Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Искусственные сооружения на дорогах arrow Методические рекомендации по обеспечению эксплуатационной надежности и долговечности пролетных строе  
20.06.2018
    
Методические рекомендации по обеспечению эксплуатационной надежности и долговечности пролетных строе

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ИЗ СВОДЧАТЫХ ПЛИТ БЕЗ УСТРОЙСТВА ПРИ МОНТАЖЕ ОДЕЖДЫ ЕЗДОВОГО ПОЛОТНА

Утверждены зам. директора Союздорнии

канд. техн. наук Б. С. Марышевым

 

Составлены на основании результатов лабораторных и натурных исследований, опыта изготовления, транспортирования и монтажа пролетных строений из свод­чатых плит без устройства при монтаже одежды ездо­вого полотна.

Даны конструкция пролетного строения, оптимальные геомет­рические параметры сводчатой плиты и про­летных строений из них.

Приведены требования к материалам сводчатых плит.

Содержат сведения об оснастке для сводчатых плит, об изготовлении, о хранении, транспортировании и мон­таже пролетных строений; указаны области применения конструкции.

Приведены рекомендации по устройству на пролетных строениях одежды ездового полотна нескольких ти­пов при планируемом переводе дороги, на которой по­строен мост, в более высокую категорию.

Применение пролетных строений из сводчатых плит без устройства одежды ездового полотна при   строи­тельстве автодорожных мостов на дорогах низких кате­горий взамен типовых пролетных строений по проектам инв. .№ 710/5 и инв. № 384/43 обеспечивает экономию ма­териальных и трудовых затрат.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сравнительно недавно мосты пролетами 12 м на до­рогах всех категорий строили только из типовых же­лезобетонных Т-образных балочных или двухпустотных плитных пролетных строений. Принятой технологией пре­дусматриваются омоноличивание швов между балками или плитами на строительной площадке и устройство многослойной одежды ездового полотна, что при стро­ительстве мостов на дорогах низких категорий приводит к неоправданным материальным и трудовым затра­там.

Союздорнии и Союздорпроект .предложили взамен ти­повых конструкций пролетных строений  использовать конструкции из не объединяемых между собой сводча­тых плит длиной 12 м без устройства одежды ездово­го полотнах). Езда осуществляется непосредственно по плитам. Конструкция имеет 100 %-ную сборность. При необходимости пролетное строение легко разобрать и смонтировать на новом месте.

Обследования и испытания двух опытных мостов, проведенные Союздорнии, показали, что под воздействием временных нагрузок разрушаются верхние продоль­ные углы сводчатых плит, а превышение граней смеж­ных плит по продольным зазорам между ними (сту­пеньки) достигает 30-35 мм. Указанные недостатки обусловлены некоторыми недоработками проекта, нека­чественным изготовлением и монтажом пролетных строений.

_____________

х) Проект инв. № 29100-М разработан Союздорпроектом по техническому заданию Союздорнии.

 

Небольшой объем внедрения данной конструкции (всего смонтировано около 850 м2) можно объяснить неуверенностью заказчиков в ее эксплуатационной надеж­ности и долговечности.

Союздорнии в результате выполнения большого объ­ема лабораторных исследований определил оптимальные геометрические параметры сводчатой плиты и пролетных строений из них, обеспечивающие высокую эксплуатационную надежность и долговеч­ность пролет­ных строений без устройства при монтаже одежды ездового полотна, а также требования к материалам  и оснастке.

"Методические рекомендации по обеспечению эксплу­атационной надежности и долговечности пролетных стро­ений из сводчатых плит без устройства при монтаже одежды ездового полотна" составлены с целью оказать помощь при проектировании, изготовлении, хранении, транспортировании и монтаже пролетных строений такого типа.

В настоящих Методических рекомендациях приведе­ны варианты устройства на пролетных строениях одеж­ды ездового полотна при переводе дороги в более вы­сокую категорию.

Методические рекомендации разработаны канд. техн. наук Б. П. Беловым и инж. С. В. Семеновым.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методическими рекомендациями следует руко­водствоваться при проектировании (привязке), изготовлении и монтаже, пролетных строений из необъединяемых сводчатых плит длиной 12 м без устройства при монтаже одежды ездового полотнах) во всех реги­онах СССР.

1.2. Область применения конструкции - мосты на автомобильных дорогах IV и V категорий, на внутри- и межплощадочных, карьерных, лесовозных дорогах и на внутрихозяйственных дорогах колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

Наиболее эффективно применять такую конструкцию в труднодос­тупных районах, районах с суровыми кли­матическими условиями и на временных мостах.

1.3. Пролетные строения имеют 100 %-ную сборность и полную заводскую готовность.

При необходимости пролетное строение может быть разобрано и смонтировано на новом месте.

1.4. Расчетный срок службы - не менее чем типо­вых пролетных строений с традиционной одеждой ездо­вого полотна.

1.5. Пролетные строения рекомендуется применять, в разрезных и температурно-неразрезных системах мостов.

При монтаже разрезных пролетных строений опирание сводчатых плит следует осуществлять на резиновые опорные части, а температурно-неразрезных - на резиновые или резинофторопластовые.

_____________

х) Проект инв. № 29100-М Союздорпроекта.

 

В разрезных пролетных строениях при наличии в нижней части ребер (в местах расположения опорных частей стальных закладных деталей допускается опи­рать сводчатые плиты на стальные опорные части.

1.6. Допускается опирать смежные ребра сводчатых плит на общую опорную часть.

1.7. При переводе дороги, на которой построен мост, в более высокую категорию на пролетных строениях легко может быть устроена одежда ездового полотна.

2. КОНСТРУКЦИЯ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СВОДЧАТОЙ ПЛИТЫ И ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ

2.1. Сводчатые плиты в составе пролетного строе­ния не объединяют между собой.

2.2. Одежду ездового полотна в предлагаемой кон­струкции пролетного строения не устраивают.

Проезд транспорта осуществляется непосредственно по сводчатым плитам.

2.3. Верх торцов сводчатых плит должен быть окай­млен стальными уголками, заанкеренными в бетоне плиты.

2.4. Сводчатые плиты в пролетном строении допус­кается устанав­ливать с двух- или односторонним. попе­речным уклоном.

2.5. Отвод воды с поверхности пролетного строения осуществляется через открытые продольные зазоры между сводчатыми плитами.

2.6. Для того чтобы обеспечить эксплуатационную надежность и долговечность пролетных строений из не­объединяемых сводчатых плит без устройства при монтаже одежды ездового полотна при движении по ним колесного и гусеничного транспорта, необходимо  ис­пользовать сводчатые плиты из бетона класса по проч­ности на сжатие не ниже В30 и пролетные строения из них, имеющие следующие геометрические параметры:

радиус закругления на верхних продольных углах сводчатой плиты - 13,1-20,0 мм;

толщину дополнительного слоя износа бетона на верхней поверхности сводчатой плиты, бетонируемого одновременно с плитой, - не менее 20 мм;

фаски размером 15´15 мм или 20´20 мм в нижней части ребер сводчатой плиты, которые располагаются на длине не менее 3 м от торцов плит;

сумму поперечных уклонов сводчатых плит в месте изменения поперечного профиля пролетного строения - 4 %;

ширину открытого продольного зазора между свод­чатыми плитами - 20-40 мм;

максимально допустимое превышение граней смеж­ных сводчатых плит по продольным зазорам между ни­ми (ступеньки) в месте открытого продольного за­зора - не более 20 мм.

Оптимальные геометрические параметры были ус­тановлены в результате выполнения большого объема лабораторных и натурных исследований.

Конструкция пролетного строения показана на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Схема поперечного сечения пролетного строения из необъединяемых сводчатых плит: а - с тротуаром; б - без тро­туара; 1 - перильное ограждение;

2 - барьерное ограждение; 3 - сводчатая плита; 4 - "ступенька" между сводчатыми пли­тами (не более 20 мм); 5 - открытый продольный

зазор (20-40 мм); 6 - закладная деталь

 

2.7. На мостах в населенных пунктах должны быть устроены тротуары шириной 1,5 м по обеим сторонам проезжей части.

По согласованию с органами ГАИ на дорогах не выше III категории в малонаселенных районах на малых и средних автодорожных мостах, расположенных вне населенных пунктов, допускается устраивать односторон­ние проходы шириной 0,75 м. Если длина моста не пре­вышает 50 м, то разрешается такие проходы не устра­ивать.

2.8. Под тротуар устанавливается такая же сводча­тая плита, как и под проезжую часть, но с закладными деталями на верхней поверхности для приварки при монтаже стоек перильных и барьерных ограждений.

При отсутствии на сводчатых плитах закладных деталей для крепления стоек барьерных ограждений до­пускается использовать стальные накладки, тяжи и болты (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Возможный вариант крепления металлических барьерных ограждений на плитах: 1 - стойка перильного ог­раждения; 2 - закладная деталь;

3 - сводчатая плита; 4 - стойка барьерною ог­раждения; 5 -  профиль;

6 - гайка; 7 - сварной шов; 8 - стальная. пластина; 9 - эластичная

прокладка; 10 - тяж

 

2.9. Допускается применять тротуарную сводчатую плиту с железобетонным парапетом высотой 60 см, бе­тонируемым одновремен­но со сводчатой плитой или из­готавливаемым на отдельном посту и заанкериваемым в бетоне сводчатой плиты при ее изготовлении (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Схема поперечного сечения пролетного строения с край­ними сводчатыми плитами специального профиля: а - с тротуаром; б - без тротуара;

1 - перильное ограждение на верхней поверхности плиты; 2 - закладная деталь на верхней поверхности бордюра; 3 - сводчатая плита с железобетонным бордюром; 4 - сводчатая плита без бордюра; 5 - закладная деталь на верхней поверхности плиты; 6 - перильное ограждение на верх­ней поверхности бордюра

 

Железобетонный парапет на тротуарной сводчатой плите необходимо располагать на расстоянии от одной из его боковых граней, равном ширине прохода (0,75 м).

В пролетном строении без тротуаров (проходов) или с одним тротуаром (проходом) тротуарная плита долж­на быть развернута на 180° вокруг вертикальной оси по сравнению с ее положением в пролетном строении с тротуарами (проходом).

2.10. Чтобы предотвратить самопроизвольную раз­движку сводчатых плит, к стальным уголкам на их торцах необходимо приварить арматурные стержни из стали класса А-1 (диаметр 20 мм, длина 680 мм), а к закладным деталям на насадках опор - стальные угол­ки (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Схема узлов по ограничению самопроиз­вольной раздвижки сводчатых плит: 1 - закладная деталь на насадке опоры; 2 - сварной шов; 3 - уголок;

4 - резиновая слоистая опорная часть; 5 - сводчатая плита; 6 - стальной уголок; 7 - перила; 8 - барьерное ограждение; 9 - арматурный стержень;

10 - насадка опоры

 

При этом арматурные стержни следует располагать ниже верхней поверхности плиты минимум на 20-30 мм, а между вертикальной полкой уголка и ребром крайней сводчатой плиты должна быть вставлена резиновая опорная часть таким образом, чтобы обеспечить плот­ное ее сопряжение с ребром плиты и полкой уголка.

2.11. Для того чтобы исключить попадание грязи на насадки опор и улучшить комфортность проезда при эксплуатации пролетных строений без устройства при монтаже одежды ездового полотна, следует объединить сводчатые плиты между собой в продольном направле­нии в температурно-неразрезную конструкцию (рис. 5).

 

 

 

 

 

Рис. 5. Узел объединения сводчатых плит в температурно-неразрезное пролетное строение: а - продольный разрез; б - план; в - продольный разрез

при заполнении зазора над стержнем герметизирующим матери­алом;

г - продольный разрез при наличии на стержне Т-образного элемента;

1 - сводчатая плита (СП); 2 - поперечный зазор между СП; 3 - закладные

детали в верхних ча­стях торцов СП, заанкеренные в бе­тоне; 4 - стальной стержень, приваренный вразбежку к закладным деталям на торцах СП;

5 - сварные швы; 6 - опорная часть; 7 - герме­тизирующий материал над стержнем; 8 - Т-образный стальной элемент; a - расстояние между

сварными швами

 

Основной элемент узла объединения - соединитель­ный стальной стержень, расположенный в зазоре между сводчатыми плитами и приваренный вразбежку к за­кладным деталям в верхней части торцов сводчатых плит. Стержень проходит по всей ширине пролетного строения.

Поперечное сечение стержня следует выбирать из условия работоспособности узла объединения при угло­вых перемещениях концов смежных пролетных строений. Оно может быть прямоугольным, в виде уголка и т.д.

Расстояние a между участками приварки стерж­ня к закладным деталям смежных сводчатых плит необходимо назначать по расчету прочности соединитель­ного стержня на кручение при угле закручивания, рав­ном суммарным угловым перемещениям торцов смеж­ных сводчатых плит.

Наиболее целесообразно соединительный стержень прикреплять ниже верхней поверхности сводчатой пли­ты и зазор над ним заполнять долговечным герметизи­рующим материалом. Для обеспечения долговечности герметизирующего материала соединительный стержень можно дополнительно снабжать Т-образным стальным элементом (см. рис. 5, г).

При устройстве узла объединения не требуется при­менять конструктивные решения по ограничению само­произвольной раздвижки сводчатых плит (см. п. 2.10).

Допускается применять также конструкции узлов, приведенные на рис. 6.

 

 

 

 

 

Рис. 6. Конструкции узлов для предохра­нения насадок опор от загрязнения

и ув­лажнения: 1 - свод­чатая плита; 2 - за­кладная .деталь; 3 - компенсатор;

4 - герметизирующий материал; 5 - порис­тый материал; 6 - резиновый компенсатор К-8; 7 - элементы крепления компенса­тора К-8

 

2.12. Для подъема сводчатых плит должны быть пре­дусмотрены монтажные петли, которые после установки плит на опоры следует срезать автогеном.

Вокруг монтажных петель рекомендуется устраивать ниши в бетоне плиты размером (40¸50 мм)´(170¸200 мм) и глубиной 20-30 мм. После срезки монтажных петель их следует заполнять полимерным бетоном или раствором.

2.13. Монтажные петли должны быть наклонены к оси поперечного сечения сводчатой плиты, что облегчит установку плит одна на другую при складировании и транспортировании.

2.14. Вместо монтажных петель допускается устра­ивать в сводчатых плитах монтажные отверстия диа­метром до 20 см для пропуска строповочных приспособлений. Вокруг отверстий следует предусмот­реть уста­новку дополнительной арматуры.

2.15. Верх торцов пролетных строений должен быть в одном уровне с верхом покрытия на подходах.

2.16. Закладные детали на сводчатых плитах и на насадках опор, элементы стальных стыков и стальные упоры на насадках опор необходимо защищать от кор­розии.

3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

3.1. Сводчатые плиты надлежит изготавливать из тяжелого бетона, соответствующего требованиям ГОСТ 25192-82, ГОСТ 7473-85, ГОСТ 26633-85.

Класс бетона по прочности на сжатие должен быть не ниже В30.

Марка бетона по водонепроницаемости - W8, по мо­розостойкости - F300 при испытании по ГОСТ 10060-87 в 5 %-ном растворе хлористого натрия.

При приготовлении бетонной смеси следует в обя­зательном порядке применять комплексные воздухововлекающие (газообразующие) и пластифицирующие до­бавки согласно главе СНиП III-43-75 и ГОСТ 24211-80.

Водоцементное отношение бетонной смеси должно быть не более 0,40-0,42.

Максимальная крупность щебня не должна превышать 20 мм.

3.2. Заделывать ниши вокруг монтажных петель ре­комендуется при положительной температуре воздуха полимерным раствором или полимербетоном (составы № 1-3), при отрицательной - полимербетоном (составы № 2 и 3).

Рекомендуемые составы (мас. ч.) для заделки ниш:

Состав1 - полимерный раствор:

Поливинилацетатный клей ...............................     40

Портландцемент марки 400 ..............................   100

Песок .................................................................   150

Вода ...................................................................    25

Состав № 2 - полимербетон на мелком заполнителе:

Эпоксидная смола (ЭД-20, ЭД-16, ЭД-14,

ЭИС) ..................................................................  100

Отвердитель (полиэтиленполиамин) ................  6-25

Пластификатор (фуриловый спирт

или дибутилфталат) ..........................................    20

Растворитель (толуол) ......................................    20

Песок ................................................................  500-650

Цемент ..............................................................  200-300

Состав № 3 - полимербетон на крупном заполнителе:

Эпоксидная смола (ЭД-20, ЭД-16, ЭД-14,

ЭИС) .................................................................   100

Отвердитель (полиэтиленполиамин) ................  6-25

Пластификатор (фуриловый спирт

или дибутилфталат) .........................................     20

Растворитель (толуол) ......................................    20

Щебень ............................................................  300-400

Песок ...............................................................  350-450

Цемент .............................................................  200-300

Количество полиэтиленполиамина в составах 2 и 3 следует при­нимать в зависимости от температуры их твер­дения:

Температура твердения со­става, °С

20-30

15-20

10-15

5-10

0-5

Ниже 0

Количество полиэтилен­полиамина, мас. ч

 

6-7

 

8-10

 

11-16

 

15-20

 

20-25

 

25

 

При отрицательных температурах твердения составов № 2 и 3 в качестве пластификатора следует применять только фуриловый спирт.

В лаборатории составы должны быть уточнены   в соответствии с температурой твердения и требуемыми прочностью, жизнеспособ­ностью и временем твердения,

3.3. Закладные детали на сводчатых плитах и на на­садках опор, элементы стальных стыков и стальные упоры на насадках опор необходимо защищать от кор­розии путем нанесения эпоксидных покрытий согласно "Инструкции по проектированию малых и средних мос­тов БАМ" ВСН 187-76 (М., 1976) или других долговечных антикоррозионных составов.

3.4. При устройстве узлов объединения сводчатых плит в продольном направлении следует применять гер­метизирующие материалы, выпускаемые промышленно­стью: резинобитумные вяжущие РБВ-35, РБВ-50 по ТУ 21-27-41-75, мастики битумно-бутилкаучуковые пластифицированные МББП-65 (Лило-1) и МББП-80 (Лило-2) по ТУ 21-27-40-83, мастику резинобитумную го­рячую МРГ-Г по ТУ 218 БССР 41-81 или другие анало­гичные по характеристикам долговечные герметизирующие материалы.

3.5. Для конструкций узлов, показанных на рис. 6, следует применять материалы согласно "Методическим рекомендациям по проектированию и устройству конструкций деформационных швов в автодорожных и го­родских мостах и путепроводах" (Союздорнии. - М., 1982).

4. ОСНАСТКА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВОДЧАТЫХ ПЛИТ

4.1. В состав оснастки для изготовления сводчатых плит должны входить кондуктор для изготовления про­странственного каркаса, оборудование для заготовки ар­матуры, опалубка, машина для изготовления сварных сеток или машина для механизированного изготовления несварных сеток либо кондуктор для ручной вязки сеток, оборудование для приготовления бетонной смеси и подачи ее к опалубке, распределитель бетонной смеси, оборудование для уплотнения уложенной в опалубку бе­тонной смеси, оборудование для тепловлажностной об­работки бетона, транспортное оборудование.

4.2. Изготавливать сводчатые плиты следует в опа­лубке, разработанной ПКБ Исетского завода МЖБК.

Опалубка (рис. 7) состоит из сводчатой матрицы, поддона, боковых и торцевых щитов, механизмов открывания-закрывания боковых щи­тов, виброблока, элект­рической или ручной лебедки для перемещения виброблока вдоль опалубки.

 

 

 

Рис. 7. Схема опалубки, разработанной ПКБ Исетского завода МЖБК: I - блок

с тросом для раздвижки боковых щитов; 2 - петля для сдвижки боковых щи­тов в проектное положение; 3 - торцевой щит; 4 - боковой щит; 5 - шарнирное сопряжение тяги с боковым щитом; 6 - труба для тепловой обработки забето­нированной плиты; 7 - рама; 8 - виброблок с вибратором; 9 - направляющая

для перемещения виброблока вдоль опалубки; 10 - тяга; 11 - сводчатая матри­ца; 12 - монтажная петля на торцевом щите; 13 - монтажная петля опалубки;

14 - гибкий стальной элемент - поддон ребра

 

Боковые щиты крепят к поддону с помощью гибких стальных элементов, позволяющих щитам отклоняться при распалубливании на небольшой угол (верх каждо­го щита должен отклоняться наружу на 13,1-20,0 мм). Торцевые щиты извлекаемые. Механизмы открывания-закрывания боковых щитов служат для распалубливания готового изделия и сборки опалубки.

Проектные размеры сводчатой плиты по длине опа­лубки обеспечиваются за счет жесткости боковых щи­тов.

Фиксацию виброблока на любом участке опалубки можно осуществлять с помощью электромагнитного, пневматического или пружинного прижима.

4.3. Чтобы обеспечить высокую технологичность из­готовления сводчатых плит хорошего качества, эксплу­атационную надежность и долговечность пролетных стро­ений без устройства при монтаже одежды ездового по­лотна, необходимо выполнить следующие усовершенство­вания опалубки по проекту ПКБ Исетского завода МЖБК (рис. 8).

 

 

Рис. 8. Схема поперечного сечения усовершенствованной опалубки: 1 - ок­но для установки форм с контрольными бетонными образцами; 2 - отвер­стие

для измерения температуры прогрева плиты; 3 - элемент для об­разования закругления; 4 - фаскообразователь

 

Внутренней стороне верхней части боковых щитов должна быть придана форма, позволяющая образовать закругления плиты с радиусом 13,1-20,0 мм.

В нижней части опалубки (где формуются ребра) следует устроить фаскообразователи размером 15´15 или 20´20 мм на длине не менее 3 м от торцов плиты.

Необходимо обеспечить одинаковые отметки и жесткость низа поддона ребер на длине 0,7-0,8 м от торцов плиты.

В боковых щитах опалубки необходимо устроить ок­на для установки форм с контрольными бетонными об­разцами и отверстия для измерения температуры внут­ри боковых щитов.

На поверхность опалубки, соприкасающуюся с уло­женным бетоном, надлежит нанести антиадгезионное полимерное покрытие толщиной 150—250 мкм, которое обеспечит 60-70 циклов оборачиваемости опалубки без его восстановления и позволит эксплуатировать опа­лубку без смазки и практически без очистки.

Полимерный материал допускается наносить на по­верхности опалубки кистью или распылением после пес­коструйной очистки.

Целесообразно применять следующий состав поли­мерного материала (мас. ч.)х):

Эпоксидная смола ЭД-16 или ЭД-20 ....................  100

Полиэтиленполиамин ............................................ 12-15

Толуол .................................................................... 15-20

Жидкий полисульфидный каучук-тиокол

мар­ки НВ или НВТ ...............................................    20

Полиметилхлорфенилсилоксановая жидкость

марки ХС-2-1 ........................................................    25

Тонкомолотый кварцевый песок вибропомо­ла

КП-2 или КП-3 .....................................................  25-90

Допускается применять покрытия и других составов, обладающих антиадгезионными свойствами к бетону и долговечных в эксплуатации.

_____________

х) См. Временную инструкцию по применению антиадгезионных полимерных покрытий форм при производстве железобетонных конструкций транспортных сооружений (для опытного применения) - М., 1974.

 

4.4. Торцевые щиты опалубки рекомендуется делать несъемными. Они должны иметь наклон, наружу от опалубки, равный 1/20. На поверхностях торцевых щи­тов, соприкасающихся с боковыми щитами необходимы пазы для уплотняющих прокладок (например, из пористой резины, поролона или других подобных материа­лов).

4.5. Если сводчатая плита будет изготавливаться с монтажными отверстиями, то должны быть предусмот­рены их образователи, а при наличии ниш вокруг мон­тажных петель - образователи ниш.

4.6. Для распалубливания сводчатых плит с монтаж­ными отверстиями следует под ребрами сводчатых плит установить четыре синхронно работающих винтовых домкрата, которые после раздвижки боковых щитов бу­дут поднимать плиту через специальные окна в поддо­не на высоту 20-30 см, после чего плиту можно будет извлекать краном.

4.7. Изготовление вязаных сеток целесообразно ме­ханизировать, например, используя машину-автомат для изготовления несварных сеток, принцип действия кото­рой основан на закреплении рабочих стержней скруткой парных распределительных стержней /1/.

Технические характеристики машины-автомата:

Максимальный размер сетки ................................ 2800´4500 мм

Диаметр поперечной (рабочей) ар­матуры ............       8-22 мм

Диаметр продольной (распредели­тельной)

арматуры ...............................................................        6 мм

Шаг продольной (монтажной) арма­туры .............    100-250 мм

Время цикла одной скрутки ..................................      12 с

Производительность при шаге 200 мм .................        1 м/мин

Габариты ...............................................................   20´7,3´2,5 м

Масса ....................................................................      10 т

Мощность электродвигателей ..............................      36 кВт

4.8. Сварные сетки рекомендуется изготавливать с помощью сварочной машины.

5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ, ПРАВИЛА ПРИЕМКИ, МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ

5.1. Изготавливать сводчатые плиты целесообразно по стендовой технологии. При этом следует выполнять требования проектной документации, СНиП III-43-75, На­ставлений по технологии изготовления железобетонных балок и плит для сборных пролетных строений (М., 1979).

5.2. Пространственный арматурный каркас рекомен­дуется собирать в кондукторе из заранее изготовлен­ных каркасов ребер сводчатой плиты, сеток вутов и сеток плиты проезжей части.

Каркасы ребер рекомендуется вязать в кондукторе, сетки вутов и плиты проезжей части - в кондукторах либо с использованием машины-автомата для изготов­ления несварных сеток (см. п. 4.7) или сварочной машины.

После объединения с помощью вязальной проволоки каркасов ребер и сеток готовый пространственный каркас устанавливается в опалубку.

5.3. Допускается собирать пространственный арматурный каркас непосредственно в опалубке. Для умень­шения трудоемкости этих работ рекомендуется приме­нять заранее изготовленные каркасы ребер, сетки ву­тов и сетки плиты проезжей части, которые после ус­тановки в опалубку объединяют между собой вязальной проволокой.

5.4. Взамен вязки проволокой пересечений стержней в каркасах ребер, сетках аутов и сетках плиты проез­жей части и объединения проволокой элементов прост­ранственного каркаса между собой следует применять пружинные фиксаторы, что позволит в 1,5-2 раза по­высить производительность труда /1/.

5.5. Бетонная смесь должна быть приготовлена на заводе после предварительного подбора состава и его экспериментальной проверки.

Систематически необходимо контролировать проч­ность, однород­ность, морозостойкость и водонепроницаемость бетона.

5.6. При изготовлении крайних сводчатых плит сле­дует обеспечи­вать горизонтальное положение стальных закладных деталей для приварки стоек перильных и барьерных ограждений.

Верхняя поверхность закладных деталей должна совпадать с верхней поверхностью сводчатых плит.

5.7. В случае применения тротуарной сводчатой пли­ты с железобетонным парапетом рекомендуется пара­пет изготовить отдельно, а затем с помощью анкеров заделать его в свежеуложенный бетон сводчатых плит.

Допускается железобетонный парапет бетонировать непосредст­венно при изготовлении тротуарной сводчатой плиты.

5.8. Следует обеспечивать проектную толщину за­щитного слоя бетона, особенно над верхней арматур­ной сеткой в плите проезжей части.

5.9. При изготовлении плит необходимо постоянно контролировать одинаковые отметки и жесткость под -дона ребер на длине не менее 0,7-0,8 м от торцов пли­ты.

5.10. Укладку бетонной смеси в опалубку рекомен­дуется осуществлять с помощью распределителя бетон­ной смеси.

5.11. Для уплотнения уложенной в опалубку бетон­ной смеси целесообразно использовать виброблок.

Допускается уплотнять бетонную смесь 3-4 вибраторами, жестко закрепленными на направляющей под свод­чатой матрицей и расположенными равномерно по длине опалубки.

5.1.2. Равномерного распределения бетонной смеси по поперечному сечению опалубки можно достичь, изменяя направление вращения дебаланса вибратора на виброблоке или дебалансов вибраторов, жестко закреп­ленных на направляющей.

5.13. Если вибратор или вибраторы соответственно на виброблоке или жестко закрепленные на направляю­щей по каким-либо причинам не будут работать, то уп­лотнять бетонную смесь следует глубинными вибрато­рами. В этом случае плотность и ровность верхнего слоя бетона сводчатых плит следует обеспечивать с помощью виброрейки.

5.14. При бетонировании сводчатой плиты следует тщательно уплотнять бетонную смесь под стальными уголками, заанкеренными в верхней части торцов плит, и под образователями закруглений.

5.15. Излишки бетонной смеси при уплотнении сле­дует обязательно удалять из опалубки.

5.16. Запрещается заглаживать верхнюю поверхности плиты проезжей части лопатами, мастерками, доской и т.д.

5.17. В случае опирания сводчатых плит на стальные опорные части необходимо при изготовлении плит на поддон опалубки устанавливать стальные закладные детали с анкерами.

5.18. Тепловую обработку забетонированных сводча­тых плит рекомендуется проводить с помощью пара, про­ходящего по трубам, размещенным внутри боковых щи­тов и под сводчатой матрицей.

5.19. В окна боковых щитов необходимо вставлять стальные формы с контрольными бетонными образцами, а через отверстия в боковых щитах периодически изме­рять температуру прогрева.

5.20. Тепловую обработку забетонированной плиты следует осуществлять пропариванием в мягком режиме, обеспечивая равномерный прогрев сводчатой плиты все­ми греющими поверхностя­ми опалубки.

Режим тепловой обработки должна устанавливать заводская лаборатория при подборе состава бетона с учетом указаний проекта, свойств применяемого цемента, наличия добавок, подвижности бетонной смеси и массивности конструкции.

Режим следует уточнять опытным путем с тем, что­бы получать бетон заданного класса: с требуемыми марками по морозостойкости и водонепроницаемости, без температурных и усадочных трещин.

5.21. При тепловой обработке забетонированной пли­ты ее верхнюю поверхность необходимо укрывать поли­этиленовой пленкой (по ГОСТ 10354-82), толем (по ГОСТ 10999-76), рубероидом (по ГОСТ 10923-82), меш­ковиной или резиновыми ковриками.

Кроме перечисленных материалов, допускается при­менять:

светлые пленкообразующие материалы на органиче­ской основе типа ПМ: ПМ-86 и ПМ-86Б (Помароль), ПМ-100М, ПМ-100АМ в соответствии с требованиями ТУ 26-02-1019-86;

водные битумные эмульсии, приготавливаемые в со­ответствии с ГОСТ 18659-81;

пленкообразующие эмульсии ВЭП-1 и ВЭП-2, разра­ботанные и выпускаемые НПО "Дорстройтехника" Миндорстроя БССР, или другие пожаро- и взрывобезопасные эмульсии.

5.22. По аналогии с уходом за дорожными плитами /2/ можно рекомендовать охлаждение водой после теп­ловой обработки верхней поверхности сводчатых плит, что предотвратит усадку поверхностного слоя бетона, существенно снизит уровень растягивающих напряжений и благодаря повышенной пластической деформативности мокрого бетона позволит избежать появления тре­щин.

Простейший способ поверхностного орошения плит - устройство форсунок для распыления водопроводной воды. Наиболее приемлемы плоскофакельные форсунки с соплом и отражателем для струй. В месте проведения охлаждения плит необходимо предусмотреть устройст­ва для сбора, отстоя и очистки воды и установить на­сос для подачи собранной воды в форсунки.

Непродолжительная (15-30 мин) поливка водой пос­ле тепловой обработки приводит к охлаждению только поверхностного слоя изделия толщиной несколько сан­тиметров. За время транспортирования он успевает подсохнуть, и изделие можно безопасно вывозить на открытый склад.

Большой перепад температуры бетона (40-60°С) и воды охлаждения (20°С) не опасен для бетона и не вызывает появления температурных трещин.

Верхнюю поверхность сводчатой плиты следует оро­шать из шланга с распылителем.

5.23. Распалубливание сводчатых плит разрешается выполнять с помощью крана после раздвижки боковых щитов на небольшой угол (верх боковых щитов должен отклоняться на 13,1-20,0 мм).

5.24. При распалубливании сводчатых плит с монтажными отвер­стиями рекомендуется после раздвижки боковых щитов и извлечения торцевых щитов из опалубки (в случае, если они запроектированы извлекаемыми) поднимать плиту с помощью четырех синхронно работающих винтовых домкратов на высоту 20-30 см (домкраты располагаются под ребрами в местах со специальными окнами в поддоне). После этого плиту можно извлекать краном со строповкой через монтаж­ные отверстия.

5.25. В связи с применением комплексных воздухововлекающих (газообразующих) и пластифицирующих добавок вывозка сводчатых плит на склад (замораживание) разрешается при прочности бетона плиты не менее 80 % проектной.

5.26. Сводчатые плиты должны быть приняты завод­ской инспекцией.

На каждую плиту необходимо составить отдельный паспорт.

5.27. При серийном изготовлении сводчатых плит разрешается их не испытывать в заводских условиях на прочность, жесткость и трещиностойкость.

5.28. При приемке и контроле качества сводчатых плит следует руководствоваться требованиями ГОСТ 310-76, ГОСТ 1497-84, ГОСТ 1579-80, ГОСТ 8269-87, ГОСТ 8735-75, ГОСТ 10060-87, ГОСТ 10180-78, ГОСТ 12730.0-78, ГОСТ 12730.5-84, ГОСТ 13015.0-83, ГОСТ 13015.1-81, ГОСТ 13015.3-81, ГОСТ 18105-86, главы СНиП III-43-75 и приведенными ниже положениями.

5.29. Допускается применять неразрушающие мето­ды контроля прочности бетона непосредственно в кон­струкции приборами механического действия по ГОСТ 22690.0-77 или ультразвуковым методом по ГОСТ 17624-87 в трех точках каждой сводчатой плиты: в середине пролета и у опор.

5.30. Ровность верхней поверхности заформованной сводчатой плиты следует проверять трехметровой рей­кой; ровность должна соответствовать требованиям главы СНиП 3.06.03-85 к ровности монолитных цементобетонных покрытий автомобильных дорог, изготавливаемых комплектом машин со следящей системой.

5.31. Допускаемые отклонения от проектных разме­ров сводчатой плиты для пролетных строений без одежды ездового полотна должны составлять: по высоте +10 мм, по ширине ±10 мм.

5.32. Маркировать сводчатые плиты необходимо в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.2-81.

Маркировку следует наносить несмываемой краской на концевом участке внутренней части ребра сводчатой плиты.

С внешней стороны ребер необходимо несмываемой краской делать отметки, указывающие пределы опирания сводчатых плит при транспортировании и хранении.

6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ СВОДЧАТЫХ ПЛИТ

6.1. Транспортировать сводчатые плиты рекоменду­ется на открытых четырехосных железнодорожных плат­формах, автомобильных трейлерах или прицепах. Воз­можные схемы транспортирования показаны на рис. 9.

 

 

 

 

Рис. 9. Рекомендуемые схемы перевозки сводчатых плит автомобильным (а)

и железнодорожным (б) транспортом: 1 - сводчатая плита; 2 - деревянная под­кладка сечением 10´10 или 15´15 см; 3 - скрутка из проволоки; lк - длина консоли (не более 55 см)

 

6.2. Транспортирование и хранение плит должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.4-84, а также Технических условий по по­грузке и креплению грузов" (М.: Транспорт, 1969); "Ру­ководства по перевозке унифицированных сборных же­лезобетонных деталей и конструкций промышленного строительства автомобильным транспортом" (М.,1973); "Руководства по перевозке железнодорожным транспор­том сборных крупноразмерных железобетонных конст­рукций промышленного и гражданского строительства" (М., 1967).

6.3. Транспортировать и хранить сводчатые плиты следует в проектном положении, чтобы места опирания плит строго соответство­вали проектным.

6.4. При погрузке, разгрузке и складировании свод­чатых плит необходимо соблюдать меры, исключающие их повреждение.

6.5. Хранение сводчатых плит разрешается в цехе или другом закрытом помещении или на открытой пло­щадке.

В штабеле не должно быть более двух сводчатых плит.

6.6. При транспортировании и хранении следует опи­рать сводчатые плиты на деревянные подкладки и про­кладки сечением 10´10 или 15´15 см.

7. МОНТАЖ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

7.1. Монтаж пролетных строений должен осуществ­ляться согласно главе СНиП III-43-75 и положениям на­стоящего раздела.

7.2. Тип опорных частей необходимо принимать со­гласно требованиям проекта.

7.3. Следует обеспечивать плотность опирания на опорные части согласно главе СНиП III-43-75 и "Ин­струкции по проектированию и установке полимерных опорных частей мостов" ВСН 86-83 (М., 1983).

7.4. Допускается опирать смежные ребра сводчатых плит на общую опорную часть.

7.5. В зависимости от проектного решения сводча­тые плиты в пролетном строении разрешается устанавливать с двух- или односторонним поперечным уклоном.

7.6. Сводчатые плиты в пролетном строении между собой не объединяют.

Одежда ездового полотна на пролетном строении не устраивается.

7.7. Для обеспечения эксплуатационной надежности и долговеч­ности пролетных строений необходимо, что­бы они имели следующие оптимальные геометрические параметры:

максимально допустимую величину "ступенек" меж­ду соседними сводчатыми плитами в месте открытого продольного зазора - не более 20 мм;

сумму поперечных уклонов верхних поверхностей сводчатых плит в месте изменения поперечного профи­ля пролетного строения - не более 4 %;

ширину открытого продольного зазора между свод­чатыми плитами - 20-40 мм.

7.8. Стойки перильных и барьерных ограждений сле­дует крепить к закладным деталям на тротуарной пли­те с помощью сварки.

При применении тротуарной плиты, имеющей желе­зобетонный парапет, устанавливают только перильные ограждения.

При отсутствии на плите соответствующих заклад­ных деталей допускается крепить стойки барьерных ограждений с помощью стальных накладок, тяжей и бол­тов (см. рис. 2).

7.9. Чтобы предотвратить самопроизвольную раз­движку сводчатых плит, следует применять узлы, опи­санные в п. 2.10.

7.10. Улучшить эксплуатационные качества пролет­ных строений можно, используя узлы объединения свод­чатых плит между собой в продольном направлении (см. п. 2.11). При применении узлов, показан­ных на рис. 5, исключается устройство узлов по п.7.9.

7.11. Монтажные петли на сводчатой плите необхо­димо срезать на уровне ее верхней поверхности после установки на опоры.

Ниши в бетоне вокруг монтажных петель  должны быть очищены от окалины, грязи, пыли и заделаны по­лимерным раствором или полимербетоном (см. п. 3.2).

7.12. Закладные детали на сводчатой плите и на на­садках опоры, элементы стальных стыков и стальные упоры на насадках опоры следует защищать от корро­зии материалами, перечисленными в п.3.3.

7.13. При устройстве узлов по методу, указанному в п.2.11, необходимо применять для их герметизации материалы, перечисленные в п.3.4.

7.14. Конструкции узлов для предотвращения попадания грязи и влаги на насадки опор, приведенные на рис. 6, следует устраивать согласно "Методическим ре­комендациям по проектированию и устройству конструк­ций деформационных швов в автодорожных и городских мостах и путепроводах" (Союздорнии. - М., 1982).

7.15. При монтаже пролетных строений необходимо стремиться к обеспечению оптимальных геометрических параметров, указанных в п.7.7.

7.16. Величины "ступенек"' между плитами следу­ет контролировать с помощью трехметровой рейки; они должны соответствовать  приведенным в главе СНиП 3.06.03-85.

Чем меньше будет "ступенька"' между   соседними сводчатыми плитами, тем более надежным и долговеч­ным будет пролетное строение при эксплуатации.

Рекомендуется устранять "ступеньки" между сосед­ними плитами путем укладки под опорные части сталь­ных пластин, необходимую толщину которых выбирают после установки сводчатых плит на опорные части и измерения величины "ступенек" между соседними пли­тами.

7.17. Верх торцов пролетных строений должен быть в одном уровне с верхней поверхностью покрытия на подходах.

7.18. Движение по пролетному строению разрешает­ся открывать немедленно после установки сводчатых плит на опоры и закрепления с целью исключить их са­мопроизвольную раздвижку.

8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При изготовлении, транспортировании, хранении и монтаже сводчатых плит следует соблюдать правила техники безопасности согласно главам СНиП III-43-75 и СНиП III-4-80.

Необходимо также соблюдать правила безопасной эксплуатации оборудования и действующие на заводах МЖБК инструкции по технике безопасности и охране тру­да.

9. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

9.1. Экономия материальных и трудовых ресурсов от внедрения пролетных строений из сводчатых плит под­считана согласно "Инструкции по определению экономи­ческой эффективности использования в строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских пред­ложений" СН 509-78 (М., 1978).

9.2. Технико-экономический эффект (в расчете на 1000 м2 полезной площади пролетного строения) от внедрения пролетных строений из сводчатых плит вместо типовых балочных и плитных пролетных строений по проектам инв. № 710/5 и инв. 384/43 приведена в таб­лице.

 

 

Показатель технико-экономической эф­фективности

Значение показателя при применении пролетных строений из сводчатых плит вместо

внедре­ния пролетных стро­ений

из сводчатых плит

балочных пролет­ных строений

по проекту инв.

№ 710/5

плитных пролет­ных строений

по проекту инв.

№ 384/43

Экономический эф­фект, тыс. руб.

7,85

18,16

14,52

24,83

Снижение себестоимости строительно-монтажных работ, тыс. руб.

5,70

16,00

12,21

22,50

Сокращение сроков строительства, мес

9,24

9,31

9,90

9,96

Экономия

трудозатрат, чел.-дн.:

на изготовление

 

 

181,00

262,00

 

 

338,00

419,00

на монтаж

297,00

308,00

395,00

406,00

суммарные

478,00

570,00

733,00

825,00

бетона, м3

46,30

140,50

162,90

259,30

стали, приведенной по прочности к стали А-1, т

0,04

21,64

4,23

17,36

гидроизоляции, тыс. м2

1,01

1,01

1,04

1,04

асфальтобетона, м3

58,7

58,3

цементопесчаной смеси, м3

  _

33,3

  _

33,3

резины, т

0,16

0,16

0,30

0,30

 

Примечание. Над чертой приведены значения по­казателя при традиционной одежде ездового полотна по типовому проекту инв. № 384/42 с асфальтобетонным покрытием проезжей части, под чертой - при одежде ездового полотна, устроенной на сборных железобетонных плитах ПАГ-14 и состоящей из выравнивающего слоя бе­тона, оклеечной гидроизоляции и цементопесчаной сме­си.

10. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

10.1. В случае перевода дороги в более высокую техническую категорию или при истирании бетонного слоя износа толщиной 20 мм (что мало вероятно при оптимальных геометрических параметрах плит и пролетных строений) на пролетных строениях рекомендуется устраивать одежду ездового полотна. Одновре­менно необходимо реконструировать подходы к мосту на длине, обеспечивающей требуе­мые нормами продоль­ные уклоны.

10.2. Рекомендуется одежда ездового полотна следующих типов:

слой из монолитного железобетона толщиной не менее 10 см с пониженной водопроницаемостью;

гидроизоляция, устраиваемая на строительной пло­щадке, выравни­вающий слой из сухой цементопесчаной смеси или из песчанобитумной смеси и сборные желе­зобетонные плиты.

В порядке эксперимента рекомендуется трехслойное асфальтобетон­ное покрытие, нижний слой которого вы­полняет функцию гидроизо­ляции.

Одежда ездового полотна с покрытием

из монолитного железобетона

10.3. Проектировать и устраивать одежду ездового полотна из слоя монолитного железобетона без гидро­изоляции (рис. 10) следует согласно "Техническим ука­заниям по проектированию и сооружению пролетных строений автодорожных и городских мостов с железобе­тонной плитой проезжей части без оклеенной гидро­изоляции" ВСН 85-68 (М., 1969) с учетом требований действующих ГОСТов и положений настоящего раздела.

 

 

Рис. 10. Схема конструкции одежды ездового полотна с монолитной же­лезобетонной плитой: 1 - сводчатая плита; 2 - прокладка; 3 - арматурные стержни Æ10 мм из стали клас­са А-II с шагом вдоль и поперек пролета,

равным соответ­ственно 140 и 200 мм; 4 - слой монолитного бе­тона

 

10.4. Слой монолитного железобетона выполняет функции гидроизоляции, объединяющего элемента и покрытия.

10.5. Если сводчатые плиты объединены между со­бой в продольном направлении с помощью приваренно­го к уголкам на торцах плит стального соединительного элемента, проходящего по всей ширине пролетного строения (см. рис. 5), то необходимо очистить верх плит от грязи, используя пескоструйный аппарат, тщательно промыть, уложить над продольными зазорами между плитами прокладки, выполняющие функцию опа­лубки, уложить арматурные сетки, а затем бетон.

Прокладки могут быть выполнены из геотекстильно­го материала, толя, рубероида и т.д.

До укладки монолитного бетона рекомендуется увлажнять верхнюю поверхность сводчатых плит в течение не менее 48 ч.

10.6. Если сводчатые плиты не объединены между собой в продольном направлении, то вначале следует объединять плиты в температурно-неразрезную систему, а затем устраивать покрытие.

Температурно-неразрезные пролетные строения следует проектиро­вать согласно "Методическим рекомен­дациям по проектированию и строительству температурно-неразрезных пролетных строений мостов на автомобильных дорогах" (Союздорнии. - М., 1977).

Для образования температурно-неразрезных пролет­ных строений рекомендуется использовать стальные уголки, имеющиеся в верхней части торцов сводчатых плит.

Допускается пролетные строения объединять в тем­пературно-неразрезную систему с помощью узлов, представленных на рис. 11.

Продольные и поперечные зазоры между сводчатыми плитами необходимо перекрывать прокладками (см. п. 10.5).

Устройство покрытия следует осуществлять соглас­но п. 10.3. Укла­дывать бетонную смесь необходимо на влажную поверхность сводчатой плиты.

 

 

 

 

 

Рис. 11. Конструкции узлов объеди­нения сводчатых плит в температурно-неразрезную систему с помощью приварки арматурных стержней (а)

и в соответствии с авт. свид. № 1323630 (б): 1 - сводчатая пли­та; 2 - закладная деталь; 3 - арматурные стержни, 4 - сварной шов; 5 - компенсатор; 6 - упругая про­кладка; 7 - тяга; 8 - шарнир; 9 - горизонтальная ось, проходящая через

центр изгиба сводчатых плит

 

10.7. Допускается укладывать слой монолитного же­лезобетона на тротуарную плиту.

10.8. Перед устройством покрытия следует произве­сти подбор состава бетонной смеси и провести его экспериментальную проверку.

10.9. Бетон покрытия должен соответствовать тре­бованиям ГОСТ 25192-82, ГОСТ 7473-85, ГОСТ 26633-85, иметь класс по прочности на сжатие не ниже В22,5, на растяжение при изгибе - не ниже Вbtb3,2 и марку по водонепроницаемости - не ниже W8.

В зависимости от климатических условий района строительства марку бетона покрытия по морозостойкости следует принимать F200 или F300 при испыта­нии по ГОСТ 10060-87 в 5 %-ном растворе хлористого натрия.

При приготовлении бетонной смеси необходимо при­менять комплексные воздухововлекающие (газообразу­ющие) и пластифи­цирующие добавки согласно требованиям главы СНиП III-43-75 и ГОСТ 24211-80.

Бетон должен приготавливаться в соответствии  с главой СНиП III-43-75 и Техническими указаниями ВСН 85-68 при учете требований действующих ГОСТов.

10.10. Наименьшая допустимая толщина защитного слоя бетона над верхней арматурной сеткой в покрытии проезжей части - 40 мм.

10.11. При укладке бетона следует обеспечивать проектное положение арматурных сеток.

10.12. Уплотнять уложенную бетонную смесь реко­мендуется с помощью виброрейки.

10.13. Ровность покрытия следует проверять трех­метровой рейкой. Ровность должна соответствовать требованиям главы СНиП 3.06.03-85, нормирующей ров­ность монолитных цементобетонных покрытий автомо­бильных дорог, укладываемых, комплектом машин со следящей системой.

10.14. Уход за свежеуложенным бетоном необходимо осуществлять в соответствии с изложенным в п. 5.21. Кроме того, допускается по верху уложенного бетона распределять песок слоем 5 см и периодически его по­ливать с целью обеспечить влажное состояние бетона.

10.15. При укладке бетона покрытия следует изго­тавливать контрольные образцы бетона. Они должны храниться в тех же условиях, в каких твердеет бетон покрытия.

10.16. Движение по покрытию разрешается откры­вать только после достижения бетоном проектного клас­са по прочности на сжатие.

10.17. Для улучшения эксплуатационных характерис­тик рекомендуется укладывать на слой монолитного же­лезобетона двухслойное асфальтобетонное покрытие толщиной 70 мм из горячих или теплых мелкозернистых асфальтобетонных смесей типов Б и В не ниже марки II по ГОСТ 9128-84.

Одежда ездового полотна с покрытием

из сборного железобетона

10.18. В продольные и поперечные (при отсутствии объединения сводчатых плит в продольном направлении зазоры между сводчатыми плитами при устройстве одежды ездового полотна с покрытием из сборного же­лезобетона рекомендуется закладывать жгуты пороизола, гернита или другого пористого материала, диаметр которых в 1,5-2 раза превышает ширину зазора (см. рис. 12, а).

Над жгутом следует оставлять паз глубиной 10-15 мм, который необходимо заполнять герметизирующим мате­риалом.

Допускается над продольными и поперечными зазо­рами укладывать прокладки из геотекстильных матери­алов, толя, рубероида и т.д. (см. рис. 12, б).

 

 

 

Рис. 12. Схемы конструкций одежды ездово­го полотна со сборным же­лезобетонным покрытием: 1 - сводчатая плита; 2 - сборная железобетонная плита покрытия; 3 - герметизирующий материал; 4 - пористый материал;

5 - гидроизоляция; 6 - выравнивающий слой; 7 - прокладка над зазором

 

10.19. При устройстве гидроизоляции разрешается применять все материалы, предусмотренные "Инструкцией по устройству гидроизоля­ции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских доро­гах ВСН 32-81 (М., 1982) в соответствии .с климати­ческой зоной строительства.

10.20. Для устройства гидроизоляции разрешается применять мастику битумно-бутилкаучуковую «Вента» согласно ТУ 21-27-39-77 Мастика битумно-бутилкаучуковая (холодная) для устройства безрулонной кровли и гидроизоляции «Вента» (М., 1977) и мастику «Вента У» согласно ТУ 21-27-101-83 Мастика битумно-бу­тилкаучуковая (холодная) для устройства безрулонной кровли и гидроизоляции «Вента У» (М., 1983).

10.21. Допускается применять полиэтиленовую ста­билизированную сажей пленку по ГОСТ 10364-82 мар­ки Мс, которую следует укладывать в два слоя.

Полотнища пленки необходимо расстилать поверх слоя рубероида (ГОСТ 10923-82), уложенного без при­клейки на верхнюю поверхность сводчатых плит. Над вторым слоем пленки должен быть уложен слой руберо­ида. Свободные концы пленки опускаются в продольные зазоры между смежными плитами.

Возможен вариант укладки полиэтиленовой пленки без опускания ее свободных концов в продольные зазо­ры между смежными плитами. В этом случае укладку пленки необходимо осуществлять начиная с несущих элементов, имеющих меньшие вертикальные отметки. Кром­ки соседних полотнищ пленки следует объединять меж­ду собой сваркой.

При устройстве пленочной гидроизоляции следует руководство­ваться Инструкцией ВСН 32-81 (М., 1982).

10.22. Выравнивающий слой толщиной 3-5 см надле­жит устраивать из сухой цементопесчаной смеси или из песка, обработанного битумом.

Поперечные уклоны покрытия могут быть обеспече­ны устройством выравнивающего слоя переменной тол­щины.

10.23. Покрытие рекомендуется устраивать из пред­варительно напряженных плит ПАГ-14 (по ГОСТ 25912.1-83) или ПДН (по типовым проектным решениям 503-0-42 "Дорожные одежды с покрытиями из сборных железо­бетонных плит". Союздорпроект. - М., 1980)   или ПДГ-2-6с.

Плиты следует укладывать длинной стороной вдоль пролета. Продольные швы между сборными плитами должны быть смещены относительно оси продольных за­зоров между сводчатыми плитами минимум на 20 см.

Плиты необходимо объединять между собой электросваркой.

Зазоры между сборными плитами покрытия следует на 2/3 высоты заполнить цементопесчаной смесью или песком, обработанным битумом. Верхнюю часть зазора необходимо заполнить герметизирую­щим материалом согласно "Инструкции по устройству цементобетон­ных покрытий автомобильных дорог ВСН 139-80 (М., 1980) или другими долговечными герметизирующими матери­алами (см. п. 3.4).

10.24. Для предотвращения разрушения плит ПАГ-14, ПДН или ПДГ не рекомендуется укладывать плиты над поперечными зазорами между пролетными строениями.

Не допускается свисание сборных плит на подходы.

10.25. Вместо плит ПАГ-14, ПДН, ПДГ разрешается применять сборную железобетонную дорожную плиту размером 1,75´3,5´0,16 м.

10.26. По продольным кромкам сборного покрытия необходимо укладывать монолитный бетон, соответствующий требованиям ГОСТ 25192-82, ГОСТ 7473-85, ГОСТ 26633-85, либо полимерный раствор или полимербетон согласно п.3.2.

10.27. Особое внимание при устройстве покрытия не­обходимо обращать на качество гидроизоляции и на обеспечение требуемой толщины выравнивающего слоя.

10.28. Устраивать сборное покрытие рекомендуется в соответствии с "Методическими рекомендациями по устройству сборных дорожных покрытий" (Союздорнии. -М., 1973) или "Инструкцией по проектирова­нию автомо­бильных дорог нефтепромыслов Западной Сибири" ВСН 26-80 (Миннефтепром. - М., 1980).

10.29. Ровность устраиваемого покрытия, контроли­руемая согласно главе СНиП 3.06.03-85, должна соот­ветствовать ровности покрытий из сборных железобетонных плит.

10.30. Для улучшения эксплуатационных характерис­тик рекомен­дуется поверх сборных плит укладывать двухслойное асфальтобетонное покрытие толщиной 70 мм согласно п. 10.17.

Одежда ездового полотна

с асфальтобетонным покрытием

10.31. Конструкцию, приведенную на рис. 13, следует применять в порядке эксперимента.

 

 

Рис. 13. Схема конструкций одежды ездово­го полотна с асфальтобетонным покрытием: 1 - сводчатая плита; 2 - прокладка над зазором шириной 40-50 см;

3 - отделяющая проклад­ка шириной 60-70 см; 4 - трехслойное асфаль­тобетонное по­крытие толщиной 20-21 см

 

10.32. Асфальтобетон в такой конструкции выполня­ет функции гидроизоляции, выравнивающего слоя и по­крытия.

10.33. В случае объединения сводчатых плит между собой в продольном направлении путем приварки к угол­кам на торцах плит стального соединительного элемента, проходящего по всей ширине пролетного строения (см. рис. 5), необходимо очистить верх плиты от грязи и мусора, уложить над продольными зазорами проклад­ки согласно п. 10.18, выполняющие функцию опалубки, на эти прокладки - отделяющие прокладки, а затем - трехслойное асфальтобетонное покрытие.

Отделяющую прокладку рекомендуется устраивать из 2-3 слоев рубероида, соединенных битумом.

10.34. Если сводчатые плиты не объединены между собой с помощью узлов (см. рис. 5), то над продольны­ми зазорами следует уложить прокладки и отделяющие прокладки, а над поперечными зазорами устроить де­формационные швы закрытого типа с армированием по­крытия или деформационные швы с мастичным заполне­нием.

Деформационные швы следует устраивать согласно Методическим рекомендациям по проектированию и устройству конструкций деформа­ционных швов в автодорожных и городских мостах и путепроводах" (Союздорнии. - М., 1982).

После этого укладывается асфальтобетонное покры­тие.

10.35. В случае объединения сводчатых плит в температурно-неразрезную систему согласно п. 10.6 следу­ет перекрыть прокладками продольные и поперечные зазоры между сводчатыми плитами. На прокладки не­обходимо уложить отделяющие прокладки (см. п. 10.33). Завершает конструкцию асфальтобетонное покрытие.

10.36. Толщина трехслойного асфальтобетонного по­крытия должна быть не менее 21-22 см.

10.37. На тротуарной сводчатой плите рекомендует­ся устраивать асфальтобетонное покрытие толщиной 5-7 см.

10.38. Для асфальтобетонного покрытия следует при­менять плотный асфальтобетон из горячих и теплых мелкозернистых асфальтобетонных смесей типов Б, В не ниже марки II по ГОСТ 9128-84 для соответствую­щей зоны строительства.

10.39. Приготовление и укладку асфальтобетона сле­дует осущест­влять согласно требованиям главы СНиП 3.06.03-85 и соответствующих ГОСТов.

10.40. Ровность асфальтобетонного покрытая необхо­димо контроли­ровать в соответствии с главой СНиП 3.06.03-85.

10.41. В процессе эксплуатации возможна замена покрытия.

 
< Пред.   След. >
Полезное: