Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow ВСН 33-87 Указания по производству изысканий и проектированию лесонасождений вдоль автомобильных дор  
15.08.2018
    
ВСН 33-87 Указания по производству изысканий и проектированию лесонасождений вдоль автомобильных дор

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

Утверждены
Минавтодором РСФСР
8 апреля 1987 г.

УКАЗАНИЯ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИЗЫСКАНИЙ
И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЛЕСОНАСАЖДЕНИЙ
ВДОЛЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВСН 33-87

Минавтодор РСФСР

МОСКВА "ТРАНСПОРТ" 1988

Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог. ВСН 33-87. Министерство автомобильных дорог РСФСР. - М.: Транспорт, 1988.

В Указаниях подробно определены состав, содержание, порядок разработки, согласование и утверждение проектной документации, а также осуществления в натуре проектных решений по обустройству автомобильных дорог наиболее важными насаждениями - снегозащитными лесными полосами, а также декоративными и противоэрозионными насаждениями. Даны необходимые методические указания для выбора и обоснования проектных решений.

Предназначены для организаций, занимающихся проектированием насаждении вдоль существующих и запроектированных автомобильных дорог общей сети в равнинных условиях. Они могут быть использованы при обустройстве насаждениями подъездных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Ответственный за выпуск В.Д. Казанский

Заведующий редакцией В.Г. Пешков

Редактор Л.Н. Пустовалова

Выпущены по заказу Министерства автомобильных дорог РСФСР

Министерство автомобильных дорог РСФСР

Ведомственные строительные нормы

ВСН 33-87

Взамен ВСН 33-66

Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Проектно-изыскательские работы для создания снегозащитных и декоративных насаждений вдоль автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и местного значения осуществляются на основании задания на проектирование, выдаваемого управлениями (объединениями) автомобильных дорог.

1.2. Задание па проектирование должно быть составлено в соответствии с утвержденной схемой размещения снегозащитных устройств и утверждено республиканским министерством, эксплуатирующим автомобильную дорогу, или в порядке, им установленном.

1.3. В заданиях на проектирование указываются:

основание для проектирования (схемы размещения снегозащитных устройств или постановление Совета Министров РСФСР);

технические условия проектирования (границы участков, совмещение функций посадок, перспектива строительства или реконструкции дороги, а также дорожных сооружений и объектов, размещаемых в придорожной полосе, другие данные);

состав проектно-изыскательских работ, масштабы материалов;

сроки выполнения проектных работ, намечаемые сроки создания насаждений;

наименование подрядной организации;

ориентировочный объем капитальных затрат.

1.4. Проектная документация на создание лесонасаждений разрабатывается в одну стадию - рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости.

1.5. Проектирование снегозащитных лесонасаждений должно быть подчинено решению основной задачи - защите дорог от приносимого снега.

Для этого они рассчитываются на задержание объема снегоприноса 10 %-ной обеспеченности1 при объеме его до 250 м3 на 1 м дороги. В отдельных регионах лесонасаждения могут проектироваться при объемах снегоприноса свыше 250 м3/м. В этих случаях следует руководствоваться Указаниями по изысканиям и проектированию защитных лесонасаждений вдоль линий железных дорог СССР (М.: Транспорт, 1974).

______________

1 Процент обеспеченности может быть уточнен в соответствии с методикой, изложенной в приложении 1.

Внесены Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Министерства автомобильных дорог РСФСР (ГипродорНИИ)

Утверждены Министерством автомобильных дорог РСФСР

Срок введения
с 1 января 1988 г.

1.6. Снегозащитные лесонасаждения должны отвечать следующим требованиям, которые необходимо учитывать при проектировании:

вступать в работу по защите дорог от снегозаносов возможно быстрее после посадки;

задерживать и распределять снег (приносимый за зимний период) до дороги;

быть долговечными, устойчивыми против снеголома, пожаров, вредителей и болезней;

оказывать мелиоративное влияние на прилегающие сельскохозяйственные земли;

обладать достаточными декоративными качествами;

обеспечивать возможность применения комплексной механизации на всех этапах выращивания и содержания лесонасаждений;

быть экономически эффективными.

1.7. При разработке проектов необходимо строго выполнять требования Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик по сохранению сельскохозяйственных угодий, защите почв от эрозии, рациональному отводу и использованию земель.

2. ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ

В состав изыскательских работ входят подготовительные работы, рекогносцировочные обследования и детальные изыскания.

2.1. Подготовительные работы

В процессе подготовительных работ, выполняемых до выезда на объект изысканий, нередко продолжающихся и в полевых условиях, осуществляется сбор всех данных, которые могут быть использованы в ходе изысканий и проектирования:

инструктивно-методическая документация, справочная и научная литература, отчетные данные;

плановый материал землепользований (или части их), по территории которых проходит обустраиваемая лесными насаждениями дорога, выкопировки и выписка из проекта дороги с показом деталей, которые могут иметь существенное значение при проектировании;

выкопировки с почвенных карт полосы детальных изысканий и выписки из пояснительных записок к почвенным картам;

данные об объемах фактического снегоприноса на заносимых участках дороги в границах отдельных ДЭУ, ПДУ, ДРСУ и др., а также по возможности и на близлежащих железных дорогах;

материалы, характеризующие климатические, почвенные и лесорастительные условия в районе прохождения автомобильных дорог.

Из материалов метеостанций и климатических справочников выписывают сведения о температуре и относительной влажности воздуха, осадках, снежном покрове, продолжительности вегетационного периода и др.

При наличии лесопитомников должны быть собраны сведения по их характеристике: занимаемая площадь (общая и полезная), ассортимент древесных и кустарниковых пород, средний выход сеянцев и саженцев с 1 га, возможность и условия получения посадочного материала, условия транспортирования к местам озеленения дороги.

2.2. Рекогносцировочные изыскания

2.2.1. Рекогносцировочные изыскания проводятся в целях предварительного ознакомления с особенностями и условиями работ на обустраиваемом объекте, а также установления степени соответствия натуре плановых материалов, уточнения объема изысканий, разработки плана организации и проведения работ, выявления мест базирования изыскательских партий и т.д.

2.2.2. В процессе рекогносцировочных изысканий изучается существующая система защиты дороги от снежных заносов, оценивается ее эффективность и определяется влияние придорожных объектов, рельефа местности и других факторов на заносимость дороги.

Отбираются участки насаждений, представляющих интерес в отношении конструкций, схем смешения и размещения древесных пород, кустарников с тем, чтобы изучить их при детальных изысканиях и этот опыт учесть в проектировании.

2.2.3. На основных элементах рельефа снегозаносимых участков дорог закладываются почвенные разрезы и устанавливается полнота имеющихся материалов почвенной съемки с точки зрения оценки почв по лесорастительным свойствам и возможности использования материалов для проектирования снегозадерживающих лесных полос. При наличии материалов почвенной съемки, отвечающих требованиям проектирования, почвенные изыскания не проводят. В случае необходимости внесения дополнений и изменений материалы корректируются.

2.2.4. В проведении рекогносцировочных работ, помимо специалистов изыскательских партий, участвуют также представители дорожных организаций, хорошо знающие состояние автомобильных дорог в зимнее время.

2.2.5. При рекогносцировочном обследовании ведется абрис и маршрутный журнал, в котором дается описание участков автомобильной дороги с предложениями по выполнению детальных изысканий.

2.3. Детальные изыскания

2.3.1. Детальные изыскания проводятся с целью получения исходных материалов для составления проекта.

В состав их входят: а) определение годового расчетного снегоприноса заданной обеспеченности; б) общее обследование; в) топографо-геодезические работы; г) почвенные изыскания; д) лесомелиоративные изыскания.

Определение годового расчетного снегоприноса заданной обеспеченности

2.3.2. Для аналитических расчетов приносимого к дороге снега используются систематические наблюдения за ветровым режимом ближайших к автомобильной дороге и представительных1 по ветру метеостанций.

_____________

1 Представительность (репрезентативность) данных метеостанций выясняется запросом республиканских и территориальных управлений по гидрометеорологии и контролю природной среды.

В случаях когда поблизости от дороги расположено несколько метеостанций, трасса по их числу разбивается на отдельные участки, ветровой режим которых должен быть представлен определенной метеостанцией. Представительность метеостанции для участка дороги, кроме близости размещения, обосновывается однородностью рельефа и лесистости территории, близкими отметками над уровнем моря и другими факторами, влияющими на ветровой режим. В соответствии с этими условиями трасса делится на однородные участки и к каждому подбирается представительная для него метеостанция. Если указанные условия по всей трассе автомобильной дороги одинаковые, то граница зон представительства между соседними метеостанциями размещается посередине.

2.3.3. Годовой расчетный снегопринос заданной обеспеченности по направлениям автомобильной дороги относительно стран света определяется на основании методики, приведенной в приложении 2.

2.3.4. Если автодорожные, железнодорожные организации и метеостанции располагают материалами многолетних (не менее чем за 10 зим) натурных замером максимальных снегоотложений около линий защиты, собранных на удалении не более 100 км от объектов изысканий, то эти материалы могут быть использованы для расчетов снегоприноса. Объем снегоотложений, вычисленный по натурным замерам, должен быть выражен в кубических метрах на 1 м защиты и из него вычтен объем снега, который отложился при свободном выпадении из атмосферы. Последний определяется произведением длины сугроба на максимальную за зиму толщину снежного покрова, взятую по данным ближайшей метеостанции.

Для получения объемов снегоприноса вычисленные таким образом объемы задержанного снега перемножаются на повышающие коэффициенты, учитывающие пропущенный (не задержанный) защитами снег. Размер коэффициента принимается в соответствии с типом защиты на снегомерном пункте:

Снегозащитные лесополосы непродуваемой конструкции                                    1,0

Снегозадерживающие заборы, установленные в один ряд                                     1,09

Снегозадерживающие заборы, установленные в два ряда                                      1,03

Переписные щиты, установленные в один ряд                                                        1,14

Переносные щиты, установленные в два ряда                                                         1,03

Коэффициенты применимы только к снегоотложениям у защит, не полностью занесенных снегом.

По вычисленным объемам снегоприноса в порядке уменьшения их величин составляется вариационный ряд, который обрабатывается так же, как и при аналитическом методе расчета (см. приложение 2).

2.3.5. Расчетные объемы снегоприноса, полученные на основании натурных замеров снегоотложений, могут быть применены только к участкам дороги, имеющим одинаковое направление с линией защиты на снегомерных пунктах, аналогичные размеры, характер рельефа и состояние поверхности прилегающей снегосборной площади. В этих случаях аналитический метод расчета (по ветру) имеет только вспомогательное (контрольное) значение.

2.3.6. Общее обследование проводится с целью уточнения расположения снегозаносимых участков дороги, около которых необходимо проводить топографические работы, почвенные и лесомелиоративные изыскания, а также для сбора необходимых материалов для проектирования насаждений.

2.3.7. При общем натурном обследовании осматривают участки дорог, к которым поступает расчетный годовой снегопринос заданной обеспеченности в размере: а) не менее 25 м3 на 1 м дороги, если к ней примыкают орошаемые или осушаемые земли, пахотные угодья; б) не менее 10 м3 на 1 м дороги при примыкании к ней менее ценных сельскохозяйственных земель.

Следует иметь в виду, что на участках с особо ценными сельскохозяйственными землями (их экономическая оценка более 50 баллов) создание снегозащитных лесных полос может допускаться в исключительных случаях.

2.3.8. На плановом материале, собранном во время подготовительных работ и уточненном при рекогносцировочных работах, отмечаются границы заносимых участков дороги.

Категория и степень заносимости определяются по совокупности условий на примыкающих к дороге снегосборных площадях и особенностям трассы дороги (рельефу местности, характеру окружающей растительности, высоте земляного полотна дороги и положению ее в рельефе, наличию населенных пунктов, промышленных объектов и других препятствий на пути снегопереноса).

При прохождении дороги по открытой местности заносимые участки определяются по признакам, указанным в табл. 1.

К заносимым относят участки дорог, пересекающие косогоры, особенно в выемках. Причем наиболее подвержены заносам участки, проходящие по подветренным косогорам и в пределах нижней их части (5-10 м выше подошвы).

Кривые участки дорог принадлежат к более заносимым по сравнению с прямыми.

К заносимым относят также участки дорог с созданными около них снегозащитными лесонасаждениями, если последние не могут задерживать снегопринос заданной обеспеченности.

При прочих равных условиях наименее заносимыми участками являются те, где направление господствующих зимних ветров совпадает с направлением дороги или составляет с ними угол не более 30°.

Таблица 1

Категории и признаки заносимости дороги снегом при прохождении ее по открытой местности и очередность защиты заносимых участков

Категория заносимости участков

Краткая характеристика участка

Очередность защиты

I

Нераскрытые выемки глубиной до 6 м и больше, если их подветренный откос не может вместить весь приносимый в течение зимы снег

В первую очередь

II

Выемки с пологими откосами, разделанные под насыпь, или раскрытые. Нулевые места и невысокие насыпи ниже Нп*

Во вторую очередь

III

Насыпи высотой от Нп* до Нн**

В последнюю очередь

____________

* Нп - средняя многолетняя наибольшая в течение зимы толщина снежного покрова в данной местности.

** Нн - высота незаносимой насыпи в данной местности при толщине снежного покрова заданной обеспеченности.

2.3.9. Полотно дороги считается незаносимым при снегоприносе 10 %-ной обеспеченности1 (на задержание которого рассчитываются лесонасаждения), если высота насыпи обеспечивает условие

Нн = Нс + DН,

где Нн - высота незаносимой насыпи, м; Нс - расчетная максимальная высота снежного покрова в данной местности 10 %-ной обеспеченности2; DН - превышение насыпи над расчетной высотой снежного покрова (для увеличения скорости воздушного потока до величины, обеспечивающей отсутствие отложений на дорожном полотне и беспрепятственное размещение снега, который сбрасывается с дорожного полотна при снегоочистке); DН принимается для дорог IV и V категорий равным 0,5 м, для II и III категорий - 0,6 м, для I категории - 0,8 м.

_____________

1 Процент обеспеченности может быть уточнен в соответствии с методикой, изложенной в приложении 1.

2 Процент обеспеченности может быть уточнен путем расчета по аналогии с методикой в приложении 1.

К незаносимым (при любом профиле дорожного полотна) относят участки дорог: а) проходящие в выемках глубиной более 8,5 м при расчетном годовом снегоприносе до 100 м3 на 1 м дороги; б) пересекающие лесные массивы при ширине участков леса с каждой стороны дороги не менее 100 м и равномерной полноте насаждений не ниже 0,5 м; в) пересекающие сады с шириной их участков с каждой стороны дороги не менее 150 м, а также кустарники не ниже средней густоты, ягодники и виноградники при ширине участков с каждой стороны дороги не менее 250 м; г) пересекающие населенные пункты и промышленные объекты с размещением строений по обеим сторонам дороги.

2.3.10. Снегозаносимые участки автомобильных дорог уточняются по информации специалистов автодорожных организаций.

2.3.11. В процессе общего обследования выявляются (если это предусмотрено заданием на проектирование) участки, требующие: а) осушения, заравнивания, планировки примыкающих к дороге площадей; б) закрепления оврагов, оползней и т.п.; в) защиты от песчаных заносов.

2.3.12. Во время общего обследования ведется полевой журнал, в котором дается оценка участков по снегозаносимости с указанием всех признаков, способствующих и препятствующих отложению снега на полотне дороги, краткое обоснование необходимости декоративного озеленения, противоэрозионных и других мероприятий.

2.3.13. По результатам общего обследования намечаются участки дороги, где будут проводиться специальные топографо-геодезические, почвенные и лесомелиоративные изыскания с целью проектирования снегозащитных, декоративных и противоэрозионных насаждений.

2.3.14. По окончании общего обследования составляется акт, оформляемый подписями руководителя изыскательской партии и полномочного представителя дорожных организаций. В акте показываются все отрезки трассы дороги, на которых целесообразно проектирование обустройства ее насаждениями.

Топографические работы

2.3.15. Топографические работы проводятся с целью получения плановой основы масштаба 1:5000 для проведения почвенного и лесомелиоративного обследований, проектирования насаждений и других мероприятий (см. п. 2.3.11). Эти работы выполняются на основании разрешения, получаемого в установленном порядке.

2.3.16. Плановые материалы, имеющиеся у заказчиков, целесообразно использовать полностью, но в необходимых случаях они подлежат корректировке. При отсутствии планового материала нужного масштаба (1:5000) допускается изготовление его путем увеличения масштаба 1:10000 до масштаба 1:5000 с соответствующей корректировкой.

2.3.17. При отсутствии нужных плановых материалов изыскательские партии производят необходимые съемочные работы в пределах примыкающей придорожной полосы изысканий.

Ширина примыкающих с обеих сторон дороги полос детального обследования (почвенного и лесомелиоративного) устанавливается в зависимости от объема снегоприноса к дороге. При различном расчетном объеме снегоприноса к правой и левой стороне дороги ширина обследования может быть различной.

2.3.18. Для более точного определения объема снегоприноса, помимо детального обследования в пределах указанной выше полосы изысканий, проводится визуальное обследование территории, находящейся за пределами полосы детального обследования (табл. 2).

В полосе визуального обследования на плановом материале должны быть отражены все виды насаждений (леса, кустарниковые заросли, полезащитные и приовражно-балочные лесные полосы, сады, ягодники и т.д.), овраги и балки (с указанием их глубины, ширины поверху, крутизны берегов или откосов, ширимы понизу), населенные пункты, группы строений и все то, что оказывает влияние на снегозадержание. При визуальном обследовании используются планы внутрихозяйственного землеустройства.

Таблица 2

Ширина полосы визуального обследования

Объем снегоприноса, м3

Ширина полосы обследования с каждой стороны дороги, м

визуального

детального

До 100

400

100

» 200

400

100

» 400

350

150

» 600

300

200

2.3.19. В результате съемочно-геодезических работ составляются планы (планшеты) в масштабе 1:5000, на которые наносят ситуацию в полосах обследования (см. приложение 3): а) дороги с выделением полосы отвода и указанием вида покрытий (асфальтобетон, щебеночное и т.п.); б) все пересечения с автомобильными и железными дорогами; в) существующие насаждения, плодовые сады и ягодники; г) гари и вырубки; д) карьеры, отвалы, копани, насыпи, выемки и т.п.; е) реки, озера (пруды), ручьи, болота; ж) овраги и балки; з) населенные пункты, различного рода сооружения, мосты, путепроводы, акведуки, водосбросы и др.; и) границы областей, районов, землепользований; к) сельскохозяйственные угодья (пашня, выгон, луг, залежь и т.д.); л) линии связи и электропередачи.

2.3.20. Ситуация, ее контуры и местные предметы на планах (планшетах) изображаются в условных знаках ГУГКа. Указываются румбы направлений дороги.

2.3.21. Помимо планов (планшетов), составляется обзорная схема автомобильной дороги в масштабе 1:10000-1:50000 на весь обследованный участок дороги, с нанесением отрезков, соответствующих пронумерованным планам (планшетам).

Почвенные изыскания

2.3.22. Основное назначение почвенных изысканий заключается в изучении свойств почв с целью оценки их лесопригодности, правильного подбора древесных пород и кустарников, а также разработки наиболее рациональной агротехники их выращивания.

2.3.23. Почвенные изыскания проводятся в полном или сокращенном (в виде корректировки материалов) объеме в границах полосы детальных изысканий в масштабе 1:10000, а в условиях комплексно почвенного покрова - в масштабе 1:5000.

В полном объеме они выполняются на участках, земли которых нарушены, а также в условиях комплексного почвенного покрова, когда материалы почвенной съемки не отвечают требованиям проектирования насаждений (составлены с точностью масштаба мельче 1:25000). Корректировка материалов осуществляется в случаях, когда требуется внести дополнения и изменения, что было установлено в период рекогносцировочного обследования.

2.3.24. Величина наименьшего выдела, подлежащего нанесению на план при масштабе 1:10000, 100 м полосы обследования, при масштабе 1:5000 - 50 м.

2.3.25. При почвенных обследованиях (корректировке) в качестве планово-картографической основы используется план масштаба 1:5000, полученный в результате топографических работ, с нанесенным инструментальным ходом и уточненными элементами внутренней ситуации в полосе детальных изысканий.

2.3.26. Почвенная съемка должна выполняться в соответствии с требованиями Общесоюзной инструкции по почвенным обследованиям и составлению крупномасштабных почвенных карт землепользования (М.: Колос, 1973) и положений настоящих Указаний. На участках с почвогрунтами, нарушенными промышленными разработками, почвы классифицируются в соответствии с ГОСТ 17.5.1.03-78 «Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации». Названия рекультивируемых почв устанавливаются с учетом их строения, наличия гумуса, содержания карбонатов, легко-растворимых солей, степени и характера оглеения, механического состава. Профиль рекультивируемых почв не может рассматриваться как профиль почв, сформированных на одно-, двух- или многочленных отложениях.

2.3.27. Количество разрезов, которое требуется заложить при обследовании, и их глубина заложения определяются по табл. 3.

Таблица 3

Количество почвенных разрезов, приходящихся на 100 га площади обследования, и глубина их заложения

Вид работ

Масштаб изысканий

Количество разрезов при глубине заложения, м, и категории сложности

до 0,75

1,25

2,25

I

II

III

I

II

III

I

II

III

Корректировка материалов почвенной съемки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) уточнение степени солонцеватости, глубины залегания плотного карбонатного горизонта, степени проявления водной и ветровой эрозии и т.д.

1:5000

1:10000

11

3

20

5

40

8

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

б) уточнение степени и характера засоления, глубины залегания почвообразующих (подстилающих) пород и др.

1:5000

1:10000

-

-

-

-

-

-

9

2

16

3,5

21

6

2

1

4

1,5

19

2

Почвенная съемка*

1:5000

5

12

25

6

8

15

3

5

10

 

1:10000

1

2

3,5

2

2,5

4

1

1,5

2,5

____________

1 При почвенной съемке прикопки средней глубиной 0,5 м закладываются по мере необходимости, во не менее 2-3 на каждый разрез или полуразрез.

При однообразном почвенном покрове и однотипных почвообразующих породах число закладываемых разрезов и полуразрезов может быть уменьшено.

2.3.28. Разрезы, полуразрезы и прикопки целесообразно закладывать в пределах полосы вероятного размещения будущих насаждений. Они должны быть привязаны к ходовым линиям или пикетам дороги. Нумерация разрезов и полуразрезов принимается общей в пределах всех обследуемых участков дороги.

Описание разрезов и полуразрезов производится по генетическим горизонтам в специальной форме (см. приложение 4).

2.3.29. Образцы почв для лабораторного анализа массой 0,5-0,7 кг отбирают при отсутствии необходимых для обоснования проектируемых мероприятий данных или при расхождении натурных показателей почв (солонцеватость, засоление, гумус, рН, резко влияющие па лесорастительные условия) с их характеристикой по существующим материалам.

В условиях распространения комплексного почвенного покрова в наиболее типичных разрезах отбирают образцы из солонцового, надсолонцового и подсолонцового горизонтов. Для уточнения степени солонцеватости в них определяются поглощенные кальций, магний и натрий - в некарбонатных почвах, емкость поглощения и натрий - в карбонатных. Из горизонтов, в которых качественными реакциями установлены легкорастворимые соли, отбирают образцы для определения водной вытяжки.

С целью выявления степени эродированности образцы берут из пахотного и подпахотного слоев (до 0,5 м) на определение содержания гумуса и реакции среды. В необходимых случаях отбирают образцы и определяют механический состав, содержание карбонатов, гипса и др.

2.3.30. Число разрезов, из которых отбирают образцы для лабораторного анализа, в районах с комплексными почвами (засолением, солонцеватостью) составляет не более 20 %, в остальных случаях - не более 10 % общего числа заложенных разрезов и полуразрезов.

2.3.31. Разрезы, полуразрезы, прикопки и границы почвенных выделов наносятся на план непосредственно в полевых условиях.

2.3.32. Одновременно с почвенным обследованием проводится учет почвенных вредителей (проволочников, хрущей, медведок и др.), для чего используются одни и те же почвенные разрезы.

2.3.33. Гидрометеорологические условия изучают при почвенных и лесомелиоративных изысканиях. Глубина залегания грунтовых вод и верховодки определяется в почвенных разрезах и водозаборных колодцах. Отмечаются места выклинивания грунтовых вод и выхода капиллярной каймы на дневную поверхность, дебит родников. При наличии признаков засоления воды степень и характер ее минерализации устанавливают по пробе, взятой для лабораторного анализа.

Собранные в полевых условиях гидрогеологические сведения приводятся в карточках описания почвенных разрезов и журнале полевых лесомелиоративных изысканий.

Лесомелиоративные изыскания

2.3.34. Цель лесомелиоративных изысканий - изучение в натуре опыта лесомелиоративных работ, сбор сведений об условиях применения лесомелиоративных мероприятий для защиты дорог от снежных заносов и выбора в соответствии с ними наиболее рациональных проектных решений.

2.3.35. Обследование проводится в полосе изысканий (см. пп. 2.3.17, 2.3.18) для выявления наиболее существенных деталей ситуации, оказывающих влияние на снегозаносимость дороги. Все виды преград на пути снегопереноса наносят на абрис и описывают под соответствующей литерой в журнале полевых лесомелиоративных изысканий (см. приложение 5) с указанием задерживаемого объема снега в пределах конкретного отрезка дороги каждым видом преград. Даются размеры всех прилегающих балок и оврагов в трех измерениях, показывают заложения берегов (откосов). Аналогичные показатели приводятся для значительных понижений и возвышений. Лесные насаждения и кустарниковые участки (независимо от их происхождения) характеризуются по длине и ширине занятой ими площади, по высоте древостоев, полноте и составу пород.

2.3.36. Существующий снегозадерживающий комплекс на прилегающей к дороге территории оценивается с целью введения на него поправок в расчетные объемы снегоприноса.

Поправочные коэффициенты на ширину снегосборной площади используются при проектировании снегозащитных насаждений в западной и центральной частях европейской территории РСФСР и принимаются следующими:

Ширина снегосборной площади, м                     100        200        300        400        500

Коэффициент редукции К                                   0,2         0,4         0,6         0,7         0,8

2.3.37. Объемы задерживаемого препятствиями снега в зоне детального и визуального обследований определяются в соответствии с табл. 4.

2.3.38. Объем снега, откладывающийся у неровностей рельефа (склонов холмов, откосов оврагов и т.п.) на 1 м их длины, устанавливается расчетом (табл. 5).

2.3.39. Лесомелиоративные выделы должны представлять собой участки, однородные по лесорастительным условиям, отличающиеся от соседних выделов по основным признакам (рельефу, почвенно-грунтовым особенностям, характеру хозяйственного использования и состоянию угодий, по намечаемой агротехнике обработки почвы, типу лесных культур и т.п.). Выделы должны иметь единую нумерацию в пределах планшета или более крупных участков дороги.

Таблица 4

Снегозадерживающая способность препятствий (по данным Союздорпроекта)

Характеристика растительности и рельефа снегосборного бассейна

Снегозадерживающая способность

Высокоствольный лес шириной более 100 м

Полное задержание на залесенной площади, увеличенной со всех сторон, с учетом ветровой тени, равной пятикратной высоте леса

Речные поймы, поросшие кустарником; овражные русла при ширине более 100 м, глубине более 8 м с крутизной откоса 1:1

Полное снегозадержание

Кустарники средней густоты при ширине массива, м:

 

более 250

менее 250

Полное снегозадержание

W = 0,5Sh1,

где W - объем задерживаемого снега, м3; S - ширина кустарникового массива, м; h1 - средняя высота кустарника, м

Таблица 5

Расчет объема снега, откладывающегося у неровностей рельефа

Заложение откосов

Формулы расчета объема и снега, м3/м, для склонов и откосов

наветренных

подветренных

1:0,5

2h2

10h2

1:1

1,25h2

3h2

1:2

0,75h2

2h2

1:3

0,25h2

1,25h2

1:4

0,1h2

0,5h2

1:5

0,025h2

0,1h2

1:6

0,0lh2

0,075h2

Примечания. 1. h - глубина понижений или высота возвышении рельефа, м.

2. Возвышенности и понижения с меньшими уклонами при редукции расчетного снегоприноса во внимание не принимаются.

2.3.40. При описании лесомелиоративных выделов необходимо осветить все вопросы, позволяющие обосновать агротехнику создания насаждений, их проектные параметры, определить другие необходимые мероприятия для решения тех или иных задач:

участки сельскохозяйственного пользования (пашни, сенокосы, луга и т.д.), которые характеризуются по засоренности корневищными и корнеотпрысковыми сорняками;

на площадях с легкими, развеваемыми почвами определяется необходимость и полнота проведения мероприятий по борьбе с ветровой эрозией, а также даются рекомендации о системе обработки почвы;

на оврагах и балках устанавливается степень развития процессов эрозии, необходимость и срочность проведения работ по закреплению размывов и оврагов с указанием вида этих работ - облесение, залужение, строительство водозадерживающих валов или водосборных сооружений и т.д.;

на участках с созданными снегозащитными лесонасаждениями определяется степень их полезности, а также определяется возможность включения в систему проектируемых защитных лесонасаждений. В необходимых случаях предусматриваются мероприятия по реконструкции, дополнению насаждений, проведению рубок ухода и т.д. При грубых нарушениях в закладке насаждений необходимо наметить мероприятия, предотвращающие вредные последствия неправильного обустройства;

участки леса, примыкающие к дороге и являющиеся естественной защитой от снежных заносов, подлежат таксационному описанию на всю ширину полосы детального обследования с указанием их санитарного состояния, степени захламленности, а также мероприятий по улучшению снегозащитных функций;

на прилегающих, не покрытых лесом землях государственного лесного фонда (вырубки, прогалины, гари и т.д.) определяется необходимость облесения этих площадей в целях защиты дороги, а при наличии самосева или подроста дается их описание с оценкой благонадежности и рекомендуются меры по улучшению состояния данной территории.

2.3.41. По завершении изыскательских работ вычерчивают планы (планшеты) с предварительным размещением запроектированных мероприятий. Планы служат основой для согласования с землепользователями вопросов отвода земель под снегозащитные лесонасаждения и для согласования размещения лесонасаждений с организациями, в чьем ведении находятся линии связи, электропередачи, нефте-, газопроводов и других коммуникаций, которые будут располагаться в непосредственной близости от этих насаждений.

2.4. Основные положения проекта

2.4.1. В заключение изысканий на основании всех собранных и подготовленных материалов разрабатывают Основные положения рабочего проекта, которые в краткой форме должны содержать все принципиальные вопросы, требующие обсуждения на техническом совещании у заказчика, а также спорные, по которым должны приниматься определенные решения.

В число вопросов, рассматриваемых Основными положениями рабочего проекта, входят: а) протяженность и характеристика снегозаносимых участков дороги; б) объемы мероприятий; в) площади земель по землепользователям и видам угодий, намеченные под снегозащитные лесонасаждения и другие мероприятия; г) результаты согласования вопросов землеотвода и размещения лесонасаждений с заинтересованными организациями, размеры возмещения убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель; д) схемы смешения и размещения древесных и кустарниковых пород в лесонасаждениях; е) посевной и посадочный материал, намеченный для создания лесонасаждений; ж) организация работ - исполнители, очередность выполнения мероприятий, технология производства работ, источники получения посевного и посадочного материала; з) охрана защитных лесонасаждений.

2.4.2. Основные положения рабочего проекта рассматриваются на технических совещаниях у заказчика, которому они передаются не позднее чем за 10 дней до совещания.

На техническое совещание приглашаются все заинтересованные стороны - представители подрядчика, которому предстоит осуществлять проект, представители сельскохозяйственных организаций, чьи земли намечены к отводу под лесонасаждения, представители других организаций (см. п. 2.3.41).

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕСОНАСАЖДЕНИЙ

3.1. Размещение снегозащитных лесных полос вдоль дорог, их ширина, конструкция, ассортимент пород и типы смешения

3.1.1. Снегозащитные лесные полосы размещаются на расстоянии 15-70 м от бровки дороги. Конкретное расстояние, ширина лесных полос с закрайками и величина разрывов между лесными полосами определяются в зависимости от объема снегоприноса (табл. 6 и рис. 3.1). Сокращать расстояния, указанные в табл. 6, не допускается.

3.1.2. В связи с возможностью переноса снега под углом по отношению к оси дороги, снегозащитные лесные полосы проектируются длиннее защищаемого участка дороги на 50-100 м. В условиях снегоприноса более 100 м3 эта величина должна быть обоснована расчетом для ветров под углом более 30° с учетом расстояния между лесными полосами и защищаемым участком дороги.

3.1.3. Для обеспечения видимости на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне снегозащитные лесонасаждения размещаются в соответствии с рис. 3.2. Расчетные расстояния видимости поверхности дороги (La, Lд) должны соответствовать расчетным скоростям движений на пересекающихся дорогах и приниматься по табл. 7, а ширина примыкающей к дороге полосы, обеспечивающая боковую видимость (Lб), должна составлять 25 м (от кромки проезжей части) для дорог I-III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.

Таблица 6

Размещение лесных полос в зависимости от объема снегоприноса

Расчетный объем снегоприноса, м3

Расстояние от бровки земляного полотна до лесонасаждений, м

Ширина разрыва между лесонасаждениями, м

Ширина полос отвода земель для лесонасаждений, м

10-25

15-25

-

4

50

30

-

9

75

40

-

12

100

50

-

14

125

60

-

n>


Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: