Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Рекомендации Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движени  
20.10.2018
    
Рекомендации Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движени

РОССИЙСКОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО РОСАВТОДОР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА УЧАСТКАХ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

МОСКВА 2000

Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий. Утверждены Распоряжением Росавтодора от 30.03.2000 г. № 65-р.

Методические рекомендации содержат способы выявления участков концентрации дорожно-транспортных происшествий, методы организации планирования, назначения и оценки эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения на таких участках дорог.

Методические рекомендации предназначены для использования в деятельности дорожных организаций при планировании дорожных работ с учетом требований обеспечения безопасности движения, разработки и реализации мероприятий и программ по безопасности дорожного движения, имеющих целью снижение аварийности на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Методические рекомендации разработаны по результатам обобщения исследований, выполненных в ГП "РОСДОРНИИ" и МАДИ (ТУ), на основе анализа аварийности и транспортно-эксплуатационного состояния федеральных и территориальных дорог Российской Федерации, опыта разработки региональных программ повышения безопасности дорожного движения, нормативно-правовых документов дорожного хозяйства. Методические рекомендации разработаны коллективом авторов в составе: канд. техн. наук И.Ф. Живописцева, инженеров: Н.Ю. Кульгавиной, А.В. Силкина, Е.О. Ваниной, М.Н. Ермаковой.

При составлении Методических рекомендаций учтены предложения и замечания рецензентов проф. В.П. Залуги и проф. В.В. Сильянова. Научный руководитель разработки Методических рекомендаций - канд. техн. наук В.В. Чванов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий (далее - Методические рекомендации) предназначены для использования в деятельности дорожных организаций при решении задач выявления участков дорог общего пользования, характеризующихся повышенной вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), оценки степени опасности таких участков, диагностики дорожных условий, способствующих их возникновению, а также выбора и организации планирования эффективных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения при реализации программ дорожных работ.

1.2. Методические рекомендации направлены на реализацию основных положений Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в России", развивают и дополняют основные положения ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям безопасности движения", "Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", а также "Указаний по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" (ВСН 25-86) в части, касающейся выявления, ликвидации и предупреждения возникновения участков концентрации ДТП.

1.3. К участкам концентрации ДТП в настоящих Методических рекомендациях отнесены участки дорог с уровнем фактической аварийности, превышающим установленные критические значения, возникновению которых могли способствовать неблагоприятные дорожные условия.

1.4. К числу основных групп дорожных факторов, способствующих возникновению участков концентрации ДТП, относят следующие:

·     наличие дефектов эксплуатационного состояния покрытия проезжей части и  обочин, технических средств организации дорожного движения и инженерного оборудования дорог, снижающих безопасность дорожного движения;

·     сложные сочетания геометрических элементов трассы, необеспечивающие равномерный режим движения транспортных средств;

·     недостаточное по сравнению с нормами расстояние видимости проезжей части и встречных автомобилей на кривых в плане и в продольном профиле;

·     нарушение зрительной плавности трассы и ясности дальнейшего направления дороги;

·     неудовлетворительный уровень содержания дорог;

·     разделение, слияние и пересечение транспортных потоков на пересечениях и примыканиях дорог, на которых планировка и схемы организации движения не отвечают установленным требованиям;

·     несоответствие параметров геометрических элементов трассы дороги состоянию покрытия и придорожной обстановке, способствующее значительному превышению безопасной скорости движения;

·     отсутствие оборудованных пешеходных переходов в необходимых местах, способствующее неожиданному появлению пешеходов на проезжей части;

·     отсутствие или дефекты инженерного оборудования на эксплуатируемых железнодорожных переездах, а также несоблюдение нормативных требований к расстоянию видимости приближающихся поездов;

·     иные неблагоприятные факторы дорожных условий, способствующие возникновению ДТП, перечень которых представлен в "Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации".

Указанные факторы могут приводить к возникновению участков концентрации ДТП вследствие отклонения показателей технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания дорог и дорожных сооружений от нормативных значений, допускаемых по условиям безопасности движения, особенно если воздействие этих факторов имеет длительный характер.

1.5. Для выявления участков концентрации ДТП на дорогах общего пользования применяются статистические методы, основанные на анализе распределения фактических данных о ДТП на рассматриваемой дорожной сети. Участки дорог, на которых относительные показатели аварийности за определенный период времени превышают установленный критический уровень, классифицируются как участки концентрации ДТП. Областью применения указанных методов являются дороги общего пользования, находящиеся в эксплуатации, на которых, в соответствии с действующими нормами, выполняется учет ДТП. Данные методы эффективны при наличии достоверной информации о ДТП за период не менее 3-х лет, а также налаженной системы учета интенсивности дорожного движения.

1.6. Назначение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП включает следующие последовательные этапы:

·     выявление участков концентрации ДТП и оценку степени их опасности по условиям движения;

·     диагностику участков концентрации ДТП и определение причин, способствующих их возникновению с оценкой роли дорожных условий;

·     планирование мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;

·     назначение мероприятий, направленных на устранение неблагоприятных дорожных факторов в целях повышения безопасности движения на участках концентрации ДТП;

·     оценку эффективности планируемых мероприятий с учетом расчетного снижения числа ДТП в результате их реализации и затрат на проведение мероприятий с целью назначения оптимального комплекса дорожных работ исходя из технико-экономических расчетов;

·     реализацию мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с последующей оценкой их фактической эффективности.

1.7. К мероприятиям по повышению безопасности дорожного движения в настоящих Методических рекомендациях отнесены все виды дорожных работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, которые могут способствовать снижению аварийности на участках концентрации ДТП.

1.8. В Методических рекомендациях для инженерных расчетов в качестве базовых использованы следующие средние значения коэффициентов относительной аварийности (число ДТП на 1 млн. авт.-км.), установленные для дорог общего пользования Российской Федерации:

автомобильные магистрали                                                        0,20;

многополосные дороги с разделительной полосой                  0,25;

многополосные дороги без разделительной полосы                0,29;

двухполосные дороги                                                                   0,42.

Значение коэффициента относительной аварийности в эталонных дорожных условиях (прямой горизонтальный участок с шириной проезжей части 7,5 м, шириной обочин - 3,75 м, чистое, сухое и ровное покрытие, движение в светлое время суток при уровне загрузки движением в пределах нормативных значений) установлено равным 0,08 ДТП на 1 млн. авт.- км. При этом учитываются только ДТП с пострадавшими.

1.9. В Методических рекомендациях использованы следующие термины и определения:

·     расчетный период - минимальный период времени (в годах), соответствующий совокупности данных о ДТП, позволяющей получать статистически достоверные оценки показателей аварийности (обычно 3-5 лет);

·     километровый участок дороги - участок дороги между двумя смежными указателями километров на дороге (в общем случае длина участка не равна 1000 м);

·     плотность ДТП на участке дороги - среднее число ДТП в год на 1км рассматриваемого участка дороги;

·     критический показатель аварийности на участке дороги - предельное значение показателя аварийности, превышение которого свидетельствует о существенном отклонении уровня аварийности от среднестатистического значения, полученного для дорог рассматриваемого типа с учетом интенсивности движения транспортных потоков;

·     участок концентрации ДТП - участок автомобильной дороги, характеризующийся уровнем аварийности, показатели которого превышают установленные критические значения;

·     выявление участка концентрации ДТП - определение местонахождения (адрес начала и конца) участка концентрации ДТП и его характеристик (степени опасности, стабильности и т.п.);

·     уровень обеспечения безопасности дорожного движения – качественная характеристика степени соответствия показателей технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений нормам, установленным исходя из требований обеспечения безопасности движения;

·     автомобильная магистраль - автомобильная дорога I-а категории (по СНиП 2.05.02-85).

Другие термины, использованные в Методических рекомендациях, соответствуют принятым в нормативно-технических документах дорожного хозяйства.

2. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

2.1. Участки концентрации ДТП выявляют на основе метода последовательных приближений, обеспечивающего наиболее высокую точность определения таких участков при наличии полной (с точностью до метров) информации о местоположении ДТП и сведений о среднегодовой суточной интенсивности движения. Учитывая, что рассматриваемый метод требует большого объема вычислений, для его применения рекомендуется использовать специальные компьютерные программы.

2.2. Для выполнения инженерных расчетов по выявлению участков концентрации ДТП необходимы следующие исходные данные:

·        сведения об адресах ДТП, повлекших гибель или ранения людей, совершенных за расчетный период;

·        сведения о среднегодовой суточной интенсивности движения за расчетный период;

·        данные о фактическом расстоянии между стойками указателей километров на дороге.

2.3. Участки концентрации ДТП выявляют на основе следующих стандартных показателей аварийности:

·         абсолютного количества ДТП, совершенных на рассматриваемом участке дороги за расчетный период;

·         коэффициента относительной аварийности (количества ДТП, приходящегося на 1 млн. авт.-км), вычисляемого по формуле

,                                                     (2.1)

где n - количество ДТП на участке дороги за расчетный период;

N - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут;

L - длина рассматриваемого участка, км;

m - число лет в расчетном периоде (для дорог I-III категории - 3 года, IV-V категории - 5 лет).

2.4. При среднегодовой суточной интенсивности движения свыше 3000 авт./сут к участкам концентрации ДТП относят участки дорог, на которых абсолютное число

ДТП за расчетный период не менее значений, приведенных в табл. 2.1, а коэффициент относительной аварийности - не менее 0,3.

Таблица 2.1

Интенсивность движения, авт./сут

Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации при длине участка, м

до 200

200-400

400-600

600-800

800-1200

1

2

3

4

5

6

3000-7000

3

3

3

4

4

7000-11000

3

3

4

4

5

11000-13000

3

3

4

5

5

13000-15000

3

4

4

5

6

15000-17000

3

4

5

5

6

17000-20000

4

4

5

6

7

Свыше 20000

4

4

6

6

8

2.5. Местоположение участков концентрации ДТП устанавливают следующим образом.

·     От адреса произвольно выбранного (например, первого от начала дороги) ДТП последовательно откладывают расстояния («шаблон») от больших значений до меньших в пределах диапазонов их изменения, указанных в табл. 2.1. Для каждого получаемого таким образом отрезка дороги устанавливается за расчетный период абсолютное число ДТП и рассчитывается значение коэффициента относительной аварийности по формуле (2.1). На основе результатов этих расчетов выявляют отрезок дороги наименьшей длины (из рассмотренных), на котором имеется концентрация ДТП. Протяженность участка концентрации ДТП принимается равной расстоянию от первого до последнего ДТП на рассматриваемом отрезке дороги.

·     От адреса следующего на дороге ДТП откладывают расстояния той же величины, и для каждого получаемого отрезка дороги проводятся аналогичные расчеты. На основе результатов этих расчетов на рассматриваемых участках дороги либо выявляют концентрацию ДТП, либо устанавливают ее отсутствие.

·     Последовательно переходя от одного адреса ДТП к другому, продолжают осуществлять вышеперечисленные действия. Расчет завершают, когда будет достигнут адрес последнего на рассматриваемом участке дороги ДТП

·     Если местоположение смежных участков концентрации ДТП имеет совпадающие зоны, то их следует рассматривать в качестве единого участка концентрации ДТП.

В приложении 1.1 приведены примеры выявления участков концентрации ДТП данным способом.

При необходимости выявления участков концентрации ДТП на отдельных элементах (характерных участках) дорог с однородными условиями движения (кривые в плане, подъемы и спуски, зоны пересечений, ж/д переезды, населенные пункты и т.п.) определяют общее число ДТП на указанных участках (с учетом зон их влияния), и рассчитывают коэффициенты относительной аварийности. При этом в качестве критических значений показателей, позволяющих выявить участок концентрации ДТП (табл. 2.1), используют значения, соответствующие протяженности рассматриваемого элемента (характерного участка) дороги.

Протяженность зон влияния отдельных элементов дорог принимают в соответствии с табл. 6.2.

2.6. При необходимости выявления участков концентрации ДТП на дорогах с интенсивностью движения свыше 3000 авт./сут в условиях отсутствия полных данных о местоположении ДТП (отсутствует метровая привязка) допускается применять упрощенный метод, являющийся частным случаем метода последовательных приближений.

В рассматриваемом случае выявление участков концентрации ДТП заключается в определении количества ДТП, расчете коэффициента относительной аварийности на последовательно расположенных километровых участках и сравнении их с соответствующими критическими значениями, указанными в табл. 2.1.

Если на рассматриваемом участке концентрации ДТП расстояние между километровыми указателями превышает 1200 м (например, в случае отсутствия километровых указателей), то вычисляют удельное число ДТП на длине, кратной общей длине рассматриваемого участка, по формуле

,                                                                (2.2)

где nl - число ДТП на участке длиной l, шт.;

 - абсолютное число ДТП на рассматриваемом участке, шт.;

L- длина рассматриваемого участка, км;

l - длина участка (наибольшая из приведенных в табл. 2.1), кратная длине L, км Коэффициент относительной аварийности вычисляется по формуле (2.1) на всю длину рассматриваемого участка протяженностью L м.

В приложении 1.2 приведены примеры выявления участков концентрации ДТП данным способом.

2.7. Для выявления участков концентрации на дорогах с интенсивностью движения менее 3000 авт./сут используются критические показатели аварийности, представленные в табл. 2.2.

К участкам концентрации ДТП относятся участки дорог, на которых фактическая плотность ДТП (среднее число ДТП в год на 1км) не менее значений, указанных в табл. 2.2, при данной среднегодовой суточной интенсивности движения.

Таблица 2.2

Интенсивность движения, авт./сут

Минимальная плотность ДТП на участках их концентрации, шт. в год/1 км

вне населенных пунктов

в пределах населенных пунктов

1

2

3

Менее 1000

0,28

0,38

1000-1200

0,29

0,42

1200-1400

0,30

0,53

1400-1600

0,32

0,60

1600-1800

0,34

0,64

1800-2000

0,36

0,72

2000-2200

0,39

0,85

2200-2400

0,43

0,90

2400-2600

0,46

0,94

2600-2800

0,50

1,00

2800-3000

0,54

1,20

3000-3200

0,60

1,25

Примечание: километровые участки с одним ДТП, совершенным за расчетный период,. не являются участками концентрации ДТП.

Местоположение участков концентрации ДТП в рассматриваемых условиях устанавливают следующим образом.

·                                         Последовательно рассматривают километровые участки дорог. Выявляют участки с двумя и более ДТП (каждый из выявленных участков может состоять из нескольких километровых участков), имеющие смежные километровые участки, на которых в течение расчетного периода не было зафиксировано ни одного ДТП. Если в состав какого-либо из выявленных участков попали участки, расположенные как в населенном пункте, так и вне его пределов, то в дальнейших расчетах они рассматриваются отдельно друг от друга.

·                                         Для всех выявленных участков вычисляют фактическую плотность ДТП по формуле

,                                                         (2.3)

где ni - число ДТП, совершенных на i-ом рассматриваемом участке в течение расчетного периода, шт.;

li - протяженность i-ого рассматриваемого участка дороги, км.

·                 Если на каком-либо участке фактическая плотность ДТП при данной среднегодовой суточной интенсивности движения превышает значения, указанные в табл. 2.2, то его относят к категории участков концентрации ДТП.

·                 На каждом последующем этапе из числа выявленных участков, состоящих из нескольких (более одного) километровых участков, последовательно исключают из дальнейших расчетов крайние километровые участки с наименьшим числом ДТП. В случае, если на крайних километровых участках зафиксировано равное число ДТП, то из дальнейшего рассмотрения исключается тот из них, который имеет наибольшую протяженность. Если на крайнем километровом участке, исключаемом из расчета, зафиксировано более одного ДТП, то он также должен быть проверен на наличие концентрации ДТП. После исключения из состава рассматриваемых участков крайних километровых участков для них повторяются те же расчеты по вычисленной фактической плотности ДТП.

Расчет ведется до тех пор, пока последний из рассматриваемых участков не будет сведен до километрового участка. В приложении 1.3 приведены примеры выявления участков концентрации ДТП данным способом.

2.8. При отсутствии сведений о фактической интенсивности движения (например, на территориальных дорогах) на период до получения таких сведений временно допускается применять метод выявления участков концентрации ДТП, основанный на использовании следующей исходной информации:

·         сведения об адресах ДТП (достаточна точность привязки к указателям километров на дороге), повлекших гибель или ранения людей, совершенных за расчетный период:

·         данные о фактических расстояниях между километровыми столбами на рассматриваемых дорогах.

В этом случае к участкам концентрации ДТП относят участки дорог, на которых абсолютное число ДТП за расчетный период не менее значений, указанных в табл. 2.3 при данной фактической плотности ДТП.

Таблица 2.3

Плотность ДТП,

шт. в год/1 км

Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации при длине участка, м

£ 1000

1000 - 2000

2000 - 3000

1

2

3

4

Менее 0,20

3

4

4

0,20-0.24

 

4

5

0,24-0,28

3

4

5

0,28-0,32

4

4

5

0,32-0,44

4

5

5

0,44-0,52

4

5

6

Для повышения точности определения участков с повышенным уровнем аварийности на территориальных дорогах со схожими техническими и транспортно-эксплуатационными характеристиками среднее число ДТП в год на 1 км необходимо вычислять по как можно большей статистической выборке данных о ДТП, совершенных на выделенной группе дорог, что повышает надежность определения среднестатистического допустимого уровня аварийности на дорогах с однородными условиями движения.

Местоположение участков концентрации ДТП при использовании данного метода устанавливается следующим образом.

·        Определяют перечень дорог, на которых должны быть выявлены участки концентрации ДТП. Выбранные дороги объединяют в группы с однородными условиями движения по какой-либо значимой характеристике, например, по категории, типу покрытия проезжей части.

·        Для каждой группы дорог вычисляется среднее число ДТП в год на 1 км по следующей формуле:

,                                                         (2.4)

где  - число ДТП, совершенных на рассматриваемой группе дорог в течение расчетного периода, шт.;

L - общая протяженность дорог данной группы, км.

·        Максимальную возможную длину участков концентрации ДТП принимают равной 3,0 км. Устанавливают участки, протяженность которых менее этой длины, а абсолютное число ДТП, совершенных на них за расчетный период, превышает значения, указанные в колонке 4 табл. 2.3 для данной плотности ДТП. Затем максимальную длину проверяемых участков дорог уменьшают до 2,0 км. Аналогичным способом с использованием значений, приведенных в табл. 2.3 (колонка 3), выявляют участки концентрации ДТП, протяженность которых составляет от 1,0 до 2,0 км, и переходят к рассмотрению участков, длина которых не превышает 1,0 км. В приложении 1.4 приведены примеры выявления участков концентрации ДТП данным способом.

2.9. Для выявления участков концентрации ДТП на федеральных дорогах следует использовать методы, приведенные в п.п. 2.2.-2.6. Для выявления участков концентрации ДТП на территориальных дорогах наряду с рекомендациями для федеральных дорог допускается использовать методы, приведенные в п.п. 2.7.-2.8.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧАСТКОВ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

3.1. Для прогнозирования характера изменения аварийности и оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности движения на участках концентрации ДТП их подразделяют на три типа в зависимости от стабильности наблюдаемого уровня аварийности:

·       прогрессирующие участки концентрации ДТП, на которых за последний год имеется существенный (статистически значимый) рост числа ДТП по сравнению со средним наблюдавшимся уровнем аварийности;

·       стабильные участки концентрации ДТП, на которых распределение числа совершенных ДТП по годам свидетельствует о постоянстве наблюдаемого уровня аварийности;

·       регрессирующие («затухающие») участки концентрации ДТП, на которых статистически значимое уменьшение числа совершенных ДТП свидетельствует о снижении наблюдавшегося уровня аварийности. Количественные критерии отнесения участков концентрации ДТП к указанным типам приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Тип участка концентрации ДТП

Число ДТП за последний год при среднем числе ДТП за предшествующий расчетный период (не менее трех лет), шт

1-1,2

1,2-1,5

1,5-2,2

2,2-2,85

2,85-3,2

3,2-3,5

>3,5

1

2

3

4

5

6

7

8

Регрессирующий

0

1

1

£2

£2

£3

£3

Стабильный

1-2

2

2-3

3-4

3-5

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: