Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Автодороги arrow Методические указания Методические указания по инженерно-геологическим обследованиям при изысканиях  
27.05.2018
    
Методические указания Методические указания по инженерно-геологическим обследованиям при изысканиях

СССР

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГЛАВТРАНСПРОЕКТ

СОЮЗДОРПРОЕКТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по инженерно-геологическим изысканиям
автомобильных дорог

УТВЕРЖДАЮ:

Для практического применения

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР СОЮЗДОРПРОЕКТА

В. ЗАВАДСКИЙ

«4» октября 1971 г.

Москва – 1971

Введение

«Методические указания» разработаны взамен «Указаний по инженерно-геологическим обследованиям при изысканиях автомобильных дорог, выпущенных Союздорпроектом в 1968 году. Указания рассматривают методику инженерно-геологических изысканий в условиях II - V климатических зон.

В указаниях дается методика, состав и объемы работ для получения исходных данных, проектирования земляного полота автомобильных дорог, малых искусственных сооружений, путепроводов, зданий эксплуатационной службы и временных сооружений для строительства дороги.

Инженерно-геологические изыскания в I-ой климатической зоне (зона распространения вечной мерзлоты), работы на больших и средних мостовых переходах, а также работы по поискам и разведке месторождений строительных материалов в Указаниях не рассматриваются.

«Методические указания» составлены главным специалистом технического отдела Союздорпроекта Б.С. Смирновым.

Союздорпроект просит сообщить обо всех замечаниях и пожеланиях, возникающих при использовании «Методических указаний» по адресу: Москва Ж-89, наб. Мориса Тореза, д. 34.

Начальник технического отдела Ротштейн К.М.

I. Общие положения

1.1. Инженерно-геологические изыскания наряду с геодезическими работами являются основным видом изысканий, выполняемых для строительства автомобильных дорог.

Задачей инженерно-геологических изысканий является:

а) Совместно с экономическими, геодезическими и гидрологическими изысканиями обосновать правильный выбор трассы проектируемой дороги;

б) Собрать исходные данные для проектирования автомобильной дороги и выявить условия ее строительства и эксплуатации в той части, в какой они определяются природными факторами района строительства (климат, геологическое строение, гидрогеологические условия, почвы и грунты, современные физико-геологические процессы).

1.2. В состав работ, выполняемых при инженерно-геологических изысканиях, входит:

- сбор и обобщение данных о природных условиях района изысканий и материалов изысканий прошлых лет;

- инженерно-геологическая съемка с применением аэрометодов;

- горно-буровые работы;

- отбор проб грунтов и воды и определение их свойств полевыми и лабораторными методами;

- полевые опытные работы по определению физико-механических свойств грунтов (определение сопротивления грунтов сдвигу пенетрации, испытания штампов и т.д.);

- геофизические исследования;

- стационарные наблюдения;

- камеральная обработка и составление отчетных материалов.

1.3. Объем и характер инженерно-геологических обследований зависит от сложности и степени изученности природных условий района изысканий, а также от стадии проектно-изыскательских работ (технико-экономическое обоснование, технический или технорабочий проект, рабочие чертежи).

1.4. Инженерно-геологические изыскания на стадии ТЭО имеют целью собрать основные данные, характеризующие природные условия района изысканий, в объеме, достаточном для оценки намеченных вариантов трассы и выбора основного направления.

Изучение природных условий осуществляется главным образом путем ознакомления с имеющимися литературными и фондовыми материалами и материалами изысканий прошлых лет, материалами аэрофотосъемки с осмотром в натуре отдельных сложных мест.

1.5. Инженерно-геологические изыскания для составления технического проекта выполняются в основном в поле и заключаются в детальном изучении природной обстановки района проложения трассы по выбранному направлению и конкурирующим вариантам в объеме, достаточном для проектирования земляного полотна, дорожной одежды и дорожных сооружений.

1.6. Инженерно-геологические работы при рабочем проектировании выполняются:

а) на участках трассы, где по тем или иным причинам намечаются ее изменения;

б) в местах индивидуального проектирования (оползни, осыпи, слабые грунты и др.), а также в районах с особыми природными условиями (места с наличием просадочных грунтов, карста, подвижных песков и др.) с целью уточнения данных, полученных при подробных изысканиях;

в) в местах устройства дорожных сооружений, в случаях изменения их схемы, смещения сооружений в плане, а также в сложных случаях для уточнения отметок заложения и условий фундирования опор мостов, труб гражданских зданий и по трассам отдельных инженерных сооружений (подпорные и одевающие стенки, регуляционные сооружения, равного рода дренажные устройства, коммуникации и т.п.). Производятся опытные испытания грунтов в котлованах;

д) поиски и разведка месторождений строительных материалов и сосредоточенных резервов грунта в случаях невозможности использования ранее разведанных месторождений или изменения в потребных объемах добычи.

II. Состав инженерно-геологических изысканий

2.1. Основным методом изучения инженерно-геологических условий района проложения трассы и отдельных сложных мест при изысканиях автомобильных дорог является инженерно-геологическая съемка.

В задачи инженерно-геологической съемки входит:

а) изучение геологического строения, гидрогеологических условий, определение литологических особенностей и границ распространения различных типов грунтов, поверхностных отложений и коренных пород;

б) изучение грунтов с точки зрения использования их в качестве основания земляного полотна и фундаментов проектируемых сооружений, как материала для возведения земляного полотна и устройства дорожной одежды;

в) изучение современных физико-геологических процессов и их влияния на выбор оптимального варианта трассы;

г) выявление перспективных районов для поисков месторождений строительных материалов и резервов грунта для отсыпки насыпи.

При наличии геологических карт дочетвертичных и четвертичных отложений того же или более крупного масштаба тектоника и стратиграфия не изучаются.

2.2. Особенностью инженерно-геологической съемки, отличающей ее от других полевых методов исследований, состоит в пространственном отображении, т.е. картировании элементов, изучаемых природных условий.

Топографической основой для проведения инженерно-геологических съемок и составления карт служат топографические карты, планы, аэрофотоснимки, фотопланы, фотосхемы. Если таковые отсутствуют, то в качестве основы может служить план глазомерной съемки, составляемый геологом в процессе съемочных работ.

Геологической основой инженерно-геологической съемки служат геологические карты дочетвертичных и четвертичных отложений.

2.3. Инженерно-геологические карты при изысканиях автомобильных дорог составляются:

1. При составлении Тэо (схематические мелкомасштабные карты).

2. При изысканиях в горной местности.

3. При обследовании мест индивидуального проектирования.

4. Для средних и больших мостовых переходов.

5. Для сложных по геологическим условиям площадок гражданских зданий и мест устройства путепроводов.

Составляемые при дорожных изысканиях инженерно-геологические карты являются специализированными картами, на которых отражаются лишь существенные для проектирования и службы дороги и линейных сооружений особенности природной обстановки.

В основу инженерно-геологического районирования обычно кладутся геоморфологические признаки, поскольку с ними, как правило, связаны и все другие существенные для проектирования дорог особенности природных условий. Однако, в отдельных случаях, когда трасса проложена в пределах одной и той же геоморфологической единицы, в основу районирования могут быть положены и другие признаки (литология коренных пород или поверхностных отложений, степень их устойчивости и т.п.).

На инженерно-геологических картах должно найти отражение:

1. Состав, мощность и контуры поверхностных отложений, глубина залегания коренных пород.

2. Глубина залегания грунтовых вод.

3. Современные физико-геологические процессы и устойчивость горных пород.

4. Границы однотипных для проектирования строительства и службы дороги инженерно-геологических районов (участков).

В каждом отдельном случае инженерно-геологическая карта может быть дополнена теми или иными данными в зависимости от конкретной обстановки и характера объекта.

В сложных условиях в дополнение к инженерно-геологической карте прилагаются геологическая и геоморфологическая карты.

При изысканиях в равнинной местности в простых и однородных условиях инженерно-геологическое картирование производится в полевом журнале обследования трассы. Отдельные инженерно-геологические карты составляются в этом случае только для участков с неблагоприятными грунтово-геологическими условиями.

2.4. Аэрометоды при производстве инженерно-геологических изысканий применяются для выполнения инженерно-геологических съемок, а также поисков месторождений строительных материалов, и резервов грунтов. Применение аэрометодов дает возможность повысить полноту и точность составляемых инженерно-геологических карт и уменьшить объем трудоемких полевых работ.

2.5. Из существующих разновидностей аэрометодов при изысканиях автомобильных дорог применяются:

а) аэровизуальные наблюдения - изучение природных условий местности (в том числе геологического строения, рельефа, гидрологических условий, растительности, современных физико-геологических процессов и др.) с самолета;

б) геологическое дешифрирование аэрофотоснимков.

2.6. Масштаб аэрофотосъемки выбирается обычно в 1,5 - 2,0 раза крупнее масштаба окончательной карты или заданной детальности инженерно-геологической съемки.

Для отдельных сложных участков аэрофотосъемка выполняется в масштабе близком к масштабу инженерно-геологической карты (1:1000 - 1:5000).

В горных районах, кроме плановой, рекомендуется производить также и перспективную аэрофотосъемку крупных масштабов, что помогает судить об устойчивости склонов.

2.7. Инженерно-геологическим дешифрированием аэрофотоснимков устанавливаются характер морфологических элементов, контура литологических и генетических разновидностей грунтов, характер физико-геологических явлений, общие инженерно-геологические условия.

Выявляется перспективность и направление наземных маршрутов для поисков месторождений строительных материалов и резервов грунта.

Для инженерно-геологического дешифрирования используются черно-белые аэроснимки.

Для облегчения дешифрирования грунтов и гидрогеологических условий в залесенных районах применяется также спектрозональная съемка. Спектрозональные цветные аэрофотоснимки помогают установить необходимые для дешифрирования рыхлых грунтов геоботанические признаки.

В результате инженерно-геологического дешифрирования составляется инженерно-геологическая карта. По карте намечается наиболее оптимальный вариант проложения трассы, и выбираются отдельные эталонные участки для подробных наземных обследований. Последнее выполняется в отдельных случаях для стадии ТЭО при сложных инженерно-геологических условиях или при изысканиях для технического проекта по новой технологии, предусматривающей минимальный объем наземных работ.

2.8. При инженерно-геологических линейных изысканиях широко используются естественные обнажения и искусственно вскрытые разрезы (строительные котлованы, выемки и т.п.). При плохой обнаженности местности производят буровые и шурфовочные работы.

Наиболее широко и часто применяют буровые скважины, проходимые станками механического бурения.

Перечень рекомендуемых станков для проходки скважин в зависимости от условий проведения работ приводится в приложении № 3.

Ручной ударно-вращательный способ бурения к применению не рекомендуется. Он применяется только в труднодоступных районах, куда доставка механизмов практически невозможна.

2.9. При бурении, в процессе инженерно-геологических обследований должен быть обеспечен непрерывный отбор и осмотр керна. Этому требованию лучше всего удовлетворяют станки колонкового вибрационного и ударно-канатного бурения кольцевым забоем. При этом величина углубления буровых наконечников не должна превышать 0,5 - 0,6 м. В неустойчивых и водоносных грунтах обязательна осадки труб для крепления стенок скважины.

При колонковом бурении промывка применяется только в крепких скальных грунтах.

Основными преимуществами колонкового бурения являются: возможность проходки скважин почти во всех разновидностях горных пород, хорошо разработанная и освоенная технология бурения, возможность получения качественного керна.

Вибрационное бурение обладает высокой производительностью и позволяет вести качественную геологическую документацию исследуемого разреза, а также отбирать образцы ненарушенной структуры в ряде разновидностей грунтов.

Вибробурение может применяться в песчаных и глинистых грунтах, в том числе обводненных, на глубину 15 - 20 метров.

Ударно-канатное бурение кольцевым забоем производятся путем сбрасывания на забой скважины или забивки в грунт кольцевого наконечника (забивного стакана). Достоинствами этого способа являются: хорошее качество керна, малые затраты времени на спуско-подъемные операции, незначительные затраты мощностей на бурение, вертикальность скважины.

При ударно-канатном бурении сплошным забоем углубление скважины производится за счет сбрасывания на забой породоразрушающего долота с последующей очисткой скважины желонкой. Этот способ не обеспечивает качественной геологической документации и может быть использован для проходки встречающихся прослоев крепких пород или больших толщ обломочных грунтов.

Разновидностью ударно-канатного бурения является желонирование, применяемое при проходке сильно обводненных песчаных грунтов.

Роторное и шнековое бурение при инженерно-геологическом обследовании, как правило, не применяется.

Применение шнекового бурения допускается лишь при использовании магазинных шнеков, а также при бурении дополнительных скважин в простых и однородных условиях, подтверждающих в основном ранее изученный разрез пород и установленную глубину залегания грунтовых вод.

2.10. Шурфы применяют в тех случаях, когда мощность обследуемой толщи незначительна или когда доставка буровых станков затруднена и бурение скважин экономически невыгодно. Кроме того, шурфы проходятся в тех случаях, когда нужно особенно тщательно изучить грунтовую толщу при пестром залегании пород. Произвести зарисовки, а также испытания физико-механических свойств грунтов в условиях их естественного залегания, наливы и шурфы и другие опытные работы.

2.11. На изысканиях проходят шурфы, дудки, канавы, расчистки, прикопки. При возможности для проходки шурфов применяются шурфокопатели. Проходка шурфов в скальных породах производится буровзрывным способом с привлечением специализированных организаций.

Сечения шурфов в зависимости от их глубины рекомендуются:

0 - 2,5 и - 1,25 м2

0 - 5,0 и - 2,0 м2

5,0 и - 2,5 м2

Крепление шурфов в рыхлых неустойчивых породах предусматривается в сыпучих породах с глубины 1,0 м в суглинках и глинах с 1,5 м с поверхности, в особо плотных грунтах с 2,0 м.

2.11а. Опробование выработок имеет своей целью определение надежных расчетных показателей пород, обеспечивающих рациональное проектирование и строительство сооружений, а также их прочность и долговечность.

Инженерно-геологическое опробование включает в себя:

1. Определение методики опробования и места отбора образцов, а также их количества.

2. Отбор образцов из выработок или обнажений.

3. Консервирование и упаковка образцов.

4. Отбор и подготовка проб для испытания.

5. Анализ проб в лаборатории или полевые испытания.

6. Обработка полученных данных и выбор расчетных показателей грунтов.

Образец - любой объем грунта, отбираемый для геологического описания, а также полного или частичного изучения его состава и физико-механических свойств.

Инженерно-геологическая проба - строго определенный объем грунта, используемый для определения величин показателей физико-механических свойств грунтов в лаборатории или в полевых условиях. Образец грунта определенного объема, основная часть которого имеет ненарушенную структуру и природную влажность, называется монолитом.

Методика опробования грунтов определяется следующими основными факторами - целью исследования, типом сооружения, стадией проектирования; литолого-петрографическим составом пород, мощностью и другими характеристиками слоев.

Часть образцов отбирается для определения классификационных показателей (грансостав, пластичность, естеств. влажность), на основании которых делается типизация грунтов по физико-механическим свойствам.

Расчетные показателя (входящие в расчетные формулы), объемный вес, пористость, сопротивление сдвигу, сжимаемость и т.д., определяются по пробам, с ненарушенной структурой, отбираемым из всех типов грунтов, которые выделены по классификационным показателям.

Количество проб для определения классификационных показателей устанавливается в пределах 10 - 25 % от числа геологических образцов.

Образцы пород для геологической документации отбираются послойно, но не реже, чем через 1,0 м в каждом типе пород.

Объем образцов определяется по ГОСТу 12071-66.

2.11б. Для отбора образцов с ненарушенной структурой из буровых скважин применяются грунтоносы.

Грунтоносы бывают:

а) обуривающие для отбора монолитов в полутвердых и твердых глинистых грунтах и скальных породах;

б) задавливающиеся шариковые для пластичных и мягкопластичных грунтов;

в) забивные для пластичных глинистых грунтов;

г) вибрационные грунтоносы в виде разъемных зондов для глинистых пластичных грунтов.

Грунты текучей и текучепластичной консистенции отбирают грунтоносами с подрезающим устройством и вакуумом (конструкции Фурса, Игумнова).

Внутренний диаметр грунтоносов должен быть не менее 100 мм. Рациональные конструкции грунтоносов и область их применения помещены в приложении № 6.

2.12. Геофизические методы разведки применяются во всех случаях, когда по характеру физических свойств пород, слагающих исследуемую площадь, они могут быть эффективными.

Эти методы основаны на изучении естественно или искусственно созданных в земле физических полей (электрических, магнитных, сейсмических, гравитационных).

Применяемые в сочетании с обычными горнопроходческими и буровыми работами геофизические методы дают возможность сократить объем последних, повысить полноту и качество исследований.

Особую ценность геофизическая разведка приобретает при изысканиях в горных и труднодоступных районах, где производство механизированных буровых работ невозможно из-за трудности доставки оборудования, а шурфовочные работы слишком трудоемки и дороги. То же, относится к районам развития оползней, осыпей, карста, где одними инженерно-геологическими методами практически нельзя решить всех поставленных задач.

2.13. Инженерная геофизика включает в себя следующие методы разведки:

Электроразведку, основанную на изучении закономерностей, связанных с прохождением электрического тока в земле.

Магниторазведку, изучающую магнитные свойства горных пород.

Сейсморазведку, являющуюся таким методом, при котором изучаются упругие свойства горных пород.

Носителем геологической информации здесь служит скорость распространения упругих волн, возбуждаемых в породах взрывом или ударами.

Гравиразведку, занимающуюся распределением силы тяжести на поверхности земли.

Радиометрию, основанную на изучении степени радиоактивности горных пород и вод.

2.14. Наибольшее применение при изысканиях автомобильных дорог получила электроразведка, известные модификации этого метода - вертикальное электрозондирование и электропрофилирование.

Применяется также как вспомогательный метод вызванных потенциалов, основанный на изучении вторичных электрических полей, возбуждаемых в природе электрическим током после его отключения. Этот метод предназначен для разделения песчано-глинистых пород по их гранулометрическому составу.

Сейсморазведка при дорожных изысканиях применяется в модификации микросейсморазведки для малых глубин исследования.

При этом используются как одно-двухканальные, так и многоканальные установки.

Магнитометрия при изысканиях автомобильных дорог применяется как вспомогательный метод в основном при картировании скальных пород и выявлении зон тектонических нарушений.

Радиометрические методы применяются для решения задач:

1. Определения плотности породы.

2. Определения объемного веса породы и естественной влажности в условиях естественного залегания.

3. Литологического расчленения песчано-глинистых отложений.

2.15.С помощью методов инженерной геофизики определяются:

1. Мощности рыхлых четвертичных отложений и глубины залегания коренных пород.

2. Литологическое расчленение поверхностных наносов и подстилающих их коренных пород.

3. Картирование контактов пород, линий и зон тектонических нарушений.

4. Изучение трещиноватости и определение мощности выветрелой зоны.

5. Установление мощностей осыпей и курумов.

6. Обнаружение скрытых карстовых форм.

7. Определение уровня грунтовых вод и направления их движения.

2.16. Для успешной работы необходим тесный контакт геолога и геофизика.

Как было указано выше, применять геофизические методы следует только в тех случаях, когда по характеру физических свойств пород, слагающих исследуемую площадь, они могут быть эффективными. Количество горных выработок при применении геофизических методов может быть снижено на 30 - 50 %.

2.17. Грунты как основание земляного полотна и сооружений и как материал для возведения насыпей изучают лабораторными и полевыми методами.

Данные изучения физического состояния и механических свойств грунтов служат для определения их вида и строительной характеристики в соответствии с принятой номенклатурой, а получаемые расчетные показатели используются для расчетов при проектировании земляного полотна и сооружений.

2.18. К полевым методам изучения физико-механических свойств грунтов относится микропенетрация, лопастные испытания, динамическая пенетрация, статическая пенетрация, прессиометрия.

Полевые методы позволяют изучить грунты в условиях естественного залегания, что значительно повышает точность определения их свойств.

Однако, полевые методы, в отличие от лабораторных, не дают представления об изменениях в поведении грунтов в результате изменения внешних условий при строительстве. Они характеризуют свойства, отвечающие состоянию грунта, находящегося под воздействием только природной среды. Полная всесторонняя оценка строительных свойств грунтов может быть получена только при совместном использовании лабораторных и полевых методов исследования.

2.19. Микропенетрация дает возможность качественно охарактеризовать прочность грунта и количественно оценить его консистенцию.

2.20. Лопастные испытания выполняются для глинистых грунтов мягкопластичной текучей и текучепластичной консистенции, а также для илов и торфов и являются основным методом определения сопротивления этих грунтов сдвигу, поскольку отбор монолитов из них затруднен.

Лопастные испытания дают также возможность охарактеризовать «чувствительность» и оценить структурную прочность исследуемых грунтов. Данные лопастных испытаний выражают общее сопротивление сдвигу, обусловленные трением и сцеплением. Для грунтов текучей и текучепластичной консистенции углов внутреннего трения (φ°) очень мало, при расчетах можно принять его равным нулю, а величина сцепления принимается равной общему сопротивлению сдвига, полученному в процессе испытаний.

2.21. Динамическое зондирование заключается в механической или ручной забивке зонда с коническим наконечником. По результатам измерений, полученных в процессе динамического зондирования, рассчитывают сопротивление грунта внедрению зонда, оформляемое в виде непрерывного графика.

Метод динамического зондирования рекомендуется главным образом для качественной оценки толщи грунтов. Этот метод применяется для оценки относительной плотности и однородности грунтов, в основном для сравнительной оценки плотности сложения песчаных грунтов с целью выявления и оконтуривания более рыхлых участков. Особенно он эффективен для песков, залегающих ниже уровня грунтовых вод, где практически невозможно отобрать образцы грунта с ненарушенной структурой.

2.22. Статическое зондирование состоит в погружении зонда в грунт путем задавливания под действием статической нагрузки и определения величины этого усилия.

Метод статического зондирования дает возможность дать не только качественную оценку толще грунтов, но и получать ряд количественных характеристик. (Угол внутреннего трения и трение по боковой поверхности).

При статическом зондировании по величине лобового сопротивления грунта внедрению наконечника определяются плотность песков, консистенция глинистых грунтов, модуль деформации.

2.23. Метод прессиометрии применяется для определения деформационных свойств грунта. Процесс испытаний состоит в том, что к стенкам скважины, через резиновую камеру прикладывается ступенями возрастающее давление, и при этом измеряется вызванная нагрузкой деформация грунта.

По данным испытаний определяется модуль деформации грунта. В практике изысканий полевые методы исследований грунтов применяются в основном для обследования мест индивидуального проектирования, а также мест устройства гражданских зданий и искусственных сооружений.

III. Инженерно-геологические изыскания, выполняемые для составления технико-экономического обоснования (ТЭО)

3.1. Инженерно-геологические работы на этой стадии имеют целью собрать основные данные, характеризующие природные условия района изысканий в объеме, достаточном для оценки намеченных вариантов трассы и выбора основного (рекомендуемого) направления, климат, геологическое строение, почвенный покров, гидрогеологические условия, обеспеченность дорожно-строительными материалами.

3.2. Изучение природных условий района изысканий производится путем:

1. Сбора, изучения и обработки литературных, фондовых материалов и материалов изысканий прошлых лет, отражающих природные условия территории (климат, рельеф, геологическое строение, современные физико-геологические процессы, почвы, грунты, сейсмику района и др.).

Сбора сведений об обеспеченности района проложения трассы местными дорожно-строительными материалами, о степени разведанности месторождений и об их освоении; изучение данных о качестве каменных строительных материалов, с точки зрения использования их в дорожном строительстве (в отдельных случаях производят предварительную разведку месторождения с взятием проб).

Сбора данных о наличии в районе отходов горнодобывающей промышленности и возможности их использования в дорожном строительстве. Сбор данных о привозных строительных материалах.

Осмотр сложных мест проложения проектируемой дороги с целью установления контрольных точек (переходы через крупные водотоки, болота, сложные условия рельефа, оползни, осыпи, населенные пункты и т.д., влияющие на проложение трассы дороги).

Визуальных инженерно-геологических обследований по участкам, влияющим на выбор направления и недостаточно освещенным в геологическом и гидрогеологическом отношении. Дешифрирования аэрофотоснимков с последующим составлением инженерно-геологической карты-схемы.

3.3. В результате произведенных работ представляются следующие материалы:

- Пояснительная записка, где отражается районирование территории по природным условиям, описание современных физико-геологических процессов, влияющих на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги и сооружений на ней, соображений о возможности использования местных дорожно-строительных материалов и грунтов; рекомендации по использованию дорожно-строительных материалов, а также отходов горнодобывающей промышленности.

- Схематическая инженерно-геологическая карта масштаб - в зависимости от сложности ситуации применяется 1:100000 - 1:500000.

- Ведомость обследованных месторождений дорожно-строительных материалов.

- Таблицы, фотоснимки и др.

Для сложных и больших по протяжению объектов изысканий для ТЭО выполняются с повышенным объемом наземных работ: на основании топографических и инженерно-геологической карт намечаются характерные эталонные участки, где производят полный объем инженерно-геологических обследований. Полученные данные распространяются на остальное протяжение трассы, что позволяет получить более точные данные об объемах работ и стоимости строительства дороги.

IV. Инженерно-геологические изыскания для составления технического проекта

4.1. Инженерно-геологические изыскания для составления технического проекта являются подробными изысканиями и заключаются в инженерно-геологическом обследовании трассы принятого к разработке варианта (или нескольких вариантов), выявлению особо сложных мест и обследованию их по индивидуальным программам; обследовании мест устройства искусственных сооружений и гражданских зданий; обеспечению строительства грунтами для насыпей и дорожно-строительными материалами.

4.2. В состав работ при подробных изысканиях входит:

- сбор сведений по природным условиям района в геологических фондах, ведомствах и организациях (если стадии подробных технических изысканий предшествовала стадия ТЭО - собираются дополнительные сведения);

- инженерно-геологическая съемка в масштабе составляемых планов трассы с подробным попикетным описанием притрассовой полосы на ширину полосы съемки;

- буровые и шурфовочные работы по трассе (в случаях, где это целесообразно с применением, геофизических методов) с целью изучения грунтов как основания и материала для возведения земляного полотна в местах строительства мостов, труб и других сооружений;

- поиски и разведка месторождений строительных материалов, в том числе грунтов и дренирующих материалов для возведения земляного полотна;

- подробные обследования отдельных мест, требующих индивидуального проектирования (оползни, осыпи, карст, сели, болота, места устройства высоких насыпей и глубоких выемок);

- полевые испытания, грунтов;

- лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов, качественной характеристики строительных материалов, химического состава и агрессивности воды.

4.3. Инженерно-геологические обследования при изысканиях автомобильных дорог производятся, как правило, одновременно со всем остальным комплексом работ, выполняемых изыскательскими партиями.

Общее руководство и надзор за правильностью ведения инженерно-геологических работ изыскательскими партиями осуществляется главным инженером проекта и начальником экспедиции через главного геолога объекта.

При производстве изысканий крупных объектов с большим объемом горно-проходческих и буровых работ, связанных с инженерно-геологическими обследованиями мостовых переходов, оползней и т.п. могут формироваться специальные инженерно-геологические партии или отряды с подчинением их начальнику экспедиции через главного геолога объекта.

4.4. Согласно действующим положениям, инженерно-геологические работы, еще до начала их производства должны быть зарегистрированы в соответствующих территориальных геологических фондах Министерства геологии и охраны недр. Регистрация производится в соответствии с инструкцией о порядке регистрации геологических работ геологическими фондами Министерства геологии и охраны недр.

4.5. В связи с тем, что проходка горно-разведочных выработок (шурфов, буровых скважин) относится к опасным видам работ, при выполнении их необходимо строго соблюдать установленные правила по технике безопасности.

Ответственным за соблюдением этих правил является руководитель работ, который перед началом работ должен провести инструктаж о правилах безопасного ведения работ и необходимые обследования с тем, чтобы убедиться в усвоении инженерно-техническими работниками и рабочими этих правил.

Каждый вновь принятый сотрудник и рабочий должен быть подробно ознакомлен с правилами по технике безопасности.

Факт ознакомления техперсонала и рабочих с правилами по технике безопасности оформляется собственноручными подписями каждого работника в специальном журнале.

На месте производства работ должны быть вывешены памятки с перечислением основных правил по технике безопасности.

А. Подготовительный период

4.6. В подготовительный период перед выездом в поле необходимо:

а) тщательно ознакомиться с техническим заданием на производство изысканий, а также совместно с начальником экспедиции (комплексной партии) изучить по материалам ТЭО, топографическим картам и планам аэрофотосъемки район проложения трассы дороги;

б) при отсутствии ТЭО изучить имеющиеся литературные и фондовые материалы территориальных геологических управлений, институтом Академии наук и других ведомств и организаций, о геологическом строении, почвенном покрове, гидрогеологических условиях, рельефе (района проложения трассы);

- собрать подробные данные о климате района по имеющимся справочникам с дополнением недостающих данных, сведениями, полученными из местных метеорологических станций;

- ознакомиться с материалами изысканий прошлых лет, как у себя, так и других родственных организациях (Ушосдоры, Упрдоры, Облдоротделы и др.). (При наличии ТЭО собираются дополнительные сведения, вновь поступившие материалы по изучению природных условий района изысканий за последнее время);

в) составить на основе систематизации собранного материала краткую пояснительную записку, характеризующую природные условия района проложения трассы, с приложением необходимых таблиц и выкопировок из геологических, почвенных, геоботанических и т.д. карт, при наличии ТЭО;

г) составить программу инженерно-геологических изысканий с определением объема предстоящих работ и сроков их выполнения; составить смету стоимости работ;

д) представить заявки на потребное оборудование, снаряжение, полевые журналы, бланки ведомостей и проч., проследить за отправкой их к месту работ.

4.7. К главнейшим природным факторам, влияющим на условия проектирования, строительства и эксплуатации дороги относятся климат, рельеф, геологическое строение, гидрогеологические условия, состав и свойства почво-грунтов.

По климату района необходимо сделать выборку из СНиП II-А.6-62 следующих сведений:

а) температура воздуха - средняя по месяцам и за год максимум и минимум температур, количество переходов температуры через 0°; продолжительность безморозного периода с переходом температуры через 0° и через +5°, глубина промерзания почвы на открытых и защищенных площадках;

б) осадки: среднее количество осадков по месяцам и за год, максимальное количество (интенсивность дождей и ливней), средняя максимальная толщина снежного покрова, по декадам, время появления снежного покрова и установления устойчивого снежного покрова, время схода снежного покрова;

в) число дней в году с метелями, гололедом и туманами по месяцам и за год;

г) направление и скорость ветра по месяцам.

4.8. По геологическому строению - характер горных пород и условия их залегания, стратиграфия, литологический состав, тектоника района; наличие физико-геологических явлений, оползней, осыпей, селевых потоков и др., сейсмичность района.

4.9. По гидрогеологическим условиям - глубина залегания подземных вод, их характер, возможное колебание уровня, химический состав.

4.10. По почвенному покрову и растительности.

Характеристика почвенного покрова в районе изысканий, почвообразующие породы, гранулометрический состав пород, засоленность и т.п. Растительный покров района изысканий.

Б. Полевые инженерно-геологические работы

4.11. При полевых инженерно-геологических исследованиях выполняются работы, указанные в § 4.2. К полевым работам надлежит относиться особенно внимательно. Только высокое качество выполнения полевых работ может обеспечить получение правильных и надежных исходных данных для проектирования дороги. Небрежное изучение инженерно-геологических условий может привести к крупным и трудно поправимым ошибкам в проекте.

1. Равнинная местность

При производстве инженерно-геологических исследований следует учитывать, что основанием земляного полотна автомобильных дорог в равнинной местности, а в отдельных случаях и материалом для его возведения служат почво-грунты разного гранулометрического состава (глинистые, супесчаные, песчаные), характеризующиеся различными строительными свойствами.

4.12. Линейное инженерно-геологическое обследование трассы автомобильной дороги заключается в инженерно-геологической съемке притрассовой полосы. Съемка сопровождается разведочными работами для составления грунтового продольного профиля по оси проектируемой дороги и поперечных грунтовых профилей на косогорных и сложных участках, а также в местах проектируемых искусственных сооружений.

В местности I-й и II-й категорий (равнинная и пересеченная местность) инженерно-геологическая съемка заключается в подробном попикетном описании инженерно-геологических условий притрассовой полосы на ширину 200 метров (по 100 метров вправо и влево по оси проектируемой дороги). При необходимости эта полоса может быть расширена. Документация съемки производится в журнале попикетного описания. На левой стороне журнала с привязкой к пикетажу изображается схематическая инженерно-геологическая карта в масштабе 1:2000, на которой глазомерно с выполнением минимального количества замеров шагами и рулеткой наносятся геоморфологические и литологические границы, места проявления неблагоприятных физико-геологических процессов (размывы, заболоченность, просадка), места выхода грунтовых вод, обнажения, выработка и т.п. Выделяются однотипные по инженерно-геологическим условиям участки. На правой стороне журнала ведется поучастковое подробное попикетное описание рельефа, почвенно-грунтовых разностей, отмечается тип местности по условиям увлажнения. Описываются геологические и гидрогеологические условия, современные физико-геологические процессы, пересекаемые лота, овраги, места глубоких выемок и высоких насыпей, заболоченные участки и т.д. Намечаются места заложения выработок и геофизических исследований.

Производится зарисовка характерных поперечных разрезов и документация обнажений.

4.13. В попикетном описании уже в поле должны быть даны соображения об оптимальной крутизне проектируемых откосов насыпей и выемок. Важным критерием для определения крутизны являются натурные наблюдения и замеры крутизны устойчивых природных откосов для того или иного типа отложений и разновидностей грунтов, распространенных по трассе.

Приводятся рекомендации по проектированию земляного полотна для каждого однотипного участка. Отмечаются места, удобные для заложения резервов грунта. Изучаются и описываются причины деформаций существующих сооружений, расположенных вблизи трассы; оценивается влияние природной обстановки на условия Производства строительных работ и эксплуатации дороги.

4.14. Для уточнения требуемых данных и составления продольного и поперечных грунтовых профилей широко используют естественные обнажения и искусственно вскрытые разрезы. В дополнение к ним закладывают разведочные выработки.

Наиболее распространенными выработками при инженерно-геологическом обследовании трассы являются шурфы и буровые скважины.

Шурф представляет собой прямоугольную выработку размером (0,8 × 1,7 м) или (1:2,0 м).

При использовании механических шурфокопателей, шурфы имеют круглое сечение различных диаметров. Наименьший диаметр в этом случае может быть рекомендован - 0,8 м.

Шурфы закладываются по оси трассы на глубину - до уровня подземных вод (верховодки или грунтовых вод при близком их залегании), но не менее двух метров.

В тех случаях, когда шурфом вскрывается водоносный горизонт, и дальнейшее рытье шурфа затруднительно, углубление его производится бурением для установления мощности водоносного слоя. Такая комбинированная выработка носит название шурфоскважины.

Между шурфами для уточнения границ почвенно-грунтовых разностей закладываются прикопки глубиною 0,75 - 1,0 м.

4.15. Буровые скважины закладываются при высоком залегании подземных вод, когда требуется установить мощность водоносного слоя, характер водоупорного слоя и т.д.

Кроме этого, буровые скважины закладываются во всех тех местах, где для характеристики грунтово-гидрогеологических условий требуются выработки глубиной более 2-х метров (например, места устройства выемок, высоких насыпей, труб и т.п.). Часто проходка буровых скважин оказывается более простой и легкой, нежели проходка шурфов. Однако заложение последних в дополнение к скважинам при грунтовом обследовании трассы следует считать обязательным.

4.16. Шурфы подразделяются на основные глубиной 2,0 м и более и прикопки глубиной 0,6 - 0,8 м:

а) основные шурфы характеризуют тип почвы и грунта, свойственный данному участку, образованному благодаря определенному сочетанию почвообразующих факторов;

б) прикопки закладываются в тех местах, где по тем или иным признакам, можно ожидать изменения грунтовых и гидрогеологических условий, установленных основным шурфом. Кроме того, прикопки закладываются в случаях, когда расстояние между основными выработками составляет более 1,0 км.

4.17. Схема размещения разведочных выработок и их документация при линейных инженерно-геологических обследованиях основана на том, что определенному сочетанию природных факторов (рельеф, геологическое строение, растительность и т.д.) соответствует развитие определенных, отвечающих этим условиям, почвенно-грунтовых разностей. Следовательно, если участок проектируемой дороги проходит по плато или террасе с горизонтальной поверхностью (при отсутствии выраженного микрорельефа) - то на всем протяжении участка в пределах плато или террасы может существовать только одно сочетание почвообразующих факторов с отвечающим ему определенным типом почвы и грунта. Для установления типа и разновидности почвы и характеристики грунтов в данных условиях рельефа можно ограничиться заложением одного основного шурфа в начале участка и прикопки в конце его.

Если трасса проложена по пологому ровному склону, средняя его часть будет характеризовать то сочетание почвообразующих факторов, которое является типичным для всего склона. Поэтому основной шурф закладывается в середине склона, прикопки в верхней и в нижней трети склона.

При пересечении трассой пологого волнообразного всхолмления основной шурф закладывается в высокой точке всхолмления и раскопка - на пологой части склона.

4.18. Количество разведочных выработок, закладываемых при производстве обследований, зависит от пестроты почво-грунтов, геологического строения и гидрогеологических условий района изысканий. В условиях II дорожно-климатической зоны (зона подзолистых почв), где широкое развитие имеет подзолистый тип почвообразования и сопутствующий ему болотный тип, почвенный покров представлен частым чередованием подзолистых (подзолы, сильно подзолистые и т.д.) к различной степени заболоченности почв (подзолисто-глееватые, подзолисто-глеевые, торфяно-глеевые и т.д.). Частая смена почв и почвообразующих пород приводит к необходимости заложения большого количества разведочных выработок по сравнению с другими дорожно-климатическими зонами. Среднее количество разведочных выработок на один километр дороги для этой зоны составляет от 3 до 5 выработок и даже более. В условиях черноземной зоны с равнинным рельефом и относительно однообразным почвенным покровом количество выработок может быть значительно сокращено. При всех условиях минимальное количество разведочных выработок должно быть не менее двух на 1 км трассы дороги.

4.19. Документация шурфов производится в полевом журнале установленной формы, который переплетается в одну книгу с журналом попикетного описания, все графы которого заполняются четко и с достаточной полнотой простым карандашом. Подчисток и сокращений в записях не допускается. Шурфы, как и прочие выработки, нумеруются порядковым номером.

Обследование месторождений (резервов) грунта

4.20. Земляное полотно автомобильных дорог отсыпается, как правило, из грунтов выемок и грунтов сосредоточенных резервов. Заложение боковых притрассовых резервов допускается лишь в случаях прохождения трассы по неудобным для использования в сельском хозяйстве землям. Такие случаи довольно редки и поэтому очень большое значение приобретает работа по выявлению возможных мест заложения внетрассовых сосредоточенных резервов.

4.21. Перед началом поисков геолог должен получить от главного инженера проекта или от начальника изыскательской партии ориентировочные данные о потребных объемах грунта с привязкой к участкам трассы. Поиски резервов начинают с посещения совхозов, колхозов, лесхозов и других организаций, по землям которых прокладывается трасса.

Совместно с землепользователями намечают возможно близко расположенные к трассе проектируемой дороги и удобные для разработки земельные участки, использование которых для заложения резервов не вызывает возражений со стороны заинтересованных организаций. Границы выбранных площадей наносятся на выкопировку из плана земельных угодий, где землепользователь делает надпись о своем согласии на разработку грунта для строительства дороги в пределах указанных на плане границ. Согласие землепользователя на отвод земли подтверждается райисполкомом. После этого приступают к производству обследований. В результате предварительных исследований участки, где качество грунта низкое (например, переувлажненные глинистые грунты) из программы работ исключаются. На остальных участках производят подробные обследования. В необжитых таежных и пустынных районах, где занимаемые угодья не представляют какой-либо ценности для сельского хозяйства, закладывают притрассовые боковые резервы, грунты которых характеризуются выработками, заложенными для составления грунтового продольного профиля. Поиски и выбор мест заложения сосредоточенных резервов, если таковые требуются, производятся в таких местах с учетом общих геологических данных на основании материалов аэрофотосъемки и поисковых маршрутов, при которых выявляются наиболее близко расположенные и удобные для разработки участки с лучшими по качеству грунтами.

Предпочтение отдается песчано-гравийным и обломочным грунтам.

Ширина полосы обследования, как правило, составляет 10 км. При отсутствии в этой полосе грунтов нужного качества она может быть расширена до 15 - 20 км.

4.22. Подробное обследование резерва заключается:

а) в топографической съемке участка в масштабе 1:1000 или 1:2000 с сечением рельефа горизонталями через 1,0 м. (При простом рельефе местности инструментальная съемка может быть заменена глазомерной);

б) в заложении разведочных выработок (шурфов и буровых скважин) для установления качества грунта резерва, а также выяснения возможной глубины разработки в зависимости от состава грунтов и наличия подземных вод.

При простых геологических условиях и однородных грунтах выработки располагаются по сетке 50 × 50 м и 100 × 50 м. При всех условиях количество выработок не должно быть менее 5 расположенных по контуру обследованной площади и одной в центре участка. При запасах резерва более 50 т.м3 на каждые 1000 м3 грунта приходится не менее 0,5 пог. метра выработок.

4.23. Глубина выработок назначается в зависимости от потребного объема грунта, площади выделенного участка под резерв и условий разработки грунта (близость грунтовых вод и др.). На каждом внетрассовом резерве (независимо от объема добываемого в нем грунта) подлежит опробованию не менее 50 % выработок. Пробы отбираются послойно, но не реже чем через 2 метра.

4.24. Образцы грунта резерва подвергаются полевым и лабораторным определениям:

а) объемного веса,

б) гранулометрического состава,

в) коэффициента фильтрации (для песчаных и супесчаных грунтов),

г) естественной влажности,

д) пределов пластичности (для связных грунтов),

е) оптимальной плотности и влажности (на приборе стандартного уплотнения) проба отбирается с той же глубины, что и проба для определения объемного веса. Вес пробы около 3-х кг. При использовании грунтов для укрепления вяжущими отбирают средние пробы весом 40 - 60 кг при мелкозернистых грунтах и 80 - 100 кг - крупнообломочных.

В состав работ по обследованию резервов входит также обследование подъездного пути от резерва до трассы совместно с инженером-дорожником, заключающееся:

а) в промере лентой (или записи показания спидометра автомобиля) длины подъездного пути;

б) в определении объемов работ по устройству вновь или ремонту существующей дороги (объемы земляных работ, объемы работ по устройству труб, малых мостов и по улучшению проезжей части).

В результате обследований составляется паспорт резерва установленной формы, включающий в себя план резерва, геолого-литологические разрезы, данные лабораторных испытаний и пояснения с рекомендациями по разработке резерва и транспортировке грунта.

2. Горная местность

4.25. Инженерно-геологические изыскания в горной местности имеют особое значение. Само проложение трассы здесь в значительной мере диктуется особенностями геологического строения, устойчивостью склонов, наличием современных физико-геологических процессов - оползней, осыпей, обвалов и т.п. Очертания поперечных профилей скальных выемок определяются в зависимости от характера и состояния горных пород, в силу чего правильная оценка их свойств очень важна для проектирования. Инженер-геолог при работе в горной местности должен ясно и отчетливо представлять себе контуры земляного полотна будущей дороги и уже заранее определить и по возможности точно учесть все неблагоприятные факторы, которые могут возникнуть при строительстве и отрицательно сказаться на устойчивости как земляного полотна, так и других дорожных сооружений.

В попикетном описании трассы должны быть приведет соображения, касающиеся проектирования поперечного профиля насыпи и выемки, которые учитываются при проектировании. Плохая обнаженность, залесованность и труднодоступность местности не могут служить оправданием недостаточно полного изучения инженерно-геологических условий. В таких случаях должны быть предусмотрены соответствующие объемы съемочных и разведочных работ, выполнение которых является обязательным.

4.26. Инженерно-геологические обследования при изысканиях автомобильных дорог в горной местности заключаются в инженерно-геологической съемке притрассовой полосы с заложением разведочных выработок и производством геофизических и привязочных топографических работ.

Инженерно-геологической съемке должно предшествовать обязательное изучение района изысканий по картам, аэрофотопланам крупного масштаба и данным геологического дешифрирования. По предварительно намеченным на картах конкурирующим вариантам трассы в отдельных сложных случаях перед началом наземных изысканий должны быть произведены аэровизуальные обследования. Основой для инженерно-геологической съемки могут служить в этом случае имеющиеся аэрофотоснимки с использованием данных инженерно-геологического дешифрирования. Когда нет аэрофотоматериалов, пользуются имеющимися топографическими картами и планами, а при отсутствии последних планом глазомерной съемки, составляемым геологом в процессе съемочных работ. Все точки наблюдения наносятся на план съемки с точностью до 1-го метра.

4.27. Инженерно-геологическая съемка заключается в натурных наблюдениях ряда точек, расположенных в пределах возможного влияния геологической обстановки на устойчивость будущей дороги в притрассовой полосе со систематизацией и картированием результатов наблюдений. Ширина полосы съемки, как правило, не превышает 200 м (по 100 м в каждую сторону от оси трассы). При пересечении трассой участков сложных в геологическом отношении (осыпи, оползни, сели и т.п.) и другие места индивидуального проектирования, ширина полосы съемки соответственно расширяется. Масштаб съемки зависит от сложности участка и может быть принят от 1:5000 до 1:500.

Особенности выполнения инженерно-геологических изысканий в горной местности, определяются наличием скальных пород и рельефом местности. Если в условиях равнинного рельефа для характеристики грунтов притрассовой полосы обычно достаточно продольного грунтового профиля, то в горной местности выработки и обнажения на оси дороги далеко не всегда дают исчерпывающее представление о напластовании грунтов в поперечном направлении. При наличии скальных пород это имеет особо большое значение. Поэтому инженерно-геологическая съемка в горной местности обязательно сопровождается составлением поперечных геолого-литологических разрезов на всех характерных участках. Особое внимание уделяется точному установлению границ залегания скальных пород.

4.28. Данные инженерно-геологической съемки документируются в журнале из миллиметровки, где с левой стороны производятся необходимые зарисовки в принятом масштабе, а с правой - текстовое описание по участкам с зарисовками характерных поперечных профилей (разрезов). Все точки наблюдений заносятся в журнал и нумеруются, причем описание результатов наблюдений, относящиеся к данной точке, производится на правой стороне журнала. При отсутствии специально изготовленного журнала можно использовать обычную пикетажную книжку.

4.29. При выполнении инженерно-геологической съемки в горной местности точность привязки к трассе на составляемой карте выработок и точек наблюдения должна быть не менее 0,5 - 1,0 метра.

Производится осмотр существующих инженерных сооружений, в особенности земляного полотна. Обязательным является фотографирование объектов наблюдения.

4.30. При проложении дороги по крутым склонам выработки следует располагать на поперечниках (по отношению к оси трассы) и по возможности в пределах сооружаемого земляного полотна. Количество выработок назначается от 2-х до 3-х на одном поперечнике. Каждый участок, сложенный однотипными горными породами (грунтами) должен быть охарактеризован не менее чем одним - двумя поперечниками. Расстояние между поперечниками не должно превышать 200 м. Для каждой выделенной разновидности горных пород устанавливаются группы по трудности разработки, согласно действующей классификации СНиП и ЕНВ. При этом для скальных пород руководствуются петрографическим составом, объемным весом; степенью выветрелости, и трещиноватости.

Для этой цели из упомянутых характерных разновидностей грунтов, особенно из толщи, подлежащей разработке при строительстве дороги, отбираются необходимые пробы грунтов или в виде кусков породы (из шурфов и обнажений) или же в виде керна (из буровых скважин).

4.31. Все заложенные разведочные выработки, а также все обследованные обнажения, расположенные в полосе трассы проектируемой дороги должны быть увязаны в плановом и высотном отношении с осью трассы.

4.82. Кроме обычной инженерно-геологической съемки, выполняемой по трассе проектируемой дороги на особо сложных в инженерно-геологическом отношении участках (оползневые склоны, крутые косогоры, места проектирования тоннелей и других местах индивидуального проектирования земляного полотна), а также в местах устройства искусственных сооружений, производится крупномасштабная инженерно-геологическая съемка на топографической основе планов масштаба 1:1000 - 1:500. В границы съемки крупного масштаба должна входить вся площадь, занятая оползнем, мокрым косогором и т.п. в пределах прохождения трассы.

4.33. При производстве разведочных работ следует широко использовать геофизические методы - электроразведку, магниторазведку и сейсморазведку. Применение этих методов дает возможность сократить объем буровых и шурфовочных работ.

4.34. Особое внимание при выполнении линейных инженерно-геологических обследований уделяется выявлению грунтовых вод и установлению их расчетного уровня, на основании которого определяется руководящая отметка бровки земляного полотна проектируемой дороги.

Возможные колебания уровня грунтовых вод могут быть установлены по данным наблюдений стационарных гидрорежимных станций, а также по данным опроса местного населения о колебаниях уровня воды в существующих колодцах, расположенных в районе проложения трассы. Косвенными признаками возможного колебания грунтовых вод являются наличие признаков оглеения, торфянистых прослойков и влаголюбивой растительности. Рекомендации по определению расчетного уровня грунтовых вод помещены в приложении № 13.

4.35. Участки опасные в отношении устойчивости земляного полотна относятся к местам индивидуального проектирования. Как правило, при изысканиях такие участки обходятся трассой. Если обход невозможен или нецелесообразен по технико-экономическим соображениям, обследование таких участков производят по индивидуальным программам. В таких случаях количество, глубины и размещение выработок, количество точек наблюдений и виды испытаний определяются инженерно-геологическими условиями и указываются в программе работ.

4.36. Объемы работ по проходке выработок на участках, не подлежащих индивидуальному проектированию, назначают в соответствии с таблицей № 1.

Таблица № 1

№ пп

Наименование объектов

Категории геологической сложности местности *)

Глубина выработок

I

II

III

1

2

3

4

5

6

1

Земляное полотно:

а) насыпи высотой до 12 м при косогорности положе 1:3. Расстояние между выработками м, (не более)

500

300

200

Для насыпи не менее чем на 2 м ниже поверхности земли. Для выемки - на величину сезонного промерзания ниже предполагаемой глубины выемки, но не менее 2,0 м.

*) см. приложение № 1

 

б) выемки глубиной до 12 м

 

 

 

 

При длине выемки до 100 м закладывается не менее одной выработки, при длине 100 - 300 м не менее 2-х, при длине более 300 м не менее 3-х выработок

 

 

 

 

2

Земляное полотно при косогорности круче 1:3. Расстояния между поперечниками с тремя выработками на каждом, в м не более

400

200

100

Для насыпи не менее 5 м ниже поверхности земли. Для выемки по п. 1.

3

Резервы грунтов для земляного полотна при площадочном их распространении

 

 

 

Глубина выработок определяется мощностью полезного слоя, потребностью в нем и способом разработки.

Расстояния между выработками по сетке в м не более

150

100

75

 

4

То же, резервы, но вытянутой формы и резервы грунтов для возведения насыпей гидронамывом:

 

 

 

 

- расстояния между поперечниками в м не более

100

100

50

 

- расстояния между выработками в м

100

'>

Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: