Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Автомобильные дороги. Вопросы экономики и управления в дорожной отрасли. Тематическая подборка  
23.02.2019
    
Автомобильные дороги. Вопросы экономики и управления в дорожной отрасли. Тематическая подборка

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
В ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Тематическая подборка

Москва 2003

Временное руководство по организации освоения инвестиций при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружении на них / М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2002. - 20 с.

Настоящее руководство содержит порядок формирования планов освоения инноваций на общеотраслевом уровне, а также в федеральных управлениях автомобильных дорог, управлениях автомагистралей, дирекциях строящихся дорог, территориальных органах управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, организацию их реализации, финансирования, контроля за исполнением и информационного обеспечения.

Временные методические указания по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог: МДС 81-30.2002 / Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 2002. - 12 с.

Временные методические указания по определению стоимости работ по строительству и ремонту автомобильных дорог (далее - Методические указания) подготовлены Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.

Методические указания разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-методическими документами Минэкономразвития России, Минфина России, Госстроя России, Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России и иных федеральных органов государственного управления.

Методические указания являются отраслевым документом, отражающим специфику дорожного хозяйства. В них изложен порядок определения стоимости работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и сооружений на них (далее - дорожные работы).

Методические указания следует применять в комплексе с другими нормативно-методическими документами Госстроя России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минтранса России и других федеральных органов государственного управления.

В Методических указаниях использованы законодательные акты Российской Федерации и нормативно-методические документы по ценообразованию в строительстве, действовавшие по состоянию на 1 июня 2002 года.

Методические указания предназначены для определения стоимости финансируемых за счет (при участии) средств федерального бюджета дорожных работ в текущем и прогнозном уровне цен при составлении инвесторских смет, определении стартовых цен при подготовке и проведении подрядных торгов, а также оплате работ, контракты на выполнение которых в соответствии с действующим законодательством заключались без проведения конкурса.

Гасилов B.B., Овсянников А.С. Ценообразование в дорожной отрасли и его программная реализация. - М., 1999. - 48 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. / Информавтодор; Вып. 1).

В данном выпуске обзорной информации освещается накопленный в странах с рыночной экономикой опыт управления стоимостью, который обеспечивает выполнение расчетов с необходимой точностью на всех стадиях реализации проекта. Формирование сметно-нормативной базы происходит с учетом инфляционных процессов, применения прогрессивных технологий, новых материалов и машин.

Для удовлетворения потребности дорожно-строительной отрасли в автоматизации расчетов стоимости строительства Управлением автомобильных дорог Воронежской области с участием ЗАО «Терра» и Воронежской государственной архитектурно-строительной академии разработаны программно-методические комплексы «Рынок» и «Радос».

Рассмотренные в обзоре ресурсно-технологическая модель и территориальные сметные нормативы предусматриваются для использования органами управления дорожной отраслью федерального и территориального уровня, инвесторами (заказчиками), проектными и подрядными организациями всех форм собственности, центрами по ценообразованию в строительстве.

Дингес Э.В. Планирование инвестиций в развитие дорожного предприятия в рыночных условиях хозяйствования. - М., 2002. - 73 с. (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. / Информавтодор; Вып. 3).

В данном выпуске обзорной информации на основе анализа деятельности дорожных предприятий в условиях рынка рассматриваются основные методические положения совершенствования организации их инвестиционной деятельности. Особое внимание уделяется методам оценки эффективности капитальных вложений в развитие предприятий с учетом факторов риска и неопределенности, а также вопросам оптимизации их портфельных инвестиций и структуры капитала.

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях / Гос. служба дор. хоз-ва М-ва трансп. Российской Федерации. - М., 2001. - 269 с.

Настоящая инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Корниенко В. Американские уроки // Автомоб. дороги. - 2002. - № 7. - С. 16 - 17.

Извлечение

Во главу угла успешного функционирования транспортной системы США на всех уровнях (как на федеральном, так и на уровне штатов) положены должным образом отлаженные финансовые отношения. Они являются предметом постоянного внимания федеральной дорожной администрации со штаб-квартирой в Вашингтоне.

Основной источник денежных поступлений в отрасль - налоги. Общий уровень поступающих денежных средств составляет (за счет налогов) 90 млрд. долларов в год. Основные виды включают акцизный налог с продажи нефтепродуктов, продажи автомобилей, налог от реализации покрышек. При приобретении и эксплуатации грузового автотранспорта платится единый налог - 1700 долларов в год с автомобиля.

Существенный источник пополнения финансовых средств - общегосударственный попечительский фонд шоссейных дорог, существующий с 1956 года. При этом в фонд уплачивается по 18 центов с каждого галлона проданного моторного топлива (или 4,8 цента с литра). Это - федеральный источник финансирования.

В США создана стройная вертикаль финансирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Так, федеральное правительство финансирует строительство автомобильных дорог в штатах в соотношении 1:4, то есть на 1 вложенный доллар из бюджета штата выделяется 4 доллара из федерального бюджета. Правительства штатов выделяют средства на дороги графств в соотношении 1:3. Следует отметить, что на содержание дорог графств значительные суммы поступают и за счет местного налога на недвижимость (около 30 %).

Наряду с названными источниками финансирования существуют и дополнительные. Это выпуск обладающих высокой котировкой облигаций при вводе в эксплуатацию платных дорог. Широко применяется практика новаторского финансирования - привлечение частных инвестиций. Все эти денежные потоки находятся под постоянным вниманием и контролем дорожной ассоциации при конгрессе США.

В результате при общей протяженности автомобильных дорог страны в 62 млн. км и общем объеме автомобильных перевозок в транспортной системе 26 % сумма средств, осваиваемых дорожной отраслью США, составляет 180 млрд. долларов в год, включая все виды финансирования.

Методические рекомендации по определению планово-расчетных цен (ПРЦ) на эксплуатацию дорожно-строительных машин, механизмов и автотранспортных средств / Центроргтруд. - М.: Центроргтруд, 2000. - 45 с.

Извлечение

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе и в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), утвержденных Постановлением Госстроя России от 26.04.99 г. № 31, Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, утвержденных постановлением Госстроя России от 17.12.99 г. № 81, и в развитие приказа Российского дорожного агентства от 10.02.2000 г. № 76 «О мерах по совершенствованию системы ценообразования в дорожном хозяйстве».

1.2. Планово-расчетные цены (далее - ПРЦ) машин определяются в рамках прямых затрат в расчете на 1 машино-час среднесменного времени их эксплуатации в действующих ценах с учетом местных условий, 1 машино-час среднесменного времени эксплуатации включает в себя:

- время выполнения технологических операций, в т.ч. для автотранспортных средств - время их перемещения с места стоянки (строительной площадки) на строительную площадку (место стоянки);

- время технологических перерывов в работе машин;

- время замены быстроизнашивающихся частей и сменной рабочей оснастки;

- время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;

- время подготовки машин к работе в начале смены и их сдачи в конце смены;

- время ежесменного технического обслуживания машин;

- регламентированные перерывы в работе машинистов, управляющих машинами.

1.3. Структура прямых затрат, учитываемых в ПРЦ, соответствует структуре сметных норм и расценок, принятых документами Госстроя России.

1.4. Определение ПРЦ производится на календарный год в действующих на момент расчета ценах с учетом или без учета прогноза изменения ценообразующих факторов. В связи с тем, что ценообразующие факторы, учитываемые при определении ПРЦ, находятся в постоянной динамике, их следует периодически корректировать. Периодичность корректировки ПРЦ зависит от конкретных темпов изменения ценообразующих факторов (цен на энергоносители, смазочные материалы, запасные части, уровня заработной платы машинистов, ремонтных рабочих и т.д.).

В тех случаях, когда ПРЦ определяются с учетом прогноза изменения ценообразующих факторов и применяются для определения стоимости эксплуатации машин или взаиморасчетов на краткосрочных период, на который и осуществлялся прогноз, ПРЦ не подлежат корректировке.

1.5. Рассчитанные в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями ПРЦ используются для определения сметных затрат на эксплуатацию машин и механизмов, а также при внутренних взаиморасчетах в пределах хозяйственной деятельности одного и того же юридического лица. В тех случаях, когда рассчитанные ПРЦ используются для взаиморасчетов между владельцами и пользователями машин, к ним принимаются нормы накладных расходов и плановых накоплений владельца машин, при этом указанные нормы должны дифференцироваться в зависимости от состава услуг, оказываемых владельцем машин.

1.6. Нормы зимних удорожаний в ПРЦ не включены, поскольку эти условия учтены в нормативном времени использования машин.

1.7. Повышенные затраты на энергоносители при работе машин в зимнее время учитываются в составе затрат при расчете этого показателя.

1.8. Наименования и единицы измерения физических величин, учитываемых при определении ПРЦ, принимаются по системе СИ.

1.9. Округление показателей ПРЦ производится в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности.

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: Вторая редакция / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; Рук. авт. кол.: В.В. Коссов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. - М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. - 421 с.

Извлечение

Методические рекомендации содержат оценку эффективности инвестиционного проекта в целом, оценку эффективности участия в проекте, учет инфляции, неопределенности и риска, а также проведение расчетов эффективности и использование их результатов.

Рекомендации, обязательные для применения в нашей стране, дают возможность инвесторам и предпринимателям оценивать эффективность и привлекательность проектов по методике, признаваемой во всем мире и в то же время учитывающей российские реалии.

1.1. Методические рекомендации (далее - Рекомендации) содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета эффективности инвестиционных проектов (ИП).

В этих целях Рекомендации предусматривают:

• унификацию терминологии и перечня показателей эффективности ИП, разрабатываемых различными проектными организациями, а также подходов к их определению;

• систематизацию и унификацию требований, предъявляемых к предпроектным и проектным материалам при рассмотрении расчетов эффективности ИП, а также к составу, содержанию и полноте исходных данных для проведения этих расчетов;

• рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности, и приведение его в соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике;

• установление требований к экономическому сопоставлению вариантов технических, организационных и финансовых решений, разрабатываемых в составе отдельного ИП;

• учет особенностей реализации отдельных видов ИП, обусловливающих использование нестандартных методов оценки эффективности.

1.2. Рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и реализации ИП.

При привлечении сторонних проектно-изыскательских организаций Рекомендации могут являться основой для формулирования требований к технико-экономическим расчетам и обоснованиям при выдаче этим организациям заданий на разработку проектных материалов.

Рекомендации могут быть приняты в качестве основы для создания нормативно-методических документов по разработке и оценке эффективности отдельных видов ИП, учитывающих их специфику.

1.3. Рекомендации используются:

• для оценки эффективности и финансовой реализуемости ИП;

• для оценки эффективности участия в ИП хозяйствующих субъектов;

• для принятия решений о государственной поддержке ИП;

• для сравнения альтернативных (взаимоисключающих) ИП, вариантов ИП и оценки экономических последствий выбора одного из них;

• для оценки экономических последствий отбора для реализации группы ИП из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;

• для подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, ТЭО, проектов и бизнес-планов;

• для принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации ИП в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).

Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 г. «Дороги России XXI века» / Гос. служба дор. хоз-ва М-ва трансп. Российской Федерации. - М., 2001. - 96 с.

Извлечение

Финансирование Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Общий объем средств, необходимых для реализации Программы, приводится в таблице 20.

Основные мероприятия программы предусмотрено финансировать за счет средств федерального и территориальных бюджетов, при этом основную часть финансовых ресурсов будут составлять капитальные вложения.

Внебюджетные источники в виде средств предприятий и частных инвесторов будут направляться на строительство и эксплуатацию платных автомобильных дорог, развитие объектов дорожного сервиса, модернизацию производств предприятий дорожного хозяйства и смежных отраслей.

Предложенные объемы финансирования программы определены исходя из минимальной потребности в средствах, необходимых для содержания и ремонта действующей сети автомобильных дорог, а также обеспечения их развития исходя из необходимости достижения основных программных показателей.

Потребность в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания в работоспособном состоянии действующей сети автомобильных дорог, в соответствии с нормативами составляет 1,05 трлн. руб. и включает расходы на ремонт и содержание автомобильных дорог. При этом ежегодные расходы на ремонт и содержание автомобильных дорог должны составлять не менее 110 млрд. руб. В противном случае, как показали результаты исследований, в последующие годы расходы на восстановление повышенного износа автомобильных дорог будут существенно возрастать.

Таблица 20

Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации Программы в ценах 2001 года, млрд. р.

Источники финансирования

Период, годы

2002

2003

2004

2005

2002 - 2005

2006 - 2010

2002 - 2010

Федеральный бюджет

75,6

75,7

85,1

98,8

335,2

604,9

940,1

В том числе

 

 

 

 

 

 

 

Субвенций и дотаций

26,4

26,4

26,8

29,1

109,7

168,9

278,6

Бюджеты субъектов Российской Федерации*

111,7

111,6

121,1

127,3

471,7

717,2

1188,9

Внебюджетные источники

2,7

2,7

2,8

2,9

ИЛ

19,9

31,0

Всего

190,0

190,0

209,0

229,0

818,0

1342,0

2160.0

Примечание. * цифры уточняются при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год.

Предлагаемый Программой объем финансирования обоснован исходя из минимальной потребности в средствах, необходимых для поддержания в работоспособном состоянии действующей сети автомобильных дорог и обеспечения их развития с учетом прогнозируемого роста автомобильного парка и автомобильных перевозок в стране, что потребует увеличения протяженности дорожной сети на 10 %, в том числе - увеличения протяженности многополосных автомагистралей на 3,7 тыс. км.

При этих показателях будет возможно обеспечить в минимально необходимых объемах возрастающие социально-экономические потребности в автомобильных перевозках с учетом жестких бюджетных ограничений и позволит избежать в рассматриваемый период введения государственных административных и экологических ограничений на использование и приобретение автотранспорта.

Обеспечение финансирования Программы будет сопровождаться реформированием системы финансирования дорожного хозяйства, начатым одновременно с реформированием налоговой системы в стране.

В ближайшие два года будет отменен неэффективный налог на пользователей автомобильных дорог (налог с оборота).

Выпадающие доходы бюджетов должны будут компенсироваться за счет увеличения ставок действующих дорожных налогов с владельцев транспортных средств, а также введения налогов, взимаемых непосредственно с пользователей автомобильных дорог, в том числе при приобретении ими горюче-смазочных материалов.

Дальнейшее совершенствование системы финансирования автомобильных дорог будет основываться на современном мировом опыте и учитывать предполагаемое вступление России в ВТО, гармонизацию в этой связи с другими странами дорожных сборов, которые будут взиматься не только с отечественных, но и с иностранных автоперевозчиков. Это позволит несколько снизить налоговое бремя на отечественных налогоплательщиков.

Одновременно Программой предусматривается совершенствование системы межбюджетных отношений, основанное на четком разделении прав и ответственности на федеральном и региональном уровнях, и предполагающее, что финансирование федеральных автомобильных дорог будет осуществляться из федерального бюджета, а территориальных - из бюджетов субъектов Российской Федерации. С учетом различия в уровне социально-экономического развития и собственной бюджетной обеспеченности, в отдельных субъектах Российской Федерации для поддержания сети территориальных автомобильных дорог в работоспособном состоянии и обеспечении, в необходимых случаях их развития, программой предусматривается субсидирование и дотирование этих территорий.

Кроме того, для реализации субъектами Российской Федерации наиболее крупных дорожных проектов, имеющих межрегиональное значение, предусматривается долевое участие средствами федерального бюджета в финансировании таких объектов.

Дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений в части финансирования дорожного хозяйства будет основываться на повышении требований к бюджетополучателям в части повышения эффективности средств собственных дорожных бюджетов и средств, выделяемых из Федерального бюджета, обеспечения прозрачности этих средств и контроля за их целевым и эффективным использованием.

Одновременно, совершенствование системы финансирования дорожных работ предусматривает последовательное привлечение частного сектора к финансированию дорожного строительства на основе механизма частных концессий.

На втором этапе реализации Программы предусматривается приступить к совершенствованию механизма взимания дорожных сборов с использованием информационных и спутниковых систем, предусматривающих оплату дорожных сборов исходя из типа и грузоподъемности транспортных средств и их фактического пробега по автодороге (система Shadow Tools). Расходы Федерального бюджета на реализацию Программы приведены ниже в таблице 21.

Таблица 21

Расходы федерального бюджета на реализацию Программы в ценах 2001 года, млрд. р.

Категории расходов

Период, годы

2002

2003

2004

2005

2002 - 2005

2006 - 2010

2002 - 2010

Капитальные вложения, в т.ч.:

60,0

59,9

66,2

72,9

259,0

472,3

731,3

Федеральные автомобильные дороги, из них

34,2

34,1

39,0

44,4

151,9

306,8

458,7

Строительство и реконструкция

27,6

27,6

28,9

30,3

14,4

216,8

331,2

Ремонт

6,5

6,5

10,1

14,1

37,2

90,0

127,2

Территориальные автомобильные дороги, из них

25,8

25,8

27,2

28,5

107,3

165,3

272,6

Строительство и реконструкция

25,3

25,3

26,6

27,9

105,1

161,8

266,9

Ремонт

0,5

0,5

0,6

0,6

2,2

3,5

5,7

Расходы на прочие нужды, в т.ч.:

15,6

15,8

18,9

25,9

76,2

132,6

208,8

Федеральные автомобильные дороги, из них

15,0

15,2

13,3

25,3

73,8

128,0

202,2

Содержание и текущий ремонт

13,4

13,4

16,4

23,0

66,2

118,1

184,3

Территориальные автомобильные дороги

0,6

0,6

0,6

0,6

2,4

3,6

6,0

НИОКР

0,145

0,145

0,15

0,16

0,6

0,9

1,5

Основную часть расходов Федерального бюджета составляют капитальные вложения, направляемые на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог (77,8 %), в т.ч. 35,2 % на строительство и реконструкцию федеральных дорог.

Основную долю прочих расходов (94 %) составляют расходы на содержание и текущий ремонт автомобильных дорог, в том числе 88 % на содержание и текущий ремонт федеральных дорог.

Кроме того, в состав прочих расходов включены затраты на приобретение дорожно-эксплуатационной техники, необходимой для содержания федеральных автомобильных дорог, расходы на управление дорожным хозяйством, обеспечение мероприятий по безопасности дорожного движения и обеспечение сохранности автомобильных дорог, информационное обеспечение, развитие нормативно-правовой базы и другие нужды, в соответствии с предусмотренными программой мероприятиями.

Прочие расходы из Федерального бюджета субъектам Российской Федерации направляются на содержание и текущий ремонт территориальных автомобильных дорог в тех регионах, в которых средств собственных дорожных бюджетов будет недостаточно для поддержания в работоспособном состоянии действующей сети территориальных автомобильных дорог.

Объемы финансирования программы в разрезе федеральных округов приведены в таблице 22.

Таблица 22

Объемы финансирования Программы в разрезе Федеральных округов в ценах 2001 года, млрд. р.

Наименование федерального округа

Федеральные автодороги

Территориальные автодороги

Всего

Центральный

238,0

288,2

526,2

Северо-Западный

68,0

236,0

304,0

Южный

54,0

126,0

180,0

Приволжский

84,0

238,0

322,0

Уральский

56,0

173,0

229,0

Сибирский

87,0

301,0

388,0

Дальневосточный

56,0

105,0

161,0

Общая величина расходов на выполнение инвестиционных проектов Программы составит 1445 млрд. р. в ценах 2001 года, в том числе на строительство и реконструкцию федеральных автодорог 331,8 млрд. р., на строительство и реконструкцию территориальных автодорог 803,3 млрд. р. Финансирование работ по строительству и реконструкции федеральных автодорог будет осуществляться из средств Федерального бюджета. Финансирование работ по строительству и реконструкции территориальных автодорог будет осуществляться как