Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow ВСН 77-89 Нормы проектирования и сооружения земляного полотна автомобильных дорог в песчаных пустыня  
18.02.2018
    
ВСН 77-89 Нормы проектирования и сооружения земляного полотна автомобильных дорог в песчаных пустыня

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

НОРМЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
В ПЕСЧАНЫХ ПУСТЫНЯХ

ВСН 77-89

Минтрансстрой

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Москва

1991

РАЗРАБОТАНЫ Среднеазиатским филиалом Союздорнии при участии Союздорнии, Казахского филиала Союздорнии, Туркмендорпроекта, БухараНИИдорпроекта.

Исполнители: канд. техн. наук О. А. Сяпич - руководитель темы, инж. Л. Н. Осокина (Среднеазиатский филиал Союздорнии), д-р техн. наук В. И. Рувинский, кандидаты технических наук Ю. Л. Мотылев, А. Г. Полуновский, инж. М. А. Аплаберганов (Союздорнии), канд. техн. наук А. М. Каменев (Казахский филиал Союздорнии), канд. техн. наук В. Г. Сиваков (Туркмендорпроект), канд. техн. наук Т. Х. Каландаров (БухараНИИдорпроект).

ВНЕСЕНЫ Союздорнии Минтрансстроя.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением Минтрансстроя (В.П.Терешков).

Министерство транспортного строительства СССР

(Минтрансстрой СССР)

Ведомственные строительные нормы

ВСН 77-89

Минтрансстрой СССР

Нормы проектирования и сооружения земляного полотна автомобильных дорог в песчаных пустынях

Взамен
ВСН 77-75

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящие Нормы распространяются на районы песчаных пустынь V дорожно-климатической зоны. Нормами можно руководствоваться и в других дорожно-климатических зонах при необходимости защиты земляного полотна от песчаных заносов.

1.2. При проектировании земляного полотна в песчаных пустынях наиболее сложной задачей является обеспечение незаносимости дороги песком. Решению этой задачи следует уделять основное внимание на всех этапах проектирования дороги. Наиболее успешно решить задачу борьбы с пескозаносами можно на стадии выбора направления трассы и проложения ее на местности. Для этого необходимо знание особенностей природных условий песчаных пустынь и правильный их учет.

Внесены Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии)

Утверждены
Главным научно-техническим управлением Минтрансстроя СССР (письмо № АВ-483 от
1 ноября 1989 г.)

Срок
введения в действие
1 января 1990 г.


Таблица 1

Степень подвижности песка

Характерные признаки подвижного песка

Активность ветрового режима

Годовой объем переноса песка, м3

Содержание пылевато-глинистых частиц, % массы

Тип и характер движения песка

Степень закрепления песков растительностью

Площадь, покрытая растительностью, %

Характер растительного покрова

Подвижные

Очень активный

> 35

< 5

Поступательное, поступательно-

Незаросшие

< 5

Растительность отсутствует.

(барханные)

Активный

15 - 35

5 - 10

колебательное и колебательное движение форм рельефа

Слабозаросшие

5 - 15

Одиночная древесная растительность. Очаговая древесная или редкая травянистая растительность

Малоподвижные

Умеренно активный

5 - 15

10 - 15

Поступательное, поступательно-колебательное и колебательное движение одиночных барханов и шлейфов среди заросших неподвижных форм рельефа

Полузаросшие

15 - 35

Растительность древесно-кустарниковая, травянистая. В понижениях имеется дерновый слой

Неподвижные

Малоактивный

< 5

> 15

Движение песка в виде ветропесчаного потока (переметание песка)

Заросшие

> 35

Сплошной растительный покров и дерн в понижениях. Гребни песчаных форм могут быть обнажены или покрыты редкой растительностью

Примечание. Степень подвижности песка оценивают на полосе шириной не менее 100м в каждую сторону от намеченной трассы дороги.


1.3. Пески пустынь по степени подвижности подразделяют следующим образом (табл. 1):

а) подвижные (барханные), способные к перемещению в виде подвижных форм рельефа (см. п. 1.4) и к перестройке склонов под действием ветра. Эти пески, как правило, не закреплены растительностью (незаросшие) или имеют редкую растительность (слабозаросшие);

б) малоподвижные (полузаросшие) пески, на которых возможно образование отдельных подвижных форм рельефа на незакрепленных участках поверхности;

в) неподвижные (заросшие) пески, закрепленные растительностью. Перемещение их происходит только в виде ветро-песчаного потока, насыщенность которого зависит от степени зарастания поверхности песков.

При уничтожении растительности заросшие пески в короткий срок превращаются в барханные, формы рельефа становятся подвижными.

1.4. Необходимо различать следующие основные формы рельефа подвижных песков:

а) одиночные и групповые барханы - подвижные песчаные холмы с пологим наветренным и крутым подветренным склонами. Подветренный склон имеет в плане форму полумесяца. Высота барханов - от 0,3 до 3,0 м и более, ширина - до 100 м, длина склонов - до 20 м, крутизна наветренного склона - 1:5 - 1:3, подветренного - 1:1,5 - 1:2;

б) барханные цепи - подвижные скопления песка, имеющие форму волнообразного вала шириной 10 - 12 м и более, длиной от 200 до 2000 м. Высота барханных цепей: мелких - до 1 м, средних - от 1 до 3 м, крупных - от 3 до 7 м, очень крупных - более 7 м. Расстояние между гребнями цепей - от 10 - 15 до 150 м;

в) барханные гряды - вытянутые крупные песчаные скопления, у которых пологий наветренный склон характеризуется наличием на нем барханов и барханных цепей, а подветренный представляет единый склон осыпания. Высота гряд изменяется от 10 до 70 м, ширина колеблется от 0,5 до 3,0 км;

г) сложнобарханные пески или барханные поля, характеризуемые чередованием более крупных и более мелких, различно ориентированных барханных форм, понижения между которыми имеют незначительную ширину или отсутствуют.

1.5. Заросшие и полузаросшие пески по форме рельефа разделяют:

а) на кучевые и бугристые пески - скопления песка в виде небольших всхолмлений и бугров, закрепленных растительностью; высота кучевых и мелкобугристых песков - менее 1 м, среднебугристых - от 1 до 3 м, крупнобугристых - более 3 м;

б) на грядовые пески - вытянутые скопления песка в виде гряд высотой от 1 до 3 м - мелкие, от 3 до 7 м средние, более 7 м - крупные;

в) на грядово-ячеистые пески - тип рельефа, характеризуемый наличием, наряду с грядами, межгрядовых перемычек;

г) на лунковые пески - обширные, глубокие котловины, закрепленные растительностью и разделенные подвижными песчаными перемычками;

д) на равнинные и пологоволнистые пески.

1.6. Барханные пески по гранулометрическому составу следует относить к мелким одноразмерным пескам (ГОСТ 25100-82). Содержание частиц размером 0,10 - 0,25 мм в барханных песках превышает 90 % массы.

1.7. Перемещение песка под действием силы ветра во всех случаях происходит в виде ветропесчаного потока.

В комплексе рельефа песчаной пустыни, равно как и в каждом из его элементов, различают зоны развевания и выноса песка (дефляции), переноса (транзита) и накопления (аккумуляции).

Наветренный склон бархана представляет собой зону выноса и переноса, подветренный - зону накопления. Движение бархана происходит в результате переметания песка из зоны выноса в зону накопления с постепенным смещением зон в направлении ветра.

Такие же зоны образуются на обширных территориях пустынных районов. Одни участки этих территорий подвергаются преимущественно ветровой эрозии, на других образуются подвижные формы рельефа. Участки с ровной, гладкой и устойчивой поверхностью (солончаки, такыры, песчано-глинистые равнины) чаще всего являются зонами, в которых песок не накапливается, если на пути ветропесчаного потока не возникает естественных или искусственных препятствий.

1.8. Усовершенствованные дорожные покрытия, устраиваемые с применением вяжущих материалов, характеризуется лучшей транзитной способностью.

Устройство переходных типов дорожных одежд (щебеночных, гравийных, грунтовых улучшенных) в пустынях не рекомендуется ввиду их быстрого износа и разрушения в условиях сильных ветров и резкого дефицита влаги.

1.9. Задачу защиты от песчаных заносов дорог, построенных в условиях распространения подвижных песков, следует решать комплексно:

а) оценивать природные условия района строительства с позиции угрозы песчаных заносов;

б) выбирать трассу исходя из условия максимального использования незаносимых участков местности и элементов рельефа;

в) создавать, условия, облегчающие перенос песка через дорогу в виде ветропесчаного потока (придание обтекаемого поперечного профиля насыпям и рационального очертания выемкам, планировка придорожных полос);

г) закреплять пересекаемые дорогой, а также близкорасположенные к ней участки с подвижными формами рельефа, используя механическую защиту или другие временные средства с одновременным осуществлением фитомелиорации (закрепление растительностью), являющейся единственным надежным способом закрепления песков;

д) охранять как естественную, так и специально высаженную растительность в пределах полосы местности, примыкающей к дороге;

е) применять активные методы борьбы с песчаными заносами путем систематической планировки придорожных полос в местах, где под действием ветра образуются сосредоточенные подвижные скопления песка.

1.10. Защита автомобильных дорог от песчаных заносов должна являться составной частью мероприятий по закреплению песков в данной местности и сочетаться с защитой других объектов народного хозяйства от песчаных заносов. Поэтому эти мероприятия должны быть согласованы с местными органами, осуществляющими и координирующими все работы по освоению песчаных пустынь и охране окружающей среды.

2. УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ ПЕСЧАНЫХ ПУСТЫНЬ.

2.1. При проектировании автомобильных дорог в песчаных пустынях необходимо учитывать комплекс природных условий, определяющих особенности песчаных пустынь.

Обобщенными показателями этих особенностей являются:

безводность;

повсеместное распространение мелких песков;

активность ветрового режима;

подвижность песков.

2.2. Изучение природных условий, их оценку и учет следует проводить в два этапа (эти этапы должны предшествовать соответствующим технологическим процессам разработки проекта дороги): первый этап - изыскание трассы дороги, второй этап - проектирование дороги.

2.3. На первом этапе природные условия оценивают по литературным и фондовым материалам, а при необходимости уточняют на основе глазомерной или инструментальной рекогносцировки местности.

Особое внимание при этом следует уделять изучению факторов, влияющих на выбор направления трассы дороги и ее проложение на местности.

2.4. В песчаных пустынях наиболее важными факторами, которые необходимо учитывать при выборе направления трассы дороги и ее трассировании, являются:

степень подвижности (зарастания песков);

формы песчаного рельефа;

тип и характер движения форм песчаного рельефа;

источники получения воды, пылевато-глинистого грунта и каменных материалов.

Данные, необходимые для изучения указанных факторов (кроме типа и характера движения песков), как правило, имеются в специализированных ведомствах и организациях, занимающихся освоением пустынь и использованием их природных ресурсов.

Тип и характер движения песков следует определять ,на основе розы переноса песка. Для ее построения используют годовые объемы переноса песка, приведенные в прил. 1 по основным метеорологическим станциям Средней Азии и Казахстана. При отсутствии в прил. 1 данных по необходимой станции объем переноса песка определяют расчетом (прил. 2). В тех случаях, когда в районах проложения трассы дороги нет метеорологических станций, тип и характер движения песков следует устанавливать экспериментально (прил. 3).

2.5. По результатам первого этапа оценки природных условий составляют план трассы (топооснову) и задание на производство инженерных изысканий с краткой пояснительной запиской.

На сокращенный план наносят:

розу переноса песка;

контуры песков разной степени подвижности с наименованием характерных форм песчаного рельефа;

контуры подземных вод, глубину их нахождения, степень минерализации, места выхода на дневную поверхность (колодцы) и места предполагаемой добычи воды;

имеющиеся и предполагаемые карьеры пылевато-глинистого грунта и каменных материалов, их запасы и мощность песчаного чехла;

трассу дороги и ее варианты;

старые караванные пути и проезды.

В задании указывают:

основной ход трассы и ее преимущества в сопоставлении с вариантами;

участки трассы, где необходима дополнительная вариантная проработка, ее мотивы и предложения;

зону и глубину поиска воды, пылевато-глинистого грунта и каменных материалов;

кроме того, в задании перечисляют вопросы, требующие уточнения в процессе полевых работ и касающиеся защиты земляного полотна от песчаных заносов; особые работы и способы их выполнения.

2.6. К особым работам, которые не предусмотрены типовой номенклатурой работ, выполняемых в процессе инженерных изысканий, относятся:

оценка типа и характера движения песков;

измерение объема переноса песка.

Методика выполнения работ приведена в прил. 3.

2.7. При отсутствии в районе проложения трассы дороги метеорологических станций и при невозможности вследствие этого построения розы переноса песка необходимо проводить рекогносцировочные изыскания с выполнением работ по методике, приведенной в прил. 3, до начала инженерных изысканий.

Работы по изучению движения песка при рекогносцировочных изысканиях должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивалось их непрерывное продолжение и при инженерных изысканиях.

Особое внимание следует уделять изучению на местах фондовых материалов поисково-геологических, пастбищно-мелиоративных и других ведомств, а также широкому опросу местных жителей, длительное время проживающих в данном районе пустыни.

2.8. Проведение инженерных изысканий без задания и прилагаемых к нему сокращенного плана трассы и краткой пояснительной записки, как правило, не допускается.

2.9. Второй этап оценки природных условий выполняется в процессе производства инженерных изысканий трассы дороги.

На данном этапе:

переносят в натуру трассу дороги и устанавливают степень соответствия (по материалам первого этапа изучения) природных условий натурным условиям, оценивают их влияние на заданное направление трассы и проложение ее на местности, обосновывают при необходимости ее изменение, согласовывают и оформляют соответствующий акт;

выполняют комплекс топографо-геодезических и инженерно-геологических работ в соответствии с типовой номенклатурой и заданием, в том числе особые работы по изучению движения песка;

осуществляют необходимые согласования и сдачу трассы по акту (вместе с пунктами измерения объема переноса песка и движения форм рельефа).

2.10. Полевые работы при проведении инженерных изысканий в районах, где тип и характер движения песков могут быть установлены только экспериментально, следует начинать с организации наблюдений за переносом песка и движением форм песчаного рельефа.

2.11. При выборе участков наблюдений следует исходить из продолжительности наблюдений, которая обусловливается заданием.

В зависимости от степени изученности типов и характера движения песков в районе проложения трассы, а также категории проектируемой дороги и перспективы освоения данного района пустыни наблюдения могут быть временными и стационарными.

2.12. Временные наблюдения следует проводить на временных постах в течение одного теплого сезона.

Как правило, временные наблюдения проводят в период рекогносцировочных и инженерных изысканий трассы дороги с целью определить интенсивность переноса песка и его направление при отсутствии в районе проектирования метеорологической станции.

Задача временных постов - измерить объем, а также определить направление переноса песка в ветропесчаном потоке, направление и скорость движения форм песчаного рельефа.

Количество постов определяется степенью закрепления песков и формами песчаного рельефа, пересекаемыми трассой дороги, но не должно быть менее двух: на одном посту измеряют скорость и определяют направление движения форм рельефа, на другом - измеряют объем и определяют направление переноса песка.

2.13. Стационарные наблюдения следует проводить при проектировании дорог I - III категорий, а также дорог IV - V категорий, пересекающих пустыню или соединяющих крупные оазисы внутри пустыни. В программу наблюдений дополнительно включают ветровой режим и осадки. Программа стационарных наблюдений должна быть согласована со специализированной организацией - Институтом пустынь.

На подлежащих реконструкции дорогах, подверженных сильным песчаным заносам, где применяются систематические расчистки, следует проводить учет объема перемещаемого при расчистке песка раздельно по характерным участкам дороги.

2.14. При планировании и организации изыскательских и строительных работ в песчаных пустынях необходимо учитывать особенности природно-климатических условий пустынь и их изменчивость в течение года и суток, что существенно влияет на производительность труда и износ техники.

2.15. Оптимальные сроки производства работ следует устанавливать на основе климатического графика, на, котором должны быть нанесены по декадам за период межремонтного срока службы покрытия: температура воздуха (среднесуточная, среднемаксимальная, среднеминимальная); количество осадков; интенсивность испарения; глубина промачивания почвогрунтов; сила ветра; глубина промерзания почвогрунтов.

2.16. При необходимости проведения земляных работ в неблагоприятный летний период года оптимальный режим работы следует устанавливать на основе почасового графика суточного хода температуры воздуха, исходя из допустимых санитарных норм внешней тепловой нагрузки на организм человека.

Режим работы следует рассматривать в качестве исходной информации для обоснования метода строительства (вахтовый, сезонный, смешанный).

3. ТРАССИРОВАНИЕ ДОРОГ В ПЕСКАХ И ОСОБЕННОСТИ ИЗЫСКАНИЙ.

3.1. При инженерных изысканиях необходимо в первую очередь:

выявить степень соответствия условий, установленных по материалам предварительного изучения природной обстановки, натурным условиям (см. п. 2.5);

установить степень оптимальности направления трассы, регламентированного заданием.

Эти задачи следует решать путем проложения теодолитных ходов при переносе в натуру заданного направления трассы.

3.2. При оценке направления трассы не следует ограничиваться обследованием местности в пределах одной узкой полосы, особенно в недостаточно изученных районах. Необходимо тщательно изучить рельеф и характер движения песков на расположенной вдоль направления трассы полосе шириной 3 - 5 км и длиной, равной не менее 0,1 - 0,2 длины трассы (большие значения относятся к подвижным пескам со сложным рельефом), уделяя особое внимание выявлению зон транзита (см. п. 1.7).

При особо сложном рельефе песков требуется обследовать весь район проложения трассы дороги. При этом наиболее целесообразно использовать направления старых караванных путей и проездов.

3.3. Окончательное решение при выборе направления для проведения инженерных изысканий необходимо принимать на основе сравнения технико-экономических показателей по всем рассмотренным вариантам.

Предпочтение следует отдавать варианту, в котором в наибольшей степени используются не заносимые песком участки местности и элементы рельефа, а протяженность участков с подвижными песками сводится к минимуму.

3.4. При трассировании автомобильных дорог в подвижных песках рекомендуется соблюдать следующие общие принципы:

прокладывать трассу вдоль форм рельефа, стремясь в наибольшей степени «вписать» ее в существующий рельеф без нарушения условий его развития;

выбирать участки с наименьшими колебаниями высот подвижных форм рельефа в случае, если их пересечение неизбежно.

3.5. При трассировании дороги вдоль барханных цепей выбор положения трассы зависит от характера движения песков:

при поступательном и поступательно-колебательном движении рационально использовать в качестве насыпи одну из наиболее прямолинейных цепей, предусмотрев закрепление растительностью как этой цепи, так и двух-трех соседних с наветренной стороны;

при колебательном движении земляное полотно дороги следует располагать в середине межбарханного понижения, ограничиваясь закреплением соседних цепей (по одной с каждой стороны);

при проложении трассы по межбарханному понижению необходимо максимально удалять ее от цепи, находящейся со стороны господствующих ветров.

3.6. В условиях грядового рельефа трассу следует прокладывать по межгрядовым понижениям, не приближая ее к подножьям крутых склонов. Не следует располагать трассу дороги на вершинах гряд и верхних частях пологих склонов, являющихся зонами аккумуляции песка.

3.7. При трассировании дорог в песках, рельеф которых сформирован одиночными и групповыми барханами, необходимо учитывать размеры как всего массива этих песков, так и отдельных барханов:

при небольшой ширине пересекаемого массива положение трассы назначают с таким расчетом, чтобы соседние участки оказались в наиболее благоприятных условиях (такыры, закрепленные растительностью межбарханные понижения и т. п.);

обширные массивы подвижных песков следует пересекать таким образом, чтобы основная часть их оказалась с подветренной стороны дороги;

при прочих одинаковых условиях трассу дороги следует прокладывать по участкам распространения мелких барханов.

3.8. Массивы сложнобарханных песков при трассировании дороги рекомендуется обходить. При невозможности их обхода трассу следует прокладывать по наименее расчлененным участкам рельефа (с наименьшими относительными высотами форм).

3.9. В условиях заросших песков трассу следует прокладывать с учетом рельефа и степени зарастания:

в равнинных, кучевых, бугристых, лунковых и грядовоячеистых песках - по кратчайшему расстоянию;

в условиях грядового рельефа - по возможности по межгрядовым понижениям.

При этом следует стремиться к максимальному сокращению площади, на которой при строительстве дороги будет уничтожена растительность, закрепляющая песок. С этой целью необходимо увязывать трассу с рельефом местности таким образом, чтобы дорогу можно было построить преимущественно с нулевыми рабочими отметками и протяженность участков, на которых предусматривается устройство насыпей и особенно выемок, была минимальной.

3.10. При производстве инженерных изысканий в песчаной пустыне рекомендуется уделять особое внимание поискам пылевато-глинистого грунта, а также местных песчано-гравийных материалов, пригодных для устройства защитного слоя (см. п. 4.9). При этом должны быть установлены: мощность толщи пылевато-глинистого грунта, его тип, вид и разновидность по ГОСТ 25100-82; возможность сосредоточенной разработки грунта. Следует предусмотреть в проекте временные подъездные пути от карьеров к строящейся дороге.

3.11. При изучении гидрогеологических условий местности в районе трассы организуют специальный поиск воды, как пресной, так и засоленной, пригодной для искусственного увлажнения грунтов и материалов в процессе их уплотнения. Оценивают также возможность использования подземных вод, подаваемых из буровых скважин.

При отсутствии или глубоком залегании подземных вод необходимо предусмотреть создание временных искусственных водоемов, обеспечивающих сбор атмосферных осадков с такыров и солончаков.

3.12. Для принятия рациональных решений по проектированию земляного полотна, способов его защиты от песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, защиты растений, используемых для закрепления песков, а также для оценки надежности проектируемой дороги в каждом случае обязательно выявляют:

годовой ход активных ветров и движение песков (см. прил. 1);

глубину залегания и минерализацию грунтовых вод;

засоленность песков и ее источник;

мощность слоя песков в понижениях, водопроницаемость и засоленность подстилающих грунтов;

распространение и ориентировку барханных форм рельефа;

естественную влажность песков, наличие горизонта подвешенной воды;

наличие растительности и условия ее существования: видовой и возрастной состав, густоту и приуроченность к элементам рельефа травянистой растительности и кустарников;

сроки, способы, результаты и т. д. ранее проведенных работ по закреплению песков в данном районе.

4. КОНСТРУКЦИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА.

4.1. При выборе конструкций земляного полотна в условиях песчаных пустынь необходимо в первую очередь предусматривать:

беспрепятственный перенос песка через дорогу без задержки на дороге или вблизи нее;

предохранение земляного полотна от ветровой и водной эрозии;

сохранение существующей растительности.

4.2. Земляное полотно в подвижных песках следует проектировать, как правило, в виде насыпей с учетом рельефа местности:

при равнинном и пологоволнистом рельефе с мелкими подвижными формами песка - в насыпи высотой 0,5 - 0,6 м;

в условиях расчлененного рельефа или при использовании под земляное полотно одной из барханных цепей - насыпь не ниже уровня наиболее выступающих форм соседних барханных цепей и окружающих барханов, расположенных в пределах защитной полосы;

в условиях крупных форм рельефа - в зависимости от направления трассы: при проложении трассы вдоль вытянутых форм рельефа (по межбарханным и межгрядовым понижениям) - в виде насыпей небольшой высоты (0,6 - 0,9 м), поперек барханных цепей и гряд - в виде чередующихся насыпей и по возможности коротких выемок.

4.3. Насыпи высотой до 2 м в подвижных песках проектируют с откосами крутизной 1:3 - 1:4 (рис. 1, а). Более пологие откосы или откосы переменной крутизны назначают для дорог I - II категорий, а также для дорог низших категорий при очень активном ветровом режиме. Насыпи высотой более 2 м проектируют, как правило, с откосами 1:2 (см. рис. 1, а).

Боковые резервы закладывают с учетом активности ветрового режима, его направления и степени закрепления поверхности песков растительностью. При очень активном ветровом режиме и незаросшей поверхности песков резервы устраивают с обеих сторон земляного полотна. При активном ветровом режиме и слабозаросшей поверхности песков закладывают односторонний резерв с подветренной стороны; ширину резерва по возможности ограничивают путем его углубления с целью сохранить в большей степени имеющийся растительный покров.

4.4. На участках солончаков или такыров, окаймленных барханными песками и граничащих с ними, высота насыпи определяется минимальным возвышением поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых или поверхностных вод в соответствии со СНиП 2.05.02-85 с учетом степени засоления грунта основания насыпи.

Рис.1. Поперечные профили земляного полотна в барханных песках: а - насыпь высотой до 2 м (слева) и более 2 м (справа); б - выемка раскрытая глубиной до 2 м (справа - разделываемая под насыпь); в - выемка глубиной более 2 м, разделываемая под насыпь; h - толщина дорожной одежды и защитного слоя; b - ширина земляного полотна.

При этом откосам насыпей, устраиваемых как из песка, так и из местных грунтов, придается крутизна 1:3 - 1:4 в зависимости от категории дороги и интенсивности переноса песка. Меньшая крутизна придается откосам на дорогах I - III категорий, а при очень активном ветровом режиме - и на дорогах низших категорий.

4.5. При необходимости проектирования в подвижных песках выемок следует исходить из их глубины и активности ветрового режима. При глубине выемки до 2 м и очень активном ветровом режиме земляное полотно проектируют по типу раскрытой выемки с откосами 1:10 (рис. 1, б). При глубине выемки свыше 2 м крутизну откосов можно увеличить до 1:2 с устройством между откосами насыпи и выемки спланированных полос; ширину полос назначают исходя из потребности в грунте для насыпи с учетом активности ветрового режима: при очень активном ветровом режиме ширину планируемых полос следует принимать не менее 20 м, при активном ветровом режиме - не менее 10 м (рис. 1, в).

В районах, где необходим поверхностный водоотвод или возможны снежные заносы, выемку разделывают под насыпь высотой, равной толщине дорожной одежды и защитного слоя; при этом откосам насыпи придают крутизну 1:4.

4.6. В заросших и полузаросших песках необходимо обеспечивать максимальное сохранение растительности и естественного рельефа прилегающей местности. С этой целью земляное полотно в равнинных, пологоволнистых и мелкобугристых песках проектируют в нулевых отметках и невысоких насыпях (до 0,3 - 0,4 м). При необходимости резервы закладывают минимальной ширины непосредственно у земляного полотна. Крутизну откосов насыпей следует назначать, как правило, 1:2 (рис. 2, а).

В заросших среднебугристых, крупнобугристых и грядовых песках земляное полотно следует проектировать из условия компенсации объемов насыпей и выемок, в полузаросших - с применением уширенных выемок.

4.7. Выемки в заросших песках следует проектировать минимальной ширины с откосами крутизной 1 :2 (рис. 2, б).

Рис.2. Поперечные профили земляного полотна в заросших песках: а - насыпь; б - выемка; в - выемка, разделываемая под насыпь.

В полузаросших песках рекомендуется устраивать уширенные выемки, разделываемые под насыпь (рис. 2, в). Размер уширения назначают в пределах 3 м, учитывая потребность в грунте для насыпи и возможность механической расчистки спланированных полос уширения.

Выемки, разделываемые под насыпь, рекомендуются в районах, где возможны снежные заносы и ливневые дожди.

4.8. В песчаных пустынях северной части V дорожно-климатической зоны при назначении минимальной высоты насыпи необходимо учитывать требования СНиП 2.05.02-85 по обеспечению незаносимости дороги снегом.

4.9. Для того чтобы обеспечить проезд по готовому земляному полотну автомобилей и дорожных машин, а также предотвратить погружение в песок частиц материала дорожного основания и улучшить условия его уплотнения, между земляным полотном и дорожным основанием следует либо устраивать на всю ширину земляного полотна защитный слой из пылевато-глинистых грунтов, песчано-гравийных и песчано-щебеночных материалов, а также из пылевато-глинистых грунтов и мелких песков, обработанных неорганическими и органическими вяжущими, либо укладывать геотекстильную прослойку с одновременной отсыпкой нижнего слоя дорожного основания (рис. 3).

4.10. Материалы для устройства защитного слоя необходимо выбирать на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом дальности возки материалов, степени механизации и индустриализации работ, сокращения сроков строительства.

Минимальная толщина защитного слоя из различных материалов, необходимая для формирования этого слоя и обеспечения его нормальной работы как в период строительства, так и при эксплуатации дороги, приведена в табл. 2.

Рис.3. Конструкция земляного полотна с защитным слоем: а - насыпь высотой до 1 м; б - насыпь высотой более 1 м; в - выемка; г - выемка, разделываемая под насыпь; 1 - защитный слой из пылевато-глинистого грунта; 2 - слой укрепления обочины; 3 - основание; 4 - покрытие; 5 - защитный слой из геотекстиля.

Таблица 2

Материал

Минимальная толщина защитного слоя, см

Глины и суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые

10

Суглинки легкие и легкие пылеватые, супеси пылеватые

15

Супеси легкие и легкие крупные

20

Песчано-гравийные (щебеночные) смеси

10

Суглинки и супеси, обработанные:

 

8 % битума класса МГ 25/40, МГ 40/70, МГ 70/130

10

3 - 4 % битума + 0,03 - 0,06 % катионного препарата Э-1

10

6 - 8 % цемента

10

Барханные пески, обработанные:

 

8 - 10 % цемента или 6 - 8 % цемента + 3 % извести или жидкого стекла

15

4 % жидкого битума класса МГ 40/70, МГ 70/130 + 3 % цемента (5 - 10 % цементной пыли) или 0,015-0,03 % катионного препарата Э-1

15

5 - 6 % медленнораспадающейся 50 - 55 %-ной концентрации анионной битумной эмульсии

15

3 - 4 % медленнораспадающейся 50 - 55 %-ной концентрации анионной битумной эмульсии + 3 - 4 % цемента

15

7 - 10 % нафтенатов тяжелых металлов

15

Примечание. При устройстве защитного слоя из зернистых материалов в летний период минимальную толщину слоя в плотном теле увеличивают до 15 см.

4.11. В применяемых для устройства защитного слоя местных песчано-гравийных материалах содержание частиц мельче 0,05 мм должно быть не менее 10 % массы.


Таблица 3

Назначение геотекстильного материала

Масса, г/м2, не более

Толщина, мм, не менее

Ширина, м, не менее

Прочность, Н/см, не менее

Удлинение при разрыве, %

Условный модуль деформации, Н/см

Водопроницаемость, м/сут, не менее

Устойчивость к агрессивным воздействиям, %

Ускорение консолидации:

 

 

 

 

 

 

 

 

основания насыпи

-

4,0

1,7

40

70 - 120

30 - 60

100

80

тела насыпи

-

4,0

1,7

20

70

30

100

80

Обеспечение устойчивости насыпи:

 

 

 

 

 

 

 

 

общей (основания и откосов)

-

-

5,0

70

50

150

-

90

эрозионной

200

-

2,5

40

 

-

-

-

Повышение гидродинамической устойчивости сборных покрытий

500

3,5

1,0

70

100

70

50

95

Укрепление обочин

500

-

2,5

70

100

50

50

90

Обеспечение временного проезда

-

-

.4,0

70

70 - 120

50

50

90

Обеспечение устойчивости граничного слоя одежды из зернистых материалов на барханном песке

-

-

1,7

70

50

150

-

90


Используемая в качестве защитного слоя геотекстильная прослойка должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к геотекстильным материалам (табл. 3).

При назначении защитного слоя и выборе материала для него следует руководствоваться табл. 4.

4.12. Защитный слой не устраивают в северной части V дорожно-климатической зоны в зимнее время, когда земляное полотно из песка находится в мерзлом состоянии.

4.13. Для защиты от выдувания откосов насыпи, возводимых в подвижных песках, а также для улучшения условий переноса песка через дорогу верхнюю часть откосов насыпей высотой более 1 м рекомендуется укреплять на 1/3 высоты путем устройства защитного слоя толщиной 10 - 15 см из пылевато-глинистых грунтов, песчано-гравийных (щебеночных) материалов или геотекстильных полотен (см. рис. 3, б).

При высоте насыпей менее 1 м защитный слой на откосах не устраивают.

4.14. При благоприятных для растительности условиях откосы земляного полотна рекомендуется защищать от ветровой эрозии посевом травы с розливом битумной эмульсии или других вяжущих материалов, предохраняющих семена от выдувания. Это мероприятие выполняют одновременно с мероприятиями, обеспечивающими закрепление подвижных форм рельефа.

Таблица 4

Степень подвижности песка

Содержание фракции мельче 0,05 мм, % массы

Потребность в защитном слое

Рекомендуемый материал для защитного слоя

Подвижные

< 5

Требуется

Геотекстиль, пылевато-глинистый грунт

Малоподвижные

5 - 15

То же

Геотекстиль; пылевато-глинистый грунт; песчано-гравийная (щебеночная) смесь; пылевато-глинистый грунт; мелкий песок, обработанный вяжущими

Неподвижные

> 15

Не требуется

-

Примечание. При использовании зернистых материалов для устройства защитного слоя перед укладкой последующего конструктивного слоя дорожной одежды необходимо предусматривать выравнивание и восстановление защитного слоя на толщину 3 - 5 см.

4.15. Откосы выемок в подвижных песках покрывать защитным слоем не следует.

При устройстве раскрытых выемок, разделываемых под насыпь, защитный слой устраивают в пределах насыпи.

4.16. При проектировании автомобильных дорог в песчаных пустынях следует учитывать возможность размыва земляного полотна водой, скапливающейся на проезжей части и обочинах дороги при выпадении ливневых дождей. Расчет ливневого стока следует производить по данным наблюдений Гидрометслужбы в соответствии с указаниями «Пособия по проектированию методов регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна (к СНиП 2.05.02-85)» (М.:Стройиздат, 1989).

Как правило, земляное полотно подлежит защите от размыва в районах с годовым количеством осадков более 100 мм на участках вогнутых вертикальных кривых, сопрягающих уклоны, превышающие поперечный уклон проезжей части, а также на подходах к указанным кривым.

4.17. При необходимости защиты от размыва откосов насыпи следует устраивать защитный слой по всему поперечному профилю земляного полотна. Наиболее рационально использовать с этой целью геотекстильные полотна. При ограниченном их количестве допускается сочетание геотекстильного материала с другими имеющимися материалами или связным грунтом. В этом случае геотекстильные полотна следует использовать на откосах насыпи с заделкой концевых частей не менее чем на 0,5 м (рис. 4).

Рис. 4. Укрепление откосов насыпи геотекстилем: 1 - геотекстиль; 2 - защитный слой из пылевато-глинистого грунта; 3 - основание; 4 - покрытие; 5 - слой укрепления обочины.

4.18. Поверхность геотекстильных полотен, уложенных в откосной части земляного полотна, следует обрабатывать жидкими органическими вяжущими.

В качестве вяжущих следует использовать:

битум жидкий медленно- и среднегустеющий по ГОСТ 11955-82 с условной вязкостью 40-70 с;

битумную эмульсию анионную по ГОСТ 18659-81, приготовленную на битуме марок БНД 130/200 и БНД 200/300;

нефть высокосмолистую с условной вязкостью (по стандартному вискозиметру с отверстием 5 мм при температуре 60 °С) не менее 8 с.

Расход битума, битумной эмульсии (в расчете на массу битума) и нефти принимают равным 0,5-1,0 л на 1 м2.

4.19. При расчете дорожной одежды земляное полотно из мелкого (барханного) песка с защитным слоем из пылевато-глинистого грунта рассматривают как однородную систему. Модуль упругости земляного полотна на поверхности защитного слоя принимают по данным прил. 4.

4.20. Защитный слой из пылевато-глинистого грунта или мелкого песка, обработанных вяжущими материалами, а также из песчано-гравийных и песчано-щебеночных смесей рассчитывают как конструктивный слой дорожной одежды в соответствии с требованиями Инструкции ВСН 46-83. Геотекстильную прослойку, применяемую взамен защитного слоя из пылевато-глинистых грунтов, при расчете дорожной одежды не учитывают. Модуль упругости земляного полотна из мелкого (барханного) песка в этом случае следует принимать равным 75 МПа, угол внутреннего трения - 33°, сцепление - 0,005 МПа.

5. ЗАЩИТА ДОРОГИ ОТ ПЕСЧАНЫХ ЗАНОСОВ.

5.1. На песчаных массивах, примыкающих к дороге, во всех случаях выделяют полосу, на которой подлежат охране:

механическая защита;

участки закрепленной поверхности песков;

естественная и специально высаженная растительность;

естественная поверхность песков (охраняется от разрыхления).

5.2. Ширину охраняемой полосы назначают от 50 до 500 м в каждую сторону от оси дороги в зависимости от местных условий (форм рельефа песков, степени их зарастания, характера хозяйственного использования территории, расположения населенных пунктов и т.п.) и по согласованию с соответствующими местными органами.

Внешняя граница охраняемой полосы обозначается наиболее заметными элементами рельефа или соответствующими знаками.

5.3. В пределах охраняемой полосы после окончания строительства дороги запрещены:

земляные работы всех видов;

движение транспортных средств и прогон скота вне отведенных для этого и обозначенных на местности путей;

работы, связанные с уничтожением или повреждением растительного покрова (заготовка топлива, хвороста, сена, посадочного материала; выпас скота и т.п.).

5.4. При проложении дорог в подвижных песках, сложенных одиночными и групповыми барханами, и в массивах сложнобарханных песков, помимо устройства уположенных откосов земляного полотна, рекомендуется:

создавать с наветренной или с обеих сторон земляного полотна, в зависимости от характера движения форм рельефа, спланированные придорожные полосы, разравнивая в пределах этих полос подвижные формы рельефа;

закреплять подвижные формы рельефа за пределами спланированных полос с целью предотвратить наползание песка на дорогу и прилегающие к ней спланированные полосы.

Ширину спланированной полосы рекомендуется назначать от 10 до 40 м в зависимости от местных условий (активности ветра, форм рельефа, характера их движения, организации службы эксплуатации). В местах распространения крупных барханных форм ширина полос может быть меньше, при мелких формах - больше.

В связи с необходимостью систематической планировки придорожных полос укрепление их поверхности не предусматривается.

5.5. Ширину участков, на которых закрепляются подвижные формы рельефа (за пределами спланированных полос), в зависимости от характера рельефа песков, степени их подвижности, зарастания, условий фитомелиорации и т. п. назначают от 25 - 40 до 125 - 160 м и более.

5.6. При основном методе закрепления песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механическая защита, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.

5.7. Растительностью закрепляют:

барханные и слабозаросшие пески;

очаги дефляции («язвы» и котловины выдувания) в полузаросших и заросших песках.

5.8. Пески закрепляют растительностью:

по обе стороны дороги, если ее ось совпадает с направлением движения песков или составляет с ним угол меньше 30°;

только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное поступательное движение под углом больше 30° к оси дороги и возможность заносов с противоположной стороны отсутствует.

5.9. При фитомелиоративной защите дорог от песчаных заносов предусматривают «сплошное облесение» песков.

Сплошное облесение применяют как основной способ закрепления песков всюду, где условия благоприятны для развития растений (влажность песков) и формирования достаточно густых насаждений, что способствует полной остановке движения песков.

Условия для произрастания растений оценивают по данным изысканий, по опыту фитомелиоративных работ и по состоянию естественной растительности в ближайших районах со сходными местными условиями.

5.10. Сплошное облесение выполняют следующим и способами:

на участках, где дорога пересекает подвижные формы рельефа или вплотную приближается к ним, всю площадь закрепляемых полос (см. п. 5.5) засаживают в один сезон черенками, дичками и сеянцами кустарников с подсевом семян, сооружая механическую защиту или закрепляя их битумной пленкой для предохранения от выдувания;

на менее опасных участках «блокируют барханы»: в первый год проводят посадку черенков и посев семян (без механической защиты или с защитой в небольшом объеме) в межбарханных понижениях и на нижних частях пологих склонов барханов; в последующие годы под защитой этих посадок засевают вершины барханов, если они не зарастают естественным путем;

наименее опасные участки песков оставляют под самозарастание, создавая для его ускорения «очаги облесения» - участки насаждений площадью 0,1 - 0,5 га на каждые 2 - 3 га песков.

5.11. Для предохранения посадок и посевов от выдувания необходимо провести:

механическую устилочно-рядовую укладку камыша или травы поперечными к направлению ветра рядами шириной 25 - 30 см (при продольной укладке камыша или травы в ряду) или 50 - 70 см (при поперечной укладке). Промежутки между рядами - 2 - 4 м. Ряды слегка присыпают песком и притрамбовывают. Расход песка - 30 - 90 м3 на 1 га. Этот вид защиты рекомендуется в районах с умеренно активным ветровым режимом (см. табл. 1);

механическую стоячую полуявную (полускрытую) защиту. Траву или резаный камыш пучками толщиной 6 - 8 см при длине от 25 до 70 см поперечными к ветру рядами или клетками 2×2, 3×3 или 4×4 м устанавливают в канавки глубиной 20 - 30 см в виде заборчика, выравнивают вертикально (для полустоячих защит - с наклоном по ветру под углом 20 - 25°), присыпают песком и утрамбовывают. Лучшее время установки - декабрь. Расход песка - 60 - 100 м3 на 1 га, выработка - 70 - 150 м ряда на 1 чел. Защиту этого вида следует применять при активном и очень активном ветровом режиме. Недостаток этого вида защиты - иссушение песка, ухудшающее условия развития растений;

временное закрепление поверхности песка жидкообразными вяжущими материалами - фиксаторами (прил. 5).

Нормы расхода фиксаторов для закрепления песков и методика определения расхода битумной эмульсии рабочего состава приведены в прил. 6 и 7.

5.12. При выборе растений для закрепления песков целесообразнее использовать местные виды как лучше развивающиеся. Наиболее рационально применять растения, хорошо развивающиеся как на незаросших, так и на заросших песках (прил. 8).

5.13. Семена собирают с хорошо развитых, обильно плодоносящих растений, не пораженных болезнями или вредителями. Участки для заготовки семян выбирают по согласованию с органами лесного хозяйства.

5.14. Для заготовки черенков используют хорошо развитые молодые прямые побеги здоровых молодых растений, имеющие толщину в комле не менее 1 см, а длину - 40 - 50 см. Заготовленные в январе - феврале черенки перед посадкой прикапывают или высаживают, оберегая от пересушивания. Наилучшие результаты дают черенки, срезанные перед началом весеннего движения сока и сразу же высаженные.

5.15. Посев семян на песках проводится без подготовки почвы. На небольших участках, закрепленных механической защитой, семена разбрасывают по песку и слегка утрамбовывают. На участках без защиты, в местах, не подверженных выдуванию, семена высевают в лунки на глубину 2 - 3 см и присыпают тем же песком. На больших площадях применяют механизированные способы сева и аэросев с предварительным обескрыливанием семян.

Наилучшие результаты в южных пустынях дают посевы зимой и перед весенними дождями. Нередко хорошо всходят и осенние посевы, если семена за зиму не подверглись выдуванию. В северной части пустынной зоны применяют осенние и весенние посевы.

5.16. Черенки сажают под меч Колесова, которым делают во влажном песке щель и прижимают опущенный в нее черенок, забивая меч на расстоянии 10 - 15 см от черенка и наклоняя на себя и от себя. Надземная часть правильно посаженного черенка не превышает 1 - 2 см, его нелегко извлечь из песка. Слабо зажатые песком черенки, как правило, погибают. Хорошие результаты дает посадка черенков под лом. Черенок в этом случае не прижимают, а засыпают сухим песком.

Для улучшения приживаемости рекомендуется обмакивать черенки перед посадкой в глинистый раствор с добавкой гетероауксина (0,3 - 0,4 г на 1 л), который, как и другие стимуляторы роста, значительно повышает приживаемость и ускоряет рост растений в начальной стадии.

Ввиду большого отхода черенков для получения нормальной густоты (800 - 1500 растений на 1 га) посадки проводят с интервалом 1×3 или 1×2 м, высаживая на 1 га 3 - 5 тысяч черенков.

При комбинированных посадках с посевом трав высаживают половинную норму черенков.

В северной части пустынной зоны благодаря большей влажности песков можно допускать значительно более густое расположение растений - 7 - 10 тысяч черенков на 1 га.

Хорошая организация труда при массовых посадках позволяет достичь выработки до 700 черенков на 1 человека.

5.17. Посадка сеянцев и укоренившихся черенков рекомендуется только в местах с особенно неблагоприятными условиями произрастания, где другие способы не дают удовлетворительных результатов. Выращивают сеянцы и черенки, требующие квалифицированного ухода, в специализированных питомниках лесного хозяйства.

Корни сеянцев и черенков перед посадкой обязательно обмакивают в глинистый раствор, желательно с добавкой гетероауксина (0,3 г на 1 л).

5.18. Уход за посадками в первый год сводится к защите растений от выдувания. Индивидуальная защита отдельных растений путем присыпания к ним песка, обкладывания их травой и тем более глиной не дает желаемого результата, поэтому на участках, подверженных выдуванию, рекомендуется применять закрепление поверхности вяжущими материалами или механическую защиту.

Ремонт всех видов защиты в первый год после посадки растений производится после каждого повреждения.

В следующие годы осуществляют посадку растений на участках, где они не прижились, и ремонт механической защиты.

На второй год обычно приходится вновь засаживать около половины общей площади, а на третий год - еще 25 %.

Во взрослых насаждениях проводят планомерные выборочные рубки, которые удлиняют срок защитного действия насаждений и охраняют естественный самосев.

6. ОСОБЕННОСТИ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И УСТРОЙСТВА ЗАЩИТНОГО СЛОЯ.

6.1. Земляное полотно в песчаных пустынях следует возводить в период, когда пески находятся во влажном состоянии. Этот период и его продолжительность устанавливают на основе данных климатического графика (см. п. 2.15).

Сооружение земляного полотна в период летнего зноя нецелесообразно и допускается при соответствующем обосновании и наличии проекта производства работ (ППР).

6.2. Для возведения насыпей в подвижных песках при необходимости поперечного перемещения песка с придорожных полос на расстояние 15 - 25 м (в отдельных случаях - до 40 - 50 м) наиболее рационально применять бульдозеры с уширителями.

Придорожные полосы после разравнивания бульдозерами планируют прицепными грейдерами.

6.3. Для возведения высоких насыпей из песка выемок, сооружаемых при пересечении песчаных гряд, также используют бульдозеры.

Разработку выемки начинают с создания продольной траншеи. Затем последовательно от середины к концам выемки устраивают поперечные траншеи глубиной 2,0 - 2,5 м. Грунт перемещают при этом к оси дороги, после чего по продольной траншее сдвигают в насыпь.

6.4. Допускается в виде исключения увеличивать расстояние перемещения песка бульдозером до 80 - 100 м. В этом случае применяют метод перемещения с промежуточными валами.

При необходимости перемещать песок на большие расстояния, а также при продольном его перемещении (например, на солончаках) следует использовать транспортные средства (тележки на тракторной тяге, скреперы и др.).

При самозагрузке скреперов, используемых в зимне-весенний период для возведения земляного полотна, необходимо применять в качестве толкача бульдозер. Коэффициент наполнения ковша составляет не более 0,6 - 0,7 при влажном и 0,3 - 0,5 при сухом песке.

6.5. Земляное полотно из одноразмерного (барханного) песка допускается возводить сразу на полную высоту без послойного увлажнения и уплотнения, если при стандартном уплотнении объемная масса скелета увеличивается не более чем на 0,08 г/см3. В этом случае уплотняют только верхнюю часть земляного полотна по защитному слою.

6.6. Пылевато-глинистый грунт для устройства защитного слоя и укрепления откосов разрабатывают в карьерах или сосредоточенных резервах экскаватором или бульдозером.

6.7. Наиболее рационально устраивать защитный слой и укреплять откосы в зимне-весенний период, сразу после возведения насыпи, когда влажность грунта близка к оптимальной.

Применение грунтов с влажностью ниже оптимальной нежелательно, так как затрудняется их равномерная укладка и возникает необходимость их искусственного увлажнения при уплотнении.

Использовать переувлажненные грунты для устройства защитного слоя не разрешается.

6.8. Разработанный грунт грузят экскаваторами или механическими погрузчиками в автомобили-самосвалы, прицепные тракторные тележки или другие транспортные средства, вывозят на земляное полотно и укладывают последовательно «от себя».

При устройстве защитного слоя под дорожной одеждой грунт разравнивают бульдозерами, планируют автогрейдерами и немедленно после планировки уплотняют катками на пневматических шинах или тяжелыми гладковальцовыми катками. При недостатке влаги грунт перед уплотнением увлажняют до оптимальной влажности.

Плотность грунта защитного слоя должна составлять не менее 0,98 максимальной при стандартном уплотнении.

При устройстве защитных слоев на откосах грунт разравнивают прицепными грейдерами и укатывают прицепными гладковальцовыми катками.

6.9. Чтобы не допустить пересыхания защитного слоя и частичного выдувания, необходимо немедленно после его уплотнения устраивать дорожное основание. При использовании для основания (или защитного слоя) грунтов и песчано-гравийных смесей, обработанных органическими вяжущими материалами, приготавливать указанные смеси целесообразно в установке.

6.10. При устройстве оснований или защитного слоя из обработанных вяжущими грунтов (материалов) выполняют следующие технологические операции:

разравнивают и планируют верх земляного полотна прицепным грейдером;

вывозят приготовленную смесь автомобилями-самосвалами и выгружают «от себя»;

распределяют смесь бульдозером и планируют автогрейдером;

прикатывают и уплотняют слой катками на пневматических шинах за восемь - десять проходов по одному следу.

6.11. При устройстве защитного слоя или основания смешением на месте добавляют операции по распределению вяжущего автогудронатором и перемешиванию его с грунтом дорожной фрезой ДС-74 за один - два прохода по одному следу.

6.12. При устройстве защитного слоя из геотекстиля выполняют следующие технологические операции:

подготовку земляного полотна;

раскатку рулонов и закрепление полотен;

соединение полотен;

приемочный контроль и засыпку материалов основания с разравниванием, планировкой и уплотнением.

6.13. При подготовке земляного полотна к укладке геотекстиля осуществляют инструментальную разбивку, уборку наносов песка и выравнивание профиля бульдозером, планировку поверхности земляного полотна и откосов прицепным грейдером.

6.14. Раскатку рулонов геотекстиля проводят в продольном и поперечном направлении (рис. 5) на всю ширину земляного полотна.

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: