Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Платные дороги. Тематическая подборка  
21.11.2018
    
Платные дороги. Тематическая подборка

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО
АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ

Тематическая подборка

Москва 1997

Программа совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации «Дороги России» 1995 - 2000 гг. / Федеральный дорож. департамент Минтранса РФ. - М., 1994. - 78 с.: ил.

Извлечение

4.7. Формирование системы платных автодорог.

Развитие в стране рыночных отношений позволит в планируемый период приступить к реализации проектов платных автомобильных дорог и мостов в Российской Федерации.

Проведенные исследования, подтвержденные оценками международных экспертов, показали возможность окупаемости инвестиций в строительство дорог за счет взимания платы за проезд при интенсивности движения от 15 - 20 тыс. авт. в сутки. Учитывая реальные условия России, реализация проектов платных автомобильных дорог может быть осуществлена лишь на ограниченных участках наиболее нагруженных автомагистралей и начало этого процесса в планируемый период практически не окажет влияния на улучшение финансовой ситуации в дорожном хозяйстве. Этот процесс на данный момент может рассматриваться лишь как подготовительный этап к переходу на новую систему финансирования дорог.

В этот период будет необходимо обеспечить законодательно-правовую основу, обеспечивающую защиту прав и интересов государства, пользователей автодорог и населения путем введения следующих условий:

• утверждения решения о строительстве платной автодороги только при наличии альтернативного бесплатного проезда в данном направлении по дороге общего пользования;

ограничение сроков предоставления автодороги в концессию на срок, как правило, не превышающий 30 лет;

• обязательности проведения конкурса инвесторов;

• регулирования на основе договора тарифов за проезд;

• контроля за выполнением эксплуатационных требований и норм экологической безопасности и требований безопасности дорожного движения;

• сохранения платных дорог в государственной собственности с возвращением их в сеть дорог общего пользования после окончания сроков концессий.

Решения о начале проектирования платных автодорог должны приниматься Минтрансом России по согласованию с Минэкономикой только при наличии материалов, обосновывающих экономическую целесообразность таких проектов (Прил. Г Фиг. Г.14).

Платные автодороги и мосты следует развивать по двум направлениям:

на основе частных концессий (договоров), в т.ч. с возможностью участия государственного капитала;

путем создания государственных платных дорог, эксплуатируемых органами управления дорожным хозяйством различных уровней, с возможностью привлечения к строительству этих объектов частных инвестиций.

Последний вариант с позиций государственных интересов, по оценке зарубежных экономистов, будет более предпочтительным (Прил. Г, Табл. Г.1).

В рамках Программы «Дороги России» предусмотрена реализация проекта платной автомобильной дороги «Москва - С. Петербург», разрабатываемого в развитие одобренной Правительством Российской Федерации концепции программы расселения, обустройства и обеспечения занятости уволенных в запас военнослужащих с выполнением производственных и социальных проектов в интересах развития территорий Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей (Программа «Москва - С. Петербург»).

В настоящее время уже образовано акционерное общество «Россканд», которое при поддержке ряда министерств и ведомств, администраций территорий занимается этой программой, рассматривая ее в комплексе с освоением прилегающих территорий с возможностью создания офф-шорных зон.

В рассматриваемый период планируется дальнейшее изучение возможностей строительства платных автодорог, разработка механизмов привлечения частных и иностранных инвестиций, практическая реализация двух проектов.

Программой предусматривается государственная поддержка проектов платных автодорог. До 2000 года намечено осуществить разработку экономического обоснования платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург.

О взимании платы за пропуск крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования. Письмо № ОС-17/93 от 21.03.93. с пояснительной запиской

// Федеральный дорожный департамент Минтранса РФ.

Территориальным органам

управления дорожным хозяйством

21.03.96 № ОС-17/93

О взимании платы за пропуск

крупногабаритных и тяжеловесных

 грузов по автомобильным дорогам

общего пользования

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» Федеральный дорожный департамент направляет «Порядок расчета платы за проезд по территориальным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств», разработанный ГП Росдорнии, и рекомендует использовать предлагаемую методику при установлении платы за проезд крупногабаритных и тяжеловесных автотранспортных средств, осуществляющих местные перевозки таких грузов, по сети автодорог субъектов Российской Федерации.

Первый заместитель

Генерального директора 

О.В. Скворцов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тарифам на пропуск тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств по автомобильным дорогам

общего пользования низких категорий

Правительство Российской Федерации 26 сентября 1995 г. приняло постановление № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования».

Для реализации этого постановления ГП Росдорнии по заданию Федерального дорожного департамента Минтранса России разработаны тарифы на пропуск тяжеловесных и крупногабаритных АТС по федеральным дорогам России. Однако, наиболее представительную часть сети дорог общего пользования составляют так называемые местные, территориальные дороги, находящиеся в ведении субъектов Федерации России.

Как правило, эти дороги по сравнению с федеральными имеют низкую прочность дорожных одежд, отличаются невысокой интенсивностью движения, количеством полос движения, шириной проезжей части. Кроме того, для этих дорог характерно существенное влияние погодно-климатических факторов на прочность дорожных одежд, особенно в весенний период года.

Особенностью сети территориальных дорог является большая протяженность дорог с переходными и облегченными дорожными одеждами, рассчитанными на беспрепятственный пропуск АТС с осевыми нагрузками не свыше 6 тс (60 кН). Так, протяженность дорог с щебеночными и гравийными покрытиями равна 154024 км, что составляет 36,5 % протяженности дорог с твердым покрытием (по состоянию на 01.01.95 г.).

Таким образом, особенности структуры и состояния территориальных дорог не позволяют слепо копировать в субъектах федерации тарифы на пропуск тяжеловесных и крупногабаритных АТС, разработанные исходя из специфики федеральных дорог. Учитывая изложенное, целью настоящей работы является обоснование аналогичных тарифов для территориальных дорог общего пользования.

ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ТАРИФОВ ЗА ПРОЕЗД ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ И КРУПНОГАБАРИТНЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Расчет тарифов был проведен по методике ГП Росдорнии, разработанной по заданию Федерального дорожного департамента и отрецензированной в 13 организациях, включая Минтранс России, ГУ ГАИ МВД России и Российскую транспортную инспекцию.

Методика расчета стоимости проездов тяжеловесных автотранспортных средств основана на том допущении, что дорожные одежды, мосты, путепроводы и другие искусственные сооружения существующих автодорог были спроектированы и построены с запасом прочности, не учитывающим воздействия нерасчетных тяжеловесных АТС. Проезд таких АТС ведет к накоплению повреждений дорожных одежд и мостов и к их преждевременному разрушению. Поэтому плата за их проезд должна зависеть от их полных масс и осевых нагрузок, а также от состояния территориальных дорог, и компенсировать эти разрушения дорог и мостов.

Состояние дорожных одежд определялось их капитальностью и прочностью по фактическим модулям упругости, средневзвешенные значения которых приняты 200 - 250 МПа для капитальных, 180 - 220 МПа для облегченных и 100 - 150 МПа для переходных дорожных одежд. Средневзвешенный фактический срок службы дорожных одежд был принят по аналогии с Федеральными дорогами по материалам диагностики их состояния равным половине нормативного срока службы.

Влияние сезона проезда тяжеловесного АТС было учтено соответствующими коэффициентами, вычисленными для зимы, весны, лета и осени с учетом капитальности дорожных одежд. С целью упрощения расчета тарифа коэффициент сезонности был принят средневзвешенным на весь год и составил от 0,35 для капитальных до 0,45 для переходных дорожных одежд.

Расчеты тарифов проводили сначала для АТС группы А с осевыми нагрузками 10 тс (100 кН) для дорог I - IV категорий с капитальными и облегченными дорожными одеждами и для АТС группы Б с осевыми нагрузками 6 тс (60 кН) для дорог IV - V категорий с облегченными и переходными дорожными одеждами.

В результате расчетов получены следующие размеры тарифов в ценах 1995 г. за проход одной оси:

- с нагрузкой 10 тс (100 кН):

- для капитальных одежд - 0,94 тыс. руб./км;

- для облегченных одежд - 1,07 тыс. руб./км;

- с нагрузкой 6 тс (60 кН):

- для облегченных одежд - 0,58 тыс. руб./км;

- для переходных одежд - 0,40 тыс. руб./км.

Расчет тарифов на превышение осевых нагрузок осуществляли перемножением полученных тарифов на соответствующие коэффициенты приведения этих повышенных нагрузок к допустимым, (т.н. коэффициенты эквивалентности по разрушающему воздействию на дорожные одежды).

Допустимые осевые нагрузки, в том числе для многоосных тележек, приняты по проекту ГОСТа России «Дорожный транспорт. Параметры массы и габариты», находящемуся на утверждении в Госстандарте России или в соответствии с Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации.

Тарифы на превышение габаритов были приняты по аналогии с тарифами для федеральных дорог, но с учетом изменения нормативной ширины проезжей части территориальных дорог от 4,5 до 7,5 м. Принимая федеральный тариф на превышение габарита АТС по ширине за 1,00 применительно к ширине проезжей части 7,5 м, логично увеличение этого тарифа в 1,07 раза за счет сужения дороги до 7,0 м (IV категория) и в 1,67 раза - до 4,5 м (V категория). Принимая по справочным данным протяженность дорог по категориям (a значит, и по ширине их проезжей части), определен средневзвешенный коэффициент корректировки 1,14 федерального тарифа на превышение габарита АТС по ширине применительно к территориальным дорогам. Федеральные тарифы на превышение габаритов АТС по высоте и длине применены к условиям территориальных дорог без изменений.

Тарифы на превышение допустимой массы АТС определялись из следующих соображений. Влияние массы для исправных мостов начинает сказываться при ее величине свыше 30 тн и особенно после 35 тн. Поэтому за порог начала ущерба от тяжеловесных АТС принимаются пределы полных масс по вышеупомянутому проекту стандарта России «Дорожный транспорт. Параметры массы и габариты» и в соответствии с Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации.

В расчетах ущерба учитывалась протяженность мостов на территориальных дорогах, приведенная на 1 км дороги, что составило 2,27 пог. м/км при средней ширине моста 8 м на этих дорогах.

В основу затрат на возмещение ущерба были положены затраты на восстановление сооружения при выполнении работ по его ремонту и реконструкции и, при необходимости, частичную замену на новое сооружение, соответствующее современным требованиям. Эта величина составила в сумме 2616 тыс. руб./м2 моста (в ценах 1995 г.).

Степень влияния превышения допустимого уровня нагрузки на сооружение было установлено соответствующими коэффициентами, которые колебались от 0,4 до 5,0 и были получены путем анализа нагрузок.

Для получения средних значений затрат на компенсацию ущерба с каждой единицы транспортного средства учитывалось общее ожидаемое количество таких нагрузок на дорогах, что по наблюдениям может составить 2,5 % - 3,5 % от общей интенсивности движения по дорогам.

Результаты расчетов тарифов на пропуск тяжеловесных и крупногабаритных АТС по территориальным дорогам даны в таблице в сравнении с тарифами для федеральных дорог. Различие полученных значений объяснено выше.

Тарифы за проезд по территориальным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (АТС) в ценах 1995 г.

Характеристики АТС, превышающие допустимые

Тарифы (в тыс. руб.)

в числителе - для дорог, рассчитанных на пропуск АТС группы А с нагрузкой на ось 10 тс, в знаменателе - АТС группы Б с нагрузкой на ось 6 тс

За км расстояния

За день

За месяц

1

2

3

4

Превышение общей массы:

 

 

 

до 5 тонн

0,43

129

2322

свыше 5 до 10 тонн

0,86

258

4644

свыше 10 до 20 тонн

2,15

645

11610

свыше 20 до 30 тонн

3,23

969

17442

свыше 30 до 40 тонн

5,39

-

-

свыше 40 до 50 тонн

8,09

-

-

Превышение нагрузки на ось:

 

 

 

до 20 %

1,96/0,92

588/276

10584/4968

свыше 20 % до 50 %

4,10/2,43

1230/729

22140/13122

свыше 50 %

6,53/3,28

1959/984

35262/17712

Превышение длины:

 

 

 

за каждый (включая неполный) метр

0,18

 

 

Фактическая ширина:

 

 

 

свыше 2,5 м до 3-х м включительно

0,25

 

 

свыше 3-х до 3,75 м включительно

0,36

 

 

свыше 3,75 м

1,02

 

 

Фактическая высота:

 

 

 

свыше 4-х до 4,5 м включительно

0,22

 

 

свыше 4,5 до 5 м включительно

0,32

 

 

свыше 5 м

0,68

 

 

Сравнительная таблица тарифов ряда стран за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных АТС

Показатели АТС, превышающие допустимые

Тариф за 1 км расстояния (тыс. руб.) в ценах 1995 г.

Россия

Украина

Беларусь

Молдова

Казахстан

Терр. дороги РФ

Общая масса:

(от 30 т)

(от 36 т)

(от 36 т)

(от 36 т)

(от 30 т)

 

до 5 т

0,63

1,44

0,68

0,22

0,09

0,43

от 5,1 до 10 т

1,12

1,60

1,35

0,45

0,14.

0,86

от 10,1 до 20 т

1,98

2,08

2,02

0,90

0,45

2,15

от 20,1 до 30 т

3,15

4,00

2,66

1,35

1,04

3,23

от 30,1 до 40 т

5,85

6,72

4,00

1,80

2,02

5,39

от 40,1 до 50 т

7,88

11,84

8,01

2,25

3,82

8,09

Нагрузка на ось:

 

 

 

 

 

Для дорог с нагр. на ось

10 тс

6 тс

до 20 %

3,42

3,36

2,25

0,14

0,81

1,96

0,92

от 20,1 до 50 %

6,71

10,40

4,50

0,32

1,35

4,10

2,43

свыше 50 %

11,61

23,68

9,00

0,45

2,48

6,53

3,28

За каждый (включая неполный) метр, превышающий допустимую длину

0,18

0,22

0,18

0,22

 

0,68

за любое превышение габарита независимо от величины приращения

0,18

 

Ширина:

 

 

 

 

 

 

до 3-х метров вкл.

0,22

0,10

0,22

2,25

0,25

 

от 3-х до 3,75 м вкл.

0,32

0,13

0,32

3,82

 

 

свыше 3,75 м

0,90

0,22

0,90

5,67

1,02

 

Высота:

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: