Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Железные дороги arrow ЦЭ 197 Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрофицированных железных до  
23.01.2018
    
ЦЭ 197 Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрофицированных железных до

СБОРНИК ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИФИЦИроВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

ЦЭ-197

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель министра

Путей сообщения

А.Н. Кондратенко

12.07.93 г.

Москва

ЗАО «ЭНЕРГОСЕРВИС» 2001

Содержание

 TOC o "1-2" p " " h z 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ

2.1. Основные требования

2.2. Габариты

2.3. Сечение проводов

2.4. Токосъем и износ контактного провода

2.5. Натяжение и стрелы провеса проводов

2.6. Расположение проводов в плане и длина пролетов

2.7. Сопряжения анкерных участков

2.8. Воздушные стрелки

2.9. Изоляторы и изолирующие вставки

2.10. Секционные изоляторы

2.11. Струны

2.12. Фиксаторы

2.13. Электрические соединители

2.14. Соединения проводов и вставки

2.15. Анкеровки проводов

2.16. Арматура

2.17. Контактные подвески в искусственных сооружениях

2.18. Секционирование

2.19. Разъединители и пункты группировки

2.20. Линии питающие, усиливающие, отсасывающие, электроснабжения и волноводные

2.21. Тяговые рельсовые цепи

2.22. Опорные устройства и поддерживающие конструкции

2.23. Заземления

2.24. ЗаЩита от токов короткого замыкания и перенапряжений

2.25. Пересечения

2.26. Защитные устройства и ограждения

3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

3.1. Задачи и ответственность персонала

3.2. Оперативное управление

3.3. Организация эксплуатации

3.4. Техническое обслуживание и ремонт

3.5. Планирование и учет

Приложение 1 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ КОНТАКТНОГО ПРОВОДА

Приложение 2 МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ И АНАЛИЗА ИЗНОСА КОНТАКТНОГО ПРОВОДА

Приложение 3 ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА КОНТАКТНЫХ ПРОВОДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОТЫ СЕЧЕНИЯ

Приложение 4 ПРИМЕРНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, МЕХАНИЗМАМИ, ПРИБОРАМИ И ОСНОВНЫМИ МОНТАЖНЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Приложение 5 СОСТАВ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ, ТЕКУЩЕМУ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТАМ

Приложение 6 УСРЕДНЕННЫЕ СРОКИ СЛУЖБЫ ОСНОВНЫХ УСТРОЙСТВ КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Приложение 7 Нормы диагностических испытаний и измерений оборудования и устройств контактной сети

Приложение 8 НОРМАТИВЫ ПО БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Приложение 9 ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ РАЙОНА КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Приложение 10 СПИСОК ПРАВИЛ, ИНСТРУКЦИЙ, УКАЗАНИЙ, ПОЛОЖЕНИЙ И СТАНДАРТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, МОНТАЖА И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОНТАКТНОЙ СЕТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила распространяются на устройства контактной сети постоянного и переменного тока электрифицированных железнодорожных линий со скоростями движения поездов до 160 км/ч, пункты группировки станций стыкования, воздушные линии (ВЛ) всех напряжений и волноводы (подвешенные на опорах контактной сети и на отдельно стоящих опорах на обходах), именуемые в дальнейшем «контактная сеть», и предназначены для работников, связанных с проектированием, монтажом и эксплуатацией этих устройств.

Требования к контактной сети и ее эксплуатации при скорости движения электроподвижного состава более 160 км/ч определяются специальными инструкциями МПС.

1.2. Техническое обслуживание и ремонт высоковольтных линий с подключенными к ним устройствами электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) проводятся в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения СЦБ.

Техническое обслуживание высоковольтных линий и низковольтных сетей на отдельно стоящих опорах с подключенными к ним устройствами для питания нетяговых потребителей проводится в соответствии с Правилами эксплуатации электроустановок потребителей.

Техническое обслуживание и ремонт волноводных линий проводятся в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию направляющих (волноводных) линий поездной радиосвязи.

1.3. При техническом обслуживании и ремонте контактной сети кроме настоящих Правил необходимо руководствоваться действующими Правилами техники безопасности, стандартами, инструкциями, техническими указаниями Управления электрификации и электроснабжения МПС.

При необходимости, в зависимости от конкретных местных условий, могут разрабатываться дополнительные инструкции, определяющие особенности технического обслуживания и ремонта устройств и узлов контактной сети. Эти инструкции утверждаются службой электроснабжения железной дороги и не должны противоречить настоящим Правилам.

1.4. Знание и выполнение настоящих Правил обязательно для всех работников, связанных с проектированием, строительством, монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом контактной сети.

1.5. Контактная сеть должна соответствовать требованиям ПТЭ железных дорог, настоящих Правил и сооружаться (реконструироваться) по проектам с применением типовых узлов, арматуры и оборудования.

Применяемые в контактной сети опоры, поддерживающие конструкции, провода, изоляторы, арматура и другие устройства должны отвечать требованиям стандартов и нормативно-технической документации.

Разрешается эксплуатация контактной сети по ранее действовавшим Правилам и нормам до проведения ее модернизации и реконструкции.

Проведение эксплуатационных испытаний новых конструкций, узлов и арматуры, усовершенствованных с целью повышения надежности их работы, разрешается по согласованию со службой электроснабжения железной дороги.

1.6. Приемка в эксплуатацию устройств контактной сети и передача технической документации осуществляются в соответствии с требованиями строительных норм и правил СНиП III-41-76 Правил производства и приемки работы. Контактные сети электрифицированного транспорта, ВСН 12-92 Инструкции по производству строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог (устройства электроснабжения), настоящих Правил и других действующих нормативных документов и указаний МПС.

Для осуществления технического надзора на период строительства и монтажа назначаются ответственные лица дистанции электроснабжения.

1.7. После окончания сооружения (реконструкции) контактной сети проводится ее "холодная" обкатка электровозом или вагоном-лабораторией с токоприемником, при которой представителями дистанции электроснабжения и монтажной организации проверяются параметры ее регулировки.

Для проверки токосъема выполняется обкатка контактной сети электровозом под напряжением.

Выявленные дефекты должны быть устранены подрядными организациями до передачи контактной сети в эксплуатацию дистанции электроснабжения.

1.8. Напряжение в контактную сеть подается по указанию начальника службы электроснабжения. Контактная сеть считается под напряжением с момента первой подачи напряжения.

2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ

2.1. Основные требования

2.1.1. Контактная подвеска во взаимодействии с токоприемниками должна обеспечивать токосъем в условиях движения поездов с установленной скоростью при расчетных климатических условиях района, в котором расположен электрифицированный участок, при оптимальных результатах по износу (сроку службы) контактного провода и контактных вставок (пластин) токоприемников.

2.1.2. Тип контактной подвески для перегонов и станций выбирают в зависимости от скорости движения, токовой нагрузки, климатических и других местных условий на основании технико-экономического сравнения различных вариантов. При этом учитывается возможное в перспективе повышение скоростей движения на участке и весовых норм грузовых поездов.

Типы основных контактных подвесок и области их применения приведены в табл. 1.

2.1.3. Конструктивная высота цепной подвески в точке подвеса должна быть 1,8 м с допусками -0,3 м и +0,5 м.

2.1.4. Контактная подвеска не должна допускать отжатие контактных проводов токоприемниками у фиксаторов более 250 мм при крайних расчетных значениях ветра, температуры и суммарного нажатия токоприемников электроподвижного состава.

2.1.5. Контактные подвески для скоростей движения более 120 км/ч должны иметь коэффициент неравномерности эластичности (отношение наименьшей эластичности к наибольшей в пролете) более 0,75.

2.1.6. Количество проводов в контактной подвеске и их сечение определяются расчетом. Марка (материал) многопроволочных проводов выбирается в зависимости от загрязненности атмосферы, в которой они будут эксплуатироваться.

2.1.7. На главных путях перегонов и станций, где токоприемником электроподвижного состава в тяговом режиме (кроме пуска) снимаются токи 1000 А и более вне зависимости от напряжения, должны применяться подвески с двумя контактными проводами.

2.1.8. На станционных путях в пределах трогания и разгона грузовых и пассажирских поездов постоянного тока во избежание пережогов следует применять два контактных провода или шунт над рабочим контактным проводом.

2.2. Габариты

2.2.1. Высота подвешивания контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть на перегонах и станциях не менее 5750 мм, а на переездах - не менее 6000 мм.

Таблица 1

№ п/п

Контактная подвеска

Область применения

1

Компенсированная рессорная цепная с одним или двумя контактными проводами

На главных путях перегонов, кроме малодеятельных, независимо от скорости движения поездов.

На главных путях станций при скоростях движения поездов 120 км/ч и более

2

Полукомпенсированная рессорная цепная с одним или двумя контактными проводами

На главных и приемо-отправочных путях станций и малодеятельных участках при скоростях движения поездов более 70 км/ч.

На главных путях перегонов и станций ранее смонтированных участков независимо от скоростей

3

Полукомпенсированная цепная с одним или двумя контактными проводами и простыми опорными струнами

На путях станций и малодеятельных участках при скоростях движения поездов до 70 км/ч

4

Простая компенсированная без несущего троса с одним контактным проводом

По согласованию со службой электроснабжения на второстепенных путях станций и депо при скоростях движения до 50 км/ч

5

Полукомпенсированная цепная ромбовидная, с двумя контактными проводами

В открытых местах, где скорость ветра может быть выше нормативной для данного района и провода подвержены автоколебаниям.

 Общая протяженность такой подвески в пределах тягового плеча обслуживания по условиям износа контактных вставок (пластин) не должна превышать 50 %

6

Полукомпенсированная двойная цепная рессорная

По согласованию со службой электроснабжения на главных путях перегонов и станций независимо от скорости движения поездов

7

Пространственно-ромбовидная с двумя несущими тросами и двумя контактными проводами

В тоннелях и искусственных сооружениях, в открытых местах, где провода подвержены автоколебаниям, независимо от скорости движения поездов

 

В исключительных случаях это расстояние в пределах искусственных сооружений, расположенных на путях станций, на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, а также на перегонах с разрешения МПС может быть уменьшено до 5675 мм при переменном токе и до 5550 мм при постоянном.

Высота подвешивания контактного провода не должна превышать 6800 мм.

При электрификации это расстояние при беспровесном положении контактного провода следует принимать на перегонах 6500 мм и станциях 6600 мм для обеспечения последующей подъемки пути.

2.2.2. Уклон контактного провода при переходе от одной высоты его подвешивания к другой при беспровесном положении провода не должен превышать:

0,01 (уклон провода не должен превышать 10 см на длине 10 м) на станционных путях (кроме главных), где скорость электроподвижного состава не превышает 50 км/ч;

0,004 (уклон не более 4 см на длине 10 м) на участках со скоростями движения до 120 км/ч;

0,002 (уклон не более 2 см на длине 10 м) на участках со скоростями движения более 120 км/ч, при этом с обеих сторон каждого участка с основным уклоном контактного провода предусматривают переходные участки длиной не менее одного пролета с уклоном 0,001 (1 см на 10 м длины пролета).

2.2.3. Расстояние от нижней точки усиливающих, питающих, отсасывающих и других проводов контактной сети, проводов ВЛ и волновода при наибольшей стреле провеса до поверхности земли и сооружений, а также расстояние между проводами линий при их взаимном пересечении или сближении должны быть не менее приведенных в табл.2.

2.2.4. Расстояние от изолированных консолей, фиксаторов, нижних фиксирующих тросов и шлейфов, находящихся под напряжением, до поверхности пассажирских платформ, на которых отсутствует проезд транспортных средств, должно быть не менее 4,5 м.

2.2.5. В пределах искусственных сооружений расстояния от частей токоприемника и контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и подвижного состава должны соответствовать рис.1 и табл. 3 (по ГОСТ 9238-83. Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм).

Таблица 2

Наименование объектов пересечения или сближения

Наименьшее расстояние от проводов, м

отсасывающих линий, линий обратного тока, ВЛ до 1 кВ, волновода, группового заземления

питающих, усиливающих линий напряжением 3 кВ; ВЛ 3,6 и 10 кВ

питающих, усиливающих линий напряжением 25 кВ; ВЛ 25 и 35 кВ: ДПР

До поверхности земли:

 

 

 

в населенной местности

6

7

7

в ненаселенной местности и в пределах искусственных сооружений

5

6

6

в труднодоступных местах

4

5

5

в недоступных склонах гор, скал, утесов

1

2,5

3

До головок рельсов неэлектрифицированногс пути

7,5

7,5

7,5

До полотна автомобильной дороги, в том числе на переездах

7

7

7

До несущего троса или верхнего провода ВЛ подвешенного на опорах контактной сети

2

2

2

До верхнего провода троллейбусных и трамвайных линий

1,5

3

3

До проводов ВЛ при напряжении:

 

 

 

менее 1 кВ

1

2

3

6-10 кВ

2

2

3

20-110 кВ

3

3

3

150-220 кВ

4

4

4

330-500 кВ

5

5

5

До настила пешеходных мостов (при устройстве над мостом предохранительного щита)

4

4,5

5

До поверхности пассажирских платформ (пpи двойном креплении проводов)

4,5

7

7

До крыши несгораемых производственных зданий и сооружений (при заземлении металлической крыши)

3

3

3

До ближайших частей здания (по горизонтали)

1,5

2

4

До проводов или подвесных кабелей линий связи и радио (по горизонтали)

2

2

_

До кроны деревьев

1

2

3

Примечания. 1. Населенной местностью называются земли в пределах городской черты и их перспективного развития на 10 лет, курорты, земли поселков и сельских населенных пунктов в пределах их черты, железнодорожных станций.

2. Ненаселенной местностью называются незастроенные местности или с отдельными редко стоящими строениями, хотя и посещаемые людьми, доступные для транспорта и других машин, перегоны между железнодорожными станциями, включая остановочные пункты, не находящиеся в пределах местностей, отнесенных к населенной местности.

3. Труднодоступной местностью называют местность, недоступную для транспорта и других машин, в том числе откосы насыпей и выемок.

4. Расстояние по вертикали от проводов группового заземления до поверхности земли на переездах до полотна автомобильной дороги допускается 6 м, а у анкеровок этих проводов - 4м

Рис. 1. Расстояние между сооружениями, устройствами контактной сети, токоприемниками и подвижным составом:
1 - габарит подвижного состава; 2 - габарит искусственных сооружений; 3 - положение токоприемника с учетом его смещения

2.2.6. Расстояние от контактного провода до расположенных над ним заземленных частей искусственных сооружений и поддерживающих устройств (мостов, путепроводов, туннелей, сигнальных мостов и т.п.) должно быть при двух контактных проводах не менее 500 мм, при одном - не менее 650 мм. Меньшее расстояние допускается при установке изолированных отбойников или ограничителей подъема, исключающих возможность приближения контактных проводов и токоприемника к расположенным над ними заземленным частям на расстояние менее указанного в табл. 3. Отбойники должны иметь форму, исключающую удар по ним полоза токоприемника при поджатии контактного провода.

Минимально допустимые расстояния от контактного провода до изолированного отбойника без учета отжатия токоприемником должны составлять:

не менее 150 мм для одного контактного провода и 100 мм - для двух контактных проводов при скорости движения электроподвижного состава более 120 км/ч;

не менее 50 мм на станциях, деповских и других второстепенных путях, где скорость движения не превышает 50 км/ч.

В искусственных сооружениях расстояние между несущим тросом, находящимся под напряжением, и контактным проводом в середине пролета должно быть не менее 150 мм.

2.2.7. Расстояние от оси крайнего пути до внутреннего края фундаментов или опор контактной сети на перегонах и станциях должно быть не менее 3,1 м, а в снегозаносимых выемках и на выходах из них не менее 5,7 м. В особо трудных условиях, кроме снегозаносимых выемок, допускается уменьшение этого расстояния до 2,45 м на станциях и 2,75 м - на перегонах. Опоры должны устанавливаться вне пределов кюветов.

На кривых участках пути указанные расстояния увеличиваются в соответствии с габаритным уширением.

При электрификации участков установку опор в выемках следует предусматривать, как правило, за пределами кюветов с полевой стороны.

2.3. Сечение проводов

2.3.1. Сечение проводов контактной сети должно обеспечивать прохождение тока, необходимого для тяги поездов с установленными весовыми нормами, скоростями и интервалами при требуемых размерах движения.

 

Напряжение контактной сети, кВ

Вертикальный воздушный зазор между габаритом подвижного состава и наинизшим положением контактного провода A1, мм

Вертикальный воздушный зазор между частями контактной сети, находящимися под напряжением, и заземленными частями сооружений А2, мм

номинальный

наименьший

Для перегонов и главных путей на станциях

для перегонов и главных путей на станциях

для остальных путей на станциях

номинальный

наименьший допустимый

1

2

3

4

5

6

1,5-4

6-12

25

450

450

450

950

950

950

250

300

375

200

250

350

150

200

300

Примечания. 1. Нормы, приведенные в графах 4, 6, 8, 10 и 12, могут применяться при соответствующем обосновании в исключительных случаях на существующих искусственных сооружениях с разрешения МПС. 2. В графах 2 и 4 показаны значения А1 в пределах искусственных сооружений, на которых не предусмотрена стоянка подвижного состава.

Таблица 3

Боковой воздушный зазор

между частями токоприемника, находящимися под напряжением, и заземленными частями сооружений а, мм

Вертикальный зазор для размещения частей контактной сети, находящихся под напряжением б, мм

без несущего троса

с несущим тросом

номиналь-

ный

наименьший

допустимый

номинальный

наименьший

допустимый

номинальный

наименьший

допустимый

7

8

9

10

11

12

200

150

150

100

300

250

220

180

150

100

300

250

250

200

150

100

300

250

 

2.3.2. Температура нагрева проводов при максимальной температуре воздуха и токовых нагрузках не должна превышать значений, приведенных в табл. 4.

2.3.3. Проверка проводов на нагревание проводится по наибольшим за периоды 1, 3 и 20 мин действующим значениям токов нагрузки. При проектировании контактной сети постоянного тока необходимо учитывать 15 % износа контактного провода.

Допустимые длительные значения тока при температуре окружающего воздуха +40°С и скорости ветра 1 м/с для проводов контактной сети постоянного тока приведены в табл. 5, переменного тока и ВЛ - в табл. 6. Кратность перегрузок относительно указанных значений допускается:

При длительности протекания тока:

3 мин, не более..............................................1,3

1 мин, не более..............................................2,5

При плавке гололеда, не более....................1,25

При профилактическом подогреве:

не более (суммарно с тяговым током)........1,25

не менее......................................................... 0,7

2.3.4. Не допускается уменьшение сечения контактной подвески на станциях (включая горловины) и продольных электрических соединителей по сравнению с сечением подвески на перегонах.

Местные уменьшения сечения могут допускаться лишь при условии соблюдения требований п. 2.3.2, но не более 20 % общего сечения.

Таблица 4

Тип проводов

Допустимая температура перегрева проводов, °С, при длительности протекания тока, мин

20 и более

3

1

Медные контактные

95

120

140

Низколегированные контактные

110

130

150

Бронзовые, стапемедные биметаллические контактные

120

140

160

Медные многопроволочные

100

120

140

Стапемедные биметаллические многопроволочные

120

140

150

Алюминиевые и сталеалюминиевые многопроволочные, в том числе биметаллические

90

100

110

Таблица 5

Марка проводов и сечение подвески (постоянный ток)

Допустимый длительный ток. А, при износе контактного провода, %

0

15

30

МФ-85

540

470

390

МФ-100

600

540

460

МФО-100

660

570

470

НЛОлФ-100

640

580

490

БрФ-100

700

630

530

МФ-150

750

680

620

А-120, АС-120

420

_

_

А-150, АС-150

500

_

_

А-185, АС-185

590

_

_

М-95

600

_

_

М-120

650

_

_

ПБСМ-70

350

_

_

ПБСМ-95

410

_

_

ПБСА-50/70

350

_

_

МГ-70

520

_

_

МГ-95

600

_

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: