Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow ВСН 39-79 Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог  
15.08.2018
    
ВСН 39-79 Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

Утверждены

Министерством автомобильных дорог

РСФСР 20.03.79 г,

ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВСН 39-79
Минавтодор РСФСР

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1980

Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог (ВСН 39-79) /Минавтодор РСФСР. М., Транспорт, 1980.

Указания предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин автомобильных дорог. Они составлены на основе проверенных в производственных условиях «Типовых решений укрепления обочин автомобильных дорог» и «Рекомендаций по укреплению обочин автомобильных дорог» с учетом положений действующих нормативных документов по проектированию, строительству, ремонту автомобильных дорог, а также организации и обеспечению безопасности движения на них. При разработке Указаний использованы результаты исследований МАДИ, Союздорнии, Гипродорнии и Госдорнии.

Предназначены для инженерно-технических работников, занимающихся строительством и содержанием автомобильных дорог.

Указания разработаны в Гипродорнии кандидатами техн. наук Ю. Р. Перковым, А. П. Васильевым, канд. эконом. наук В. А. Ногаем, инж. Е. Н. Ивановой совместно с сотрудниками МАДИ д-ром техн. наук проф. А. Я. Тулаевым, ассистентом В. И. Кургановым и сотрудником Союздорнии канд. техн. наук А. И. Рувинским.

 

Ведомственные строительные нормы

 

Министерство автомобильных дорог РСФСР

Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог

ВСН 39-79

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящие указания разработаны в дополнение соответствующих глав СНиП II-Д. 5-72 и СНиП III-40-78 и предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ строящихся реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорог.

1.2. Укрепленные обочины ограничивают попадание влаги в земляное полотно, предохраняют проезжую часть от загрязнения и разрушения, обеспечивают более полный перенос снега, облегчают содержание дороги и организацию движения во время ремонтных работ.

Укрепление обочин выполняют для повышения скорости, удобства и безопасности движения, а также для повышения пропускной способности автомобильных дорог.

1.3. В неблагоприятных грунтовых и климатических условиях, к которым относится 3-й тип местности по условиям увлажнения при земляном полотне, сложенном из грунтов группы С (см. табл. 2.5), одновременно с укреплением обочин принимают меры по защите земляного полотна от поверхностных вод путем использования материалов, обеспечивающих прочность обочин и гидроизоляцию земляного полотна, или путем устройства влагонепроницаемых экранов (см. п. 3.8).

1.4. Ширина и конструкция укрепления обочин назначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дорог и условия движения автомобилей. При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория СССР разделяется на зоны (рис. 1.1).

Зона I с расчетным зимним периодом включает районы с его продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из трех подзон:

подзона IА - продолжительность зимнего периода составляет 180-260, а переходных периодов 20-60 дней; подзона IБ - продолжительность зимнего периода составляет 140-180, а переходных периодов 60-100 дней; подзона IВ - продолжительность зимнего периода составляет 125-140, а переходных периодов 80-100 дней.

Зона II с расчетными переходными периодами включает районы, где продолжительность этих периодов составляет от 40 до 110 дней, а зимнего периода - менее 125 дней в году.

Внесены Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Гипродорнии

Утверждены Министерством автомобильных дорог РСФСР 20.03.79

Срок введения

1 июля 1980 г.


Рис. 1.1. Карта районирования территории СССР по условиям движения


Зона III с расчетным периодом, где продолжительность зимнего и переходных периодов вместе составляет 80-110 дней в году. Зона Г - горные районы.

1.5. По своему назначению и характеру работы обочины по ширине разделяются на три полосы (рис. 1.2):

I - краевая укрепительная полоса, предназначенная для случайных наездов автомобилей при движении;

II - остановочная полоса, предназначенная для вынужденной остановки автомобилей;

III - прибровочная полоса.

Рис. 1.2. Конструкции укрепления обочин:

а - устройство краевой укрепительной полосы; б - укрепление остановочной полосы несвязным материалом, краевой укрепительной полосы - устройством усовершенствованных покрытий; в - неравнопрочное укрепление краевой и остановочной полос с использованием в верхнем слое связных материалов; г - равнопрочное укрепление краевой и остановочной полос с использованием в верхнем слое связных материалов

1.6. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения. Их отделяют от основной проезжей части сплошной разметкой, за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.

1.7. Для первоочередности обеспечения условий безопасности движения на наиболее сложных участках эксплуатируемых дорог работы по укреплению обочин выполняют в следующей последовательности.

По условиям обеспечения безопасности движения:

населенные пункты;

подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;

участки дороги с необеспеченной видимостью;

кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны, согласно п. 3.22 СНиП II-Д.5-72;

съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;

снегозаносимые участки;

ветроопасные и туманоопасные участки;

участки дорог, не имеющие мест повышенной опасности для движения автомобилей;

По условиям обеспечения сохранности и работоспособности автомобильных дорог:

участки, где интенсивность движения выше значений, указанных в табл. 1, СНиП II-Д5-72, а грунтовые и климатические условия относятся к неблагоприятным (см. п. 1.3);

участки с любой интенсивностью движения, имеющие благоприятные грунтовые и климатические условия.

1.8. Покрытия на обочинах, как правило, должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части.

Допускается устраивать покрытие краевых укрепительных полос и остановочных полос однотипными с покрытием проезжей части, но с обязательным устройством краевой разметки краской, термопластиками или другими материалами с длительными сроками службы.

1.9. В зависимости от категории дороги, интенсивности движения, степени опасности участка, местных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условий обочины укрепляют только на ширину краевой укрепительной полосы или на ширину укрепительных и остановочных полос (см. п. 1 14).

1.10. Основной вид укрепления обочин - устройство (с учетом положений пп. 1.14, 2.17) краевой укрепительной полосы с твердым покрытием из связных материалов, выполняемой также и за счет уширения проезжей части. Остановочные полосы в таких случаях укрепляют различными, в том числе и местными материалами (рис 1.2, б). Прибровочную полосу обочин во всех случаях укрепляют травосеянием. Травосеянием можно укреплять также остановочные полосы обочин дорог IV и V категории (рис 1.2, б) в благоприятных грунтовых и климатических условиях (грунты группы А при 1-м типе увлажнения - см. табл. 2.3, 2.5).

При устройстве покрытий краевой укрепительной полосы из укрепленных органическими вяжущими грунтов, этот материал может быть использован и в верхнем слое укрепления остановочной полосы (рис 1.2, в).

1.11. Покрытие укрепленной обочины, особенно краевая полоса, должно иметь коэффициент сцепления, обеспечивающий безопасные условия при съезде автомобиля с проезжей части дороги. Разница в коэффициенте сцепления покрытия проезжей части и укрепительной полосы обочины, согласно ВСН 38-77 Минавтодора РСФСР, не должна превышать величин, приведенных в табл. 1.1.

1.12. Ширину краевой укрепительной полосы строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых дорог I категории принимают во всех случаях 0,75 м; для дорог II, III и IV категорий ширина этой полосы принимается в соответствии с табл. 1.2

Таблица 1.1

Категория дороги

Скорость, принимаемая при расчете элементов поперечного профиля, км/ч

Допустимая разница коэффициентов сцепления на мокром покрытии

Категория дороги

Скорость принимаемая при расчете элементов поперечного профиля, км/ч

Допустимая разница коэффициентов сцепления на мокром покрытии

I

120

0,10-0,15

III

90

0,20

II

100

0,15-0,20

IV

80

0,25

Таблица 1.2

Категория дороги по интенсивности движения и

Районирование по рис 1.1

ширина проезжей части

I

II

III

 

Ширина укрепительной краевой полосы, м

Дороги II категории при ширине проезжей части

 

 

 

7,5 м

0,5

0,5

0,3-0,5

7,0 м

0,75

0,75

0,5

Дороги III категории при ширине проезжей части

 

 

 

7,5 м

0,3-0,5

0,3-0 5

0,2-0,5

7,0 м

0,5-0,75

0,5

0,3-0,5

Дороги IV категории при ширине проезжей части 6,0 м

0,5

0,5

0,3-0,5

Примечание. Ширина краевой укрепительной полосы в подзоне 1Б принимается по максимальному значению. В остальных случаях она может быть уточнена технике экономическими расчетами.

1.13 Ширину остановочной полосы определяют по формуле

                                                           (1.1)

где В - общая ширина обочины, В1 - ширина краевой укрепительной полосы, принимаемая согласно п. 1.13 и табл. 1.2, a - ширина прибровочной полосы, принимаемая согласно ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР равной 0,75 м при наличии оградительных устройств и 0,5 м в остальных случаях.

1.14. Твердые покрытия из связных материалов на краевых и остановочных полосах обочин (рис 1.2, в, г) обязательно выполняют на дорогах I-III категорий в зоне населенных пунктов и на подходах к ним на протяжении не менее 100 м;

на участках между населенными пунктами дорог I категории, а также II и III категорий при интенсивности движения, превышающем максимальные значения табл. 1 СНиП II Д.5-72,

на подходах к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне на расстоянии не менее 100 м для дорог I и II категорий и не менее 50 м и 25 м для дорог соответственно III и IV категории с усовершенствованными типами покрытий;

на подходах к местам пересечений и примыканий дорог в разных уровнях, где не предусмотрено устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии от оси пересечения не менее 150 м;

в местах размещения пунктов общественного питания, торговли, технического обслуживания автомобилей и т. д., оговариваемых в главах 5 и 15 ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР и СНиП II Д5 72;

на участках обочин дорог II-III категорий под устройство отдельных площадок для остановки автомобилей при интенсивности движения более значений табл. 1 СНиП II-Д.5-72. Площадки устраивают попарно с расстоянием между ними 50-80 м таким образом, чтобы первой встречалась площадка по ходу движения автомобиля. Длина площадки должна обеспечивать остановку пяти-шести автомобилей. Расстояние между площадками, расположенными с одной стороны проезжей части, принимают равным 800-1000 м на дорогах II категории, 1500-2000 м на дорогах III категории и 3000-5000 м на дорогах IV категории;

на участках дорог II-III категорий между населенными пунктами при условиях, указанных в п. 2,1.7;

непосредственно на въездах и съездах пересечений и примыканий дорог в разных уровнях. Как исключение, в этих условиях обочины можно укреплять полосой шириной не менее 0,5-0,75 м (рис 1.2, а).

В остальных случаях при укреплении обочин используют конструкции, приведенные на рис 1.2, а (см п. 1.10).

1.15. При выборе конструкции укрепления обочин в качестве расчетного применяют автомобиль с давлением 6,0 кгс/см2 (группа А) при расчетном диаметре штампа 33 см, эквивалентном следу колеса автомобиля.

1.16. Количество наездов автомобилей на обочину во многом определяется внешним сходством покрытия проезжей части дороги и покрытия краевой укрепительной полосы. В этой связи перед расчетом требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы выбирают вид материала ее покрытия.

1.17. Толщину каждого слоя при расчете конструкций укрепления остановочных и краевых укрепительных полос следует принимать не ниже значений, указанных в СНиП II-Д.5-72.

Верхний слой укрепления (покрытие) принимают наименьшей толщины, согласно табл. 26 СНиП II-Д.5-72, если при выполнении расчета его толщина оказывается меньше принятых в этой таблице величин.

1.18. Уклон поверхности укрепленных обочин принимают в соответствии с положениями СНиП II-Д.5-72 и ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР.

2. РАСЧЕТ КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН

2.1. Основные положения расчета

2.1.1. Расчет конструкций укрепления краевой укрепительной и остановочной полос состоит в выборе количества и толщины слоев укрепления.

2.1.2. Критерием соответствия конструкции укрепления условиям движения является удовлетворение неравенств:

                                       (2.1.1)

где  - требуемый модуль упругости соответственно краевой укрепительной и остановочной полос;  - модуль упругости, полученный в результате расчета соответственно краевой укрепительной и остановочной полос.

2.1.3. Расчет укрепления выполняют в следующей последовательности:

выбирают материал верхнего слоя покрытия укрепления обочины, а также материал промежуточного слоя, если в дальнейшем появится необходимость в его использовании;

определяют требуемый модуль упругости конструкции укрепления;

определяют модуль упругости грунта земляного полотна;

рассчитывают конструкцию укрепления - определяют количество и толщину слоев;

проверяют соответствие полученных при расчете данных критериям (2.1.1).

2.1.4. Требуемый модуль упругости  остановочной полосы принимают равным.

а) при укреплении асфальтобетоном, битумоминеральными смесями различного состава, приготовленными в установке и другими материалами, относящимися, согласно СНиП II-Д5-72, к усовершенствованным покрытиям капитального типа - 1150 кгс/см2;

б) при укреплении битумоминеральными смесями, щебеночными и гравийными материалами, обработанными способами пропитки и полупропитки, песчаными и супесчаными грунтами, обработанными битумной эмульсией с цементом смешением в установке, а также другими грунтами, обработанными органическими вяжущими - 850 кгс/см2;

в) при укреплении грунтощебнем (грунтогравием), шлаком, отходами камнедробления, отходами кирпичных, бетонных заводов и другими несвязанными материалами - 625 кгс/см2.

2.1.5. Требуемый модуль упругости краевой укрепительной полосы определяют расчетом согласно положениям п. 2.2.

2.1.6. Параметры укрепления краевой укрепительной и остановочной полос-(количество и толщина слоев) определяют по единой методике (см. п. 2.4). При этом в первую очередь рассчитывают параметры укрепления остановочной полосы.

2.1.7. Количество и толщину слоев укрепления на остановочной полосе определяют расчетом, если . Если же , количество и толщину слоев укрепления на остановочных полосах принимают без расчета согласно данным, полученным при расчете краевой укрепительной полосы.

2.2. Определение требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы

2.2.1. Требуемый модуль упругости  краевой укрепительной полосы устанавливают по вертикальной шкале номограммы рис 2.1 (согласно показанному ключу) при известном значении приведенных к расчетному автомобилю наездов  на краевую укрепительную полосу и выбранном типе материала покрытия (см. п. 2.1.4.).

2.2.2. Количество приведенных к расчетному автомобилю наездов на краевую укрепительную полосу устанавливают по формуле

                                                       (2.2.1)

                                                      (2.2.2)

где А - коэффициент, определяемый по табл. 2.1, учитывающий количество приведенных к расчетному автомобилю наездов на краевую укрепительную полосу в зависимости от интенсивности движения Nр автомобилей по дороге, ширины проезжей части и внешнего сходства покрытия краевой укрепительной полосы с покрытием проезжей части; Nр - расчетная перспективная интенсивность движения автомобилей по дороге к моменту капитального ремонта краевой укрепительной полосы или капитального ремонта дороги; Nф - фактическая (запланированная) интенсивность движения на момент устройства обочин, укрепленных согласно положениям настоящего документа; п - коэффициент роста интенсивности движения, принимаемый равным 1,1; Тi -рекомендуемый межремонтный срок службы до капитального ремонта укрепления краевой укрепительной полосы (T1) или ближайшего. капитального ремонта дороги (Т2) при условии, если T1 > T2 (см. табл. 1, прил. 4).

Рис. 2.1. Номограммы для расчета требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы:

а, б, в - модуль упругости  в зависимости от вида материалов, используемых в верхнем слое укрепления по п. 2.1.4 (а, б, в)

Таблица 2.1

 

 

Коэффициент А

 

Интенсивность

Ширина проезжей части, м

№ п/п

движения,

7,0

7,5

10,5

>10,5

7,0

7,5

10,5

>10,5

 

авт/сут

Покрытие обочин аналогично по виду покрытиям усовершенствованного типа

Покрытие обочин по виду не аналогично покрытиям усовершенствованного типа

1

1000

Расчет ведется при коэффициенте А, равном 0,001

2

2000

0,006

 

 

 

 

3

3000

0,012

0,004

0,003

0,003

0,003

 

 

 

4

4000

0,02

0,003

0,004

0,0035

0,004

0,003

 

 

5

5000

0,03

0,012

0,005

0,004

0,005

0,004

0,002

 

6

6000

0,04

0,016

0,007

0,005

0,007

0,005

0,003

 

7

7000

0,055

0,020

0,01

0,007

0,01

0,007

0,004

0,002

8

8000

-

0,035

0,02

0,012

0,012

0,01

0,006

0,003

9

9000

-

0,05

0,03

0,018

0,02

0,02

0,009

0,004

10

10000

-

-

0,04

0,024

0,04

0,03

0,015

0,006

11

>10000

-

-

0,05

0,035

-

-

0,02

0,01

Примечание. Если значение коэффициента А располагается ниже нижней ограничивающей линии, необходимо уширение проезжей части дороги, так как укрепление обочин при этих значениях коэффициента А может привести к созданию экономически неэффективных конструкций.

2.3. Определение расчетных показателей грунтов земляного положена

2.3.1. Количество и толщина слоев укрепления в значительной степени зависят от характеристик грунтов земляного полотна. В этой связи в табл. 2.2 приведены сведения о дорожно-климатическом районировании с детальным разделением наиболее сложных в рассматриваемом вопросе II и III зон на климатические районы.

Таблица 2.2

№ района (см. табл. 2. 4)

Дорожно-климатическая зона

Географическая граница района

1

II

Европейская часть II дорожно-климатической зоны западнее линии Мерсрагс (Латвийская ССР) - Биржай - Укмерге - Лаздняй (Литовская ССР)

2

 

Европейская часть II дорожно-климатической зоны до границы районов I-II и З-II

3

 

Европейская часть II дорожно-климатической зоны к югу от линии: Ковров (Владимирская область) - Чухлома (Костромская область) - Никольск (Вологодская область) - Опарино - Лойно (Кировская область) - Кудымкар-Оса (Пермская область)

 

 

Азиатская часть II дорожно-климатической зоны севернее линии: Североуральск (Свердловская область) - Урай-Волчары (Ханты-Мансийский национальный округ) - Кунтики - Новая жизнь (Томская область)

4

 

Азиатская часть II дорожно-климатической зоны к югу от границы района З-II до линии: Артемовский - Тугулым (Свердловская область) - Омутинский (Тюменская область)

5

 

Азиатская часть II дорожно-климатической зоны к югу от границы района 4-й

2

III

Европейская часть III дорожно-климатической зоны севернее линии: Окница (Молдавская ССР) Лохвица (Полтавская область) - Обоянь (Курская область) - Задонск (Липецкая область) - Ковров (Владимирская область) - Оса (Пермская область) - Аскино (Башкирская АССР) - Куса (Челябинская область)

3

III

Европейская часть III дорожно-климатической зоны до границы районов 2-III и 4-III

 

 

Европейская часть III дорожно-климатической зоны к югу от линии: Новоспасское - Ульяновск (Ульяновская область) - Чистополь (Татарская АССР) - Сарапуль (Удмуртская АССР) - Дюртюли - Миндяк (Башкирская АССР)

 

 

Азиатская часть III- дорожно-климатической зоны между линиями: Называевск - Марьяновка (Омская область) и Базов (Томская область) - Лебедеве (Новосибирская область)

5

III

Азиатская часть III дорожно-климатической зоны к западу от границы района 4-111 до линии Фершампенуаз - Аргаяш (Челябинская область)

2.3.2. В таблицах 2.3, 2.4 и 2.5 приведены данные, необходимые для расчета слоев укрепления, соответственно условиям увлажнения земляного полотна, видам используемых при сооружении земляного полотна грунтов, а также данные о влажности грунтов обочин в зависимости от материала верхнего слоя укрепления и климатических условий.

2.3.3. Расчетные модули упругости грунтов в зависимости от указанных в пп. 2.3.1 и 2.3.2 условий приведены в табл. 2.6.

Таблица 2.3

Тип местности

 

характер и степень увлажнения

Признаки увлажнения

1

Сухие места

Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов

2

Сырые места

Поверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов. Весной и осенью появляется застой воды на поверхности. Почвы с признаками поверхностного заболачивания

3

Мокрые места

Грунтовые воды или длительно стоящие (более 20 сут) поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи грунтов. Почвы торфяные, оглеенные, с признаками заболачивания или солончаки

Постоянно орошаемые территории засушливых областей

Примечание. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случаях, когда уровень грунтовых вод в предморозный период ниже расчетной глубины промерзания: на 2 м и более - в глинах, суглинках, тяжелых и тяжелых пылеватых; на 1,5 м и более- в суглинках легких и легких пылеватых, в супесях пылеватых и тяжелых пылеватых.


Таблица 2.4

Дорожно-

 

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: