Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow ОДМ 218.5.001-2008  
24.06.2018
    
ОДМ 218.5.001-2008

ОДМ 218.5.001-2008

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ И ОЧИСТКЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТ СНЕГА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНСТВО
(РОСАВТОДОР)

Москва 2008

ОДМ 218.5.001-2008

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Утверждены распоряжением

Росавтодора

от 01.02.2008 г. № 44-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ И ОЧИСТКЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТ СНЕГА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)

Москва 2008

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием Росдорнии и Воронежским государственным архитектурно-строительным университетом по заказу Федерального дорожного агентства. Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве (взамен ВСН 4-69).

2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 01.02.2008 № 44-р.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Содержание

 TOC o "1-3" h z Раздел 1. Область применения

Раздел 2. Нормативные ссылки

Раздел 3. Термины и определения

Раздел 4. Общие положения

Раздел 5. Основные положения по обеспечению снегонезаносимости автомобильных дорог на стадии проектирования

Раздел 6. Эксплуатационные показатели автомобильных дорог в зимних условиях

Раздел 7. Защита дорог от снежных заносов

Раздел 8. Очистка автомобильных дорог от снега

Раздел 9. Средства механизации для очистки дорог от снега

Приложение А Атмосферные осадки и снежный покров

Приложение Б Методика количественной оценки параметров метелевой деятельности

Приложение В Группировка дорог для целей оценки уровня содержания

Приложение Г Характеристика уровней содержания дорог

Приложение Д Технические характеристики снегоуборочной техники для содержания автомобильных дорог

 

Раздел 1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега» является актом рекомендательного характера.

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега определяют порядок проведения мероприятий по снижению снегозаносимости на дорогах, методы организации и технологии работ по их очистке от снега, а также раскрывают вопросы механизации дорожных работ и организации снегосвалок.

Рекомендации могут применяться на автомобильных дорогах общего пользования.

Раздел 2. Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

а) ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. М., 1993 г.

б) ОДМ 218.0.000-2003. Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог. Росавтодор, 2003 г.

в) СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. 1985 г.

г) ВСН 33-87.Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог. 1998 г.

д) ОДМ 218.011-98. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог. 1998 г.

е) СНиП 23-11-99* «Строительная климатология».

ж) ОДМ. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Росавтодор, 2003 г.

Раздел 3. Термины и определения

В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Снегозаносимость - подверженность дороги образованию снежных заносов.

Незаносимые участки - участки дорог, не подверженные образованию снежных заносов.

Заносимые участки - участки дорог, подверженные образованию снежных заносов.

Директивные сроки очистки дороги - время, установленное дорожным организациям для очистки дорог, с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

Интенсивность снегопада (метели) - увеличение толщины снежного покрова (в см) при выпадении (отложении) снега за определенный промежуток времени (ч, сут).

Просветность - отношение суммарной площади просветов к общей площади внешнего контура снегозащитного устройства.

Интенсивность снегоприноса - объем снега, приносимого к участку дороги за единицу времени.

Обший объем снегопереноса - объем снега, который переносится через заданную точку со всех направлений за определенное время (за зимний период).

Объем снегоприноса - объем снега, приносимого метелью к одной стороне дороги (за зиму, в одну метель).

Расчетный объем снегоприноса - объем снегоприноса, определенный с расчетной вероятностью превышения.

Расчетный объем снегоотложений - возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса.

Расчетная метель - единичная метель, параметры которой определены с расчетной вероятностью превышения.

Насыщенная метель - метель, при которой реализуется транспортирующая способность метели (при данной скорости ветра и достаточном количестве переносимого снега).

Снегозадерживающая способность зашиты - показатель эффективности задержания снега защитными устройствами, оцениваемый коэффициентом снегозадержания.

Коэффициент снегозадержания - отношение объема отложенного у защиты снега к объему снегоприноса.

Снегосборная способность зашиты - количество снега, которое может быть отложено у защиты при заданном коэффициенте снегозадержания.

Снегоемкость зашиты - предельное количество снега, которое может быть ею задержано.

Раздел 4. Общие положения

а) Вся система мероприятий по зимнему содержанию автомобильных дорог выстраивается таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия для движения автотранспорта при максимальном облегчении и удешевлении выполняемых работ. Для выполнения этих задач осуществляют:

- защитные меры по предотвращению образования снежных заносов путем устройства постоянных или временных средств снегозащиты;

- профилактические меры, цель которых - не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии от проходящего транспорта;

- меры по удалению снежных и ледяных образований на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение.

Содержание всех конструктивных элементов дороги обеспечивается на запланированном уровне.

б) Орган управления дорожным хозяйством на каждую обслуживаемую им автомобильную дорогу (сеть дорог) разрабатывает проект содержания (включая зимнее содержание), который служит руководящим документом для производителей, обеспечивающих непосредственное выполнение работ по содержанию.

в) Оперативное управление производством, ежедневный контроль за ходом выполнения работ, использованием машин и механизмов, занятых на работах по зимнему содержанию дорог, расходом противогололедных материалов и горюче-смазочных материалов обеспечиваются через Центры оперативного управления производством, создаваемые в подрядных организациях и органах управления дорожным хозяйством.

г) Оценка уровня содержания автомобильных дорог (приемка выполненных работ) осуществляется в соответствии с «Методикой оценки уровня содержания автомобильных дорог», изложенной в «Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог» (2003 г.), утвержденном Росавтодором от 19.12.2003 № ИС-28-8939.

Раздел 5. Основные положения по обеспечению снегонезаносимости автомобильных дорог на стадии проектирования

а) Основными факторами, определяющими образование снегоотложений на земляном полотне дороги, являются: метелевый режим, высота снежного покрова, элементы земляного полотна, природный фактор (рельеф местности, по которой проходит дорога, наличие растительности и т.д.).

б) Основными снегозащитными мероприятиями при трассировании дорог являются:

- проложение трассы по наименее заносимым местам;

- учет направлений главных метелевых ветров при трассировании.

в) Незаносимость дороги снегом в значительной степени зависит от правильного сочетания элементов плана и продольного профиля с рельефом местности и учета при этом направления главных метелевых ветров. Степень заносимости земляного полотна при различном характере местности и расположении трассы неодинакова.

Наветренные косогоры являются зонами снижения скорости ветра и отложения снега и располагаются у их подошвы. Верхняя часть наветренного косогора и вершина возвышенности хорошо продуваются ветром, поэтому трассу дороги следует располагать в средней или верхней трети наветренного косогора.

На подветренном косогоре снеговетровой поток, перевалив через вершину, снижает скорость, и метелевый снег откладывается интенсивно, вызывая образование снежных заносов. Следует избегать проложения трассы в верхней части подветренного косогора. Можно располагать трассу в средней трети косогора.

На водоразделе снеговетровой поток имеет наибольшую скорость, и, при отсутствии препятствий, снег будет переноситься, не образуя снежных отложений. Рекомендуется дорогу на водоразделе проектировать в насыпи. Участки дорог в выемке на водоразделах при прохождении метелей будут занесены.

Всякие углубления на косогорах, в том числе и на наветренных, сильно заносятся. Поэтому не рекомендуется прокладывать дорогу по косогору в выемке, а лучше устраивать насыпи. Если нельзя проложить дорогу в насыпи, то можно устраивать в полувыемке-полунасыпи, так как в этом случае создаются более благоприятные условия для очистки дороги от снега, чем в выемках.

При трассировании дороги следует обходить понижения местности (ложбины, котловины), которые сильно заносятся снегом, или пересекать их по кратчайшему направлению. Надо использовать возможность проложения трассы через встречные лесные массивы, так как они служат естественной защитой от метелевых отложений снега на дороге.

При проложении дорог по террасам следует располагать их ближе к краю террасы, где отложения снега всегда наименьшие.

Учитывая, что особенно сильно заносятся выемки на кривых в плане, устройства таких выемок следует избегать.

Трассирование дорог, по возможности, следует производить вдоль господствующих зимних ветров или под малыми углами к ним.

Для проложения трассы рекомендуется использовать зоны разгона метели или зоны снеговыдувания, где снеговетровой поток не насыщен и вероятность образования отложений снега значительно меньше, чем при насыщенной метели. Такими зонами разгона метели являются полосы шириной около 100 м за подветренными границами естественных русл, балок, оврагов, больших искусственных каналов, выемок и других резких понижений или полосы шириной 100-500 м за различными возвышающимися препятствиями: поселками, возвышенностями, лесными массивами, лесонасаждениями и т.д.

г) При проектировании вновь строящихся или реконструируемых дорог рекомендуется предусматривать меры по обеспечению снегонезаносимости дорог. К ним относятся:

- проектирование продольного профиля снегонезаносимыми насыпями с рабочими отметками больше руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости;

- проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить или замедлить их снегозаносимость;

- проектирование обоснованной снегозащиты.

Незаносимость метелевым снегом дороги в насыпи обеспечивается проектированием продольного профиля с рабочими отметками, равными и больше руководящей рабочей отметки Нр, по условию снегонезаносимости.

Руководящая отметка по условию снегонезаносимости определяется расчетом по формуле

Нр = hs + Δh,

где Нр - руководящая рабочая отметка по условию снегонезаносимости, м;

hs - расчетная высота снежного покрова в данной местности, принимаемая с расчетной вероятностью превышения 5%, м;

Δh - возвышение бровки земляного полотна над расчетной высотой снежного покрова, обеспечивающее сдувание снега с полотна, м.

При отсутствии указанных данных допускается упрощенное определение hs с использованием метеорологических справочников (Приложение А).

Δh принимается для дорог V технической категории равным 0,4 м, IV категории - 0,5 м, для дорог III категории - 0,6 м, II категории - 0,7 м, I категории - 1,2 м. Насыпи, не отвечающие приведенному условию, заносятся снегом при метелях и, как правило, ограждаются снегозащитой.

Если дорога проходит по подветренному склону рельефа в верхней трети, то руководящая рабочая отметка насыпи равна

Нр = hs + hмет + Δh

где hмет - высота метелевых снегоотложений от расчетного объема снегоприноса, определенного с вероятностью превышения.

Расчетная вероятность превышения принимается равной 10 % для дорог с интенсивностью движения до 3000 авт./сут, 5 % - для дорог с интенсивностью от 3000 до 7000 авт./сут и 3 % - для дорог с интенсивностью движения свыше 7000 авт./сут.

Выемки не заносятся в том случае, если снег, приносимый за зиму метелями, может разместиться на подветренном откосе.

В зависимости от района и прилегающей местности необходимо ограждать выемки глубиной до 6,0-8,5 м и больше (если это требуется по местным условиям). Чем больше объем снегоприноса, тем более глубокие выемки требуют ограждения.

Раскрытые выемки заносятся снегом медленнее, чем выемки с крутыми откосами. Поэтому смысл раскрытия выемок заключается в том, чтобы уменьшить заносимость и объем работ по снегоочистке.

Рекомендуется раскрывать или разделывать под насыпь выемки глубиной до 1 м (рис. 1). В выемках глубиной от 1 до 5 м следует устраивать уположенные откосы с заложением от 1:6 до 1:4 (с увеличением глубины выемок пологость откосов уменьшается) или при заложении откосов 1:1,5 устраивать полки для размещения на них приносимого метелью снега (рис. 1, в). Ширина полки принимается в зависимости от объема снегоприноса, но не менее 4,0 м.

Рис. 1. Выемки:

а - раскрытая; б - разделанная под насыпь; в - с полками

Раскрытые выемки и выемки с уположенными откосами ограждаются снегозащитой.

С целью проектирования обоснованной снегозащиты на снегозаносимых участках дорог проводят анализ рабочих отметок в продольном профиле и выделяют снегозаносимые участки (с рабочей отметкой насыпи меньше руководящей и все выемки). Для каждого участка определяют направление дороги по 16 румбам, объем снегоприноса к дороге за зиму с расчетной вероятностью превышения справа и слева к дороге, параметры расчетной метели (объем снегоприноса и продолжительность), возможные от них объемы снегоотложений и объем снегоотложений на земляном полотне от снегопада (Приложение Б).

Снегозащита обоснована, если она запроектирована на основе количественной оценки снега, приносимого к дороге за зиму, за одну метель, и снега, откладывающегося на земляном полотне после прохождения снегопада.

Объем отложений снега на проезжей части и обочинах дороги Qотл.зп. равен

Qотл.зп = Qотл.сн + Qотл.мет,

где Qотл.сн - объем отложений снега на проезжей части и обочинах от снегопада, м3/м;

Qотл.мет - объем отложений метелевого снега на проезжей части и обочинах, м3/м.

Если какие-нибудь из мероприятий не учтены в проекте, то дорожная служба выявляет снегозаносимые участки в процессе эксплуатации дороги и в соответствии с этими данными назначает необходимые мероприятия по уменьшению снегозаносимости дороги метелевым снегом.

Если заносимость вызывается неправильным расположением дороги в плане, необходимо при первой возможности произвести перетрассирование заносимых участков.

Для правильного выбора нового направления нужно провести зимние изыскания с промером высоты снежного покрова в период максимального накопления снега. При изысканиях должны быть выявлены участки местности, где интенсивно откладывается снег и возможно образование заносов в случае прокладки дороги. Такие места нужно обходить.

При невозможности проведения изысканий или в дополнение к полученным при изысканиях данным следует руководствоваться излагаемыми выше положениями о влиянии рельефа местности на заносимость (п. в).

Таблица 1

Характеристики участков дорог по снегозаносимости

Категория заносимости участков

Характеристика участка

Сильнозаносимые

Нераскрытые выемки любой глубины, если на подветренном откосе не может разместиться весь снег, приносимый в течение зимы

Среднезаносимые

Раскрытые выемки, выемки, разделанные под насыпь, нулевые места и насыпи ниже высоты снежного покрова в данной местности, определенной с расчетной вероятностью превышения

Слабозаносимые

Насыпи высотой менее руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости, но больше высоты снежного покрова с вероятностью превышения

Незаносимые

Насыпи высотой более руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости; нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить весь снег, приносимый за зиму; выемки с полками, предусмотренными для размещения приносимого метелью снега на подветренных откосах выемок и над полками

Если в процессе эксплуатации дороги выявлены снегозаносимые участки, то проводится их обследование, выявляются причины заносимости и принимаются меры по обеспечению снегонезаносимости.

По степени снегозаносимости участки дорог классифицируют на 4 категории (табл. 1).

Раздел 6. Эксплуатационные показатели автомобильных дорог в зимних условиях

Основными показателями уровня содержания автомобильных дорог являются:

- ширина чистой от снега поверхности дороги;

- толщина рыхлого снега на проезжей части, накапливающегося с момента начала снегопада до начала снегоочистки или в перерывах между проходами снегоочистительной техники при патрульной снегоочистке;

- толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах;

- сроки окончания очистки проезжей части и снегоочистки обочин с момента окончания уборки проезжей части;

- толщина уплотненного снега на тротуарах.

По этим показателям все дороги России разделены на группы. Группировка дорог для целей оценки уровня содержания представлена в Приложении В.

Для обеспечения нормальной эксплуатации дороги, снижения трудовых и денежных затрат на зимнее содержание в дорожной отрасли установлены три уровня содержания (допустимый, средний, высокий) (Приложение Г).

Уровень зимнего содержания во многом зависит от степени заносимости дороги. Дорожно-эксплуатационные организации в процессе эксплуатации дороги выявляют заносимые места, устанавливают причины образования снежных заносов, разрабатывают и осуществляют меры, уменьшающие или полностью устраняющие заносимость.

Снегоочистка автомобильных дорог организуется таким образом, чтобы обеспечивать указанные в табл. 2, 3 и 4 директивные сроки снегоочистки, определенные ГОСТ Р 50597-93.

а) Характеристика проезжей части дороги, обочин и тротуаров в зимний период

Таблица 2
Состояние проезжей части

№ п/п

Наименование показателей

Группа дорог

Уровни содержания

допустимый

средний

высокий

Проезжая часть (включая используемые съезды, мостовые сооружения)

1.

Рыхлый (талый) снег на проезжей части толщиной не более, см.

А1, А2, A3, Б

1,0 (2,0)

Нормативная ширина очистки -100%.

В

2,0 (4,0)

 

Г1, Г2

-

2.

Срок ликвидации зимней скользкости с момента образования (и уборка снега с момента окончания снегопада) до полного устранения, не более, ч

А1, А2, A3

4,0

3,5

3,0

Б

5,0

4,5

4,0

В

6,0

5,0

4,5

Г1

12,0

10,0

8,0

Г2

16,0

12,0

10,0

3.

Снежный накат толщиной не более, см (*) - при интенсивности движения до 500 авт./сут

А1, А2, A3, Б

Не допускается

В (*), Г1

4,0

Г2

6,0

Таблица 3
Состояние обочин и тротуаров

№ п/п

Наименование показателей

Группа дорог

Уровни содержания

допустимый

средний

высокий

1

2

3

4

5

6

1.

Рыхлый (талый) снег на обочине после окончания снегоочистки толщиной не более, см.

Ширина очистки обочин для групп: A1, A2 - 100%, для остальных - 50%

А1, А2, A3, Б

1,0 (2,0)

В

3,0 (6,0)

Г1, Г2

Не нормируется

2.

Срок снегоочистки обочин с момента окончания уборки проезжей части, не более, ч

А1, А2, A3

4,0

3,5

3,0

Б

5,0

4,5

4,0

В

6,0

5,0

4,5

Г1

12,0

10,0

8,0

Г2

Не нормируется

3.

Рыхлый (уплотненный) снег на тротуарах после окончания снегоочистки толщиной слоя не более, см

А1, А2

5 (3)

A3, Б, В

5 (5)

Г1, Г2

5 (10)

4.

Рыхлый (уплотненный) снег на тротуарах мостов в населенных пунктах после окончания снегоочистки толщиной слоя не более, см. Срок очистки тротуаров в населенных пунктах не более 1 сут

Для всех групп дорог

5 (3)

5.

Минимальная длина обочины, на которой не должно быть снежных валов; вблизи ж-д. переездов / перед пересечением в одном уровне / вблизи остановочных пунктов общественного транспорта / вблизи пешеходного перехода, м

А1, А2

Не допускается

A3

500/250/20/5

Б

500/250/20/5

В, Г1, Г2

500/150/20/5

6.

Снежные валы у ограждений на обочине, а также у осевого двустороннего ограждения. Срок ликвидации снежных валов у ограждений не более 5 сут

Для всех групп дорог

Не допускаются. (Допускаются на участках, проходящих по лесному массиву за ограждениями на обочине.)

б) Характеристика элементов обустройства и обстановки

Таблица 4
Состояние элементов обустройства и обстановки

№ п/п

Наименование показателей

Группа дорог

Уровни содержания

допустимый

средний

высокий

Земляное полотно, полоса отвода

1.

Рыхлый (уплотненный) снег на заездных карманах и посадочных площадках остановок общественного транспорта после окончания снегоочистки толщиной слоя не более, см

А1.А2, A3, Б, В

2 (0)

Г1

6 (4)

Г2

8 (6)

2.

Рыхлый (уплотненный) снег на площадках отдыха и стоянках транспортных средств после окончания снегоочистки толщиной слоя не более, см

А1, А2

6 (4)

4 (2)

2 (0)

A3, Б, В

8 (6)

6 (4)

4 (2)

Г1, Г2

12 (8)

10 (6)

8 (4)

3.

Снежно-ледяные отложения, закрывающие информацию на дорожных знаках. Срок очистки не более 1 сут с момента обнаружения

Для всех групп дорог

Не допускаются

4.

Грязные, покрытые снегом, не обеспечивающие световозвращающий эффект, световозвращающие элементы на поверхности ограждений. Срок очистки не более 1 сут с момента обнаружения

Для всех групп дорог

Не допускаются

в) Оценка зимнего содержания

Оценка уровня содержания автомобильной дороги проводится с целью выявления соответствия фактических показателей, влияющих на уровень содержания дорог, рекомендациям, предъявляемым к ним установленными нормами и правилами.

Оценка уровня содержания дорог является обязательной, в случаях, предусмотренных в контрактных обязательствах.

Порядок и методика оценки уровня содержания автомобильных дорог определены в «Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог» (Росавтодор, 2003 г.).

Раздел 7. Защита дорог от снежных заносов

а) Классификация снежных осадков

Снежные отложения на дороге возникают в результате различных снежных явлений, которые по своим признакам делятся на:

- Спокойный снегопад - происходит выпадение снега из облаков без переноса ветром частиц ранее выпавшего снега по поверхности снежного покрова.

Снегопады характеризуются интенсивностью (количеством осадков, выпадающих в единицу времени) и продолжительностью.

- Метели - перенос ветром снега над поверхностью земли.

По признаку метелевых отложений наиболее часто встречающиеся в практике метели классифицируются:

Верховая метель - метель, при которой происходит перенос снега при слабом ветре (2-3 м/с) без перемещения по поверхности снежного покрова ранее выпавшего снега.

Низовая метель - метель, при которой происходит перенос ветром частиц ранее выпавшего снега с поднятием снежных частиц над поверхностью снежного покрова до нескольких метров.

Такая метель наблюдается при ветре достаточной силы (более 5 м/с) и сухом состоянии поверхности снежного покрова.

Обшая метель - метель, при которой одновременно происходят выпадение снега из облаков и перемещение ветром уже упавших снежинок.

Поземка - перенос ветром частиц ранее выпавшего снега непосредственно по поверхности снежного покрова без выпадения снега из облаков. При поземках высота поднятия снега над уровнем снежного покрова до 0,5 м.

Буран (пурга) - перенос снега при скорости ветра более 20 м/с.

- Обрушение снега с горных склонов в виде лавин.

Снегопады и верховая метель образуют на дорогах сравнительно равномерные отложения, имеющие небольшую толщину и плотность.

Метели (поземка, низовая, буран) вызывают образование заносов - отложения снега большой толщины и повышенной плотности.

Обрушения снега с горных склонов в виде лавин вызывают образование снежных завалов, имеющих очень большие объемы и состоящих из плотного снега, иногда смешанного со льдом, в отдельных случаях и с камнями.

Плотность слоя свежевыпавшего снега в зависимости от формы выпадающих снежинок:

- рыхлый свежевыпавший                                                          - 0,06 - 0,08 г/см3

- рыхлый свежий хлопьями                                                        - 0,04 - 0,07 г/см3

- рыхлый свежий средними снежинками                                   - 0,08 - 0,12 г/см3

- рыхлый свежий крупинками                                                    - 0,13 г/см3

- рыхлый свежий мелкими крупинками                                     - 0,08-0,16 г/см3

Плотность слоя свежевыпавшего снега в зависимости от силы ветра при его выпадении:

- в тихую погоду                                                                         - 0,04 - 0,07 г/см3

- при легком ветре                                                                      - 0,04 - 0,18 г/см3

- при среднем ветре                                                                    - 0,12 -0,18 г/см3

- при сильном ветре                                                                    - 0,15-0,20 г/см3

Плотность снежного покрова с течением времени под влиянием собственного веса, давления вновь образующихся слоев и уплотняющего действия ветра постепенно увеличивается и к концу зимы достигает в среднем 0,30 г/см3.

б) Виды снегозащитных средств

Снежные отложения на дороге образуются в результате прохождения снегопадов или метелей. Отложения от спокойных снегопадов имеют в основном высоту 5-10 см, редко 15 см и еще реже до 35 см. Снегоотложения от метелевого переноса снега могут достигать большой высоты, измеряемой метрами. Величина снегоотложений зависит от объема снегоприноса. Наибольшую опасность представляют метелевые снегоотложения.

Все мероприятия, обеспечивающие снегонезаносимость дорог во время метелей, основываются на прогнозе возможных объемов снегоприноса к снегозаносимым участкам дороги за зиму, за одну метель и возможных объемов снегоотложений на конец зимнего периода или одной метели.

Для обоснованного решения вопросов о снегозащитных мероприятиях необходимо определить ряд расчетных параметров (Приложения А и Б):

- расчетный объем снегоприноса к снегозаносимым участкам дорог за зиму слева и справа от дороги;

- расчетный объем снегоотложений у снегозащиты к концу зимнего периода;

- расчетную метель и ее основные параметры: объем снегоприноса и продолжительность;

- объем снегоотложений от расчетного снегопада.

Защита дорог от снежных заносов осуществляется с помощью постоянной или временной снегозащиты.

К постоянной снегозащите относят снегозащитные лесополосы и постоянные заборы.

К временной - снегозадерживающие щиты, снежные траншеи, валы и т.д.

Постоянные снегозадерживающие устройства следует проектировать на расчетный объем снегоотложений к концу зимнего периода или на расчетную метель, имеющую объем снегоприноса больший, чем объем снегоотложений в конце зимнего периода. Это возможно за счет разности плотности снегоотложений в конце зимнего периода (до 0,25-0,30 т/м3) и в снегоотложениях от свежепринесенного снега. При этом необходимо учитывать объем снегоотложений от снегопада.

Возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса в конце зимы определяют с учетом коэффициента потерь снега от испарения и таяния во время оттепелей и увеличения плотности в снегоотложениях к концу зимнего периода (Приложение Б).

Временные снегозащитные устройства следует проектировать на расчетную метель, так как после отработки временной снегозащиты предусматривается ее восстановление.

По принципу воздействия на снеговетровой поток снегозащитные устройства подразделяют на:

- снегозащитные средства снегозадерживающего действия, которые работают по принципу задержания метелевого снега на подступах к дороге;

- снегозащитные средства снегопередувающего действия, увеличивающие скорость ветра снеговетрового потока и способствующие переносу снега через дорогу (снегопередувающие заборы);

- снегозащитные средства, полностью изолирующие объекты от попадания снега (галереи и тоннели).

Наибольшее распространение на автомобильных дорогах получили устройства снегозадерживающего действия.

в) Снегозащитные лесные полосы

Наиболее надежным, экологически оправданным видом защиты снегозадерживающего действия являются снегозащитные лесные полосы.

Снегозащитная полоса должна иметь плотную (непродуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.

Конструкция снегозащитной полосы определяется типовой схемой, на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая (рис. 2).

Рис. 2. Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог при объеме снегопереноса (м3/м):

а - до 25; б - до 50; в - до 75; г - до 100; д - до 125; е - до 150; ж - до 200; з - до 250

условные обозначения:

* - низкие кустарники

 - низкокронные деревья

* - высокие кустарники

 - высококронные деревья

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: