Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Указание Указания по инженерно-геологическим обследованиям при изысканиях автомобильных дорог. I. Л  
16.07.2018
    
Указание Указания по инженерно-геологическим обследованиям при изысканиях автомобильных дорог. I. Л

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ТР
АНСПОРТНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ СССР

ГЛАВТРАНСПРОЕКТ

ГПИ СОЮЗДОРПРОЕКТ

УКАЗАНИЯ
по инженерно-геологическим обследованиям
при изысканиях автомобильных дорог

I. Линейные инженерно-геологические обследования
пр
и изысканиях автомобильных
дорог

Утверждаю для пользования

в системе Союздорпроект

Главный инженер ГПИ

«Союздорпроект»

И. МОРОЗ

«27» июля 1963 г.

Москва 1963 г.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие «Указания» предназначены для работников геологической службы Союздорпроекта, занятых инженерно-геологическими обследованиями при изысканиях автомобильных дорог.

Указания состоят из трех частей и включают в себя:

I - Линейные инженерно-геологические обследования.

II - Обследования объектов индивидуального проектирования.

III - Инженерно-геологическое обследование малых мостовых переходов, путепроводов и площадок под линейные дорожные здания.

При инженерно-геологическом обследовании:

а) в районах вечной мерзлоты необходимо пользоваться «Техническими условиями проектирования оснований и фундаментов на вечномерзлых грунтах» СН 91-60;

б) болот - «Указаниями по инженерно-геологическому обследованию болот при изысканиях автомобильных дорог» Союздорпроект, 1960 (рукопись);

в) в засушливой зоне на засоленных грунтах - «Техническими правилами на сооружение земляного полотна и дорожных оснований в засушливой зоне на заселенных грунтах» Минавтошосдор, Москва 1955 г.;

г) в районах распространения макропористых просадочных грунтов - «Нормы и технические условия проектирования и строительства зданий и сооружений на макропористых просадочных грунтах» - НиТУ-137-56, Госстрой, 1956 г.;

д) в районах искусственного орошения - «Техническими указаниями по проектированию и возведению земляного полотна автомобильных дорог в районах искусственного орошения засушливой зоны» ВСН 47-60, Минтрансстрой, 1961 г.

При производстве поисково-разведочных работ на местные дорожно-строительные материалы следует руководствоваться «Инструкцией по поискам и разведке месторождений дорожностроительных материалов при изысканиях автомобильных дорог» Автотрансиздат, М., 1957 г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Инженерно-геологические обследования являются неотъемлемой частью общего комплекса изыскательских работ, выполняемых для составления проектов автомобильных дорог и имеют целью:

а) обосновать в совокупности с данными экономических и технических изысканий правильный выбор направления трассы проектируемой дороги;

б) выявить условия проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги и дорожных сооружений (мосты, трубы, виадуки, линейные гражданские здания и т.д.) в той части, в которой они определяются природными особенностями района строительства дороги (климат, геологическое строение, почвенный покров и гидрогеологические условия).

В состав работ, выполняемых при инженерно-геологических обследованиях входит инженерно-геологическая съемка с применением:

горно-разведочных выработок (шурфы, прикопки, шурфо-скважины, буровые скважины); лабораторных исследований физико-механических и химических свойств грунтов; электрозондирование, электропрофилирование); аэровизуальных исследований общего геологического строения местности, рельефа, почвенного покрова, растительности и т.д.

Опытных полевых физико-механических исследований грунтов (определение сопротивления грунтов сдвигу, испытание сопротивления грунта вертикальной нагрузке путем пенетрации и т.п.).

Объем и характер инженерно-геологических обследований зависит от сложности и степени изученности природных условий района изысканий (геологическое строение, почвенный покров и т.д.), а также от стадии проектно-изыскательских работ.

Инженерно-геологические проблемные изыскания, выполняемые для составления технико-экономического обоснования (ТЭО)

Инженерно-геологические обследования на этой стадии имеют целью собрать основные данные, характеризующие природные условия района изысканий в объеме, достаточном для оценки намеченных вариантов трассы и выбора основного (рекомендуемого) направления трассы (климат, геологическое строение, почвенный покров, гидрогеологические условия, обеспеченность дорожно-строительными материалами).

Изучение природных условий района изысканий осуществляется, главным образом, путем ознакомления с имеющимися литературными и фондовыми материалами и материалами дорожных изысканий прошлых лет, с осмотром в натуре и фотографированием отдельных сложных мест как по намеченному генеральному направлению трассы, так и по конкурирующим вариантам.

Главное внимание при осмотре в натуре должно быть уделено участкам, которые в основном определяют общее направление трассы: мостовые переходы, участки глубоких болот, оползневые и другие участки, вызывающие необходимость производства больших объемов земляных работ или возведения сложных и дорогостоящих укрепительных сооружений.

В результате составляется краткая характеристика инженерно-геологических условий проектирования и строительства сети автомобильных дорог (или одной магистральной дороги) с приложением выкопировок из геологических, почвенных и др. карт, таблиц, фотоснимков и др.

Инженерно-геологические обследования для составления проектного задания выполняются на основе подробных изысканий и заключаются в детальном изучении природной обстановки района проложения трассы по выбранному направлению, в объеме, достаточном для проектирования земляного полотна, дорожной одежды и дорожных сооружений.

В состав работ при подробных обследованиях входит:

а) детальное изучение строительных свойств грунтов с подразделением грунтов на категории по трудности разработки;

б) детальное инженерно-геологическое обследование мест устройства всех дорожных сооружений (посты, трубы, путепроводы, подпорные и одевающие стенки, линейные гражданские здания и т.д.);

в) подробное обследование отдельных мест, требующих индивидуального проектирования (оползни, осыпи, карст, сели, болота, места устройства высоких насыпей и глубоких выемок и т.д.);

г) обследование сосредоточенных резервов грунта для возведения земляного полотна дороги;

д) поиски и разведка месторождений дорожно-строительных материалов.

Инженерно-геологические обследования при рабочем проектировании выполняются:

а) на участках трассы, где намечаются местные ее спрямления или смещения;

б) на неустойчивых участках трассы (болота, оползни, осыпи, сели и т.д.) с целью уточнения данных, полученных при подробных изысканиях;

в) в местах устройства дорожных сооружений, в случаях изменения системы оснований мостов, виадуков и т.д., при смещении сооружений в плане, а также в сложных случаях для уточнения отметок заложения фундаментов опор мостов, труб и по трассам отдельных инженерных сооружений: подпорные и одевающие стенки, регуляционные сооружения, разного рода дренажные устройства и т.д.; опытные испытания грунтов в открытых котлованах;

г) при обследовании площадок под дорожные здания;

д) поиски и разведка дополнительных новых месторождений, а в необходимых случаях разведка для расширения существующих карьеров строительных материалов.

Инженерно-геологические работы выполняются в следующей последовательности:

1. В подготовительный период производится сбор и обработка литературных и фондовых материалов, а также материалов изысканий прошлых лет. Составляется программа работ и сметно-финансовый расчет на производство инженерно-геологических обследований, комплектуется состав полевых партий, составляются заявки и отбираются оборудование и снаряжение.

2. В полевой период производится инженерно-геологическая съемка и другие работы, предусмотренные программой, а также предварительная камеральная обработка собранных данных. Производятся полевые лабораторные исследования грунтов.

3. В камеральный период производятся лабораторные исследования грунтов и химических анализов воды в стационарной лаборатории, а также окончательная камеральная обработка полевых документов и составление геологического отчета.

Инженерно-геологические обследования при изысканиях автомобильных дорог производятся, как правило, одновременно со всем остальным комплексом работ, выполняемых изыскательскими партиями.

Общее руководство и надзор за правильностью ведения инженерно-геологических работ изыскательскими партиями осуществляется начальником экспедиции через главного инженера-геолога экспедиции.

При производстве изысканий крупных объектов с большим объемом горно-проходческих и буровых работ, связанных с инженерно-геологическими обследованиями мостовых переходов, оползней и др., могут формироваться специальные инженерно-геологические партии или отряды с подчинением их начальнику экспедиции через главного инженера геолога экспедиции.

Состав инженерно-геологического персонала комплексных изыскательских партий, экспедиций, права и обязанности должностных лиц, а также нормы выработки определяются «Положениями об изыскательских экспедициях и партиях Союздорпроекта» и «Едиными нормами выработки на проектно-изыскательские работы Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства 1958 г».

Согласно действующим положениям, инженерно-геологические работы еще до начала их производства должны быть зарегистрированы в соответствующих территориальных геологических фондах Министерства геологии и охраны недр. Регистрация производится в соответствии с инструкцией о порядке регистрации геологических работ геологическими фондами Министерства геологии и охраны недр (Госгеолтехиздат, Москва, 1955 г.).

В связи с тем, что проходка горно-разведочных выработок (шурфов, буровых скважин) относится к опасным видам работ, при выполнении их необходимо строго соблюдать установленные правила по технике безопасности.

Ответственным за соблюдение этих правил является руководитель работ, который перед началом работ должен провести инструктаж о правилах безопасного ведения работ и необходимые собеседования с тем, чтобы убедиться в усвоении инженерно-техническими работниками и рабочими этих правил.

Каждый вновь принятый сотрудник и рабочий должен быть подробно ознакомлен с правилами по технике безопасности.

Факт ознакомления техперсонала и рабочих с правилами по технике безопасности оформляется собственноручными подписями каждого работника в специальном журнале.

На месте производства работ должны быть выделены памятки с перечислением основных правил по технике безопасности.

Линейные инженерно-геологические обследования при изысканиях автомобильных дорог

А. Подготовительный период

В подготовительный период перед выездом в поле необходимо:

а) тщательно ознакомиться с техническим заданием на производство изысканий, а также совместно с начальником комплексной изыскательской партии, изучить по топографическим картам и планшетам аэрофотосъемки района проложения трассы дороги;

б) изучить имеющиеся литературные и фондовые материалы территориальных геологических управлений, институтов Академии Наук и других ведомств и организаций о геологическом строении, почвенном покрове и гидрогеологических условиях района проложения трассы дороги;

в) собрать подробные данные о климате района по имеющимся справочникам с дополнением недостающих данных сведениями, получаемыми из местных метеорологических станций;

г) ознакомиться с материалами дорожных изысканий предшествующих лет в Министерстве автомобильного транспорта и шоссейных дорог союзных республик, Ушосдорах, Управлениях дорог, областных дорожных организациях, дорожных проектных институтах и др.;

д) составить на основе систематизации собранного материала краткую пояснительную записку, характеризующую природные условия района проложения трассы, с приложением необходимых таблиц и выкопировок из геологических, почвенных, геоботанических и т.д. карт;

е) составить программу инженерно-геологических обследований, с определением объема предстоящих работ и сроков их выполнения. Определить по действующим нормативным источникам стоимость указанных выше работ для включения ее в общий сметно-финансовый расчет, составляемый на все виды изыскательских работ по объекту;

ж) представить заявки на потребное оборудование, снаряжение, полевые журналы, бланки ведомостей и проч.; проследить за отправкой их со склада к месту работ.

К главнейшим природным факторам, влияющим на условия проектирования, строительства и эксплуатации дороги, относятся: климат, рельеф, геологическое строение, гидрогеологические условия и почвенный покров.

По климату района необходимо сделать выборку из СНиП II.6-62 следующих сведений:

а) температура воздуха - средняя по месяцам и за год, максимум и минимум температур, количество переходов температуры через 0°, продолжительность безморозного периода с переходом температуры через 0° и через +5°, глубина промерзания почвы на открытых и защищенных площадках;

б) осадки: среднее количество осадков по месяцам и за год, максимальное суточное количество осадков (интенсивность дождей и ливней), средняя максимальная толщина снежного покрова, по декадам, время появления снежного покрова и установления устойчивого снежного покрова, время схода снежного покрова;

в) число дней с метелями, гололедом и туманами по месяцам и за год;

г) направление и скорость ветра по месяцам.

По геологическому строению - характер горных пород и условия их залегания, стратиграфия, литологический состав, тектоника района; наличие физико-геологических явлений: оползней, осыпей, селевых потоков и др.; сейсмичность района. Гидрогеологические условия: глубина залегания подземных вод, их характер, химический состав.

По почвенному покрову и растительности - характеристика почвенного покрова в районе изысканий, почвообразующие породы, гранулометрический состав пород, засоленность и т.п. Растительный покров района изысканий.

Б. Полевые инженерно-геологические обследования при подробных изысканиях автомобильных дорог

I. Равнинная местность

При производстве инженерно-геологических обследований необходимо учитывать, что материалом для возведения земляного полотна, а также основанием земляного полотна автомобильных дорог в равнинной местности служат почвы разного гранулометрического состава (глинистые, супесчаные, песчаные и т.д.), характеризующиеся различными строительными свойствами.

Линейное инженерно-геологическое обследование трассы автомобильной дороги заключается в инженерно-геологической съемке притрассовой полосы. В равнинной местности эта съемка сводится к почвенно-грунтовой профильной съемке полосы трассы шириной 200 м (по 100 м в каждую сторону от оси трассы). Почвенная профильная съемка заключается в установлении пространственного размещения разновидностей почв вдоль трассы проектируемой дороги и обследовании гидрогеологических условий притрассовой полосы, с заложением для этой цели необходимого количества выработок с подробным попикетным описанием притрассовой полосы.

Наиболее распространенными разведочными выработками при инженерно-геологическом обследовании трассы являются шурфы.

Шурф представляет собой прямоугольную выработку размером (0,8×1,7 м) или (1,0×2,0) м.

При использовании механических шурфокопателей, шурфы имеют круглое сечение различных диаметров. Наименьший диаметр в этом случае может быть рекомендован - 0,8 м.

Шурфы закладываются по оси трассы на глубину - до уровня подземных вод (верховодки или грунтовых вод при близком их залегании), но не менее двух метров.

В тех случаях, когда шурфом вскрывается водоносный горизонт и дальнейшая проходка шурфа затруднительна, углубление его производится бурением. Такая комбинированная выработка носит название шурфоскважины.

Между шурфами для уточнения границ почвенно-грунтовых разностей закладываются прикопки глубиною 0,75-1,0 м.

Буровые скважины закладываются при высоком залегании подземных вод, когда требуется установить мощность водоносного слоя, характер водоупорного, слоя и т.д.

Размещение разведочных выработок при почвенно-грунтовой съемке основано на том, что определенному сочетанию почвообразующих факторов (рельеф, растительность и т.д.) соответствуют определенные, отвечающие этим условиям, почвенные типы. Если, например, участок проектируемой дороги проходит по плато или трассе с горизонтальной поверхностью (при отсутствии выраженного микрорельефа), - то для такого участка будет характерен только один тип почвы, отвечающий этим природным условиям. В этом случае можно ограничиться заложением одного основного шурфа в начале участка и прикопки в конце его.

Если трасса проложена по пологому ровному склону - один шурф закладывается в середине склона, прикопка - в верхней и один шурф в нижней трети склона.

При пересечении трассой пологого волнообразного всхолмления один шурф закладывается в высокой точке всхолмления, а второй - на пологой части склона.

Количество разведочных выработок, закладываемых при производстве почвенной профильной съемки зависит от пестроты почвенного покрова, геологического строения и гидрогеологических условий района изысканий. В условиях II дорожно-климатической зоны (зона подзолистых почв), где широкое развитие имеет подзолистый тип почвообразования и сопутствующий ему болотный тип, почвенный покров представлен частым чередованием подзолистых (подзолы, сильно подзолистые и т.д.) и различной степени заболоченности почв (подзолисто-глеевые, торфяно-глеевые и т.д.). Частая смена почв и почвообразующих пород приводит к необходимости заложения большего количества разведочных выработок по сравнению с другими дорожно-климатическими зонами. Среднее количество разведочных выработок на один километр дороги для этой зоны составляет от 3 до 5 выработок. В условиях черноземной зоны с равнинным рельефом и относительно однообразным почвенным покровом количество выработок может быть значительно сокращено. При всех условиях минимальное количество разведочных выработок должно быть не менее двух на 1 км трассы дороги.

Документация шурфов производится в полевом журнале установленной формы, все графы которого заполняются четко и с достаточной полнотой, простым карандашом. Подчисток и сокращений в записях не допускается. Шурфы, как и прочие выработки, нумеруются порядковым номером.

Заполнение журнала начинается с даты производства работ и привязки шурфа к трассе дороги.

1. Рельеф местности. В этой графе журнала указывается общий рельеф окружающей местности. Например: «широковолнистый, сглаженный, прорезанный глубокими оврагами».

2. Элемент рельефа, на котором заложен шурф. «Средняя часть очень пологого склона северной экспозиции».

3. Вид угодья и растительность, например «редкий, молодой еловый лес», травостой - брусничник.

4. Тип почвы и название подстилающей породы - «слабо оподзоленная пылеватоуглинистая на покровном суглинке».

5. Гидрогеологические условия. В этой графе указываются: условия естественного водоотвода, возможность устройства искусственного водоотвода, направление стока, заливается ли местность при паводках и т.д.

В графе «уровень подземных вод» отмечается глубина наблюденного уровня грунтовых вод, а также интенсивность притока воды в шурф. При наличии воды интенсивность притока определяется путем замера воды в шурфе на следующий день.

В этой же графе помимо наблюденного отмечается возможный наивысший (расчетный) горизонт грунтовых вод, который устанавливается по ряду признаков (тип почвы, наличие горизонта или пятен оглеения, влаголюбивой растительности и т.д.).

Отметка расчетного горизонта грунтовых вод является важным обоснованием для проектирования земляного полотна. В вертикальной графе 1 отмечаются №№ взятых образцов и глубина их взятия.

В графе 2 в принятом масштабе зарисовывается колонка шурфа. Зарисовка производится или цветными карандашами, или же, что еще более желательно, непосредственно грунтом, взятым из данного слоя.

В последнем случае колонка будет отображать окраску грунта, близкую к природной.

Наиболее рекомендуемым масштабом для колонки является 1:10, а при однородных грунтах или при значительной глубине шурфа 1:20.

В графе 3 указывается наименование генетических почвенных горизонтов (А0, А1, А2, ВI и т.д.) или же при слаборазвитой почвенном покрове указываются №№ пройденных слоев.

Наименование грунта (гр. 6) по дорожной классификации дается визуально. При визуальном определении необходимо пользоваться прилагаемой таблицей.

В графе 7 необходимо проставлять категорию грунта по трудности разработки по СНиПу.

В графе 8 фиксируется влажность грунта, его консистенция и глубина появления подземных вод. В этой же графе отмечаются признаки, указывающие на возможное периодическое избыточное увлажнение грунтов, в виде оглеения, пятен ожелезнения и т.д.

На влажность и плотность связных грунтов указывает их консистенция, которая в полевых условиях определяется следующим образом:

Твердая и полутвердая -    при ударе грунт разбивается на куски, при сжатии в руке рассыпается.

Тугопластичная -               брусочек грунта при попытке его сломать заметно изгибается, достаточно большой кусок грунта разминается с трудом.

Мягкопластичная -            разминается руками без особого труда, при лепке хорошо сохраняет форму.

Текучепластичная -           грунт легко разминается руками, плохо держит форму при лепке.

Текучая -                             течет по наклонной плоскости толстым слоем (языками).

В графе 10 фиксируется структура грунта и ее прочность, что является весьма важным показателем свойств грунта при использовании его в качестве материала для отсыпки земляного полотна.

В графе 11 отмечаются новообразования (журавчики извести, выцветы солей и т.д.), а также включения (корневые остатки, мелкие камни и т.д.). Отмечается также глубина, с которой грунт «вскипает» под действием соляной кислоты, причем фиксируется и интенсивность вскипания.

В гр. 12 дается оценка пройденных пород с точки зрения возможности их использования для возведения земляного полотна, а также указываются причины невозможности использования грунтов для указанных целей (повышенная влажность, неблагоприятный гранулометрический состав, заболоченность и т.д.).

Описание шурфоскважин производится аналогично описанию шурфов с обязательным указанием глубины, с которой применено бурение.

Описание прикопок производится в журнале шурфов в сокращенной форме в отведенном для этой цели месте.

Все разведочные выработки должны быть привязаны в плановом и высотном отношении к оси трассы в той же системе отметок, в которой производится нивелировка трассы.

Образцы грунтов отбираются из стенки шурфа, предварительно отпрепарированной почвенным ножом таким образом, чтобы наглядно выделялись границы почвенных горизонтов, их структура, окраска, влажность и т.д.

При наличии в экспедиции нескольких партий (отрядов) руководством экспедиции устанавливаются для каждой партии (отряда) самостоятельные порядковые номера выработок, проходимых при обследовании трассы.

Например, 1-я партия имеет №№ шурфов по трассе с № 1 по № 100, 2-я партия - с 100 до 200 и т.д.

При обследовании трассы образцы отбираются из всех шурфов, закладываемых для изучения грунтовых условий трассы. Отбор образцов из шурфов производится послойно из середины слоя или генетического горизонта.

Отобранные образцы упаковываются в мешочки из плотной ткани или хлорвинила. Вес каждого образца около 0,5 кг.

В случае простых почвенно-грунтовых условий, когда закономерности изменения почвенно-грунтового покрова района пролегания трассы автомобильной дороги изучены с достаточной полнотой, пробы грунта могут отбираться не из каждого шурфа, а лишь из характерных шурфов. Последние должны быть типичными для значительных по протяженности участков трассы (1 шурф на 2-3 км). Из этих шурфов из всех генетических горизонтов и слоев производится отбор образцов для лабораторных анализов и испытаний грунтов.

Из остальных шурфов, заложенных в промежутке между указанными шурфами, образцы грунтов не отбираются. Документация шурфов в этом случае ограничивается подробным описанием шурфа и зарисовкой почвенных горизонтов в соответствующем месте полевого журнала.

Попикетное описание трассы проектируемой дороги

Попикетная характеристика трассы производится попутно с описанием разведочных выработок, закладываемых по трассе проектируемой дороги и заключается в описании (от пикета к пикету) природных условий притрассовой полосы (шириною по 100 м в каждую сторону от оси трассы).

Попикетное описание производится по всему протяжению трассы и фиксируется в полевом журнале.

Описанию подлежит:

а) рельеф местности (общий рельеф местности и элементы рельефа данного участка);

б) растительный покров с перечислением видов древесной, кустарниковой и травяной растительности и ее состояние (хорошо развитые формы, угнетенные и т.д.).

Последнее необходимо с целью определения возможности использования местной хорошо акклиматизировавшейся древесной к кустарниковой растительности для целей снегозащитного и декоративного озеленения дороги, а травяной растительности - для укрепления откосов насыпей и выемок (посев трав).

Кроме того, фиксируется наличие в районе трассы дерна для укрепительных работ, при этом отмечаются запасы дерна и расстояние возки на трассу проектируемой дороги;

в) участки трассы с неблагоприятными физико-геологическими условиями: оползни, осыпи, карсты, сели, болота и т.д., а также места глубоких выемок и высоких насыпей, на которых требуется проведение детальной инженерно-геологической съемки;

г) особо подробно должны быть описаны заболоченные участки и участки с необеспеченным естественным стоком: котловины, блюдца, западины и т.д., а также места выходов подземных вод. Одновременно с описанием производятся зарисовки отдельных мест притрассовой полосы, которые в той или иной мере могут влиять на устойчивость будущей дороги.

В зависимости от характера увлажнения, трасса дороги разбивается на участки по типам увлажнения местности.

Обследование месторождений грунта

Поиски и обследование месторождений грунта производятся в следующих случаях, когда отсыпка земляного полотна, по тем или иным причинам, не может быть выполнена грунтом из боковых резервов:

а) при прохождении трассы в пределах населенных пунктов;

б) при прохождении трассы по угодьям с особо ценными культурами (сады, виноградники и т.д.);

в) при прохождении трассы по болотам и заболоченным местам, а также по участкам с близким залеганием подземных вод;

г) в случаях непригодности грунтов выемок и боковых резервов для возведения земляного полотна (грунты с повышенной влажностью, иловатые грунты и т.д.).

При производстве поисков земельных участков для проектирования внетрассовых резервов необходимо руководствоваться следующими указаниями:

а) в целях снижения транспортных расходов, резервы располагать по возможности ближе к месту использования грунта в насыпь;

б) там, где это представляется возможным, в первую очередь располагать резервы на неудобных для сельского хозяйства землях (так называемые «бросовые земли»), при этом следует иметь в виду, что часто непригодные для сельского хозяйства земли - песчаные бугры, гривы и т.д., являются наилучшими для заложения сосредоточенных резервов.

Отвод намеченного к обследованию участка земли должен быть предварительно согласован (в установленном порядке) с землепользователем. После этого можно приступить к производству обследования, заключающемуся:

а) в топографической съемке участка в масштабе 1:1000 или 1:2000 с сечением рельефа горизонталями через 1,0 м;

б) в заложении разведочных выработок (шурфов и буровых скважин) для установления качества грунта резерва, а также для выяснения возможной глубины разработки, в зависимости от состава грунтов и наличия подземных вод.

При простых геологических условиях и однородных грунтах выработки размещаются по сетке 50×50 м и 100×50 м.

При всех условиях количество выработок не должно быть менее 5 расположенных по контуру обследуемой площади и одной в центре участка.

Глубина выработок назначается в зависимости от потребного объема грунта, площади выделенного участка под резерв и условий разработки грунта (близость грунтовых вод и др.).

На каждом внетрассовом резерве, независимо от объема добываемого в нем грунта, подлежит опробованию не менее 5 выработок (на каждые 10000 куб.м грунта, намечаемого к выемке, опробуется в среднем одна выработка).

Образцы грунта резерва подвергаются полевым лабораторным определениям:

а) объемного веса;

б) гранулометрического состава (песчаные грунты);

в) коэффициента фильтрации (песчаные грунты);

г) естественной влажности и пластичности.

Для определения оптимальной плотности на приборе стандартного уплотнения необходимо с той же глубины, с которой взята проба для определения объемного веса, отобрать образец с нарушенной структурой весом около 3 кг.

В состав работ по обследованию резервов входит также обследование подъездного пути от резерва до трассы, заключающееся:

а) в промере лентой (или записи показания спидометра автомобиля) длины подъездного пути;

б) в определении объемов работ по устройству вновь или ремонту существующей дороги (объемы земляных работ, объемы работ по устройству труб, малых мостов и по улучшению проезжей части.

II. ГОРНАЯ МЕСТНОСТЬ

Инженерно-геологические обследования при изысканиях автомобильных дорог в горной или сильно пересеченной местности заключаются в инженерно-геологической съемке притрассовой полосы с подробным обследованием находящихся в зоне влияния на устойчивость будущей дороги мест индивидуального проектирования (оползни, осыпи, сели и т.п.).

Инженерно-геологической съемке должно предшествовать обязательное изучение района изысканий по картам и аэрофотопланам крупного масштаба. По предварительно намеченным на картах конкурирующим вариантам трассы в отдельных сложных случаях перед началом наземных изысканий должны быть произведены аэровизуальные обследования. Организация и выполнение аэровизуального обследования осуществляется в соответствии с «Указаниями по применению аэрометодов при изысканиях и проектировании автомобильных дорог», Союздорпроект, 1961 г.

В тех случаях, когда в районе изысканий аэрофотосъемочные работы не производились, наземная инженерно-геологическая съемка выполняется по всей трассе проектируемой дороги.

Инженерно-геологическая съемка заключается в натурных наблюдениях ряда точек, расположенных в пределах возможного влияния геологической обстановки на устойчивость будущей дороги в притрассовой полосе с систематизацией и картированием результатов наблюдений. Ширина полосы съемки, как правило, не превышает 200 м (по 100 м в каждую сторону от оси трассы). При пересечении трассой участков сложных в геологическом отношении (осыпи, оползни, сели и т.п. и другие места индивидуального проектирования) ширина полосы съемки соответственно расширяется. Масштаб съемки зависит от сложности участка и может быть принят от 1:5000 до 1:500. Основой плана геологической съемки могут служить топографические планы и карты соответствующих масштабов, а если таковые отсутствуют, в качестве основы может служить план глазомерной съемки, составляемый инженером-геологом в процессе производства съемочных работ.

Данные инженерно-геологической съемки документируются в специальном журнале, где с левой стороны производятся необходимые зарисовки цветными карандашами, а с правой - текстовое описание (прилож. 8).

Все точки наблюдений заносятся в журнал и нумеруются, причем описание результатов наблюдений, относящееся к данной точке, производится на правой стороне журнала. Левая сторона журнала, для удобства глазомерной съемки, делается из миллиметровой бумаги.

В состав работ при проведении инженерно-геологической съемки входит:

а) изучение и описание естественных и искусственных обнажений, геоморфологических элементов, физико-геологических явлений, определение литологических особенностей горных пород и их пространственного распространения вдоль трассы проектируемой дороги.

При изучении трещин определяются элементы их залегания, а также замеряется длина и ширина трещины (зияющая или заполненная, материал заполнения), описывается характер стенок (гладкие, ровные, бугристые, следы скольжения), общая густота трещин основного направления на единицу поверхности;

б) определение условий залегания горных пород.

Условия залегания горных пород имеют большое значение при оценке устойчивости склонов. Так, например: при геологической съемке в районе развития осадочных пород падение пластов вглубь склона или горизонтальное их залегание следует признать наиболее благоприятным для проложения трассы дороги. Неблагоприятным следует считать крутое падение пластов в сторону дороги особенно при наличии осложняющих условий, например: пласты разбиты трещинами ориентированными по направлению простирания склона, чередование пластов известняков с прослойками глин в условиях обводнения этих пород и т.

в) Для каждой выделенной разновидности горных пород устанавливается категория по трудности разработки согласно действующей классификации СНиП с последующей лабораторной проверкой полевых данных.

Для этой цели из упомянутых характерных разновидностей грунтов, особенно из толщи, подлежащей разработке при строительстве дороги, отбираются для определения объемного веса необходимые пробы грунтов или в виде кусков породы (из шурфов и обнажений) или же в виде керна (из буровых скважин).

В последнем случае замеряется также время, потребное на чистое бурение 1 метра породы.

г) Изучение и описание источников и отбор проб подземных и поверхностных вод для химического анализа, примерный дебит источников.

д) Размещение точек бурения, шурфование, производство расчисток на местности.

е) Отбор проб грунтов для анализа в лаборатории.

ж) Описание местности по ходу трассы между точками наблюдений, описание почвенных разностей, растительного покрова.

з) Осмотр существующих инженерных сооружений и в особенности земляного полотна автомобильных и железных дорог.

и) Фотографирование объектов наблюдений.

к) Поиски и предварительная оценка качества и запасов месторождений местных дорожно-строительных материалов.

л) Ведение полевого журнала инженерно-геологической съемки.

м) Производство различных сопутствующих съемке вспомогательных работ: геофизических, разведочных, лабораторных, топографических.

н) Текущая камеральная обработка материала.

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: