Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow ВСН 84-89 Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения ве  
21.10.2018
    
ВСН 84-89 Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения ве

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИЗЫСКАНИЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РАЙОНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

_______________________________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

Москва 1990

РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии и Омским филиалом Союздорнии Минтрансстроя при участии СибЦНИИСа и Союздорпроекта Минтрансстроя, Свердловского филиала, Гипротюменнефтегаза Миннефтепрома, Института географии, Сибирского отделения АН СССР, СибАДИ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР.

Исполнители: кандидаты технических наук Б.И. Попов (руководитель работы), А.С.Плоцкий, А.С. Баранковский, Ю.Н. Высоцкий, В.М. Бескровный, Б.В. Белоусов, Н.К. Ланецкий, Ю.Е. Никольский, инженеры Л.Б. Зотова, А.П. Казаков, С.М. Козырев, Г.Б. Линевич, Г.Э. Бруг (Омский филиал Союздорнии); кандидаты технических наук Г.Д. Михайлов, А.П. Глызин, инж. Н.Н. Садовская (Свердловский филиал Гипротюменнефтегаза); кандидаты технических наук А.А. Цернант, А.С. Потапов, инженеры Е.Ф. Казначеева, Ю.Г. Ефимов (СибЦНИИС); д-р геогр. наук В.Р. Алексеев, канд. геогр. наук В.В. Кравченко (Институт география СО АН СССР); д-р техн. наук В.Л. Казарновский, инж. Ю.М. Львович, кандидаты технических наук А.Г. Полуновский, Б.П. Брантман (Союздорнии); канд. техн. наук В.Д. Браславский (Союздорпроект); кандидаты технических наук Н.М. Тупицын, В.А. Давыдов (СибАДИ) причастии инженеров В.С. Русакова, В.Н. Брызгунова, Ю.В. Петешова, А.А. Лыткина, канд. техн. наук О.Г. Бабака (Омский филиал Союздорнии); инженеров М.Г. Раткевич, Ю.П. Куркина, З.М. Палькиной (СибЦНИИС); Б.А. Знаменского, В.Н. Храмцова (Свердловский филиал Гипротюменнефтегаза).

ВНЕСЕНЫ Союздорнии и Омским филиалом Союздорнии.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением Минтрансстроя.

С введением в действие ВСН 84-89 "Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты" утрачивают силу "Инструкция по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты ВСН 84-75, Дополнение №1 к ВСН 84-75, "Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог для обустройства нефтяных и газовых месторождений на севере Тюменской области и в других районах тундры с аналогичными условиями" ВСН 201-85.

СОГЛАСОВАНЫ с Госстроем СССР № МЧ-4517-8 от 26.12.88, Мингазпромом № РВ-501 от 19.05.88, Миннефтепромом № ШД-210 от 01.03.88.

Министерство транспортного строительства (Минтрансстрой)

Ведомственные строительные нормы

Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты

Взамен
ВСН 84-75,
Дополнения № 1
к ВСН 84-75, ВСН 201-85

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Область применения

1.1. Настоящие нормы предназначены для руководства при изысканиях, проектировании и строительстве автомобильных дорог общего пользования, промышленного и сельскохозяйственного назначения в районах вечной мерзлоты (рис.1).

1.2. В нормах отражены лишь специфические требования, связанные с особыми природными условиями зоны вечной мерзлоты, поэтому при разработке проектно-технологических решений необходимо руководствоваться общими требованиями СНиПа по проектированию автомобильных дорог, СНиПа по проектированию мостов и труб, СНиПа по строительству автомобильных дорог, СНиПа по проектированию оснований и фундаментов на вечномерзлых грунтах, СНиПа по проектированию магистральных трубопроводов.

1.3. При разработке проектов на строительство автомобильных дорог в том или ином районе зоны вечной мерзлоты следует осуществлять инженерно-геокриологический прогноз с учетом опыта строительства и эксплуатации автомобильных дорог в этом районе и других с аналогичными условиями.

Инженерно-геокриологический прогноз предусматривает общую оценку возможного проявления криогенных процессов, их масштабов и интенсивности на отдельных участках проектируемых автомобильных дорог, а также расчеты ореолов оттаивания (промерзания) и величины деформаций осадки (пучения) в поперечном профиле дорожных конструкций.

Внесены Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии) Минтрансстроя

Утверждены письмом Министерства транспортного строительства
от 13 марта 1989 г. № АВ-110

Срок введения
в действие
30 марта 1989г


Рис.1. Схематическая карта распространения вечномерзлых грунтов на территории СССР


1.4. В новых, осваиваемых районах, на сложных и особо сложных в инженерно-геологическом отношении участках местности необходимо проводить круглогодичные стационарные наблюдения за температурным и влажностным режимами, деформациями осадки (пучения) дорожных конструкций на специально организуемых постах и опытных участках в соответствии с рекомендуемым приложением 1.

1.5. При разработке проектов на строительство автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты следует руководствоваться Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР" от 6 декабря 1984 г. №306-р.

Дорожно-климатическое районирование

1.6. В зоне вечной мерзлоты, относящейся согласно СНиП 2.05.02-85 к 1 дорожно-климатической зоне, необходимо различать три дорожно-климатические подзоны по следующим общим признакам: климатическим условиям, влажности грунтов деятельного (сезоннооттаивающего) слоя, его мощности, характеру распространения и температуре вечномерзлых грунтов.

Приблизительные географические границы дорожно-климатических подзон приведены на рис.2, а их характеристика дана в табл. 1.

1.7. При выработке проектных и технологических решений по трассам автомобильных дорог в каждой дорожно-климатической подзоне следует различать три типа местности по условиям увлажнения грунтов основания и мерзлотно-грунтовым признакам (табл.2).

1.8. Грунты сезоннооттаивающего слоя и вечномерзлой толщи в каждом типе местности должны иметь характеристики суммарной влажности, льдистости и степени просадочности при оттаивании согласно табл.3.


Таблица 1

Характеристика

Дорожно-климатическая подзона

 

11

12

13

 

Территории, входящие в подзону. Рельеф

Тундровые, лесотундровые. Пятнистый и мелковсхолмленный микрорельеф

Таежные. Горный и грядово-сопочный рельеф

Таежные, лесостепные, степные, побережье Баренцева и Охотского морей. Рельеф равнинный и холмистый в западной части, горно-холмистый - в восточной

 

Распространение вечномерзлых грунтов мощностью, м

Сплошное, 100 - 500 и более

Сплошное, 100 - 500

Преимущественно островное, 25 - 200

 

Температура вечномерзлых грунтов, °С

От минус 1,5 - 3 до минус 12 (на глубине 10 - 12 м)

От минус 1,5 - 3 до минус 7

От 0 до минус 1,5 - 3

 

Мощность сезоннооттаивающего слоя ,м

0,4 - 2 (преимущественно менее 1)

0,6 - 3

³3

 

Преобладающие грунты

Глинистые, пылеватые, торфоглинистые

Скальные, щебенистые, гравийно-галечниковые, песчаные, глинистые

Скальные, щебенистые, глинистые, пылеватые, торфоглинистые, песчаные в западной части, щебенистые, галечниковые, глинистые - в восточной

 

Среднегодовая относительная влажность грунтов, доли влажности на границе текучести Wт

>1

0,7 - 1

0,7 - 1

 

Мерзлотные процессы и явления

Мерзлые льдистые торфяники на территории океанического влияния (север европейской части и Западной Сибири, Чукотка, Камчатка); выходы сухо-, сыпуче-, твердо- и пластичномерзлых мелкозернистых песков. Высокое содержание льдов различных типов с неглубоким залеганием.

Подземные льды разных типов, широко распространенные на низменных равнинах с развитым термокарстом

Подземные льды, преимущественно инъекционные, сезонные и многолетние, только в долинах рек.

 

Единичные термокарстовые образования, приуроченные к долинам рек

Широкое распространение термокарстовых образований, приуроченных преимущественно к сильнольдистым грунтам, залежам повторно-жильного и инъекционного льда

 

Криогенные процессы

Интенсивное развитие бугров пучения, морозобойного растрескивания, солифлюкции, пятнообразований

Морозобойное растрескивание, пучение, наледеобразование на реках (особенно в северо-восточной части района)

Сезонные бугры пучения, наледеобразование

 

Примечания: 1. В горных районах в связи с вертикальной зональностью необходимо учитывать изменение природно-климатических условии по мере увеличения высоты пояса.

2. В гористой местности вечномерзлые грунты, как правило, встречаются на склонах северной экспозиции, в пониженных затененных местах и на заболоченных участках.

Рис.2. Схематическая карта подзон распространения вечномерзлых грунтов в I дорожно-климатической зоне:
11 - северная подзона низкотемпературных вечномерзлых грунтов (НТВМГ) сплошного распространения; l2 - центральная подзона НТВМГ сплошного распространения, 13 - южная подзона высокотемпературных вечномерзлых грунтов (ВТВМГ) островного и частично сплошного распространения.

Таблица 2

Характеристика

Тип местности по условиям увлажнения

1-й

2-й

3-й

Условия увлажнения грунтов

Сухие места. Поверхностный сток обеспечен; надмерзлотные воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов

Сырые места. Поверхностный сток не обеспечен; в летний период возможно избыточное увлажнение грунтов в сезоннооттаивающем слое поверхностными и надмерзлотными водами

Мокрые места. Поверхностный сток не обеспечен; в летний период постоянное избыточное увлажнение грунтов в сезоннооттаивающем слое поверхностными и надмерзлотными водами

Характеристика рельефа

Каменистые возвышенности, сопки с крутыми склонами, гравийно-галечниковые и песчаные косы

Плоские водоразделы, горы с пологими склонами и со шлейфами

Мари, заболоченные тальвеги, замкнутые впадины с развитым моховым покровом и торфом

Мощность сезоннооттаивающего слоя, м

>2,5

1,0 - 2,5

<1

Тип грунтов

Крупнообломочные, гравийно-галечниковые, песчаные, супесчаные

Песчаные, глинистые, биогенные

Глинистые, торфяные, возможно наличие подземных льдов

Характеристика грунтов

Массивная текстура, непросадочные или талые с относительной влажностью ниже 0,77WТ

Массивная и слоистая текстура, малольдистые и малопросадочные с относительной влажностью (0,77¸1)WТ

Слоистая и сетчатая текстуры, льдистые и сильнольдистые, просадочные и сильнопросадочные с относительной влажностью вышеWТ

Мерзлотные процессы и явления

Отсутствуют

Заболачивание, сезонные бугры пучения

Заболачивание, многолетние бугры пучения, торфяники, термокарст, солифлюкция

Таблица 3

Категория просадочности грунта

Тип грунта по льдистости и просадочности в сезоннооттаивающем слое и подстилающей вечномерзлой толще

Относительная осадка при оттаивании и льдистость за счет ледяных включений в вечномерзлой толще, доли единицы

Суммарная влажность, доли единицы

песков мелкозернистых

песков пылеватых, супесей легких

супесей, суглинков, глин

торфа

I

Без ледяных включений, непросадочный

0 - 0,01

<0,18

<0,20

<0,20

-

II

Малольдистый, малопросадочный

0,01 - 0,10

0,18 - 0,25

0,20 - 0,40

0,20 - 0,40

<2

Ш

Льдистый, просадочный

0,10 - 0,40

>0,25

>0,40

0,40 - 1,10

2 - 12

IV

Сильнольдистый, сильнопросадочный

0,40 - 0,60

-

-

>1,10

>12

V

С крупными включениями подземного льда, чрезмерно просадочный

0,60 - 1,00

-

-

>1,10

>12


2. ИЗЫСКАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Общие требования

2.1. Инженерные изыскания на трассе автомобильных дорог выполняют в соответствии с общими требованиями СНиП 1.02.07-87, СНиП 2.02.04-88, СНиП 2.05.02-85 и настоящих норм.

2.2. Инженерные изыскания проводят в две стадии (что определяется стадийностью проектирования): изыскания для проекта и для рабочей документации. При составлении рабочего проекта изыскания проводят в одну стадию согласно СНиП 1.02.07-87.

2.3. Инженерные изыскания включают в себя комплекс геодезических, геологических и гидрометеорологических работ, выполняемых в подготовительный, полевой и камеральный периоды.

Объем изыскательских работ на каждой стадии корректируют в зависимости от сложности топографических, геологических и гидрометеорологических условий с учетом степени изученности и освоенности района изысканий.

2.4. В результате проведения изысканий должны быть получены материалы, достаточные для сравнения вариантов трассы, проектирования автомобильной дороги со всеми необходимыми сооружениями и определения стоимости ее строительства.

Инженерно-геодезические работы при технических изысканиях

2.5. Технические изыскания содержат комплекс геодезических, топографических и картографических работ, выполняемых аэрофотосъемкой и наземными методами, и включают в себя: камеральное и полевое трассирование автомобильных дорог, ситуационную съемку полосы местности вдоль трассы; топографическую съемку переходов трассы через водотоки, водоемы, существующие коммуникации; планово-высотную привязку горных выработок и различных точек полевых измерений и наблюдений (геофизических, гидрогеологических, температурных, гидрологических и др.).

2.6. Камеральное трассирование осуществляют по топографическим картам и планам в масштабе 1:10000 - 1:25000 с использованием инженерно-геологических и геокриологических карт и схем дешифрирования аэро-фотоматериалов. При выборе трассы можно применять ландшафтно-индикационный метод согласно рекомендуемому приложению 2.

2.7. Трассу следует проектировать на наиболее сухих участках по террасам и склонам южной экспозиции, на крупнообломочных скальных, песчаных и гравелистых грунтах.

При выборе вариантов в горной и пересеченной местности предпочтение отдают водораздельным и долинным ходам по надпойменным террасам и наветренным пологим склонам южной экспозиции в пределах средней или верхней трети косогора.

В долинах трассу прокладывают на расстоянии не менее 50 - 60 м от подошвы возвышенности из условия уменьшения снегозаносимости дороги и ее удаления от мест возможных мощных отложений снега, приводящих к образованию лавин на косогорных участках.

2.8. При трассировании необходимо обходить участки с неблагоприятными мерзлотными и грунтово-гидрогеологическими условиями (близкое залегание подземных льдов; наледные участки; крупные бугры и гряды пучения; склоны, подверженные солифлюкции; участки с льдонасыщенными грунтами, термокарстом и многочисленными термокарстовыми озерами).

2.9. При выборе положения трассы следует отдавать предпочтение участкам с минимальной высотой снежного покрова, выявляемым снегомерной съемкой.

2.10. Вопрос о прокладке трассы в обход населенных пунктов или через них решает в каждом конкретном случае проектная организация совместно с планирующими органами местных, республиканских, краевых, областных и районных исполкомов советов народных депутатов.

2.11. Трассу на местности по высоте следует закреплять постоянными и временными мерзлотными реперами. Постоянные реперы предусматривают не реже чем через 1 км, а временные - через 2 км. Постоянные реперы устанавливают также на переходах через водотоки, на опытных участках и наблюдательных постах (см. рекомендуемое приложение 1).

Инженерно-геологические изыскания

2.12. Состав и объем работ при инженерно-геологических изысканиях определяются стадией проектирования, сложностью мерзлотно-грунтовых условий, степенью их изученности и устанавливаются программой работ, составленной на основе задания заказчика.

2.13. По сложности мерзлотно-грунтовых условий выделяют участки:

простые - с однородной ландшафтной обстановкой; с простым микрорельефом; без мерзлотных процессов и явлений, торфяников, марей и озер; с преобладающим однородным грунтовым разрезом при глубоком расположении грунтовых вод или их отсутствии;

сложные - с однородной ландшафтной обстановкой; с усложненным микрорельефом; с болотами, торфяниками, марями и озерами; с преобладающим неоднородным грунтовым разрезом и переменным уровнем водоносных горизонтов;

особо сложные - с неоднородной ландшафтной обстановкой; со сложным микрорельефом; с торфяниками, марями, озерами, сильнольдистыми грунтами и подземными льдами в верхних слоях грунтового разреза и широким развитием мерзлотных процессов и явлений.

2.14. При выборе направления трассы автомобильной дороги осуществляют:

сбор, анализ и обобщение данных о природных условиях района строительства из материалов ранее выполненных изысканий или литературных источников;

инженерно-теокриологическую рекогносцировку или мелкомасштабную инженерно-геологическую съемку;

поисково-оценочные работы по выявлению грунтовых карьеров и резервов.

2.15. Аэрофотоматериалы дешифрируют на основе ландшафтно-индикационного метода. По результатам дешифрирования составляют предварительную карту природно-территориальных комплексов (ПТК), ландшафтно-индикационные таблицы и предварительную инженерно-геокриологическую карту-схему в масштабе 1:25000 с контурами перспективных участков притрассовых карьеров.

2.16. Полевые работы для выбора направления трассы не производят, если на район строительства имеются материалы инженерно-геологических съемок прошлых лет в масштабе не менее чем 1:200000.

2.17. В тех случаях, когда имеющиеся материалы не позволяют выбрать оптимальную трассу или возникает необходимость уточнения вариантов, следует выполнить инженерно-геологическую рекогносцировку или мелкомасштабную мерзлотную съемку.

2.18. В результате мерзлотной съемки должны быть установлены:

участки распространения мерзлых и талых грунтов, марей, озер, мерзлотных процессов и явлений;

литологические разрезы; типы грунтов по литологическим видам и строительным свойствам; генезис, состав, криогенное строение, суммарная влажность, льдистость, плотность, засоленность грунтов; сжимаемость грунтов сезоннооттаивающего слоя; просадочность мерзлых грунтов при оттаивании;

уровень поверхностных и подземных вод, их агрессивность и коррозионная активность;

тип местности по увлажнению и мерзлотно-грунтовым условиям;

карьеры месторождений грунтов, применяемых для сооружения земляного полотна;

данные для общего геокриологического прогноза.

2.19. Оптимальный вариант трассы необходимо выбирать по карте НТК или инженерно-геокриологической карте-схеме с учетом топографических и геокриологических условий, мерзлотного прогноза, рекомендуемого принципа использования вечномерзлых грунтов, принятых конструктивных решений и технико-экономических показателей.

2.20. Для выбранного варианта трассы составляют продольный профиль с инженерно-геологическими данными, выделяют участки индивидуального проектирования, а также фиксируют местоположение искусственных сооружений.

2.21. При изысканиях на выбранном варианте необходимо выполнять: мерзлотную съемку в комплексе с инженерно-геологическими и гидрологическими исследованиями; детальную инженерно-геологическую разведку; инженерно-геологическое опробование; разведку грунтов для земляного полотна и материалов для дорожных одежд.

2.22. В процессе мерзлотной съемки следует при необходимости проводить аэровизуальные наблюдения, геофизические исследования, проходку горных выработок и опробование грунтов.

2.23. Масштаб съемки следует устанавливать 1:5000, на топографической основе также 1:5000; в особо сложных условиях масштаб может быть 1:2000.

2.24. Аэрофотоснимки должны быть выполнены в масштабе 1:4000 - 1:10000. По результатам дешифрирования аэрофотоматериалов составляют карту инженерно-геологических условий трассы в масштабе 1:5000.

2.25. Инженерно-геологическую съемку вдоль трассы необходимо выполнять в пределах полосы шириной 200 м на простых и сложных участках; в особо сложных условиях ширину полосы следует увеличить до 500 м. Участки проявления неблагоприятных инженерно-геологических и мерзлотных процессов должны быть оконтурены полностью, даже если выходят за рекомендуемые границы полосы съемки.

2.26. При плохой проходимости местности съемку допускается производить методом ключевых участков. Ключевые участки следует назначать так, чтобы они охватывали все типы ПТК, районы залегания наиболее распространенных типов мерзлых и талых грунтов, зоны проявления основных физико-геологических и мерзлотных явлений и процессов. Количество ключевых участков определяют индивидуально, но каждый тип ПТК должен быть изучен не менее чем на двух ключевых участках. Размер ключевых участков принимают 0,1 - 0,3 км2, масштаб съемки на них - 1:2000. На ключевых участках выполняют все виды работ, входящие в мерзлотную съемку.

2.27. Выявление и оконтуривание мест распространения мерзлых пород, таликов, подземных льдов, а также измерение температуры грунтов осуществляют геофизическими методами - электропрофилированием (ЭП) вертикальным электрическим зондированием (ВЭЗ), термокаротажем.

Электропрофилирование проводят по оси трассы на сложных и особо сложных участках; вертикальное электрическое зондирование и термокаротаж грунтов в скважинах предусматривают на всех ключевых участках, а также на мостовых переходах, в районах расположения водопропускных труб, в местах индивидуального проектирования.

Толщину снежных отложений и запасы влаги в бассейнах водосбора определяют радиолокационным зондированием территории в пределах полосы аэрофотосъемки. Полученные данные используют для выбора и назначения типов водопропускных сооружений.

2.28. Горные выработки располагают по выбранному направлению, трассы на всех характерных участках с учетом результатов электропрофилирования и вертикального электрического зондирования. Глубину выработок, назначают следующим образом: шурфов - в зависимости от глубины сезонного оттаивания - 1 - 3 м; зондировочных скважин - до минерального дна торфяников и марей плюс 1 м, но не менее 3 м; опорных и контрольных скважин - до глубины нулевых годовых амплитуд, но не менее 10 м.

2.29. Количество горных выработок при мерзлотной съемке назначают в зависимости от сложности мерзлотно-грунтовых условий и масштаба съемки, руководствуясь данными табл.4.

Таблица 4

Мерзлотно-грунтовые условия

Масштаб съемки

Количество выработок

на 1 км трассы

на 1 ключевой участок

Простые

1:5000

4

12

Сложные

1:5000

6

18

Очень сложные

1:5000 или 1:2000

Согласно программе

2.30. Для детальной инженерно-геологической разведки назначают:

на участках с развитием термокарста, на марях, при наличии подземных льдов, на косогорных участках - три - пять выработок на один поперечник, количество которых должно быть не менее трех на 1 км;

по оси малых мостов и труб длиной до 25 м - две, а более 25 м - три выработки на требуемую глубину;

по оси средних и больших мостов - под каждой опорой на требуемую глубину.

2.31. На участках, где проектируют выемки глубиной до 3 м и длиной 300 м, проходят не менее двух скважин на глубину на 2 - 2,5м ниже ориентировочных проектных отметок проезжей части. Участки выемок глубже 3 м обследуют по индивидуальным программам.

На косогорных участках при глубине выемки более 3 м скважины закладывают по поперечникам: первую - на оси дороги, вторую - в месте пересечения нагорного откоса выемки с поверхностью склона. Для полувыемки - полунасыпи необходимо предусматривать три выработки на поперечнике (третья выработка - в низовой части откоса).

2.32. Образцы грунта для лабораторного определения их физико-механических и теплофизических свойств отбирают из опорных, контрольных и разведочных скважин в количестве, достаточном для характеристики каждого инженерно-геологического элемента, согласно СНиП 2.02.01-83 и ГОСТ 20522-75. При отсутствии предварительных данных об однородности грунтов пробы для исследований необходимо брать в скважинах из каждого слоя грунта.

2.33. Для каждого вида грунта следует определять его классификационные характеристики согласно ГОСТ 25100-82, а также криогенную текстуру, суммарную влажность, льдистость, просадочность при оттаивании, коэффициент теплопроводности, теплоемкость, температуру начала замерзания, количество незамерзшей воды.

2.34. При наличии подземных вод в разрезе по трассе должно быть взято не менее трех проб из каждого водоносного горизонта для химического анализа в целях определения коррозионной активности согласно ГОСТ 9.015-74* и агрессивности по отношению к бетону - по СНиП II-28-73.

2.35. При изысканиях следует изучать грунты полевыми методами: статическим и динамическим зондированием, прессиометрией, вращательным срезом, испытанием мерзлых грунтов статическими нагрузками (термоштампом). Состав и методика работ должны быть отражены в программе, причем прессиометрию и испытание грунтов статическими нагрузками следует предусматривать лишь в местах, где проектируются искусственные сооружения.

2.36. Разведка месторождений грунтов для земляного полотна в первую очередь должна проводиться в пределах полосы выбранного варианта трассы. Карьеры и резервы необходимо разведывать в пределах сквозных и несквозных таликов с мощностью полезного слоя талого грунта не менее 2 м. При необходимости закладки карьеров в мерзлых грунтах предварительно следует оценить сложность их разработки, как в летний, так и зимний период.

2.37. Разведка месторождений грунтов включает: горно-буровые и геофизические работы, опробование грунтов, лабораторные исследования.

Горно-буровые работы следует производить по сетке категории запасов С1 (табл.5) до предполагаемой глубины карьера или резерва. Перед началом горно-буровых работ может быть выполнено электропрофилирование по осям предполагаемого карьера. В результате опробования грунтов следует определять: для песков - естественную влажность, классификационные показатели, оптимальную влажность и максимальную стандартную плотность, коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии, а для мерзлых грунтов, кроме перечисленных характеристик, - суммарную влажность и льдистость, в том числе за счет ледяных включений, криогенную текстуру.

Таблица 5

Мерзлотные условия

Тип месторождения

Расстояние, м, между

линиями

выработками

Простые, а также грунты талые

I

200

200

II

150 - 200

75

III

100

50

Сложные, очень сложные

I

100 - 200

100

II

100 - 150

50 - 75

III

50 - 100

25 - 50

2.38. На месторождениях, предназначенных для разработки способом гидромеханизации, дополнительно определяют содержание легкорастворимых солей и растительных остатков, степень окатанности частиц. Устанавливают степень засоренности карьера и группу грунтов по трудности разработки землесосными снарядами.

При размещении карьера в пределах подрусловых или подозерных таликов необходимо их оконтуривать с выявлением участков, подверженных сезонному промерзанию дна водотока или водоема при снижении уровня воды зимой и примерзании ледяного покрова ко дну. Для таких участков группу грунта по трудности разработки землесосными снарядами устанавливают в соответствии с требованиями СНиП IV-5-84 по расчетному или фактическому (определенному на основе фотографии рабочего процесса) удельному расходу воды на 1 м3 грунта, включая процесс размыва слоя сезонного промерзания или талика, в том числе предварительное разрыхление мерзлого слоя буровзрывным или механическим способом.

2.39. С целью установить наличие в районе строительства материалов требуемого для дорожных одежд качества ведут разведку месторождений песка, гравия и камня. Качество исходного материала для организации притрассовых карьеров определяется соответствующими ГОСТами. При отсутствии в районе, прилегающем к строительству дороги, местных строительных материалов требуемого качества используют строительные материалы из промышленных карьеров.

2.40. На выявленных в процессе изысканий наледных участках выполняют буровые, геофизические, а также специальные опытно-фильтрационные работы в объеме, необходимом для количественного прогноза наледеобразования и проектирования земляного полотна, водопропускных сооружений, противоналедных устройств и определения противоналедных мероприятий.

2.41. Буровые и геофизические работы проводят для выявления и оконтуривания зон выхода подземных и надмерзлотных вод, установления характеристик водоносных горизонтов, мерзлотно-грунтовых условий участка. При этом количество и размещение скважин и точек геофизического зондирования определяют в зависимости от типа проектируемых противоналедных устройств:

для дренажно-водоотводных сооружений - на оси дрен и коллекторов через 40 - 50 м (точки геофизического зондирования) и 75 - 100 м (скважины), но не менее чем по 2 в пределах дрены и коллектора;

для противоналедного вала - 3 - 5 скважин глубиной 5 м по оси вала;

для мерзлотного пояса - 2 - 3 скважины глубиной, равной глубине прогнозируемого сезонного оттаивания, но не менее 3 м по оси пояса.

Для регуляции русла и проектирования утепленных водоотводных лотков предусматривают выработки при необходимости уточнения поперечного и продольного разрезов долины и наличия подруслового потока.

Опытно-фильтрационные работы назначают в отдельных случаях для оценки водопроницаемости пород водоносного пласта, его мощности, направления и скорости фильтрации.

2.42. По результатам выполненных изысканий по трассе следует составлять:

карты трассы и ключевых участков в масштабе 1:10000;

карты инженерно-геологических условий и карты инженерно-геологического районирования трассы в масштабе 1:10000; карты ПТК - 1:10000; геокриологическую карту вдоль магистрального хода трассы - 1:10000; инженерно-геологические разрезы ключевых участков, инженерно-геокриологический разрез трассы по основному направлению; геоэлектрические разрезы; сводные таблицы физических, теплофизических и механических свойств грунтов; паспорта месторождений грунтов; таблицы, ведомости и графики, составленные на основе полевых исследований свойств грунтов, температурных и других стационарных наблюдений; таблицы и графики теплотехнических расчетов и мерзлотного прогноза.

Требования к инженерно-гидрометеорологическим изысканиям

2.43. Инженерно-гидрометеорологические изыскания следует производить в соответствии с общими требованиями СНиП 1.02.07-87, СНиП 2.01.14-83, наставлениями Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и настоящих норм.

2.44. Гидрометеорологические изыскания включают в себя: сбор, анализ и обобщение данных о гидрологических и метеорологических условиях района строительства, в том числе материалов ранее выполненных изысканий; рекогносцировку и выбор мест переходов через водотоки; гидрологические и метеорологические наблюдения и исследования; работы по определению гидрографических и морфологических характеристик; установление требуемых для проектирования расчетных гидрометеорологических параметров.

2.45. Объем и состав гидрометеорологических изысканий в каждом конкретном случае устанавливаются заданием и зависят от сроков их проведения, степени изученности района, сложности объекта строительства и специфических условий формирования гидрометеорологического режима.

2.46. В результате гидрометеорологических изысканий должны быть получены следующие данные: инженерно-гидрометеорологические условия в районе проложения трассы; гидрологические и климатологические характеристики, необходимые для проектирования; региональные особенности пересекаемых водотоков; возможные изменения гидрометеорологических условий территории и акватории.

2.47. Предварительный сбор данных осуществляют в подготовительный период, при этом необходимо проанализировать и обобщить: материалы гидрометеорологических исследований района прошлых лет; материалы гидрологических изысканий района проложения трассы автомобильной дороги в местах пересечений с постоянными водотоками, необходимые для назначения отверстий мостов, основных размеров регуляционных сооружений, отвалов и берегоукрепительных конструкций, а также подходов к мостам; результаты многолетних метеорологических наблюдений в районе проложения трассы (температурный режим в течение года; направление и сила ветра по месяцам; количество осадков; глубина промерзания (оттаивания) грунтов; даты первых и последних заморозков, первых морозов, образования и схода снежного покрова; сведения о тумане, гололеде, снегопереносе, ледоходе, заторе русел и карчеходе).

2.48. В полевой период должны быть получены гидрологические характеристики водотоков разными методами, в том числе с помощью временных пунктов наблюдений.

Во время половодья или паводков следует определять расход, скорость и направление течения воды, уклон водной поверхности, характеристику ледохода. В беспаводочный период необходимо проводить морфометрические работы: разбивку и съемку морфометрических створов; установление уровней меженных и высоких вод, времени и уровня ледостава, низкого и высокого ледохода; съемку продольного профиля (с отметками глубин реки); выявление ситуационных характеристик.

2.49. При изысканиях мостовых переходов через водотоки дополнительно проводят гидрологические исследования, руководствуясь наставлениями по изысканию и проектированию мостовых переходов ЦНИИСа и Главтранспроекта Минтрансстроя, с целью выявить следующие особенности режима рек:

прохождение паводков и ледохода поверх ледяного покрова, в частности двухлетнего; образование ледяных заторов, а также подпоров воды при таких паводках и под влиянием других факторов;

наличие ледяных заторов и подпоров воды, возникающих вследствие неодновременного вскрытия рек, текущих с юга на север;

наличие глубинных и боковых размывов, спрямление русла и другие деформации, вызванные проходом паводка при ледяном покрове и наледях;

расходы постоянных и периодически действующих водотоков в осенне-зимний период и их изменение; источники питания и их удаление от места перехода; уклоны русла и другие характеристики водотока (ширина и конфигурация русла, наличие растительности и условия снегозаносимости);

характер прохождения весеннего паводка (при наличии русловой наледи); интенсивность разрушения наледного льда;

образование наледей талых вод, их объем и мощность в случаях суточных или декадных переходов температуры воздуха через 0°С;

возможные изменения расхода воды при прохождении водотока через сооружение при строительстве и эксплуатации последнего;

возможные места выхода селевых паводков в горных районах, вызванных бурным таянием снега.

2.50. При изысканиях переходов через обводненные лога выявляют: уклоны логов и их склонов, данные о подрусловых и грунтовых потоках (площади поперечных сечений подземных потоков, коэффициенты фильтрации грунтов, источники питания).

2.51. При выборе мест перехода через водотоки следует избегать участков с подземными льдами, криопэгами и мест возможного образования наледей (перекаты, устьевые участки рек и притоков, места с островами и староречьями, широкие заболоченные поймы), а также излучин, так как в период паводков здесь возможно спрямление русел. Как правило, для перехода надо выбирать узкие и глубокие русла с близким залеганием скальных пород, гравелистых и песчаных грунтов.

2.52. Окончательный выбор места перехода осуществляют на основе материалов инженерно-геологического обследования участка с выявлением подземных льдов, таликов и криопэгов и только после решения вопроса о возможности устройства опор приступают к подробным изысканиям. Как правило, опоры не допускается располагать над подземными льдами. В виде исключения возможно их строительство над подземными льдами в сухих логах с сохранением мерзлого состояния грунтов в их основании в процессе службы искусственного сооружения, а также на водотоках в районах с температурой вечной мерзлоты ниже минус 5°С.

2.53. В случае, если на реках отсутствуют постоянные водомерные посты гидрометеорологической службы или данные ближайших станций не распространяются на район изысканий, следует проводить специальный стационарные гидрологические наблюдения в объеме, необходимом для проектирования мостовых переходов.

2.54. При камеральных работах на стадии проектирования мостовых переходов должны быть получены следующие материалы:

расчетные расход и уровень воды, предварительный расчет отверстий моста;

живые сечения с отметками горизонтов расчетных и меженных вод, уровней высокого ледохода, первой и высокой подвижек льда, средней и низкой меженей;

план бассейна с основными притоками, расположением существующих мостов, плотин и водомерных постов с таблицей гидрологических и гидравлических данных;

графики колебания уровней воды (многолетних и характерных);

продольный и поперечный профили реки с привязкой к оси перехода;

схемы существующих мостов с нанесением на них отметок горизонта меженных вод и расчетного горизонта высоких вод.

2.56. В материалах изысканий следует выделять участки, где наледи формируются как в естественной природной обстановке, так и при ее изменении в результате строительства (места с потенциальными условиями появления наледи).

К таким местам следует относить участки с подземными водами, горизонт которых стесняется при промерзании; сильно заболоченные склоны; групповые выходы подземных вод (родники); устья водотоков, особенно места слияния нескольких водотоков; водотоки с распластанными руслами, небольшими глубинами и выступающими из воды грядами галечника; перекаты со скальными выступами и валунами; порожистые участки.

2.57. При изысканиях следует различать наледи, образующиеся в естественной природной обстановке:

а) подземных вод: ключевые - питающиеся постоянно действующими источниками подземных вод (для зоны вечной мерзлоты надмерзлотными и межмерзлотными водами); грунтовые - формирующиеся за счет вод, залегающих на первом от поверхности водоупорном горизонте;

б) поверхностных вод: речные - формирующиеся при послойном намораживании речных вод на поверхности ледяного покрова; озерные - формирующиеся при послойном намораживании озерных вод на поверхности и ледяного покрова; наледи от таяния снега и льда в условиях частого перехода температур воздуха через 0°С;

в) смешанных вод - формирующиеся на участках, где отмечается гидравлическая связь поверхностных и подземных вод.

2.58. Изыскания на наледных участках должны предусматривать: выбор наиболее рационального проложения трассы на местности (пересечение или обход наледных участков); проектирование мостов, труб и земляного полотна, конструкции которых не способствуют формированию наледей; проектирование противоналедных устройств в комплексе с типовыми сооружениями автомобильных дорог.

2.59. Аэрофотосъемку участков природных наледей осуществляют в пределах полосы шириной 1000 м в сочетании с аэровизуальным обследованием и при необходимости авиадесантными наблюдениями, в ходе которых производят инструментальную съемку участков выявленных наледей, уточняют степень их опасности. Работы выполняют в зимне-весенний период.

2.60. Для прогнозирования наледной опасности на участках постоянных водотоков, пересекаемых трассой, в начале зимы проводят их специальное гидрологическое обследование.

2.61. По результатам инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий участки, где предусматривается устройство выемок и полувыемок, необходимо оценивать с точки зрения возможности образования в них наледей подземных, в том числе надмерзлотных, вод.

2.62. При весеннем обследовании наледей на водотоках устанавливают:

морфометрические характеристики наледей (площадь, объем, среднюю и максимальную мощности льда) с плановой привязкой к местности и оси трассы;

форму поверхности наледей; наличие наледных бугров, трещин; толщину снежного покрова; цвет и характер слоистости льда;

наличие полыней, изливов воды через наледные бугры, температуру воды незамерзающих источников; ориентировочный расход воды, в том числе в русле водотока, выше и ниже наледи;

время формирования наледи (по опросу, косвенным признакам, результатам наблюдений на типичных участках); основные причины образования наледей.

2.63. При гидрологическом обследовании наледных водотоков в летне-осенний период и постоянных водотоков прогнозируемого наледеобразования в начале зимы устанавливают:

гидрометрические характеристики (расход воды, скорость течения, ширину и глубину водотока), характер и уклон русла водотока;

участки выхода подземных вод на поверхность, температуру и химический состав воды;

характер ледяного покрова и его толщину, распределение снега, литологический состав русловых отложений.

2.64. При обследовании наледей подземных и надмерзлотных вод оценивают характер водоносного горизонта и условия выхода вод на поверхность.

Результаты обследования каждого участка заносят в паспорт с заключением о прогнозируемой степени опасности, возможном смещении трассы, конструкции, земляного полотна и водопропускных сооружений, возможных вариантах противоналедных мероприятий и сооружений, видах и объемах требуемых инженерно-геологических работ.

2.65. По результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий составляют краткое физико-географическое, климатическое и гидрометеорологическое описание района, определяют гидрологические и климатические характеристики трассы и составляют прогноз их возможных изменений.

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Общие требования

3.1. Категории автомобильных дорог общего пользования, к которым относятся дороги общегосударственного, республиканского, краевого, областного и местного значения, назначают по приведенной интенсивности движения согласно СНиП 2.05.02-85, а промышленных - по расчетному объему перевозок согласно СНиП 2.05.07-85.

3.2. План и продольный профиль дороги, основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна, пересечения и примыкания, элементы обустройства дороги, дорожной и автотранспортной служб назначают согласно СНиП 2.05.02-85 и СНиП 2.05.07-85.

3.3. Земляное полотно, дорожную одежду, водоотводные и искусственные сооружения, в том числе противоналедные, проектируют с учетом теплового и механического взаимодействия их с грунтами естественных оснований, исходя из конструктивных особенностей, назначения и категории автомобильной дороги, а также инженерно-геологических и мерзлотно-грунтовых условий района ее строительства.

При этом продольный профиль дороги должен разрабатываться с учетом возможных изменений водно-теплового режима грунтов сезоннооттаивающего слоя и подстилающих вечномерзлых грунтов, режима и высоты снежных отложений, а также ледотермического режима водотоков, которые произойдут в результате освоения территории застройки, эксплуатации возведенных на ней и соседних участках сооружений и зданий, устройства водоотводных канав, подземных и наземных коммуникаций и т.д.

3.4. Основными мерами, обеспечивающими устойчивость дорожных конструкций (земляного полотна и дорожной одежды) на местности с наличием вечномерзлых грунтов во всех дорожно-климатических подзонах, являются:

проектирование земляного полотна, как правило, в насыпях;

возведение земляного полотна из скальных, крупнообломочных и песчаных грунтов, а при их дефиците - из глинистых;

применение естественных и искусственных теплоизоляционных материалов в основании земляного полотна, теле насыпей и дорожной одежде;

применение нетканых синтетических (геотекстильных) материалов в основании и теле земляного полотна, в основании дорожной одежды;

замена переувлажненных грунтов сезоннооттаивающего слоя и льдонасыщенных подстилающих вечномерзлых грунтов соответственно крупнообломочными и песчаными.

3.5. Основными мерами, обеспечивающими требуемую устойчивость дорожных конструкций в 13 дорожно-климатической подзоне на местности без наличия вечномерзлых грунтов, являются:

предпочтительное назначение земляного полотна в насыпях с необходимым возвышением низа дорожной одежды над уровнем поверхностных и грунтовых вод;

возведение земляного полотна, как правило, из дренирующих и других неморозоопасных грунтов, а также из глинистых грунтов с низкими значениями коэффициента влагонакопления;

применение морозозащитных слоев из материалов, не изменяющих объема при промерзании в увлажненном состоянии;

использование теплоизоляционных материалов в основании дорожных одежд;

применение дренирующей и фильтрующей прослоек из геотекстильных материалов.

3.6. При проектировании дорожной одежды, как правило, предусматривают:

обеспечение требуемых прочности и морозоустойчивости в течение заданного срока службы;

максимальное использование местных дорожностроительных материалов и отходов производства промышленных предприятий;

обеспечение ускоренных темпов строительства покрытий благодаря максимальной индустриализации технологических процессов.

3.7. При проектировании дорожной одежды расчетом устанавливают равнопрочные варианты и на основе технико-экономического сравнения выбирают наиболее эффективный.

3.8. Для участков с особо сложными мерзлотно-грунтовыми условиями (наличие термокарста, крупных включений подземного льда, бугров пучения, солифлюкции, наледей, подтопляемых речных пойм и термокарстовых озер) необходимо разрабатывать варианты индивидуального проектирования и на основе сопоставления их технико-экономических показателей выбирать оптимальные решения.

В рабочем проекте на участках индивидуального проектирования должны быть приведены мерзлотно-грунтовые разрезы с основными данными о характеристике и температуре грунтов до строительства и прогноз их изменения на период эксплуатации.

Принципы проектирования земляного полотна

3.9. При проектировании земляного полотна необходимо руководствоваться следующими принципами использования грунтов основания в мерзлом или талом состоянии:

первый - обеспечение поднятия верхнего горизонта вечной мерзлоты (ВГВМ) не ниже подошвы насыпи и сохранение его на этом уровне в течение всего периода эксплуатации дороги (расчетное состояние грунта основания - мерзлое);

второй - допущение оттаивания грунтов в основании насыпи в период эксплуатации дороги с учетом допустимой осадки покрытия (расчетное состояние грунта основания - талое).

3.10. Принцип проектирования выбирают исходя из климатических и мерзлотно-грунтовых условий того или иного участка трассы для назначения конструкций и руководящего возвышения бровки земляного полотна, технологии и сроков производства работ с учетом результатов технико-экономического сравнения вариантов по минимуму суммарных приведенных затрат. Для участков трассы с аналогичными мерзлотно-грунтовыми условиями следует выдерживать единый принцип использования грунтов в основании земляного полотна.

3.11. По первому принципу земляное полотно проектируют в 11 и 12 дорожно-климатических подзонах на участках, относящихся к 3-му типу местности по табл. 2, для которого характерна среднегодовая температура вечномерзлых грунтов IV-V категорий просадочности ниже минус 1,5°С (на глубине нулевых годовых амплитуд). В 13 дорожно-климатической подзоне проектирование по этому принципу допускается при условии понижения среднегодовой температуры грунта ниже минус 1,5°С за счет выполнения конструктивных и технологических мероприятий при соответствующем технико-экономическом обосновании.

3.12. По второму принципу земляное полотно проектируют во всех дорожно-климатических подзонах на участках, относящихся ко 2-му и 3-му типам местности (см. табл. 2), для которых среднегодовая температура вечномерзлых грунтов II-III категорий просадочности ниже минус 1,5°С. Допускается проектировать земляное полотно по этому принципу на торфяниках IV категории просадочности с расчетным понижением ВГВМ в период строительства и эксплуатации автомобильной дороги.

3.13. Во всех случаях при проектировании насыпей на грунтах III-V категорий просадочности должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие наиболее возможное горизонтальное положение ВГВМ как при его подъеме, так и при опускании по поперечному сечению земляного полотна. Наклон ВГВМ, повышающий угол внутреннего трения (3 - 8°) оттаивающего грунта основания в текучем состоянии, должен быть обоснован расчетами устойчивости.

3.14. На участках, относящихся ко 2-му типу местности и сложенных легкоосушаемыми просадочными грунтами, среднегодовая температура которых выше минус 1,5°С (преимущественно в 13 дорожно-климатической подзоне), целесообразно предусматривать упрочнение грунтов основания за счет их предпостроечной осадки и осушения при заблаговременном оттаивании.

3.15. На сухих участках (1-й тип местности согласно табл. 2), а также на территориях с глубоким сезонным промерзанием и наличием островной вечной мерзлоты (как правило, 13 дорожно-климатическая подзона) земляное полотно следует проектировать по нормам II дорожно-климатической зоны. На непроточных болотах допускается предусматривать устройство земляного полотна на промороженных торфяных грунтах.

3.16. При назначении конструкций земляного полотна и выборе принципа его проектирования следует учитывать наличие специальных материалов (теплоизоляционных, геотекстильных) и качественных грунтов для возведения насыпей.

Требования к грунтам земляного полотна

3.17. Для сооружения земляного полотна необходимо использовать скальные, крупнообломочные, песчаные и глинистые грунты (по классификации ГОСТ 25100-82). Предпочтение следует отдавать грунтам, находящимся в талом состоянии.

3.18. Скальные, крупнообломочные и песчаные грунты, а также водостойкие местные материалы (отходы дробильно-сортировочных предприятий, хорошо обожженные породы и др.) допускаются для сооружения земляного полотна на всех типах местности без ограничений. При этом максимальный размер ребер отдельных камней в грунтовом массиве, укладываемом в нижнюю часть земляного полотна, не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя, а в верхнюю часть (в пределах слоя толщиной 1м) - 30 см.

3.19. Талые глинистые грунты, используемые для возведения земляного полотна на местности всех типов, должны удовлетворять требованиям табл.6.

3.20. Влажность талых глинистых грунтов не должна превышать допустимой при требуемом коэффициенте уплотнения (табл.7).

3.21. Наименьший коэффициент уплотнения грунта Ку (отношение плотности грунта насыпи к максимальной при стандартном уплотнении) следует принимать в соответствии с табл.8.

3.22. В 11 дорожно-климатической подзоне при остром дефиците качественных талых грунтов для земляного полотна допускается использовать мерзлые песчаные, глинистые и торфяные грунты. Их уплотняют до норм, указанных в табл.8, после оттаивания в летний период.

Таблица 6

Часть насыпи (глубина слоя от низа дорожной одежды, м)

Тип дорожной одежды

Грунты, применяемые для земляного полотна (с содержанием соответственно пылеватых и глинистых частиц), на местности типа

1-го

2-го

3-го

Верхняя (до 1,5)

Капитальный с усовершенствованным покрытием, облегченный

Супеси легкие, суглинки легкие (не более 35%, не более 15%)

Супеси легкие (не более 30%, не более 10%)

Переходный, низший

Супеси, суглинки (не более 50%. не более 25%)

Супеси, суглинки (не более 50%, не более 20%)

Нижняя неподтапливаемая (1,5 - 6,0)

Капитальный с усовершенствованным покрытием, облегченный

Супеси легкие, суглинки легкие (не более 35%, не более 20%)

Супеси легкие (до 35%, до 15%)

Супеси легкие (не более 35%. не более 15%)

Переходный, низший

Супеси, суглинки легкие пылеватые (не более 55%, не более 25%)

Супеси легкие, суглинки легкие (не более 40%, не более 20%)

Нижняя подтапливаемая (1,5 - 6,0)

Капитальный с усовершенствованным покрытием, облегченный

Супеси легкие (не более 35%, не более 15%)

Переходный, низший

Супеси легкие (не более 35%, не более 15%)

Супеси, суглинки (до 70%)

Супеси легкие, суглинки легкие (до 40%, до 20%)

Примечание. Коэффициент морозного пучения глинистых грунтов в верхней части насыпи не должен превышать 3%, в нижней - 5%.

Таблица 7

Грунт

Допустимая относительная влажность грунта, доли оптимальной, при требуемом коэффициенте уплотнения Ку

1,0 - 0,98

0,95 - 0,92

Супесь легкая

0,93 -1,20

0,95 - 1,35

Суглинок легкий пылеватый

0,92 - 1,15

0,85 - 1,30

Суглинок тяжелый пылеватый

0,90 - 1,10

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: