Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Рекомендации Методические рекомендации по автоматизации расчетов дорожных одежд нежесткого типа  
19.11.2018
    
Рекомендации Методические рекомендации по автоматизации расчетов дорожных одежд нежесткого типа

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО АВТОМАТИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ
ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД НЕЖЕСТКОГО ТИПА

Утверждены зам. директора Союздорнии
канд. техн. наук В.М. Юмашевым

МОСКВА 1988

Изложены основные принципы расчета дорожных одежд на воздействие подвижных нагрузок. Составлен алгоритм для разработки программы применительно к любой ЭВМ. Алгоритм предназначен для расчета перегонных участков автомобильных дорог на прочность при кратковременном воздействии подвижных нагрузок. Приведены таблицы исходных расчетных характеристик грунтов и материалов, а также основные расчетные зависимости и таблицы для расчета дорожных одежд.

Предисловие

В настоящее время введена в действие «Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» ВСН 46-83 (М.: Транспорт, 1985), которая содержит ряд новых, по сравнению с ВСН 46-72, положений: учитываются заданный уровень надежности при назначении минимально допустимого значения коэффициентов прочности и при определении расчетного значения сопротивления растяжению при изгибе асфальтобетона и влажности грунта, длительность и динамичность воздействия нагрузки на покрытие; принимаются особые температурные условия для расчета покрытий на изгиб, осуществляемого с учетом сил трения на контакте покрытия с основанием, и т.п. В связи с этим требуется переработка рабочих программ для ЭВМ, по которым выполняются расчеты дорожных одежд в проектных организациях.

В данной работе кратко изложены основные принципы расчета дорожных одежд на воздействие подвижных нагрузок в соответствии с ВСН 46-83, составлен алгоритм для разработки программы применительно к любой ЭВМ, приведены таблицы исходных расчетных характеристик грунтов и материалов, а также основные расчетные зависимости и таблицы для расчета, намечены пути реализации рекомендаций.

Алгоритм предусматривает поиск наиболее экономичного по строительным затратам варианта дорожной одежды.

Настоящие Методические рекомендации составили канд. техн. наук П.И. Теляев, инж. В.А. Мазуров, канд. техн. наук А.Е. Мерзликин, инженеры Е.И. Масленкова, Г.А. Муромова, И.Н. Налобин, Т.Е. Полтаранова.

Замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, Союздорнии или 191065, Ленинград, Д-65, ул. Герцена, 19, Ленинградский филиал Союздорнии.

1. Основные положения

1.1. Алгоритм разработан для расчета на прочность дорожных одежд перегонных участков при кратковременном многократном воздействии подвижных нагрузок.

Расчет дорожной одежды ведут с учетом надежности, под которой подразумевают вероятность безотказной работы конструкции в течение всего периода между капитальными ремонтами. Количественным показателем надежности является уровень надежности .

Конструкция дорожной одежды должна удовлетворять следующим трем критериям прочности.

1.2. В грунте и слабо-связных материалах не должны возникать остаточные деформации, вызванные пластическими смещениями.

Сдвиг в грунте земляного полотна не возникнет, если

                                                          (1)

где  - коэффициент прочности, определяемый с учетом заданного уровня надежности по табл. 2 прил. 1;

 - допустимое напряжение сдвига, обусловленное сцеплением в грунте;

T - активное напряжение сдвига в грунте или слабо-связном материале; ;

 - активные напряжения сдвига соответственно от временной нагрузки и от собственного веса дорожной одежды.

Допустимое напряжение сдвига в грунте или слабо-связном материале определяется по формуле

                                                   (2)

где С - сцепление в материале слоя или в грунте активной зоны земляного полотна в расчетный период, МПа;

К1 - коэффициент, учитывающий снижение сопротивления сдвигу под действием подвижных нагрузок; К1 = 0,6;

К2 - коэффициент запаса на неоднородность условий работы конструкций;

К3 - коэффициент, учитывающий особенности работы слоев в условиях защемления, дилатансии, сопряжения слоев на контактах (табл. 11 прил. 1).

1.3. Напряжения, возникающие в монолитных слоях под действием повторных кратковременных нагрузок, не должны приводить к образованию трещин. Для этого должно быть обеспечено следующее условие:

/sч,                                                      (3)

 - предельное допустимое растягивающее напряжение материала слоя с учетом усталостных явлений;

sч - наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое, найденное путем расчета.

1.4. Упругий прогиб поверхности покрытия от колеса расчетного автомобиля не должен превосходить некоторого нормированного значения. Это условие удовлетворяется, если

                                                       (4)

где  - общий модуль упругости конструкции, МПа;

 - требуемый модуль упругости конструкции с учетом капитальности одежды и интенсивности воздействия нагрузки, МПа.

1.5. Для определения напряжений и деформаций, входящих в выражения (2)-(4), используют решения теории упругости для слоистых сред с корректировкой их по условиям сопряжения слоев на контактах и по принятому методу приведения многослойной системы к двухслойной. В связи с этим решения теории упругости для многослойных сред со спаянными или скользкими контактами между слоями для непосредственных вычислений напряжений и деформаций не применимы. В этом случае следует пользоваться составленными по расчетным номограммам ВСН 46-83 вспомогательными таблицами, интерполируя приведенные в них данные для промежуточных значений входных параметров.

В качестве расчетной нагрузки принимают нагрузку от колеса наиболее тяжелых автомобилей, систематическое обращение которых возможно в расчетный для дорожной одежды период.

1.6. Одежды рассчитывают на состав и интенсивность перспективного движения, ожидаемого на последний год службы покрытия перед капитальным ремонтом.

Все автомобили приводят к расчетным путем умножения числа автомобилей с данной нагрузкой на ось на коэффициент приведения  (см. прил. 3). При определении последнего учитывают взаимное влияние колес соседних осей автомобиля.

1.7. При расчете по трехкритерийному методу свойства материалов конструктивных слоев дорожной одежды и грунта характеризуются следующими показателями: деформационными (модуль упругости Е) и прочностными (сопротивление растяжению при изгибе  - для монолитных материалов, угол внутреннего трения У и сцепление С - для грунтов и слабо-связных материалов).

Расчетные значения сопротивления растяжению при изгибе асфальтобетона и влажности грунта определяют с учетом уровня надежности .

1.8. При расчете на прочность дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием учитывают особенности его поведения при эксплуатации в зависимости от температуры. В то время как покрытие наиболее напряженно работает при низких положительных температурах, грунт земляного полотна и слои одежды из слабо-связных материалов испытывают большие напряжения при повышенных температурах, когда модуль упругости асфальтобетона существенно снижается. Поэтому при расчете самого асфальтобетонного покрытия на растяжение при изгибе используют его характеристики, соответствующие низким весенним температурам (табл. 6 прил. 1). При расчете слоев из слабо-связных материалов и грунта на сопротивление сдвигу принимается модуль упругости асфальтобетона в покрытии, соответствующий весенним повышенным температурам (табл. 7 прил. 1).

2. Составление алгоритма

2.1. Расчетная схема

2.1.1. Общая расчетная схема дорожной одежды нежесткого типа применительно для ЭВМ (рис. 1) включает девять конструктивных слоев дорожной одежды и грунтовое полупространство. Конструктивными слоями являются:

1 - покрытие усовершенствованного типа, устраиваемое преимущественно из плотного асфальтобетона;

2 - верхний слой основания, устраиваемый чаще всего из пористого или высокопористого асфальтобетона;

3 - покрытие облегченного типа либо при наличии слоя 2 - слой основания; слой 3 устраивают из материалов, обработанных органическим вяжущим;

4 - 9 - слои основания, которые устраиваются из следующих материалов:

4 - из щебеночных материалов, шлакового щебня;

5 и 6 - из материалов и грунтов, укрепленных цементом или другим неорганическим вяжущим. Если в конструкции имеется всего один слой из материала, укрепленного цементом, то слою присваивают индекс 5;

7 - из местных неукрепленных мало-прочных каменных материалов (гравий, щебень, гравийные, щебеночные и гравийно (щебеночно)-песчаные смеси, в которых содержится или может образоваться в процессе строительства и эксплуатации основания избыточное по сравнению с действующими нормами количество мелких частиц с числом пластичности до 7; природные или искусственно составленные смеси с содержанием зерен гравия (щебня) крупнее 5 мм не менее 20 %; щебень из осадочных пород марок по дробимости 400, 300 и 200; щебень из изверженных и метаморфических пород марки по дробимости 600, дресва, опоки, грунто-щебень и др.);

8 - из песков крупных, гравелистых, средней крупности или мелких;

9 - из грунтов, укрепленных жидким органическим вяжущим.

Рис. 1. Расчетная схема дорожной одежды нежесткого типа для ЭВМ

2.1.2. Слои 2, 5 и 6 рассчитывают на растяжение при изгибе, слои 7, 8 и 9 из слабо-связных материалов и грунтовое полупространство 10 - исходя из условия недопущения сдвига. Проверять напряженное состояние слоев 1 и 3 обычно нет необходимости: надежность этих материалов, если они отвечают современным техническим требованиям, в достаточной мере доказана практикой. Не проверяют расчетом также возможность возникновения сдвига в слое 4.

2.1.3. Расчетной схемой предусматривается, что толщины слоев 1 и 3 назначаются по конструктивным соображениям и в процессе расчета не изменяются. Толщины остальных слоев варьируют в зависимости от расчетных характеристик материалов и грунта, а также от затрат на устройство слоев. В процессе варьирования толщина слоя не должна назначаться ниже минимальной конструктивной (табл. 15 прил. 1), регламентированной технологией укладки и условиями формирования слоя.

2.1.4. Полагая в общей расчетной схеме толщины отсутствующих слоев равными нулю, можно получать практически все обычно встречающиеся при проектировании варианты конструкций дорожных одежд. Например, дорожная одежда из двухслойного асфальтобетона, уложенного на слой обработанного битумом щебня, лежащего, в свою очередь, на двухслойном основании из укрепленного цементом материала и грунта земляного полотна, будет обозначаться так: 1, 2, 3, 5, 6, 10.

2.2. Исходная информация

2.2.1. В качестве исходной информации вводятся следующие данные:

тип расчетной нагрузки и ее параметры: среднее давление колеса на покрытие Р (МПа) и диаметр следа колеса D (м) (табл. 1 прил. 1);

расчетная перспективная интенсивность воздействия нагрузки на полосу движения  (ед./сут) (см. прил. 3);

тип одежды и покрытия, категория дороги, дорожно-климатическая зона, тип местности по условиям увлажнения х);

х) Дорожно-климатическая зона и тип местности по условиям увлажнения принимаются согласно «Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» ВСН 46-83.

допустимый уровень надежности  проектируемой конструкции к концу периода между капитальными ремонтами и минимальное значение коэффициента прочности , которое дорожная одежда в зависимости от категории дороги и типа покрытия может иметь к концу срока службы между капитальными ремонтами (см. табл. 2 прил. 1);

требуемый общий модуль упругости дорожной одежды (МПа);

вид материалов конструктивных слоев (индекс слоя i) и исходные толщины (заведомо больше требуемых). Для слоев 1 и 2 - тип асфальтобетона и марка битума (см. табл. 6, 7 прил. 1). Для слоя 7 - содержание в материале частиц размером мельче 0,63 мм m ( %) (или показатель дробимости мало-прочного щебня, %) и число пластичности n;

деформационные и прочностные характеристики для слоев 1 и 2:

а) расчетные модули упругости (где - модуль упругости при расчете прочности слоя 2 на изгиб (при определении показателя прочности слоя ) (см. табл. 6 прил. 1); -модуль упругости при расчете по упругому прогибу (при определении общего показателя прочности ) (см. табл. 7 прил. 1); -модуль упругость при расчете промежуточных слоев 5 и 6 на растяжение при изгибе и при расчете слоев одежды по сдвигу (при определении ) (см. табл. 7 прил. 1));

б) расчетное значение сопротивления материала слоя 2 растяжению при изгибе;

деформационные и прочностные характеристики материалов промежуточных слоев:

а) расчетные модули упругости  слоев 3 и 4 (табл. 8 прил. 1);

б) модули упругости  и сопротивление растяжению при изгибе  слоев 5 и 6 (табл. 9 прил. 1);

в) расчетный модуль упругости , угол внутреннего трения  и сцепление  для слоя 7;

г) расчетные модули упругости , углы внутреннего трения  и сцепления  для слоев 8 и 9 (см. табл. 8 прил. 1);

вид грунта и его расчетные характеристики:

а) если грунт - песок (кроме пылеватого) или супесь легкая крупная, - расчетный модуль упругости , угол внутреннего трения  и сцепление (табл. 10 прил. 1);

б) если грунты глинистые, - исходная относительная средняя многолетняя влажность (табл. 12 прил. 1), назначаемая в зависимости от дорожно-климатической зоны и типа местности по условиям увлажнения (где - влажность на границе текучести; - средняя влажность). К исходной относительной средней влажности грунта вводится поправка , учитывающая особые условия работы дорожной конструкции (табл. 13 прил. 1). Принимается значение коэффициента  для использования в формуле (2) (см. табл. 11 прил. 1);

минимальные конструктивные толщины слоев дорожной одежды  (см. табл. 15 прил. 1);

максимальная толщина второго слоя ;

суммарная толщина стабильных слоев дорожной одежды , рассчитанная из условия обеспечения морозоустойчивости конструкции (см. п. 2.3.19) согласно ВСН 46-83;

затраты  на устройство 1 м2 конструктивного слоя толщиной 1 см, руб.·см/м2;

номера конструктивных слоев , толщины которых попарно варьируют (покрытие-основание, покрытие- дополнительные слои основания, основание -дополнительные слои основания) при выборе оптимального по затратам варианта конструкции (где - индекс варьируемого слоя покрытия, - основания, - морозозащитного слоя).

2.2.2. Требуемый общий модуль упругости дорожной одежды  (МПа) вычисляют по формуле

                                                 (5)

где - коэффициенты, зависящие от типа расчетной нагрузки (табл. 4 прил. 1).

Требуемый общий модуль упругости, рассчитанный по формуле (5), не должен быть меньше значений, указанных в табл. 5 прил. 1.

2.2.3. Расчетное сопротивление материала слоя 2 растяжению при изгибе (МПа) определяется в зависимости от уровня проектной надежности :

                                                (6)

где  - среднее значение сопротивления растяжению при изгибе материала слоя 2 (см. табл. 6 прил. 1);

 - коэффициент нормированного отклонения; определяется по табл. 3 прил. 1 в зависимости от заданного уровня проектной надежности ;

 - коэффициент усталости, определяемый в зависимости от расчетной интенсивности воздействия нагрузки ;

                                                       (7)

 - показатель усталостной зависимости; для асфальтобетонов на битумах БНД 130/200 и БНД 200/300, высокопористых асфальтобетонов и дегтебетона  = 0,27; для плотных и пористых асфальтобетонов на битумах БНД 40/60, БНД 60/90 и БНД 90/130  = 0,16;

 - коэффициент снижения прочности от воздействия природных факторов; для асфальтобетонных смесей I-II марок на щебне из изверженных пород  = 1, III марки -  = 0,8; для асфальтобетонных смесей I марки на гравийных материалах и на щебне из осадочных пород - = 0,9, II - III марок - = 0,7; для дегтебетонов -  = 0,7.

2.2.4. Расчетное сопротивление растяжению при изгибе  вычисляют по выражению

                                                       (8)

где  - коэффициент усталости, определяемый по формуле (7) при  = 0,06.

2.2.5. Расчетный модуль упругости , угол внутреннего трения  и сцепление  для слоя 7 определяют по формулам:

                                           (9)

                                      (10)

                                      (11)

2.3. Последовательность операций при расчете дорожной одежды

2.3.1. Блок-схема алгоритма для отыскания оптимальных толщин слоев дорожной одежды (рис. 2) состоит из пяти блоков:

I - введение исходной информации;

II - оценка прочности конструкции;

III - корректировка толщин слоев одежды с целью обеспечения условий прочности;

IV - нахождение оптимального по строительным затратам варианта дорожной одежды методом покоординатного спуска;

V - определение толщины слоев одежды, удовлетворяющей требованиям морозозащиты земляного полотна.

Рис. 2. Блок-схема алгоритма для расчета толщин слоев дорожной одежды

Расчет дорожных одежд на прочность в блоке II

2.3.2. В процессе расчетов все предусмотренные блоком II операции повторяются многократно. Для программы этот блок является стандартным и на схемах обозначается треугольником с цифрой II внутри. Блок II включает следующие операции.

2.3.3. Вводимые в блок толщины слоев сопоставляются с минимальными конструктивными. Если , то принимается .

2.3.4. Для глинистых грунтов и пылеватых песков по заданной исходной относительной средней многолетней влажности с учетом заданного уровня надежности и поправки на условия работы вычисляют исходную относительную влажность

                            (12)

Полученную исходную влажность принимают за расчетную, если выполняются условие:

м и                                   (13)

В противном случае расчетную влажность грунта  вычисляют по формуле

                   (14)

где                                 

При расчетной относительной влажности согласно табл. 14 прил. 1 определяют расчетные значения модуля упругости , сцепления  и угла внутреннего трения  глинистых грунтов и пылеватых песков (рис. 3).

2.3.5. Для каждого рассчитываемого слоя, включая слой 10, вычисляют показатель прочности . Под показателем прочности понимают отклонение коэффициента прочности данной конструкции (фактического) - по какому-либо критерию от минимально допустимого при заданном уровне надежности. В общем виде показатель прочности выражается формулой

                                                   (15)

где  - допустимое напряжение для ( или ) для i -го слоя;

 - фактическое напряжение сдвига или растягивающее напряжение при изгибе в i -м слое;

 - минимальное допустимое значение коэффициента прочности, назначаемое в зависимости от уровня заданной надежности.

Знак «минус» у  означает, что прочность слоя недостаточна, «плюс» - что условия прочности в слое удовлетворительны.

Если  = 0, то принимается  = 0.

Условия прочности конструкции в целом оценивают величиной общего показателя прочности .

                                           (16)

Ниже приведена последовательность операций по вычислению показателей прочности.

Рис. 3. Схема определения нормативных характеристик

глинистых грунтов и пылеватых песков

2.3.6. Определение . Полагая модуль упругости грунта равным  (см. рис. 1), последовательно рассчитывают двухслойные системы, состоящие из очередного конструктивного слоя одежды и нижележащего полупространства. При этом:

определяют отношение модуля упругости подстилающего полупространства  к модулю слоя (см. рис. 1) при i=9, 8, 7, ¼, 1;

вычисляют отношение толщины слоя  к расчетному диаметру D;

для вычисленных отношений  и  по табл. 1 прил. 2 находят отношение общего модуля на поверхности рассматриваемого слоя  к модулю слоя . Отношение  может быть вычислено и по формулам:

а) при

                   (17)

б) при

                                         (18)

где

вычисляют общий модуль на поверхности двухслойной системы

и заносят его в память;

производя такой расчет столько раз, сколько конструктивных слоев в одежде, доходят до верхнего слоя и определяют . Если какие-либо из девяти слоев отсутствуют, то принимают

вычисляют общий показатель прочности , по формуле (16), где  определен по формуле (5).

2.3.7. Определение . Слой 2 рассчитывают на растяжение при изгибе. Порядок расчета следующий определяют средний модуль упругости слоев 1 и 2:

                                                      (19)

В случае отсутствия слоя l

находят отношение . Общий модуль упругости под слоем 2  принимают согласно приведенному выше расчету для определения ;

вычисляют отношение

по табл. 2 прил. 2 в зависимости от  и  находят растягивающее напряжение ч(2) в рассчитываемом слое от единичной нагрузки. Напряжение ч может быть также определено по формулам:

а) при

ч                       (20)

б) при

ч                  (21)

где                                                         

вычисляют полное растягивающее напряжение

ч(2)= ч·0,85;                                                       (22)

рассчитывают показатель прочности

ч(2) ч(2)                                   (23)

где  - допустимое значение растягивающего напряжения слоя 2, вычисленное по формуле (6).

2.3.8. Определение  и . Слой 6 рассчитывают на растяжение при изгибе. Расчет слоя 5 аналогичен расчету слоя 6, поэтому в излагаемом порядке расчета номера слоев 5 и 6 заменяются индексом n;

вычисляют средний модуль упругости слоев, лежащих над рассчитываемым:

                                                    (24)

находят отношение этой величины к модулю упругости рассчитываемого слоя

определяют отношение суммы толщин вышележащих слоев и толщины рассчитываемого слоя  к D;

по известным отношениям  и  находят величину y с помощью табл. 3 прил. 2 или по формуле

                                          (25)

где                                                 

в = -0,124;

вычисляют отношение модуля упругости рассчитываемого слоя  к общему модулю упругости нижележащих слоев конструкции .

Значение  было найдено при определении ;

рассчитывают растягивающее напряжение при изгибе

чп                            (26)

вычисляют показатель прочности

ч(п) ч(п)                                  (27)

где - заданное допустимое напряжение растяжения при изгибе.

2.3.9. Определение . Слои 7, 8, 9 и грунтовое полупространство рассчитывают исходя из условия, чтобы в материале слоя или в грунте не возникал сдвиг. Расчет всех слоев ведется по одной схеме, поэтому излагается порядок расчета для слоя с индексом :

находят суммарную толщину  и средний модуль упругости слоев , лежащих над рассчитываемым:

вычисляют отношение среднего модуля упругости  слоев, лежащих над рассчитываемым, к модулю упругости  рассчитываемого слоя;

определяют отношение суммарной толщины слоев, лежащих над рассчитываемым,  к ;

находят активное напряжение сдвига от временной нагрузки . Для этого сначала определяют  по табл. 4 прил. 2 или по формулам:

а) при

                                                         (28)

б) при

                                                  (29)

в) при

                            (30)

где               

Затем вычисляют  (МПа) по выражению

                                (31)

где - равномерно распределенная нагрузка на поверхности покрытия, МПа;

- угол внутреннего трения, град;

находят активное напряжение сдвига от веса вышележащих слоев толщиной :

                                                  (32)

определяют полное активное напряжение сдвига в рассчитываемом слое:

находят допустимое напряжение сдвига  при расчете слоев 7, 8 и 9:

                         (33)

Допустимое напряжение сдвига  при расчете грунта определяют также по формуле (33). Значение коэффициента  находят по табл. 11 прил. 1;

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: