Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Методические рекомендации Методические рекомендации по нормированию расхода жидкого топлива при про  
25.09.2018
    
Методические рекомендации Методические рекомендации по нормированию расхода жидкого топлива при про

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора института

Б.А. Бондарович

12 декабря 1985 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА
ЖИДКОГО ТОПЛИВА
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

Одобрены Главстроймеханизацией

Москва 1986

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются единые принципы нормирования расхода жидкого топлива при производстве земляных работ. Они служат для определения удельных расчетных технологических, общеплощадочных и общеобъектных расходов топлива, а также дифференцированных по проектным институтам общепроизводственных норм в зависимости от выбора схем комплексной механизации земляных работ, категории грунтов, климатических условий и рельефа района проведения земляных работ.

Методические рекомендации предназначены для всех организаций Минтрансстроя.

Методические рекомендации разработали канд. техн. наук А. Соловьянчик, инж. О.И. Михайлова при участии кандидатов техн. наук В.П. Величко и В.А. Робсмана.

Замечания и предложения просим направлять по адресу: 129323, Москва, ул. Кольская, д. 1, ЦНИИС.

И. о. зав. отделением вычислительной

техники, методов исследований и

испытаний конструкций и материалов

Е.Г. Игнатьев

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормирование расхода топлива на выполнение земляных работ предусматривает разработку и внедрение прогрессивных норм с целью осуществления важнейшего принципа социалистического хозяйствования - режима экономии.

1.2. Основная задача нормирования - обеспечить применение при планировании и в производстве технически обоснованных, прогрессивных норм расхода топлива для осуществления режима экономии, рационального распределения и наиболее эффективного их использования.

1.3. Нормы расхода топлива для выполнения требования прогрессивности и экономичности должны периодически совершенствоваться по мере технического прогресса, повышения качества продукции и изменений условий производства. Они должны устанавливаться с учетом выполнения планов организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР, а также в полной мере отражать намеченные в планах внедрение и освоение новой техники, прогрессивной технологии и передовых приемов и методов работы.

Нормы расхода топлива на работу машин устанавливаются раздельно по бензину и дизельному топливу. Соблюдение установленных норм расхода топлива является обязательным условием при материальном стимулировании за экономию нефтепродуктов.

1.4. Нормой расхода топлива на работу машин является плановый показатель потребления топлива на выполнение единицы работы или единицы рабочего времени при использовании техники в условиях применения прогрессивной технологии земляных работ и рациональной организации труда.

1.5. Для комплексной оценки эффективности использования ТЭР при производстве однотипной или взаимозаменяемой работы определяются обобщенные удельные энергозатраты (проектные, плановые, фактические), включающие прямые расходы всех видов топлива, приведенные в единицах измерения условного топлива.

1.6. Нормированию подлежат все расходы топлива на основные и вспомогательные нужды независимо от объема потребления указанных ресурсов.

1.7. Настоящие Методические рекомендации предназначены для разработки норм расхода топлива на выполнение земляных работ организациями Минтрансстроя.

Нормы расхода топлива служат для планирования потребления ресурсов и оценки эффективности их использования.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ РАСХОДА

2.1. Нормы расхода топлива рекомендуется классифицировать по следующим основным признакам:

по степени укрупнения: индивидуальные; общеобъектные и групповые;

по периоду действия: годовые, квартальные (для текущих планов); по годам пятилетки (для среднесрочных планов); по конечным годам пятилеток (для долгосрочных планов).

2.2. Индивидуальной нормой расхода топлива следует считать норму расхода топлива на работы в условиях конкретной организации (при данном технологическом процессе, типе оборудования и т.д.). Индивидуальная норма может устанавливаться на отдельную машину или тип машин, на отдельные виды земляных работ.

2.3. Групповой нормой расхода топлива является норма расхода этих ресурсов, охватывающая все разнообразные условия работы на данном уровне планирования при различных технологических процессах, типах оборудования и т.д. Групповая редневзвешенная) норма по министерству считается отраслевой нормой расхода.

2.4. При расчетах индивидуальных и групповых норм расхода топлива должны применяться нормативные коэффициенты, которые учитывают влияние особенностей эксплуатации на расход топлива двигателями машин:

внутрисменное использование двигателя - отношение времени работы двигателя машины в течение смены к продолжительности смены;

календарное использование времени машины - отношение времени работы машины к общему календарному времени в году (в табл. 1-6 справочного приложения 1 приведены примерные годовые режимы работы землеройных машин);

использование мощности двигателя - отношение загрузки двигателя по мощности к его номинальной мощности;

доля расхода топлива на техническое обслуживание и текущий ремонт машины;

доля расхода топлива на запуск и регулировку двигателя машины в начале смены;

повышенный расход топлива в периоды эксплуатационной обкатки новых и капитально отремонтированных машин и их двигателей;

срок службы машины;

увеличение расхода топлива на работу в холодное (зимнее) время года с температурой ниже 0 °С;

дополнительный расход топлива на работу в горных условиях на высоте свыше 1000 м над уровнем моря;

влияние неконтролируемых факторов (квалификация машиниста, техническое состояние машин и др.).

2.5. Технологическая норма включает расходы топлива, идущие только на выполнение технологического процесса, а также нормируемые потери топлива, обусловленные характером технологического процесса и применяемого оборудования (кроме внешних потерь). В технологическую норму входят также расходы, связанные с межоперационными холостыми ходами оборудования, разогревом и пуском агрегатов (после текущих ремонтов, холодного простоя). При этом указанные расходы должны приниматься строго по нормативным, установленным при нормальных технологических процессах. Не включаются в технологические нормы расхода ТЭР нерациональные затраты, вызванные отступлением от принятой технологии, режимов работы и т.д.

Общеплощадочные нормы расхода топлива включают весь расход топлива на строительной площадке как на основные и вспомогательные технологические процессы ехнологическая норма), так и на вспомогательные нужды на площадке строительства. Технологические и общеплощадочные нормы расхода топлива служат для определения потребности в топливе при выполнении земляных работ на отдельных площадках строительства.

Общеобъектные нормы расхода топлива включают весь расход по объекту как на основные и вспомогательные технологические процессы, так и на общеобъектные нужды, связанные с выполнением земляных работ.

3. СОСТАВ И РАЗМЕРНОСТЬ НОРМ РАСХОДА

3.1. Составом норм расхода топлива принято считать перечень статей их расхода, учитываемых в нормах на работы, на основе которых в каждой организации определяется конкретный состав норм расхода. Произвольное изменение состава норм расхода не допускается.

Примерный состав норм расхода топлива при производстве земляных работ приведен в табл. 1

Таблица 1

Норма расхода топлива

Статьи расхода

Обозначение

1. Технологическая норма расхода топлива Нвтц

1. Разработка грунта механизированным способом

 

Основные процессы:

 

а) разработка грунта

НВр.гтц1

б) разравнивание и уплотнение

НВразтц1

в) доведение выемок и насыпей до проектного профиля

НВвтц1

г) транспортирование грунта к месту отвала

НВтртц1

д) потери топлива при работе различных машин и механизмов

НВптц1

Вспомогательные процессы:

 

а) снятие вскрыши и растительного слоя

НВснвтц2

б) рыхление мерзлых грунтов и скальных пород перед их разработкой

НВр.гтц2

в) подготовка оснований под насыпи

НВп.отц2

г) отделка откосов

НВо.отц2

д) крепление траншей

НВк.ттц2

е) планировка грунтов

НВп.гтц2

ж) уплотнение грунтов

НВу.гтц2

з) водоотлив и водопонижение

НВв.втц2

и) потери топлива при работе различных машин и механизмов

НВптц2

 

2. Разработка грунта методом гидромеханизации:

 

 

а) машины и установки для гидромеханизации земляных работ

НВг.з.ртц3

 

б) транспортные машины

НВтр.мтц3

 

в) потери топлива при работе различных установок и машин

НВптц3

Итого технологическая норма

НВтц

2. Общеплощадочная норма расхода топлива Нвоп

1. Технологические затраты

НВтц

2. Общеплощадочные затраты:

 

а) подготовительные работы (устройство временных земляных дорог, удаление камней, срезка кустарника, мелколесья и т.д.)

НВп.роп

б) освещение рабочего места землеройных машин

НВосвоп

в) заготовка топлива, запасных частей для ремонта оборудования

НВзагоп

г) доставка на площадку землеройных машин и оборудования для производства вспомогательных работ

НВдостоп

д) потери топлива при работе различных машин и механизмов

НВпоп

Итого (1 + 2)

НВоп

3. Общеобъектная норма расхода топлива НВоб

1. Общеплощадочная норма расхода

НВоп

2. Общеобъектная норма расхода топлива:

НВоб

а) подготовка подъездных дорог, а также въезд и съезд (в котлован, на насыпи, с насыпей и т.д.)

НВп.поб

б) работа внутриобъектного транспорта

НВтроб

г) работа различных машин и механизмов

НВпоб

Всего (1 + 2)

НВоб

Примечание. В нормах расхода топлива во всех случаях нужно учитывать расход топлива на разогрев и пуск после текущих ремонтов и холодных простоев.

3.2. В нормы расхода топлива на работы не включаются расходы на научно-исследовательские и экспериментальные работы, потери топлива при хранении и транспортировке его к месту работы землеройных машин. Расход топлива на эти нужды должен нормироваться отдельно в соответствии с рекомендациями, изложенными ниже.

3.3. Размерность норм расхода топлива должна соответствовать единицам измерения, принятым при планировании и учете топлива, объемов работы, а также обеспечивать практическую возможность контроля за выполнением норм. Расход топлива при выполнении земляных работ нормируется в килограммах/кубический метр (кг/м3) или литрахубический метр (л3) и килограммах условного топливаубический метр (кг у.т./м3).

4. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ

4.1. Основным методом разработки норм расхода топлива следует считать расчетно-аналитический. Кроме того, допускается применение опытного и расчетно-статистического методов.

Для определении индивидуальных и групповых норм расхода топлива необходимо применять в основном расчетно-аналитический. В отдельных случаях по разрешению вышестоящей организации допускается применение расчетно-статистического метода.

4.2. Расчетно-аналитический метод предусматривает определение норм расхода топлива расчетным путем по статьям расхода на основе прогрессивных показателей использования этих ресурсов в производстве.

Групповые нормы расхода топлива определяются, как правило, расчетно-аналитическим методом на основе индивидуальных и общеобъектных норм расхода и соответствующих объемов производства как средневзвешенных величин.

Индивидуальные нормы расхода топлива определяются на базе теоретических расчетов экспериментально установленных нормативных характеристик агрегатов, установок и оборудования с учетом достигнутых прогрессивных показателей удельного расхода топлива и внедряемых мероприятий по их экономии.

4.3. Опытный метод разработки индивидуальных норм расхода заключается в определении удельных затрат топлива по данным, полученным в результате испытаний, при этом оборудование должно быть в технически исправном состоянии и отлажено, а технологический процесс должен осуществляться в режимах, предусмотренных технологическими инструкциями.

4.4. Расчетно-статистический метод определения расхода топлива основан на анализе статистических данных за ряд предшествующих лет о фактических удельных расходах топлива и факторах, влияющих на их изменение.

4.5. Основными исходными данными для определения норм расхода топлива являются:

первичная техническая и технологическая документация, технологические регламенты и инструкции, нормативные характеристики энергетического и технологического оборудования, паспортные данные оборудования, нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия производства, единые нормы времени и расценки на выполнение земляных работ;

данные об объеме и структуре производства;

данные о плановых и фактических удельных расходах топлива за прошедшие годы, а также акты проверок использования его в производстве;

план организационноехнических мероприятий по экономии топлива.

5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭКОНОМИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, РАЗРАБОТКЕ НОРМ РАСХОДА И ЗАДАНИЙ ПО СРЕДНЕМУ ИХ СНИЖЕНИЮ

5.1. Организационно-технические мероприятия по экономии топлива разрабатываются на всех уровнях управления и группируются по основным направлениям экономии, установленной номенклатуре: совершенствование технологии производства; улучшение использования и изменение структуры производственного оборудования; повышение коэффициента использования топлива в производстве; повышение качества сырья и применение менее энергоемких его видов; прочие мероприятия (организационные, экономические и т.д.).

5.2. Исходными данными для разработки планов организационно-технических мероприятий по экономии топлива в производстве являются:

комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет;

отраслевая научно-техническая программа по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в транспортном строительстве;

задание по среднему снижению норм расхода топлива на планируемый период, установленное вышестоящей организацией;

программы по решению отраслевых научно-технических проблем и комплексному использованию природных ресурсов;

стандарты на машины и оборудование;

результаты анализа использования топлива в производстве за прошедшие годы;

рационализаторские предложения, а также результаты по экономии топливно-энергетических ресурсов.

При разработке организационно-технических мероприятий по экономии топлива, включаемых в планы, необходимо определять их экономическую эффективность с целью выбора наилучшего варианта и установления целесообразности использования мероприятий, а также очередности их внедрения в производство. Не допускается корректировка норм расхода в сторону повышения, а заданий по среднему снижению норм расхода топлива в сторону снижения исходя только из фактического уровня их выполнения.

6. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ

6.1. Нормы расхода топлива и планы организационно-технических мероприятий по их экономии разрабатываются в линейных организациях и утверждаются начальниками линейных организаций.

6.2. Ответственность за разработку норм расхода топлива и внедрение их возлагается на главного инженера организации и главного механика линейной строительной организации.

6.3. Групповые нормы на данном уровне планирования определяются как средневзвешенные из групповых норм соответствующего низшего уровня планирования или по изменению планируемого потребления ресурсов по сравнению с базисным годом вследствие внедрения организационно-технических мероприятий на соответствующем низшем уровне планирования.

6.4. Контроль за выполнением норм расхода топлива и заданий по их среднему снижению осуществляется плановыми и хозяйственными органами путем анализа статистической отчетности, а также проверки состояния путем нормирования на местах.

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ОБЩЕПЛОЩАДОЧНЫХ, ОБЩЕОБЪЕКТНЫХ И ГРУППОВЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА

7.1. Расчет норм расхода топлива на выполнение земляных работ заключается в определении технологической, общеплощадочной и общеобъектной норм расхода.

7.2. Технологическая норма расхода топлива НВтц, кг/м3, равна сумме технологических норм расхода на выполнение отдельных видов работ

,                                       (1)

где НВтц1, НВтц2 и НВтцп - технологические нормы расхода топлива при выполнении отдельных видов работ.

7.3. Технологическая норма расхода топлива НВтцi, кг/м3, для отдельной машины или установки определяется с учетом потерь по следующей формуле

,                                                           (2)

где Вт - расход топлива на технологические нужды за установленный период, кг;

ΔВт - потери топлива, кг;

П - план выполнения земляных работ за этот период, м3.

7.4. Общеплощадочная норма расхода топлива НВоп, кг/м3, на основании табл. 1 рассчитывается по следующей формуле

НВоп = НВтц + НВп.роп + НВосвоп + НВзапоп + НВдостоп + НВпоп.                             (3)

7.5. Общеобъектная норма расхода топлива НВобп, кг/м3, на основании табл. 1 определяется по формуле

НВоб = НВоп + НВп.поб + НВтроб + НВпоб.                                           (4)

7.6. Средневзвешенная групповая норма расхода топлива НВср, кг3, для высших уровней планирования находится по формуле

,                                                            (5)

где m - количество производственных единиц, входящих в подчинение данного уровня планирования;

HВi - норма расхода топлива, входящая в подчинение данного уровня планирования, кг;

Пi - планируемый объем земляных работ, входящих в подчинение данного уровня планирования, м3.

8. НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА ОТДЕЛЬНЫМИ МАШИНАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

8.1. Удельный расход жидкого топлива Вед.прод.т, кг, при работе отдельных машин необходимо определять с учетом кормы времени, требуемой для производства единицы продукции, по формуле

Вед.продт = НврВнсмткмквр,                                                    (6)

где Нвр - норма времени, необходимая для производства единицы продукции машиной данного типа, ч (определяется по ЕНВиР-И);

Внсмт - расход топлива машиной при работе в течение часа, кг/ч (табл. 2 и 3);

км - коэффициент использования машины по мощности (справочное приложение 2);

квр - коэффициент использования машины по времени (см. справочное приложение 2).

8.2. Определение норм расхода топлива на 1 маш.-ч подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин. По каждому типу машин ПТМ и СДС можно допустить, что все машины загружены равномерно.

Средний расход условного топлива Вср, кг у.т., по данному типу машин определяется по формуле

,                                                          (7)

где ni - количество машин одной марки;

Вi - удельный расход условного топлива машины i-й марки (см. табл. 2) для машин, работающих на бензине, и табл. 3 для машин, работающих на дизельном топливе;

к - количество марок машин данного типа;

Σni - количество машин данного типа.

Количество израсходованного условного топлива В, кг у.т., определяется по формуле

В = ВсрФ,                                                                 (8)

где Ф - количество машино-часов, выработанное каждым типом.

Средневзвешенная норма расхода топлива НВт, кг у. на 1 маш.-ч работы, вычисляется по формуле

,    (9)

где ΣВ - суммарный расход условного топлива, кг;

 - общее количество машино-часов, отработанное всеми машинами, ч;

Ф1, Ф2, ..., Фm - количество машино-часов, отработанное каждым типом, ч пределяется в соответствии с ЕНиР);

Вср1, Вср2, …, Всрm - удельный расход условного топлива по каждому типу машин к механизмов, кг у./маш.-ч;

m - количество типов машин на предприятии.

8.3. Нормы расхода топлива на эксплуатацию основных строительных машин с бензиновыми и дизельными двигателями, приведенные в табл. 2 и 3, разработаны на 1 маш.-ч работы.

Нормы расхода топлива являются усредненными для всех строительных организаций Министерства и определены с учетом использования машин по времени, мощности установленных двигателей, удельного расхода топлива, рекомендованного заводами-изготовителями этих двигателей, коэффициентов использования двигателей по времени и мощности. Нормы расхода топлива определены для средних условий эксплуатации машин при положительных температурах. При работе машин в зимнее время (при температуре ниже 0 °С) нормы расхода топлива могут быть повышены в районах с умеренным климатом до 10 %, в северных районах - до 15 % и районах Крайнего Севера - до 20 %.

Нормы расхода топлива установлены без учета его расхода на техническое обслуживание, регулировочные работы, обкатку двигателей после ремонта и другие нужды. Для этих целей разрешается расходовать до 1 % топлива от общего количества топлива, потребляемого в организации. Расход бензина для запуска дизельных двигателей устанавливается в размере 0,5 % расхода дизельного топлива.

Таблица 2

Машины и механизмы

Марки машин и механизмов

Двигатель

Мощность, кВт

Норма расхода топлива на 1 маш.-ч работ, кг

Бурильно-крановая машина

БКГН-66,63

ГАЗ-51

51,45

6,3

 

 

ГАЗ-53

84,53

7,8

То же

БМ-302

ГАЗ-66

84,53

7,8

Кран автомобильный

ГКМ-5, АК-75

ЗИЛ-120

66,15

4,3

-»-

КС-2561; КС-2571; АК-7,5Д; АК-75В; КС-2561Д; Е

ЗИЛ-130

110,25

6,1

Компрессор

ПКС-5; Н; 6Н; ЗИФ-5; ЗИФ-55

ЗИЛ-120

66,15

9,0

Электростанция

АБ-2

УД-1

1,47

0,6

-»-

АБ-4

УД-2

5,88

1,1

-»-

АБ-8

Москвич-408

55,13

2,5

-»-

ПЭС-15

ГАЗ-МКА

29,4

5,5

Машина монтажная с шарнирной стрелой

МШТС-

ЗИЛ-157К

76,44

4,5

То же

МШТС-3А

ЗИЛ-130

110,25

7,4

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: