Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Методические указания Методические указания по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям автомоби  
25.09.2018
    
Методические указания Методические указания по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям автомоби

СССР

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГЛАВТРАНСПРОЕКТ

СОЮЗДОРПРОЕКТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИНЖЕНЕРНО-ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИМ
ИЗЫ
СКАНИЯМ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

УТВЕРЖДАЮ:

Для практического применения

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР СОЮЗДОРПРОЕКТА

В. СИЛКОВ

«1» октября 1974 г.

Москва – 1974

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC o "2-3" h z "Заголовок 1;1" Введение. 2 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800370032000000

I. Основные положения. 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800370033000000

II. Состав инженерно-гидрометеорологических изысканий. 5 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800370034000000

III. Гидрометеорологические изыскания для технико-экономического обоснования. 6 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800370035000000

IV. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для технического и техно-рабочего проектирования. 9 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800370036000000

V. Изыскания для рабочего проектирования. 21 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800370037000000

VI. Изыскания для организации строительства и составления сметы.. 24 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800370038000000

VII. Состав технической документации. 25 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800370039000000

VIII. Инструктивно-нормативные документы, регламентирующие методы гидрометеорологических изысканий. 26 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800380030000000

IX. Расчеты максимальных дождевых расходов по методу Союздорпроекта. 27 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800380031000000

X. Методы изысканий и гидравлико-гидрологических расчетов для случаев, не предусмотренных инструктивно-нормативными документами. 43 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800380032000000

1. Измерения скоростей и направлений течения равнинной реки одновременно двумя - тремя поплавками по методу Франковского Г.С. 43 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800380033000000

2. Съемка живых сечений на малых и средних горных реках по методу Александрова А.А. 44 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800380034000000

3. Изменение глубин размыва у опор мостов самопогружающимся размывомером конструкции инж. Осеева А.С. 49 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800380035000000

4. Особенности изысканий переходов через предгорные реки. 50 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800380036000000

5. Сброс паводковых вод вдоль пойменной насыпи. 68 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800380037000000

6. Оценка русловых бытовых скоростей течения при неразмываемых грунтах в створе перехода. 73 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800380038000000

7. Пересечение водосборов, зарегулированных существующими дорогами, и особенности расчетов максимальных расходов. 74 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800380039000000

8. Отверстия малых мостов с размываемыми руслами. 80 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800390030000000

9. Учет экономических факторов при выборе вариантов местоположения мостового перехода. 86 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800390031000000

10. Расчет отверстий больших мостов через постоянные водотоки по указаниям Гипроавтотранса 1961 г. 91 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800390032000000

11. Перечень литературы, рекомендуемой дополнительно к инструктивно-нормативным документам.. 92 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800390033000000

XI. Расчеты поверхностного водоотвода с проезжей части автомобильных дорог. 93 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800390034000000

XII. Общие соображения по вопросу гидрометеорологических изысканий при долинных ходах горных и предгорных рек. 99 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800390035000000

XIII. Перечень программ по разделу мостовой гидравлики и гидрологии, находящихся в картотеке Отдела инженерных расчетов Союздорпроекта. 102 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800390036000000

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 103 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800390037000000

1 Схема технического задания. 103 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003800390039000000

2 Перечень исходных материалов для проектирования мостовых переходов, передаваемых дорожным и геологическим (изыскательскими) отделами в отдел мостов. 111 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900300032000000

3 Схема пояснительной записки к изысканиям мостового перехода через реку. 114 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900300035000000

4 Схема пояснительной записки к подробным техническим изысканиям автомобильной дороги (гидрометеорологическая часть) 123 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900300039000000

5 Перечень и объем полевых материалов, обязательных к представлению изыскательской партией по окончании полевых работ на подробных изысканиях мостового перехода. 126 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900310031000000

6 Состав отчетного тома «Гидрологические расчеты большого мостового перехода». 128 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900310033000000

7 Ведомость определения расходов и объемов ливневого стока на ЭЦВМ «Наири-2» в соответствии с «Указаниями по расчету дождевых расходов» Союздорпроекта, 1973 г. 129 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900310034000000

8 Определение расходов в малых искусственных сооружениях с учетом аккумуляции на ЭВМ НАИРИ-2. 130 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900310036000000

9 Ведомость подбора отверстий малых водопропускных сооружений (круглых и прямоугольных труб) с учетом аккумуляции. 130 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900310038000000

10 Построение гидрографа ливневого одновершинного паводка на ЭЦВМ «БЭСМ-4» и «НАИРИ-2». 131 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900320030000000

11 Построение гидрографа весенних одновершинных половодий на ЭЦВМ «БЭСМ-4» и «НАИРИ-2». 132 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900320032000000

12 Построение гидрографа заданной вероятности по типовому гидрографу на ЭЦВМ «БЭСМ-4» и «НАИРИ-2». 132 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900320034000000

13 Определение элементарных расходов и скоростей и суммарных площадей и расходов на морфостворе на ЭЦВМ «НАИРИ-2». 133 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900320036000000

14 Определение минимальной бровки земляного полотна у труб. 134 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900320038000000

15 Определение длины труб на стадии проектного задания. 134 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900330030000000

16 Годовая таблица гидрометеорологических характеристик (уровни, расходы, осадки и т.п.) 136 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900330032000000

17 Таблица подсчета коэффициента вариации и асимметрии. 137 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900330035000000

18 Ведомость вычисления площадей живого сечения и средних глубин в створе. 137 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900330037000000

19 Таблица к определению коррелятивной связи. 138 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900330039000000

20 Клетчатка вероятностей. 140 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900340030000000

21 Номограмма для возведения чисел 1 – 100 в степень n = 0,1¸1,5. 140 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900340031000000

22 Акт приемки трассы и полевых изыскательских работ, выполненных на мостовом переходе. 142 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300360036003700390036003900340034000000

Введение

«Методические указания» предназначены для использования при изысканиях новых и реконструкции существующих внегородских автомобильных дорог общей сети СССР.

В «Методических указаниях» определена общая методика, состав, порядок и объемы работ для получения исходных данных, необходимых при проектировании земляного полотна автомобильных дорог, мостовых переходов, малых искусственных сооружений.

«Методические указания» составлены в развитие СНиП II-А.13-69, регламентирующего основные положения, общие требования, техническую подготовку и производство инженерно-гидрометеорологических изысканий для строительства как в обычных природных условиях, так и при наличии неблагоприятных физико-географических процессов и явлений (сели, карст, вечномерзлые грунты и т.д.).

В «Методических указаниях» обобщен многолетний опыт производства гидрометеорологических изысканий, накопленный Союздорпроектом и его филиалами и сформулированы основные положения по технологии и направленности этих изысканий, на основе которых установлен состав и порядок применения различных нормативно-методологических документов.

«Методические указания» разработаны главным специалистом технического отдела Союздорпроекта канд. техн. наук Перевозниковым Б.ф.

О всех замечаниях и пожеланиях, возникающих при использовании «Методических указаний» просьба сообщать по адресу: Москва К-89, наб. Мориса Тореза, 34, Союздорпроект.

Начальник технического отдела Союздорпроекта

Ротштейн К.М.

I. Основные положения

1.1. Инженерно-гидрометеорологические изыскания наряду с инженерно-геодезическими и инженерно-геологическими работами являются основным видом изысканий, выполняемым для строительства автомобильных дорог.

1.2. Задачей инженерно-гидрометеорологических изысканий является:

а) Совместно с экономическими, геодезическими и геологическими изысканиями обоснование правильного выбора трассы проектируемой дороги;

б) Сбор и изучение исходных данных для проектирования автомобильной дороги и сооружений на ней;

в) Выявление условий строительства и эксплуатации в той части, в какой они определяются природными факторами района строительства (климат, максимальный сток, русловые процессы, геоморфология речных долин и неблагоприятные физико-географические процессы и явления - сели, карст, вечномерзлые грунты и т.д.).

1.3. Инженерные гидрометеорологические изыскания производят в соответствии с действующим законодательством, требованиями строительных норм и правил (СНиП), у также других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке и содержащих дополнительные или специальные требования к изысканиям.

1.4. Гидрометеорологические изыскания для проектирования автомобильных дорог проводятся в определенной последовательности, должны соответствовать стадии проектирования и иметь свою степень подробности.

Объем и характер инженерно-гидрометеорологических обследований зависят от сложности и степени изученности природных условий района изысканий, а также от стадии проектнозыскательских работ (технико-экономическое обоснование, технический или техно-рабочий проект, рабочие чертежи).

1.5. Гидрометеорологические изыскания на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) имеют целью получение минимально необходимых основных данных по гидрологии и климатологии района изысканий в объеме, достаточном для оценки намеченных вариантов трассы и выбора основного направления.

Изучение гидрометеорологических условий осуществляется главным образом путем ознакомления с имеющимися литературными и фондовыми материалами и материалами изысканий прошлых лет, материалами аэрофотосъемки, с осмотром в натуре отдельных сложных мест, а также выполнением по этим материалам приближенных гидравлических расчетов отверстий водопропускных сооружений.

1.6. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для составления технического проекта выполняются в основном в поле и заключаются в детальном изучении гидрометеорологических условий района проложения трассы по выбранному направлению и конкурирующим вариантам в объеме, достаточном для проектирования земляного полотна, мостов, дорожных и регуляционных сооружений, а также организации строительства.

Инженерно-гидрометеорологическим изысканиям для составления технического проекта могут предшествовать гидрометеорологические изыскания на стадии ТЭО. В этом случае необходимо использование рекомендаций и решений, принятых в ТЭО.

1.7. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для составления рабочих чертежей предназначаются для уточнения и детализации исходных данных, полученных при изысканиях для технического проекта, и корректировки результатов гидрометеорологических и гидравлических расчетов, выполненных на этой стадии проектирования.

1.8. Инженерные изыскания для одностадийного (техно-рабочего) проекта выполняют в одну стадию с получением материалов, достаточных для составления проекта, разрабатываемого со степенью подробности рабочих чертежей.

1.9. В случаях, когда кратковременные метеорологические или гидрологические наблюдения и обследования не раскрыли режима или динамики физических процессов, рекомендуется постановка стационарных наблюдений. Количество и продолжительность циклов стационарных наблюдений устанавливают индивидуально в соответствии с необходимостью получения достаточных данных для заданной стадии проектирования. Стационарные наблюдения, начатые при изысканиях для технического проекта, можно продолжать в случаях необходимости и в период изысканий для рабочих чертежей.

Для осуществления указанных наблюдений организуют соответствующие метеорологические и гидрологические посты.

1.10. Для производства инженерных гидрометеорологических изысканий следует составлять программу работ, которую согласовывают с заказчиком и утверждают руководством организации, выполняющей изыскания. Программа гидрометеорологических изысканий, выполняемых совместно с другими видами инженерных изысканий, является частью общей программы, составляемой на весь комплекс инженерных изысканий.

При небольших по объему гидрометеорологических изысканиях, выполняемых под отдельные сооружения, допускают проведение изысканий по техническим заданиям, составляемым организациями, выполняющими изыскания, взамен программ.

1.11. Программу гидрометеорологических изысканий составляют на основании технического издания заказчика в соответствии с требованиями СНиП II-А.13-69 и других нормативных документов по гидрометеорологическим изысканиям.

На основании программы составляют смету на производство гидрометеорологических изысканий, которая совместно с программой представляется заказчику.

1.12. Инженерно-гидрометеорологические изыскания проводят в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный. Сроки проведения подготовительных, полевых и камеральных работ предусматривают в программе изысканий.

При выполнении гидрометеорологических изысканий совместно с другими видами изысканий сроки работ определяет в соответствии со сроками проведения всего комплекса изысканий.

В отдельных, наиболее сложных, случаях некоторые виды гидрометеорологических работ могут опережать или отставать от остальных видов инженерных изысканий.

1.13. В подготовительный период производят сбор, предварительное изучение и обобщение необходимых исходных данных по району изысканий, составляют программу и смету, оформляют договор на проектно-изыскательские работы и формируют полевые подразделения с соответствующим материально-техническим оснащением.

Если по собранным исходным данным невозможно правильно наметить и обосновать в программе работ необходимые объемы и методы изысканий, то в подготовительный период дополнительно производят полевое рекогносцировочное обследование района строительства. Необходимость такого обследования устанавливается изыскательской организацией.

1.14. В полевой период выполняют предусмотренные программой полевые работы и часть камеральных работ необходимых для своевременного контроля полноты и точности полевых работ.

Полевые гидрометеорологические работы, как правило, выполняют одновременно с полевыми работами всего комплекса инженерных изысканий на данном объекте.

Если при выполнении стационарных наблюдений или отдельных видов гидрометеорологических работ (работы в паводок, экспресс-метеорологические наблюдения и др.) возникает необходимость их проведения в сроки, отличные от сроков осуществления остальных видов инженерных изысканий, то сроки проведения таких работ устанавливает изыскательская организация в зависимости от конкретных условий района изысканий.

1.15. В камеральный период обрабатывают материалы изысканий, составляют, оформляют и выпускают отчетные материалы, а также производят их сдачу заказчику.

Сроки проведения камеральных работ назначают в соответствии со сроками проведения и объемом полевых гидрометеорологических работ, а также других видов инженерных изысканий.

1.16. При формировании изыскательских подразделений следует учитывать, что инженерно-гидрометеорологические изыскания выполняют, как правило, комплексными изыскательскими подразделениями (экспедиции, партии, отряды).

При больших объемах работ, осуществляемых комплексными изыскательскими подразделениями, из их состава могут быть выделены самостоятельные подразделения (отряды, группы), выполняющие гидрометеорологические работы.

При выполнении стационарных или отдельных видов гидрометеорологических работ в сроки, отличные от сроков проведения других видов инженерных изысканий, могут быть сформированы самостоятельные гидрометеорологические изыскательские подразделения (партии, отряды, группы).

1.17. При производстве изыскательских работ необходимо строго и неукоснительно соблюдать действующие правила техники безопасности и охраны труда на гидрометеорологических работах.

II. Состав инженерно-гидрометеорологических изысканий

Материалы гидрометеорологических изысканий должны содержать данные, обеспечивающие:

- проложение дорог или мостовых переходов;

- размещение и необходимое количество водопропускных сооружений;

- выбор типов водопропускных сооружений и их размеров;

- проектирование водоотвода с дороги и прилегающей местности;

- расчет отверстий за счет искусственной аккумуляции;

- выбор типов фундаментов опор и их заглубление;

- назначение низа пролетных строений и подмостовых габаритов;

- проектирование продольного профиля дороги и подходов к мостам;

- проектирование регуляционных, берегоукрепительных и выправительных сооружений;

- проектирование поперечного профиля земляного полотна и назначение типов укреплений откосов подтопляемых насыпей;

- оценку общих и региональных особенностей района проектирования;

- составление проекта организации строительства;

- составление проектно-сметной документации.

2.1. В состав работ, выполняемых при инженерно-гидрометеорологических изысканиях, входит:

- сбор и обобщение данных о гидрометеорологических условиях района изысканий и материалов изысканий прошлых лет;

- инженерно-гидрологические обследования малых водотоков, пересекаемых трассой дороги и ее вариантами для целей проектирования малых водопропускных сооружений;

- инженерно-гидрологические обследования средних и больших водотоков для проектирования мостовых переходов;

- инженерно-гидрометеорологические обследования водотоков, выполняемые при необходимости уточнения насчет максимальных расходов или разработки региональных норм стока;

- обследования существующих водопропускных сооружений на реконструируемых автомобильных дорогах;

- инженерно-гидрометеорологические обследования для проектирования земляного полотна;

- инженерно-гидрометеорологические обследования водотоков, в районах с особыми природными условиями и недостаточной их изученностью, выполняемые по специальным программам;

- камеральная обработка материалов полевых обследований;

- гидравлико-гидрологические расчеты малых искусственных сооружений;

- гидрологические расчеты мостовых переходов;

- гидравлические и русловые расчеты мостовых переходов;

- гидравлико-гидрологические расчеты при проектировании земляного полотна;

- расчеты при проектировании подтопляемых насыпей;

- гидрометеорологические расчеты при необходимости уточнения расчетных нормативных зависимостей максимальных расходов или разработки региональных норм стока;

- составление отчетных данных;

Гидрометеорологические изыскания подразделяют на виды:

- гидрометеорологические изыскания больших и средних мостовых переходов через реки;

- гидрометеорологические изыскания водопропускных сооружений через малые водотоки;

- гидрометеорологические изыскания для проектирования земляного полотна дороги и средств её защиты от воздействия речных потоков, поверхностных вод и снегозаносов;

- гидрометеорологические изыскания для проекта организации строительства.

Указанные виды изысканий могут выполняться самостоятельно или в комплексе общих линейных изысканий дорог. Комплексные линейные изыскания предусматривают выполнение гидрометеорологических работ по совместной программе, несколько отличной от программ для отдельных видов изысканий. Такие изыскания обычно выполняют для дорог значительного протяжения.

III. Гидрометеорологические изыскания для технико-экономического обоснования

3.00. Гидрометеорологические изыскания для ТЭО должны обеспечить получение необходимых данных по гидрологии и климатологии по дороге и водопропускным сооружениям. Они должны максимально учитывать наличие и размещение сети станций и постов гидрометслужбы, с наиболее полным использованием многолетних наблюдений и использованием региональных зависимостей по нормам стока.

Подготовительный период

3.01. В подготовительный период выполняются следующие работы:

- сбор, систематизация и обработка исходных данных;

- изучение района изысканий и конкурирующих направлений дороги с выделением характерных («эталонных») участков и больших мостовых переходов;

- предварительное изучение малых и средних водотоков;

- предварительное изучение больших водотоков и установление ориентировочных схем мостов и регуляционных сооружений.

3.02. Для производства полевых гидрометеорологических работ предварительно должны быть собраны общие сведения по гидрографии, геоморфологии, гидрологии, истории формирования рельефа и речных долин, метеорологии, о различных деформациях речных русел, прошедших паводках и наводнениях, о существующих сооружениях на реках, о судоходстве, сплаве, корчеходе, ледовых явлениях и т.д.

При сборе исходных данных используются материалы гидрологических и технических изысканий, стационарных и эпизодических наблюдений прошлых лет, картографические, литературные, архивные, фондовые и другие материалы (лоцманские карты, аэрофотосъемки прошлых лет), материалы региональных исследований по гидрологии и гидрографии, атласы судоходных рек, специальная периодическая гидрометеорологическая литература.

В результате сбора и систематизации исходных данных составляется карта-схема изученности района изысканий и перечень полученных материалов с указанием источников.

При обработке многолетних исходных данных составляют статистически однородные выборки различных гидрометеорологических характеристик и производится анализ в отношении их качества и полноты. В результате последующих вычислений должны быть получены расчетные гидрометеорологические характеристики требуемой вероятности превышения (ВП) по всем пунктам, имеющим длительные многолетние наблюдения.

3.03. Изучение района изысканий и конкурирующих направлений дороги производится по картографическому материалу с целью предварительного представления о гидрографических и гидроморфологических условиях. В результате намечаются участки трассы с однородными гидроморфологическими условиями и участки, которые могут служить «эталонами» для каждого типа однородных участков трассы. В качестве эталонных участков могут быть использованы участки существующих дорог, находящихся в сходных природных условиях.

Предварительное изучение малых и средних водотоков, пересекаемых дорогой, производится по картографическим и аэрофотосъемочным материалам. В результате устанавливается общее количество малых и средних водопропускных сооружений и их местоположение по каждому из направлений дороги.

При наличии достаточного картографического или других топографических материалов определяется общее количество и местонахождение больших мостовых переходов, составляется конфигурация живых сечений по рекам, устанавливаются предварительные схемы конструкций мостов, подходов к ним и регуляционных сооружений.

В результате изучения пересекаемых водосборных бассейнов составляется предварительная сводная ведомость водопропускных сооружений.

Полевой период

3.04. В полевой период выполняются следующие работы:

- аэровизуальные гидроморфологические обследования;

- наземные рекогносцировочные обследования малых и средних водосборов на характерных («эталонных») и сложных участках;

- наземные рекогносцировочные обследования больших водотоков.

3.05. Аэровизуальные обследования проводятся для более подробного изучения гидроморфологических условий района проложения изыскиваемой дороги по всем конкурирующим направлениям, намеченным в подготовительный период.

В процессе воздушного обследования окончательно устанавливаются границы участков с однородными гидроморфологическими условиями по всем конкурирующим направлениям дороги, определяются количество местоположение и протяженность характерных («эталонных») участков, просматриваются все пересечения средних и больших водотоков, составляются их гидрологические описания, уточняются конфигурации живых сечений водотоков, уточняются намеченные схемы мостов, подходов к ним и регуляционных сооружений.

3.06. Наземные рекогносцировочные обследования малых и средних водосборов осуществляют для уточнения объемов работ по сооружению малых мостов и труб только на характерных («эталонных») участках. При этом выполняются нивелировка типовых сечений, участков водотоков у сооружений, уровней паводков по признакам на местности.

Величина и типы малых мостов и труб назначаются в поле начальником партии глазомерно на основании осмотра водосборного бассейна и самого водотока с учетом существующих водопропускных сооружений, если таковые имеются.

3.07. При наземных рекогносцировочных обследованиях сложных больших мостовых переходов выбирается на местности и разбивается расчетный морфоствор, устанавливается горизонт высокой воды по следам паводка или опросам старожилов, нивелируется уклон водной поверхности на дату обследования или уклон поверхности льда в зимний период, визуально определяются грунтовые характеристики русла и оцениваются коэффициенты шероховатости.

Отверстия больших и средних мостов определяются гидравлическими расчетами на основе материалов, собранных при съемке мостового перехода, причем основное внимание обращается на правильность актирования прохода паводков и установление горизонта высоких вод. В результате проведения наземных обследований больших мостовых переходов уточняются материалы аэровизуальных обследований и гидрологические характеристики пересекаемых водотоков.

Камеральный период

3.08. В камеральный период выполняются следующие работы:

- обосновываются предварительные гидрометеорологические зависимости для расчета максимальных расходов воды заданной ВП;

- определяются исходные морфометрические и гидрологические характеристики на характерных («эталонных») участках трассы и больших мостовых переходах;

- производятся гидрологические и гидравлические расчеты для определения размеров водопропускных сооружений на «эталонных» участках;

- производятся предварительные расчеты отверстий мостов на больших мостовых переходах.

В результате изучения, анализа и обобщения материалов, полученных в подготовительный и полевой периоды, должно быть дано обоснование предварительных гидрометеорологических зависимостей для расчета максимальных расходов по району изысканий.

Установление расчетных зависимостей осуществляется по укрупненным данным методами географической экстраполяции с привлечением сведений о метеорологической и синоптической обстановке и с учетом других природных факторов.

3.09. Для предварительного расчета отверстий водопропускных сооружений на «эталонных» участках и больших мостов определяются следующие морфологические и гидрологические характеристики: площадь и форма водосборного бассейна, длина и уклон главного лога или русла, степень заболоченности и залесенности, наличие искусственной зарегулированности водосборов и т.п.

Характеристики, перечисленные выше, определяют по картографическим или аэрофотосъемочным материалам, а при их отсутствии - по материалам аэровизуального или наземного обследования.

3.10. Определение максимальных расходов на водотоках производится по установленным региональным зависимостям. Расчеты аккумуляции воды производятся с учетом рельефа местности, условий снегозаносимости и наличия особых условий увлажнения дождевыми осадками.

Количество малых мостов и труб и величины их отверстий устанавливаются, исходя из количества и размеров водопропускных сооружений, приходящихся на один километр «эталонного» участка, и распространяются затем по групповым признакам на все протяжение дороги (включая конкурирующие варианты).

3.11. Определение глубин размывов производится по эмпирической формуле в зависимости от величины расчетного расхода и типа русловых отложений.

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: