Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Пособие Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов  
16.12.2018
    
Пособие Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(РОСАВТОДОР)

 

Утверждено распоряжением
Минтранса России
№ ОС-1182-р от 31.12.2002 г.

 

ПОСОБИЕ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОРОЖНО-
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Москва 2002

В представленной работе обобщены существующие на сегодня проблемы охраны окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов, даны экологические характеристики основных видов производств, рассмотрены варианты применения многотоннажных вторичных ресурсов и попутных продуктов.

Приведены рекомендации по санитарно-гигиенической оценке, в доступной форме изложены вопросы радиоактивности дорожно-строительных материалов, токсичности, даны области применения различных показателей.

В работе наряду с общетеоретическими решен ряд вопросов, относящихся к отдельным производствам и технологическим переделам, проанализированы энергозатраты предприятий дорожного хозяйства и возможные пути их снижения.

В целом представленная работа обобщает и дополняет многочисленные публикации и исследования, проводимые в области охраны окружающей среды в дорожном хозяйстве.

Настоящее пособие разработано начальником Отдела охраны труда и экологической безопасности Росавтодора Евгеньевым Г.И. и доцентом кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ (ГТУ) Курденковой И.Б.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. История формирования природоохранного мировоззрения в обществе

1.2. Концепция устойчивого развития в России

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОМ КОМПЛЕКСЕ

4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ

4.1. Общие требования к санитарно-гигиенической оценке производства и применения дорожно-строительных материалов

4.2. Определение уровня токсичности материалов

4.3. Токсичность материалов, используемых в дорожном строительстве

4.4. Асбест и асбестосодержащие материалы

4.5. Радиационная безопасность дорожно-строительных материалов

5. ПРОИЗВОДСТВО ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

5.1. Строительные материалы и окружающая среда. Общие требования

5.2. Карьеры нерудных материалов

5.3. Асфальтобетонные заводы и эмульсионные базы

5.4. Цементобетонные заводы

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ПРОДУКТОВ И ОТХОДОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

7. ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

7.1. Проблемы энергопотребления в отрасли

7.2. Оценка технически возможной экономии энергоресурсов

8. САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА ПРЕДПРИЯТИЯ

8.1. Требования к санитарно-защитной зоне

8.2. Определение размеров санитарно-защитных зон

8.3. Планировочная организация санитарно-защитных зон

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Промышленное развитие, сопровождающееся расширением производственной деятельности и развитием транспортной сети, непременно способствует увеличению антропогенной нагрузки на природную среду.

Превышение такой нагрузкой пределов самовосстановительных возможностей природы в ряде экологически чувствительных регионов отражает общую тенденцию угнетения развития всех компонентов растительного и животного мира, в том числе угрозу жизни и здоровью людей.

В сложившихся условиях проблема охраны окружающей природной среды приобретает особую актуальность, обоснованную ее высокой позицией в ряду общественных и политических приоритетов.

Природоохранная деятельность наряду с нравственной, этической стороной, имеет значительную прагматическую основу, заключающуюся в привлечении дополнительных источников инвестирования природоохранных мероприятий, модернизации оборудования, внедрении прогрессивных технологий и материалов, повышении общей культуры производства и качества работ.

Поэтому характерным в настоящее время является принятие инвестиционных решений на основе комплексного анализа, при котором, наряду с техническими и финансовыми аспектами, рассматриваются вопросы охраны окружающей природной среды.

Оценка качественного уровня инженерных проектов во многом определяется глубиной и проработанностью природоохранных и восстановительных мероприятий.

Соответственно, система подготовки инженерных кадров не может не учитывать реалий текущего состояния общества и его дальнейших перспектив, связанных с эволюцией техники и природно-хозяйственных систем, способных не только обеспечить поступательное развитие современной цивилизации, но и обеспечить удовлетворение разумных потребностей сегодняшнего поколения без ущерба для будущего.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов учебных заведений и специалистов в области транспортного строительства и направлено на ознакомление с общими положениями охраны окружающей среды в транспортно-дорожном комплексе и, в частности, при производстве дорожно-строительных материалов.

Авторы выражают признательность за предоставление справочных материалов по отходам производства Федеральной дорожной администрации США (The User Guidelines for Waste and Byproduct Material in Pavement Construction) и проф., д-ру техн. наук М.В. Немчинову (Московский государственный автомобильно-дорожный институт - Технический университет) за содействие при разработке раздела по энергосбережению.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Одним из способов оценки эффективности хозяйственной деятельности любой производственной единицы является технико-экономическая оценка. Ее достоверность связана с полнотой перечня учитываемых данных, характеризующих технические, экологические и социальные аспекты функционирования предприятий. Экологическая оценка является неотъемлемой частью технико-экономического анализа.

Отличительной особенностью решения экологических проблем является необходимость осуществления межведомственной координации и консультаций с общественностью и местными неправительственными организациями и широким общественным обсуждением существующего положения и мер по его изменению.

1.1. История формирования природоохранного мировоззрения в обществе

Понимание невозможности развития здорового общества и экономики в условиях резкого ухудшения состояния окружающей природной среды сформировалось в течение последних двух десятилетий во многих странах мира.

Важным организационным этапом явилась Стокгольмская конференция 1972 г. - первая всемирная встреча по охране окружающей среды (ООС), в которой приняли участие представители 113 стран.

В 1983 г. в рамках ООН была создана Всемирная комиссия по охране окружающей среды и развитию, которая, спустя четыре года, в своем отчете «Наше общее будущее» обосновала необходимость изменений в деловой активности и образе жизни мирового сообщества как альтернативу резкому ухудшению состояния окружающей среды. Впервые на международном уровне было заявлено, что экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей при условии соответствия пределам экологических возможностей планеты. Комиссия, названная по имени ее председателя, представительницы Норвегии, «Комиссией Брутланд», отметила: «Человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия, во время Конференции ООН по окружающей среде и развитию состоялась самая крупная встреча мировых лидеров, в результате которой были заключены два международных соглашения и приняты два заявления о принципах и план основных действий в целях всемирного устойчивого развития:

* Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, в которой определены права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей, выраженные в виде 27 основных принципов;

* Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития, сохранения всех форм жизни.

В «Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию» заявлено, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его увязка с охраной окружающей среды.

Основные принципы Декларации включают следующие идеи:

- сегодняшнее развитие должно осуществляться на благо нынешнего и будущих поколений не во вред интересам развития и охраны окружающей среды;

- для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;

- государства должны применять принцип принятия мер предосторожности для охраны окружающей среды. В тех случаях, когда существует угроза серьезного и необратимого ущерба, отсутствие точного научного прогноза не может использоваться в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды (ОС);

- государства должны разработать международное законодательство о компенсации за ущерб, наносимый трансграничными загрязнениями, возникающими в результате деятельности, осуществляемой под контролем этих государств;

- экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации;

- в пределах своей юрисдикции государства оценивают экологические последствия предполагаемых действий, которые могут иметь значительные отрицательные последствия;

- тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение;

- мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

В «Повестке дня на XXI век» текущие проблемы увязаны с подготовкой решения проблем грядущего столетия и признается, что обеспечение устойчивого развития является в первую очередь обязанностью правительств и требует разработки национальных программ. Следует всемерно поощрять самое широкое участие общественности и неправительственных организаций в решении экологических проблем. Решение задач «Повестки дня на XXI век» потребует существенной дополнительной финансовой помощи развивающимся странам.

При этом особое внимание следует уделить государствам, включая Восточную Европу и бывший Советский Союз, где экономические преобразования проводятся в обстановке значительной политической и социальной напряженности.

Структуру «Повестки дня на XXI век» составляют разделы:

Раздел 1. Международное сотрудничество. Включает вопросы борьбы с бедностью, изменения структуры потребления, проблемы численности населения, защиты и улучшения здоровья людей, устойчивые поселения, принятие решений по устойчивому развитию.

Раздел 2. Сохранение и рациональное использование ресурсов. Включает вопросы защиты атмосферы; водных объектов; рационального использования земельных ресурсов; борьбы с уничтожением лесов, опустыниванием и засухой; устойчивого развития горных районов, сельского хозяйства и сельских районов; сохранения биологического разнообразия и экологически безопасного использования биотехнологий; защиты, рационального использования океанов и морской воды; повышения безопасности использования токсичных химических веществ; удаления твердых, опасных и радиоактивных отходов.

Раздел 3. Усиление роли основных групп населения. Посвящен проблемам усиления роли женщин, детей, молодежи в обеспечении устойчивого развития; укреплению роли коренного населения; сотрудничеству с неправительственными организациями, местными властями, актуальности сотрудничества с профсоюзами, представителями деловых, промышленных, научных, технических кругов.

Раздел 4. Средства осуществления. Касается вопросов финансирования устойчивого развития, передачи технологий, использования достижений науки, просвещения, подготовки кадров, информации в целях устойчивого развития, создания потенциала для устойчивого развития, организационных мер, связанных с устойчивым развитием, международного законодательства и информации для принятия решений.

1.2. Концепция устойчивого развития в России

Автор работ по философским проблемам экологии Э.В. Гирусов выделил аспекты понятия «устойчивое развитие», приведенные ниже в сокращенном виде:

а) экологический аспект:

- обеспечение коэволюции общества и природы, человека и биосферы, восстановление относительной гармонии между ними, нацеленность всех изменений на формирование ноосферы;

- сохранение реальных возможностей не только для нынешнего, но и для будущих поколений удовлетворять свои основные жизненные потребности;

б) научно-технический аспект:

- теоретическая разработка и практическая реализация методов наиболее эффективного пользования природными ресурсами;

- переход сначала к малоотходному, а затем и безотходному производству по замкнутому циклу, широкое развитие биотехнологий;

- переход от получения энергии сжиганием органического топлива к альтернативной энергетике, основанной на возобновляемых источниках энергии (солнце, вода, ветер, геотермия);

- постоянная забота о сохранении видового разнообразия биосферы;

в) информативный аспект:

- правдивая и полная экологическая информация;

- преодоление отставания сознания от бытия, развитие способности научного предвидения;

- приоритетность развития науки, технологий, быстрейшая реализация получаемых результатов;

- информатизация и кибернетизация народного хозяйства и культуры;

- приоритетность информационных ресурсов перед вещественными;

г) социальный аспект:

- искоренение на Земле голода и нищеты;

- общедоступное народное образование;

- формирование экологической культуры населения, систематическая эколого-воспитательная работа среди детей и молодежи;

- следование требованиям эколого-нравственного демографического поведения;

- забота о нетрудоспособном населении;

д) экономический аспект:

- сочетание всех видов собственности с учетом наиболее эффективной в конкретных условиях сферы применения;

- демонополизация и свободная конкуренция производителей с установлением привилегий производителям и продавцам экологически чистой продукции;

- полное и эффективное применение экономических механизмов предупреждения загрязнения и нарушения природной среды;

е) политико-правовой аспект:

- развитая демократия, народовластие, правовое государство, гражданское общество;

- система экологически сбалансированного законодательства и налогообложения;

- идеология единства патриотизма и интернационализма, чувства ответственности за состояние биосферы на планете;

- совершенствование правовых, экономических и административных методов природозащиты;

- взаимодействие властных и общественных структур в ноосферном развитии.

В области экологии и охраны окружающей среды наиболее известны работы В.И. Вернадского, Н.Ф. Реймерса, Л.Г. Раменского, С.С. Шварца, Ю. Одума, А. Тенсли и многие другие работы. В транспортно-дорожном комплексе известны работы по различным аспектам промышленной экологии И.Я. и В.И. Аксеновых, В.Ф. Бабкова, А.П. Васильева, И.Е. Евгеньева, М.В. Немчинова, Н.П. Орнатского, П.И. Поспелова, А.К. Славуцкого, Р. Валлера, Ф. Венцеля, X. Ферстера, других российских и зарубежных ученых. По данным Всемирной организации здравоохранения ООН (ВОЗ), выведенный по сумме важнейших показателей «коэффициент жизнестойкости» для России равен 1,4 (в странах «семерки» - около 4). По мнению ВОЗ, при коэффициенте ниже 2, на восстановление природы и здоровья населения следует тратить около половины бюджета. При коэффициенте ниже 1, начинается деградация и вырождение населения страны.

В условиях глобального экологического кризиса, последствия которого проявляются и в нашей стране, существенно возросла

актуальность разработки экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования. В 1994 г. вышел Указ Президента России «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития». Последовало распоряжение Правительства, требующее от ряда министерств и ведомств разработки концепции перехода на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природоресурсного потенциала.

Принципиальной основой такой работы является Закон об охране окружающей среды (2002 г.) и утвержденная Указом Президента от 1 апреля 1996 г. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.

В Концепции особенно подчеркивается необходимость скорейшего создания экономических механизмов регулирования системы стимулирования и ответственности за экологические последствия хозяйственной деятельности во всех отраслях. «Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на освоенных территориях и отказ от реализации проектов, которые приводят к необратимым изменениям природной среды или ухудшают среду обитания населения».

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовой основой деятельности по охране окружающей среды и природных ресурсов является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает право каждого гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду и обязанность каждого природопользователя выполнять соответствующие законодательные и директивные нормы, нести ответственность за их невыполнение.

Высший законодательный уровень реализован в законах, охватывающих все сферы окружающей природной среды и деятельность человека по отношению к ним.

Общие правовые нормы в области планирования, регулирования, финансирования и управления природоохранной деятельностью содержатся в Законе РФ «Об охране окружающей среды», в котором с учетом условий рыночной экономики установлены основные положения регулирования отношений общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений.

К объектам охраны окружающей природной среды (ООС) законом отнесены естественные экологические системы: земля, ее недра; поверхностные, подземные воды; атмосферный воздух; леса, иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд; природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и места их обитания.

Законом определена компетенция уровней власти по отношению к природным ресурсам. К компетенции законодательного органа Российской Федерации отнесены вопросы направленности государственной политики в области ООС, определение правовых основ регулирования отношений (рис. 1).

Правительство РФ осуществляет реализацию государственной экологической политики, разработку программ, устанавливает порядок разработки, утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; устанавливает порядок определения платы за пользование природными ресурсами и др.

Закон определяет компетенцию специально уполномоченных органов в области ООС, состав которых установлен Постановлением

Правительства РФ. В их полномочия входит утверждение нормативов, участие в разработке стандартов, государственной экологической экспертизе, экологическая информация населения и ряд других вопросов.

Рис. 1. Законодательные уровни природоохранных норм в дорожной отрасли

К ведению краев, областей в сфере ООС законом отнесены: определение основных направлений деятельности, утверждение территориальных экологических программ; вопросы учета и оценки экологической информации; планирование, финансирование природоохранной деятельности; координация деятельности различных органов и предприятий, экологических служб; проведение экологической экспертизы проектов, ряд вопросов, связанных с государственным контролем и решениями по его результатам.

Органы местного самоуправления имеют аналогичные права, за исключением проведения экологической экспертизы и запрещения строительства экологически вредных объектов.

Законом принят экономический механизм прямой реализации применяемого принципа платности природных ресурсов. Пользование природными ресурсами производится по договорам, заключаемым с местными властями на основе экологической экспертизы предполагаемой деятельности с оформлением лицензии на природопользование с установленными ограничениями - лимитами.

Закон конкретизирует право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. В числе гарантий обеспечения этого приведена возможность возмещения в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее. Большие права даны общественным объединениям и фондам в области охраны окружающей среды, они могут рекомендовать своих представителей для участия в экспертизе проектов, требовать предоставления полной информации о загрязнениях, предъявлять в суд или арбитраж соответствующие иски.

Плата взимается за право пользования природными ресурсами (земля, вода, недра, лес, растительность, животный мир, рекреационные зоны и др.) в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное или неоформленное использование - в многократно увеличенных размерах. Плата взимается безакцептно и зачисляется на счета внебюджетных экологических фондов. Средства фондов расходуются на реализацию экологических программ и на выполнение конкретных природоохранных мероприятий. Расходование экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, запрещено.

Экономическое стимулирование ООС производится путем установления налоговых и иных льгот при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов и т.п. Возможно получение финансирования и процентных займов из экологических фондов для реализации мероприятий по ООС.

Большим достоинством закона «Об охране окружающей среды» является прямое действие его основных положений. Однако специалисты отмечают недостаточную его действенность, по причине слабо проработанных вопросов ответственности за нарушение или невыполнение закона.

Следующий за законами уровень общегосударственных нормативно-правовых актов выражен Указами Президента и Постановлениями Правительства РФ. Нередко они содержат не только регламентацию исполнения законов, но имеют самостоятельное содержание и не всегда коррелируются с законами. Особенно это характерно для землеустройства.

Четвертый уровень нормативно-правовой базы включает Государственные стандарты - ГОСТы группы 17 - «Охрана природы и улучшение использования природных ресурсов», в которую входит более 60 отдельных стандартов, охватывает основные межотраслевые вопросы, начиная с терминологии. Дорожные нормы в эти стандарты не входят (за исключением ГОСТ 17.5.3.02-90. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос вдоль железных и автомобильных дорог).

На уровне нормативно-технической документации более высокий статус имеют документы, издаваемые межотраслевыми органами, в данном случае - Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством строительства (Госстрой) РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ Минприроды и его территориальные органы координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов в соответствующих сферах охраны окружающей природной среды по геологии и использованию недр, по земельным ресурсам и землеустройству, рыболовству, геодезии и картографии, лесному хозяйству, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по водному хозяйству.

На практике это означает, что органы Минприроды (их наименования на местах могут быть различными) обязаны решать все вопросы охраны окружающей среды, привлекая в необходимых случаях специализированные организации.

В сфере дорожного хозяйства некоторые общие природоохранные документы, рассчитанные в основном на промышленное производство, затруднительно применять непосредственно, их положения и требования должны быть трансформированы в общестроительных, транспортных и специальных дорожных документах разных уровней, предназначенных для руководства при разработке, принятии и реализации конкретных технических решений.

На сегодняшний день к числу действующих нормативных документов относятся разработанная в 1988 г., согласованная с природоохранными органами Инструкция 8-89 Минавтодора РСФСР и Методическое руководство для проектировщиков, разработанное Гипродорнии, Союздорнии и Росдорнии.

Специалистами МАДИ и Союздорнии разработан пакет типовых Правил охраны окружающей среды при основных видах производственной деятельности дорожного хозяйства на территориальном уровне, основанных на действующих нормативных документах федерального уровня.

В 1989 г. в СССР был установлен порядок обязательной экологической экспертизы всех программных и проектных предложений до их утверждения. Финансирование работ по всем проектам и программам с тех пор допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, что соответствует практике развитых стран.

В соответствии с федеральным законом экологическая экспертиза основывается на принципе потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности. Регламентированы состав и содержание документов, представляемых на экспертизу, порядок ее проведения. Установлено, что обязательной экологической экспертизе подлежат проекты правовых актов, реализация которых может привести к воздействиям на среду; проекты комплексных программ, генеральных планов и схем развития территорий; проектные материалы на строительство, реконструкцию, расширение всех объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности; строительство дорог. Обусловлена возможность проведения параллельно с Государственной и общественной экологической экспертизы со стороны зарегистрированных для этой цели общественных организаций. Обязательно общественное обсуждение проектов.

В настоящее время действуют межотраслевые нормативные документы: «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации» и «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности». В них установлены требования к составу природоохранных материалов для различных видов предпроектной и проектной документации, порядок их согласования и экспертизы.

Нормативным документом, устанавливающим общие экологические требования к автомобильным дорогам, является СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги (Нормы проектирования).

В разделе «Охрана окружающей среды» этого документа были впервые введены общие природоохранные требования, использован в основном нормативно-ограничительный принцип проектирования: ограничения по большому числу параметров. Подразумевалось, что это обеспечит наименьший ущерб для населения на придорожных территориях, сохранность существующих природных систем, развитие экономического потенциала территории.

Однако установить ограничения для всего разнообразия условий проектирования невозможно, а экологические требования часто не согласовывались с экономическими критериями. В результате разделы проектов по охране окружающей среды составлялись формально, вместо возможно более полного анализа различных видов воздействия объектов на природу и население, проектная документация наполнялась излишне подробными данными о природных условиях или таблицами и графиками эмиссии и распространения газов и шума.

В 80-х годах за рубежом и в нашей стране получили развитие методы оценки воздействий технических решений на окружающую среду (ОВОС) в комплексе с экономической и социальной оценкой. Эта методология создала принципиальную основу оптимизации проектных решений по критериям принятой мировым сообществом «модели устойчивого развития». 27.06.85 Совет Европейского Экономического Сообщества, принимая во внимание мнение Европейского Парламента, принял директиву 85/337/ЕЕС по обязательной «оценке воздействия на окружающую среду тех общественных и частных проектов, которые предположительно окажут на нее значительное воздействие». Автомагистрали и скоростные дороги и сооружения на них относятся к их числу. Эта директива стала принципиальной основой для национальных законов и нормативных документов всех стран ЕС, а после вхождения России в Совет ЕС и для РФ.

Действующие в сфере охраны окружающей среды законодательные акты и нормативные документы полностью ориентированы на применение методов ОВОС.

В 1995 году взамен действовавшей ранее структуры поэтапного проектирования (СНиП 1.01.01-82 и СНиП 1.02.01-85) Минстрой РФ принял новую, приближенную к действующей в странах Европейского Сообщества.

В соответствии с новыми СНиП и во исполнение Закона «Об охране окружающей природной среды» в составе проектной документации на всех этапах должны выполняться соответствующие проработки: в предпроектных материалах - экологическое обоснование предложений, на этапе экспертизы - оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС), в проекте - конкретные природоохранные технические решения.

Экологически и экономически обоснованные решения по строительству автомобильных дорог и обеспечивающих его производственных объектов должны гарантировать:

- экологическую безопасность населения;

- минимальный ущерб природной среде;

- благоприятные экологические условия для проживающего населения;

- рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

- сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения, других природных объектов, исторического наследия;

- внедрение мало- или безотходных технологий.

Представляемые материалы должны содержать полную информацию о воздействии объекта на окружающую среду при строительстве и в период эксплуатации, а также при возможных аварийных ситуациях. Описание конкретных технических решений следует выполнять на этапах «проект» или «рабочая документация».

Объем и глубина разработки ОВОС зависят от объема работ и от степени их воздействия на окружающую среду. Для малых типовых проектов, ремонтных работ и т. д. ОВОС выполняется сокращенно, экспертным путем. Аналогичная процедура принятия и согласования решений действует при проектировании промышленных предприятий.

Государственная экологическая экспертиза проектной документации проводится экспертной комиссией областного управления охраны окружающей среды по объектам федерального значения Минприроды РФ с участием в качестве экспертов независимых высококвалифицированных специалистов соответствующих направлений, представителей общественных организаций.

По закону «Об экологической экспертизе» решение о возможности финансирования и реализации проекта может быть только при признании допустимости воздействий на окружающую среду.

Все виды ведомственной и вневедомственной экспертизы системы архитектурно-строительного контроля выполняются до Государственной экологической экспертизы.

СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» содержит основные экологические требования к проложению трассы дороги, конструктивным решениям, в том числе непосредственно природозащитным мероприятиям, сооружениям, правилам организации строительства автомобильных дорог, соблюдению требований Земельного права.

В условиях различных форм собственности на землю выбор полосы отвода для дороги осложнился. Поэтому при решении вопросов природопользования на предварительном этапе приоритетное значение имеет выбор варианта трассы или площадки для сооружения.

Трасса должна прокладываться по наименее ценным в природном и хозяйственном отношении землям, по возможности по границам ландшафтов, местных дорог на сельскохозяйственных территориях - по границам полей севооборотов или землевладений. По лесным массивам трассу следует прокладывать по возможности с использованием существующих просек, противопожарных разрывов, с учетом категории защитности лесов. Места переходов через водотоки следует выбирать с учетом максимального сохранения водоохранных зон и лесных полос по берегам рек. Требования новых природоохранных законов нередко вызывают существенные трудности в проектировании трассы.

Места массового обитания диких животных, птиц, обитателей водной среды, как правило, должны оставаться за пределами зоны влияния дороги. При пересечении сложившихся путей миграции животных следует предусматривать специальные мероприятия и сооружения (ограничения скорости, времени движения, ограждения, т.д.).

В населенных местах необходимо учитывать сложившуюся систему землепользования, социальную и коммунальную инфраструктуру, размещение местных транспортных коммуникаций.

Следует принимать во внимание как сельскохозяйственный, так и экологический потенциал занимаемых земель, учитывая при этом постоянное и временное изъятие, возникающие ограничения землепользования на землях защитных полос.

Земляное полотно изменяет систему поверхностного стока, снегонакопление. Выемки и насыпи влияют на уровень грунтовых вод. Воздействие прокладки дороги на гидрологический режим должно прогнозироваться расчетами. Необходимо учитывать возможность размыва, изменения русла рек при выборе места и конструкции мостовых переходов.

Экологические изыскания должны выявить имеющиеся очаги эрозии, неустойчивые грунтовые массивы, карсты и другие геологические явления, на которые может повлиять строительство дороги. В проекте разрабатываются меры по прекращению их развития. При выборе проектных решений следует учитывать эстетические показатели конструкций и их внешнее оформление и сочетание с окружающим ландшафтом. В первую очередь при этом рассматривается эстетическое восприятие ландшафта «со стороны».

Для определения уровня транспортного загрязнения прилегающих к дороге земель, назначения ширины защитной полосы следует проводить расчеты эмиссии транспортных загрязнений и изменения их концентрации по мере удаления от дороги.

Интенсивность загрязнения атмосферы отработавшими газами вблизи дороги может в 5 - 10 раз превышать предельно допустимую концентрацию (ПДК), снижаясь до допустимого уровня на расстоянии 100 - 200 м от проезжей части. С учетом этого по СНиП 2.05.02-85 для дорог с высокой интенсивностью движения расстояние до границы жилой застройки составляет эту же величину (100 - 200 м).

Выделение на придорожных землях требуемой по данным расчета ширины защитной полосы во многих случаях затруднительно, а при существующей застройке нередко невозможно. В этих случаях вдоль границы полосы отвода размещаются защитные ограждения или многорядные древесно-кустарниковые полосы, размеры которых определяются расчетом.

Учитывая законодательное запрещение сброса загрязненных вод в водоемы, СНиП 2.05.02-85 требуют сбора и очистки ливневого стока с проезжей части мостов, дорог в пределах водоохранной зоны рек, водоемов, водозаборов, а также в населенных пунктах.

В составе детального экологического обоснования при разработке проекта организации строительства, а также в других случаях проектирования и планирования строительных и ремонтных работ должен быть выполнен анализ технологических воздействий на окружающую среду. В этой области действует отраслевой нормативный документ, в котором изложены основные природоохранные требования к производству работ и показаны способы их выполнения с учетом действующих в различных сферах ограничений. Основные положения Инструкции относятся к видам работ, вызывающим наибольшие изменения в окружающей среде.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.02.94 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» на участке, отведенном под дорогу и сооружения дорожного комплекса (полоса отвода) в пределах контура сооружений, карьеров, резервов, других выработок и штабелей, должен быть снят плодородный слой почвы и складирован в указанных проектом местах для последующей рекультивации. Снятию подлежит слой почвы, обладающий благоприятными физическими и химическими свойствами (ГОСТ 17.5.1.03-83). Этим требованиям удовлетворяют сельскохозяйственные и луговые земли. Снятие неплодородных или загрязненных земель наносит ущерб природным системам.

Возврат площадей временного отвода постоянным владельцам допускается только при условии их рекультивации. В состав рекультивации входит выравнивание поверхностей, придание откосам естественных уклонов, упорядочение стока, нанесение слоя плодородной почвы, другие работы в соответствии с договором с постоянным владельцем земли.

Указ Президента Российской Федерации от 27.06.98 № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» и Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.98 № 1420 «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования» устанавливают, что кроме полосы отвода вдоль автомобильных дорог выделяется придорожная полоса с ограничениями на землепользование. Ширина придорожной полосы зависит от категории дороги и места ее прохождения. Минимальная ширина придорожных полос установлена в 50 м. Также установлено, что решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в этих полосах или объектов, находящихся вне этих полос, но требующих доступа к ним (подъездов, примыканий, съездов, площадок для стоянки автомобилей), принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в функции которых входит управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также контроль и надзор за безопасностью дорожного движения. Установлено также, что все расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей несут собственники и владельцы указанных объектов.

Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» утверждено, что нормативная цена земли определяется ежегодно органами исполнительной власти РФ по оценочным зонам, административным районам и поселениям в соответствии с предложениями комитетов по земельным ресурсам; она не должна превышать 75 % уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения; органы местного самоуправления своими решениями могут повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %.

При высокой концентрации дорожно-строительной техники в местах сосредоточения работ выполняется проверка суммарного загрязнения среды отработавшими газами, шумового, вибрационного воздействия (в населенных местах). Вводятся особые правила производства работ с ограничением их состава по сезонам, времени суток; вводятся в местах гнездования птиц, размножения животных, вблизи нерестилищ рыб ценных пород.

Правила охраны природной среды включают противопожарные мероприятия, предупреждение аварийных ситуаций на складах, хранилищах.

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОМ КОМПЛЕКСЕ

Отраслевая программа экологической безопасности является частью федеральной программы «Дороги России XXI века», а также частью федеральной системы охраны окружающей природной среды РФ. Основные структурные элементы отраслевой программы ООС и схема ее взаимодействия с основными государственными природоохранными приведены на рис. 2.

Рис. 2. Структурные элементы программы охраны окружающей среды в ТДК

Целью программы является обеспечение защищенности жизненно важных интересов общества в лице пользователей дорог, производственного персонала и населения, а также природной среды от воздействий негативных процессов, возникающих в результате функционирования объектов транспортно-дорожного комплекса.

Достижение этой цели достигается решением следующих задач:

- обеспечением приоритета природоохранных мероприятий в рамках системы государственного контроля за соблюдением установленных требований и ограничений в области безопасного функционирования автомобильных дорог и объектов инфраструктуры;

- обеспечением последовательности природоохранной деятельности на всех стадиях производственного цикла, включая проектирование, строительство, содержание и восстановление автомобильных дорог, производство дорожно-строительных материалов и др.;

- оптимизацией природоохранной работы с точки зрения эффективности в условиях ограниченного финансирования;

- обеспечением международных стандартов экологических требований к объектам транспортно-дорожного комплекса;

- привлечением и обеспечением равноправного участия в природоохранной деятельности предприятий, организаций всех форм собственности;

- повышением роли общественных организаций и фондов, средств массовой информации, граждан в формировании социально-политического приоритета экологически безопасного функционирования объектов транспортно-дорожного комплекса.

Обеспечение соблюдения принципа последовательности экологических мероприятий осуществляется посредством следующих экологических процедур: оценка воздействия на окружающую среду, экологический аудит, государственная экологическая экспертиза проектов, экологический мониторинг.

Мониторинг осуществляет определение критических параметров, периодов, пороговых значений показателей качества окружающей среды, контроль проведения природоохранных мероприятий, формирование базы данных о состоянии окружающей среды.

Основными инструментами управления охраны окружающей среды в ТДК являются: лицензирование производственной и природоохранной деятельности, гигиеническая сертификация производственной продукции, система платежей и штрафов за загрязнение ОС, общественный контроль.

4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ

4.1. Общие требования к санитарно-гигиенической оценке производства и применения дорожно-строительных материалов

Основные требования к санитарно-гигиенической оценке производства и применения дорожно-строительных материалов даны в Руководстве Р 2.2.755-99 Федерального центра госсанэпиднадзора России «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

В области производства и применения дорожно-строительных материалов санитарно-гигиеническая оценка должна проводиться руководством предприятий в целях:

- контроля условий труда работника (работников) на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам;

- установления приоритетности в проведении оздоровительных мероприятий и оценки их эффективности;

- аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;

- сопоставления состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, составлении санитарно-гигиенической характеристики производства);

- расследования случаев профессиональных заболеваний и отравлений.

Гигиенические критерии - это показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений.

Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением законов Российской Федерации: «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и основанием для использования органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другими контролирующими организациями предоставленных им законом прав для применения санкций за вредные и опасные условия труда.

В тех случаях, когда по обоснованным технологическим причинам работодатель не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, органы и организации госсанэпидслужбы, рассмотрев ТЭО и другие необходимые документы, могут разрешить работу в этих условиях при обязательном использовании средств индивидуальной защиты и ограничении времени воздействия на работающих вредных производственных факторов (защита временем).

При этом каждый работник должен получить полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты, режимах труда и отдыха, медико-профилактических мероприятиях, мерах по сокращению времени контакта с вредным фактором. Одновременно учреждения госсанэпидслужбы требуют от организации разработки перспективного плана мероприятий по нормализации условий труда.

Превышение гигиенических нормативов, обусловленное особенностями профессиональной деятельности и регламентированное отраслевыми, национальными или международными актами, является основанием для использования рациональных режимов труда и отдыха и мер социальной защиты в данных профессиях. При этом условия труда оценивают в соответствии с гигиеническими критериями.

К вредным производственным факторам в дорожном хозяйстве в целом можно отнести следующие:

а) Физические факторы:

- температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение (при работе на открытом воздухе, в ремонтно-механических цехах, АБЗ, др.);

- неионизирующие электромагнитные поля и излучения - электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (при работах в непосредствен нон близости от ЛЭП, использовании сотовой связи);

- ионизирующие излучения (при работе с каменными материалами повышенной радиоактивности, радиоизотопными лабораторными приборами);

- производственный шум, ультразвук, инфразвук - повсеместно;

- вибрация (локальная, общая) - повсеместно;

- аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия - работа с асбестом, лакокрасочными материалами, производство асфальтобетонных смесей, цементобетонных смесей, складирование каменных материалов, разработка карьеров;

- освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности).

б) Химические факторы, в т. ч. органические вещества.

в) Факторы трудового процесса:

- тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве;

- напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия, отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.

Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

При планировании и производстве работ следует учитывать гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

4.2. Определение уровня токсичности материалов

В основу определения класса токсичности используемых материалов, добавок, промышленных отходов и загрязняющих веществ, образующихся в результате производства дорожностроительных материалов, положено понятие класса токсичности материала, который определяется расчетным методом, включающим:

- вероятностный принцип при оценке возможного влияния оцениваемых материалов на окружающую среду;

- использование гигиенических регламентов и параметров токсикометрии как наиболее значимых при оценке возможного вредного влияния;

- оценку класса токсичности материалов сложного состава по химическим соединениям, определяющим уровень токсичности;

- оптимальное сочетание сравнительно доступных гигиенических, токсикологических и физико-химических параметров, позволяющих оценить вероятное вредное воздействие токсичных веществ на окружающую среду;

- принцип взаимозаменяемости некоторых параметров.

Определение класса токсичности на основе предельно допустимых концентраций (ПДК) производится по формуле (1):

(1)

где ПДKi - предельно допустимая концентрация токсичного вещества, содержащегося в материале;

S - коэффициент, отражающий растворимость токсичного вещества в воде;

Cb-содержание данного компонента в общей массе материала;

i - порядковый номер компонента.

Рассчитав Ki для отдельных компонентов материала, выбирают 1 - 3 ведущих компонента, имеющих минимальное значение Ki, и определяют суммарный индекс токсичности Kå, по формуле (2):

(2)

где n ≤ 3, после чего определяется класс токсичности по табл. 1.

Таблица 1

Классификация опасности химических веществ по ПДК

Расчетная величина К по ПДК

Класс токсичности

Степень опасности

Менее 2

I

Чрезвычайно опасные

От 2 до 16

II

Высокоопасные

От 16,1 до 30

III

Умеренно опасные

Более 30

IV

Малоопасные

В табл. 2 приведены наиболее массовые выбросы, характерные для материалов, используемых в дорожном строительстве.

Таблица 2

Значения ПДК некоторых загрязняющих веществ

Наименование вещества

ПДК, мг/м3

Класс опасности

Оксид углерода

5

IV

Углеводороды

3

IV

Оксиды азота

0,085

II

Оксид серы

0,5

III

Сажа

0,15

III

Пыль кристаллического SiO2

0,5

III

Оксиды хрома

0,0015

I

Алъфа-бензапирен

0,15 мкг/100 м3

I

Соединения ванадия (при сгорании мазута)

0,002

II

Соединения свинца

0,0003

I

4.3. Токсичность материалов, используемых в дорожном строительстве

В ряду традиционных материалов, используемых в дорожном строительстве, есть и содержащие токсичные вещества.

В табл. 3 - 6 приведены наиболее часто встречающиеся опасные вещества и соединения.

Таблица 3

Вещества с остронаправленным механизмом действия, содержащиеся в выхлопных газах

Наименование вещества

ПДК, мг/м3

Агрегатное состояние*

Класс опасности

Особенность действия**

Азота диоксид

2

п

3

Р

Азота оксиды (в пересчете на NО2)

5

п

3

Р

Озон

0,1

п

1

Р

Тетраэтилсвинец

0,005

п

1

 

Углерода оксид***

20

п

4

 

* Преимущественное агрегатное состояние вещества в воздухе в условиях производства: п - пары и (или) газы, а - аэрозоль.

** Наряду с остронаправленным механизмом действия приведены дополнительные особенности действия вещества: А -аллерген, К - канцероген, Р - раздражающее действие.

*** При длительности работы в атмосфере, содержащей оксид углерода, не более 1 ч ПДК оксида углерода может быть повышена до 50 мг/м3, при длительности работы не более 30 мин - не более 100 мг/м3, при длительности работы не более 15 мин - 200 мг/м3. Повторные работы при условии повышенного содержания оксида углерода в воздухе рабочей зоны могут проводиться с перерывом не менее чем в 2 ч.

Таблица 4

Вещества раздражающего действия

Наименование вещества

ПДК, мг/м3

Агрегатное состояние*

Класс опасности

Особенность действия

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: