Проектирование и строительство нормативно-методические документы arrow Искусственные сооружения на дорогах arrow Руководство по техническому диагностированию автодорожных тоннелей  
15.07.2018
    
Руководство по техническому диагностированию автодорожных тоннелей

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

(РОСАВТОДОР)

 

УТВЕРЖДЕНО

Распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства «Росавтодор»

Министерства транспорта Российской Федерации от 04.12.2000 № АВ-22-р

РУКОВОДСТВО
по техническому диагностированию
автодорожных тоннелей

Москва 2001

В Руководстве даны рекомендации по обследованию, диагностированию (оценке технического состояния), режимам эксплуатации и ремонту автодорожных тоннелей, предложены формы Акта обследования Технического паспорта.

Руководство разработано по заказу Росавтодора Научно-исследовательским центром «Тоннели и метрополитены» ОАО «Научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНИИС)» с привлечением соисполнителей - ЦНИИЭП инженерного оборудования, ЗАО «Метро-Стиль».

Руководство подготовили: доктор технических наук В.Е. Меркин (научное руководство, введение, редактирование); кандидат технических наук В.В. Чеботаев (разделы 5, п. 3.4, приложение Т), кандидат технических наук В.Ф. Сарабеев (разделы 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, приложения А, Б, Г, Е, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, редактирование); Л.А. Воробьев (разделы 1, 2 Ю, приложения Г, Т, Ф, редактирование). В подготовке Руководства приняли участие: кандидат технических наук В.М. Цынков (разделы 1, 2, п. 3.1, приложение Г); Е.В. Щекудов (п. 3.13, оформление работы).

Соисполнители работы: В.П. Зобов (п. 3.10, приложение Н) - ЦНИИЭП инженерного оборудования; К.В. Ланчиков (пп 3.8, 3.9, приложения Д, Л) и И.А. Хлебников (п. 3.11) - ЗАО «Метро-Стиль».

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC o "2-3" h z "Заголовок 1;1" Введение. 2 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600300037000000

1. Общие положения. 2 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600300038000000

2. Подготовительные работы к проведению обследования. 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600300039000000

3. Методика обследования. Номенклатура дефектов. 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600310030000000

4. Дополнительные виды работ. 9 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600310031000000

5. Расчет и прогнозирование несущей способности конструкций, имеющих опасные дефекты.. 10 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600310032000000

6. Составление ведомости дефектов. 11 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600310033000000

7. Методика оценки технического состояния тоннеля, классификация работ по техническому обслуживанию и ремонту. 12 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600310034000000

8. Заключение по результатам технического диагностирования. 13 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600310035000000

9. Технический паспорт автодорожного тоннеля. 13 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600310036000000

Приложение а Перечень основных нормативно-технических документов. 21 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600310038000000

Приложение б Используемые стандартизованные термины.. 22 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600320030000000

Приложение в Классификация видов диагностирования автомобильных дорог и дорожных сооружений. 26 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600320032000000

Приложение г Рекомендуемый перечень основных приборов, инструмента и оборудования для проведения обследования автодорожных тоннелей. 26 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600320034000000

Приложение д Перечень информации, используемой при составлении технического паспорта автодорожного тоннеля. 27 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600320036000000

Приложение е Форма и пример оформления акта обследования тоннельного перехода. 27 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600320038000000

Приложение ж Характерные дефекты, встречающиеся в бетонных, железобетонных, каменных конструкциях и способы их выявления. 32 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600330030000000

Приложение и Виды дефектов проезжей части с определением их характерных особенностей. 33 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600330032000000

Приложение к Форма Книга осмотра водоотливных установок. 34 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600330035000000

Приложение л Форма Журнал отбора проб воздуха в тоннеле. 34 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600330038000000

Приложение м Форма Книга учета работы и результатов осмотра главной вентиляторной установки. 35 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600340031000000

Приложение н Измерение освещенности в автодорожных тоннелях. 35 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600340033000000

Приложение п Форма Книга учета проверки исправности устройств контроля изоляции электрооборудования и электросетей. 36 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600340036000000

Приложение р Форма Книга учета проверки сопротивления изоляции электрооборудования и электросетей. 37 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600340039000000

Приложение с Форма Книга учета проверки заземления электрооборудования. 37 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600350032000000

Приложение т Классификация дефектов и технического состояния строительных конструкций и инженерных систем тоннельного перехода. 37 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600350034000000

Приложение у Оценка технического состояния тоннеля. 38 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600350036000000

Приложение ф Классификация работ по техническому обслуживанию и ремонту тоннельного перехода. 39 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600350038000000

Приложение х Пример Заключение по результатам технического диагностирования автодорожного тоннеля. 40 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600360031000000

Приложение ц Формы паспорта. 41 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600360033000000

Приложение ч Пример заполненных форм паспорта. 45 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600360035000000

Приложение ш Таблицы для заполнения форм паспорта. 53 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003500330035003300380032003600360037000000

ВВЕДЕНИЕ

Техническое обслуживание и ремонт автодорожных тоннелей при современных требованиях к обеспечению непрерывного, безопасного и комфортного движения автотранспортных средств и пешеходов требует достаточно высокой квалификации персонала, наличия специальных средств механизации, контрольно-измерительного оборудования и методики диагностирования технического состояния сооружений и инженерных систем тоннельного перехода.

Настоящее Руководство разработано на основании анализа и обобщения опыта обследования железнодорожных тоннелей и тоннелей метрополитена бывшего СССР, а также на основе опыта последних обследований Дербентского и Рокского автодорожных тоннелей.

Руководство разработано впервые. По мере накопления опыта диагностирования автодорожных тоннелей в Руководство будут вноситься изменения и дополнения.

Замечания и предложения по настоящей работе направлять по адресу: 129085, Москва, ул. Бочкова, 4, Росавтодор, Управление эксплуатации искусственных сооружений.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения настоящего Руководства - техническое диагностирование автодорожных тоннельных переходов, входящих в состав Федеральных автомобильных дорог общего пользования.

1.2. Руководство предназначено для организаций, осуществляющих эксплуатацию и диагностирование комплекса подземных и наземных сооружений тоннельных переходов.

1.3. Руководство разработано в дополнение документов ВСН 24 и ВСН 6 Минавтодора РСФСР [1, 2]. Перечень использованных основных нормативно-технических документов приведен в Приложении А.

1.4. Перечень стандартизованных терминов (обязательных для применения во всех видах документации и литературы), использованных в Руководстве, приведен в Приложении Б.

1.5. Задачами технического диагностирования являются:

оценка технического состояния тоннеля (тоннельного перехода) в целом;

прогнозирование нормального функционирования тоннеля на ближайшую перспективу;

разработка рекомендаций по ремонту и обеспечению нормальной эксплуатации тоннеля;

составление заключения по результатам обследования тоннельного перехода;

заполнение форм Технического паспорта автодорожного тоннеля (тоннельного перехода).

1.6. Настоящее Руководство рекомендует:

методику обследования;

методику оценки технического состояния (диагностирования) тоннелей;

классификацию дефектов и технического состояния сооружений и инженерных систем;

классификацию работ по техническому обслуживанию и ремонту автодорожных тоннельных переходов, согласующуюся в части тоннелей со стандартом [6] и документами [8 и 9];

форму Акта обследования тоннельного перехода;

рекомендации по режиму эксплуатации тоннеля и ремонту объектов тоннельного перехода;

формы Технического паспорта автодорожного тоннеля.

1.7. При выборе вида диагностирования следует руководствоваться классификацией, приведенной в Приложении В.

1.8. Состав, объем и способы обследования определяются полнотой имеющейся документации, наличием другой информации об объекте, техническим состоянием сооружения, доступностью отдельных элементов сооружения для их обследования.

1.9. Специальное обследование и диагностирование тоннелей проводят в плановом порядке с периодичностью 1 раз в 5 лет, как предусматривает ВСН 24 [1], или по мере необходимости (например, после сильного землетрясения).

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ

2.1. Подготовительные работы включают:

· сбор и анализ технической документации и прочей информации об объекте обследования по литературным и др. источникам, изучение результатов предшествующих обследований;

· подбор и подготовку оборудования и приборов;

· подготовку форм рабочих документов для записи результатов обследований;

· выбор порядка и схем проведения обследований (визуальных и инструментальных).

2.2. Для получения предварительной информации об объекте обследования используют: проектную документацию; специальную и периодическую литературу (журналы, сборники научных трудов, научно-технические отчеты, консультации специалистов проектных и производственных тоннельных организаций по отдельным вопросам); информацию, имеющуюся в распоряжении эксплуатирующей организации.

2.3. Техническую документацию о тоннельном переходе (проектную, исполнительную, эксплуатационную, Акты приемки тоннеля в эксплуатацию и др.) представляют в табличной форме:

Номер документа

Название, год изготовления

Изготовитель

Место хранения

1

2

3

4

2.4 В результате изучения технической документации устанавливают:

отступления от утвержденного проекта при строительстве;

соответствие строительных материалов требованиям проекта;

изменения, произошедшие в состоянии сооружения за истекший период эксплуатации.

2.5. Подбор и подготовка к работе необходимого оборудования и приборов.

2.5.1. Характеристики применяемых при обследовании приборов, аппаратуры, инструментов (точность, пределы измерений и пр.), способы их установки и установочные приспособления должны обеспечивать стабильные показания. Рекомендуется использовать стандартные приборы, которые прошли поверку. Использование нестандартных приборов допускается, если по их применению имеются методические указания, утвержденные в установленном порядке.

2.5.2. Рекомендуется использовать приборы, инструменты и оборудование, перечень которых приведен в Приложении Г.

При контроле работы отдельных систем тоннеля могут применяться и другие известные приборы для определения:

· освещенности;

· задымленности;

· предельно допустимой концентрации вредных веществ в выхлопных газах;

· скорости движения воздуха;

· влажности поверхностей;

· химического состава воды, попадающей внутрь тоннеля,

· наличия скрытых разрушений обделки, пустот и неплотностей за обделкой;

· сейсмических и вибрационных воздействий;

· положения элементов тоннеля (геодезические приборы);

и оборудование:

· прессы для определения прочностных и деформационных свойств материала конструкций и грунтов;

· станки для выбуривания керна в обделке;

· современная компьютерная техника для обработки и анализа результатов обследования.

2.5.3. Тарировку, контроль работоспособности и надежности приборов, а также отработку методик измерений проводят, как правило, в лаборатории в приближенных к натурным условиям.

2.6. Подготовку форм для записи результатов обследования выполняют в соответствии с рекомендациями разделов 3 и 6.

2.7. Книги осмотров водоотливных установок, главной вентиляторной установки; учета проверки исправности устройств контроля и сопротивления изоляции электрооборудования и электросетей, проверки заземления электрооборудования должны заполняться сотрудниками эксплуатирующей организации.

2.8. Рабочие схемы проведения обследований - осмотров и инструментальных наблюдений

2.8.1. При планировании работ обследования по результатам изучения имеющейся информации определяют объем работ и составляют схемы обследования. Состав бригад определяют исходя из технической оснащенности обследовательской организации, сроков и объемов работ.

2.8.2. При составлении рабочих схем обследования учитывают особенности конструкции сооружений и инженерных систем. При этом принимают во внимание положения приложений Д, Ж, И и Т

3. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ. НОМЕНКЛАТУРА ДЕФЕКТОВ

3.1. В задачи обследования входит:

· проведение осмотров строительных конструкций и инженерных систем;

· выполнение измерений для уточнения отдельных размеров конструкций и определения параметров дефектов и повреждений;

· составление ведомости дефектов с иллюстрациями (в виде схем, эскизов, фото) наиболее важных или характерных случаев;

· сбор информации для составления Технического паспорта автодорожного тоннеля (Приложение Д).

3.2 Организация работ

3.2.1. Настоящая методика предусматривает различные виды обследования сооружений и инженерных систем тоннельного перехода (см. Приложение В).

3.2.2. В начале обследования проводят рекогносцировочный осмотр тоннельного сооружения, в процессе которого уточняют:

· расположение характерных участков тоннеля;

· местоположение участков, для которых при проведении обследования требуется устройство специальных приспособлений (подмостей, лестниц, специального освещения и т.д.);

· перечень объектов и систем, для которых отсутствует техническая документация;

· места проведения детального инструментального обследования.

3.2.3. Состав и объемы работ по обследованию тоннельного перехода определяют по результатам изучения технической документации.

При отсутствии технической документации и невозможности ее восстановления при первом обследовании тоннеля следует установить:

· длину тоннеля;

· глубину заложения тоннеля;

· геологические и гидрогеологические условия трассы;

· геометрические характеристики обделки;

· материал обделки и его прочностные характеристики;

· габариты тоннеля и вспомогательных сооружений;

· конструкцию и материал проезжей части в тоннеле;

· основные характеристики подходов (отметить опасность оползней, схода лавин, селей и пр.).

3.2.4. Подготовка объектов к проведению обследований (устройство временных подмостей и смотровых приспособлений; очистку сооружения от мусора и грязи; установку реперов; выделение необходимых материалов и рабочей силы; предоставление автотранспорта и передвижной вышки; ограждение рабочих мест, их освещение, регулирование движения в тоннеле и др.) должна производиться:

· в эксплуатируемых тоннелях - дорожной организацией, в ведении которой находится тоннель;

· на вновь построенных тоннелях - строительной организацией, сооружавшей тоннель.

Состав и объем подготовительных работ определяет организация, выполняющая обследование при согласовании с организацией, эксплуатирующей тоннель.

3.2.5. Работы по обследованию выполняют с соблюдением Правил охраны труда и техники безопасности в строительстве [10] с учетом особенностей подземных сооружений [11] и Правил дорожного движения [12].

3.2.6. К началу обследования должна быть полностью закончена подготовка смотровых приспособлений и очистка от грязи частей сооружений, обеспечивающих доступ к обследуемым элементам.

Все смотровые приспособления, оборудование и другие специальные обустройства для обследования должны быть приняты руководителем группы обследователей.

3.2.7. При обследовании рекомендуется вести журнал для фиксации состояния элементов и объекта в целом, а также дефектов (словесно, в виде графиков или схем). Записи в журнале являются полевым материалом и выполняются в произвольной форме, удобной для последующего его использования при обработке результатов обследования и составлении (по требованию заказчика) пояснительной записки к Техническому паспорту тоннеля.

3.2.8. В результате обследования тоннельного перехода следует дать, как оценку технического состояния перехода в целом, так и каждого его объекта в отдельности согласно разделу 7.

3.2.9. Завершать обследование рекомендуется составлением Акта (Приложение Е), который включает:

· наименование объекта обследования;

· краткое содержание выполненных работ;

· выявленные факты по техническому состоянию сооружений;

· краткие предварительные выводы (или предварительная оценка технического состояния) по результатам обследования;

· рекомендации по режиму эксплуатации и ремонту тоннеля.

3.3. Комплекс сооружений тоннельного перехода включает ряд разнородных объектов, обследование которых имеет свою специфику, что требует привлечения к обследованию специалистов соответствующего профиля.

Далее изложение методики обследования ведется по группам однородных объектов.

3.4 При обследовании инженерно-геологических и гидрогеологических условий заложения тоннеля следует установить их соответствие проекту, указав факторы, которые не были учтены при проектировании.

3.5. Подходы, откосы, наземные сооружения

3.5.1. При обследовании подходов к тоннелю в соответствии со СНиП 32-04-97 [13] следует учитывать:

· характер трассы (прямолинейный, криволинейный с радиусом в плане более 350 м, криволинейный с радиусом в плане 350 м и менее);

· вид въезда (равнинный, с подъемом к порталу, со спуском к порталу);

· ориентацию портала при въезде в тоннель (северную ориентацию, к которой относят северо-восточную и северо-западную, и южную, к которой относят юго-восточную и юго-западную).

3.5.2. При обследовании подходов, откосов и вспомогательных инженерных сооружений (подпорных стен, насыпей и др.) выявляют места просадок, подмывов, фильтрации воды, разрушения, а также характеризуют состояние поверхности откосов.

3.5.3. В укреплениях откосов (из сборного и монолитного железобетона, набрызг бетона, мощения, одерновка и др.) выявляют трещины в бетоне, коррозию арматуры в стыках, разрушение швов, продавливание (обычно в местах подмыва грунта под плитой), участки смещения и прочие дефекты плит и других покрытий.

3.5.4. При сползании откосов проверяют правильность назначения заложения откосов, уточняют характеристики грунтов.

3.5.5. На подходах к тоннелю проверяют состояние земляного полотна и покрытия проезжей части, а также ограждений, лестничных сходов, подпорных стен, дорожных знаков. Особое внимание следует уделять отводу воды с проезжей части и обочин, а также состоянию откосов насыпей и выемок в припортальной зоне на длине до 25 м от портала.

3.6. Строительные конструкции тоннеля

В данном подразделе рассматривается обследование:

· обделок тоннелей, штолен, шахтных стволов, проходов (сбоек), ниш, камер;

· порталов, рамп, подпорных стен, вспомогательных наземных и подземных сооружений;

· различных помещений, в том числе для размещения инженерных систем (трансформаторных подстанций, камер вентиляционных и водоотливных установок, водосборников, водоотводных лотков, дренажных штолен и др.).

3.6.1. При обследовании строительных конструкций определяют их техническое состояние, правильность сопряжения сборных элементов, при этом выявляют:

· дефекты бетона и кладки (фильтрация воды и выщелачивание бетона, трещины, раковины, разрушение отдельных участков конструкции и стыков, дефекты в местах сопряжения сборных элементов, нарушения защитного слоя и наружных покровных слоев, остатки дерева от опалубки и забутовки);

· дефекты арматуры и закладных деталей (обнажения и коррозия, пятна ржавчины на бетонной поверхности);

· загрязнение элементов;

· значительные деформации (обнаруживаемые невооруженным глазом).

Характерные дефекты, встречающиеся в железобетонных, бетонных и каменных конструкциях и способы их выявления приведены в Приложении Ж.

3.6.2. Во всех случаях необходимо обращать внимание на участки бетонной поверхности с пятнами ржавчины, что указывает на нарушение водонепроницаемости бетона и гидроизоляции обделки или на недостаточный защитный слой арматуры. Такие участки - очаги разрушения бетона вследствие коррозии арматуры.

3.6.3. Обнаруженные трещины фиксируют и замеряют их раскрытие в наиболее широком месте, используя лупы с делениями, микроскоп МПБ-2 или щупы; длину трещины измеряют линейкой или рулеткой.

Концы обнаруженных трещин, значимость которых в ведомости дефектов оценена от 1 до 3 баллов включительно, помечают масляной краской с установкой контрольных маяков. На трещинах, где контрольные маяки быстро рвутся, рекомендуется ставить специальные маяки с фиксированными измерительными базами (марками), описание которых дано в методических рекомендациях [14]. Указанные работы выполняют сотрудники организации, эксплуатирующей данный тоннель.

3.6.4. Интенсивность развития трещиноватости определяют на основе длительных наблюдений.

3.7. Проезжая часть, тротуары, служебные проходы, сбойки

3.7.1. В процессе обследования проезжей части определяют состояние конструкции дорожного покрытия и деформационных швов, служебных проходов (тротуаров, сбоек, ограждений перил), наличие дорожной разметки.

Виды дефектов проезжей части с определением их характерных особенностей даны в Приложении И.

3.7.2. В асфальтобетонном и цементобетонном покрытиях выявляют: просадки, трещины, неровности и разрушения покрытия с обнажением защитного слоя его арматурной сетки; места скопления воды на проезжей части; нарушения продольных и поперечных уклонов на проезжей части; утолщения покрытия в местах, где новые слои уложены без снятия старых и пр.

3.7.3. В деформационных швах проверяют общее состояние их конструкции.

3.7.4. При осмотре служебных проходов следует обращать внимание на состояние тротуарных плит, блоков, бордюров (положение в плане, высоту, сколы бетона и пр.) и узлов прикрепления перил и ограждающих устройств. В местах заделки перильных стоек и ограждающих устройств, а также в тротуарных плитах необходимо выявлять сколы, трещины и разрушения бетона. Следует проверять вертикальность перил, их непрерывность и полноту заполнения решетки, а в ограждающих устройствах - прямолинейность ограждения, а также выявлять места отрыва горизонтальных элементов от стоек, повреждения ограждений в результате механических воздействий.

3.7.5. Для ограждений, перил и тротуаров перечень дефектов с подлежащими определению количественными характеристиками, приведен в Инструкции [16] и ведомственных нормах [17], разрешается использовать и при обследовании аналогичных конструкций в тоннелях.

3.8. Гидроизоляция, дренаж, водоотвод, водосборники, водоотлив

3.8.1. При обследовании сооружений тоннельного перехода выявляют следующие возможные источники поступления воды в тоннель:

· нарушение гидроизоляции;

· засорение устройств водоотвода (открытых лотков или коллекторов);

· засорение элементов дренажа (трубок, канав, прорезей, скважин, камер);

· промывка тоннеля, тушение пожара;

· нарушения проекта при производстве работ.

3.8.2. Нарушения гидроизоляции определяют по наличию:

· течей, капежа, мокрых пятен;

· ржавых потеков;

· выносов грунта;

· выщелачивания (с образованием сталактитов и сталагмитов).

3.8.3. Неисправность внутритоннельного и поверхностного водоотвода и дренажных устройств (лотков и смотровых колодцев, канав, трубок и скважин, камер водосборников и водоотливных установок) выявляют по степени сохранности геометрических размеров конструкций, стоковой способности вследствие отсутствия уклона, заиливания, засорения, зарастания травой и кустарником.

3.8.4. При обследовании систем водоотвода, водоотлива и дренажа определяют:

· соответствие расчетных сечений фактическим объемам водосбора;

· объем наледей на проезжей части, тротуарах, в водоотводных устройствах, дренажных устройствах и водосборниках;

· состояние теплоизоляции, электронагревателей и калориферов.

3.8.5. Классификацию течей проводят по интенсивности, наличию напора за обделкой, стабильности во времени (в т.ч. их сезонности), агрессивности просочившейся воды по отношению к тоннельным конструкциям и оборудованию в соответствии с Рекомендациями [18].

3.8.6. Производительность насосного оборудования проверяют по показаниям приборов (манометров, расходомеров) или при объемной откачке путем сопоставления с паспортными данными водоотливной установки и замеров фактического расхода потребляемой электроэнергии.

3.8.7. Выявленные при осмотре водоотливных установок дефекты и характер их проявления заносят в книгу осмотра (Приложение К).

3.9. Вентиляция

3.9.1. При обследовании вентиляции автодорожных тоннелей в общем случае необходимо иметь перечисленные ниже материалы.

¨ Документация:

· схема тоннеля (план, профиль с привязкой к местности и сторонам света), роза ветров;

· исполнительная схема вентсистемы;

· инструкция по эксплуатации вентсистемы (с учетом пожарной ситуации);

· наладочная документация вентсистемы перед сдачей ее в эксплуатацию;

· схемы управления основной и вспомогательными вентсистемами;

· схема энергоснабжения с указанием внешних соединений;

· схемы внешних соединений, шкафов, пультов управления.

¨ Сведения об имевших место неполадках в системе вентиляции и водоотлива за эксплуатационный период:

· перебои в энергоснабжении;

· пожары;

· отравления;

· наезды из-за плохой видимости;

· образование наледей.

¨ Сведения о выполненных ранее проверках:

· газовых вредностей в тоннеле с описанием проведенных исследований тоннельного воздуха;

· наличия естественной тяги и ее направление;

· контроля шумов и вибрации от оборудования.

¨ Характеристики оборудования с указанием его типа, завода изготовителя, времени установки.

3.9.2. Исследование тоннельного воздуха проводят по специальной программе, учитывающей требования пп. 7.26-7.39 СНиП 32-04-97 [13] и содержащей: схему тоннеля с поперечными сечениями основного тоннеля, вентиляционных штолен и проходов, места расположения контрольных постов.

3.9.3. Персонал на контрольных постах через определенное в программе время производит отбор проб воздуха и снимает показания приборов (скорость движения воздуха и т.д.), записывая результаты в Журнал, форма которого представлена в Приложении Л.

Пробы воздуха для лабораторных исследований отбирают в специальные сосуды (бюретки), скорость движения воздуха замеряют ручным анемометром.

3.9.4. Замеры скорости воздушного потока производят движением анемометра в соответствии с инструкцией прибора. Замеры потоков воздуха у порталов тоннеля производят одновременно с замерами, выполняемыми на остальных постах.

3.9.5. По результатам замеров вредностей в воздушных потоках, образующихся в тоннеле от движения автотранспорта, делают выводы об эффективности системы вентиляции обследуемого тоннеля.

Примечание - К пробам воздуха прилагают данные о количестве и типах автомобилей, проезжавших через данный контрольный пост в момент взятия пробы.

3.9.6. Результаты обследования главной вентиляторной установки заносят в Книгу учета работы и результатов осмотра главной вентиляторной установки, форма которой дана в Приложении М.

3.10. Освещение

3.10.1. При обследовании системы освещения автодорожного тоннеля определяют:

· соответствие системы искусственного освещения требованиям проекта и нормам, действующим в период проектирования;

· исправность световых приборов и осветительных установок;

· допустимость использования данных установок в существующем виде или после планового обслуживания (замены ламп, чистки отражателей и т.п.).

3.10.2. При обследовании установок системы освещения транспортной зоны тоннеля выявляют:

· количество фактически работающих светильников в дневном и вечернем (ночном) режимах;

· принятую систему перехода с режима на режим;

· наличие или отсутствие промежуточных режимов освещения в зависимости от величины естественной освещенности снаружи тоннеля;

· причины негорения ламп или выхода их из нормального режима;

· состояние отражателей и рассеивающих частей оптической системы светильников.

3.10.3. Освещенность в транспортной зоне тоннеля измеряют с учетом положений, приведенных в Приложении Н.

3.10.4. При наличии пунктов контроля или оплаты проезда, расположенных вблизи портала, допускается снижение современных требований к освещенности на въезде тоннелей на величину, определяемую специалистами при условии удовлетворения требований норм по минимально допустимым показателям.

3.10.5. На основании анализа результатов обследования системы освещения тоннеля дают рекомендации по ее восстановлению или совершенствованию.

3.11. Энергоснабжение, электрооборудование, автоматика, сигнализация, связь

3.11.1. Обследование инженерных систем проводят по двум критериям:

· по соответствию проектной документации;

· по соответствию условиям эксплуатации тоннеля на момент обследования.

3.11.2. В каждой инженерной системе тоннеля выявляют недопустимые отклонения от норм, предусмотренных Правилами устройства электроустановок [21], Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей [22] и проектом.

3.11.3. Специфические результаты обследования заносят в Книги учета проверок:

· исправности устройств контроля изоляции электрооборудования и электросетей, Приложение П;

· сопротивления изоляции электрооборудования и электросетей, Приложение Р;

· заземления электрооборудования, Приложение С.

3.12. Противопожарная защита

При обследовании противопожарной защиты тоннеля устанавливают соответствие ее проекту и требованиям «Инструкции по противопожарной защите подземных выработок» [11, Приложение 7].

По результатам анализа материалов обследования противопожарной защиты делают выводы по целесообразности ее сохранения, восстановления или реконструкции.

3.13. Охрана окружающей среды

3.13.1 При обследовании тоннеля устанавливают:

· соответствие состояния окружающей среды показателям, заложенным в проекте и экологическим требованиям к предприятиям транспортно-дорожного комплекса [23, 24];

· наличие контроля за работой очистных сооружений;

· выполнение работ по отбору проб, анализу стоков водоотлива и пр. [25].

3.13.2. При оценке состояния окружающей среды в зоне расположения тоннеля руководствуются законодательно установленными нормативами предельно допустимого воздействия на окружающую среду - на водные объекты, атмосферный воздух, землю, недра [26].

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

4.1. В зависимости от состояния строительных конструкций и инженерных систем тоннельного перехода может возникнуть потребность в дополнительных работах (в т.ч. по дополнительным соглашениям). В числе таких работ могут быть:

· контроль прочности бетона с помощью неразрушающих методов (ультразвуковых по ГОСТ 17624 [27], склерометрических по ГОСТ 22690 [28], акустической эмиссии и др.);

· местное вскрытие арматуры в железобетонных элементах для выявления ее состояния;

· взятие образцов бетона из конструкций по ГОСТ 28570 [29] для выполнения лабораторных испытаний по ГОСТ 10180 [30] (например, при подозрении на несоответствие бетона проекту или данным условиям эксплуатации);

· отбор проб воды и проведение химического анализа подземных вод [31] для определения степени агрессивного воздействия на конструкции тоннеля (при обнаружении такого воздействия);

· взятие проб грунта для лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости (ГОСТ 12248 [32], ГОСТ 20522 [33]);

· контроль (или уточнение) основных размеров сооружения для выявления несоответствия его фактических геометрических характеристик технической документации;

· постановка длительных инструментальных наблюдений за динамикой развития опасных (критических) дефектов до их устранения с целью предотвращения возможной аварии или для установления причин их образования;

· исследования эффективности работы инженерных систем (водоотвода, дренажа, вентиляции, освещения, энергоснабжения и пр.) в данных условиях эксплуатации тоннельного перехода.

4.2. Признаками, по которым определяют необходимость проверки прочности материала железобетонных и бетонных конструкций могут быть потеки ржавчины на поверхности бетона или белые потеки выщелачивания по трещинам (особенно при наличии сталактитов), сколы бетона около трещин, чрезмерные деформации конструкций и пр.

4.3. Необходимость вскрытия арматуры для контроля ее состояния может потребоваться, например, в местах, где на поверхности обделки имеются ржавые потеки при раскрытии трещин более 0,5 мм. Особое внимание следует обращать на состояние рабочей арматуры.

О результатах вскрытия делают запись в ведомости дефектов, указав при этом вид и степень коррозии, длину пораженного коррозией участка, толщину защитного слоя, прочность бетона дефектного участка.

4.4. Работы, связанные со вскрытием, бурением, вырезанием и выпиливанием образцов, проводят с таким расчетом, чтобы не допустить опасного снижения несущей способности конструкции.

Следует предусматривать меры по своевременному устранению факторов, которые могут снизить долговечность сооружения. Например, участки железобетонных элементов после вскрытия и взятия проб заделывают, перекрывают или усиливают.

4.5. Для выполнения длительных наблюдений организация, эксплуатирующая тоннель, устанавливает специальные долговременные марки (п. 3.6.3).

Виды наблюдений (измерений), а также их периодичность определяются специальной программой работ в зависимости от характера и прогнозируемой скорости протекания изучаемых явлений.

Длительные наблюдения в зависимости от их цели, содержания и объемов работ выполняет организация, осуществляющая обследование, или эксплуатирующая организация.

5. РАСЧЕТ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ КОНСТРУКЦИЙ, ИМЕЮЩИХ ОПАСНЫЕ ДЕФЕКТЫ

5.1. К опасным дефектам обделки, существенно снижающим ее несущую способность и требующим дополнительной расчетной проверки, в первом приближении рекомендуется относить ослабления (трещины, выколы, участки с пониженной прочностью материала), имеющие длину вдоль тоннеля более пролета выработки.

5.2. Рекомендуется использовать следующую методику проверки степени опасности дефекта обделки.

Первоначально разрабатывают рабочую гипотезу распределения нагрузок, вызвавших обнаруженные дефекты, и производят расчетную проверку этой гипотезы (в тоннелях, в отличие от мостов, действующие на конструкцию нагрузки в общем случае неизвестны). Если расчет бездефектной обделки показывает, что рабочая гипотеза верна (т.е. дефект должен появиться при принятом сочетании нагрузок в месте обнаружения), то прогнозируют развитие дефекта на будущее, и при неблагоприятном прогнозе разрабатывают меры по его устранению.

Усиленную конструкцию обделки, как правило, также проверяют расчетом. Если рабочая гипотеза оказалась ложной, то разрабатывают новую гипотезу до тех пор, пока не получат положительный результат.

Несущие конструкции постоянной обделки рассчитывают по предельным состояниям в соответствии с требованиями [13].

5.3. При расчетах обделки используют параметры грунтов, слагающих горный массив вокруг тоннеля, имеющиеся в проектных данных. При их несовпадении с фактическими определяют параметры грунтов натурными или лабораторными исследованиями в соответствии с разделом 4.

5.4. В общем случае грунты горного массива анизотропны, нелинейно деформируемы и обладают реологическими свойствами. В расчетах допускается использовать изотропные линейно деформируемые и упругопластические модели грунта. Для этих моделей в качестве деформационных параметров принимают модуль деформаций Е и коэффициент Пуассона m, а в качестве прочностных - для мягких грунтов угол внутреннего трения (j и сцепление С, для скальных грунтов прочность на одноосное сжатие sС и прочность на одноосное растяжение sР.

5.5. Границу перехода грунта в пластическое состояние рекомендуется определять по условию разрушения Кулона-Мора.

5.6. Начальные (бытовые) напряжения в горном массиве при отсутствии результатов натурных исследований допускается определять приближенно по собственному весу и прочности грунта, глубине заложения тоннеля, а также по имеющимся данным о тектонике и морфологии горного массива.

5.7. Расчетная модель должна соответствовать фактической работе системы «обделка - массив» с возможно большим приближением.

При расположении тоннеля в неоднородных и анизотропных грунтах, при разветвлении тоннеля, при изменении его сечения рекомендуется выполнять пространственный анализ напряженно-деформированного состояния системы «обделка - массив».

Для участков тоннеля с более или менее однородными условиями по длине допускается использовать плоские расчетные модели.

5.8. Одной из распространенных расчетных моделей является стержневая система, опертая на упругое основание с односторонним отпором, находящаяся под воздействием заданных нагрузок (методика расчета Метропроекта). В этом случае основную характеристику горного массива - коэффициент упругого отпора грунта К - рекомендуется определять приближенно по формуле акад. Галеркина

К=Е/[(1+m)×R],

где R - приведенный радиус эквивалентной по площади круговой выработки.

5.9. Другой распространенной расчетной моделью является модель, в которой грунт подчиняется законам механики сплошной среды - упругой или упругопластической, а тоннельную конструкцию (обделку или крепь) представляют стержневой системой, деформирующейся совместно со сплошной средой. Эта модель позволяет учесть свойства каждого слоя грунта, поэтапную технологию возведения крепи и постоянной обделки.

5.10. Для расчета тоннельных сооружений следует применять специализированные программные системы для инженерных расчетов строительных конструкций, прошедшие апробацию.

В качестве расчетного аппарата для стержневой модели обделки (крепи) с упругими опорами и односторонним отпором рекомендуется использовать программы «РК-6» (Ленметрогипротранс), «Муссон» (Метрогипротранс) или «РОБД» (НИЦ ТМ ЦНИИС).

Для определения усилий в плоской модели, где обделка представлена стержневой системой, а горный массив - сплошной упругопластической средой, рекомендуется использовать комплекс программ «РУПС.03» (НИЦ ТМ ЦНИИС), в котором заложена возможность расчета усилий в анкерах.

5.11. Выполнение требований и рекомендаций раздела 6 позволяет прогнозировать сохранение несущей способности конструкций и нормальную эксплуатацию тоннеля на ближайшие 5-10 лет, то есть до следующего обследования.

6. СОСТАВЛЕНИЕ ВЕДОМОСТИ ДЕФЕКТОВ

6.1. К дефектам строительных конструкций и инженерных систем [Приложение Б, п. 30] относят:

· отступления от проекта или норм, допущенные на стадии строительства без согласования с проектной организацией и ухудшающие эксплуатационные показатели сооружения;

· повреждения сооружения или отдельных его частей и систем, возникшие на стадии эксплуатации от природно-климатических и прочих воздействий.

6.2. Обнаруженные дефекты вносят в Ведомость по представленной форме 6 с примером заполнения в Приложении Ч.

6.3. При составлении Ведомости дефектов рекомендуется группировать их по разделам.

· Тоннель (тоннельная обделка);

· Порталы;

· Проезжая часть;

· Тротуары;

· Служебные проходы (сбойки, рассечки);

· Шахтные стволы;

· Сервисная штольня (дренажная, вентиляционная и др.);

· Подходы, откосы, подпорные стенки;

· Гидроизоляция;

· Водоотвод и дренаж;

· Горный или грунтовый массив;

· Энергоснабжение;

· Вентиляция;

· Освещение;

· Электрооборудование;

· Автоматика, сигнализация и связь (телефон, радиотелефон громкоговорящее оповещение, телевидение);

· Сооружения, здания, которые могут оказывать влияние на тоннель;

· Сооружения и мероприятия по защите от опасных геологических процессов;

· Противопожарная защита;

· Охрана окружающей среды;



Документ сокращен, так как он очень большой. Для просмотра полной версии этого документа пройдите по ссылке Бесплатный заказ нужного документа

 
< Пред.   След. >
Полезное: