Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Руководство Руководство по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах  
27.05.2018
    
Руководство Руководство по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Утверждено
распоряжением Минтранса России
от 19.06.2003 г. № ОС-555-р

 

РУКОВОДСТВО
ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ИНТЕНСИВНОСТИ
ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

Москва 2003

Разработаны ОАО «ГИПРОДОРНИИ» в части прогнозирования интенсивности движения на автомобильных дорогах общего пользования и НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры в части прогнозирования интенсивности движения на улично-дорожной сети городов, а также в пригородной зоне крупных городов при оценке интенсивности движения автотранспорта, выезжающего с рекреационными целями.

Внесены Управлением дорожной политики и развития сети автомобильных дорог.

Утверждены в качестве отраслевой дорожной методики (ОДМ) для опытного применения распоряжением Росавтодора № ОС-555-р от 19 июня 2003 г.

Введены впервые.

Область применения

Настоящее Руководство предназначено для расчета существующей и прогнозирования ожидаемой на соответствующий перспективный период среднегодовой суточной интенсивности движения на участках сети автомобильных дорог общего пользования, на улично-дорожной сети (УДС) городов, в пригородной зоне крупных городов при оценке интенсивности движения автотранспорта, выезжающего с рекреационными целями, а также средней скорости движения автотранспортных средств, объемов грузовых и пассажирских перевозок на сети автомобильных дорог общего пользования при планировании дорожных работ, разработке программ развития и совершенствования сети автомобильных дорог разного уровня, обоснованиях инвестиций на отдельные автомобильные дороги и сооружения на них. Руководство позволяет рассчитывать «шахматки» корреспонденций между отдельными населенными пунктами, районами и территориями.

При планировании строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования настоящее Руководство дает возможность оценить ожидаемую интенсивность движения на автомобильных дорогах задолго до выполнения работ без проведения детальных экономических изысканий в части сбора данных об объемах грузовых и пассажирских перевозок.

При установлении соответствия численности населения производственным мощностям отдельно стоящим предприятиям, Руководство также можно использовать для прогнозирования интенсивности движения на дорогах, обеспечивающих технологические перевозки, например, нефтяной и газовой добычи.

Ограничения

Руководство не распространяется на прогнозирование интенсивности движения автотранспорта при наличии платных участков автомобильных дорог и улиц, ограничений, связанных с дефицитом парковочных мест в городах, при введении платы за парковку или за въезд в отдельные районы и зоны городов для определенных категорий транспортных средств.

Нормативные ссылки

В настоящем Руководстве используются нормативные ссылки на СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ВСН 42-87 «Инструкция по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных дорог».

1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1. Общие положения

1.1.1. В соответствии с настоящим Руководством расчет существующей и прогнозирование перспективной интенсивности движения на автомобильных дорогах заключается в определении вероятного количества автотранспортных средств, совершающих поездки между парами корреспондирующих населенных пунктов рассматриваемой территории, корреспонденции между которыми являются значимыми. При этом прогнозирование интенсивности движения сводится к формированию потоков имеющегося или перспективного парка автотранспортных средств на соответствующей сети автомобильных дорог рассматриваемой территории.

1.1.2. Реализация программ развития сети автомобильных дорог, особенно в части сокращения перепробега, оказывает существенное влияние на эффективность работы автотранспорта и сопровождается изменениями его интенсивности и маршрутов движения. Эти изменения связаны с генерацией автотранспортных потоков и их перераспределением на сети дорог. Чем более существенны изменения в сети дорог, тем значительнее изменения в объемах и маршрутах автотранспортных потоков. Изменения последних могут быть выявлены только в результате учета изменений в условиях движения автотранспорта, совершающего поездки между корреспондирующими пунктами, в том числе и возможности использования более коротких и комфортабельных маршрутов.

1.1.3. При расчете интенсивности движения между парой корреспондирующих населенных пунктов кратчайшее расстояние между ними устанавливают исходя из времени и комфортабельности сообщения. В связи с этим при расчетах используют приведенную длину участков автомобильных дорог. Коэффициент приведения длины участков дорог устанавливают по соотношению скорости движения на рассматриваемом участке к скорости движения при эталонных условиях движения. В качестве эталонных условий при определении коэффициента приведения длин участков автомобильных дорог принято движение по дороге Iб категории с разделительной полосой.

1.1.4. Интенсивность движения между корреспондирующими населенными пунктами зависит от численности населения в этих пунктах. При прогнозировании интенсивности движения используется сумма численности населения в корреспондирующих пунктах. Однако при равной суммарной численности населения в корреспондирующих пунктах, но разном ее соотношении (300 тыс. жит. + 300 тыс. жит. и 590 тыс. жит. + 10 тыс. жит.), интенсивность движения будет разной. Поэтому интенсивность движения следует рассчитывать по приведенной суммарной численности населения в двух корреспондирующих населенных пунктах, определяемой по численности населения в меньшем из пунктов и по соотношению численности населения в них.

1.1.5. Интенсивность движения, при прочих равных условиях, зависит от административной значимости и подчиненности корреспондирующих населенных пунктов, т.е. от уровня их связанности. С целью учета этих факторов населенные пункты рекомендуется подразделять на следующие группы:

1 группа - территориальные центры и города федерального подчинения;

2 группа - районные центры и города территориального подчинения;

3 группа - прочие города, поселки городского типа и центральные усадьбы;

4 группа - прочие сельские населенные пункты.

1.1.6. Корреспонденции между населенными пунктами являются значимыми, если для их реализации требуется более 1 авт./месяц.

1.1.7. Рассматриваемую территорию устанавливают с учетом возможности определения интенсивности движения транзитных относительно исследуемой территории автотранспортных средств в зависимости от численности населения в территориальных центрах разрабатываемых программ развития и совершенствования сети автомобильных дорог или объектов дорожного строительства.

При разработке Национальной программы рассматриваемая территория должна включать территорию Российской Федерации и территории соседних государств на глубину, определяемую по численности населения приграничных территориальных центров или крупнейших городов, зона рассмотрения которых перекрывает зону рассмотрения приграничных территориальных центров. При этом на территории Российской Федерации подлежат учету населенные пункты 1 - 2 групп, а на территории соседних государств - 1 группы и прочие города с численностью населения более 50 тыс. жит.

При разработке Региональных программ рассматриваемая территория должна включать территорию исследуемого региона и территории соседних регионов на глубину, определяемую по численности населения территориальных центров, а в случае рассмотрения приграничных регионов - и соседних государств. При этом на территории исследуемого региона подлежат учету населенные пункты 1 - 3 групп, а на территории соседних регионов и государств - 1 - 2 групп и прочие города с численностью населения более 10 тыс. жит.

При разработке территориальных программ рассматриваемая территория должна включать территорию исследуемого субъекта и территории соседних субъектов РФ, а в случае рассмотрения приграничных территорий - и соседних государств, на глубину, определяемую по численности населения в территориальном центре. При этом на территории исследуемого субъекта подлежат учету все населенные пункты, имеющие выход на дороги общего пользования, на территории соседних субъектов и государств - 1 - 2 групп и прочие города с численностью населения более 4 тыс. жит.

1.1.8. При обосновании инвестиций на развитие отдельной дороги рассматриваемая территория должна включать обслуживаемую дорогой территорию Российской Федерации, а для объектов, обеспечивающих внешние автотранспортные связи, - и территории соседних государств. Ширину обслуживаемой территории следует принимать до 100 км в каждую сторону от рассматриваемой дороги, а при отсутствии параллельных дорог в этой зоне - до параллельных дорог, но не более 500 км. Подлежащие при этом учету населенные пункты определяют по их удаленности от дороги и значимости последней. На территории, прилегающей к дороге, следует учитывать все населенные пункты, а по мере удаления от дороги - только населенные пункты более высокого ранга.

Интенсивность движения на конкретном участке автомобильной дороги формируется в результате суммирования интенсивности движения, рассчитанной между всеми парами населенных пунктов, связь между которыми осуществляется с использованием данного участка.

1.1.9. Формирование потоков автотранспорта следует выполнять с разделением по типам на легковые автомобили, автобусы и грузовые автотранспортные средства.

1.1.10. Интенсивность движения между парой рассматриваемых корреспондирующих пунктов определяют по формуле

         (1)

где Nij - ожидаемая среднегодовая суточная интенсивность движения между i-м и j-м населенными пунктами, авт./сут;

Рр - суммарная приведенная численность населения в i-м и j-м населенных пунктах, жит.;

Кс - коэффициент связанности i-го и j-го населенных пунктов, определяемый в зависимости от их административной значимости и подчиненности;

Qл - существующий или перспективный уровень насыщения территории легковыми автомобилями, авт./1000 жит.;

Vл - средняя скорость движения легковых автомобилей в эталонных условиях, принимается равной 83 км/ч;

tл - средняя продолжительность работы в течение суток легковых автомобилей, ч/сут;

Кл - коэффициент, характеризующий пользование легковыми автомобилями;

Lпр - приведенное расстояние между i-м и j-м населенными пунктами, км;

Qa - существующий или перспективный уровень насыщения территории автобусами, авт./1000 жит.;

Va - средняя скорость движения автобусов в эталонных условиях, принимается равной 60 км/ч;

tа - средняя продолжительность работы в течение суток автобусов, ч/сут;

Ка - коэффициент, характеризующий использование автобусов;

Qг - существующий или перспективный уровень насыщения территории грузовыми автотранспортными средствами, авт./1000 жит.;

Vг - средняя скорость движения грузовых автотранспортных средств в эталонных условиях, принимается равной 75 км/ч;

tг - средняя продолжительность работы в течение суток грузовых автотранспортных средств, ч/сут;

Кг - коэффициент, характеризующий использование грузовых автотранспортных средств;

a - показатель степени, используемый при расчете интенсивности движения грузовых автотранспортных средств.

1.1.11. Интенсивность и скорость движения на участках сети автомобильных дорог устанавливают в результате выполнения нескольких итерационных расчетов ожидаемой интенсивности между всеми парами корреспондирующих населенных пунктов. После выполнения расчетов на соответствующем шаге итерации для каждого участка сети автомобильных дорог определяют скорость, которую должен иметь поток рассчитанной интенсивности при данных дорожных условиях, и сопоставляют ее со скоростью, принятой при данном шаге итерационного расчета. В случае, если эти скорости движения отличаются более, чем на 1 км/ч, для данного участка переопределяют скорость движения и его приведенную длину. После рассмотрения всех участков сети автомобильных дорог расчет повторяют.

Итерационные расчеты повторяют до тех пор, пока хотя бы на одном участке сети автомобильных дорог скорость, принятая при расчете интенсивности движения на данном шаге итерации, будет отличаться более, чем на 1 км/ч от скорости, рассчитанной при интенсивности движения, полученной на данном шаге итерации, т.е. до достижения соответствия между скоростью и интенсивностью движения на всех участках сети автомобильных дорог.

1.1.12. Интенсивность движения, рассчитанную при существующих показателях работы автотранспорта и состоянии сети автомобильных дорог, целесообразно сопоставлять с данными учета интенсивности движения, проводимого дорожно-эксплуатационной службой в соответствии с действующими нормативными документами по учету интенсивности движения, и контрольного учета движения, проводимого проектной организацией при разработке обоснований инвестиций и инженерного проекта в соответствии с ВСН 42-87. По результатам сопоставления расчетных и фактических данных делается заключение о достоверности результатов расчета и о необходимости корректировки использованных при расчете интенсивности движения исходных данных.

1.2. Подготовка исходных данных

Определение суммарной приведенной численности населения

1.2.1. Суммарную приведенную численность населения для i-го и j-го корреспондирующих населенных пунктов определяют в зависимости от соотношения численности населения в них:

- при отношении численности населения в большем населенном пункте (Pmax) к численности населения в меньшем населенном пункте (Pmin) меньше 7,38, - по формуле

,                                               (2)

во всех остальных случаях - по формуле

Рр = 4·Pmin.                                                            (3)

Определение коэффициента связанности населенных пунктов

1.2.2. Коэффициент связанности между i-м и j-м корреспондирующими населенными пунктами определяют в зависимости от их административной значимости и подчиненности по табл. 1.1.

Таблица 1.1

Административная значимость первого населенного пункта

Территориальная принадлежность населенных пунктов

Значение коэффициента Кс в зависимости от административной значимости второго населенного пункта

Территориальный центр

Районный центр

Центральная усадьба

Местный пункт

Территориальный центр

Одна территория

-

1,0

0,7

0,4

Разные территории

0,4

0,3

0,1

0,1

Районный центр

Одна территория

1,0

0,7

0,3

0,1

Один район

-

-

0,7

0,3

Разные территории

0,3

0,3

0,1

0,1

Центральная усадьба

Одна территория

0,7

0,3

0,1

0,1

Один район

-

0,7

0,2

0,1

Одна центр. усадьба

-

-

-

0,3

Разные территории

0,1

0,1

0,1

0,1

Местный пункт

Одна территория

0,4

0,1

0,1

0,1

Один район

-

0,3

0,1

0,1

Одна центр. усадьба

-

-

0,3

0,2

Разные территории

0,1

0,1

0,1

0,1

Определение показателей, используемых для расчета интенсивности движения соответствующих типов автотранспортных средств

1.2.3. При расчете существующей интенсивности движения показатели уровня насыщения соответствующими типами автотранспортных средств устанавливают на основе данных статистической отчетности или материалов ГИБДД МВД РФ для каждого субъекта федерации. При разработке территориальных программ и обосновании инвестиций на отдельные объекты следует принимать единый уровень насыщения соответствующими типами автотранспортных средств - для исследуемой территории.

1.2.4. При разработке региональных программ и Национальной программы следует принимать данные для соответствующих территорий и увеличивать их на 30 и 60 % соответственно для компенсации погрешности, возникающей из-за неучета мелких населенных пунктов.

1.2.5. При прогнозировании интенсивности движения на 10-летнюю перспективу уровень насыщения легковыми автомобилями рекомендуется увеличивать в 1,4 - 1,6 раза и грузовыми автотранспортными средствами - в 1,3 - 1,5 раза, а на 20-летнюю перспективу - в 2,0 - 2,4 раза и в 1,6 - 1,8 раза соответственно. При прогнозировании интенсивности движения на другие перспективные периоды эти показатели можно принимать исходя из указанных данных на основе интерполяции и экстраполяции.

1.2.6. Среднюю продолжительность работы в течение суток легковых автомобилей следует принимать равной 1 ч/сут.

1.2.7. Коэффициент, характеризующий пользование легковыми автомобилями в будние дни, определяют по формуле

Кл = 1 - (Dн + Dр),                                                     (4)

где Dн - доля автомобилей, учтенных в материалах статистической отчетности, но не используемых из-за технических неисправностей (при отсутствии данных можно принимать равной 0,15);

Dр -     половина доли автомобилей, используемых с рекреационными целями для выезда на дачные участки в период с апреля по октябрь, а также с другими целями только в воскресные и праздничные дни (при отсутствии данных можно принимать равной 0,1).

1.2.8. Среднюю продолжительность работы в течение суток автобусов определяют по формуле

tа = Тна - 2,                                                            (5)

где Тна - средняя продолжительность работы автобусов в наряде, ч;

2 - средняя продолжительность простоя автобусов во время обеда и отдыха водителей, ч.

1.2.9. Коэффициент, характеризующий использование автобусов, определяют по формуле

Ка = Га·Ква,                                                           (6)

где Га - коэффициент готовности автобусов (доля технически исправных из учтенных в материалах статистической отчетности или ГИБДД);

Ква - коэффициент выхода автобусов на линию.

1.2.10. Среднюю продолжительность работы в течение суток грузовых автотранспортных средств определяют по формуле

tг = Тнг - 1,5,                                                         (7)

где Тнг - средняя продолжительность работы грузовых автотранспортных средств в наряде, ч;

1,5 -      средняя продолжительность простоя грузовых автотранспортных средств во время обеда и отдыха водителей, ч.

1.2.11. Коэффициент, характеризующий использование грузовых автотранспортных средств, определяют по формуле

Кг = Гг·Квг,                                                          (8)

где Гг -  коэффициент готовности грузовых автотранспортных средств (доля технически исправных из учтенных в материалах статистической отчетности или ГИБДД);

Квг - коэффициент выхода грузовых автотранспортных средств на линию.

1.2.12. Среднюю продолжительность работы в наряде, коэффициенты готовности и выхода на линию автобусов и грузовых автотранспортных средств принимают согласно территориальным статистическим данным.

1.2.13. При отсутствии статистических данных уровень насыщения легковыми автомобилями можно принимать равным 90 - 110, автобусами - 3 и грузовыми автотранспортными средствами - 20 - 22 авт./тыс. жит. Среднюю продолжительность работы в наряде автобусов можно принимать равной среднему значению по России, - 11,6 ч, а грузовых автотранспортных средств - 9,1 ч. Коэффициент использования грузовых автотранспортных средств для существующего состояния можно принимать равным 0,25, а на перспективу - 0,5 - 0,6, коэффициент использования автобусов для существующего состояния можно принимать равным 0,6, а на перспективу - 0,7 - 0,8.

Определение приведенного расстояния между корреспондирующими пунктами

1.2.14. Приведенное расстояние между корреспондирующими населенными пунктами определяют как сумму приведенных длин участков автомобильных дорог, соединяющих их:

,                                                          (9)

где Lz - приведенная длина z-го участка, км.

При расстоянии между населенными пунктами менее 10 км принимается расстояние, равное 10 км.

1.2.15. В качестве участка принимается отрезок автомобильной дороги между точками, являющимися населенными пунктами, пересечениями, или в которых изменяются технические параметры дороги, оказывающие влияние на скорость движения автотранспортных средств.

1.2.16. Приведенную длину участка автомобильной дороги определяют по соотношению средней скорости движения грузовых автотранспортных средств на эталонном и конкретном участке с учетом ее снижения местными условиями:

,                                           (10)

где Lф - физическая длина z-го участка дороги, км;

Vz - средняя скорость движения грузовых автотранспортных средств на z-м участке дороги, км/ч;

dV - коэффициент снижения скорости движения в населенных пунктах;

dR - коэффициент снижения скорости движения объектами регулирования движения.

1.2.17. При первой итерации в качестве средней скорости движения принимают среднюю скорость одиночных грузовых автотранспортных средств средней грузоподъемности, реализуемую при соответствующих технических параметрах участка автомобильной дороги. Эту скорость следует определять в соответствии с действующими методиками оценки транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог. При соответствии технических параметров участков дорог (ровность, коэффициент сцепления и т.п.) определенным категориям эту скорость можно принимать по табл. 1.2.

Для участков автомобильных дорог с паромными переправами и прочими объектами, прерывающими движение на длительный период (пограничные переходы), скорость движения устанавливают с учетом всех видов задержек.

Таблица 1.2

Категория участка дороги

Средняя скорость свободного движения грузовых автотранспортных средств, км/ч

90

1б:

 

с разделительной полосой

83

без разделительной полосы

75

II

65

III

60

IV

55

V

50

1.2.18. На участках автомобильных дорог, прилегающих к населенным пунктам, скорость движения устанавливают с учетом влияния населенного пункта, обусловленного движением местных автомобилей населенных пунктов, для чего определяют коэффициент снижения скорости движения в населенном пункте и длину зоны влияния населенного пункта.

1.2.19. Коэффициент снижения скорости движения в населенных пунктах за счет местного транспорта определяют в зависимости от численности населения в нем, Р, жит.:

- при численности населения 3 тыс. жит. и более - по формуле

dV = 0,8 - 0,0434·(Ln(P) - 11,51);                                    (11)

- при численности населения менее 3 тыс. жит. - принимают равным 0,95.

Длину зоны влияния населенного пункта, Lв, км, определяют в зависимости от численности населения в нем по формулам:

- при численности населения 100 тыс. жит. и более

Lв = Ln·(Р);                                                         (12)

- при численности населения менее 100 тыс. жит.

Lв = Ln(P) / (12,51 - Ln(P)).                                       (13)

Значения коэффициентов снижения скорости движения на участках, прилегающих к центрам населенных пунктов и длин зоны влияния населенных пунктов при соответствующей их численности, приведены в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Численность населения в населенном пункте, жит.

Коэффициент снижения скорости движения в населенном пункте, dV

Длина зоны влияния населенного пункта, Lв, км

10000000

0,6

16,1

1000000

0,7

13,8

100000

0,8

11,5

10000

0,9

2,8

3000

0,95

1,7

1000

0,95

1,2

100

0,95

0,6

10

0,95

0,2

1.2.20. Длины участков автомобильных дорог, примыкающих к центрам населенных пунктов, как правило, не равны длинам зон влияния населенных пунктов. В связи с этим необходимо производить корректировку коэффициента снижения скорости движения на этих участках дорог, используя формулы:

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: