Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Железные дороги arrow Специализированные цистерны для перевозки грузов  
21.07.2017
    
Специализированные цистерны для перевозки грузов

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ

Главное управление вагонного хозяйства

Специализированные
цистерны
для перевозки
опасных грузов

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1993

Содержатся сведения об устройстве цистерн для опасных грузов, о процессах загрузки-выгрузки и мерах безопасности при обслуживании этих вагонов.

Для работников, связанных с эксплуатацией и. обслуживанием цистерн для опасных грузов.

ВВЕДЕНИЕ

К опасным грузам относятся вещества и предметы; которые при транспортировании, погрузочно-разгрузочных работах и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.

ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" устанавливает принципы классификации опасных грузов для транспортных целей. Согласно этому документу опасные грузы разделены на девять классов:

1 - взрывчатые материалы (ВМ); 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ); 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; 5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП); 6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ); 7 - радиоактивные материалы (РМ); 8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК); 9 - прочие опасные грузы.

В свою очередь, классы подразделяются на подклассы. Подклассы грузов, перевозимых в цистернах, приводятся в табл. 1.1.

Опасные грузы по железным дорогам транспортируются в универсальном или специальном подвижном составе. Допускаемые типы вагонов и контейнеров для перевозок конкретных видов опасных грузов устанавливаются техническими условиями, стандартами для конкретной продукции, и правилами перевозок грузов.

Жидкие, сжиженные и газообразные опасные грузы (а также некоторые виды твердых веществ) в случаях, предусмотренных правилами перевозок, транспортируются в вагонах-цистернах1 и контейнерах-цистернах.

___________

1Далее цистерны.

Вагоны-цистерны и контейнеры-цистерны проектируются с учетом свойств опасных грузов, для перевозок которых они предназначены, и соответственно оснащаются специальными устройствами для выполнения сливоналивных операций и обеспечения безопасности перевозок.

Вагоны-цистерны проектируются по техническим требованиям, которые разрабатываются в соответствии со следующими документами:

ГОСТ 15.001-88 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения"; ГОСТ 10674-82 "Вагоны-цистерны магистральных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия"; ГОСТ 14249-89 "Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность"; Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением; Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). - М., МПС, МТТМ, 1983.

При разработке технических требований на проектирование и при проектировании цистерн принимаются во внимание руководящие и нормативные документы по их эксплуатации и обслуживанию. Важнейшими документами, регламентирующими правила перевозки опасных грузов, их маркировку и меры предотвращения аварийных ситуаций и способы устранения последствий таких ситуаций, являются:

ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка". - М.: Изд-во стандартов, 1988; ГОСТ 22235-76 "Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ". - М.: Изд-во стандартов, 1976; Правила перевозок грузов. Ч. 2. - М.: Транспорт, 1976; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. - М: Транспорт, 1984; Правила перевозок опасных грузов. - М.: Транспорт, 1987; Обеспечение сохранности грузов при железнодорожных перевозках: Справочник. - М.: Транспорт, 1982; Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Союза ССР № 370. - М.: Транспорт, 1990; Соглашение о международном грузовом сообщении. - М.: Транспорт, 1974.

В зависимости от вида перевозимых грузов вагоны-цистерны подразделяются на цистерны общего назначения и специальные. К цистернам общего назначения относятся цистерны для перевозки широкой номенклатуры жидких нефтепродуктов, не требующих подогрева при наливе и сливе в диапазоне климатических изменений температуры груза. Цистерны общего назначения составляют основную часть парка вагонов-цистерн. Большая часть их принадлежит Министерству путей сообщения.

Специальные цистерны предназначаются для перевозки грузов, требующих специальных условий транспортировки или выгрузки. Владельцами специальных цистерн являются преимущественно организации, учреждения или предприятия, производящие или использующие в производстве транспортируемые в цистернах продукты.

Для каждого типа цистерны заводом-изготовителем в составе технической документации разрабатывается инструкция по эксплуатации, сливу и наливу перевозимого продукта, учитывающая конструктивные особенности конкретной модели.

Кроме того, в отраслях промышленности разрабатываются свои типовые инструкции по обслуживанию специальных цистерн в эксплуатации и выполнению мер безопасности, в которых учитываются свойства конкретного перевозимого продукта и принятая в отрасли технология его погрузки и выгрузки.

Документами такого рода, например, являются:

Правила безопасности для производства, хранения и транспортирования хлора. ПБХ-83. - М., Минхимпром, 1983; Инструкция по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в железнодорожных вагонах-цистернах. - М.: Недра, 1980; Типовая инструкция по наливу, сливу и транспортировке жидкого аммиака в железнодорожных цистернах. - М., Министерство по производству минеральных удобрений, 1980.

Отраслевые нормативные документы находят отражение в технических требованиях на проектирование каждой модели цистерны и являются основанием для разработки заводами-изготовителями конкретных конструктивных решений, направленных на повышение безопасности перевозок опасных грузов, которые затем реализуются в конструкции серийных вагонов-цистерн.

В данном справочном пособии приводятся основные технические характеристики, описания конструкции вагонов в целом и типичных модификаций унифицированных узлов и элементов, определяющих условия безопасной транспортировки грузов и безопасного обслуживания вагонов в пути следования и в пунктах погрузки и выгрузки, а также общие виды серийно изготавливаемых вагонов-цистерн, используемых для перевозки опасных грузов.

Представленный в настоящем издании материал распределяется следующим образом: в разд. 1 рассматриваются внешние признаки цистерн, их окраска, система маркировки и нанесения знаков опасности; в разд. 2 дается описание и основные технические характеристики типовых узлов и конструктивных решений, используемых на всех вагонах-цистернах; в разд. 3-8 приводятся описания конструкций, параметры и общие виды цистерн, описываются группы вагонов, имеющих общие (унифицированные) или близкие по конструкции и характеристикам узлы и элементы. Следует также отметить, что справочное пособие включает описание цистерн, не предназначенных для перевозки опасных грузов, которые могут использоваться для этого в отдельных случаях. Трафареты и знаки опасности при этом должны соответствовать фактически перевозимому грузу.

Данное справочное пособие является не нормативным, а информационным изданием и не заменяет действующих нормативно-технических и инструктивных документов.

В подборе необходимых материалов для подготовки и написания книги принимали участие сотрудники МИИТа: Р.С. Глазкова, Р.Ф. Канивец, В.Н. Котуранов, К.В. Мотовилов, А.В. Смольянинов, И.Б. Феоктистов, В.Н. Филиппов, Г.Ф. Чугунов, сотрудник ПО „Азовмаш" В.М. Бубнов. Научное редактирование было проведено д-ром техн. наук, проф. В.Н. Котурановым и д-ром техн. наук, проф. В.Н. Филипповым.

Все критические замечания, отзывы и предложения по улучшению справочного пособия просим направлять по адресу: 103055 Москва, А-55, ул. Образцова, 15 - МИИТ, кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство"

1. ОКРАСКА И МАРКИРОВКА ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

В настоящее время отсутствует строгая система, определяющая правила окраски цистерн для перевозки опасных грузов, которая отражала бы степень и вид опасности груза, поэтому предусмотренная правилами окраска цистерн носит случайный характер.

В соответствии с действующими правилами цистерны для перевозки опасных грузов имеют отличительную окраску цилиндрической части и днища котла и цветную горизонтальную полосу на среднем диаметре цилиндрической части по всей длине котла шириной 300 мм на цистернах для сжиженных газов и 500 мм - для остальных опасных грузов (кроме цистерн для бензина и нефтепродуктов, пека, кальцинированной соды, которые не имеют полос).

Цистерны, принадлежащие предприятиям, имеют торцовые днища и рамы, окрашенные в зеленый цвет. У края днищ по кругу наносится белая полоса шириной 300 мм. На цистерне должен быть трафарет о роде перевозимого продукта и знаки опасности груза.

Котлы цистерн, предназначенных для грузов второго класса, окрашиваются в светло-серый (серебристый) цвет. Цвет полосы зависит от вида груза: для аммиака - желтый, для кислорода - голубой, для хлора - защитный, для пропан-бутановых фракций (в том числе для этилена) - красный, для негорючих газов - черный.

Алюминиевой краской окрашиваются котлы цистерн для перевозки этиловой жидкости. Нижняя часть котла на высоту 250 мм окрашена черной краской. Полосы зеленого цвета.

Желтый цвет котла с полосами черного цвета и нижнюю часть котла (броневой лист) тоже черного цвета имеют цистерны для перевозки метанола - высокотоксичной легковоспламеняющейся жидкости третьего класса.

Котел цистерны для перевозки желтого фосфора (четвертый класс) имеет желтый цвет и полосы красного цвета.

Котлы цистерн для перевозки кислот и жидких химических грузов имеют полосы желтого цвета. На днища котлов этих цистерн той же краской, что и полосы, наносятся квадраты размером 1×1 м. На квадратах черной краской наносится наименование кислоты, для которой предназначена цистерна ("Серная кислота", "Меланж", "Олеум", "Соляная кислота"), и трафарет о приписке цистерны.

На цистернах, предназначенных для перевозки одного вида груза, приводится его наименование.

На котлах цистерн для опасных грузов наносятся (устанавливаются) знаки опасности по ГОСТ 19433-88 (приложение 1) , которые располагаются в правой нижней части котла с обеих сторон между днищем и хомутом. На знак опасности наносят класс опасности груза, серийный номер ООН и номер аварийной карточки.

Знаки опасности бывают:

основные, характеризующие основной вид опасности и соответствующие классу (подклассу), к которому отнесен груз; дополнительные, характеризующие вид дополнительной опасности.

Знаки опасности имеют форму квадрата, повернутого на угол 45° со стороной не менее 250 мм, который условно разделен горизонтальной линией на два равных треугольника. В верхнем треугольнике основных и дополнительных знаков опасности изображается символ опасности соответствующего класса (подкласса) (кроме грузов подклассов 1.4 и 1.5) .

В нижнем углу основных знаков указывается номер класса (для грузов класса 5 - номер подкласса), к которому отнесен груз.

На основных знаках опасности, выполняемых в соответствии с черт. 1-9 ГОСТ 19433-88 (см. приложение 1) (кроме знаков опасности для класса 7) и наносимых на вагоны-цистерны, в нижней части черными цифрами высотой не менее 65 мм на белом фоне указывается также серийный номер ООН в соответствии с черт. 12.

Допускается указывать серийный номер ООН не на знаке опасности, а под ним на оранжевой прямоугольной табличке размерами не менее 120×300 мм с черной рамкой шириной 10 мм по краям в соответствии с черт. 13. Высота цифр на табличке должна быть не менее 25 мм.

Знак опасности для грузов класса 7, наносимый на вагон-цистерну, должен быть выполнен в соответствии с черт. 11. Верхняя часть знака - желтая, нижняя - белая. В верхней части знака опасности указывается символ - черный трилистник, а в нижней части записывается серийный номер ООН или слово "радиоактивно". Серийный номер ООН перевозимого груза можно установить по источнику "Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам", а также по Сборнику правил перевозок № 370 (см. выше).

На дополнительных знаках опасности номер класса (подкласса) и серийный номер ООН груза не указывается.

Цистерны, предназначенные для перевозки одного наименования груза, должны иметь постоянный знак опасности, нанесенный краской по трафарету. При совпадении цвета знака с цветом полосы знак опасности наносится на контрастный цвет.

При перевозках в цистерне многих наименований опасных грузов знак опасности должен быть сменным. В каждом случае устанавливается знак опасности, соответствующий перевозимому грузу.

Знаки опасности наносятся (устанавливаются) грузоотправителем. Символ опасности, содержание надписи на знаке опасности, а также цвет символа, надписи, фона знака опасности для вагонов-цистерн приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Описание знаков опасности*

Класс груза и его наименование

Подкласс груза и его наименование

Символ знака опасности

Фон поля знака

Номер чертежа по ГОСТ 19433-88

2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением

2.1. Невоспламеняющиеся неядовитые газы

Черный (белый) газовый баллон

Зеленый

2

2.2. Ядовитые газы

Черный череп и две скрещенные кости

Белый

2.3. Воспламеняющиеся (горючие) газы

Черное (белое) пламя

Красный

3

2.4. Ядовитые и воспламеняющиеся газы

Черный череп и две скрещенные кости

Белый

Черное (белое) пламя

Красный

3

3. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)

3.1; 3.2; 3.3 - подклассы ЛВЖ, различающиеся температурой вспышки

Черное (белое) пламя

Красный

3

4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

4.1.ЛВТ

Черное пламя

Чередующиеся равноотстоящие вертикальные белые и красные полосы

4.2. СВ

Черное пламя

Верхняя часть - белая, нижняя часть -красная

4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

Черное (белое) пламя

Синий

5. Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП)

5.1. ОК

Черное пламя над черным кругом

Желтый

5

5.2. ОП

То же

То же

5

6. Ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ)

6.1. ЯВ высокой или средней степени опасности

Череп и две скрещенные кости

Белый

6.2. ЯВ низкой степени опасности

Пшеничный колос, перечеркнутый двумя наклонными черными полосами

Белый

8. Едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК)

8.1. ЕК, обладающие кислотными свойствами

Капли, вытекающие из одной пробирки на металлическую пластинку, а из другой на руку. Капли разъедают металл, руку

Верхняя часть - белый, нижняя часть - черный

8

8.2. ЕК, обладающие основными свойствами

8.3. Разные едкие и (или) коррозионные вещества

9. Прочие опасные вещества

9.1. Грузы, не отнесенные к классам 1-8

Символ не наносится

Чередующиеся равноотстоящие черные и белые полосы

9

__________

*Изображение знаков опасности приводится в приложении 1.

2. ТИПОВЫЕ УЗЛЫ И ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ ЦИСТЕРН

Основным изготовителем цистерн является ПО "Азовмаш" (бывшее ПО "Ждановтяжмаш", г. Мариуполь) Министерства тяжелого и транспортного машиностроения.

Отдельные модели узкоспециализированных цистерн особой конструкции, часть которых включена в данное справочное пособие, в небольшом количестве выпускаются специализированными предприятиями других министерств. В частности, цистерны для перевозки криогенных грузов изготавливаются ПО "Уралвагонзавод" (г. Нижний Тагил). Цистерны для пропана моделей 901P, 902P, 903Р, 908Р и котлы цистерн моделей 15-1519, 15-1602 изготавливаются в Польше, котлы цистерн моделей 15-1569 - в Японии, котлы восьмиосных цистерн для суперфосфорной кислоты модели 15-889 - в ФРГ, а модели 15-1578 - во Франции.

В конструкции цистерн используются типовые узлы автосцепного устройства, автотормозного оборудования и ходовые части.

Четырехосные цистерны оборудуются серийной автосцепкой СА-3 с поглощающим аппаратом Ш-1-ТМ с ходом 70 мм или аппаратом Ш-2-В с ходом 90 мм.

Восьмиосные цистерны оборудуются усиленной полужесткой автосцепкой СА-3М с ограничителем вертикальных перемещений и поглощающим аппаратом Ш-2-Т с ходом 105 мм.

С 1988 г. на восьмиосные цистерны устанавливается поглощающий аппарат ПМК-110 с ходом 110 мм (пластинчатый с металлокерамическими фрикционными элементами). Автосцепка снабжена торсионным отклоняющим устройством для обеспечения автоматической сцепляемости на кривых участках пути малого радиуса.

Установка автосцепного устройства выполняется в соответствии с ГОСТ 3475-81.

В автотормозном оборудовании используются воздухораспределители № 270-005-1 или № 483-000, регуляторы рычажной передачи типа 574Б или 536М и авторежимы типов 265-002 или 265 А.

В ходовых частях четырехосных цистерн используются двухосные тележки типа ЦНИИ-ХЗ моделей 18-100 (на подшипниках качения) и 18-109 (на подшипниках скольжения). Все вагоны постройки после 1978 г. оборудованы тележками на подшипниках качения. Восьмиосные цистерны оборудуются четырехосными тележками моделей 18-101. Основные характеристики тележек приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Основные характеристики тележек грузовых вагонов

Наименование показателя

Значение показателей

Модель

18-100, 18-109*

18-101

Число осей

2

4

Изготовитель

ПО "Уралвагонзавод"; КрВЗ

ПО "Азовмаш"

Масса, т

4,8

12,0

База, мм

1850

3200

Статический прогиб рессорного комплекта, мм

46-50

46-50

Гибкость рессорного комплекта, м/МН

0,13-0,22

0,13-0,232

Высота опорной поверхности пятника над головкой рельса, мм

853

* Модели 18-100 и 18-109 различаются типом буксы и оси. Остальные параметры для обеих моделей идентичны.

Все серийные четырехосные цистерны имеют рамную конструкцию и типовую схему крепления котла к раме. ПО "Азовмаш" изготавливает цистерны на базе нескольких модификаций типовых платформ, состоящих из рамы сварной конструкции и двух тележек ЦНИИ-ХЗ. Эти цистерны имеют унифицированные основные размеры - длину по осям сцепления автосцепок 12020 мм, длину рамы по концевым балкам 10800 мм и базу 7800 мм. На раме смонтировано автотормозное и автосцепное оборудование. Типовая рама состоит из хребтовой, двух шкворневых и двух концевых балок. Облегченная рама имеет облегченные концевые балки, соединенные в консольной части со шкворневыми балками боковыми обвязками, выполненными из штампованного Г -образного профиля толщиной 4 мм. Полная рама включает усиленные концевые и боковые балки.

Хребтовая балка выполняется из двух Z-образных профилей № 31 или швеллеров № 30 ГОСТ 5267.1-90, перекрытых сверху и снизу накладками толщиной 7 мм. На хребтовой балке крепятся кронштейны для установки тормозного оборудования, упоры автосцепного устройства и пятники, посредством которых рама опирается на надрессорные балки тележек. В средней части хребтовой балки расположены фасонные лапы для крепления котла цистерны.

Шкворневые балки изготавливаются сварными коробчатого сечения с диафрагмами жесткости. Сверху на шкворневых балках расположены сварные металлические опоры котла, в желобах которых крепятся болтами деревянные опорные бруски.

Материал основных несущих элементов рамы - сталь 09Г2Д-12 по ГОСТ 19281-89.

Котел цистерны опирается концевыми частями на, деревянные бруски опор и фиксируется на них от вертикальных и поперечных перемещений стяжными хомутами при помощи винтовых муфт. В нижней средней части котла расположены фасонные лапы, которые соединены призонными болтами с лапами хребтовой балки и предотвращают продольные перемещения котла.

Восьмиосные цистерны изготавливаются безрамной конструкции и котел в них является несущим элементом, воспринимающим все действующие на вагон нагрузки, как от веса груза и внутреннего давления, так и передаваемые через автосцепку продольные силы, возникающие при движении в поезде и маневровых работах, а также вертикальные и боковые динамические силы, передаваемые через пятник, возникающие в результате движения по неровностям пути.

Котел представляет собой цилиндрическую емкость сварной конструкции, состоящую из обечаек и эллиптических днищ, подкрепленную шпангоутами для повышения несущей способности и жесткости цилиндрической оболочки.

В концевых частях котла размещаются опоры (рис. 2.1), представляющие собой элемент рамной конструкции, включающий хребтовую 7, шкворневую 6, состоящую из листов 2, 4 и облегченную концевую балку 9 и боковую обвязку 8, а также систему ребер и диафрагм жесткости 3. К хребтовой балке крепится пятник и упоры автосцепного устройства.

Пятник опоры котла 1 соединяется с центральным подпятником соединительной балки четырехосной тележки.

Котлы четырехосных цистерн принципиально не отличаются по конструкции от описанной выше, т.е. также представляют собой сварную емкость из обечаек и эллиптических днищ. При толщине листов 8-12 мм обечайки свариваются из продольных листов, нижний из которых имеет обычно большую толщину. Котлы цистерн, рассчитанные на высокое рабочее давление, свариваются из цилиндрических царг и имеют постоянную толщину.

Рис. 2.1. Опора котла восьмиосной цистерны:

1 - пятник; 2, 4 - листы; 3 - диафрагма; 5 - скользун; 6 - шкворневая балка; 7 - хребтовая балка; 8 - боковая обвязка; 9 - концевая балка

3. НЕФТЕБЕНЗИНОВЫЕ И СПИРТОВЫЕ ЦИСТЕРНЫ

Унифицированные узлы и элементы нефтебензиновых и спиртовых цистерн включают люк-лаз для загрузки продукта и технического обслуживания и доступа внутрь котла, сливной прибор для слива груза, предохранительный клапан для ограничения избыточного давления в котле при повышении температуры груза и предохранительно-впускной клапан для защиты котла от вакуума при охлаждении груза и конденсации его паров. В настоящее время цистерны выпускаются с предохранительно-впускным клапаном, в конструкции которого объединены предохранительный клапан избыточного давления и предохранительно-впускной (вакуумный) клапан. Нижний лист котла цистерны имеет уклон к сливному прибору для обеспечения полного слива продукта.

Восьмиосные цистерны имеют по два люка-лаза, сливных прибора и предохранительно-впускных клапана.

Люк-лаз 4 (рис. 3.1) диаметром 570 мм герметично закрывается крышкой 1. В новых конструкциях применяется крышка с ригельным запором, включающим ригель 6, откидной болт 5 и предохранительную скобу 2. Эта конструкция обеспечивает надежность уплотнения, удобство и безопасность обслуживания. В горловине люка приварены сегменты 3 для контроля уровня наполнения и прикреплена внутренняя лестница для доступа обслуживающего персонала внутрь котла.

При нахождении цистерны в эксплуатации на путях МПС люк-лаз всегда должен быть опломбирован. Пломбирование крышки люка производится перед каждым выходом цистерны на пути МПС как в груженом, так и в порожнем состояниях.

Все цистерны данной группы (кроме цистерн для спирта) оборудуются универсальным сливным прибором (рис. 3.2). Вороток 1, шарнирно соединенный с винтовой штангой 2 управления сливным прибором, расположен в горловине люка-лаза.

На нижнем конце штанги закреплен клапан 3 с уплотнительным кольцом 9, который при вращении воротка поднимается или опускается на седло 10, обеспечивая таким образом открытие и закрытие сливного прибора. Труба сливного прибора 5 снаружи закрывается откидной крышкой 6, прижимаемой к торцу трубы нажимным винтом 7. Кольцевой наконечник 8 сливной трубы обеспечивает возможность герметичного присоединения сливного рукава. Корпус сливного прибора оборудован кожухом 4, который может при сливе продукта заполняться паром для обогрева в зимнее время.

Цистерна для спирта модели 15-1454 с 1986 г. поставляется без нижнего сливного прибора. Разгрузка цистерны на пунктах слива производится сифонированием сверху через специально оборудованный для ввода сливной трубы люк. Внизу котел имеет поддон. У остальных цистерн для спирта сливной прибор демонтирован, а отверстие внизу заварено. На горловине люка приварены проушины для двух замков. На крышке люка наварено дополнительное лабиринтное кольцо. Предохранительно-впускной клапан зафиксирован двумя скобками.

Предохранительно-впускной клапан (рис. 3.3) имеет раздельную регулировку усилия затяжки пружины 1 клапана максимального давления 2 и пружины 3 вакуумного клапана 4. Регулировка клапанов производится на избыточное давление 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) и на разряжение 0,01 - 0,02 МПа (0,1 - 0,2 кгс/см2) . Для предотвращения нарушения регулировки на предохранительно-впускной клапан устанавливаются две пломбы.

Котлы цистерны данной группы подвергаются испытаниям на прочность гидравлическим давлением 0,4 МПа (4 кгс/см2).

Уплотнительные прокладки и кольца крышки люка, сливного прибора и предохранительно-впускного клапана изготавливаются из маслобензиностойкой резины.

Предохранительно-впускной клапан не обеспечивает защиты котла от возникновения недопустимого вакуума после разогрева груза паром, пропарки котла или при сливе продукта при закрытых крышках люков.

Категорически запрещается транспортирование цистерны с течью котла или сливного прибора, с неисправностями ходового, автосцепного и тормозного оборудования, угрожающими безопасности движения, а также с незакрытыми наружными крышками сливных приборов.

Все цистерны данной группы имеют конструкционную скорость 120 км/ч.

Нефтебензиновые цистерны приведены на рис. 3.4 - 3.12, спиртовые - на рис. 3.13, 3.14, а их технические характеристики - в табл. 3.1.

Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала при эксплуатации и ремонте цистерн:

1) доступ людей внутрь порожнего котла при осмотре или ремонте допускается только с разрешения ответственного лица, подтвердившего отсутствие вредных и взрывоопасных паров внутри котла;

2) доступ внутрь котла при наличии в нем паров перевозимого продукта должен производиться с разрешения ответственного лица с использованием шлангового противогаза и спасательного пояса под постоянным наблюдением за работающим в котле;

3) любые сварочные работы на цистерне должны производиться только после очистки, промывки и пропарки котла;

4) курить и применять открытый огонь вблизи цистерны категорически запрещается.

Рис. 3.1. Люк-лаз цистерны модели 15-1500 с крышкой и ригельным запором

Рис. 3.2. Универсальный сливной прибор

Рис. 3.3. Предохранительно-впускной клапан

Рис. 3.4. Четырехосная цистерна для бензина и нефти модели 15-Ц863

Рис. 3.5. Четырехосная цистерна для бензина и нефти с тормозной площадкой модели 15-Ц864

Рис. 3.6. Четырехосная цистерна для бензина и светлых нефтепродуктов модели 15-869

Рис. 3.7. Восьмиосная цистерна для бензина и светлых нефтепродуктов модели 15 -871

Рис. 3.8. Четырехосная цистерна для бензина с переходной площадкой модели 15-1427

Рис. 3.9. Четырехосная цистерна для бензина и других светлых нефтепродуктов модели 15-1428

Рис. 3.10. Четырехосная цистерна для бензина и светлых нефтепродуктов модели 15-1443

Рис. 3.11. Восьмиосная цистерна для светлых нефтепродуктов модели 15-1500

Рис. 3.12. Четырехосная цистерна для бензина и светлых нефтепродуктов модели 15-1547

Рис. 3.13. Четырехосная цистерна для спирта модели 15-Ц859

Таблица 3.1

Параметры нефтебензиновых и спиртовых цистерн

Наименование параметра

Значение параметра для вагона модели

15-Ц863

15-Ц864

15-869

15-871

15-1427

Назначение (основной груз)

Бензин, нефть

Бензин, нефть

Бензин, светлые нефтепродукты

Нефть

Бензин

Тип вагона

712 (720)

713 (721)

732

794

731

Грузоподъемность, т

60

60

62

120

60

Масса вагона (тара), т

23,1

23,9

25,3

48,8

23,4

Нагрузка:

 

 

 

 

 

от оси колесной пары на рельсы, кН (тс)

204 (20,8)

206 (21,0)

216 (22,0)

207 (21,1)

205 (20,9)

на один погонный метр пути, кН/м (тс/м)

68 (6,9)

66 (6,7)

63 (6,4)

78 (8,0)

66 (6,7)

Количество осей

4

4

4

8

4

Габарит

02-ВМ (02-Т)

02-ВМ (02-Т)

02-ВМ (02-Т)

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное:   Российские Грузоперевозки все направления