Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Анализ норм проектирования полотна автомобильных дорог зарубежных стран на примере последних норм и  
16.11.2018
    
Анализ норм проектирования полотна автомобильных дорог зарубежных стран на примере последних норм и

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

АНАЛИЗ НОРМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НА ПРИМЕРЕ ПОСЛЕДНИХ НОРМ И ПРАВИЛ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ

 

Приложение II

Часть «Поперечные профили автомобильных дорог»

(RAS-Q)

 

Москва 2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC o "1-3" h z u 1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения

1.2. Основные требования к поперечным профилям

2. ОБОСНОВАНИЯ РАЗМЕРОВ СОСТАВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ ДОРОГИ

2.1. Основные размеры

2.2. Транспортный габарит

2.3. Габарит в свету

2.4. Составные элементы поперечного профиля дороги

2.5. Откосы

2.6. Поперечный уклон элементов поперечного профиля

2.7. Оборудование дороги в поперечном профиле

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ

3.1. Типовые поперечные профили

3.2. Пешеходное и велосипедное движение

3.3. Движение транспортных средств для обслуживания сельскохозяйственных и лесных угодий

3.4. Движение общественного пассажирского транспорта

3.5. Дополнительные полосы движения

3.6. Поперечные профили на особых участках дорог

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ КАЧЕСТВУ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1. ЗАДАЧИ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

2. ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ

2.1. Расчетная скорость движения

2.2. Расчетная интенсивность движения

3. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДА

4. ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОРОГАХ С РАЗДЕЛЬНЫМИ ПРОЕЗЖИМИ ЧАСТЯМИ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ

4.1. Соотношения интенсивность движения - скорость

4.2. Учет продольного уклона

4.3. Основные этапы расчета

4.4. Пример расчета

5. ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОРОГАХ С ОДНОЙ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТЬЮ

5.1. Учет определяющих факторов

5.2. Соотношение интенсивность движения - скорость

5.3. Последовательность выполнения действий

5.4. Пример расчета

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ НА УЧАСТКАХ ПОДЪЕМА

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2. ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДПД

3. НАЧАЛО И КОНЕЦ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСЫ

3.1. Начало дополнительной полосы

3.2. Конец дополнительной полосы

3.3. Минимальная длина ДПД

3.4. Минимальное расстояние между ДПД

4. КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

4.1. Конструктивное исполнение на дорогах с двумя проезжими частями

4.2. Конструктивное исполнение на дорогах с одной проезжей частью

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ (РАЗМЕТКА, УСТАНОВКА ИНФОРМАЦИОННО-УКАЗАТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ)

5.1. Основные принципы

5.2. Организация движения на дорогах с двумя проезжими частями

5.3. Организация движения на дорогах с одной проезжей частью

6. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ДОРОГАМИ В ПРЕДЕЛАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ

6.1. Пересечения в пределах дорог с двумя проезжими частями

6.2. Пересечения на дорогах с одной проезжей частью

7. ПРИВЕДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЛОС НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ДОРОГАХ В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЧАСТИ «ПОПЕРЕЧНЫЕ ПРОФИЛИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ» (RAS-Q)

7.1. Предпосылки

7.2. Проектирование дополнительных полос, приводимых в соответствие с требованиями RAS-Q

7.3. Проектирование дополнительных полос, не приводимых в соответствие с требованиями RAS-Q

8. ПРИМЕР РАСЧЕТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ОСОБЕННОСТИ ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ

1. ТИПОВОЙ ПОПЕРЕЧНЫЙ ПРОФИЛЬ RQ 15,5

1.1. Конструктивное решение и разметка участков смены числа полос по направлениям

1.2. Уменьшение размеров поперечного профиля

2. ПОПЕРЕЧНЫЕ ПРОФИЛИ НА ЧЕТЫРЕХПОЛОСНЫХ ДОРОГАХ С УМЕНЬШЕННЫМИ РАЗМЕРАМИ ЭЛЕМЕНТОВ

 

 

В Приложении II «Нормы и правила проектирования автомобильных дорог Федеративной Республики Германии», часть «Поперечные профили автомобильных дорог» (RAS-Q), приведены допустимые и рекомендуемые значения элементов в поперечном профиле при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог. Дается обоснование элементов в поперечном профиле, их размеров, типовые поперечные профили автомобильных дорог различных категорий с их особенностями на искусственных сооружениях, основные принципы и критерии их назначения. Рассматриваются методы проверки соответствия поперечных профилей пропускной способности и качеству транспортного обслуживания с учетом особенностей проложения дорог в конкретных условиях местности. Особое внимание уделено поперечному профилю с одной проезжей частью и с тремя полосами движения, дополнительным полосам на двухполосных дорогах, контролю за безопасностью движения.

Приложение II «Нормы и правила проектирования автомобильных дорог Федеративной Республики Германии» разработаны Научно-исследовательским обществом по строительству дорог и транспорту, рабочая группа «Проектирование дорог». Утверждены Федеральным Министерством транспорта ФРГ 06.10.96 г. Изданы в 1996 г.

Данное Приложение II является продолжением Приложения I, часть «Проложение трассы автомобильных дорог» (RAS-L).

Перевел на русский язык и подготовил к изданию канд. техн. наук В.А. Федотов (ГУ «Росдорэкспертиза»)

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения

Дороги народнохозяйственного значения в соответствии с «Руководством по функциональной организации сети автомобильных дорог» (RAS-N) подразделяют на пять групп от А до Е, представленных в табл. 1, по:

• месту проложения (на свободных или на застроенных территориях);

• прилегающей к дороге застройке (при отсутствии или наличии вдоль дороги застройки);

• основной выполняемой функции (обеспечение транспортной связи, обслуживание прилегающих территорий, местопребывание).

В соответствии со значением в организации транспортной связи и с выполнением определенных задач в дорожной сети (характеризуемым по «Руководству по функциональной организации сети автомобильных дорог» (RAS-N) функциональными уровнями от I до VI) автомобильные дороги групп от А до Е можно разделить принципиально на 16 категорий.

Настоящая часть «Поперечные профили автомобильных дорог» (RAS-Q) предназначена для проектирования нового строительства, реконструкции и капитального ремонта общегосударственных автомобильных дорог только группы А, а также категорий ВI и В II.

При проектировании дорог категорий ВIII и ВIV в условиях отсутствия застройки, а также дорог групп от С до Е при наличии застройки следует руководствоваться «Рекомендациями по проектированию дорог общегородского значения» (EAHV 1993) и «Рекомендациями по проектированию дорог в населенных пунктах» (ЕАЕ 1985/95).

Дороги категории АVI (например, сельскохозяйственные дороги и дороги лесных угодий) проектируются по специальным техническим, указаниям.

 


Таблица 1

Область применения Норм и правил проектирования автомобильных дорог, часть «Поперечные профили автомобильных дорог» (RAS-Q)

Группы дорог

Проложение трассы по территориям

Свободным

Застроенным

При отсутствии застройки 

При наличии застройки

Функциональное подразделение уровней связи

Транспортная связь

Обслуживание территорий

Местопребывание

А

В

С

D

Е

Протяженная межрегиональная дорожная связь

I

AI

по RAS-L

BI

по RAS-L

CI

по EAHV

1993

Нет

Нет

Межрегиональная/региональная дорожная связь

II

АII

по RAS-L

ВII

по RAS-L

СII

EAHV 1993

DII

EAHV 1993

Нет

 

Межрайонная дорожная связь

III

АIII

по RAS-L

ВIII

EAHV 1993

СIII

 EAHV 1993

DIII

EAHV 1993

ЕIII

EAHV 1993

Дорожная связь для обслуживания прилегающих

территорий

IV

АIV

по RAS-L

ВIV

ЕАЕ 1985/95

CIV

ЕАЕ 1985/95

DIV

ЕАЕ 1985/95

EIV

ЕАЕ 1985/95

Второстепенная дорожная связь

V

АV

по RAS-L

-

-

DV

ЕАЕ 1985/95

D V

ЕАЕ 1985/95

Местные связи в виде проездов и

подъездов

VI

AVI

-

-

-

EVI

ЕАЕ 1985/95

Примечание. Знак «-» означает отсутствие данных связей на дорогах.


1.2. Основные требования к поперечным профилям

В дорожно-транспортной сети каждая дорога, какой-либо участок дороги должны выполнять определенную задачу. При установлении транспортных требований к поперечному профилю дорог на свободных от застройки территориях должны учитываться требования к организации этих территорий. В пределах застроенных территорий необходимо, кроме того, учитывать планы развития их дорожно-транспортной сети.

Для обоснования составных элементов поперечного профиля основными факторами являются безопасность движения, качество транспортного обслуживания, стоимость строительства и транспортные расходы. Необходимо также принимать во внимание требования к защите природы и ландшафта, охране окружающей среды и градостроительные проблемы. На застроенных территориях требования, предъявляемые городской и сельской средой к организации придорожной полосы (например, сохранение сельского и городского ландшафта), должны быть согласованы между собой и с транспортными требованиями к дороге.

Пешеходное и велосипедное движение необходимо удалять от движения автомобилей.

2. ОБОСНОВАНИЯ РАЗМЕРОВ СОСТАВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ ДОРОГИ

2.1. Основные размеры

2.1.1. Исходные данные

В основу обоснования поперечного профиля положен расчетный автомобиль шириной 2,5 м (ширина расчетного автомобиля не идентична максимально допустимой ширине автомобиля, которая по дорожным правилам Германии составляет 2,55 м, в особых случаях устанавливается 2,6 м) и высотой 4,0 м.

2.1.2. Пространство, занимаемое при движении автомобилем

Боковое пространство при движении представляет собой воздушный зазор, который требуется для выравнивания неточностей в движении и управлении автомобилем, а также в качестве расстояния для предохранения выступающих частей (например, зеркал). К боковому пространству при движении относятся и дополнительно занимаемые автомобилями площади на кривых малого радиуса при отсутствии уширений полос движения, проектируемых в соответствии с требованиями части «Проложение трассы автомобильных дорог» (RAS-L). Пространство при движении включает в себя также расстояние между встречными автомобилями для их разъезда на дорогах с одной проезжей частью.

Ширина бокового пространства на дорогах, трассируемых на свободных от застройки территориях, определяется, в первую очередь, ожидаемыми скоростями, интенсивностью движения, особенно большегрузных автомобилей. Ширина бокового зазора при движении установлена в зависимости от типа поперечного профиля и составляет от 0,25 до 1,25 м.

Верхнее пространство при движении автомобилей представляет собой воздушный зазор, который требуется движущемуся автомобилю для выравнивания неточностей положения груза, колебаний автомобиля, обусловленных неровностями покрытия, и составляет 0,25 м.

2.2. Транспортный габарит

Транспортный габарит для движения автомобилей состоит из занимаемого расчетным автомобилем габарита, боковых и верхнего зазоров, а также из габарита, занимаемого краевыми полосами или водоотводными лотками и остановочными полосами.

Высота транспортного габарита составляет 4,25 м.

Транспортный габарит для пешеходных дорожек и велодорожек имеет высоту 2,25 м.

Ширина габарита зависит от управления (выбора положения) автомобилем, положения дорог и интенсивности движения соответствующих транспортных средств. Разграничение по размерам и зазорам для пешеходного и велосипедного движений не дается.

2.3. Габарит в свету

Габарит в свету представляет собой очертание поперечного профиля, которое не должно иметь внутри жестких препятствий. Он состоит из транспортных габаритов, предохранительных боковых и верхнего зазоров (рис. 1).

Рис. 1. Составные элементы поперечного профиля дороги:

 - ограничения габарита в свету;

 - то же, транспортного габарита

2.3.1. Боковое предохранительное пространство

2.3.1.1. Движение автомобилей

Ширина бокового предохранительного пространства устанавливается от края транспортного габарита к внешней стороне. Необходимая ширина зависит от допустимой скорости движения

Vдоп (максимальная скорость, допустимая на дороге или ее участках для легковых и грузовых автомобилей):

при V > 70 км/ч ширина ≥ 1,25 м;

при 50 км/ч < Vдоп ≤ 70 км/ч ширина ≥ 1,0 м;

при Vдоп ≤ 50 км/ч ширина ≥ 0,75 м.

Эти размеры могут быть уменьшены у остановочных полос, центральной разделительной полосы и бордюра на 0,25 м.

Стойки (диаметром не более 76 мм) дорожных знаков и устройств должны устанавливаться так, чтобы их ось совпадала с границей габарита в свету. Защитные устройства и легко деформируемые части дорожных устройств могут приближаться к транспортному габариту на расстояние до 0,5 м. При этом следует учитывать Нормы и правила для устройства защитных ограждений на дорогах (RPS).

Для дорог с двумя проезжими частями боковое предохранительное пространство до защитных ограждений может быть уменьшено, если в стесненных условиях только этим и можно сделать с учетом безопасности движения разумное разделение проезжих частей разных направлений посредством устройства разделительной полосы.

Высокий бортовой камень высотой не более 0,2 м (п. 2.4.8.), в тоннелях в исключительных случаях не более 0,25 м (Нормы и правила оборудования и эксплуатации автодорожных тоннелей RABT, издание 1994 г.), может входить в габарит в свету до границы транспортного габарита.

2.3.1.2. Велосипедное движение

Для велосипедного движения ширина бокового предохранительного пространства составляет 0,25 м. Дорожные знаки и устройства могут входить в габарит в свету до границы транспортного габарита.

2.3.1.3. Пешеходное движение

Для пешеходного движения можно не устанавливать свой особый боковой предохранительный зазор. Пешеходные дорожки, которые прилегают непосредственно к дорогам, состоят одновременно из транспортного габарита для пешеходов (пешеходный габарит) и предохранительного пространства транспортного габарита.

2.3.1.4. Составные поперечные профили

При объединении отдельных транспортных габаритов в общий поперечный профиль происходит совмещение их боковых предохранительных зазоров. Определяющим является в каждом случае наибольшее боковое предохранительное пространство.

Полосы движения соприкасаются без боковых предохранительных зазоров.

2.3.2. Верхний предохранительный зазор

Верхний предохранительный зазор составляет для автомобилей 0,25 м. Требуемая высота в свету - 4,5 м. Для возможности обновления покрытия с укладкой новых слоев поверху рекомендуется увеличение габарита в свету до 4,7 м. На участках дорог, рассчитываемых на пропуск грузовых автомобилей больших габаритов, можно также увеличить габарит до 4,7 м.

Для пешеходных и велосипедных дорожек верхний предохранительный зазор составляет 0,25 м, высота в свету - 2,5 м; дорожные знаки могут входить в габарит в свету только до границы транспортного габарита.

2.4. Составные элементы поперечного профиля дороги

В зависимости от функций, выполняемых дорогой, поперечный профиль состоит из различных составных элементов. Типичные составные комбинации элементов образуют типовые поперечные профили.

2.4.1. Проезжая часть

Проезжая часть состоит из полос движения и краевых полос.

2.4.1.1. Полосы движения

Ширина полос движения на типовых поперечных профилях установлена на основе ширины расчетного автомобиля и боковых зазоров при движении с учетом многолетнего опыта, включая и опыт организации безопасности дорожного движения.

Проектирование участков с переходно-скоростными полосами на пересечениях и примыканиях дорог определяется Нормами и правилами проектирования автомобильных дорог, часть «Пересечения и примыкания» (RAS-K-1 и RAS-K-2).

2.4.1.2. Краевые полосы

Краевые полосы конструктивно относятся к проезжей части. Они служат для бокового упора с целью предотвращения повреждений кромок проезжей части при наезде на них и представляют собой внешнее обрамление проезжей части дороги. Поэтому краевые полосы не должны подвергаться наезду и воздействию транспортных нагрузок. Кроме того, краевые полосы служат для нанесения на них разметки, сбора грязи и предохранения проезжих частей от нее.

Вместо краевых полос может устраиваться бордюр, вдоль которого необходимы лотки для отвода поверхностной воды.

На краевых полосах разметку следует наносить на прилегающей к проезжей части стороне.

На дорогах с одной проезжей частью краевые полосы имеют ширину, как правило, 0,25 м. На дорогах с RQ 10,5 (RQ - типовой профиль; 10,5 - расстояние между бровками полотна дороги в метрах) краевые полосы уширяют до 0,5 м, если интенсивность движения большегрузных автомобилей превышает 900 авт./сут (к большегрузным автомобилям относятся грузовые автомобили общей массой более 3,5 т, автобусы, автопоезда, седельные тягачи). В этом случае поперечный профиль имеет ширину в бровках 11,0 м.

Дороги с типовым поперечным профилем RQ 7,5 имеют ширину проезжей части 5,5 м. Исходя из границ применения этого профиля, наезд на край проезжей части возможен редко, и его можно не принимать во внимание. Разметку на этом типовом поперечном профиле следует наносить по краю проезжей части.

На поперечных профилях дорог с двумя проезжими частями с центральной разделительной полосой краевые полосы устраиваются шириной 0,5 м по обеим сторонам каждой проезжей части. На типовом поперечном профиле RQ 29,5 краевые полосы устраиваются по обеим сторонам проезжей части шириной 0,75 м. Благодаря такой ширине, ее можно использовать вместе с шириной проезжей части для соразмерного выделения полос движения на проезжей части в местах временного производства ремонтных работ для создания необходимой для этого организации движения. Такая ширина позволяет увеличить расстояние видимости на левосторонних кривых и облегчить размещение водоотводных устройств на центральной разделительной полосе. Именно с учетом этих соображений внутренние краевые полосы у типового поперечного профиля RQ 35,5 предусматриваются шириной 0,75 м. Такая полоса облегчает также в критических случаях произвести стоянку легкового автомобиля у центральной разделительной полосы и выход из него пассажиров.

2.4.2. Разделительные полосы

Минимальная ширина разделительных полос между транспортными поверхностями (габаритами) определяется необходимым боковым предохранительным интервалом (п. 2.3.1.).

2.4.2.1. Центральная разделительная полоса

Центральная разделительная полоса служит для разделения заранее предусмотренным для ее устройства способом проезжих частей дороги противоположных направлений движения. Она предназначается также для установки опор перекрывающих дорогу сооружений и технического оборудования (защитные устройства, стойки дорожных рамных указателей и знаков). Стандартная ширина центральной разделительной полосы приведена в табл. 2.

Необходимо обеспечивать требуемое расстояние видимости для остановки. В случае, если не предоставляется возможным обеспечить требуемое расстояние видимости с внутренней полосы раздельной проезжей части на левосторонней кривой в плане из-за наличия растительности, противоослепляющих устройств, шумозащитных стенок или из-за нахождения защитных ограждений на участках выпуклых кривых, и нельзя перейти на больший радиус, может потребоваться увеличение ширины разделительной полосы посредством раздельного проложения проезжих частей. В качестве дополнительного мероприятия может быть предложено ограничение допустимой скорости движения по мокрому покрытию. Для определения расстояния, необходимого для обеспечения требуемой глубины видимости, от левой полосы движения до препятствия видимости можно использовать метод, приведенный в Приложении 10 части «Проложение трассы автомобильных дорог» (RAS-L).

Центральные разделительные полосы должны быть, как правило, озеленены. При ширине 3,0 м и более для этого используется кустарник. При этом следует гарантировать постоянство требуемого расстояния видимости для остановки.

Ширина центральной разделительной полосы 2,0 м и менее является недостаточной для размещения опор и водоотводных устройств. Для этого может потребоваться ее уширение с учетом местных ограничений.

При частых пересечениях дорог в одном уровне с устройством переходно-скоростных полос для левоповоротного движения, что препятствует отгону ширины разделительной полосы, для возможности размещения таких полос на дорогах е типовым поперечным профилем RQ 20 необходимо предусматривать ширину центральной разделительной полосы 5,25 м.


Таблица 2

Ширина составных элементов поперечного профиля

Типовой поперечный профиль

Число полос движения

Ширина, м

проезжей части

краевой полосы

Центральной разделительной полосы

остановочной полосы

обочины

Боковой разделительной полосы

RQ 35,5

6

3,75/3,50

0,75/0,50

3,50

2,50

1,5

3,00

RQ 33

6

3,50

0,50

3,00

2,00

1,5

3,00

RQ 29,5

4

3,75

0,75

3,50

2,50

1,5

3,00

RQ 26

4

3,50

0,50

3,00

2,00

1,5

3,00

RQ 20

4

3,50

0,50

2,00

-

1,5

1,75

RQ 15,5

2+1

3,75/3,25/ 3,50

0,25

-1)

-

2,502)/1,5

1,75

RQ 10,5

2

3,50

0,253)

-

-

1,5

1,75

RQ 9,5

2

3,00

0,25

-

-

1,5

1,75

RQ 7,5

2

2,75

-

-

1,0

1,25

1) Разграничение проезжей части на участке: двухполосные с возможностью обгона на них и однополосные во встречном направлении без обгона в их пределах выполняются двойной линией разметки шириной 0,50 м, которая и служит для разделения встречного движения.

2) Обочина рядом с однополосными участками должна быть укреплена (п. 2.4.4.).

3) При интенсивности движения большегрузных автомобилей более 900 авт./сут краевые полосы следует предусматривать шириной 0,5 м.


В целях учета интересов окружающей среды в особых условиях местности или из экономических соображений могут быть и более широкие центральные разделительные полосы или ступенчатое расположение проезжих частей.

2.4.2.2. Боковые разделительные полосы

Боковые разделительные полосы предназначаются для отделения проезжей части транзитного движения от рядом располагающейся проезжей части для местного движения или от пешеходных и велосипедных дорожек путем устройства разделительного газона.

Стандартные размеры боковых разделительных полос приведены в табл. 2.

На узких участках и в других исключительных случаях допустимы их уменьшения согласно п.2.3.1.

По планировочно-конструктивным соображениям боковые разделительные полосы должны быть озеленены. На участках, предусматриваемых к озеленению, ширина разделительной полосы может быть больше стандартной. При этом следует учитывать необходимость обеспечения видимой зрительной связи между проезжей частью и пешеходной или велосипедной дорожкой.

2.4.3. Остановочные полосы

Остановочные полосы служат для съезда на них с проезжей части, остановки и стоянки автомобилей в аварийных ситуациях. При дорожно-транспортных происшествиях или выполнении ремонтных работ на отдельных участках они позволяют осуществлять одностороннее движение транспортных средств по нескольким полосам. Остановочные полосы облегчают проведение эксплуатационного надзора у внешней кромки проезжей части и тем самым способствуют снижению помех движению транспортного потока.

Для безопасной стоянки широких автомобилей ширина остановочной полосы должна быть 2,5 м. При ширине остановочной полосы 2,0 м широкие автомобили вынуждены занимать обочину или проезжую часть. При большой интенсивности движения большегрузных автомобилей необходимо принимать в расчет устройство остановочных полос шириной 2,5 м также и на типовых поперечных профилях RQ 33 и RQ 26.

Стандартная ширина остановочных полос приведена в табл. 2.

На типовых поперечных профилях без остановочных полос, особенно на поперечном профиле RQ 20, а также и на участках дорог с высокой интенсивностью движения с поперечными профилями RQ 15,5 или RQ 10,5 для безопасности движения на них могут быть предусмотрены в необходимых случаях аварийные остановочные карманы.

2.4.4. Обочины

Обочины выполняют техническую функцию внешнего оформления элементов проезжей части. Кроме того, они служат для установки защитных ограждений, направляющих устройств, дорожных указателей и знаков, а также при отсутствии пешеходных дорожек - в качестве габарита приближения для пешеходов и рабочего габарита для приближения к местам производства работ по содержанию дороги. Ширина обочин приведена в табл. 2.

Укрепленные обочины (например, щебеночным покрытием) шириной от 2,0 м и более позволяют производить стоянку аварийных легковых автомобилей без создания помех движению транспортного потока и облегчают проведение эксплуатационных работ. Обочины такой ширины могут быть приняты в расчет при больших транспортных потоках или интенсивности движения большегрузных автомобилей, прежде всего на участках дорог, на которых действуют запреты на обгон или на которых устроения рядом с дорогой защитные ограждения. В таких случаях защитные устройства должны быть вынесены за проезжую часть насколько позволяют конструктивные возможности.

Обочины на однополосных участках типового поперечного профиля RQ 15,5 должны быть укрепленными.

Если на участках выемок не требуется устройство защитных ограждений или у дороги находится шумозащитный насыпной вал, то ширина обочин может быть уменьшена на соответствующей стороне дороги на 0,5 м при обеспечении при этом требуемого расстояния видимости до остановки. Ширина обочины не может быть менее 1,0 м.

По Нормам и правилам проектирования автомобильных дорог, часть «Водоотвод» (RAS-Ew), канавы, располагаемые между обочиной и откосом, имеют ширину от 1,0 до 2,5 м. Перед шумозащитными стенками в качестве стандартного решения следует предусматривать ширину обочины 1,0 м и ширину боковой канавы 2,0 м.

Ширина обочин рядом с пешеходными и велосипедными дорожками должна быть не менее 0,5 м.

Неукрепленные обочины должны иметь травяной покров и примыкать к краю укрепленной поверхности на 3 см глубже, поперечный уклон, равный 12%, на внешнюю сторону. Следует не допускать увеличения высоты обочин при проведении соответствующих мероприятий по содержанию дороги.

В тех случаях, когда водоотвод с проезжей части и укрепленных поверхностей дороги осуществляется не по обочинам, поперечный уклон может быть уменьшен до 6%.

Укрепленные боковые полосы (обочина, остановочные полосы, поверхности для парковки автомобилей) и дополнительные полосы должны иметь по величине и направлению уклон, равный уклону проезжей части дороги.

2.4.5. Совмещенные пешеходные и велосипедные дорожки

На дорогах вне населенных мест совмещенные пешеходные и велосипедные дорожки по одну сторону полотна дороги являются типовым решением и имеют ширину 2,5 м. Для облегчения условий эксплуатации и содержания они должны иметь ширину не менее 2,25 м

Ширина совмещенных пешеходных и велосипедных дорожек при наличии бордюра определяется с учетом бокового предохранительного зазора по п. 2.3.1. и по табл. 3.

Таблица 3

Ширина пешеходных и велосипедных дорожек

V км/ч

Ширина, м

Совмещенных пешеходных и велосипедных дорожек

пешеходных дорожек

велосипедных дорожек

≤ 501)

3,00 (2,75)3)

2,00

2,50 (2,10)2)



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: