Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Методические указания Методические указания по определению экономической эффективности капитальных  
22.09.2017
    
Методические указания Методические указания по определению экономической эффективности капитальных

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
И ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОРГТРАНССТРОЙ

МОСКВА 1974

НАЧАЛЬНИКАМ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ,

УПРАВЛЕНИЙ И ОТДЕЛОВ МИНИСТЕРСТВА,

РУКОВОДИТЕЛЯМ ТРЕСТОВ, УПРАВЛЕНИЙ

СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТНО-

ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ,

ДИРЕКТОРАМ НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ

ЦНИИСом с участием Союздорнии разработаны «Методические указания по определению экономической эффективности капитальных вложений и технических решений в транспортном строительстве».

«Указания» составлены на основе «Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений» от 8 сентября 1969 г. и «Инструкции по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительстве» (СН 423-71).

«Указания» содержат методы определения и типичные примеры расчетов экономической эффективности капитальных вложений, основных фондов и новой техники в транспортном строительстве и предназначены в качестве пособия для строительных организаций, научно-исследовательских институтов, проектных организаций и проектно-конструкторских бюро.

«Указания» могут применяться:

- при обосновании экономической эффективности плановых и проектных решений;

- для оценки различных вариантов новой техники, механизации и автоматизации производственных процессов;

- при анализе фактической эффективности капитальных вложений и основных производственных фондов.

«Указаниями» следует также руководствоваться при определении экономической эффективности научно-исследовательских работ и экономического эффекта от создания и внедрения новой техники.

С введением настоящих «Указаний» отменяются «Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений и новой техники в транспортном строительстве» (ВСН 72-62).

Начальник Технического управления Д. М. Екимчев

15 ноября 1973 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие «Методические указания по определению экономической эффективности капитальных вложений и технических решений в транспортном строительстве» разработаны согласно приказу № 214 Минтрансстроя от 13 декабря 1971 г. взамен действующих ВСН 72-62.

Указания базируются на Типовой методике и Инструкции Госстроя СН 423-71.

Указания содержат методы определения общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности и порядок определения основных и дополнительных показателей.

Указания рекомендуется применять при оценке различных вариантов проектных решений по новой технике, механизации и автоматизации производственных процессов, обновления и модернизации машин; при анализе экономической эффективности капитальных вложений и основных производственных фондов; для определения эффективности научно-исследовательских работ при расчетах ожидаемого (потенциального) эффекта и экономического результата от фактического внедрения.

В Указаниях приведены типичные примеры расчетов, отражающих специфику транспортного строительства:

по общей экономической эффективности;

по экономической оценке механизации и автоматизации производственных процессов;

по экономической эффективности применения строительных конструкций и материалов;

по определению эффективности мероприятий по совершенствованию технологии производства.

Работа выполнена отделением экономики и организации строительства ЦНИИСа и отделом экономики Союздорнии под руководством и при участии канд. экон. наук И. Л. Гольденберга.

В разработке Указаний принимали участие инженеры И. М. Левитан, Б. И. Соснин, Т. И. Рогонова, Л. П. Киян, С. В. Новикова, ст. техник В. А. Матвеева (ЦНИИС), канд. техн. наук М. Н. Ритов и инж. В. И. Чуев (Союздорнии).

Зам. директора института А. Кучко

Руководитель отделения экономики

и организации строительства И. Оганесов

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Направление капитальных вложений и технические решения должны быть экономически обоснованы с учетом всех непосредственных затрат, а также необходимых предварительных и сопутствующих капиталовложений, эксплуатационных расходов и долговечности конструкций.

1.2. Настоящие «Методические указания» основаны на обязательных к применению отраслевых инструкциях: по отрасли «строительство» и в органах управления строительством - СН 423-71, в Промышленности строительных конструкций и деталей (собирательная отрасль) и в промышленности строительных материалов - МПСМ-72 (проект).

1.3. Указания предназначаются для расчетов и обоснований экономической эффективности:

капитальных вложений в собственное строительство подрядных организаций и промышленных предприятий Минтрансстроя;

конструктивных и объемно-планировочных решений;

проектов организации и технологии производства;

создания и внедрения новой техники;

при анализе использования производственных фондов.

1.4. Указания распространяются на объекты капитальных вложений в собственную производственную базу Минтрансстроя, а также на проектные решения (конструктивные и объемно-планировочные) по объектам, сооружаемым организациями Минтрансстроя для других министерств (МПС, ММФ, МРФ, МГА и др.).

Экономическое обоснование проектов новых железнодорожных линий, вторых путей, развития узлов и станций, портов, автодорог и т.п. производится по отдельным методическим указаниям.

1.5. При определении размеров премий за создание и внедрение новой техники экономический эффект определяется как разность приведенных затрат в год для внедряемой новой техники и исходного уровня (эталона).

1.6. Методы определения экономической эффективности основываются на общем критерии экономической эффективности производства - получение наибольшего эффекта при минимуме затрат.

Во всех случаях расчета экономической эффективности преимущественным признается вариант, показывающий наибольший народнохозяйственный эффект.

1.7. В зависимости от постановки задачи и условий сравнения расчеты экономической эффективности производятся в одной, двух или трех сферах производства (промышленного, строительного и сфере эксплуатации строительных объектов).

1.8. При расчетах используются два метода определения экономической эффективности: общей (абсолютной) и сравнительной.

Общая экономическая эффективность измеряется отношением прибыли ко всей сумме капитальных вложений или стоимости производственных фондов.

Сравнительная экономическая эффективность показывает, насколько один вариант капитальных вложений эффективнее другого по народнохозяйственному результату.

1.9. Определение экономической эффективности по каждому из указанных методов заключается в расчете соответствующего коэффициента эффективности, показывающего преимущество предлагаемого варианта по сравнению с эталоном, а также величины экономического эффекта от внедрения этого мероприятия.

1.10. При расчетах экономической эффективности на перспективу нормативные показатели и цены следует принимать с учетом ожидаемого их изменения к моменту внедрения.

1.11. В случае, когда размещение производства вызывает необходимость привлечения дополнительной рабочей силы, учитываются также капитальные вложения в строительство жилых, коммунальных и культурно-бытовых объектов и затраты на перебазирование рабочих и их семей.

2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Метод общей (абсолютной) эффективности

2.1. Расчеты общей экономической эффективности выполняются в системе:

подрядной деятельности - по министерству, главным строительным управлениям, строительно-монтажным трестам и первичным строительным организациям (строительным управлениям, СМП, мехколоннам, мостопоездам и т.д.);

промышленной деятельности - по министерству, главным управлениям и отдельным предприятиям.

Показатели общей экономической эффективности используются на всех стадиях планирования и при анализе выполнения текущих и перспективных планов, а также при оценке организационно-технических мероприятий.

2.2. Коэффициент общей экономической эффективности капитальных вложений по министерству, главным управлениям, строительным организациям и промышленным предприятиям Епп определяется отношением прироста прибыли к вызвавшим ее вложениям по формуле

Епп = ,                                                      (1)

где DП - прирост прибыли, руб.;

К0 - капитальные вложения, руб.;

± Коб - изменение размера материальной части оборотных средств, руб.

2.3. Коэффициент общей экономической эффективности капитальных вложений по отдельным мероприятиям Епк определяется отношением прибыли к соответствующим вложениям

Епк = ,                                                      (2)

где Ц - сметная стоимость строительно-монтажных работ, руб.;

С - себестоимость строительно-монтажных работ (за вычетом компенсаций), руб.

2.4. Сроки окупаемости (Тпп, Тпк) капитальных вложений соответственно определяются:

Тпп = ; Тпк = .                            (3)

2.5. Коэффициент общей экономической эффективности использования действующих производственных фондов Епф по министерству, главным управлениям, строительным организациям и промышленным предприятиям (в целом) определяется отношением годовой прибыли к среднегодовой стоимости соответствующих производственных фондов по формуле

Епф = ,                                                            (4)

где П - прибыль от сдачи работ за год, руб.;

Ф0 - среднегодовая стоимость производственных фондов, руб.

2.6. Показатели общей экономической эффективности следует сравнивать с плановыми нормативами, отчетными данными за прошедший период, а также с показателями общей экономической эффективности передовых организаций.

Прибыль, получаемая организациями и предприятиями, должна быть не меньше суммы, обеспечивающей внесение платы за фонды, оплату процентов за банковский кредит, фиксированные платежи, а также образование фондов экономического стимулирования.

2.7. При окончательной оценке отдельных мероприятий, наряду с показателем общей экономической эффективности, принимаются во внимание дополнительные показатели: производительность труда или трудоемкость работ (продукции), материалоемкость, фондоотдача и др. (см. гл. 6).

Метод сравнительной экономической эффективности

2.8. Расчеты сравнительной экономической эффективности выполняются: по отдельным вариантам хозяйственных и технических решений при выборе строительных конструкций, взаимозаменяемых материалов, образцов и комплектов машин, методов организации и технологии производства; при внедрении объектов новой техники и т.п.

2.9. Выбор вариантов производится по минимуму затрат, приведенных к текущим издержкам Пi с учетом сопряженных затрат и получаемого эффекта в смежных производствах, а также фактора времени по формуле

Пi = Сi + ЕнКi = min,                                                         (5)

где Сi - текущие издержки производства (себестоимость строительно-монтажных работ; заводская себестоимость продукции);

Кi - единовременные затраты по сравниваемым вариантам;

Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности. Обратная величина коэффициента сравнительной экономической эффективности называется сроком окупаемости Т.

2.10. При оценке отдельных мероприятий наряду с расчетом приведенных затрат определяется также коэффициент общей экономической эффективности по формуле (2).

2.11. Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности в строительстве Ес установлен в размере 0,12, а для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, - в размере 0,08 [7].

Для других отраслей народного хозяйства нормативный коэффициент имеет различные значения.

2.12. Слагаемые формулы (5) могут приниматься как в абсолютных значениях (на объект, на год), так и в удельных (единичных) значениях, т.е. отнесенными на измеритель выполняемых строительно-монтажных работ или продукции промышленного производства с последующим умножением на соответствующий объем работ или продукции.

При существенной разнице в объемах работ (продукции) сравниваемых вариантов удельное значение себестоимости исходного варианта может быть уточнено в основном за счет возможного изменения составляющей по накладным расходам.

2.13. При определении сравнительной экономической эффективности в качестве эталона принимается:

а) на стадии создания образцов новой техники - лучшая применяемая, разработанная в проектах или испытанная отечественная или зарубежная техника;

б) на стадии применения существующей техники в строительстве - заменяемая техника.

2.14. Варианты должны быть приведены в сопоставимый: вид по объемам работ, производительности машин, ценам, тарифам и другим нормативам, а также по времени получения эффекта, долговечности и показателям качества продукции.

Стоимость конструкций, материалов, механизации работ, транспорта, энергии, затраты труда, а также время, потребное для возведения зданий и сооружений, должны быть вычислены и приняты для сравниваемых вариантов в одинаковых измерителях.

При разных объемах работ (продукции) приведение в сопоставимый вид производится пересчетом суммы капитальных вложений и трудовых затрат варианта с меньшим объемом до уровня варианта с большим объемом.

При существенной разнице в объемах работ (продукции) вносится поправка в себестоимость с учетом пропорционального изменения условно-постоянной части текущих затрат (см. гл. 5, пример 3).

2.15. Кроме экономического преимущества определяется также экономический результат от применения предлагаемого варианта как разность приведенных затрат.

Экономический результат характеризует масштаб получаемой экономии и используется при выборе вариантов проектных решений, оценке планов внедрения технических средств, в расчетах эффекта от организационно-технических мероприятий и др.

2.16. Для определения экономической эффективности вариантов капитальных вложений и технических решений применяется система основных экономических, дополнительных технико-экономических и качественных показателей.

Основными экономическими показателями, используемыми при расчетах эффективности, являются:

единовременные затраты (прямые и сопряженные капитальные вложения на строительство и реконструкцию предприятий, на возведение сооружений; вложения на приобретение машин и оборудования, на создание производственной базы строительства, а также вложения в оборотные фонды);

текущие или эксплуатационные расходы (себестоимость производства продукции, механизированных работ) с учетом задания по росту производительности труда;

продолжительность строительства или выполнения механизированного комплекса работ.

Перечень дополнительных технико-экономических показателей приведен в гл. 6.

В соответствии с п. 17 Типовой методики производительность труда, или трудоемкость, относится к дополнительным показателям, но поскольку она является важнейшим фактором, влияющим на экономическую эффективность капитальных вложений, при окончательном выборе варианта ее следует учитывать наряду с показателем экономической эффективности. Варианту со значительной экономией трудозатрат (особенно в северных и необжитых районах) следует отдавать предпочтение.

3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОПРЯЖЕННЫХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ФОНДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

3.1. В случаях, когда планируемые в строительстве мероприятия связаны с потребностью в значительных капитальных вложениях для смежных отраслей, при расчетах экономической эффективности следует учитывать, помимо прямых капитальных вложений, сопряженные вложения в смежные отрасли промышленности и транспорт.

В этих случаях учитывается также экономический эффект, получаемый в сопряженных отраслях. Этот эффект при расчетах общей экономической эффективности может быть определен произведением плановой нормы прибыли на дополнительную товарную продукцию. При расчетах сравнительной экономической эффективности вместо плановой прибыли следует принимать задание по снижению себестоимости продукции (в долях от себестоимости), установленное заводу-поставщику или по отрасли.

К сопряженным капитальным вложениям относятся капитальные затраты по созданию или развитию промышленного производства и транспорта, смежных с объектом прямых капитальных вложений, т.е. снабжающих его строительными материалами и конструкциями, машинами и оборудованием.

При этом имеются в виду предприятия, состоящие на промышленном балансе, и транспорт общего пользования, так как подсобные предприятия и транспортные средства, состоящие на строительном балансе, учитываются в составе производственных фондов строительства.

3.2. Смежные производства учитываются по первому концентру сопряжения за исключением вариантов, использующих конструкции заводского изготовления, для создания которых необходимо учитывать также организацию производства сырья, материалов, а в ряде случаев и организацию их добычи.

Например, при экономическом обосновании применения железобетонных конструкций обычно учитываются

По первому концентру

По второму концентру

Заводы и полигоны по изготовлению железобетонных конструкций

Цементные заводы

Металлургические заводы по производству арматурной стали

Предприятия по добыче и обработке нерудных материалов

3.3. Капитальные затраты в смежные производства определяются:

по производствам, поставляющим предметы оборотных фондов (материалы, конструкции), по формуле

Коб = Ао ;                                                        (6/7)

где А0 - объем работ объекта прямых капитальных вложений;

п0i - норма расхода конструкций или материалов на измеритель этого объекта;

Коi - удельные капитальные вложения в i-ое смежное производство из общего их числа m на единицу выпуска продукции;

по производствам, поставляющим предметы основных фондов (машины, оборудование), по формуле

Кос = Ао ;                                                     (8)

где ncj - норма количества основных средств на измеритель объекта прямых капитальных вложений;

аj - норматив амортизационных отчислений;

Кcj - удельные капитальные вложения в j-ое смежное производство машин и оборудования из их общего числа k на рубль товарного выпуска.

3.4. При экономических расчетах, включающих сферу строительного производства, учитываются капитальные затраты в производственную базу строительства в виде стоимости основных фондов строительных организаций. Размер производственных основных фондов при укрупненных расчетах может приниматься по соответствующим нормативам, ежегодно устанавливаемым Минтрансстроем для строительных трестов.

3.5. Общий размер основных фондов Ф0 определяется из выражения

Ф0 = фо Осм = (фм + фт) × Осм + фпВ + фз Оген,                                            (9)

где ф - удельные нормативы фондоемкости соответственно по общим фондам, механооснащенности, транспортной оснащенности, фондоемкости подсобного производства и прочих фондов;

Осн и Оген - годовые объемы строительно-монтажных работ своими силами и по генподряду;

В - товарный выпуск продукции подсобного производства.

3.6. Размер нормируемых оборотных фондов при укрупненных расчетах может приниматься исходя из утвержденного норматива оборотных фондов по финансовому плану или ориентировочно в размере 50 % от стоимости основных фондов.

В расчетах экономической эффективности проектных вариантов и других технических решений размер соответствующих производственных фондов уточняется по данным ПОС, ППР или стройфинпланов (см. п. 5.29).

4. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАЗНОВРЕМЕННОСТИ ЗАТРАТ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ СООРУЖЕНИЙ И НОВОЙ ТЕХНИКИ

4.1. При оценке экономической эффективности капитальных вложений и технических решений учитывается влияние фактора разновременности, который проявляется в следующих основных формах.

4.2. При осуществлении в разные сроки затраты приводятся для сопоставимости к одному исходному (базисному) моменту с помощью поправочных коэффициентов:

в случае отдаления затрат - коэффициентом отдаления

t = ;                                                         (10)

в случае производства затрат ранее исходного момента - коэффициентом приведения

Θ = (1 + Енп)т,                                                           (11)

где Т - соответственно период отдаления или приведения в годах;

Енп - норматив для приведения разновременных затрат, принимается в размере 0,08.

Коэффициенты отдаления и приведения даны в приложении 1, а.

4.3. При сравнении объектов с разными сроками службы к вариантам, имеющим меньший срок службы, добавляются капитальные затраты на возобновление подобного объекта. Добавление производится каждый раз по истечении срока службы с приведением затрат к исходному (базисному) моменту.

Коэффициент увеличения затрат по объектам с меньшим сроком службы будет

m = 1 +  +  + … +  =

 = ,                                               (12)

где g = ;

t2 и t1 - сроки службы соответственно больший и меньший;

при  £ 2 m = (1 + t1g).                                                  (13)

Между целыми значениями g коэффициент m определяется по интерполяции.

Значения коэффициента m для различных t1 и g даны в приложении 1, б.

4.4. При сокращении продолжительности строительства объектов, а также выполнении отдельных видов работ, лежащих на критическом пути (или позволяющих его сократить), дополнительный экономический эффект образуется из ряда слагаемых.

4.5. При сокращении сроков ввода в действие объекта строительства (здания или сооружения) возникает экономический эффект от использования единовременных затрат за период досрочного ввода в виде прибыли от дополнительно произведенной продукции

ЭВ = ЕНФ(Т1 - Т2),                                                   (14)

где Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности;

Ф - стоимость производственных фондов, досрочно введенных в действие, руб.;

Т1 и Т2 - продолжительность строительства по сравниваемым вариантам, год.

Возможность получения и реализации дополнительной продукции должна быть специально обоснована.

4.6. Сокращение продолжительности строительства приводит к сокращению незавершенного строительства (т.е. досрочному высвобождению капитальных вложений), а также к высвобождению основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств строительных организаций.

Дополнительный экономический эффект от сокращения незавершенного строительства Эн определяется по формуле

ЭН = 0,5ЕНК(Т1 - Т2),                                                   (15)

где К - объем капитальных вложений по исходному варианту, руб.;

0,5 - коэффициент нарастания затрат при равномерном финансировании.

4.7. Дополнительный экономический эффект от высвобождения производственных фондов строительных организаций

ЭС = ЕСФС1 - Т2),                                                  (16)

где Фс - стоимость производственных фондов, используемых в строительстве объекта.

4.8. При сокращении сроков выполнения отдельных видов работ, объекта или этапа учитывается экономический эффект от снижения условно-постоянной части накладных расходов, а также и некоторой части прямых затрат:

а) экономия от снижения накладных расходов

Эу =  1 - Т2);                                                      (17)

б) то же в связи с сокращением амортизационных отчислений от стоимости участвующей техники

Эа =  1 - Т2);                                                       (18)

где у - удельный вес условно-постоянной части накладных расходов, принимаемый в транспортном строительстве в размере 0,6;

н - норматив накладных расходов по соответствующему главному управлению или министерству (по отношению к сметной себестоимости);

С - сметная себестоимость работ (сметная стоимость за вычетом плановых накоплений или 94,34 % от сметной стоимости);

а - норма амортизационных отчислений на полное восстановление;

М - стоимость используемого машинного парка.

Реализация эффекта от сокращения условно-постоянных расходов возможна только при интенсификации производства работ, а также возможности использования освобождающейся техники на других работах.

4.9. Общий экономический эффект от сокращения продолжительности строительства суммируется из экономических эффектов, рассмотренных в пп. 4.5 - 4.8.

Приведение разновременных затрат к исходному моменту при исчислении сметной стоимости строительства не учитывается.

Также не учитывается эффект, получаемый по формулам (14) - (16) при определении размера премий за создание и внедрение новой техники.

5. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Расчеты общей экономической эффективности

5.1. Показатель общей экономической эффективности собственных капитальных вложений по приросту прибыли Епп определяется строительными организациями различного уровня и предприятиями, состоящими на самостоятельном балансе, за определенный плановый или отчетный период. В этом случае возможно сопоставление прироста прибыли по хозединице в целом с объемом капитальных затрат, произведенных ранее в собственную производственно-техническую базу.

Эффект от капитальных вложений проявляется с некоторым разрывом во времени (лагом), равным продолжительности строительства, а также продолжительности освоения производственной мощности вводимых в действие объектов. По отдельным предприятиям и объектам стройиндустрии разрыв, зависящий от продолжительности строительства, учитывается приведением капитальных вложений к моменту освоения проектной мощности.

При расчетах по главным управлениям и министерству в целом средний разрыв между годом освоения капитальных вложений и временем получения эффекта от них принимается равным одному году. Поэтому коэффициент общей эффективности определяется отношением прироста прибыли текущего года к сумме капитальных вложений предыдущего года.

При оценке эффекта от капитальных вложений на приобретение строительных машин, оборудования, транспортных средств и инвентарных объектов учитывать лаг не требуется.

5.2. Показатель общей экономической эффективности капитальных вложений как отношение планируемой или фактической прибыли к соответствующим капитальным вложениям Епк применяется для различных направлений использования централизованных капитальных вложений и средств фонда развития производства, в том числе:

обновления машинного парка и средств транспорта с внедрением новых образцов машин и оборудования;

применения новых строительных конструкций и материалов взамен предусмотренных по проекту и смете;

совершенствования методов организации и технологии производства работ и других мероприятий, допускающих сравнение себестоимости предлагаемых мероприятий с их сметной стоимостью, а для промышленных предприятий - заводской себестоимости с оптовыми ценами предприятия.

Обычно показатель общей экономической эффективности выражается в удельных значениях

Епк = ,                                                               (19)

где с - себестоимость работ или продукции на 1 руб. сметной стоимости или товарного выпуска;

Ку - удельные капитальные вложения на единицу стоимости работ или продукции, руб./руб.

Если сокращается продолжительность строительства или срок выполнения работ, то дополнительно учитывается экономия по формулам (17) и (18).

При расчетах общей экономической эффективности определяется также срок окупаемости капитальных вложений как величины, обратной показателю Епк.

5.3. Показатель общей эффективности производственных фондов может определяться также хозединицами в целом за плановый или отчетный период.

Этим показателем служит отношение плановой или фактически полученной прибыли к среднегодовой стоимости производственных основных и оборотных фондов (или только основных фондов) за тот же период.

В общем виде этот показатель общей эффективности, выраженный в удельных значениях, будет

Епф = ,                                                            (20)

где фе - удельная фондоемкость работ или продукции, руб./руб.

5.4. Определение коэффициентов общей (абсолютной) эффективности Епп и Епф приведено в примерах 1 - 3.

Следует учитывать, что полученный прирост прибыли не является следствием только вложенных капитальных затрат, а вся прибыль не является следствием только функционирования имеющихся производственных фондов.

Поэтому показатели Епп и Епф являются в определенной мере условными и приобретают значение экономических рычагов, главным образом с точки зрения их динамики.

Оценка эффективности технических средств

5.5. При обосновании эффективности применения технических средств, выборе вариантов технического оснащения строительных организаций и внедрения новой техники используется метод сравнительной экономической эффективности (см. пп. 2.7 - 2.9).

5.6. При решении наиболее типичных задач по расчетам эффективности для сравнения в качестве исходной базы (эталона) принимаются следующие технические средства:

Типичные задачи расчетов

Принимаются за эталон

Пополнение парка новыми высокопроизводительными машинами, аппаратами, приборами

Лучшие образцы серийно выпускаемых машин союзной и отраслевой промышленности

Замена физически и морально изношенной техники

Заменяемая техника

Внедрение новых машин для повышения уровня комплексной механизации

Способ работ с применением ручного труда

Модернизация имеющихся машин с целью улучшения их технико-экономических показателей

Образцы машин до модернизации и, кроме того, лучшие образцы серийно выпускаемых машин

Частичная автоматизация производственных процессов

Образцы машин до автоматизации

Мероприятия по улучшению использования имеющегося парка машин

Достигнутый уровень организации и технологии производства, а также эксплуатации машин

Создание образцов новых технических средств

Лучшие из испытанных и принятых к внедрению или разработанных в проектах отечественных или зарубежных образцов технических средств

5.7. Сравнение может производиться между образцами машин, участвующими в одинаковом производственном процессе, даже если эти машины конструктивно не подобны. Например, работа электробалластера сравнима с работой комплекта легких балластировочных машин.

5.8. При определении сравнительной эффективности технических средств применяются основные и дополнительные показатели. Основными экономическими показателями являются:

капитальные затраты на приобретение машин и развитие ремонтно-эксплуатационной базы;

текущие или эксплуатационные расходы (себестоимость механизированных работ);

продолжительность выполнения работ или производительность ведущей машины.

5.9. Наряду с основными показателями применяются дополнительные технико-экономические показатели: трудоемкость, уровень механизации труда, металлоемкость, энергоемкость, удельный расход топлива, электроэнергии, сроки службы и др., а также частные показатели для отдельных типов машин, например - давление на ось и на грунт, мобильность машин и т.п.

Дополнительные показатели учитываются при окончательном выборе вариантов, когда стоимостная оценка не показывает явных преимуществ. Кроме того, принимаются во внимание качественные характеристики: социальные условия, техника безопасности, качество работ, техническая эстетика.

5.10. Расчет приведенных затрат и сравнение коэффициентов экономической эффективности при оценке применения технических средств производится по формуле (5).

При определении сравнительной эффективности универсальной машины со сменными рабочими органами, выполняющей разные работы, расчет ведется отдельно по каждому виду работ.

5.11. При выборе вариантов применения комплектов машин на объекте строительства затраты на приобретение каждой машины комплекта принимаются в соотношении числа смен работы на объекте к годовому числу смен работы машины.

Различные сроки службы машин учитываются по формулам (12) и (13).

5.12. При сравнении вариантов применения технических средств, как правило, рассчитывается суммарный годовой экономический эффект Эг, определяемый разностью приведенных затрат для исходного уровня и предлагаемого варианта с добавлением эффекта от сокращения продолжительности выполнения работ из выражения

ЭГ = П1 - П2 + ЭСГ,                                                   (21)

где П1 и П2 - приведенные затраты по вариантам;

Эсг - экономический эффект от сокращения срока выполнения работ.

Расчетный или фактический коэффициент экономической эффективности Еф может быть выражен через суммарный экономический эффект Эг

Еф = Ес + .                                                      (22)

Если время выполнения данного вида работ или производительность ведущих машин не будет различаться по вариантам, то суммарный годовой экономический эффект будет выражаться только разностью приведенных затрат.

5.13. Сумма приведенных затрат Пi с учетом различных сроков службы машин, а также сопряженных капитальных вложений в смежные производства (изготовление конструкций, создание ремонтно-зксплуатационной базы и др.) для i-го варианта будет

Пi = (Сi + ЕСМim + ЕПКПi,                                                 (23)

где Сi - себестоимость единицы механизированного процесса;

Мi - удельная стоимость машин и механизмов, участвующих в процессе;

Аi - объем внедрения;

m - коэффициент, учитывающий приведение затрат к большему сроку службы по формулам (12) и (13);

Кп - удельные сопряженные капитальные вложения, отнесенные к единице механизированного процесса;

Е - нормативный коэффициент эффективности для соответствующей отрасли промышленности.

5.14. Годовой экономический эффект от сокращения сроков выполнения механизированных работ Эсг определяется суммированием частных эффектов по формулам (14 - 18):

Эсг = [(0,5ЕН + 0,6н)Сi + (1,5ЕС + а)Мi]t×Аi,                                 (24)

где Аi - годовая производительность ведущей машины комплекта;

t - показатель сокращения сроков выполнения работ;

1,5 - коэффициент, учитывающий стоимость оборотных фондов;

при Т2 < Т1, t = (1 - ) > 0, принимается С1 и М1;

если Т2 > Т1; t = ( - 1) < 0, то С2 и М2.

Экономия от сокращения части накладных расходов, зависящих от снижения трудоемкости и фонда заработной платы (см. п. 5.25), учитывается при определении себестоимости работ (в текущих расходах).

5.15. Себестоимость механизированных работ содержит прямые затраты и накладные расходы.

Прямые затраты на единицу объема механизированных работ Сп определяются по формуле

Сп =  + Зр,                                          (25)

где К - единовременные затраты по организации механизированных работ;

SСм-см - стоимость машино-смен машин в комплекте;

См - затраты на заработную плату, не входящие в стоимость машино-смены;

Зр - заработная плата рабочих, участвующих в механизированном процессе (кроме персонала, обслуживающего машины), отнесенная на единицу работ (при сдельной оплате);

Побщ и Псм - соответственно общий объем работ, выполняемый ведущей машиной на строительной площадке, и объем работ, выполняемый ею в смену.

Трудоемкость механизированных работ определяется по аналогии с формулой (25) с заменой стоимостных показателей соответствующими по трудоемкости.

В расчетах эффективности механизированных работ накладные расходы могут устанавливаться прямым счетом или приближенно в размере 50 % от заработной платы рабочих, участвующих в технологическом процессе (без зарплаты рабочих, учтенной в стоимости машино-смен), и 10 % от остальной стоимости прямых затрат.

Полная себестоимость механизированных работ С с учетом накладных расходов составит

С = 1,1Сп + 0,40( + ЗР).                                      (26)

5.16. Себестоимость механизированных работ может исчисляться:

а) при конкретных условиях использования машин с привязкой к определенной строительной площадке - по производственным калькуляциям, составленным на основе ЕНиР и планово-расчетных цен;

б) при оценке мероприятий по парку или типам машин в целом без привязки к конкретному объекту строительства - по калькуляциям стоимости машино-смен и других элементов затрат, составленным с учетом средних условий, принимаемых при определении сметной стоимости строительства по нормам СНиП и ЕРЕР.

Стоимость строительных конструкций и основных материалов, расходуемых при производстве механизированных работ, в расчетах экономической эффективности механизации, как правило, не учитывается, за исключением мероприятий, вызывающих изменение их расхода.

Порядок определения себестоимости механизированных работ в общем случае зависит еще от стадии осуществления мероприятий и наличия исходных данных для расчета.

Себестоимость рассчитывается для всего объема работ на объекте или на годовой объем.

Определение стоимости машино-смены

5.17. Стоимость машино-смены принимается по сметному ценнику № 2, а при отсутствии таковой должна определяться по специальным методическим указаниям и нормативам (приложение 2), в которых дается:

число смен работы машин на стройплощадке и в году;

стоимость перебазирования строительных машин и механизмов к месту работ;

нормы расхода топлива для двигателей внутреннего сгорания и электроэнергии;

стоимость энергоресурсов;

коэффициенты использования двигателей основных строительных машин по времени и по мощности;

нормы расхода смазочных и обтирочных материалов;

сроки службы различных видов сменной оснастки и др.

5.18. Прямые затраты в стоимости машино-смены [4] определяются по формуле

См.см =  +  + (З + И),                                        (27)

где ЗМ + Р - единовременные затраты (погрузка, разгрузка, транспорт, монтаж и демонтаж), в том числе зарплата Зм и прочие затраты Р;

А - годовые затраты (амортизационные отчисления) ;

З + И - текущие сменные затраты (текущий ремонт, износ и ремонт сменной оснастки, ГСМ), в том числе зарплата машинистов и прочие расходы;

Nобщ и Nгод - число смен работы машины на строительной площадке и число смен работы в году.

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: