Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Искусственные сооружения на дорогах arrow Методические рекомендации Методические рекомендации по применению габионных конструкций в дорожно-м  
22.10.2018
    
Методические рекомендации Методические рекомендации по применению габионных конструкций в дорожно-м

ООО «организатор»

ФГУП «союздорпроект»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГАБИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
В ДОРОЖНО-МОСТОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Москва

2001 год

Методические рекомендации разработаны ФГУП «Союздорпроект» в 2000 г. в соответствии с договором с ООО «Организатор» на создание данной научно-технической продукции.

Решением Технического совета Союздорпроекта они утверждены к практическому применению на территории России и сопредельных с ней стран СНГ.

Они рассмотрены и приняты ООО «Организатор», рассмотрены и согласованы к практическому применению Корпорацией «Трансстрой», Союздорнии, МАДИ (ТУ) и МИИТ (ТУ).

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC o "2-3" h z "Заголовок 1;1" 1. Общие положения и требования. 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100360035000000

2. Типы габионных конструкций. 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100360036000000

А. Разновидности габионных конструкций. 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100360037000000

Б. Габионы конструкций Мосгипротранса и их предназначение. 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100360038000000

В. Габионные и сопрягаемые с ними конструкции, используемые НПО «Эколандшафт» и ЗАО ТПО «Ландшафтная архитектура». 11 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100360039000000

Г. Нетрадиционные и сопрягаемые с ними габионные конструкции. 23 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100370030000000

Д. Габионы из пластмассовых сеток фирмы NETLON (Великобритании) 31 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100370031000000

3. Укрепление откосов земляного полотна и склонов. 33 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100370032000000

А. Технические указания и основные правила проектирования. 33 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100370033000000

Б. Откосы неподтопляемых сооружений. 37 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100370034000000

В. Откосы подтопляемых сооружений. 42 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100370035000000

4. Укрепление подмостовых конусов, русел, регуляционных и вдольбереговых сооружений. 53 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100370036000000

А. Исходные положения проектирования. 53 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100370037000000

Б. Подмостовые конуса. 55 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100370038000000

В. Укрепляемые опоры мостов и подмостовые русла. 60 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100370039000000

Г. Вдольбереговые укрепительные сооружения. 64 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100380030000000

Д. Регуляционные сооружения. 71 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100380031000000

5. Подпорно-удерживающие, защитные, усиливающие, стабилизирующие и противофильтрационные габионные конструкции и сооружения. 76 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100380032000000

6. Габионные конструкции и сооружения для целей водоперепуска, водоотведения и очистки сточных вод. 83 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100380033000000

А. Водопропускные, водоотводные и сопрягающие сооружения. 83 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100380034000000

Б. Очистные сооружения. 87 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100380035000000

7. Периодически затопляемые, селезащитные и фильтрующие водопропускные сооружения с применением габионных конструкций. 103 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100380036000000

А. Периодически затопляемые дорожно-мостовые сооружения. 103 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100380037000000

Б. Фильтрующие водопропускные сооружения. 106 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100380038000000

В. Селезащитные сооружения. 108 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100380039000000

Приложение 1 Основные параметры и размеры отечественных проволочных сеток двойного кручения для изготовления сетчатых габионных конструкций и ограждений. 114 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100390031000000

Приложение 2 Основные параметры и размеры отечественных сетчатых конструкций для изготовления габионных структур. 116 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100390033000000

Список литературы.. 119 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000D0000005F0054006F006300350033003500360039003100390034000000

Предисловие

В мировой практике габионные конструкции применяются более 100 лет. Их используют для укрепления откосов насыпей и выемок, косогоров, берегов пересекаемых водотоков, оврагов и логов, водоотводных, регуляционных и других дорожно-мостовых сооружений.

В отечественной практике эти конструкции имели ограниченное применение и предусматривались типовыми решениями прежних лет исключительно для укрепления подтопляемых откосов земляного полотна. В ныне действующих типовых решениях по укреплению откосов земляного полотна (3.503.9-78), водоотводных сооружений (503-09-7.84) и других применение габионных конструкций не было предусмотрено.

Многолетний опыт Союздорпроекта и других организаций показывает, что габионные конструкции всегда были и остаются альтернативным вариантом укрепления не только подтапливаемых, но и неподтапливаемых дорожно-мостовых откосов.

Применение габионных конструкций является одним из высокоэффективных и универсальных способов не только укрепления откосов, но и усиления, стабилизации и защиты эксплуатируемого земляного полотна, подмостовых конусов, опор мостов, регуляционных дамб, береговых и других сооружений.

Выполняя защитно-укрепительные функции, габионные конструкции способны выполнять роль обратного фильтра, а в некоторых случаях они могут быть использованы для обеспечения противофильтрационных мероприятий.

В настоящее время известны и широко применяется более 20 типов укрепления откосов: травосеяние, одерновка, посадка кустарников, лесопосадки, термозащитные и защитные слои с использованием геотекстиля, сборные железобетонные решетки, пневмонабрызг, глинистые грунты, монолитные цементногрунтовые покрытия и решетки, гибкие железобетонные плиты, сборные железобетонные гибкие решетки, сборные бетонные и железобетонные плиты, монолитные железобетонные плиты, каменная наброска и другие.

Все эти укрепления типизированы по конструктивным решениям и условиям применения, большинство из них имеют научно-методическое сопровождение в виде ведомственных строительных норм, методических указаний и рекомендаций.

В зависимости от реакции этих укреплений на внешние силовые, погодно-климатические, гидрогеологические и другие воздействия, все конструкции укреплений принято подразделять на следующие три группы:

I группа - биологические типы конструкций укреплений, предназначенные для защиты откосов от эрозии, сплывов, оплывин в районах с благоприятными грунтовыми и климатическими условиями;

II группа - несущие конструкции, предназначенные для компенсации сдвигающих усилий, возникающих в грунте поверхностных слоев откосов, а также силовых и других воздействий паводковых и поверхностных вод;

III группа - защитные и изолирующие конструкции, назначение которых - изолировать поверхностные слои откоса от температурных воздействий, впитывания атмосферных осадков и отводить грунтовые воды.

Союздорпроект провел анализ возможностей габионных конструкций, в результате которого было установлено, что они в ряде случаев являются более целесообразными и экономичными, чем традиционные.

Это обусловлено рядом особенностей и характеристик, которыми обладают габионные конструкции. К наиболее важным из них относятся:

·     высокая сопротивляемость нагрузкам, прочность каркасно-армирующих элементов и лицевых граней;

·     коррозийная устойчивость от воздействия воды и атмосферных осадков;

·     проницаемость и пористость конструкций, которые исключают возникновение гидростатических нагрузок и обеспечивают дренирование обратной засыпки без дополнительных затрат на устройство дренажа и обратного фильтра;

·     возможность создания гибких тюфячных, цилиндрических, коробчатых и комбинированных конструкций и различных компоновочных решений при практически неограниченных размерах каркасных элементов этих конструкций;

·     гибкость и устойчивость, которые позволяют габионным конструкциям без их разрушения пропускать влагу и противостоять осадкам нестабильных грунтов, сплывам и эрозии откосов, их подмыву и некоторым другим факторам, вызывающим ослабление или нарушение местной устойчивости откосов и берегов и других откосно-прибрежных сооружений;

·     возможность сочетания с традиционными типами укреплений дорожно-мостовых сооружений и повышения тем самым эффективности и экологичности применения комбинированных конструкций;

·     возможность широкого использования местных каменных материалов;

·     наиболее высокая и долговременная дренирующая способность по сравнению с традиционными строительными материалами, блоками и дренажными устройствами;

·     простота конструкций и строительства, не требующая квалификационной рабочей силы;

·     минимальные объемы работ по подготовке основания возводимых сооружений;

·     низкие эксплуатационные расходы;

·     экологичность, эстетичность восприятия, надежность функционирования, а также долговременность срока службы.

Габионные конструкции представляют собой естественные строительные блоки, они аккумулируют в себе частицы грунта, способствуют росту растительности, со временем приобретают еще большую прочность, становятся частью природного ландшафта и украшают его, безопасны для миграции животных.

Эти особенности и характеристики габионных конструкций предопределяют возможность их более широкого применения на объектах дорожно-мостового строительства.

Союздорпроектом и при его научно-консультативном содействии другим организациям габионные конструкции были применены на ряде отечественных и зарубежных объектов. Среди наиболее крупных и ответственных объектов - автомобильная дорога Симра - Джанакпур в Непале и реконструкция МКАД. Только на МКАД габионные конструкции были построены на 70 сооружениях различного предназначения (мостовые переходы, путепроводы, малые водоотводные, фильтрующие и другие).

Применение габионных конструкций на МКАД и последующих объектах в Московском регионе инициировано Правительством г. Москвы, ООО «Организатор», Корпорацией «Трансстрой» при участи ВНИИПрироды, Москомархитектуры и Союздорпроекта.

Габионные конструкции органично вошли в комплекс оригинальных прогрессивных проектно-строительных решений, отмеченных в 1998 г. Государственной Премией Российской Федерации.

К настоящему времени Союздорпроектом и некоторыми другими организациями накоплен весьма значительный опыт применения габионных конструкций не только для укрепления откосно-береговых и регуляционных сооружений, но и ряда других. Однако этот опыт был весьма разрознен и неоднозначен для повторного и более расширенного применения.

Широкое и научно обоснованное применение габионных конструкций во многом сдерживалось отсутствием в дорожно-мостовом строительстве нормативно-методических основ и документов на проектирование и устройство этих конструкций, в которых были бы отработаны, систематизированы и сформулированы технические требования, конструктивные решения, условия и область применения габионных конструкций.

Настоящие «Методические рекомендации» устраняют этот пробел. Они разработаны на основе теоретических исследований, анализа и обобщения реализованных проектно-строительных решений, а также результатов обследования эксплуатируемых сооружений на ряде дорожно-мостовых объектов.

Методические рекомендации разработаны в целях регламентации применения габионных конструкций, разработки новых, совершенствования и расширения ныне действующих типовых решений по укреплению откосов земляного полотна, водоотводных устройств и других сооружений, а также в целях улучшения качества индивидуального проектирования дорожно-мостовых сооружений с применением габионных конструкций, научно-методического и экспортного сопровождения этого проектирования.

Разработка Союздорпроектом Методических рекомендаций осуществлена в соответствии с договором № 53 от 24.05.2000 г. с ООО «Организатор».

Методические рекомендации разработаны док. техн. наук, профессором Б.Ф. Перевозниковым при участии М.Л. Мурафера, Н.В. Лагутиной, Г.Л. Пальмовой и В.А. Селиверстова (Гипротрансмост) и канд. техн. наук Н.Р. Гадаева (ЗАО «ЭЛГАД Интернешнл»).

В Методических рекомендациях учтен опыт строительства габионных сооружений, накопленный специалистами НПО «Эколандшафт», ЗАО «ЭЛГАД Итернешнл», ЗАО ТПО «Ландшафтная архитектура» и Дирекции строящихся объектов № 9, а также исходные материалы, предоставленные этими организациями для начальной проработки основных положений данной работы.

Методические рекомендации рассмотрены и согласованы к практическому применению Союздорнии (№ 1317/1-14 от 18.10.2000 г.), МАДИ (№ 2-23/20 от 19.10.2000 г.), МИИТ (№ 156/2538 от 20.10.2000 г.) и Корпорацией «Трансстрой» (№ ШВ-193 от 12.10.2000 г.).

В Методических рекомендациях учтены все замечания согласовывающих организаций. Решением Технического Совета Союздорпроекта они утверждены к практическому применению на территории России и сопредельных с ней стран СНГ (Протокол № 522 от 25.10.2000 г.)

Все замечания и пожелания по настоящим Методическим рекомендациям просьба направлять по адресу: 113035, г. Москва, Софийская наб., д. 34В, Союздорпроект.

1. Общие положения и требования

1.1. Настоящие «Методические рекомендации» предусматривают применение габионных конструкций при проектировании нового строительства, реконструкции и защите автомобильных дорог и переходов через водотоки от опасных природно-техногенных процессов гидрометеорологического и геологического происхождения.

1.2. «Методическими рекомендациями» предусматривается возможность применения габионных конструкций при разработке проектно-строительных решений по устройству и укреплению:

- откосов земляного полотна, подмостовых конусов, дамб обвалований и регуляционных сооружений;

- берегов водоемов, пересекаемых, вдольрасположенных, спрямляемых и канализируемых русел рек и малых водотоков;

- неразмываемых подмостовых русел;

- руслорегулирующих сооружений и регуляционных сооружений в бассейнах рек с неустойчивым характером русловых процессов;

- входных и выходных русел малых водопропускных сооружений;

- кюветов, водоотводных канав, водовыпусков из откосных лотков и рассеивающих трамплинов и других водоотводных и водогасящих сооружений;

- периодически затопляемых участков дорог и переходов через водотоки;

- водоотводных и водопропускных фильтрующих и очистных сооружений;

- оврагозащитных и противоэрозионных сооружений;

- сооружений для усиления и стабилизации эксплуатируемых насыпей земляного полотна;

- неотложной защиты подтопляемых насыпей, подмостовых конусов, опор мостов и регуляционных сооружений в период проявления опасных разрушающих воздействий паводков.

1.3. Для дифференцированного учета восприятия расчетных нагрузок и воздействий и повышения экономической эффективности и надежности функционирования укрепительных, защитных, поддерживающих и других сооружений (устройств) «Методическими рекомендациями» предусматривается диверсификация возможностей габионных конструкций в сочетании с другими традиционными типами укреплений и устройствами.

Такие комбинированные конструкции в большей степени отвечают инженерным и эколого-ландшафтным требованиям.

1.4. Габионные конструкции, предназначаемые для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, осыпей, наводнений, селей, лавин, оползней и т.п.), относятся к поддерживающим и защитным геотехническим и гидротехническим устройствам и конструкциям.

Согласно классификации СНиП 2.05.02-85, габионные конструкции такого предназначения следует рассматривать и классифицировать как один из основных элементов земляного полотна.

1.5. В соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 (пункты 6.4 и 6.66), а также в связи с отсутствием соответствующих типовых решений, габионные сооружения и сооружения, сопрягаемые с габионными конструкциями, подлежат индивидуальному проектированию с соответствующими обоснованиями условий и функционирования и проработками всех конструктивно-технологических решений.

1.6. К индивидуальному проектированию таких конструкций и сооружений следует прежде всего относить устройства и конструкции, отмеченные в пункте 1.2 настоящих «Методических рекомендаций», а также в пункте 6.4 СНиП 2.05.02-85.

1.7. При проектировании габионных конструкций должны быть соблюдены требования:

СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»;

СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»;

СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы»;

СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы»;

СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве»;

СНиП 2.01.01-82* «Строительная климатология и геофизика»;

СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления»;

СНиП 2.01.15-90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования»;

СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий».

1.8. Проектирование защитных, усиливающих, подпорных и удерживающих габионных конструкций, сооружений и устройств на оползневых и оползнеопасных участках, а также в районах распространения селей, осыпей, камнепадов, лавин, карста, слабых грунтов, просадочных и набухающих грунтов и на участках влияния абразии и речной эрозии следует осуществлять на основе специальных нормативных документов.

1.9. Основные положения и требования по защите автомобильных дорог от селевых потоков и по определению расчетных нагрузок и воздействий на селезащитные сооружения, типы и конструкции этих сооружений, а также методы определения расчетных характеристик селевых потоков и их воздействий регламентированы рекомендациями «Руководства по защите автомобильных дорог и мостов от селевых потоков» (Союздорпроект, 1993 г.)

1.10. При расположении автомобильных дорог на орошаемой территории габионные конструкции, сооружения и устройства следует проектировать с учетом воздействия оросительной системы на водно-тепловой режим земляного полотна, водопропускных, водоотводных и других дорожно-мостовых сооружений.

Дорожно-мостовые сооружения, проектируемые с применением габионов, не должны ухудшать режим функционирования оросительной системы. Недопустимо использование кюветов, водоотводных и нагорных канав в качестве распределителей воды.

Расстояние между бровками водосборных и водосбросных каналов оросительной сети и водоотводных дорожных канав (кюветов) должно быть не менее 4,5 м.

Расположение и конструкции дорожных водоотводящих фильтрующих габионных сооружений должны учитывать особенности гидрографии и условия функционирования оросительной системы, состав и качество воды и согласовываться с соответствующими органами и организациями.

1.11. При разработке проектно-строительных решений по возведению земляного полотна с применением габионных конструкций, сооружений и устройств на косогорах, участках залегания и образования вечномерзлых грунтов и наледей, в районах распространения засоленных грунтов и подвижных песков, на болотах и слабых основаниях следует руководствоваться нормативными требованиями и рекомендациями СНиП 2.05.02-85 с учетом несущих, защитных, дренирующих и других особенностей и возможностей габионов и их сопряжений с земляным полотном.

1.12. Типы применяемых габионных конструкций, сооружений и устройств должны отвечать конструктивным особенностям и условиям работы сопряженных в едином комплексе с ними дорожно-мостовых сооружений; учитывать свойства грунтов и возможности использования местных каменных материалов, особенности погодно-климатических и гидрологических факторов; обеспечивать устойчивость всего комплекса возводимых сооружений, возможность механизации работ и минимум затрат на строительство и эксплуатацию.

1.13. При применении габионных конструкций и сооружений следует разрабатывать альтернативные им варианты традиционных конструкций (сооружений) с учетом инженерно-экономической необходимости, экологических требований, условий и времени производства, строительных работ по всему комплексу возводимых сооружений на конкретном объекте, а также условий и срока эксплуатации данного объекта.

1.14. Для повышения эффективности и конкурентной способности вариантов проектно-строительных решений, разрабатываемых с применением габионов, необходимо: изучение наличия, условий поставки, дальности возки, состава и свойств местных и привозных каменных материалов, пригодных для использования в габионных конструкциях, сооружениях и устройствах в тех или иных условиях их применения.

К местным каменным материалам, пригодным к использованию в этих конструкциях, сооружениях и устройствах, могут быть отнесены валунные и гравийно-галечные отложения в руслах рек и на пойменных массивах.

1.15. В габионных конструкциях, сооружениях и устройствах, располагаемых в особо опасных и неблагоприятных условиях их функционирования, в сложных и ответственных узлах сопряжения с постоянными дорожно-мостовыми сооружениями, а также на объектах (сооружениях) повышенной степени ответственности, наиболее предпочтительно использовать каменные материалы твердых пород (базальт, гранит, диабаз, диорит и т.п.), прочные во времени и под нагрузкой, морозоустойчивые, устойчивые к истиранию, выщелачиванию и воздействию других факторов.

К этим случаям применения каменных материалов твердых пород могут быть отнесены конструкции, сооружения и устройства, которые, кроме своего прямого предназначения, должны обеспечивать дренирование, гашение энергии водных потоков, восприятие нагрузок, а также цветовую гамму лицевых сторон возводимых откосных сооружений.

1.16. Сопоставление и выбор оптимальных конструкций, устройств и сооружений должны сопровождаться соответствующими технико-экономическими обоснованиями, при разработке которых следует учитывать степень природоохранной целесообразности и эффективности проектно-строительных решений применения габионов и других альтернативных материалов и конструкций.

1.17. При оценке природоохранной целесообразности и эффективности применения габионных конструкций, устройств и сооружений, а также альтернативных им вариантов, следует руководствоваться нормативными требованиями и положениями СНиП 2.05.02-85 (пункты 3.1, 3.2, 3.6, 3.10, 3.12, 3.14, 3.16, 3.17), а также «Рекомендациями по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов» (ФДД Минтранса РФ, 1995 г.).

1.18. При определении критериев вероятности превышения расчетных расходов и уровней воды на участках местности периодически затапливаемых паводками; длительности подтопления территорий; волновых, ледовых, подпорных и других воздействий; развития эрозионных, русловых и других опасных процессов; а также других условий применения габионных конструкций, сооружений и устройств, следует руководствоваться рекомендациями соответствующих разделов настоящих «Методических рекомендаций».

1.19. В качестве расчетного горизонта грунтовых вод следует принимать их наивысший многолетний уровень, а на вновь осваиваемых орошаемых или осушаемых территориях - по перспективным данным органов водного хозяйства, данным других территориальных органов или проектно-изыскательских организаций.

1.20. Проектирование габионных конструкций и сооружений должно основываться на материальных инженерных изысканий и результатах гидравлико-гидрологических расчетов, а также на использовании проектных материалов и решений по тем конструктивным элементам дорожного полотна, мостов, регуляционных, малых водопропускных, водоотводных и других дорожно-мостовых сооружений, которые подлежат укреплению, усилению, стабилизации, защите и совместному сопряжению с габионными конструкциями и устройствами.

Для проектирования габионных укреплений должны быть использованы материалы и результаты инженерных изысканий, выполненные для всего объекта проектирования. Если они недостаточны, то необходимо предусматривать проведение дополнительных изыскательских работ.

1.22. Состав необходимых изыскательских материалов индивидуален и должен определяться по каждому объекту (сооружению) конкретно с учетом рекомендаций соответствующих разделов настоящих «Методических рекомендаций».

1.23. Материалы и результаты инженерных изысканий должны отвечать требованиям следующих документов:

СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»;

СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»;

СН 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства»;

СН 11-103-97 «Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства»;

СН 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства»;

СН 11-105-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства»;

ВСН 208-89 «Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог» (ВПТИтрансстрой, 1990 г);

ВСН 156-88 «Инженерно-геологические изыскания железных, автодорожных и городских мостовых переходов» (Минтрансстрой, 1989 г.)

1.24. При разработке проектно-строительных решений с применением габионов на мостовых переходах состав и методы проведения инженерных изысканий, а также выполнения гидравлико-гидрологических расчетов и расчетов русловых деформаций должны определяться в соответствии с требованиями и рекомендациями «Пособия к СНиП 2.05.03-84 (мосты и трубы) по изысканиям и проектированию мостовых переходов (ПМП-91)».

1.25. Гидравлико-гидрологические расчеты при использовании габионов на малых водопропускных и водоотводных сооружениях, а также на фильтрующих и переливных насыпях и лотковых сооружениях, следует выполнять в соответствии с требованиями и методами Пособия по гидравлическим расчетам малых водопропускных сооружений (ЦНИИС, ГУПиКС Минтрансстроя, 1992 г.).

1.26. Проектирование берегозащитных, подпорных, защитных, усиливающих, стабилизирующих габионных конструкций, сооружений и устройств, а также тех из них и других, которые комплексно или индивидуально входят в состав наиболее сложных объектов (включая мостовые переходы), должно осуществляться на основе технических заданий и условий Заказчика или Генпроектировщика.

1.27. В технических заданиях на проектирование мостовых переходов с применением габионных конструкций, сооружений и устройств должно быть предусмотрено требование по необходимости их сопряжения и взаимной увязке с проектно-строительными решениями очистных, водоотводных, водосбросных, коммуникационных, дорожно-мостовых и других сооружений, а также рекультивации нарушенных земель, и другими природоохранными мероприятиями.

1.28. Аналоговый перенос ранее разработанных на других объектах индивидуальных проектно-строительных решений по габионным конструкциям, сооружениям и устройствам с одного объекта на другой без выполнения поверочных расчетов, привязки и обоснования применимости этих решений к конкретным местным условиям недопустим, так как это не гарантирует качество проектирования и надежное функционирование возводимых объектов.

1.29. Определение состава и методов выполнения поверочных расчетов, привязку и обоснование применимости к конкретному объекту ранее разработанных для других объектов габионных конструкций, сооружений и устройств следует производить в соответствии с настоящими «Методическими рекомендациями».

1.30. Проектная документация по объектам с комплексом применения разнообразных типов габионных конструкций, сооружений и устройств должна содержать:

·       техническое задание;

·       пояснительную записку;

·       чертежи плана местности с расположением всех сооружений;

·       продольный и поперечный профили сооружений;

·       объемы расходов строительных материалов;

·       проект организации строительства и смета;

·       приложения.

Пояснительная записка должна отражать: соответствие принятых решений нормативным требованиям по нагрузкам, воздействиям природно-техногенных факторов, проектированию дорожно-мостовых сооружений, экологии, а также требованиям согласовывающих организаций; состав исходных материалов (топографических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и других), местоположение и особенности существующих и проектируемых пересекаемых и сопрягаемых с укрепительными конструкциями сооружений (очистных, водоотводных, водосбросных, коммуникационных, дорожных и других); расчетно-прогнозные характеристики проявления и развития опасных процессов в пределах границ проектирования и методы их определения. И прежде всего геологические, гидрогеологические, гидрологические, ледово-термические, эрозионные и другие, способные оказать влияние на устойчивое функционирование проектируемых конструкций, экологическое равновесие русла реки и пойменно-прибрежных массивов, а также ландшафт конструктивные решения и сопряжения с другими существующими и проектируемыми сооружениями; анализ целесообразности и эффективности применения габионных конструкций, сооружений и устройств и другие особенности принятых проектно-строительных решений.

2. Типы габионных конструкций

А. Разновидности габионных конструкций

2.1. Габионные конструкции по форме арматурных каркасов и формируемых из них единичных строительных блоков подразделяются на три типа: коробчатые, матрасно-тюфячные и цилиндрические.

При сопрягаемом объединении друг с другом единичных блоков могут создаваться однотипные конструкции, состоящие только из коробчатых, или матрасно-тюфячных, или цилиндрических габионов.

Одной из отличительных особенностей применения этих трех типов габионных строительных блоков является возможность создания из них комбинированных конструкций, состоящих из различного взаимного сочетания друг с другом коробчатых, матрасно-тюфячных и цилиндрических габионов.

2.2. В практике отечественного дорожно-мостового строительства известны и находят применение габионные строительные блоки по типу конструктивных решений Мосгипротранса (3), по типу конструкций, используемых в методологии НПО «Эколандшафт» (4, 5, 6) и ЗАО ТПО «Ландшафтная архитектура».

В зарубежной практике находят применение габионы, изготавливаемые из пластмассовых сеток фирмы NETLON (Великобритания) (7), которые представляют несомненный интерес для отечественного дорожно-мостового строительства.

Конструктивные особенности, предназначение и возможности использования этих трех типов габионных конструкций рассмотрены в последующих пунктах данного раздела настоящих «Методических рекомендаций».

Б. Габионы конструкций Мосгипротранса и их предназначение

2.3. Габионы этих конструкций представлены в виде габионных ящиков (коробчатые), тюфяков и цилиндров. Их формы, размеры, расход материалов на устройство одного габиона, детали соединения, а также схемы расположения на откосы, бермы и берега отражены на Рис. 2.1, Рис. 2.2, Рис. 2.3 и в табл. 2.1 (3).

2.4. Эти габионы предназначены для защиты откосов насыпей и берегов рек от опасного воздействия речных потоков. Они рекомендованы к применению в любых климатических условиях при скоростях течения воды от 4 до 6 м/сек. Габионную кладку можно производить в любое время года при низкой воде.

2.5. Габионные ящики (коробки) предназначены для устройства защитных стенок в подводной части откоса. Размеры ящиков габионного укрепления и взаимное расположение их в габионной кладке устанавливается проектом.

2.6. Габионные тюфяки предусмотрены трех размеров: 3´1´0,5 м, 4´2´0,5 м и 2´1´0,25 м (см. табл. 2.1). Они применяются в качестве укрепления откосов, а также в качестве основания стенок из габионных ящиков. Покрытие откосов из габионных тюфяков должно иметь надежный упор из габионных ящиков или продолжаться в пологой части откоса.

2.7. Габионы цилиндрической формы применяются главным образом в тех случаях, когда высокое положение уровней воды или слишком быстрое ее течение не позволяют вести откосно-береговую укладку тюфячных и коробчатых габионов. В этих условиях, а также во время водоборьбы (защита от размывов) габионы сбрасываются (скатываются) в воду после заполнения их камнем на краю откоса или на обочине дороги.

Рис. 2.1. Типы арматурных каркасов

Рис. 2.2. Схемы укрепления откосов и берегов.

Рис. 2.3. Детали скрутки сетки (а), соединения четырех смежных габионов (б) и укладки каменных материалов у наружных граней габионов (в).

Таблица 2.1.

Типы и размеры габионов

При сетке из проволоки толщиной 8 мм и диаметрах

2,5 мм

3,0 мм

4,0 мм

поверхн. в м2

объем в м3

вес проволоки, кг

поверхн. в м2

объем в м3

вес проволоки, кг

поверхн. в м2

объем в м3

вес проволоки, кг

Ящики 3´1´1 м

14,0

3,0

18,1

14,0

3,0

24,1

14,0

3,0

36,6

Тюфяки 3´1´0,5 м

10,0

1,5

13,7

10,0

1,5

17,6

10,0

1,5

24,5

Тюфяки 4´2´0,5 м

22,0

4,0

27,4

22,0

4,0

36,1

22,0

4,0

55,0

Тюфяки 2´1´0,25 м

5,5

0,5

8,1

5,5

0,5

10,3

5,5

0,5

15,5

2.8. Материалом для изготовления армируемых каркасов габионов служит оцинкованная гибкая проволока диаметром от 2,0 до 4,2 мм для плетения сетки и прутковое железо диаметром от 6 до 8 мм для устройства каркаса. Иногда габионы устраиваются без каркаса в виде проволочного мешка.

Прочность габиона определяется прочностью проволочной сетки. Срок службы габиона (в неагрессивной среде) из оцинкованной проволоки от 8 до 12 лет, из простой - от 3 до 5 лет.

За этот период габионная кладка обычно настолько уплотняется и кальмагируется, что более не нуждается в этой сетке. Выбор между оцинкованной и простой проволокой производится в зависимости от ожидаемой интенсивности кальматажа габионной кладки и интенсивности коррозии проволоки в данной среде.

2.9. Габионные каркасы заполняются камнем твердых, преимущественно тяжелых и слабовыветривающихся водостойких пород, размерами не менее ячейки габионной сетки, но не менее 0,04 м. Лицевые камни должны быть наиболее крупными и выступать из ячеек. Внутрь габиона укладываются мелкие камни (см. рис. 2.3).

2.10. Габионы соединяются между собой вязальной отожженной проволокой диаметром 3 мм, длиной от 0,30 до 0,35 м на расстоянии 0,15-0,20 м один от другого.

Нижние габионы закрепляются в земле забитыми по углам стержням (жезлами) диаметром от 16 до 19 мм.

2.11. Под габионами укладывается щебеночная или гравийная подготовка слоем толщиной 0,20-0,40 м. Верхний слой подготовки устраивается из наиболее крупных камней.

2.12. Конструктивные особенности и изначальное предназначение габионов данного типа позволяют их использовать исключительно для укрепления подтопляемых откосов земляного полотна, регуляционных дамб, а также берегов рек, находящихся в особо сложных и опасных гидрологических условиях функционирования.

2.13. Габионные укрепления, предусмотренные решениями Мосгипротранса (3), не доведены до практического применения в качестве типовых решений, а их использование в индивидуальном проектировании сопряжено с необходимостью более детальных дополнительных проектных проработок по следующим вопросам:

·     условиям применения; типоразмерам и возможности более широкого их варьирования;

·     учету ледовых, волновых, эрозионно-размывных и других воздействий;

·     конструкциям цилиндрических габионов, способам их укладки, сочленения и размерам;

·     конструктивным решениям и вариантам упорных устройств откосно-береговых укреплений;

·     возможному сопряжению габионов разных типов в комбинированные габионные конструкции;

·     возможному использованию и сопряжению с традиционными (типовыми) откосно-береговыми укреплениями и другими сооружениями;

·     сроку службы, производству работ и условиям эксплуатации.

2.14. Для индивидуального проектирования подтопляемых откосно-береговых укреплений и других сооружений (устройств) с применением габионов данного типа, возможного их использования в сочетании с традиционными укреплениями и другими дорожно-мостовыми сооружениями, а также для совершенствования существующих и разработки новых типовых решений следует руководствоваться основными требованиями и положениями раздела 1 и других разделов настоящих «Методических рекомендаций».

В. Габионные и сопрягаемые с ними конструкции, используемые НПО «Эколандшафт» и ЗАО ТПО «Ландшафтная архитектура»

2.15. Эти конструкции основаны на применении габионных каркасов, изготовляемых из металлической сетки двойного кручения фирмы «Офичине Маккаферри», а также ОАО «Череповецкий сталепрокатный завод» (ОАО «ЧСПЗ»).

Особенности металлических сеток и изготовляемых из них арматурных габионных каркасов фирмы «Офичине Маккаферри» рассмотрены в пунктах 2.16-2.37, а аналогичных изделий ОАО «ЧСПЗ» в пунктах 2.38-2.41 настоящих Методических рекомендаций.

2.16. Габионы, изготавливаемые из металлической сетки двойного кручения фирмы «Офичине Маккаферри», представлены тремя основными формами арматурных каркасов, из которых создаются единичные габионные строительные блоки: коробчатые, матрасно-тюфячные и цилиндрические (Рис. 2.4). Наибольшее применение находят габионы: коробчатые размером 2´1´1 м, 1,5´1´1 м, 2´1´0,5 м, 3´1´0,5 м и 3´2´0,5; тюфячно-матрасные толщиной 0,17 м, 0,23 м, 0,3 м и размером 3´2 м; цилиндрические длиной до 3 м и диаметром 0,3 м.

2.17. Арматурные каркасы этих коробчатых и тюфячно-матрасных габионов представляют собой готовые сетчатые ящики. Они поставляются в виде пакетов, которые состоят из плоских, сложенных разверток сетчатых ящиков (Рис. 2.5). На месте строительства эти развертки формируются в каркасные сетчатые ящики путем перевязки проволокой по их угловым ребрам. Размеры и вес арматурных каркасов всех форма более подробно отражены в пунктах 2.27, 2.30, 2.31, 2.32, а дальнейшие работы по формированию габионных строительных блоков - в пунктах 2.23-2.28 настоящих «Методических рекомендаций».

Рис. 2.4. Типы арматурно-сетчатых каркасов:

а - коробчатые; б - матрасно-тюфячные; в - цилиндрические.

Рис. 2.5. Сетчатая развертка коробчатого габиона с диафрагмой:

а - до сборки; б - схема сборки

Рис. 2.6. Сетка двойного кручения:

1 - металлическая проволока; 2 - проволока кромки; 3 - узел двойного кручения; 4 - ось кручения

2.18. Арматурные каркасы всех форм габионов изготавливаются из стальной оцинкованной сетки двойного кручения с шестигранными ячейками размером 10´12 см, 8´10 см, 6´8 см или 5´7 см (Рис. 2.6).

Оцинкованная сетка двойного кручения с шестигранными ячейками обладает следующими свойствами:

·       изготавливается индустриально и поставляется в виде рулонов или в виде сложенных разверток металлических каркасов габионов;

·       при механическом повреждении одной, двух, трех проволочек сетка не расплетается за счет двойной скрутки в узлах;

·       эта сетка имеет плоскую фиксированную поверхность, что позволяет создавать конструкции необходимых очертаний;

·       устойчива к истиранию;

·       воспринимает большие нагрузки без повреждений, поскольку эти нагрузки через двойную скрутку равномерно распределяются по всей площади сетки;

·       обладает весьма значительной антикоррозийной устойчивостью и сроком службы.

Существуют и другие типы покрытий проволоки, такие как эмали или покраска. Некоторые из них выдерживают скручивание и эластичны. Однако покрытие цинком на сегодняшний день является самым устойчивым к коррозии и механическим повреждениям.

2.19. Диаметр проволоки сетки габионных оцинкованных каркасов составляет от 2 до 4 мм, предел прочности проволоки - 38-50 кг/мм2, удлинение не превышает 12 %. В зависимости от диаметра проволоки и размера ячеек предел прочности сетки на разрыв составляет от 3000 до 5300 кг/м. Плотность цинкового покрытия составляет 240-290 г/м2.

2.20. Основные показатели плотности цинкового покрытия проволоки сетки, а также пределы прочности этой сетки характеризуются данными табл. 2.2 и табл. 2.3.

В табл. 2.3 приведены нагрузки, выдерживаемые при растяжении сетки в направлении узла скрутки. Удлинение сетки при этом составляет 6-7 %. Выдерживаемые нагрузки в поперечном направлении узла скрутки снижается в два раза и удлинение полотна сетки составляет 20-22 %.

Таблица 2.2

№№ п/п

Диаметр проволоки, мм

Допуск на диаметр ±, мм

Количество цинка, кг/м2

1.

2,00

0,06

0,240

2.

2,20

0,06

0,240

3.

2,40

0,06

0,260

4.

2,70

0,08

0,260

5.

3,00

0,08

0,275

6.

3,40

0,10

0,275

7.

3,90

0,10

0,290

Таблица 2.3

Звено типа

Проволока диаметром, мм

2,00

2,20

2,40

2,70

3,00

Предел прочности, кг/м

5´7

35

40



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: