Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Искусственные сооружения на дорогах arrow ВСН 136-78 Инструкция по проектированию вспомогательных сооружений и устройств для строительства мос  
22.04.2018
    
ВСН 136-78 Инструкция по проектированию вспомогательных сооружений и устройств для строительства мос

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
И УСТРОЙСТВ
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВ

 

ВСН 136-78

МИНТРАНССТРОЙ

МОСКВА 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая «Инструкция по проектированию вспомогательных сооружений и устройств для строительства мостов» разработана в развитие и дополнение действующих глав СНиП и предназначена для использования проектными и строительными организациями Министерства транспортного строительства, проектирующими вспомогательные сооружения и устройства, применяемые при строительстве мостов и труб на железных, автомобильных дорогах и в городах.

В текст «Инструкции» включены основные требования к расчету и конструированию, являющиеся специфическими для вспомогательных сооружений и подлежащие учету при проектировании, но не содержащиеся в действующих главах СНиП.

«Инструкция» разработана отделением искусственных сооружений Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИС) при участии СКВ Главмостостроя.

Руководители работы кандидаты техн. наук Каменцев В. П. и Мойжес Л. Б.

В составлении отдельных разделов «Инструкции» участвовали д-р техн. наук Луга А. А., кандидаты техн. наук Завриев К. С., Казиницкая Б. И., Каменцев В. П., Мойжес Л. Б., Рыбчинский В. П., Николаи К. В., инженеры Щукарева А. Е. и Деревянко Н. С. (ЦНИИС), инженеры Бахтиаров И. П., Варшавский Е. А., Гевондян З. С., Забродин Б. А., Званский Г. М., Лясковский В. П., Рязанский Л. Д., канд. техн. наук Соловьев А. В., инж. Эпштейн В. М. (СКВ Главмостостроя).

Текст «Инструкции» рассмотрен на секции строительства мостов Научно-технического совета Минтрансстроя, Гипротрансмостом, кафедрой «Мосты и тоннели» Московского автомобильно-дорожного института и согласован Главмостостроем Министерства транспортного строительства.

Замечания и пожелания по тексту настоящей «Инструкции» просьба направлять по адресу: 129329, Москва, Игарский проезд, 2, ЦНИИС.

Зам. директора института Г. Д. ХАСХАЧИХ

Руководитель отделения искусственных сооружений К. С. СИЛИН

Министерство транспортного строительства

Ведомственные строительные нормы

ВСН 136-78

Минтрансстрой

 

Инструкция по проектированию вспомогательных сооружений и устройств для строительства мостов

Взамен

ВСН 136-67

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Общие указания

1.1. Настоящая «Инструкция» составлена в развитие глав СНиП III-43-75 «Мосты и трубы», II-6-74 «Нагрузки и воздействия», II-B.3-72 «Стальные конструкции. Нормы проектирования», II-B.4-71 «Деревянные конструкции. Нормы проектирования», II-21-75 «Бетонные и железобетонные конструкции» и распространяется на проектирование специальных вспомогательных сооружений, приспособлений, устройств и установок (по перечню согласно прилож. 1), необходимых для строительства мостов, путепроводов и эстакад во всех строительно-климатических зонах.

1.2. Проектирование специальных вспомогательных сооружений, приспособлений, устройств и установок должно осуществляться при разработке технического (техно-рабочего) проекта и рабочих чертежей моста.

При разработке технического проекта моста (путепровода) раздел «Специальные вспомогательные сооружения, приспособления, устройства и установки» должен содержать:

а) варианты конструктивных решений указанных сооружений в увязке с проектом моста и проектом организации строительства. Варианты разрабатываются, как правило, только для рекомендуемой конструкции основного сооружения в объеме, достаточном для выявления сметных показателей;

б) основные обоснования конструктивных решений указанных сооружений.

Внесена Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) и СКБ Главмостостроя

Утверждена Главным Техническим управлением Министерства транспортного строительства приказом № 2
16 января 1978 г.

Срок введения в действие -
1 июня 1978 г.

На стадии рабочих чертежей раздел проекта моста (путепровода) «Специальные вспомогательные сооружения, приспособления, устройства и установки» должен содержать:

а) необходимые для изготовления и строительства детальные чертежи конструкций специальных вспомогательных сооружений с указаниями по качеству применяемых материалов (изделий) и ссылками на соответствующие ГОСТы, ТУ и т. п.;

б) требования к изготовлению конструкций на предприятиях или в условиях мастерских строительных организаций;

в) указания о порядке эксплуатации в различных строительно-климатических зонах, включая, в необходимых случаях, требования по испытаниям;

г) расчетные листы для сложных случаев, включающие основные положения результатов расчета;

д) указания по технике безопасности.

1.3. Перечень вспомогательных сооружений и устройств, применяемые для них материалы и инвентарные конструкции определяются техническим проектом.

Рабочие чертежи вспомогательных сооружений разрабатываются на основе технического проекта и в соответствии с заданием на проектирование.

1.4. Отступления от выданных заказчиком к производству работ рабочих чертежей вспомогательных сооружений, вызванные уточнением условий производства работ, допускаются по согласованию с заказчиком и проектной организацией, с внесением соответствующих изменений в рабочие чертежи.

1.5. Как правило, вспомогательные сооружения должны выполняться из инвентарных конструкций заводского изготовления (прилож. 2-8). Применение индивидуальных конструкций (включая деревянные) допускается в виде исключения при отсутствии требуемого инвентаря.

Вспомогательные сооружения должны отвечать современным требованиям индустриально-скоростного строительства, возможности наибольшей механизации строительных процессов, а также требованиям техники безопасности.

1.6. Вспомогательные сооружения в необходимых случаях, определяемых проектом организации строительства, должны рассчитываться или защищаться от воздействия паводковых и ливневых вод, ледохода, наледей, карчехода, штормов.

Заглубление оснований у шпунта, перемычек, фундаментов и других подводных сооружений должно назначаться с учетом размыва грунта.

Вспомогательные сооружения, находящиеся в пределах судоходных участков мостового перехода, помимо установки сигнальных знаков, должны быть обеспечены от навала обращающихся в период строительства судов путем создания необходимых условий провода судов в створе моста. Эти мероприятия должны быть согласованы с органами эксплуатации речного флота.

В особых случаях, при наличии соответствующих указаний в проекте организации строительства, следует предусматривать установку специальных защитных ограждений или расчет вспомогательного сооружения на навал судна.

1.7. Авторский надзор за вспомогательными сооружениями должен осуществляться в порядке, установленном действующим Положением Госстроя СССР, а также руководствами, утвержденными Минтрансстроем.

Габариты

1.8. Все вспомогательные сооружения, располагаемые над железными дорогами либо в непосредственной близости к ним, должны удовлетворять габаритам приближения строений С (Сп) по ГОСТ 9238-73.

На линиях, где установлены другие габариты, следует руководствоваться действующими габаритами.

Допускается по согласованию с управлениями железных дорог уменьшение на период строительства габарита по ширине и высоте до одного из классов габаритной проходимости в соответствии с «Указаниями по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-73» (М., «Транспорт», 1973).

При строительстве на действующих автомобильных дорогах и улицах следует соблюдать габариты приближения конструкций мостов на автомобильных и городских дорогах, установленные в главах СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги СССР. Нормы проектирования», II-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских пунктов» и II-43-75 «Мосты и трубы».

Уменьшение габаритов допускается по согласованию с органами, эксплуатирующими дороги (улицы).

1.9. Подмостовые габариты в просветах подмостей в пределах судового и сплавного фарватеров устанавливаются в зависимости от характера судоходства в период строительства и класса водного пути с учетом требований «Норм проектирования подмостовых габаритов на судоходных и сплавных реках и основных требований к расположению мостов» (НСП 103-52) и в каждом случае подлежат согласованию с местными органами речного флота.

1.10. На водотоках возвышение вспомогательных сооружений и величины просветов между опорами следует устанавливать проектом в зависимости от местных условий с учетом следующих требований:

а) за рабочий уровень воды (ледостава) в проекте принимается наивысший возможный в период производства данного вида работ сезонный уровень воды (ледостава), соответствующий расчетному расходу (уровню ледостава) вероятностью превышения 10 %. При этом должны учитываться также возможные превышения уровня от воздействия нагонных ветров или заторов. На реках с регулируемым стоком рабочий уровень назначается на основе данных организаций, регулирующих сток;

б) верх шпунтовых ограждений, бездонных ящиков, грунтовых перемычек должен возвышаться над рабочим уровнем не менее чем на 0,7 м и на 0,3 м при ледоставе и над уровнем грунтовых вод; островки для опускания колодцев и кессонов должны возвышаться над рабочим уровнем не менее чем на 0,5 м;

в) возвышение низа пролетных строений рабочих мостиков, подкрановых эстакад, подмостей на несудоходных и несплавных реках, а также в несудоходных пролетах судоходных рек должно быть не менее 0,7 м над рабочим уровнем. Разрешается уменьшать величины возвышения при непродолжительном стоянии высоких уровней, допустимости временного затопления конструкций, возможности их кратковременного снятия;

г) на переходах с карчеходом, селями не рекомендуется устраивать вспомогательные сооружения в пролетах между капитальными опорами. При необходимости их устройства расстояние между опорами подмостей в свету должно быть не менее 10 м и они должны устраиваться в период наименее вероятного появления опасных воздействий.

На водотоках с карчеходом и селевыми потоками возвышение низа конструкций пролетных строений подкрановых эстакад и рабочих мостиков над рабочим уровнем должно быть не менее 1,0 м.

На переходах с наледями следует, как правило, избегать устройства промежуточных опор в пределах наледи. Низ конструкций пролетных строений должен возвышаться на 0,5 м над рабочим уровнем, соответствующим высоте 0,8ΔНр, где ΔНр - расчетная мощность наледи.

1.11. Ширину проходов и пешеходных переходов следует назначать не менее 0,8 м.

Указания по расчету конструкций и оснований

1.12. Конструкция вспомогательных сооружений и их основания должны быть рассчитаны на силовые и другие воздействия по методу предельных состояний.

Предельными являются недопустимые состояния, при наступлении которых конструкция или основание перестает удовлетворять требованиям, предъявляемым к ним процессом производства строительных работ.

Предельные состояния подразделяются на две группы:

первая группа (первое предельное состояние) - по непригодности к использованию вследствие потери несущей способности или по необходимости прекращения использования как при сохранении несущей способности, так и при появлении возможности исчерпания последней;

вторая группа (второе предельное состояние) - по появлению чрезмерных деформаций, которые могут затруднить нормальное использование вспомогательных конструкций.

Предельные состояния вызываются в первой группе:

потерей устойчивости положения, плавучести и остойчивости;

общей потерей устойчивости формы;

местной потерей устойчивости формы, приводящей к потере несущей способности;

хрупким, вязким или иного характера разрушением, в том числе с превышением временного сопротивления разрыву, сдвигом или выпиранием грунта в основании;

текучестью, обмятием или другими чрезмерными пластическими деформациями материала (при наличии площадки текучести);

чрезмерными сдвигами во фрикционных соединениях;

местной потерей устойчивости формы, приводящей к чрезмерным деформациям, но не к потере несущей способности;

чрезмерными упругими деформациями, которые могут оказать недопустимое влияние на форму или несущую способность возводимых капитальных сооружений.

Во второй группе:

упругими или остаточными перемещениями (прогибами, выгибами, осадками, смещениями, кренами, углами поворота и колебаниями).

1.13. Кроме расчетов на силовые воздействия в необходимых случаях должны быть выполнены и другие расчеты:

теплотехнические расчеты опалубок при зимнем бетонировании;

фильтрационные расчеты ограждений котлованов;

размывов у оснований временных опор и шпунтовых ограждений (если размыв не исключен конструктивными мерами);

тяговых усилий для перемещения собираемых конструкций.

1.14. Расчет конструкций вспомогательных сооружений и их оснований по первому предельному состоянию производится на расчетные нагрузки, определяемые как произведения нормативных нагрузок на соответствующие коэффициенты перегрузки п, динамики 1+μ и на коэффициенты сочетаний пс. Указания по величинам коэффициентов для различных расчетов приведены в разделах 2-6.

Расчет конструкций и их оснований по второму предельному состоянию производится на нормативные нагрузки и воздействия.

1.15. Нагрузки должны приниматься при расчетах в наиболее неблагоприятных, возможных на отдельных этапах производства работ, положениях и сочетаниях для отдельных элементов и конструкций вспомогательных сооружений и их оснований в целом. Положения и сочетания нагрузок должны устанавливаться при проектировании с учетом рекомендаций, приведенных в разделах 3-6.

Сочетания нагрузок при расчете на ледовые воздействия и карчеход должны устанавливаться с учетом состояния сооружений при их пропуске и, как правило, приниматься для нерабочего состояния. (В разделах 3-6 эти расчеты, как правило, не учитываются в перечне рекомендуемых сочетаний нагрузок).

Сейсмические воздействия на вспомогательные сооружения не учитываются.

1.16. Расчетные сопротивления материалов (грунта) при расчетах на прочность и устойчивость должны приниматься согласно указаниям разделов 7-10.

В необходимых случаях они понижаются или увеличиваются умножением на коэффициенты условий работы т, учитывающие приближенность расчетных схем и принятых в расчете предпосылок, а также уменьшаются независимо от значений т делением на коэффициент надежности k, учитывающий степень ответственности и значимость последствий наступления тех или иных предельных состояний.

Порядок применения коэффициентов т, k устанавливается требованиями табл. 1 и соответствующих пунктов разделов 3-10. В неоговоренных случаях т и k принимаются равными 1.

Таблица 1

Наименование конструкции (конструктивных элементов) вспомогательных сооружений

Коэффициенты надежности и условий работы

kн

т

Канаты подвесных и подъемных рабочих подмостей и люлек

5

-

Прочие несущие элементы подвесных и подъемных рабочих подмостей и люлек

1,3

-

Величина удерживающей силы конструкций, закрепляемых силами трения (кроме конструкций подмостей для людей)

2

-

Шпунтовые ограждения на местности, покрытой водой

1,1

-

Пролетные строения подкрановых эстакад, элементы опор и прогонов пирсов (кроме фундаментов)

1,05

-

Закладные анкерные закрепления в бетоне:
анкера пролетных строений и приемных консолей

2

-

соединения стоек опор с ростверками

1,5

-

Металлоконструкции анкеров, удерживающих от опрокидывания пролетное строение

2,0

-

Плавучие опоры из понтонов, балластируемых через донные отверстия

1,125

-

Плавучие опоры из барж, балластируемых с помощью насосов

1,20

-

Плашкоуты для копров и стреловых кранов

2

-

Плашкоуты для установки козловых кранов, а также для перевозки строительных конструкций и материалов

1,25

-

Деревянные элементы опалубки и тепляков, подвергающиеся воздействию пара

-

0,8

Доски закладного крепления котлованов

-

1,1

Элементы опалубки монолитных конструкций (кроме поддерживающих лесов)

-

1,15

Деревянные конструкции, расположенные под водой

-

0,90

Шпунтовые стенки (но не крепления):

кольцевые в плане

-

1,15

длиной менее 5 м с промежуточными ярусами распорных креплений

-

1,10

Примечания. 1. На коэффициенты kн следует делить значения расчетных сопротивлений (удерживающих усилий), на коэффициенты т - умножать расчетные сопротивления. При расчетах плавучести на коэффициент надежности умножается расчетный вес судна.

2. Коэффициенты kн и т должны применяться совместно с другими коэффициентами условий работы, приведенными в разделе 7 и в соответствующих главах СНиП, на которые даны ссылки в разделах 8-10.

3. Коэффициенты т при расчете на устойчивость положения должны приниматься согласно требованиям разделов 1 и 4 (для шпунтовых ограждений).

1.17. Устойчивость конструкций против опрокидывания следует рассчитывать по формуле

где МОП - момент опрокидывающих сил относительно оси возможного поворота (опрокидывания) конструкций; при опирании конструкции на отдельные опоры ось опрокидывания принимается проходящей через оси крайних опор, а при сплошном опирании - через крайнее нижнее ребро конструкции;

My - момент удерживающих сил относительно той же оси;

т - коэффициент условий работы, принимаемый для конструкций с сосредоточенным опиранием (на отдельные точки) - 0,95; для опор, ряжей и клеток - 0,9; для шпунтовых стенок - согласно разделу 4. При расчете устойчивости конструкций, имеющих анкеры, следует учитывать удерживающий момент от усилия, равного расчетной несущей способности анкера.

1.18. Устойчивость конструкции против сдвига следует рассчитывать по формуле

где Тсд - сдвигающая сила, равная сумме проекций сдвигающих сил на плоскость возможного сдвига (скольжения);

Тy - предельная величина сдвигающей силы, равная проекции удерживающих сил на ту же плоскость;

т - коэффициент условий работы; т=0,9 для надземных и т=1,0 для подземных конструкций;

kн - коэффициент безопасности по материалу, учитывающий изменчивость коэффициентов трения и принимаемый равным 1,1.

При расчете устойчивости конструкции, усиленной анкером или упором, следует учитывать удерживающую силу, равную расчетной несущей способности анкера или упора.

Значения коэффициента трения различных материалов при расчетах устойчивости положения следует принимать в соответствии с прилож. 9.

1.19. При расчетах устойчивости положения надземных конструкций значения сдвигающих (опрокидывающих) усилий определяются при значениях коэффициентов перегрузки больше 1, а значения удерживающих сил - при значениях коэффициентов перегрузки менее 1.

При расчете устойчивости шпунта следует руководствоваться указаниями раздела 4.

Проверка плавучести должна производиться по формуле

где γ - объемный вес воды, равный для пресной воды 1 тс/м3;

ΣVп - предельное водоизмещение судна, равное водоизмещению его при осадке, равной высоте борта по миделю, м3;

ΣQ - расчетный вес судна, принимаемый по указаниям раздела 6, т;

kн - коэффициент надежности, принимаемый по указаниям табл. 1 и раздела 6.

Остойчивость плавучей системы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

а) положительное значение метацентрической высоты;

б) недопущение входа кромки палубы в воду;

в) недопущение выхода из воды днища (середины скулы).

Расчетные формулы для проверки предельных состояний по пунктам «а», «б», «в» приведены в разделе 6.

1.21. Упругие деформации вспомогательных сооружений и устройств по второму предельному состоянию вычисляются от нормативной нагрузки (без коэффициентов перегрузки и динамических коэффициентов).

В сооружениях с монтажными соединениями на обычных (не высокопрочных) болтах деформации должны вычисляться с учетом податливости соединений, для чего следует увеличивать расчетный упругий прогиб на 30 %.

В конструкциях с растянутыми фланцевыми стыками дополнительно учитываются деформации стыка.

Величины остаточных деформаций следует принимать (на одно пересечение) в местах примыкания:

дерева к дереву - 2 мм;

дерева к металлу и бетону - 1 мм;

металла к бетону - 0,5 мм;

металла к металлу (в сжатых фланцевых стыках) - 0,2 мм.

Осадку плотно подбитых лежней следует принимать равной 10 мм и осадку песочниц, заполненных песком, - 5 мм.

1.22. Расчетная схема конструкции вспомогательных сооружений и устройств должна соответствовать ее проектной геометрической схеме с учетом конструктивных решений для каждого этапа производства работ и порядка загружения конструкций. Строительный подъем и деформации под нагрузкой при назначении расчетной схемы не учитываются.

Определение усилий в элементах конструкции производится в предположении упругой работы материала. При этом допускается пространственную конструкцию расчленять на отдельные плоские системы. В необходимых случаях учитывается взаимное влияние плоскостных систем в металлических конструкциях.

2. НАГРУЗКИ И ИХ КОЭФФИЦИЕНТЫ

2.1. Расчет конструкции вспомогательных сооружений следует производить с учетом возможных для отдельных элементов, соединений или всей конструкции (основания) в целом неблагоприятных сочетаний нагрузок и воздействий, приведенных в табл. 2.

Таблица 2

№ нагрузки

Наименование нагрузок и воздействий

1

Собственный вес вспомогательных сооружений.

2

Давление от веса грунта.

3

Гидростатическое давление воды.

4

Гидродинамическое давление воды (включая волновое).

5

Воздействие искусственного регулирования усилий во вспомогательных сооружениях.

6

Воздействия от возводимых (монтируемых, бетонируемых или перемешаемых) мостовых конструкций (вес, ветровая нагрузка, крановая нагрузка, вес оборудования, находящегося на конструкции).

7

Вес строительных материалов и других строительных грузов.

8

Вес копров, монтажного (грузоподъемного) оборудования и транспортных средств.

9

Вес людей, инструмента и мелкого оборудования.

10

Усилие трения при перемещении пролетных строений и других конструкций и механизмов.

11

Горизонтальные инерционные нагрузки от кранов, копров, автомашин.

12

Нагрузки от укладки и вибрирования бетонной смеси.

13

Воздействие домкратов при регулировании напряжений или выправке положения и строительного подъема монтируемых (возводимых) мостовых конструкций.

14

Боковое усилие от перекоса катков или непараллельности накаточного пути.

15

Воздействие осадки грунта.

16

Ветровая нагрузка.

17

Ледовая нагрузка.

18

Нагрузка от навала судов и плавсистем.

19

Нагрузка от карчехода.

20

Нагрузка от наезда автомашин.

2.2. В зависимости от продолжительности действия нагрузки подразделяются на постоянные и временные (кратковременные и длительные).

К кратковременным относятся:

а) нагрузки под № 11, 14, 16-20;

б) нагрузки от вибрирования бетонной смеси и от сотрясений при выгрузке бетонной смеси из числа нагрузок, предусмотренных под № 12.

К длительным временным относятся нагрузки под № 5, 8, 10, 13, 15 и горизонтальное давление свежеуложенной бетонной смеси (нагрузка № 12).

Примечание. Особые нагрузки, предусмотренные общими требованиями главы СНиП II-6-74 «Нагрузки и воздействия» (сейсмические, от аварий механизмов), при расчете вспомогательных сооружений не учитываются.

2.3. Основными характеристиками нагрузок являются их нормативные значения, определяемые согласно пп. 2.4-2.23. Расчетная нагрузка определяется как произведение нормативной нагрузки на коэффициент перегрузки п, учитывающий возможное отклонение нагрузок в неблагоприятную сторону от нормативных значений и устанавливаемый в зависимости от учитываемого предельного состояния.

Величины коэффициентов перегрузки n принимаются согласно табл. 13.

Особенности сочетаний нагрузок, учитываемых при расчетах вспомогательных сооружений различного назначения, приведены в разделах 3-6.

Вероятность сочетаний различных видов нагрузки учитывается коэффициентами сочетания пс, величина которых принимается в соответствии с указаниями разделов 3-6. В случаях, специально не оговоренных, величина nс=1.

Коэффициенты сочетаний пс вводятся в виде множителя к кратковременным нагрузкам.

Влияние динамических нагрузок учитывается при расчете надземных конструкций путем введения динамических коэффициентов согласно указаниям пп. 2.9, 2.10, 3.40, 4.89, 4.91, 5.18, 5.20.

2.4. Вертикальная нагрузка от собственного веса вспомогательных сооружений определяется по проектным спецификациям или проектным объемам и объемным весам материалов и грунтов, приведенным в прилож. 9 и 10.

В соответствующих случаях должно быть учтено и горизонтальное воздействие вертикальной нагрузки (распор, натяжение и т. п.).

Распределение нагрузки от собственного веса в рассчитываемых конструкциях принимается:

а) в настилах, поперечинах, прогонах, насадках, балочных и кружальных фермах, коробках опалубки и т. п. линейных элементах - равномерным по длине конструкции, если действительная неравномерность не превышает 10 % средней величины;

б) в стойках подмостей, пирсов, опор, подкрановых эстакад и т. п. поддерживающих конструкциях - равномерным между всеми стойками рамы или опоры;

в) в прочих конструкциях - по фактическому весу отдельных ее частей.

2.5. Вертикальное давление от веса грунта Р (в тс/м2) на ограждения котлованов, подпорные стенки и т. п. определяется по формуле

где γ - объемный вес грунта, тс/м3;

Н - расчетная толщина слоя грунта, м.

Горизонтальное (боковое) давление грунта на ограждения котлованов определяется согласно прилож. 11. Допускается использовать рекомендации прилож. 11 также при определении горизонтального давления на подпорные стенки временного типа.

2.6. Гидростатическое давление воды учитывается для частей сооружений и грунтов, расположенных ниже уровня поверхностных или грунтовых вод, путем уменьшения веса частей сооружений и введения в расчет бокового давления воды, а также давления воды на днища (подушки).

Уровень воды принимается невыгоднейший - наинизший или наивысший возможный вероятностью превышения 10 % для периода производства данного вида работ.

Уровень воды, давящей на ограждения котлованов, определяется с учетом рекомендаций прилож. 11 и раздела 4.

Гидростатическое давление воды Р (в тс/м2) в любом направлении принимается равным

где γ - объемный вес воды, принимаемый 1 тс/м3;

Н - расчетная высота слоя воды, м.

2.7. Гидродинамическое давление воды на подводную часть конструкции Nвп (в кгс) принимается равным

где Nл - лобовое давление воды (в кгс), равное

Nт - сила трения воды по поверхности плавающего тела (в кгс), принимаемая равной

V - для неподвижных конструкций средняя скорость течения воды, принимаемая по данным поплавковых наблюдений и измерений вертушкой в пределах горизонта погружения; для перемещающихся конструкций V - относительная скорость перемещения воды и плавающего тела, м/с.

В случае, если подводная часть конструкции (плавсистемы) стесняет живое сечение более чем на 10 %, необходимо учитывать возрастание скорости водного потока;

φ0 - коэффициент, учитывающий степень обтекаемости погруженного в воду тела, принимаемый для заостренных или закругленных в плане очертаний равным 0,75, а для прямоугольных очертаний - 1,00;

f - коэффициент, характеризующий трение воды по поверхности погруженного тела принимаемый, для металлических поверхностей равным 0,17, для деревянных - 0,25, для бетонных - 0,20 кгс·с24;

F - подводная площадь по миделю (наиболее широкому поперечному сечению), м2;

S - площадь смоченной поверхности (поверхность трения воды), м2.

Значения F и S принимаются равными:

а) для плашкоутов и барж

 

б) для бездонных ящиков, кессонов и т. п.

 

где t - осадка плашкоута или баржи, м;

Н - глубина воды в месте опускания бездонного ящика или кессона, м;

В - ширина плашкоута, баржи, бездонного ящика, кессона, м;

L - длина плашкоута, баржи, бездонного ящика, кессона, м.

При V≥2 м/с следует учитывать возрастание уровня воды у сооружения

где g - ускорение силы тяжести, м/с2.

При наличии косины течения, когда продольная ось тела составляет с направлением струй угол, отличный от 0°, лобовое давление воды Nл должно исчисляться не по площади миделя, а по проекции погруженной в воду части плавучего тела на плоскость, нормальную к направлению течения.

Помимо давления текущей воды должна учитываться нагрузка от воздействия волн в размере 0,03 тс/м для рек шириной до 300 м и 0,12 тс/м при ширине 500 м.

При строительстве на акваториях с большими высотами волн (озера, водохранилища, широкие реки) должен производиться более точный расчет волнового давления в соответствии со СНиП II-57-75 «Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)».

2.8. Воздействие искусственного регулирования усилий в конструкциях вспомогательных сооружений учитывается в случаях, предусмотренных проектом (например, придание плашкоутам первоначально обратного выгиба соответствующим порядком их балластировки). Величина усилий устанавливается при составлении проекта.

2.9. Вертикальная нагрузка от веса возводимых мостовых конструкций, а также строительных материалов и других грузов определяется по проектным спецификациям или объемам и объемным весам материалов, приведенным в проекте конструкции.

При реконструкции существующих мостов вес конструкций должен определяться с учетом их фактического состояния.

В соответствующих случаях должно быть учтено и горизонтальное воздействие вертикальной нагрузки (распор, натяжение и др.).

Вес возводимых конструкций, передаваемый на вспомогательные сооружения (сборочные клетки, прогоны и т. п.), допускается принимать равномерно распределенным по длине, если фактические колебания его по длине не превышают 10 %.

При устройстве нескольких (более двух) прогонов, рядов сборочных клеток и т. п. в плоскости поперечной к оси моста нагрузка от возводимых конструкций принимается равномерно распределенной в поперечном направлении, если крутильная жесткость возводимой конструкции равна или более крутильной жесткости вспомогательных сооружений.

Вес устанавливаемых или укладываемых кранами на вспомогательные сооружения (подмости и т. п.) элементов и грузов (за исключением бетона) учитывается с динамическим коэффициентом, равным 1,1.

2.10. Вертикальная нагрузка от копров, монтажного (грузоподъемного) оборудования и транспортных средств принимается по паспортным данным и каталогам. Нагрузку от консольных кранов, вагонов, тепловозов, обращающихся по сети, следует определять, пользуясь эквивалентными нагрузками, приведенными в прилож. 12. Нагрузка от нестандартного оборудования определяется по проектной документации.

Копры, монтажное и транспортное оборудование должны быть установлены в положение, вызывающее наибольшие силовые воздействия на конструкции вспомогательных сооружений, их элементы и соединения (например, при минимальном вылете и максимальном весе груза или максимальном вылете и минимальном весе груза, без груза, при различном положении стрелы в плане и наклоне стрелы копра).

Вес наклоняющейся стрелы, подвешенного к крану (копру) груза, с учетом веса строповочных устройств и оттяжек, принимается с динамическим коэффициентом, равным 1,1; вес молота - с динамическим коэффициентом 1,2.

Вертикальные нагрузки на отдельные ноги (колеса) кранов должны определяться с учетом распределения веса крана и груза, а также с учетом действия горизонтальных нагрузок (тяговых, ветровых, инерционных), действующих на кран. При этом места приложения отдельных нагрузок (тяговых, ветровых, инерционных) должны приниматься в соответствии с условиями работы крана.

2.11. Нагрузка от людей, инструмента и мелкого оборудования учитывается в виде:

а) равномерно распределенной вертикальной нагрузки интенсивностью 250 кгс/м2 - при расчете досок опалубки плит, настилов рабочих подмостей и рештований, проходов, тротуаров, а также непосредственно поддерживающих их конструкций (несущих ребер, поперечин, прогонов и т. п.);

б) равномерно распределенной вертикальной нагрузки интенсивностью 200 кгс/м2 - при расчете рабочих подмостей, временных опор, пирсов, рабочих мостиков с длиной загружаемого участка менее 60 м и интенсивностью 100 кгс/м2 при длине загружаемого участка 60 м и более. Указанной нагрузкой загружаются участки, не занятые монтируемой (бетонируемой) конструкцией (обычно учитывается как нагрузка на тротуарах);

в) нагрузки, равной 75 кгс/м для загружения собираемых пролетных строений без тротуаров (при определении усилий на временные опоры);

г) сосредоточенной горизонтальной нагрузки величиной 70 кгс, приложенной посередине пролета между стойками перил или к стойке перил.

Доски опалубки и настилов подмостей, ступени лестниц, а также непосредственно поддерживающие их конструкции, независимо от расчета на нагрузки, указанные выше, проверяются на сосредоточенный груз величиной 130 кгс. При ширине доски менее 15 см нагрузку распределяют на две доски (при условии сплачивания их поперечными планками).

Нагрузка для крюков, служащих для подвешивания лестниц, принимается равной 200 кгс.

Нагрузка (вес материалов, инструмента и рабочих) для подвесных люлек на одного рабочего принимается равной 120 кгс и на двух рабочих - 250 кгс.

Каждая тетива приставных лестниц рассчитывается на сосредоточенный груз 100 кгс.

2.12. Величина силы трения Nнт при перемещениях пролетных строений, бездонных ящиков, подкрановых и подкопровых тележек кранов и копров и др. по горизонтальной плоскости определяется по формулам:

а) при перемещении по рельсам на подкладках (салазках) или по бетонному, грунтовому и деревянному основанию

б) при перемещении по рельсам на катках

в) при перемещении по рельсам на тележках с подшипниками скольжения

то же с подшипниками качения

г) при перемещении по полимерным устройствам скольжения

где Р - нормативная нагрузка от веса перемещаемой конструкции (механизма), тс;

f1 - коэффициент трения скольжения, принимаемый по прилож. 9;

f2 - коэффициент трения качения катка (колеса) по рельсам, принимаемый по табл. 3;

f3 - коэффициент трения скольжения в подшипниках, принимаемый равным от 0,05 до 0,10 см;

f4 - коэффициент трения качения в подшипниках, равный 0,02 см;

f5 - коэффициент трения скольжения для полимерных материалов, принимаемый по табл. 4;

R1 - радиус катка, см;

R2 - радиус колеса, см;

k=2 - коэффициент, учитывающий влияние местных неровностей рельсов и катков, перекоса катков, непараллельности накаточных путей и прочих факторов, вызывающих возрастание сопротивления движению;

r - радиус оси колеса, см.

Таблица 3

Диаметр катка (колеса), мм

200-300
и менее

400-500

600-700

800

900-1000

Коэффициент трения качения f2, см

0,04

0,06

0,08

0,10

0,12

Таблица 4

Материал трущейся пары

Давление, кгс/см2

Коэффициент трения f5 полимерных устройств скольжения при температуре

отрицательной

положительной

Полированный лист+фторопласт

<100

0,12

0,07

>100

0,09

0,06

Полированный лист+нафтлен

<100

0,12

0,07

>100

0,10

0,06

Полированный лист+металлофторопласт

<100

0,12

0,08

>100

Полированный лист + полиэтилен ВП

<100

0,18

0,10

>100

0,12

0,06

Примечания. 1. В таблице указаны значения коэффициента трения при трогании с места. При скольжении значения f5 понижаются в среднем до 80 %.

2. При замене полированного листа листом, покрашенным эмалью, значения коэффициента трения увеличиваются на 10 %.

2.13. Инерционная горизонтальная нагрузка, направленная вдоль кранового (копрового) рельсового пути, должна приниматься равной 0,08 собственного веса любого элемента крана (ноги, ригеля, тележки, груза) и приложенной в центре тяжести соответствующего элемента.



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: