Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Методические рекомендации Методические рекомендации по нормированию расхода топливно-энергетических  
15.12.2018
    
Методические рекомендации Методические рекомендации по нормированию расхода топливно-энергетических

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора института

Б.А. Бондарович

«12» декабря 1984 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ТЭР
НА БУРЕНИЕ СКВАЖИН ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

ОДОБРЕНЫ ГЛАВТРАНСПРОЕКТОМ

МОСКВА 1985

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие Методические рекомендации устанавливают единые принципы нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на бурение скважин при выполнении проектно-изыскательских работ и предназначены для определения удельных расчетных технологических и общеэкспедиционных расходов топлива и электрической энергии, а также для определения дифференцированных по проектным институтам общеэкспедиционных норм в зависимости от типа бурильных установок, категории исследуемых грунтов, климатических условий и рельефа района изысканий.

Основным принципом разработки норм расхода ТЭР является использование норм времени, требуемых на выработку 1 м скважины, и удельных расходов ТЭР машинами и механизмами в течение единицы времени. В Методических рекомендациях предлагается метод планирования взамен существующего метода планирования от достигнутого уровня удельных общеэкспедиционных расходов топливно-энергетических ресурсов на бурение скважин при выполнении проектно-изыскательских работ. Методические рекомендации являются обязательными для всех организаций Минтрансстроя.

Методические рекомендации разработали кандидаты техн. наук А.Р. Соловьянчик, инженеры О.И. Михайлова (ЦНИИС), В.В. Свиридов (Мосгипротранс) при участии канд. техн. наук В.А. Робсмана (ЦНИИС).

И.о. зав. отделением вычислительной

техники, методов исследований и

испытаний конструкций и материалов

Е.Г. Игнатьев

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормирование расхода топлива и электрической энергии на бурение скважин при выполнении проектно-изыскательских работ предусматривает разработку и внедрение прогрессивных норм с целью осуществления важнейшего принципа социалистического хозяйствования - режима экономии.

1.2. Основная задача нормирования - обеспечить возможность применения при планировании и в производстве технически обоснованных, прогрессивных норм расхода топлива и электрической энергии для осуществления режима экономии, рационального распределения и наиболее эффективного их использования.

1.3. Нормы расхода топлива и электрической энергии для выполнения требования прогрессивности и экономичности должны периодически совершенствоваться по мере технического прогресса, повышения качества продукции и изменений условий производства. Они должны устанавливаться с учетом достигнутых результатов энергоиспользования, выполнения планов организационно-технических мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов, а также в полной мере отражать намеченные в планах внедрение и освоение новой техники, прогрессивной технологии и передовых приемов и методов работы.

1.4. Нормой расхода топлива и электрической энергии следует считать плановый показатель расхода этих ресурсов в производстве единицы работы установленного качества.

1.5. Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов разрабатываются раздельно по топливу в условном исчислении и электрической энергии.

Для комплексной оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в производстве однотипной или взаимозаменяемой работы определяются обобщенные удельные энергозатраты (проектные, плановые, фактические), включающие прямые расходы всех видов топлива и энергии в производстве единицы работы, приведенные в единицах измерения условного топлива.

1.6. Нормированию подлежат все расходы топлива и электрической энергии на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды независимо от объема потребления указанных ресурсов и источников энергоснабжения.

1.7. Настоящие Методические рекомендации предназначены для разработки норм расхода топлива и электрической энергии на бурение скважин при выполнении проектно-изыскательских работ организациями Минтрансстроя.

1.8. Нормы расхода топлива и электрической энергии служат для планирования потребления ресурсов и оценки эффективности их использования. Выполнение установленных норм расхода является обязательным условием при материальном стимулировании за экономию топливно-энергетических ресурсов.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ РАСХОДА

2.1. Нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии классифицируются по следующим основным признакам:

по степени укрупнения: индивидуальные, общеэкспедиционные и групповые;

по периоду действия: годовые, квартальные (для текущих планов), по годам пятилетки (для среднесрочных планов) и по конечным годам пятилеток (для долгосрочных планов).

2.2. Индивидуальной нормой расхода следует считать норму расхода топлива или энергии на работы в условиях конкретной организации: при данном технологическом процессе, типе оборудования и т.д.

2.3. Групповой нормой расхода топлива, электрической энергии называют норму расхода этих ресурсов, охватывающую все разнообразные условия работы на данном уровне планирования: при различных технологических процессах, типах оборудования и т.д. Групповая (средневзвешенная) норма по Минтрансстрою называется отраслевой нормой расхода.

2.4. Технологические нормы включают расходы топлива, электрической энергии, идущие только на непосредственное выполнение технологического процесса, а также нормируемые потери топлива и энергии, обусловленные характером технологического процесса и применяемого оборудования (кроме внешних потерь).

В технологическую норму включаются также расходы, связанные с межоперационным холостым ходом оборудования, разогревом и пуском агрегатов (после текущих ремонтов и холодного простоя), причем эти расходы должны приниматься строго по нормативам, установленным при нормальных технологических процессах. Не включаются в технологические нормы расхода топливно-энергетических ресурсов нерациональные затраты, вызванные отступлением от принятой технологии, режимов работы и т.д.

2.5. Общеэкспедиционные нормы расхода топлива и электрической энергии включают весь расход их в экспедиции на все буровые и вспомогательные работы, связанные с бурением.

3. СОСТАВ И РАЗМЕРНОСТЬ НОРМ РАСХОДА

3.1. Составом норм расхода топлива, электрической энергии следует считать перечень статей их расхода, учитываемых в нормах на работы, на основе которых в каждой организации определяется конкретный состав норм расхода. Произвольное изменение состава норм не допускается.

Примерный состав норм расхода топлива, электрической энергии приведен в табл. 1.

Таблица 1

Состав норм расхода топливно-энергетических ресурсов при бурении скважины для выполнения проектно-изыскательских работ

Вид нормы

Статьи расхода

Нормы расхода ТЭР

топлива

электроэнергии

1. Технологическая норма расхода топлива  и электрической энергии

1. Буровые работы:

 

 

а) технологическое оборудование, включая разогревы и пуски после текущих ремонтов и холодных простоев

б) транспортное оборудование

в) потери в технологических агрегатах и установках

2. Горно-проходческие работы:

 

 

а) технологическое оборудование

б) транспортное оборудование

в) потери в технологических сетях и установках

Итого технологическая норма

2. Общеэкспедиционная норма расхода топлива  и электрической энергии

1. Технологические затраты

2. Общеэкспедиционные затраты:

 

 

а) нужды обслуживающих служб (ремонтных, инструментальных и т.д.)

б) освещение

-

в) водоснабжение

-

г) работа внутриэкспедиционного транспорта, связанного с бурением

д) строительно-монтажные работы по оборудованию и передислокации буровых установок

ж) сварочные работы

-

з) потери электроэнергии и топлива в сетях и преобразователях и т.д.

и) хозяйственно-бытовые нужды

-

Итого (1 + 2)

3.2. Потери энергии в электрических сетях и преобразователях распределяются на основе опытных замеров или пропорционально потреблению энергии в производстве соответствующих видов работ.

3.3. В нормы расхода топлива и электрической энергии на работы не включаются расходы на научно-исследовательские и экспериментальные работы, потери топлива при хранении и транспортировке. Расход топлива и электрической энергии на эти нужды должен нормироваться отдельно.

3.4. Размерность норм расхода должна соответствовать единицам измерения объемов работы, принятым при планировании и учете топлива и электрической энергии, а также обеспечивать практическую возможность контроля за выполнением норм.

Расход топлива и электрической энергии на бурение скважин при выполнении проектно-изыскательских работ нормируется в следующих единицах: топливо - кг у.т/м проходки; электрической энергии - кВт·ч/м проходки.

4. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ

4.1. Основным методом разработки норм расхода топлива и электрической энергии является расчетно-аналитический метод. Кроме того, допускается еще применение опытного и расчетно-статистического методов.

Для определения индивидуальных и групповых норм расхода топлива и электрической энергии необходимо применять в основном расчетно-аналитический метод. В отдельных случаях по разрешению вышестоящей организации допускается применение расчетно-статистического метода.

4.2. Расчетно-аналитический метод предусматривает определение норм расхода топлива и электрической энергии расчетным путем по статьям расхода на основе прогрессивных показателей использования этих ресурсов в производстве.

Групповые нормы расхода топлива и электрической энергии определяются, как правило, расчетно-аналитическим методом на основе индивидуальных и общеэкспедиционных норм расхода и соответствующих объемов производства как средневзвешенные величины.

Индивидуальные нормы расхода определяются на основе теоретических расчетов экспериментально установленных нормативных характеристик энергопотребляющих агрегатов, установок и оборудования с учетом достигнутых прогрессивных показателей удельного расхода топлива и электрической энергии и внедряемых мероприятий по их экономии.

4.3. Опытный метод разработки индивидуальных норм расхода заключается в определении удельных затрат топлива и электрической энергии по данным, полученным в результате испытаний. При этом оборудование должно быть в технически исправном состоянии и отлажено, а технологический процесс должен осуществляться в режимах, предусмотренных технологическими инструкциями.

4.4. Расчетно-статистический метод определения расхода основан на анализе статистических данных за ряд предшествующих лет о фактических удельных расходах топлива, тепловой и электрической энергии и факторах, влияющих на их изменение.

4.5. Основными исходными данными для определения норм расхода топлива и электрической энергии являются:

первичная техническая и технологическая документация, технологические регламенты и инструкции, экспериментально проверенные энергобалансы и нормативные характеристики энергетического и технологического оборудования, паспортные данные оборудования, нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия производства (коэффициент использования мощности, нормативы расхода энергоносителей в производстве, единые нормы времени и расценки на изыскательские работы1, нормативы потерь энергии при передаче и преобразовании и другие показатели);

1 См. ЕНВ и Р-И, ч. II. Инженерно-геологические изыскания. М., Стройиздат, 1983.

данные об объемах и структуре производства:

данные о плановых и фактических удельных расходах топлива и энергии за прошедшие годы, а также акты проверок использования в производстве;

план организационно-технических мероприятий по экономии топлива и энергии.

5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭКОНОМИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, РАЗРАБОТКЕ НОРМ РАСХОДА И ЗАДАНИЙ ПО СРЕДНЕМУ ИХ СНИЖЕНИЮ

5.1. Организационно-технические мероприятия по экономии топлива и электрической энергии разрабатываются на всех уровнях управления и группируются по следующим основным направлениям экономии применительно к производству работ согласно установленной номенклатуре:

совершенствование технологии производства;

улучшение использования и изменение структуры производственного оборудования;

повышение коэффициента использования топлива и энергии в производстве;

повышение качества сырья и применение менее энергоемких его видов;

прочие мероприятия (организационные, экономические и др.).

5.2. Исходными данными для разработки планов организационно-технических мероприятий по экономии топлива и электрической энергии в производстве являются:

комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет;

отраслевая научно-техническая программа по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в транспортном строительстве;

задания по среднему снижению норм расхода топлива и электрической энергии на планируемый период, установленные вышестоящей организацией;

программы по решению отраслевых научно-технических проблем и комплексному использованию природных ресурсов;

стандарты на машины и оборудование;

результаты анализа использования топлива и электрической энергии в производстве за прошедшие годы;

рационализаторские предложения, а также результаты по экономии топливно-энергетических ресурсов.

При разработке организационно-технических мероприятий по экономии топлива и электрической энергии, включаемых в план, необходимо проводить оценку их экономической эффективности с целью выбора наилучшего варианта и установления целесообразности, а также очередности их внедрения в производство. Не допускается корректировка норм расхода в сторону повышения, а заданий по среднему снижению норм расхода топлива и энергии в сторону снижения исходя только из фактического уровня их выполнения.

6. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ

6.1. Установлен следующий порядок разработки и утверждения норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии: нормы расхода топлива и электрической энергии и планы организационно-технических мероприятий по их экономии разрабатываются, как правило, в экспедициях и институтах и утверждаются институтами Главтранспроекта.

6.2. Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов в институтах осуществляется специальной группой совместно с изыскательскими партиями.

6.3. Ответственность за разработку норм расхода топливно-энергетических ресурсов и внедрение их в институтах возлагается на главного инженера института.

6.4. Начальники институтов в пределах утвержденных для них норм устанавливают нормы, дифференцированные для каждой экспедиции. Среднегодовые нормы дифференцируются также по кварталам, а в случае необходимости по месяцам с учетом влияния сезонности. При этом средневзвешенная величина дифференцированных норм не должна превышать утвержденной нормы.

6.5. Групповые нормы на данном уровне планирования определяются как средневзвешенные величины из групповых норм соответствующего низшего уровня планирования или по изменении планируемого потребления ресурса по сравнению с базисным годом вследствие внедрения организационно-технических мероприятий на соответствующем низшем уровне планирования.

6.6. Контроль за выполнением норм расхода топливно-энергетических ресурсов и заданий по их среднему снижению осуществляется плановыми и хозяйственными органами путем анализа соответствующей государственной и ведомственной статистической отчетности, а также проверки состояния нормирования на местах.

6.7. Периодический контроль за выполнением норм расхода ТЭР и ее использованием производится Государственной инспекцией по энергонадзору и ее местными органами, а также линейными инспекторами Главстроймеханизации Минтрансстроя.

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ЭКСПЕДИЦИОННЫХ И ГРУППОВЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА, ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА БУРЕНИЕ СКВАЖИН ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

7.1. Расчет норм расхода топлива и электрической энергии на бурение скважины при выполнении проектно-изыскательских работ заключается в определении технологической и экспедиционной норм расхода.

7.2. Технологическая норма расхода электрической энергии

, кВт·ч/м проходки, и топлива , кг у.т/м проходки, равна сумме технологических норм расхода на выполнение отдельных видов работ

;                                   (1)

,                                   (2)

где , , …, -   технологические нормы расхода электрической энергии на выполнение отдельных работ;

, , …, -     то же топлива.

7.3. Технологическая норма расхода электрической энергии , кВт·ч/м проходки, и топлива , кг у.т/м проходки, для отдельной установки определяется с учетом потерь по следующих формулам:

;                                                        (3)

,                                                         (4)

где Wт, Вт - расход соответственно топлива и электрической энергии на технологические нужды за установленный период;

ΔWт - потери электроэнергии, кВт·ч;

ΔВт - потери топлива, кг у.т;

П - план выполнения буровых работ за этот период, м проходки.

7.4. Общеэкспедиционная норма расхода топлива , кг у.т/м проходки, и электроэнергии  кВт·ч/м проходки, на основании табл. 1 определяется по следующим формулам:

;                                   (5)

.          (6)

7.5. Средневзвешенная групповая норма расхода электроэнергии , кВт·ч/м проходки, и топлива , кг у.т/м проходки, для высших уровней планирования определяется по формулам:

;                                                        (7)

,                                                        (8)

где n -    количество производственных единиц, входящих в подчинение данного уровня планирования;

 -  норма расхода топлива в подчинение данного уровня планирования, кг у.т;

 - то же электричества, кВт·ч;

 -  планируемый объем буровых работ, входящих в подчинение данного уровня планирования, м проходки.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАТЕЙ РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БУРОВЫХ РАБОТ

8.1. Расход электрической энергии электроприемниками, участвующими в технологическом процессе или во вспомогательных производствах Wт(в.п) кВт·ч, определяется по формуле

,                                   (9)

где Wт1, Wт2, …, Wтn - расход электроэнергии каждым электроприемником за расчетный период, кВт·ч.

8.2. Расход электроэнергии одним электроприемником Wтi, кВт·ч, рассчитывается по формуле

,                                                     (10)

где Pуст    - установленная мощность двигателей (по паспортным данным), кВт·ч;

киэ       - коэффициент использования электроприемников (по паспортным данным);

tр         - время работы электроприемников, устанавливаемое экспериментально, ч.

8.3. Норма расхода электрической энергии на 1 м проходки, , кВт·ч/м проходки, составляет:

при роторном бурении

;                              (11)

при турбинном бурении

;                                       (12)

при бурении электробуром

,                                    (13)

где W1 - расход электроэнергии собственно на бурение;

W2 - расход электроэнергии на вращение колонны бурильных труб;

W3 - расход электроэнергии на прокачивание промывочной жидкости;

W4 - расход электроэнергии на подъемные операции;

W5 - расход электроэнергии на спуск инструмента;

Квсп - коэффициент, учитывающий расход электроэнергии на спуск обсадных колонн, промывочные и другие вспомогательные работы (Квсп > 1 ...).

8.4. Отдельные составляющие удельного расхода электроэнергии определяются по следующим формулам.

Первая составляющая:

при роторном бурении

W1 = 18,6·V-0,75,                                                     (14)

где V - механическая скорость проходки в рассматриваемом интервале, м/ч;

при электробурении

,                                                    (15)

где Nэ - мощность двигателя электробура, кВт;

Кз - средний коэффициент загрузки двигателя электробура (принимается 0,8 - 0,85);

tэ - время работы электробура на забое (время, затрачиваемое собственно на бурение), ч;

ηобщ = ηш ´ ηдв ´ ηкаб ´ ηтр - КПД системы, учитывающий потери в шпинделе, двигателе, токопроводе (кабеле) и трансформаторе; для упрощения расчета может быть принят 0,5 - 0,55;

Нг - глубина скважины, м.

Вторая составляющая:

,                    (16)

где m - число оборотов роторного стола, мин;

2 - Н1) - интервал глубины бурения, м.

Третья составляющая:

при роторном бурении и электробурении

,                             (17)

где А - расход прокачиваемой жидкости, м/с;

П0 - сумма постоянных потерь в насосных агрегатах;

при турбинном бурении

,                 (18)

где Кт - коэффициент, зависящий от конструкции турбобура и его размеров (табл. 2).

Таблица 2

Значение коэффициента Кт для серийных турбобуров

Типоразмер турбобура

Кт

Типоразмер турбобура

Кт

Т12М2-10”

188

Т12М3К-8”М:

 

Т12М3-10”

188

30 ступеней

125

Т12М3-10”-1

188

55 ступеней

280

ТС3-10”

375

КТД3-8”

333

ТС4-10”

375

Т12МЗ-7 1/2

391

Т12М2К-10”

210

ТС5Б-7 1/2”

917

КТД3-10”

192

ТС6- 7 1/2”

658

КТД3М-10”

158

ТСШ-7 1/2”:

 

КТД3-10”-50

167

2 секции



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: