2. В процессе рекогносцировочных изысканий изучается существующая система защиты дороги от снежных заносов, оценивается ее эффективность и определяется влияние придорожных объектов, рельефа местности и других факторов на заносимость дороги. Отбираются участки защитных лесонасаждений, представляющие интерес в отношении конструкции, схем смешения и размещения древесных пород, кустарников, с тем, чтобы изучить их при детальных изысканиях и этот опыт учесть в проектировании.

n>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: