Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Методические рекомендации Методические рекомендации по устройству грунтощебеночных слоев дорожных о  
23.02.2019
    
Методические рекомендации Методические рекомендации по устройству грунтощебеночных слоев дорожных о

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ УССР

ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ХАРЬКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ

ГРУНТОЩЕБЕНОЧНЫХ СЛОЕВ

ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

Харьков 1976

Настоящие методические рекомендации разработаны на кафедре строительства и эксплуатации дорог Харьковского автомобильно-дорожного института доц. канд. техн. наук Кравченко В. Г. на основании теоретическо-экспериментальных исследований и опытного строительства дорожных одежд с грунтощебеночными слоями.

Методические рекомендации предназначены для руководства при производственном внедрении конструкций дорожных одежд с грунтощебеночными слоями в условиях Левобережья УССР.

Методические рекомендации утверждены Советом дорожно-строительного факультета Харьковского автомобильно-дорожного института, протокол № 1/47 от 12 сентября 1975 г.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Грунтощебнем принято называть дорожно-строительный материал, получаемый в результате уплотнения рационально составленной смеси щебня, грунта, вяжущего и воды. Если в составе грунтощебня вяжущие не применяются, то такой грунтощебень называется неукреплённым.

2. Грунтощебень применяется для устройства слоев оснований на дорогах II - III категорий и покрытий на дорогах IV - V категорий. При использовании грунтощебня в качестве слоя покрытия обязательным является устройство поверхностной обработки.

3. При применении в составе грунтощебня вяжущих веществ необходимо руководствоваться, кроме настоящих методических рекомендаций, действующими инструкциями и нормами по укреплению грунтов вяжущими веществами (СН 25-74 и др.).

4. Количество щебня, грунта, вяжущих веществ и воды в составе грунтощебня зависит от места расположения слоя в конструкции дорожной одежды, прочности каменных материалов, типа вяжущих веществ, типа грунта и т. п. и определяется в соответствии с методикой проектирования составов грунтощебеночных смесей (см. Приложение I).

МАТЕРИАЛЫ

Щебень

5. В составе грунтощебня применяется щебень как прочных, гак и слабых горных пород. Кроме того, могут применяться неподдающиеся в чистом виде укатке кварциты, кварцевые песчаники и стекловидные шлаки.

6. Для приготовления щебня прочных пород используются изверженные горные породы, прочные известняки и песчаники; слабых пород - известняки средней и слабой прочности. При возможности выбора предпочтение отдается щебню, который выдержал требуемое количество циклов замораживания и оттаивания и обладает возможно меньшей водонасыщаемостью.

7. Максимальный размер щебенок не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя грунтощебня.

Грунты

8. В составе грунтощебня могут применяться различные по генезису и гранулометрическому составу грунты: глинистые, суглинистые, супесчаные. При этом надо стремиться к применению грунтов оптимального гранулометрического состава.

Наиболее высокая прочность, морозоустойчивость и водоустойчивость грунтощебня достигается при применении супесчаных и легкосуглинистых грунтов, гранулометрический состав которых близок к оптимальному. Предварительное улучшение гранулометрического состава тяжелых суглинистых и глинистых грунтов пескованием, а также песчаных грунтов глинованием для доведения их состава до оптимального может оказаться рациональным при наличии в непосредственной близости от трассы карьеров крупно- и среднезернистых песков, гравия или глины соответственно.

9. Требования к грунтам устанавливаются в зависимости от применяемого в составе грунтощебня типа вяжущего вещества.

10. Для неукрепленного грунтощебня могут применяться связные грунты с влажностью границы текучести не более 40%. Число пластичности при этом не ограничивается. Наиболее эффективно в этом случае применение супесчаных или легких суглинистых грунтов. Допускается применение тяжелых суглинков и глин, предварительно улучшенных песком.

11. При применении цемента в составе грунтощебня можно использовать все связные грунты - супесчаные, суглинистые и глинистые различных генетических типов с нейтральной и щелочной реакцией почвенного раствора (рН = 6-10) при условии ограничения следующих показателей:

а) граница текучести не более 40%;

б) число пластичности не более 17.

Чем выше содержание в грунте пылеватых и глинистых частиц, а также гумусовых веществ, тем больше потребное количество цемента, тем труднее размельчение агрегатов грунта и равномерное распределение цемента и воды в процессе производства работ.

Не следует применять черноземы с содержанием гумусовых веществ более 10%.

12. При применении битума и полимерных смол в составе грунтощебня можно применять грунты с влажностью границы текучести не более 40% и числом пластичности не более 22.

Наиболее эффективно в этом случае применение грунтов оптимального гранулометрического состава (см. п. 8).

Вяжущие вещества

13. В качестве вяжущих материалов в составе грунтощебня могут применяться органические, неорганические вяжущие и полимерные смолы.

14. Рекомендуется применять портландцементы марки не ниже «400», жидкие битумы марок СГ-15/25, СГ-25/40, МГ-40/70; кумароновые, форфурол-анилиновые и карбамидные смолы.

КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРУНТОЩЕБЕНОЧНЫХ СЛОЕВ

15. При разработке конструкций дорожных одежд с применением грунтощебеночных слоев необходимо учитывать особенности водно-теплового режима системы «дорожная одежда + земляное полотно» при применении укрепленного и неукрепленного грунтощебня.

16. Грунтощебень может применяться как в основании дорожных одежд, так и в качестве слоя покрытия. В последнем случае обязательным является устройство поверхностной обработки.

В зависимости от расположения слоя в конструкции  дорожной одежды будет изменяться количество щебня и вяжущего в грунтощебне. В качестве слоя покрытия рекомендуется применять укрепленный грунтощебень.

17. Толщина грунтощебеночного слоя должна быть не менее 10 см.

18. На рис. 1-4 приведены примеры конструкций дорожных одежд с применением грунтощебеночных слоев при эквивалентном модуле упругости дорожной одежды 1400, 1300, 1200 и 1000кг/см2.

19. Тип I характеризуется применением в качестве несущего слоя дорожной одежды слоя из грунтощебня, укрепленного битумом, а в качестве дополнительного слоя основания - слоя из неукрепленного грунтощебня.

Для повышения модуля деформации грунтового основания и водоустойчивости дорожной одежды производится устройство слоя из уплотненного грунта толщиной 20 см.

20. Тип II характеризуется применением в качестве несущего слоя дорожной одежды слоя из грунтощебня, укрепленного цементом, а в качестве дополнительного слоя основания - слоя из неукрепленного грунтощебня. Нижний слой дорожной одежды также устроен из уплотненного грунта.

21. Тип III характеризуется тем, что для устройства слоев основания применяется один